fantlab ru

Дино Буццати «Татарская пустыня»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
199
Моя оценка:
-

подробнее

Татарская пустыня

Il deserto dei Tartari

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Молодой офицер Джованни Дрого отправляется на службу в крепость на самой границе с огромной пустыней. Он исполнен надежд сделать блистательную военную карьеру, тем более, что по слухам, совсем скоро начнется война с варварами-татарами, обитающими в пустыне. Крепость готовится к нападению, но войны, на которой Дрого мог бы проявить себя, все нет и нет…

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
100 книг века по версии Le Monde / Les cent livres du siècle, 1999

Экранизации:

«Пустыня Тартари» / «Il deserto dei tartari» 1976, Италия, Франция, Германия (ФРГ), реж: Валерио Дзурлини



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)
/перевод:
Ф. Двин (7)

Избранное
1989 г.
Татарская пустыня
1999 г.
Татарская пустыня
2004 г.
Татарская пустыня
2008 г.
Татарская пустыня
2010 г.
Татарская пустыня. Загадка старого леса
2018 г.
Татарская пустыня
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не просто найти слова для этого отзыва, а всё потому, что давит мощь романа. Хочется передать ощущения адекватно, хотя понимаю, что воплощение неизбежно будет мелковатым и грубым – в сравнении с тем, каким представляется ПРАВИЛЬНЫЙ, в полном смысле соответствующий роману отзыв. «Татарская пустыня» — произведение внушительных силы и глубины. Это роман-притча и роман-отражение, — предупреждение, — ориентир, — постижение. Зеркало, в которое если заглянешь, то увидишь себя в бурном потоке жизни и времени.

«Татарская пустыня» входит в личную библиотеку Борхеса, а «случайным» произведениям там, насколько могу судить, нет места. Роман Буццати по праву считается произведением мировой литературы. Но это всё ярлыки – вещь сама по себе наносная, искусственная. А роман, его наполнение – они Настоящие. По количеству страниц произведение сравнительно невелико, однако как же оно объемно по сути! Роман и аллегоричен, и жизненно-реалистичен.

Дино Буццати – особый для меня писатель. «Мой». Он пишет о том и так, что не просто находит во мне отклик, но резонирует и «звенит». Однако Буццати – писатель каждого. Потому что творчество этого итальянца, не сомневаюсь, затрагивает нутряное. Ибо не может жизнь человеческая не проноситься по неумолимым волнам времени. «Татарская пустыня» — роман о человеке во времени, роман о времени, что сначала течет незаметно и будто где-то в другой реальности, затем настигает, заставляя себя ощущать, и увлекает в своем потоке, а потом – в конце концов – уносится дальше, прихватив с собой, оказывается, жизнь. Оно уносится – таким, каким было всегда, неизменным, но изменившим.

«Татарская пустыня» — роман о времени, ежесекундно изменяющем жизнь, только сначала, до определенного момента, не замечаешь и не понимаешь этого, пребывая в иллюзиях, которые, думаешь, составляют Смысл, а затем – словно со стороны (и от этого еще обиднее и больнее) вдруг остро сознаешь, что, оказывается, есть Река, и она уже унесла тебя от слишком многого, но унесет и дальше. Вопрос только, от чего еще? От чего еще – важного и по-настоящему ценного, что можно пропустить, если вовремя (очень точное слово!) не спохватиться? Думаю, читать этот роман полезнее всего в возрасте от 17-ти до 23-х, когда «ничего не потеряно» и «всё впереди». Однако заглянуть в зеркало и – главное – принять и повзрослеть сущностно не поздно никогда. И это автор подчеркивает финалом произведения.

«Татарская пустыня» — это роман о личности, возможности ее внутреннего, духовного развития. Если скажу, что это произведение о жизненной трагедии, касающейся каждого, то буду в равной степени и прав, и не прав. Ведь достаточно принять Реку, осознать себя в ней, прийти в согласие с природой, как исчезнет свойство трагичности, а вслед за ним и чувство фатальной разрушительности времени.

В романе автор изображает мотивы и ожидания от жизни, движимый которыми человек сам загоняет себя в ловушку. Буццати показывает как силу убедительности, так и абсолютную бессодержательность и иллюзорность подобных устремлений. Вновь эффект зеркала. Автор очень точен и мудр. И заглядывает он глубоко. Потому и является произведение таким пронзительным и мощным.

Неоднозначное у меня впечатление от авторских характеристик чувства любви и соответствующих отношений, которые, впрочем, вплетены в повествование лишь вскользь. Есть подозрение, что Буццати не имеет ввиду именно настоящее это чувство, а говорит о том, что часто за него выдают – оболочку без должного содержания. Хотя возможна и иная трактовка, которая не влияет на органичность произведения и целостность его восприятия. Впрочем, всё в «Татарской пустыне» служит главной идее. И нет в романе лишнего: ни образа, ни эпизода, ни строчки.

Язык «Татарской пустыни» прост. Но как же точен! А это уже многое говорит о таланте автора. Сюжетная канва весьма скупа, произведение лишено событийной динамики. Но ведь это роман-притча. И читается он с интересом – не тем, который возникает, когда читаешь / слушаешь какую-нибудь занимательную историю, но интересом, свойственным процессу духовного познания, куда при этом примешиваются ощущения узнавания, понимания, сопричастности, выступающие своего рода условиями наложения – наиболее «правильного» и полного – содержания романа на восприятие.

И выходит так, что главного героя, Джованни Дрого, чувствуешь, видишь мир его глазами, ощущаешь то и так, что ощущает он. И Крепость, где служит герой, становится не просто местом действия, но той самой Крепостью, в одном из помещений которой стоит твоя кровать, и когда ложишься спать, слышишь, как «хлюпает цистерна», и еще звуки голосов перекликающихся солдат; а когда выходишь на стену и смотришь на север, туда, где безжизненным полотном раскинулась татарская пустыня, чувствуешь, как ворочается где-то внутри тянущее ожидание, готовое – стоит только увидеть хотя бы только признаки искомого, желаемого – пробудиться радостным волнением в предвосхищении близости в твоей жизни больших событий – тех самых, что ждешь всю жизнь, но о которых не говоришь и не скажешь никому. Потому что они – сокровенное. И ты, привыкший ждать и верить, верить и ждать, знаешь, что о подобном мечтает почти каждый в Крепости. И это тебя с ними одновременно и роднит, и заставляет относиться с настороженностью – вдруг шанс обрести мечту выпадет не тебе.

Глазами Дрого я видел Крепость изнутри и со стороны, испытывая те разные чувства, которые по воле автора владели героем. На протяжении повествования я был одновременно и Джованни, и самим собой, пропуская через себя мысли и переживания героя. Несколько раз перечитывал отдельные абзацы, восхищаясь поразительной, невозможной точностью характеристик, образов, состояний. Финал же читался очень медленно (и это было совершенно не намеренно) – потому что прочувствовалось – будто бы само по себе – каждое слово. А последние строки – как же в них много всего!..

…Много всего в романе, очень объемном, глубоком, мощном, Настоящем.

И вот еще что – Буццати ни к чему не призывает и не старается учить. Он лишь подносит зеркало.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неторопливый философский роман, льющийся первое время тоненьким горным ручейком, но постепенно набирающий силы и обороты, а под конец превращающийся в мощный поток, ледяной лавиной сметающий всё на своём пути, в котором, вопреки постоянному нагнетанию обстановки, практически ничего не происходит — о скоротечности человеческой жизни, которая проходит мимо, пока ты занят соблюдением освященных временем и традицией ритуалов гарнизонной службы, прислушиваясь по ночам к ожидаемым, но всегда внезапным и оглушительным звукам капающих из протекающего ржавого бака капель, и потом целыми днями стоишь на крепостной стене под палящим солнцем, просматривая окрестности через старую подзорную трубу в поисках неведомых варваров, которые всё никак не покажутся на горизонте, и которые могут оказаться кем угодно — и реальными соседями-северянами, и мистическими остатками войск Чингиз-хана, а то и самого Александра Македонского, заблудившимися в пустыне или во времени, байки о которых рассказывают с первых дней службы, и к созданию которых приложил руку ты сам — и в этом романе всё начинается с того, как один молодой герой по имени Дрого — как некогда Гринёв, и как когда-нибудь, в той же далёкой стране, Привалов — приближается к месту своего назначения — пограничной крепости Бастиани, которая долго маячит на горизонте и никак не желает приближаться.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возвышенное и одновременно красивое повествование о старении и попусту потраченной жизни. Напиши роман не Буццати, он мог бы быть ужасен, потому что на самом деле что происходит? Человек год за годом живет завтрашним днем, который вернет его в день вчерашний, и можно будет переписать жизнь наново. «Сегодня» в жизни Джованни Дрого тоже присутствует, но скорее как временное неудобство, как пережидание — ради «завтра», ради свободы, ради чего-то значительного. По мере того, как герой стареет, мечта о возвращении из крепости в город истончается, претерпевает метаморфозу, сублимацию до состояния эфемерной надежды, но он продолжает за нее цепляться, отводя ей при этом положенное место — завтра. Такая грустная итальянская маниловщина. Говорят, что когда Буццати писал «Татарскую пустыню», он получил предложение работы от «Коррьере делла сера» — самого крупного итальянского ежедневника. Он его не принял, потому что, если бы принял – читай его роман.

«Татарская пустыня» — роман о двух ипостасях, и трудно сказать, какая их них важнее. С одной стороны — это история одного человека, а с другой — рассказ о человечестве и прокрастинации. О многих из нас и о том, как мы тратим жизнь — грезя о времени, когда живешь сегодня, потому что «завтрашний день сам о себе подумает». А в результате — всегда «завтра» и никогда «сейчас». В этом произведении нет ни грана назидательности, ни молекулы. Автор никуда не подталкивает своего героя, не осуждает – он лишь созерцает происходящее, как Экклезиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

Книга заканчивается смертью Дрого. Жизнь прожита, и не такая уж она и короткая для своего времени, пора уходить. Но вот эта смерть, достойная, с улыбкой уже откуда-то по ту сторону порога, превращает серый мир «Татарской пустыни» в серебристо-серый, и годы монотонного существования низачем, ожидания не поймешь, чего, как бы наполняются смыслом, хотя, казалось бы, откуда ему взяться? И тем не менее...

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть в литературе романы жанра “экшн” — динамичный сюжет, сплошное напряжение повествовательного ряда, активная жизненная позиция персонажей, стремящаяся раскрутить пружину читательского внимания на максимальные обороты. «Татарская пустыня» — роман анти-экшн. Если вам понравилась новелла Дж.Р.Р.Мартина «Мистфаль приходит утром», то роман Буццати не оставит вас равнодушным: та же картина ожидания отложенного чуда, заволакивающая жалкий человеческий разум мощь вселенских просторов, и горькое осознание ничтожности, ненужности и одиночества человека. Военный формализм доведен Буццати до абсурдного совершенства, паранойя томится в ожидании повода для геройства, задолго до войны люди гибнут из-за мелочей с единственной целью — стать Героями. Неважно, как ты жил, главное — красиво умереть. Эта парадигма пронзает остро отточенным клинком весь маг.реализм, Буццати тут не исключение. Ведь жизнь зачастую — это однообразная серая череда банальностей, доводящая своей монотонностью до полного и бесповоротного отупения кого угодно, будь он хоть семи пядей во лбу. Выжить человеку помогает только призрачная «иллюзия, что самое главное у него еще впереди».

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джованни Дрого, молодой лейтенант, прибывает нести службу в крепость Бастиани. Крепость стоит на границе с пустыней, большую часть которой скрывает туман. Гарнизон крепости ждет нападения врага.

В воздухе Бастиани витает предвкушение атаки. Вот-вот из пустыни придет армия, вот мы станем первым оплотом на пути врагов. Но годы летят, крепостная рутина продолжается, из пустыни нет никого. Все рутинно настолько, что инцидент с лошадью, которая появилась возле стены, комендант крепости воспринимает чуть ли не со страхом. Не могут же они действительно напасть? Не может быть, чтобы все годы ожидания оказались не зря.

Дрого привыкает к жизни в крепости, привыкает постоянно смотреть в туман пустыни, ища вражеское войско, привыкает даже к канистре, булькающей за стеной его комнаты. Очень показательный эпизод возвращения Дрого в родной город, в отпуск. Он стал другим человеком, Бастиани как будто забрала себе его жизнь. Знакомые изменились, завели семьи, у них совсем другие взгляды и перспективы. Мать привыкла жить одна, девушка, которая нравилась Дрого, ощущается пустышкой, братья разъехались.

Финал романа очень жесток, по отношению к Дрого. Подарив всю жизнь пограничной крепости, Дрого наконец-то дождался войны, но если дух ему не изменил, то ему изменило тело.

Буццати создал маленький шедевр. У каждого есть такая «пустыня», все ждут, что вот-вот и все переменится, что случится чудо и жизнь обретет смысл. Некоторые разворачиваются и уходят, берут свою жизнь в свои же руки. Многие так и остаются ждать. Может год, может пять. Но лучшие годы жизни проходят, уже нет смысла что либо менять, и самоцелью становится ожидание, предвкушение. А потом больно бьет осознание, что вся жизнь была потрачена зря, а ожидаемое произошло, но с другим. И ничего не остается, кроме смириться.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такая мягкая нагнетающая мистика, предвосхищение каких-то событий, которые происходят тогда,когда уже не ждешь. Интересная умная книга. Прочитал без рекомендаций,затем с удивлением обнаружил, что писана аж в 1940м...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ценнее ожидание праздника или сам праздник, процесс или результат. Каждый ответит на него по разному.

Главный герой Д.Дрого военный посвящает всю свою жизнь ожиданию битвы и тут, совершенно однозначно сказать нельзя счастлив ли он в своем выборе или нет. С одной стороны каждый день его жизни наполнен смыслом, он несет службу с мыслью о великой идее нападения врага и сражения с ним. Мирская жизнь кажется ему пресной и бессмысленной, он теряет связь с родственниками, друзьями и бывшей любовью. А враг все не нападает. С другой стороны все окружающее дает понять, что такая битва никогда не состоится. Это видно по рассказам ветеранов, таких же мечтателей о битве, состарившихся так и не дождавшись сражения, по бесполезности разваливающейся крепости, по тому, что никто из гражданских не помнит о крепости, враге, по ненужности территории охраняемой крепостью даже по тому, что головное командование сокращает гарнизон крепости, так как не видит угрозы нападения. Роман, о силе веры человека, ведь главный герой верит в нападение, несмотря ни на что вышеперечисленное, он находит новые причины верить в будущую войну продолжает вести наблюдение за потенциальным противником. Еще этот роман об одиночестве, в итоге Д. Дрого остается один со своей верой.

Автор не делает никаких выводов, каждый читатель делает их сам при прочтении произведения. Роман про жизнь, а она не может быть правильной или нет, у каждого она своя. У кого-то она проходит в ожидании, а у кого-то наоборот в отсутствии ожиданий.

Прекрасная история о том, что никогда не случится, но и палка раз в сто лет выстрелит …

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серая, как окутавший дальние горы туман, история о напрасных надеждах и потерянном на них времени, — этим и красивая. Простая, легко читаемая и жестокая в своей прямолинейности и доходчивости — знак качества прозы Буццати. Занимает почётное место на полке рядом с Сартровским «Ставок больше нет» и «100 годами одиночества».

upd. Вот где открытая концовка-то. Но в любом случае, свою последнюю тяжёлую битву Дрого должен был выиграть.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх