FantLab ru

Юрий Уленгов «Метро 2033: Грань человечности»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Голосов:
50
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Грань человечности

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Аннотация:

«Метро 2033» Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы московского метро. Их приключения на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду!

Сквозь снег и мороз, через постъядерную тайгу и безмолвные, пустующие города. По снегу и льду Байкала туда, куда влечет тебя собственное безумие. В Иркутск. Пройти по краю, постоянно балансируя на тонкой грани человечности. Переступить ее, когда нужно быть зверем, — чтобы победить тех, кто давно перестал быть людьми. Взять верх над природой, врагами и самим собой. Чтобы выжить. Чтобы спасти тех, в чьем существовании не уверен. Чтобы понять: осталось ли в тебе самом что-то от человека — или зверь, проснувшийся семнадцать лет назад, — безраздельный хозяин твоего сознания.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 372

Активный словарный запас: средний (2951 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2016 // Приз читательских симпатий

лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2017 // Ржавый Артём. Лучшая мужская роль. Захар Прокофьев


Издания: ВСЕ (2)

Грань человечности
2016 г.

Аудиокниги:

Грань человечности
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы не сцена битвы с очень и очень и очень нереалистичными мутантами в конце книги, поставил бы твердую девятку. К сожалению, одна сцена очень сильно портит общее впечатление, когда хотелось, чтобы серьезный тон произведения сохранялся до самого конца, но автор как будто работая по ТЗ запихнул эпическую бойню. Касательно всего другого это действительна одна из лучших книг в проекте.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно я зарекся больше не писать полноформатные отзывы, ограничиваясь парой абзацев с общими впечатлениями от книги. Но, подумав, решил всё же делать исключение для произведений, которые смогли поразить меня до глубины души. Собственно, сегодня на повестке одно из них...

«Грань человечности» не является первой моей книгой за авторством Юрия Уленгова. Я читал «Закон и порядок» — весьма годный фантбоевик по вселенной Артёма Каменистого; и «Путь в Альвиору» — ЛитРПГ в авторском мире, которое мне не зашло. Следующим на очереди должен был быть «Хакер», но так получилось, что хорошая подруга одолжила мне именно «Грань человечности», поэтому «Хакер» отправился в долгий ящик, а я начал знакомство с данной книгой.

Роман вышел суровым, жестким, холодным и пронизывающим до костей, как беспощадные сибирские ветра. Именно ощущение холода не покидало меня на протяжение всего романа. Зима и лютые морозы чувствуются прямо сквозь страницы.

Таков и сам Захар – главный герой книги – огромный, суровый мужик, настоящий воин, способный в одиночку прожить в тайге почти двадцать лет. Юрий великолепно поработал со своим героем: в него веришь сразу и безоговорочно. Веришь во всё то, что ему приходится преодолеть на пути к своей цели, во все принятые им решения. Автор постепенно, шаг за шагом раскрывает его: рассказывает о его прошлом, семье. Именно эти вещи рассказывают нам, почему Захар стал тем, кто он есть, почему поступает так, а не иначе, объясняет его цели и мотивы.

Вообще в этом романе нет хороших и плохих героев. Есть только живые и мертвые, и тот, кто остался жив, тот и прав. Потому что в мире после апокалипсиса уже нет деления на добро и зло. Есть лишь желание выжить любой ценой, а та самая Грань человечности сгорела в ядерном пожаре далекие двадцать лет назад. Люди это поняли и сняли с себя ненужные в новом мире маски, и стали теми, кто они есть на самом деле.

В романе есть такая фишка, что не всё повествование идет от лица Захара. Местами книга переключается на абсолютно эпизодических героев, некоторые из которых погибнут спустя пять минут, и рассказывает их историю. И это делает абсолютно всех персонажей романа живыми. Каждый из них по ходу книги рассказывает нам свою историю и обретает характер, а некоторые из них ещё и открываются читателю с абсолютно иной стороны. И поэтому им также, как и Захару, безоговорочно веришь.

Сюжет для меня примечателен тем, что конечная цель главного героя до самого конца остается загадкой. Конечно, мы знаем, что Захар направляется в Иркутск, но вот зачем – неизвестно. Поэтому у меня просто язык не поднимается назвать его «Путешествием из А в Б», хотя в теории это именно так. Финал же у книги просто опустошающий. Если к началу последней главы в голове у меня был целый ураган мыслей и эмоций, то, когда я перевернул последнюю страницу, всё это бесследно исчезло. Осталась только чувство безысходности и тоски. А отдельно хочется выделить сцену, показывающую судьбу ПГТ Золотое-1 – вот прямо запомнился этот момент.

Несмотря на то, что Юрий – мастер крутых ураганных боевиков, у этой книги темп очень неспешный. Даже во время боев и погонь чувствуется, что всё это – лишь фон, поверх которого ложатся как раз те самые рассуждения о человечности и её грани. Поэтому назвать эту книгу боевиком нельзя. Я окрестил её психологическим триллером с элементами драмы и хоррора (вспомнить только сцену с бункером, полным трупов или эпизод со священником – до сих пор мурашки по коже). Но это никак не влияет на качество боевых сцен. По моему скромному мнению, они исполнены на высочайшем уровне и балуют читателя разнообразием. Здесь вы точно не найдете однотипных перестрелок, ибо каждая боевая сцена в книге индивидуальна.

А вот разнообразием и описанием окружающих пейзажей книга особо не отличается. Оно и понятно: где бы не очутился Захар, в глухой тайге или в центре Иркутска, его всегда окружает снег, потому и описание очень скупое. Хотя я бы всё равно хотел увидеть чуть более подробное описание того же бункера военных или поселка старателей, деталей которых в романе совсем уж мало.

В общем, книга мне невероятно понравилась и, как было сказано в самом начале, поразила до глубины души. Такого чувства обреченности и опустошенности я не испытывал со времен дилогии Таштабанова «Хроники мёртвых». Роман получился великолепным во всех аспектах, я не увидел в нём ни одного слабого места. Он точно займет одно из первых мест в моём списке лучших книг ВМ2033. Тем, кто не знаком с этим произведением, настоятельно рекомендую прочитать.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самым своим началом «Грань» не воодушевила. На следующий день после проглоченных на раз-два книг об Айвэне через скучноватые — нет, красивые, атмосферные, угнетающие, но все же не зацепившие лично меня описания катастрофы и мародерки — продираться было тяжело. От того, чтобы отложить книгу до лучших времен, удерживало лишь данное товарищу обещание, который называл эту книгу едва ли не лучшим произведением Юрия.

В какой-то момент показалось, что не смогу. Из последних сил и стыда перед другом добралась до чего-то, напоминающего развитие сюжета, а не просто погружения в атмосферу, и... тут Остапа понесло.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первое, что заставило встрепенуться — это будничное возвращение главного героя к жене и дочери. Которому не суждено было состояться по причине их ухода из жизни. До последнего ожидала встретить продолжение скучной романтичной истории, раз уж автор так безапелляционно и недвусмысленно подтянул к ней ниточки. Ровно до короткого, без изысков предложения — «Он стоял и смотрел на два грубо сколоченных креста». Как говорится, «и мир вокруг перевернулся».

Простая, но неожиданная игра на чувствах читателя безоговорочно меня подкупила, настроив на куда более интересную историю, чем казалось поначалу. С этого момента читать хотелось жадно и безотрывно, краем сознания наслаждаясь мастерским слогом автора. К слову, на полное прочтение книги при объеме в, если не ошибаюсь, почти 800 тысяч знаков, ушло 5 или 6 часов – а это чего-то да значит.

Даже несмотря на обилие того, что можно назвать «жесть и чернуха». Вот уж действительно «Грань» — не только человечности, но и комфорта прочтения. Нечасто бывает настроение настолько глубоко погружаться в атмосферу безысходности и жестокости. Раньше когда-то такое увлекало — когда серия «Метро» еще только несмело выходила за пределы Москвы. Позже отпустило и захотелось чего-то попроще и подобрее. Хэппи-эндов хотелось, чтобы компенсировать негатив вне книжных строк. Но в «Грани» жестокости ровно столько, сколько необходимо для раскрытия мира и персонажей. Пожалуй, и не выкинуть из текста, и не избежать её. Тут или «как есть» читать, или не читать вовсе – и, наверное, позже пожалеть об этом.

За поступками главного героя скрывается целый ворох причин, начиная от глубокой предыстории и заканчивая опытом, который он получает в ходе развития сюжета. Не могу сказать, что сопереживала ему, но, во всяком случае, верила.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Из нелюдимого лесника с психологическим расстройством он превращается в нормального, в общем-то, мужчину. Обычного, живого, наконец-то достойного того, чтобы за него болеть, а не просто наблюдать со стороны.
Причем к концу книги поймала себя на мысли, что даже не понимаю, сколько ему лет. Он словно... молодеет, что ли. Эдакий Бенджамин Баттон посреди тайги. Не знаю, намеренно ли автор так лихо закрутил сюжет, или же это такая «побочная плюшка», но вышло впечатляюще.

Уленгов из раза в раз щедро посыпал дорогу Захара ружьями – и не только теми, которыми герой отстреливается от плохишей. То тут, то там, то здесь – бедолагу мучают подозрения, плохие ощущения и прочие призраки. И они выстреливают. И ни разу ты не можешь предсказать, как именно они выстрелят. Позже прекращаешь бесполезные попытки и просто молча читаешь дальше с мыслью «Да что же ты, зараза, приготовил на этот раз?».

В сравнении с «Внешником» и «Трейсером» кажется, что «Грань» написана другим человеком – совершенно другой стиль повествования, гладкий, всеобъемлющий, уверенный, детализированный настолько, чтобы передать читателю визуальную картинку, но не утяжеляя этим текст. Напоминает американские горки, начинающиеся неспешным подъемом на гору, многократным чередованием резких спусков и подъемов и заканчивая на удивление светлым и трогательным финалом. Придавая смысл всем оставшимся за плечами горкам и похождениям.

В общем и целом, времени, потраченного на колоссальную по объемам и мрачную «Грань», нисколечко не жаль. Что сюжет, что стиль – прекрасны, «вкусны» и достойны того, чтобы с ними ознакомиться.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всем роман хорош: и сюжетная линия в меру извилистая, и главный герой очень дозированно жесток и благороден. И враги его убедительны в своих злодеяниях, а друзья и любимые таковыми остаются навеки. Прямо-таки эпос выживанию. Автор, хоть и говорил, что романтики не будет, но тут ее хоть отбавляй, причем через страницу. Но вот меня лично, едва начал читать, дернуло в одном месте: все, что описывает уважаемый автор, быть не могло! В принципе! В Сибири (а все, что за Уралом, для меня, волжанина, есть Сибирь), я был крайне недолго и навсегда запомнил эти жуткие сухие морозы, лопнувшие до корней деревья, «стеклянные» тушки неудачливых зверюшек и обморожения вдоль швов одежды. И это я всего одну зиму там пробыл! А тут целых двадцать! Или сколько там... но немало. Фотосинтез прекращается навсегда. Травоядные дохнут от голода, хищники, не успев мутировать до медведей-броненосцев и приматов-мясоедов, отправляются вслед за добычей. Выжившие человеки некоторое время питаются старыми запасами (в их стратегическом количестве я искренне сомневаюсь), а затем также успешно дохнут от недоедания и скорбута. На мой взгляд, трех зим хватило бы с избытком. Поэтому герою просто не было бы, где развернуться.

Но читается почему-то с удовольствием. Рекомендую автору взяться покрепче за тему. И да, поменьше слов и мыслей о том, где та самая грань проходит. Об этом третье тысячелетие, если не больше, говорят... до очередной мировой или не очень войны. А потом, похоронив тех, кому не повезло, снова говорят, говорят...

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С “Гранью” я знакома ещё с тех пор, когда появлялись первые главы на самиздате. Помню, тогда на меня текст произвёл просто неизгладимое впечатление: Грань вошла в разряд самых любимых книг. А потом как-то поленилась дочитывать свежие главы, затем пошли согласования об издании, редактуре текста и тд, и я совсем о книге забыла. Ну как, помнила, что такая есть, на этом всё и закончилось.

И вот, спустя полгода после выхода книги, меня всё же дернуло её почитать. Абсолютно случайно, без каких-либо предпосылок, открыла и села, хотя до этого уламывала себя месяцами. Не пожалела.

Сразу хочется отметить легкость чтения книги. Текст льётся. Если на словесных конструкциях и нудных описаниях других авторов у меня ломаются глаза и выключается мозг, то в “Грани” такого не было ни разу. Книга заходит легко в любом состоянии: сонном, бодром, уставшем или вместе с чашечкой чая в любое время дня.

Сюжет книги порадовал. Я не лютый фанат постапа, мне практически не с чем сравнивать, но это и не важно. Впечатление осталось хорошее. Всё продумано, всё отполировано до зеркального блеска. Даже когда я было увидела какие-то нестыковки, я вернулась на несколько страниц раньше и поняла, что нестыковки — это исключительно пропущенные мною строки из-за слипающихся глаз.

Очень понравилась концовка. Наполовину я её угадала ещё в середине книги, но Юра придумал намного менее банальный сюжетный поворот, который искренне восхитил. Комментировать не буду, дабы не спойлерить.

Немного не понравилось то, что часть жести сильно покромсали. Понятно, что ради печати, ради пометки 16+, но всё же с той жестью, что была раньше, книга была чуть ярче, чуть ближе к реальности, с полным погружением. Цепляла сильнее. Настолько сильнее, что прямо искренне верил, что так оно и есть, как будто это на твоих глазах происходило. Не скажу, что конечная версия не реалистична, нет. Но на жизнь в этой версии смотришь уже как бы отстраненно, а не погружаясь с головой. Но это единственное, чего не хватило лично мне.

Итог: книга понравилась. Буду ли перечитывать когда-либо? Не знаю, правда, не знаю. Но рекомендовать точно буду. Спасибо тебе, Юра, огромное человеческое, за твои труды, упорство, увлеченность делом и искренность. Здорово получилось.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Здесь было холодно, тихо и страшно.» ©

Первая книга в этом году, прочитанная мной, а вернее дочитанная. Не сразу я пришел к ней, ведь с момента выхода прошло достаточно времени. Я не очень люблю серию «Метро 2033», но всё же иногда почитываю избранных авторов из нее, таким и стал для меня Юрий Уленгов. Я уже с ним был знаком по романам в серию «Сталкер», ту что английскими буквами, поэтому знал, что плохой книги не будет. Так и вышло, роман «Грань человечности» мне понравился.

Сибирь. Байкал. Иркутск. Мир, естественно, подчиняется серии, то есть перед нами будущее после третьей мировой, судного дня, апокалипсиса, как ты это не на зови результат один, мир был взорван ядерными ударами. В данном случае, все локации покрыты снегом, Сибирь же все-таки. Главный герой перемещается на снегоходе. В романе присутствует лесная местность, городская, замерзшая водная поверхность и даже подземные бункеры, не говоря уже все возможных строительных объектах. Это позволяет нам сделать вывод, что автор не поскупился на места действия сюжета, что конечно же, положительно отразилось на самом сюжете.

«Угадай с трех раз, кто самый редкий специалист сейчас, после Срани? Ан-нет, не угадал. Специалист по собачьему маникюру самый редкий. А вот врач – самый ценный, настолько, что никто его никуда не отпустит – вот это аксиома, не требующая доказательств.» ©

Главного героя романа зовут Захар, и до «Срани» он работал лесником. Главный герой является расчетливым, жестким, повидавшим в своей жизни всё, мужиком, идущим к своей цели на пролом. Мне даже показалось, что иногда автор перегибал палку в уверенности своего персонажа, но это сделало героя более интересным и запоминающимся. Одна сцена с чаем в монастыре уже о многом говорит, хотя она была еще «релаксовой».

Жил себе лесник Захар не тужил, потом случилась «Срань», жить стало хуже, но что поделать жить нужно. Жил лесник с женой, а позже и дочка родилась, вот где радость. Но сюжета данного романа не было бы если бы все так было хорошо. В жизнь Захара вошли посторонние и «забрали» у него и жену, и дочь. Не украли, а жестоко убили, лишив главного героя книги смысла на жизнь. Разобравшись с проблемами в лице тех самых посторонних, Захар решает двигаться в Иркутск. Его ведет голос его покойной супруги наталкивая на его пока неведанную миссию. Сюжет пришелся по вкусу, но нет в нем какой-нибудь должной интриги или не бывалого сюжетного поворота.

«Интересно, если бы люди знали о том, что произойдет – делали бы они это?

– Что «это»? – не понял Захар.

– Все эти глупые и ненужные вещи. Носились бы, как сумасшедшие, на машинах? Дрожали бы над каждой копейкой, пытаясь накопить на что-то, без чего вполне можно прожить?» ©

Юрий Уленгов написал отличную историю человека, который действительно балансирует на грани человечности. Книга читается легко, а сюжет понятен с первого раза. Хорошее взаимодействие с территорий в книги позволило дать воображению волю и легко представить места действия романа. По ходу чтения появлялись вопросы, но, думаю, вопросы могли возникнуть от того, что были долгие перерывы в чтении и какие-то мелочи были упущены именно мной.

В конце хочется сказать, что с этой книгой стоит ознакомиться всем любителям серии «Метро 2033» и в целом любителям постапокалипсиса. «9/10» — рекомендовано по жанру.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обязательная прелюдия. Не желающим читать лирику и сентиментальность – вам на пару-тройку абзацев ниже.

Мне кажется, что скоро надо отмечать пятилетку моего знакомства с автором Уленговым. Когда мы познакомились, он был совсем даже не автором, а вполне себе честным сетевым пиратом. Тырил книги и без зазрения совести их читал, и не только. Порой даже в таком плохом деле есть что-то хорошее, вот и пират Уленгов скоммуниздил мои собственные «Чистильщики пустошей» и решил мне же про них рассказать. Послать ворюгу в дальнее пешее эротическое мне не позволило только природное любопытство. Оказалось, что не зря.

Юрий Александрович Уленгов, тогда еще не являющийся автором, проявил недюжинные способности к нагловатой манере поведения, нестандартным многочисленным вопросам и живому интересу к лит-деятельности. Чуть позже стало вполне ясно, что действующий пират жаждет писательской известности и немножко злата. Участие падавана Уленгова в нескольких конкурсах это только подтвердило, ну а вступление в ряды авторов-сталкеров только добавило скорости раскрытию его авторского бутона. Бутон этот, правда, изрядно смердел подсохшей кровью, сгоревшим порохом и оружейной смазкой.

Но, как бы то ни было, все произошло в крайне сжатые сроки и уже сейчас можно любоваться третьей книгой Юрия Саныча. Хотя, и это чистейшая правда, для меня она является у него первой и, да покарают меня фанаты «Хакера», единственной по-настоящему приблизившейся к одной категории современного популярного чтива. А именно: великолепно написанному и леденящему душу постап-триллеру с элементами хоррора, насилия и мрачности. Не сойти мне с этого места, если вру.

И, собственно, по самой книге и тому, что получит читатель «Грани»:

Тривиальный сюжет, совершенно не отталкивающий из-за лихих поворотов

Хороший язык рассказчика, держащий в напряжении читателя

Новую гео-локацию, совмещенную с той самой лютесибирской зимой

Неплохие мысли о природе человека и его стремлений

Клевый кусок с подземельем брошенного военного объекта

Подарки для «заклепочников», радостно ждущих авторских ошибок

Харизматичного героя книги, мрачного и убийственного

Замечательное описание таежного постап-быта и особенностей самой жизни

Нехилое количество противников, как живых, так и не особо

Чудесно вписанную мистическую составляющую

И, сука, хардкор. Тот самый, что все чаще интересен даже домашним пай-девочкам, коих выворачивает от розово-зефирных соплей. Что-что, а даже после обрезки текста хардкора здесь в избытке. Но, само собой, надо рассказать подробнее. Приступим, памятуя о фанатах серии, заклепочниках, сюрвайерах и просто любителей боевиков.

Так-то, исходя из текста, героем книги является Захар. Бывший зэк, бывший врач, бывший счастливый человек и бывший лесник. Но, на мой субъективный взгляд, не менее главным героем является Сибирь. Именно она, а не просто куском тайга, Иркутск или Байкал. Именно Сибирь, и не как географическое определение, а как нечто большее. Сибирь, та самая, где слабый не выживет без МЧС, города, отопления и продуктовых магазинов с поликлиниками. Сибирь, делающая мужчину даже из отставного офицера-десантника.

Бураны, снег, колкий ветер с кристаллами льда, треск от промоин на черном зеркале Байкала, хозяева тайги и те, кто считал совсем не добрых потапычей лесными прокурорами. В «Грани» с избытком есть то, чего не хватает в немалом количестве прочих книг серии. Ощущения полного погружения в реальность, в атмосферу выживания на самом краю безумия и смерти. Смерти такой же лютой и страшной, как судьба Захара. Именно она, вставленная автором в нужном месте, дает читателю немало для осознания всех «прелестей» романтики постапа. Романтики, что должно писать только в кавычках.

В свое время именно прочтение первых глав «Грани» заставило относиться к автору Уленгову именно как к автору. Раскрытие характера персонажа, реалий его жизни, атмосфера угнетающей тоскливой безысходности. То, что в подобном жанре является главным. Но подано оно без каких-либо сопливых рассуждений о судьбах мира. Это меня и купило. Плевать на мир, есть крохотная семья, есть герой и его горе. И оно, самое настоящее и страшное, погружают в текст с головой.

Да, в «Грани» есть те самые моменты, что дадут возможность «»»заклепочникам» и «настоящим» выживальщикам завопить от негодования, ударяя в звонкую жесть ночных горшков, используемых взамен литавров и прочей ударной техники. О, да, здесь есть топливо для снегоходов, здесь двадцать лет механизмы ждут своей очереди на спасение человечества. Ну, что сказать? Это постап фантастика российского розлива. И удивляться нормально сгорающей соляре стоит не больше, чем свиньям, затащенным в метро со ВДНХ.

Хардкор? Если бы его здесь не было, его просто стоило ввести. Потому как без него история Захара превратилась бы черт знает во что, а не в длинный и опасный путь по бесконечным снежным просторам, непроглядно-черной глади Байкала и руинам нескольких городов. Именно хардкор порождает моменты, когда Захар из хмурого сурового здоровяка превращается в неудержимо рвущегося вперед того самого русского медведя, которому наплевать на все и вся, если его задели. Именно хардкор позволяет ощутить многое, от воняющей псиной густющей шубы огромного кобеля, старающегося добраться до героя до горького и отдающего плесенью вкуса сигарет, найденных героем в единственном схроне на всю книгу. Именно хардкор дает возможность в полной мере понять героя, изредка натыкающегося на ту, прошлую жизнь в каких-то чудом сохранившихся мелочах. Именно он, а не занудные рассуждения о гибели целой планеты или псевдо-философские суждения, свойственные огромному количеству книг и авторов, пишущих про постап на русскоми языке.

От этой книги не стоит ждать чего-то легкого и романтичного. Она не такая. Ее герой ни хрена не Ланселот в сверкающих доспехах. Он взбесившийся и озверевший дед Мазай, потерявший всех своих зайцев из-за подлости и черноты павших двуногих хищников, не ищущий мести, а идущий куда-то вперед в поисках… чего? Этот ответ читатель найдет сам.

За именно эту книгу автору Уленгову стоит поставить пятерку за сочинение и тройку за правописание, совмещенное с усидчивостью. Потому как писал он ее непозволительно долго и если бы не волшебный пендель, приданный ему редактором ВМ 2033, то неизвестно, когда читатели могли бы окунуться в нее, как в ледяной Байкал, полностью.

DIXI

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сам не являюсь фанатом серии Вселенная «Метро 2033». И эту книгу посоветовали знакомые почитать. Все откладывал на потом и вот решился... Сильно, сильно написано. Спору нет, согласен с предыдущими комментариями. Очень не плохо передана атмосфера робинзонады ГГ и последующим стремлением свалить с нажитого места. Вообще Захару в романе все дается тяжело и действие и думы, плюс систематические видения и разговоры с убиенной Аней. Прямо таки психоделический уклон в романе присутствует. Боевая часть тоже не подкачала у автора, все на высоте. Ну и конечно жестокость, с которой прописаны сцены, тоже автору удались, иногда даже становилось жалко злодеев. Вообще на протяжение всего чтения не всегда герой вызывает симпатии. Но в этом и вся суть книги! Вообще произведение напомнило немного Мичурина с его «Песни мертвых соловьев», чем-то Кол похож на Захара. Вообще от «Грань человечности» я в полном восторге, автору твердую 10-ку!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное один большой спойлер.

Небольшое лирическое отступление.

когда-то наблюдала картину:

Дед учит внука привязывать крючки к удочке, рядом сидит отец мальчика и рассказывает, чтобы мальчик старательней учился, а то случись что-то, у него будет последний крючок, а он привязывать крючки не научился. На что дед философски замечает: «Если случится что-то, у тебя последний крючок и ты не умеешь его привязывать, то крючок надо не привязывать — его надо глотать.» ...

В книге Ю.Уленгова «Грань человечности» вот это самое что-то случилось и это что-то ни много ни мало — ядерная война. События книги разворачиваются после глобальной катастрофы: некоторые персонажи действительно «проглотили последний крючок», но некоторые продолжают его упорно «привязывать» и самим своим существованием плевать в оскаленную морду Судьбы, устроившей глобальную зачистку на планете.(с)

Среди тех кто выжил и продолжает бороться за выживание в суровом и жестоком мире и главный герой книги — Захар. Вся книга это путешествие этого героя по Сибири, путешествие тяжелое, полное опасностей и страшных событий. Экшен и все сопутствующие вещи путешествию очень интересно описаны. Следит за действиями главного героя не просто интересно, но и напряженно ждешь, что же там его ожидает в следующую запланированную или случайную остановку на его долгом и опасном пути к г. Иркутску.

Но только название книги очень философское — «Грань человечности». Вот и проходит красной нитью через всю книгу описание этих граней человечности и того как легко переступить границу между человеком и зверем, особенно, если все инстинкты кричат:

что сейчас, если в одиночку – зверем быть надо, чтоб выжить, а толпой если – так еще и самым зубастым.(с)

Наверное, не даром автор называет катастрофу Сранью. Ведь она всколыхнула людей и поднял с дна их душ все дерьмо, которое там скрывалось, а у кого-то и не особо и скрывалось. Показательным оказалось то что люди, которые должны были защищать и оберегать покой и души других людей в условиях катастрофы оказались самыми жестокими к более слабым.

Например, кому война — мать родная те и в апокалипсисе прекрасно устроились. Таких персонажей тут будет не один и не два.

Тот кто нес слово Божье не ради людей, а для своей прибыли и гордыни, найдет способ как и в таких условиях с помощью людей себя прокормить, да еще и оправдание будет железным.

А вот кто-то до катастрофы весь мир делил на «терпил» и «конкретных пацанов», а тут вдруг вспомнит, что гуртом и батька хорошо бить.

Разные люди, разные общины встретятся герою на его пути. Про каждую он узнает подноготную, а заодно и в свою душу заглянет: кто там человек или уже зверь?

Да, главного героя не минует участь сходить туда — за грань человечности и посмотреть в глаза своему зверю. Но увиденное заставит его вернуться, переоценить и понять, что нельзя переходить грань человечности. Потому что не выжить человеку в одиночку, даже если он будет самым сильным. Только на самого сильного найдется еще сильнее, а это путь к вымиранию.

Удивительно, что автор не описав ни одной полноценной любовной сцены, сумел очень пронзительно и нежно показал отношение Захара к жене. Это, действительно, была любовь, которая провела героя по его опасному пути и помогла ему не сорваться окончательно в бездну безумия.

Финал для меня был неожиданностью. Хотя ближе к концу автор намекал, используя фразу из старого боевика. Что ж в чем-то герой книги похож на героя этого фильма, особенно своим поступком и размышлениями в финале.

Для меня эта книга не просто насыщенная приключениями история, но и размышления на тему: насколько тонка грань человечности. Как оказалось, чтобы ее перейти много не надо — достаточно перестать других считать людьми. И все перед нами уже не человек, а лютый зверь, который растопчет и разорвет любого. Много таких персонажей за гранью в этой книге. Трудно, очень трудно балансировать и не заступить за черту, но на примере Захара автор показал, что возможно остаться человеком даже в самых экстремальных условиях.

Не скажу, что подобные книги учат выживанию в постапе или готовят к нему. Но крючки все-таки лучше научиться привязывать....

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вниманиие: возможны небольшие спойлеры.

«Чтобы выжить, нужно было стать хищником. И желательно самым опасным» (с)

И да, книга о выживании, в условиях не только суровой тайги, но и всеобщего алеса мира. Власть, амбиции, смерть и спасение, надежда и отказ от нее, любовь, ненависть, пустота, инерция, отсутствие смысла, смирение, героизм, отвага, мистика, жизнь…

Чем интересна книга лично для меня? Впервые в серии ВМ2033 я вижу историю про откровенного таежного психа-одиночку, имя которому Захар. И если вначале я еще колебалась в своих оценках, то далее почему-то сомнения отпали. Ну а как еще можно объяснить то, что губить людей возможно лишь от того, что сапоги нужны? Для создания нужной атмосферы рекомендую прослушать композицию «Душегуб» гр. «Полковник и однополчане», сам автор говорит, что она отчасти вдохновила его на создание столь колоритного персонажа.

С удовольствием погрузилась в просторы снежной тайги, а вернее в историю того самого Захара. Ведь психами рождаются единицы, всё чаще ими становятся. И тут мне было безумно интересно, что же послужило тому причиной. Ведь как говорит автор, был-жил такой обычный в меру нелюдимый и замкнутый парень, учился на хирурга, допустил ошибку, от вины своей отпираться не стал, и по-чесноку уехал в тайгу лес валить. Тут пропитываешься даже симпатией к герою. Ну а как? Умеющий отвечать за свои слова и поступки, человек уважаемый на зоне, честный, тихий, интеллигентный… И вот отмотав положенное, решил Захар домой не возвращаться, а остаться в комфортном и удобном одиночестве. Сча половину людей живет в подобных коконах, где хоть и одиноко, но так комфортно и удобно, и без проблем. Но по велению какого-то внутреннего порыва, захотелось к людям. И пошел он в люди, и был вознагражден за енто самой, что ни на есть любовью. Полжизни прожил, а даже и не подозревал, что смысл жизни обрести возможно через любовь к женщине, что нашел он свое такое простое человеческое счастье. Ощущение, что ждут тебя дома, такое приятное и теплое, а что еще нужно?

Но, как и все плохое, хорошее рано или поздно тоже заканчивается. И тут бы воскликнуть, вот если б не Срань эта, жил бы человеком Захар, а не слонялся психом по тайге. Но нет, господа и дамы, поняла я, что катастрофа тут не причем. И раньше на Земле люди не умели любить друг друга, а уж после … И вот что дальше становится ясно: главный вопрос не в том, переступил ли Захар ту самую грань человечности, автор и сам не отрицает, что не раз; весь вопрос в том: возможен ли возврат? Возможно ли вернуться в облик человека, пробудив в себе зверя?

Скажу только, что отношение к главному герою на протяжении повествования у меня не раз менялось, где-то он меня откровенно бесил, где-то приходило понимание, что никак иначе. Но до конца было интересно, к чему всё это приведет.

Автор достаточно легким языком повествования ведет нас по просторам, показывает нам множество локаций. Постоянно что-то происходит, постоянно ты оказываешься в шкуре то Захара, который соображает, как выкрутиться из той или иной щекотливой ситуации. В другой момент ты уже в шкуре рядового жителя той или иной общины. И пропитываешься к этому рядовому персонажу симпатией, уже начинаешь жить его идеями и понятиями, как вдруг его убивают… Да ну нет, зачем рассказывать про того, кого сча грохнут, он же явно должен был составить компанию Захару в путешествии? И вот эти погружения мне пришлись очень по душе. Это так похоже на жизнь. Мы все строим планы, чет там думает, откладываем на завтра, а тут раз и отправился «туда, где люди умеют молчать, любя»… Я вот даже думаю, что это будет как минимум печально, если вот я вдруг раз и не сказала всем того, что хотела бы, или не сделала бы того, что хотела бы… Но вот в чем парадокс, приняв решение всем откровенно сказать что-то обязательно заткнешься, подумаешь, ну что за глупости, я буду жить вечно )))

Что еще очень понравилось: порой невозможно было предугадать, что будет дальше, что сделает тот или ной персонаж. Не все так тупо, как вроде бы подводит автор. Например, очень вкусной стала причина, по которой поселок «Золотое-1» остался клондайком. И так мне в память врезалась описавшаяся кассир Леночка. А так как мне довелось поработать в торговле, то и сама сцена на кассе повлекла за собой рассуждения на предмет: почему мы становимся НЕ людьми на этом этапе? почему вдруг так важно становится унизить другого, выместить все говно на рядом стоящего человека, а для другого возможно не менее важно наеб.ть с улыбкой… Почему? Может именно здесь и надо ставить вопрос человечности? Возможно касса и есть та проверка на грань ? )))

В своей книге автор также не проходит мимо темы религии, темы Бога, ну когда всему миру по большому счету пришел алес. И, казалось бы, злобно высмеивает , выворачивает наизнанку… Но нет, я восприняла это как: нельзя судить о всей церкви по отдельным ее представителям.

По итогу книга мне понравилась. Она вместила в себя, если не все грани, то многие как мира, так и людей его населяющего. По прочтению концовки говорить совсем не хотелось, хотелось смотреть в ночь, в звездное небо, молчать и слушать на репите строки случайной песни «Реверанс» Мэйти: « Отпускаю тебя. Улетай туда, где люди умеют молчать, любя… Наверное ,в этом и есть твой путь… Плыви и не думай тонуть!» (С)

-Куда ты идешь, Хирург?

-Куда? Себя я иду искать. Себя искать… (С)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рецензия на «Метро 2033: Грань человечности» Юрия Уленгова

Будучи знакомым с предидущими книгами автора) Открывая книгу я ждал... Я ждал адски дикого боевика, с кучей пальбы взрывов и диким драйвом.

И я получил это все с добавкой качественной психоделики!!!!

В Сибири. ДА!

а почему нет?

Грань мира и Грань человечности в одном месте. Тайга — закон, медведь — хозяин.

Очень атмосферный и психологический роман!

Все изначально сурово и жестко. на голову ГГ падает все и сразу пытаясь если не сломать его , то здоровски покалечить. или отгрызть от него кусочек к ужину!

Человек человеку волк?! Скорее да чем нет. В условиях «нового мира» так легче выжить, но нужно же оставаться человеком скажете Вы? А зачем, если человеки стали хуже зверя???

Но ГГ упорно ведет борьбу с собой балансируя на этой самой грани и....

и никаких спойлеров) Рекомендую к прочтению!!!

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Суровый дом»

Рецензия на «Метро 2033: Грань человечности» Юрия Уленгова

«Сибирь! Наконец-то!» — вот такие у меня были первые мысли, когда я узнал локации «Грани человечности». Вообще, «Вселенная Метро 2033» тем и хороша, тем и привлекает меня, что каждый месяц читателя ждёт маленькое географическое открытие. И поскольку формат книги и особенности заданного сеттинга не позволяют расписывать целые страны разом (ну, разве что крошечные, вроде Ватикана), постъядерная Земля сплошь состоит из «терр инкогнита». Среди них — Сибирь, если не считать, конечно, «Увидеть Солнце» да двух рассказов. Ну, и если Дальний Восток, представленный в «За горизонт», приплюсовать сюда.

Почему так много романов в серии, а про Сибирь и Дальний Восток мало кто горит желанием писать? Понятно: места далёкие, экзотичные, пустоватые… Да и, как ни крути, Европа популярнее. К счастью, Юрий Уленгов взялся за далёкую «терру инкогнита» и построил на ней замечательный сюжет.

Честно говоря, антураж романа волей-неволей навевает ассоциации с романами зарубежных авторов о России. Если не Москва или Петербург, то Сибирь, бескрайняя и непонятная. И обязательно зима. Даже имя героя, пускай и не заезженное «Иван», но тоже идеально подходит типичному русскому персонажу: Захар.

Образ этого самого героя довольно неоднозначен, а судьбу автор слепил ему тяжёлую. Безусловно, через Захара раскрывается заглавие романа и подбрасывает читателю вечные философские вопросы: кто мы? что есть человек? какие поступки стоит совершать, а каких предостерегаться? Если вкратце, мы должны понять, не подглядывая в словари, значение слова «человечность», прочувствовать его, пропустить через себя.

Что для меня человечность после прочтения её «Грани…»? Я бы сказал, что это умение заботиться о ближних своих, уживаться с ними, защищать их — в том числе от уродов рода человеческого, тех, кто означенную грань давно или недавно перешёл. Однако ещё человечность — значит понимать, когда от тебя требуется вмешиваться в дела, напрямую тебя не касающиеся, но кажущиеся тебе неправильными, или надо ли тебе наказывать за дела давно минувших дней, не обращая внимания, изменился ли виноватый человек за прошедшее время или нет.

Как я сказал выше, образ Захара вышел неоднозначный, и через него автор передаёт суть названия. Главный герой — нелюдимый лесник, отшельник, в довоенном прошлом — несостоявшийся хирург и сиделец. Кстати, последнее оригинально даже для нашей серии, которая через пару месяцев отметит юбилей в семьдесят пять книг. (А если считать польские книги, ещё не вышедшие у нас или вышедшие только неофициально, то давно преодолевшей этот рубикон.) В начале повествования с людьми он контактирует больше с помощью чего-нибудь огнестрельного, нежели вербальными методами. И живёт он так больше пятнадцати лет. Трудно при этом остаться совершенно нормальным человеком. Не зря же мы сами себя называем биосоциальными существами. Нам общество как воздух нужно! И если индивида из него вытащить или же он сам его покинет, он изменится. Изменился и Захар, встал на ту самую грань человечности. Вот только может она проявиться лишь с возвращением к людям. И герой к ним идёт, не всегда понимая, зачем он это делает.

В людях разочароваться трудно. Наш мир, благополучно переживший ядерную войну три года назад (ну а что — легко её пережить, раз её не было!), представляет собой не самое приятное сообщество. Лень, лицемерие, ложь — и другие гадкие слова на «л» и не только не дают составить о человечестве высокого мнения. А «Вселенная Метро» ещё и тем хороша, что не только позволяет пережить заново давно прошедшую Эпоху географических открытий, но и увидеть срез общества. Да, местами усреднённый, местами усложнённый или упрощённый, а местами надуманный или же, напротив, продуманный с оглядкой на суровые реалии постапокалипсиса. Человеческие поселения в романе Юрия Уленгова как раз представляют разные пласты нашего общества. Где-то затесались чокнутые рабовладельцы, где-то окопались перевоспитавшиеся зэки. Кто-то собирает дань и ставит себя выше других, а кто-то ухитряется сосуществовать рядом с теми, кого легко может поставить на колени, но не делает это, потому что он человек, а не зверь.

Я оглядываюсь назад на прочитанный роман и с удивлением понимаю, что самым вменяемым из всех описанных сообществ оказались… не-а, не община сорок седьмой школы, их обязали платить дань. Лагерь старателей. Куда пришли бывшие заключённые. На мой взгляд, это единственное место, куда после всех передряг хочется вернуться. Особенно на месте Захара. Да, и важно отметить, что благодаря многочисленным флэшбекам правду большинства персонажей удаётся понять достаточно, чтобы понять и сложившиеся к 2033 году сообщества. Вообще, история — то, без чего не может обойтись ни одна вещь. Юрию удалось показать, доказать, что придуманные им общины не возникли в день описываемых событий, а существовали и раньше, в них или около них что-то происходило, и вот это описание у автора получилось не менее красочным и интересным, чем основной сюжет.

Подозреваю, что продолжение будет несколько неуместным. Тема, заданная названием, раскрыта на «отлично», уточнять необязательно. Вместе с героем мы балансировали на краю, оценивали его поступки (я вот с некоторыми не согласен, а какие-то одобряю, но сам бы так вряд ли поступил), шли в Иркутск. Кто сказал, что современная литература не заставляет задуматься и вообще ни для чего, кроме развлечения, не пригодна? В отношении «Грани человечности» как бы не так! Помимо активных действий роман даёт пищу для размышлений, после него что-то остаётся в голове, и при этом без философских отступлений и глаголения прописных истин прямым текстом. Под обычным постъядерным романом скрывается нечто более серьёзное, взрослое. То, что надо знающему толк в хорошей литературе читателю. И я благодарен автору за то, что он позволил заглянуть в суровый дом главного героя, в книгу о его жизни после ядерной войны.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, буду далеко не первой кто скажет, что «Грань человечности» — лучшее (пока, во всяком случае), чего достиг Юрий Уленгов как автор, хотя и начал её писать задолго до других своих романов. Надо полагать, сделал перерыв, чтобы потренироваться, отточить мастерство и с триумфом закончить основной труд :) Пожалуй, все, кто знаком с творчеством Юрия, согласятся, что ему хорошо удаются боевики. Эта же книга выгодно отличается от остальных тем, что кроме лютой динамики и обилия взрывающихся предметов, что присуще его сталкерским творениям, здесь есть также рассуждения о противоречивости человеческой натуры. Само название очень удачно передаёт суть книги. Она о той самой грани, которую порой приходится переступать доведенному до последнего предела человеку.

Герои. Я и раньше не замечала картонных героев у автора Уленгова, но в этот раз он превзошёл самого себя. Захар получился настолько живым, что воспринимаешь его не как героя книги, а как виденного воочию человека. Отчасти, на это повлияла кинематографичность романа, но лишь отчасти. Захар – это человек, которого стоит бояться или даже ненавидеть, как, впрочем, сопереживать и сочувствовать, ибо он этого заслуживает.

Локации. Подробно описывать не буду, хоть каждая из них достойна отдельного внимания. Военные, геологи, монахини – кого только не доведётся встретить Захару на своём пути. Первая, встреченная героем община, очень напомнила любимые мною в юности книги Эльмиры Нетёсовой. Так же холодно, голодно и зэки.

Сны Захара. О них стоит упомянуть отдельно. Большой плюс хитрому и находчивому автору за то, что так удачно их ввернул. Сны, являясь по сути плодом воображения героя, тем мне менее помогают многое расставить по местам. Нет, Захар не стал экстрасенсом для удобства автора, чтобы периодически садиться в позу лотоса и уходить в нирвану, дабы «родить» очередной рояль в кустах. Сны для Захара — как обухом по голове. Офигевает, сомневается, делает выводы.

И ещё один момент в копилку плюсов — это шикарная концовка-пасхалка. Но я не знаю как о ней написать без спойлеров. Она шикарна, она концовка и она пасхалка :)

Чтобы окончательно не захвалить автора, пройдусь по минусам. От них сильно будет попахивать имховщиной, потому это даже не минусы, а скорее личный взгляд на некоторые вещи. Первое, что не понравилось, от слова «совсем» — мутанты, встреченные героем в Иркутске. Не все, а только определённые. Не стану вдаваться в подробности, чтоб не навлечь на себя гнев будущих читателей «Грани». Скажу лишь, что в те моменты, когда героем и его спутницей хотели отобедать (или отужинать) эти твари, мне казалось, что они здесь совершенно неуместны. Страшные, опасные, трудноубиваемые, и очень даже впечатляющие, но чужие здесь. Даже учитывая, что в оригинальном Метро есть похожие бестии.

Неудачным так же показался конфликт релейщиков с общиной школы. Чего-то там, лично мне, не хватило и от этого читать было менее интересно.

Подведём итоги. Это произведение понравится как любителям боевиков и приключений, так и тем, кто ищет в книгах нечто большее – смысл, мораль и чуточку философии. «Грань человечности» можно смело назвать одной из лучших книг серии. А лично для меня она в тройке лидеров, наряду с «Питером» и «Дорогой стали и надежды».

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек человеку волк

Этой книгой Юрий Уленгов доказал, что он – разносторонний автор, которому тесно в одном жанре. Или в одном цикле, кому как. Первый, выпущенный в серии «STALKER», роман автора был воспринят тепло. Множество положительных рецензий, статус «бестселлера» в различных Интернет-магазинах, высокий рейтинг на сайте «fantlab» и, как итог, быстро раскупленный тираж – это ли не показатель? Я и сам получил удовольствие от чтения «Хакера», более того, сподобился высказать о нём своё скромненькое мнение, прочитать которое можно здесь. Однако, как бы мне не полюбился «Хакер», отрицать, что это произведение есть не что иное, как развлекательная литература, нельзя. Да, «Хакер» добротный развлекательный боевик, ни больше, ни меньше. И это замечательно. А вот ситуация с «Гранью Человечности» – прямо противоположенная. Эта книга вряд ли подойдет для того, чтобы «вечерком да с сигареткой». Почему? Ответ будет дан ниже.

Едва притронувшись к роману, осознаешь, что перед тобой не шаблонное произведение о рыцарях на белых… вездеходах. Повествование открывает сцена, в которой главный герой, хладнокровно застрелив неизвестного нам персонажа, снимает с него обувь. Попросту говоря, грабит по полной. Интересно, поступил бы так, скажем Сергей Маломальский? Ни в коем случае не говорю ничего плохого про роман Сурена, просто на ум пришло.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С куревом давно уже было туго, впрочем, как и со всем остальным. Особенно тяжело было с обувью. На его лапищу так и вообще не сыскать. Вот, сегодня подвезло…

Правда, патронов почти не осталось, а переснаряжать стреляные гильзы было практически нечем. Вот, сегодня еще один потратить пришлось. Говорил же, снимай по-хорошему обувку, нет, надо было ерепениться. Снял бы, глядишь, и живым бы остался.

Правда, позже выясняется, что не совсем ради обуви Захар стреляет в неизвестного. Что предшествовало такой жестокости – ответ найдете на страницах романа, в главе «Бесконечное одиночество».

Атмосфера

Книга подкупает многим, но в первую очередь, конечно же, атмосферой. Атмосферой одиночества, не сулящей ничего хорошего. Атмосферой ужаса и страха. Атмосферой настоящего Холода. Более того, книга погружает в себя. Юношам, конечно, будет сложно ассоциировать себя с социопатом-маньяком, ибо, как известно, себя хочется видеть в когорте «хороших» персонажей. Только не будет таких людей после Катастрофы, описанной Глуховским (после такой катастрофы вообще никого не будет, но сейчас не об этом), а будут такие, как Захар и редкие встречные, попадающиеся у него на пути. Оковы цивилизации спали, больше ничего не сдерживает зверя, затаившегося в душе человека, каждого заботит лишь то, как протянуть подольше. Вот она, романтика постапокалипсиса, а не спасение миров, женитьба на сексапильных красотках и покатушки на «Харлее» с двумя миниганами по бокам.

Помимо основного сюжета, нас ждут многочисленные экскурсы в прошлое, отсылающие к тем дням, когда мир еще даже не стоял на грани катастрофы. Если разобраться, то вместе с центральным персонажем читатель проживёт целую жизнь. Настоящую жизнь, наполненную взлетами и падениями, горечью и радостью, одним словом, всеми аспектами, что знакомы каждому человеку. И, наверное, именно это и подкупает больше всего, заставляет понимать персонажа, переживать за него.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Захар врал себе. Он четко помнил, сколько времени прошло с того момента, когда привычный мир перестал существовать. Двадцать лет. Двадцать холодных, страшных лет. Полжизни, практически. Когда вдали загудело, загрохотало, он решил, что гроза идет. А когда неожиданно яркая вспышка озарила небосклон и окрестности, сердце его екнуло. Бросив силок, который он поставил вчера на заячьей тропе, он со всех ног рванул к Плешивому холму. Захар не знал, откуда посреди тайги возник этот холм, на котором не росло ни одного деревца, лишь редкие кустики покрывали его поверхность. Да он и не интересовался никогда. Знал лишь, что с его вершины очень удобно любоваться закатом. Казалось, вся бескрайняя тайга была, как на ладони. К тому моменту, когда, задыхаясь от бега, он поднялся на вершину Плешивого, свечение уже угасло, и даже, как будто, стало темнее. Тем не менее, огромный дымный гриб на горизонте было видно отчетливо. Не веря своим глазам, он все стоял и смотрел, когда вспышка снова озарила небо. На этот раз свет пришел с другой стороны, и явно издалека, потому как и время, и интенсивность свечения были гораздо меньше, чем в прошлый раз. Вслед за вспышкой прикатились далекие раскаты грома.

Побег

Антураж выбран под стать настроению всей истории – Иркутская область. Вездесущий Холод, километры пути по опустевшему миру, редкие психопаты, ничем не отличающиеся от кровожадных диких волков. Но помимо того, Захара постоянно преследуют призраки прошлого, уйти от которых, увы, невозможно. Нас ждет суровое, совсем не романтичное приключение. А теперь переходим к моему утверждению, что эта книга не подойдет для того, чтобы отдохнуть за ней с кружкой горячего чая, кофе, пива, да чего угодно. Тут назревает вопрос, а почему же? А все просто. Книга не легкая. Она очень тяжелая. И не потому, что она плохая. Вместо благородства – жестокость и насилие. Вместо подвигов – подлость. И так далее. К сожалению, не могу расписывать все подробно, ибо это неизбежно повлечет за собой спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Э! Мужик! Мужик! Помоги!

- Конечно! О чем речь! Сейчас помогу! – Дружелюбно воскликнул Захар, широко осклабился, и, вскинув ружье, выстрелил. Заряд дроби разворотил тому колено, и окрестности огласил дикий вой, от которого Захар брезгливо скривился.

- Ща еще помогу, браток, потерпи немножко. – с этими словами он перезарядил ружье, развернулся, и поковылял назад, туда где все еще дымили остатки техники. Проходя мимо саней, он заглянул в кабину. Из шести мест заняты были три. Тот, что отвечал за управление, превратился в кровавый фарш с обломками костей, торчащими из тела. Двое других, как с удовлетворением отметил Захар, похоже, просто не смогли выбраться, и сгорели заживо, пока он валялся в отключке.

Вывод: сложная для однозначной оценки книга. Почему-то у меня есть стойкое ощущение, что поклонники цикла «Вселенная Метро 2033», ознакомившись с «Гранью Человечности» разделяется на два лагеря. Первый, тот, которому очень понравится эта история и которые, возможно, даже будут ставить её в пример другим. Второй, тот, которому решительно не понравится эта книга. Эти люди будут плеваться, ибо привыкли к «хорошим» героям, «хорошим» поступкам и бесконечным попытками спасти наш многострадальный мир. Но с уверенностью могу сказать, что равнодушным «Грань» не оставит никого. Это будет самым важным критерием, выделяющим её на фоне однотипной штамповки. Я затрудняюсь ответить, кому стоит рекомендовать эту книгу. Нравятся романы Артёма Мичурина и подобных авторов – берите, не раздумывайте. Всем остальным хочу пожелать того же, дабы составить своё мнение от прочитанного.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх