FantLab ru

Артур Мейчен «Белые люди»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Голосов:
169
Моя оценка:
-

подробнее

Белые люди

The White People

Другие названия: Белый народ

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Повесть знакомит нас с дневником одной девочки-подростка. Однако содержание дневника несколько неожиданное. Мы не найдем в нем ничего, чего могли бы ожидать от дневника маленькой английской леди. В самом начале своего повествования девочка предупреждает своих возможных читателей, что раскроет в дневнике лишь некоторые из своих тайн.

И ни в коем случае ей нельзя упоминать в дневнике о письменах Акло, раскрывать тайну языка Чиан, и рассказывать, как рисовать большие прекрасные Круги...

Примечание:

Первая публикация: Horlick's Magazine Vol. I, January, 1904, pp. 57-78


Входит в:

— антологию «Жители ада», 1993 г.

— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.

— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.

— антологию «Вход и выход. Антология мистики», 2014 г.

— сборник «The House of Souls», 1906 г.

— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.

— антологию «Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды», 2015 г.

— журнал «Полнолуние, 2014 №2», 2014 г.

— антологию «Tales To Be Told in the Dark», 1953 г.

— антологию «Supernatural Short Stories», 2018 г.

— антологию «The Folio Anthology of Horror Stories», 2018 г.

— антологию «The Big Book of Classic Fantasy», 2019 г.


Похожие произведения:

 

 


Жители ада
1993 г.
Великий бог Пан
1993 г.
Белые люди
2001 г.
Сад Аваллона
2006 г.
Вход и выход. Антология мистики
2014 г.
Холм грез. Белые люди
2015 г.

Периодика:

Полнолуние, 2014 №2
2014 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The House of Souls
1906 г.
(английский)
The Haunted Omnibus
1937 г.
(английский)
Great Ghost Stories of the World
1941 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1991 г.
(английский)
The Horror Hall of Fame
1992 г.
(английский)
The Century’s Best Horror Fiction. Volume One
2012 г.
(английский)
The House of Souls
2014 г.
(английский)
Moons At Your Door
2016 г.
(английский)
Supernatural Short Stories
2018 г.
(английский)
Supernatural Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, к чему эти разлагольствования о грехе, добре и зле, столь тщательно разрисованные в прологе, я не очень понял. Они как-то не особо вяжутся с самим содержанием дневника. Думаю, лишь для того, чтоб создать произведению ауру взрослости. Потому что по своей сути-это просто сборник детских сказок, объединённых общей темой. Красивых, но скучноватых. Слава Богу, что они коротки: автор не стал злоупотреблять читательским вниманием. Иначе над книгой можно было бы уснуть.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мейкен-очень хороший мастер описаний. Вся природа в его рассказах прямо встаёт перед глазами. И все действия происходят обязательно на фоне природы.

Здесь мы видим очередное тому подтверждение. Рассказ именно мистический- то есть не хоррор, автор не хотел нас пугать, очень много странностей, происходящих с героиней. Вернее, мистические действия, которые она учится выполнять под руководством своей няни. Странные действия, не менее странные истории, рассказанные няней производят впечатление абсолютной реальности-настолько достоверно они описаны.

Можно читать тем, кто начинает своё знакомство с данным автором (на мой взгляд, это его лучшее произведение), а также всем любителям мистики и любителям читать красиво написанные книги.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже читая впервые и совершенно не зная подоплёки может показаться, что эта виньетка похожа на смертельный яд в драгоценном флаконе: идеальная точёная форма и жуткое содержание.

Перед нами не хоррор, не фэнтези, не сказочка и не притча.

Это -- герметический текст.

Обрамлённый прологом и эпилогом, контрастно обыденными, подчёркнуто прозаичными.

Как говаривал Стивен Кинг, секрет не в рассказе, а в рассказчике. Добавим, и в контексте.

Артур Мейчен, Посвящённый Адепт храма Изиды-Урании, член Ордена Золотой Зари писал по сути автобиографичный рассказ по горячим следам пережитого. Трудно отделаться от мысли, что суждение о природе абсолютного греха есть выстраданный им самим чёткий и внятный манифест: незадолго до этого Орден Зари вынужденно раскололся, и Мейчен ушёл вслед за своим другом Артуром Уэйтом оттуда, где начал резвиться Алистер Кроули.

К сожалению, сила впечатления от «Белых людей» на 100% зависит от перевода, а перевод «книжечки» был сложнейшей работой. Необходимо было и сохранить интертекстуальность во всей полноте, и передать оттенки эмоционального тона условной героини (где её образ не живой персонаж и даже не функция, она ясно прочитывается как Анима, аллегория души неофита, переживающая инициацию, символическую смерть и вторичное рождение на Пути к себе самой), -- тяжёлая задача!

Реверанс всем, кто трудился, но личное предпочтение отдаю лишь одному варианту.

Для сравнения две цитаты навскидку.

Первая:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лишь в углу на самом дне его лежала эта книжечка. Я давно хотела иметь нечто подобное и, не раздумывая, взяла ее для своих записей. Теперь она наполнена духом таинственности. У меня много других книжек, в которые я записываю разные тайны — все спрятаны в надежном месте. Сюда я тоже запишу многие из моих старых тайн и еще несколько новых. Но кое-что я никогда не буду записывать. Я не вправе указывать действительные даты — дни и месяцы, ставшие мне известными в прошлом году.
довольно нейтрально, не правда ли.

А теперь вот так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лишь на самом дне его лежала эта книжечка. Я давно хотела такую книжку, и я взяла её, чтобы писать в ней про всё-всё. Теперь в ней полно всяких тайн. У меня много других книжек, куда я записываю мои тайны, и все они спрятаны в надёжном месте. Сюда я тоже запишу многие из моих старых тайн, и еще несколько новых. Но некоторые я совсем не буду записывать. Мне нельзя писать настоящие названия дней и месяцев, которые я узнала в прошлом году.

Чувствуете разницу? Это голос ребёнка. И он по-настоящему пугает.

Это один из самых красивейших и жутких текстов, что я знаю. А напугать меня ох как нелегко; во всяком случае ни Кингу, ни Баркеру, при всём уважении, ни, тем более, кому-либо из жупелов второго эшелона это не удалось.

А Мейчен смог.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересные рассуждения о природе греха и святости, несколько парадоксальный взгляд на привычные вещи.

Сам дневник меня не впечатлил — похоже на бред неврастеничной девушки, а может на волшебную сказку. Убедительным я бы его не назвал.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этой повести я смог полноценно воспринять только пролог; и «более или менее» — эпилог. Авторские рассуждения в прологе весьма интересны и вызывают настрой увлеченно дискутировать с ними (мысленно, само собой).

Что касается основной части произведения — дневника героини — то читать ее целесообразно, только обладая компетенцией (в определенной сфере) уровня самого Мейчена, либо с помощью столь же компетентных комментариев. Не имея ни того, ни другого, я, к сожалению, в значительной мере потерял эту повесть — мои первые попытки прочтения свелись к крайне поверхностному скольжению по фразам, словам и буквам, которые не синтезировались в что-то осмысленное.

Впоследствии я частично восполнил эту утрату (с помощью комментариев), но большого интереса и впечатления уже не возникло. Поэтому вынужден обойтись без оценки. В принципе, конечно, «Белый народ» нужно обязательно прочесть желающим проникнуть в тайны творчества Артура Мейчена.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр Артура Мейчена — рассказ (по объему это скорее повесть) «Белые Люди» являет собой практически идеальный образец мистической фэнтези, оказавший влияние на весь жанр. В частности — Г.Ф.Лавкрафта, подробно анализировавшего его в своих литературоведческих статьях. Однако было бы ошибкой считать его чисто развлекательным внутрижанровым произведением. Мейчен поднимает в рассказе проблему тяги цивилизованных людей к дионисийским вакханалиям глубинного народа, своего рода майдану духа (да и тела) по отношению к официозной христианской церкви. Если раскрепоститься не удается явно, то это можно делать и тайно — отсюда все эти русские народные празднования Ивана Купалы, чествования Костромы, обряды призыва дождя «сексом на меже», колдовство и знахарство... Видно проблема существования параллельных официозу вер и культов была и в Англии, просто замени леших и домовых на фей и эльфов.

Сюжетно рассказ представляет дневник девочки-подростка, оказавшейся вовлеченной в некий культ, носители которого — «белые люди» (прототип которых — валийский субэтнос), будучи в повседневности обычными гражданами, собираются в определенные дни в тайных местах и занимаются там делами, выходящими далеко за рамки обыденного. Полунамеками, через сказки, предания, природные явления, наркоманские оргии и артефакты прошлого дается полноценная картина грандиозной тайны, простирающейся от древности в запредельные параллельные миры, населенные странными персонажами вроде черных и белых эльфов. Однако заигравшись с неведомыми богами можно поплатиться, так как мир тайный давно уже находится в противоречии с миром реальным, и сладкие оргии у костров с прекрасными принцами из эльфийских стран не стыкуются с общественной моралью. Позиция автора по теме высказана в обрамляющим дневник девочки рассказе и в нем много размышлений о грехе истинном и грехе обыденном. Видно, что он понимал грех как жизненную витальную стихию, противоречащую морально-нравственным нормам того времени, но не сильно противных НАШЕЙ современности. В этом смысле история придется по душе любителям неоязычества, экстрасенсорики, мистики и т.п. Любопытно также отметить, что подобные тайные религии до сих пор кое-где практикуются даже в России и странах бывшего СССР (Прибалтика, Осетия, Мордовия) что наводит на параллели с рассказом и заставляет задуматься, так ли мы далеко ушли от мистики прошлого.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма притязательный и атмосферный рассказ, в первых строках, вроде бы посвящённый теме философского определения зла и греха.

Однако, развивая сюжет, автор быстро переходит к линии миротворчества, создавая основные черты вселенной «маленького народа». В последствии, эта линия будет использована многими фантастами 20-го века, включая Саймака, Бредбэри и, собственно, всеми мастерами фэнтазийного цеха.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иногда прологи делают произведению только хуже. Впрочем, затянутые вступления весьма характерны для писателей прошлых лет, так что лучше простить промашку и пойти дальше. И читатель скорее всего не пожалеет — ведь за скверной обложкой прячется на редкость интересная игра фантазии и слова. Как раз тот случай, когда автору вдруг всё удаётся и получается многохвалимая «атмосфера», которая в первую очередь увлекает своим сеттингом, нежели сюжетом или персонажами. Здесь они совершенно не главное. Перед нами притчеподобные сказочные рассказы в духе старой школы, но с настолько удачным фоном и обрамлением, что свежо читаются даже в наши дни. Ибо можно взять у предшественников интересных монстров или ныне популярную тему, но удачное сочетание слов и описательной части просто так перенять и скопировать не получится. В целом впечатление неожиданно положительное.

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мутный и нудный эзотерический рассказ с элементами вудуизма про потусторонних белых людей. Шлак.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх