FantLab ru

Айзек Азимов «Академия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.59
Голосов:
4543
Моя оценка:
-

подробнее

Академия

Foundation

Другие названия: Основание; Основатели; Фонд; Установление; Организация

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 295
Аннотация:

Ученый Гэри Селдон математически доказывает, что Тренторианская Империя, заполняющая собой всю Галактику, через несколько десятков лет перестанет существовать. В сердце самого могущественного государства за всю историю существования человека уже давно разрослись бюрократия и коррупция, из-за которых столица становится с каждым годом все более неповоротливой.

Гэри Селдон пришел к выводу, что после распада Империи в Галактике настанет период варварства: люди утратят важнейшие производственные технологии и ядерную энергию. В случае, если не собрать все знания в одном-единственном месте, в Академии, то темные века продлятся тридцать тысячелетий.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман составлен из четырех раннее написанных повестей (1942-1944 года) и рассказа-вступления («Психоисторики»).

По слухам, роман Азимова произвёл огромное впечатление на Усаму бен Ладена и даже повлиял на его решение создать террористическую организацию «Аль-Каида». Бен Ладен уподобил себя Гэри Селдону, который управляет обществом будущего путём заранее запланированных кризисов. Более того, название романа в переводе на арабский звучит как Al Qaida и, таким образом, могло стать причиной возникновения названия организации бен Ладена.


В произведение входит:

  • The Psychohistorians
8.31 (215)
-
2 отз.
8.57 (196)
-
1 отз.
8.14 (208)
-
1 отз.
8.29 (191)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Основание
1991 г.
Основатели
1991 г.
Том 1. Организация
1991 г.
Установление. Книга первая
1991 г.
Академия
1992 г.
Основание
1992 г.
Основание. Основание и Империя. Второе Основание
1992 г.
Основатели
1992 г.
Фонд. Фонд и империя. Второй фонд
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 7
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1997 г.
Академия и Империя
1999 г.
Академия. Первая трилогия
2002 г.
Основание
2003 г.
Академия. Первая трилогия
2004 г.
Академия
2006 г.
Академия
2008 г.
Академия
2013 г.
Академия
2014 г.
Академия
2018 г.
Академия
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Академия
2002 г.

Аудиокниги:

Основание (Трилогия)
1992 г.
Академия
2004 г.
Академия
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation
1951 г.
(английский)
Foundation
1953 г.
(английский)
The Foundation Trilogy
1983 г.
(английский)
Fundacja
1985 г.
(польский)
Fondazione
1993 г.
(итальянский)
Foundation
1994 г.
(английский)
Foundation
2003 г.
(английский)
Foundation
2016 г.
(английский)
Фундація
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениальный ученый, Гари Селдон с учениками создает науку психоисторию, которая предсказывает падение галактической империи, и разрабатывает долговременный план, который должен сократить время между варварством и новой империей. Роман состоит из пяти рассказов, каждый описывает разные периоды и персонажей, которые в сущности и демонстрируют, как это самое предсказание сбывается.

Сама по себе концепция психоистории стоит отдельного разговора, но то как она используется в сюжете вызывает у меня ощущение некого диссонанса. Т.е. в центре всего романа – наука, с высокой точностью способная предсказывать процессы на уровне общества, но не отдельного человека (причем чем больше людей вовлечено, тем точнее прогноз), и Селдон планировал направлять развитие общества, воздействуя на него в ключевых точках – конкретно в данном романе его голограмма появляется в кризисные моменты, чтобы дать напутственное слово. И в то же время практически каждый отдельный рассказ – это история одной личности, которая несмотря на обширное противодействие внешних и внутренних сил, находит способы обыграть противников и перевернуть ситуацию в нужную ей сторону.

Кроме того, во время чтения у меня возник вопрос, ответа на который я не нашла или просто не увидела в романе: а почему, собственно, именно империя? Почему за распадом галактической империи следует варварство, причем удивительно стремительное (буквально за какие-то пятьдесят лет некоторые королевства, которые на минуточку имеют планетарные масштабы, разучились пользоваться атомной энергией и перешли на нефть и уголь)? Почему неизбежно должна возникнуть новая империя? Или всё это нужно принять как одну из многих условностей, которые оговариваются или подразумеваются в романе? К слову, анализируя книгу, я уже встречала на упоминание того, что на Азимова повлиял «Закат и падением Римской империи» Гибсона, но куда больше меня заинтересовало предположение о том, что Азимов мог подсознательно вдохновляться Британской Империей, а с Терминусом, отдаленной планетой, которая должна стать основой будущей Империи, можно провести параллели с США.

Отдельно моё внимание захватила идея искусственно созданного культа, с помощью которого Терминус распространял свою власть и оказывал научную помощь королевствам. Религия и наука в моём понимании находятся настолько далеко друг от друга, что попытка объединить их в таком виде кажется мне довольно необычной и захватывающей. Кроме того, мне трудно не задаваться вопросом, каким образом можно контролировать эту религию. Да, в романе оговаривается, что все жрецы обучались строго на Терминусе и всех способных к науке людей отбирали и оставляли там, но в этом мире что, шпионаж отсутствует как явление? А на Терминусе не нашлось ученых, которые не отказались бы за соответствующее вознаграждение продать свои знания или даже предоставить свои услуги какому-нибудь из королевств?

Если говорить о рассказах по отдельности, то в каждом из них сюжет построен по примерно одной и той же схеме. Имеется протагонист, надвигается кризис, герою оказывается сопротивление, он находит решение, эффектно его проворачивает и читатель получает объяснение. При этом после прочтения мне сложно вспомнить хотя бы одного из персонажей, не считая Селдона, который запомнился бы мне сам по себе: они настолько лишены каких-то личностных особенностей, что, назови Азимов каждого одним и тем же именем, я едва ли отличила бы одного от другого.

Однако книга на удивление оставила после себя хорошее впечатление: зачастую, когда читаешь произведения, которые успели стать классикой и у всех на слуху, при самостоятельном знакомстве часто встречаешься с разочарованием. А этот роман, пускай он и успел устареть в каких-то моментах и на сегодняшний день в отдельных местах даже выглядит немного наивным, всё равно кажется достойным внимания и интересным.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главное в произведениях Азимова — это концепция, мысль, идея. Как только у него рождается концепция, он начинает её воплощать в довольно грубых мазках. В его произведениях нет ни глубоких персонажей, ни экшена, ни сколько-то продуманной вселенной — скажем честно, в этих вещах он не то что не силён, а откровенно слаб.

Скажем его космические корабли ничем не отличаются от рыболовецких шхун его времени кроме того, что плавают в космосе, а не в океане. Пилоты прыгают из душа в рубку и судорожно крутят настройки приёмника. Боже-боже... Айзек даже до уровня развития НТР 80-х не дотянул. Или вот его вселенная...

Терминус на протяжении 50 лет жил за чужой счёт, писал энциклопедию и вдруг резко стал центром инноваций... Это смешно. Кроме учёных нужны инженеры, квалифицированные специалисты, ресурсы, производственные цепочки — им просто неоткуда было взяться. Их возникновение на Терминусе должно было расти примерно как в жюльверновском «Таинственном острове». И таких несуразиц полно... Давайте признаемся, в его вселенные невозможно погрузится, просто потому что они нарисованы как задник в театре «Глобус». Никто в здравом уме не будет их разбирать как миры Мартина или Толкина.

Но идея, о да, это вот его... Центральная задумка здесь о предопределённости истории, которую двигают не конкретные люди, не герои, но само её течение. Оно неумолимо и всесокрушающе. Что могут герои? Да самую малость: создать условия, там ускорить, здесь притормозить, вот, собственно и всё. По мере воплощения проявляются идеи второй очереди:

- нет раз и навсегда верного решения, любое решение временно и сколь бы оно не было хорошо — с течением времени оно изживает себя и начинает мешать;

- любая империя или корпорация набирая силу, на пике закостеневает, перестаёт меняться, искать новые решения (тут мне вспомнился фильм «Ford против Ferrari», когда компания Форд с одной стороны хотела утереть Феррари, а с другой отчаянно сама себе пихала палки в колёса);

- отсюда — нет вечных империй («Горе тебе, Вавилон, город крепкий»).

Да, Айзек Азимов великий концептуал, но как фантаст...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Выдающийся американский писатель-фантаст русского происхождения Айзек Азимов вошел в историю литературы не только как создатель знаменитых Законов робототехники и циклов рассказов о позитронных роботах. Азимов помимо прочих отличных вещей создал одну из самых универсальных и величественных космических «умных» опер, которая рассказывает о далеком будущем человечества, расселившегося по Галактике и образовавшего Галактическую Транторианскую империю со столицей Трантор в самом ее сердце – «Академия» (в других переводах «Основание» или «Фонд»). Ничего не напоминает? Да, имеются определенные отсылки к Далекой-далекой галактике Star Wars, но идея огромной цивилизации, объединенной в единое мегагосударство пришла к Азимову еще в середине XX века, то есть задолго до Лукаса.

Говоря о конкретно Академии нужно отметить общую характерную для Азимова особенность фантастики. Это ее основательность и рациональность. Азимов, подобно своим же роботам, логичен и последователен во всей созданной истории про Академию, со временем превратившуюся в цикл произведений, который в свою очередь вошел в более глобальный цикл – «Галактическая история» — масштабное эпическое полотно, по продуманности мира способное соперничать с лучшими образцами жанра, типа «Истории будущего» Хайнлайна. И поражает даже не столько сюжетная основа Академии, а то огромное количество литературных частиц, из которых писатель попытался собрать столь масштабный паззл: перед нами, неторопливо и величественно, разворачивается великое будущее человеческой цивилизации, расселившейся среди звезд. Тысячи обитаемых миров. Множество культур. Миллиарды человеческих жизней. И все это движется не только в пространстве, среди звезд, но и во времени, преодолевая века и тысячелетия.

В основе сюжета Академии лежит довольно простенькая идея о том, что человеческую историю можно не только изучать, но и программировать, направлять и сохранять цивилизацию от будущих потрясений. Азимову нужен был человек, который понял всю суть законов такой огромной общественной системы. Естественно, им стал ученый, специалист по психоистории Гэри Селдон. Именно он однажды понял, что Транторианскую империю, погрязшую в застое и коррупции, ждет темное, варварское будущее – медленная агония и распад галактической цивилизации. Но такого будущего можно избежать, и Сэлдон приступает к осуществлению грандиозного плана, суть которого просто потрясает воображение.

Один человек собирается изменить ход истории всего человечества!

Каким нужно обладать интеллектом, какими аналитическими способностями и интуицией, чтобы собрать воедино все факты, все закономерности человеческого развития, включая побочные эффекты и случайные переменные, а затем, создать теорию контроля и управления, научное основание, Фонд всех знаний человечества и сохранить его в надежном месте для будущих поколений. Поразительно.

В романе последовательно раскрывается план Селдона и постепенно читателю преподносятся действия великого ученого, который даже после своей смерти будет управлять верными ему специалистами Фонда, чтобы сохранить цивилизацию. Несмотря на отсутствие динамики в сюжете, Азимову удалось сделать очень умную увлекательную книгу, которая отлично мотивирует на изучение науки в самом широком смысле этого слова. Знания бесценны, но они тонут в океане информации, которая способна погрузить любое общество в болото без перспектив и будущего. Знания двигают прогресс, их отсутствие закономерно ведет к упадку.

В каком-то смысле, Академия – это глобальная проекция Азимова с современного человечества в космос. Проблема деградации будет актуальна всегда, и всегда будет остро стоять вопрос о том, как спасти людей от краха. Академия дает внятный, правильный ответ.

В качестве адвоката дьявола для критики концепции можно привести такой аргумент: запрограммированная история приведет пусть не к упадку, так к застою. Азимов предусмотрел и это. Устами Селдона он объясняет критикам, что система прочна в основных принципах, но достаточно гибка, чтобы учитывать флуктуации и потрясения, заложенные в саму основу человеческого поведения. Ну и учитывая, что это целый цикл, Азимов на протяжении многих романов грамотно сращивает идею Академии и существующих в обществе будущего роботов, которые сыграют ключевую, решающую роль в определении судьбы всей расы.

Данный роман можно рекомендовать всем категориям читателей, всем, кто достаточно умен, чтобы насладиться искусно написанной фантастикой с важными идеями.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Never let your sense of morals prevent you from doing what is right.»

— Salvor Hardin

Потрясающая книга. Книга, в которой фактически нет главных героев. Своеобразная хроника далекого будущего — набор коротких рассказов, охватывающих период в несколько столетий (и это только первая часть, весь цикл тянется десятки тысяч лет).

Фантастика, почти полностью лишенная такого бича НФ, как т.н. technobabble/техно-галиматья (все эти «Задействовать транглюкаторы второго уровня! Фазеромазерные батареи к бою! Продуть жидковакуумные резервуары! По бим-бом брамселям!»). Минимальная доза бластеров и космолетов присутствует, но они — всего лишь фон. Здесь основное внимание сконцентрировано совсем на других темах — это книга о людях и движущих ими мотивах, о путях развития человеческого общества, о циклических процессах в социуме, о склонности истории к бесконечному повторению. Но без лишней зауми и философствований — все довольно изящно завернуто в оболочку традиционной приключенческой космооперы. И как космоопера — тоже образцовый представитель жанра. Один только Сэлвор Хардин чего стоит!

Очень наглядно показан процесс падения великой космической империи с сияющих вершин научно-технического прогресса в бездну варварства и невежества. И причиной тому — не какие-то там катастрофы и катаклизмы галактического масштаба, а естественный и неумолимый ход истории, пресловутые «объективные силы». Особенно впечатляет демонстрация постепенной утраты знаний, превращения науки в религию, инструкций — в священные тексты, а инженеров — в жрецов культа (вархаммер, привет!).

И что немаловажно — впервые роман опубликован в 1942 (тысяча девятьсот сорок втором) году. Величие и мощь!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, герои тут не самые многогранные и объемные. Но, давайте признаемся, персонажи книг — это всего лишь инструменты автора, которые помогают ему двигать идею вперед. Просто обычно все навешивают на героев какие-то дополнительные факты их жизни, особенности характеров и т.п., чтобы читатель проникся сюжетом, начал испытывать эмоции и постепенно забыл, что эти люди на самом деле не существуют. Здесь же персонажи немного оголенные, я бы сказала. Сюжету не особо нужны их переживания и внутренний мир. Автор мыслит на уровне планет и галактик, а не отдельных людей. Его интересует развитие разросшегося до небывалых размеров общества.

Между главами может пройти двойка-тройка лет, между частями — десятки. Интересный подход. Именно поэтому, думаю, автор и не дает нам привязываться к персонажам. Мы все время совершаем такие большие скачки, что многие не доживают до следующей части по естественным причинам.

Интересны тут и этапы развития общества. Каждый требует какого-то своего подхода, а кризис наступает как раз тогда, когда старые методы перестают работать.

В середине книги, показалось, что повествование немного просело. Но это скорее оттого, что происходит много событий и ты пытаешься как-то увязать их вместе, и пока еще не до конца осознаешь, что автор пытается тебе сказать. К концу это ощущение ушло. Будет интересно перейти к следующим книгам.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые читал, когда мне было 20 лет. Произвело впечатление. Потрясло.

Попытался перечитать сейчас, когда мне уже 47, и вернул обратно на полку.

Безнадежно устаревшая по всем параметрам, топорно написанная вещь. После Википедии создание какой-то Галактической Энциклопедии — это смешно. Люди летают по всем космосу и расплачиваются с таксистами мелочью — полная нелепость. С остальными «технологиями будущего» так же. Диалоги будто написаны школьником. Описания из той же серии.

И это судьба любой книги, в основе которой лежат сугубо научные (даже если они научно-фантастичные) идеи. Лет через 10, 20, 30 она будет смешна и наивна.

Но мои воспоминания из той 20-летней поры говорят автору спасибо.

Оценка: 5
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будем честны, высокие рейтинги ни о чем не говорят. Особенно когда речь идёт о произведениях, написанных много-много лет назад. Люди ставят высокие оценки основываясь на впечатлениях, полученных в подростковом возрасте, когда, знаете ли, все впечатляет, все нравится, первая любовь и все такое прочее. Потом взрослые дяди, по странной случайности пропустившие то или иное произведение, смотрят на высокие оценки и ожидают нечто великолепное. По факту получая что либо простое, наивное. Именно по этой причине я долгое время не брался за главное произведение Азимова, автора из большой тройки классических фантастов.

И, продолжим быть честными, тут есть все, чего я и опасался. Абсолютно плоские и схематичные персонажи. Порой наивные и глуповатые диалоги. Стилистика не просто хромает, она лежит и не подаёт признаков жизни.

Я, может, шокирую многих, но это правда (а я ведь здесь только для того, чтобы говорить честно и правдиво): Азимов плохо пишет. Сравните любой отрывок из его «Основания» с любым отрывком из романа, к примеру, Кена Кизи «Порою блажь великая». Или любого другого мастера пера. Сравнение будет не в пользу Айзека Азимова.

Азимов плохо пишет — факт. Но при этом, Азимов мыслит! Азимов очень умный писатель. В «Основании», в одном из самых знаменитых научно-фантастических романов всех времён, он простыми мазками и, пускай, схематично, излагает великолепные идеи. Его персонажи плоские, но они великие для мира книги. Интересно показано значение религии в нашем мире, на смену которой приходит научное господство. Показано разрушение и, затем, становление империй.

Будем честны, книга впечатляет. «Библия» научно-фантастической литературы? Пожалуй, да. Очень высокая рекомендация.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Узловое произведение признанного мэтра фантастики, урожденного смолянина Исаака Юдовича Азимова. Поэтому каждое слово против романа будет использовано против заикнувшегося. Что там со средним баллом на современном этапе? Округленно, девять из десяти. Прямо Библия. Конечно аргументов «за» будет достаточно. Для сороковых годов создание галактической саги — это весьма смело. А если добавить сюда политологию, философию, социологию и аллюзии на наш бренный и несправедливый мир, то хочется брать зубило и выбивать канонический текст на мраморных скрижалях. Наверное, благодарные потомки уже достойно экранизировали этот великий труд на уровне Национального реестра или, минимум, «Звездных войн«!

Ан, вроде, нет. Странно-странно. Наверное, родственники заломили миллиарды за право прикоснуться к великому. Или продюсеры просто опасаются связываться.Бюджет галактический, а уверенности в коммерческом успехе нет. Нет постоянных героев, кроме Отца Нации Селдона. Мелькнул эпизод — прыг вперед лет на 20, 30, 50. И все по задуманному плану, математика, изнасилованная психологией, врать не станет.

Так может просто книга лучше.Если вынести за скобки монументализм, то художественности вообще и нет. Это не язык Брэдбери, не экшн Гаррисона, не сарказм Шекли, не ...

И моя слабость, сослагательное наклонение. Если бы «Основание» было написано сейчас каким-нибудь Ярославом Шишкайло. Ну, появилась надцатая Империя в бесконечном космосе. Тиражом бы в несколько десятков тысяч, может бы, и издали. Но мраморные залежи бы беспокоить не стали.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое столетие существование Основания. Уже нет Гарри Сэлдона, распалась Империя, Основание на Терминусе вынуждено маневрировать в довольно недружественном окружении и преодолевать предсказанные психоисторией первые кризисы. Причем делать это самостоятельно, без подсказок со стороны разработчика научного метода.

Методам преодоления первых трех кризисов посвящен роман.. В принципе метод один: установление неявного контроля над враждебным окружением. Инструменты для каждого случая свои, но все заимствованы из истории реального человечества и даже хронологически повторяют нашу историю. Сначала заинтересовать чудесным предметом, способным предоставить некое благо. Вместе с этим предметом внедрить своих духовных эмиссаров, которые в нужный момент сработают как воины из Троянского коня. Когда же власть духовных пут ослабеет, на первый план должна выйти экономическая выгода торговли. В сущности, всё сводится к тому, что реальная власть принадлежит той группе, которая владеет технологиями. Вполне реалистично и немного разочаровывающе. В предыдущем романе «На пути к Основанию» так много говорилось о психоистории и возможностях сокращения периода варварства, что невольно ожидалось что-то более яркое и впечатляющее.

Но после некоторого размышления понимаешь, что Автор поступил правильно, не став вводить в сюжет что-то сильно неожиданное. Он показал реальный путь человечества в фантастическом будущем, совместил реализм и фантастику. Получился не приключенческий роман, а попытка исследовать исторические процессы будущего. В «На пути к Основанию» неоднократно подчеркивалось, что психоистория ориентирована только на прогноз в отношении больших групп. На малых группах или индивидуально она не работает. В данном же романе мы видим, что для преодоления каждого кризиса требовался лидер, способный организовать и направить усилия своих сторонников. Результат сказывается только на большой группе, а направляющее воздействие на процесс может оказать только индивидуум. Парадокс психоистории, открытый именно в этой книге цикла.

Действие охватывает значительный временной промежуток — примерно около столетия. В каждый переломный момент действует свой лидер — человек, умеющий верно оценить угрозы и возможности. По прошествии времени он становится частью Галактической энциклопедии, составляемой Основанием. Энциклопедия оказывается проектом неоднозначным: с одной стороны, сам Гарри Сэлдон назвал ее прикрытием, с другой — в ней сохраняются ценнейшие сведения о реализации психоисторического процесса. На Терминусе создается своеобразная Библия новой Империи — Ветхий Завет будущего..

Смысл романа открывается постепенно, по мере размышлений и сопоставлений с реальной историей. По прочтении его начинаешь понимать, что психоистория действительно возможна, она проецирует опыт прошлого в условия будущего. Азимов верен себе: даже фантастическую научную дисциплину он сумел сделать понятной читателю и привязать к реальности.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится эта книга. Она говорит о том, что все происходящее к лучшему. Без кризисов и их преодоления не бывает развития. Надо не бояться будущего, а готовиться к нему и все у человечества получится. Пусть у нас нет науки, для предсказания точных дат плохих событий, как у ученных в произведении, зато у нас есть мощный инструмент для решения проблем, такой как интернет, который на момент авторского замысла люди не могли себе и в смелых мечтах представить. Пусть сегодня еще есть войны и несправедливость, я верю, что это этап большого пути.

Последующие книги:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
будут несколько противоречить этой самой первой, но я думаю не критично для общей картины светлого финала, ведь прогресс к нему ведущий, в мыслях и технологиях не стоит на месте, естественно что научная фантастика отражающая его должна следовать в ногу с последними людскими достижениями. Автор дополнит свои идеи об обществе и психоистории, а также разовьет философию согласно которой будет строиться империя в более глубокую, с нотками русского космизма. Как я считаю серия и в начале была хорошей, а к концу расцветает.

Всем советую именно это произведение прочесть за свою жизнь в обязательном порядке. Классика научной фантастики. Кого зацепит, можете и весь цикл попробовать осилить. Там очень много томов, однако идут они в принципе нетрудно. Только выбирайте лучше одинаковые переводы, с одинаковыми названиями. Это большая детально проработанная вселенная и в ней легко запутаться, если персонажей например будут звать различно, от тех, что в предыдущих томах, начали читать «Академию», продолжайте ее, а если «Основание», то его. В противном случае, можете чуть замедлить чтение.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга безбожно устарела, читать смешно. К тому же не понравилась постоянная смена персонажей. В итоге ни один не раскрыт и подробно не описан. Литературная ценность сомнительна.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот добрался я и до «Основания» – книги, которую впервые открыл в подростковом возрасте и сразу же закрыл – настолько скучной и заумной показалась она мне тогда. Что поделать, в 15-16 лет хочется не политических интриг и социальных концепций, а харизматичных героев, пафосных сцен и зубодробительного экшена. Сейчас, когда прошло как минимум полтора десятка лет, роман мне уже кажется достаточно простым для восприятия и даже интересным.

В далеком будущем, когда люди расселились по всей галактике, создав гигантскую межзвездную Империю, гениальный ученый, психолог и математик Гари Селдон создает новую науку – психоисторию. И, согласно психоисторической теории, Империя в ближайшие века должна прийти в необратимый упадок, что повлечет за собой деградацию цивилизации. Основание – созданная Селдоном научно-политическая организация, которая должна нарушить естественный ход событий и приблизить новый расцвет человечества.

Собственно, можно сказать, что главным героем романа является само Основание, или даже, в широком смысле – человечество и его история. Это непривычно, именно это оттолкнуло меня когда-то от этого произведения, и именно это часто не нравится читателям. Но, как говорится, «это не баг, это фича» – отдельные личности, согласно психоистории, имеют незначительное влияние на глобальные процессы. Эпический размах мысленного эксперимента Азимова (а именно таковым экспериментом и является роман), не позволяет концентрировать внимание на отдельных личностях. Да и само время действия произведения охватывает период, в несколько раз превышающий продолжительность человеческой жизни.

Сама идея математического прогнозирования развития истории в будущем спорная, но интересная. Хоть и трудно представить, что Селдон едва ли не в одиночку (тысячи его подчиненных не видели целостной картины и занимались узконаправленными исследованиями) смоделировал десятки тысяч лет развития человечества. Особенно на фоне ошибок настоящих футурологов в реальности.

Вообще, мне не понравилось то, как Основание нагло использовало в своих целях религию. Нет, понятно, в реальной жизни большинство государств тоже действует так, в той или иной степени, и в этом тоже нет ничего хорошего. Что поделать, уж слишком удобный и проверенный веками инструмент манипуляции массами, чтобы его не задействовать. Но Основание создало искусственную, ложную религию и агрессивно ее насаждало. Причем религию примитивную, «культ карго» пополам с дремучим обскурантизмом (машины работают по воле божьей, и даже не смейте разобраться, как они устроены!). Понятное дело, честная политика – это оксюморон, но данная ситуация – просто глобальное свинство. Достаточно только представить, что народы целых планет веровали в божественную силу атома и принимали манипуляции инженеров-фокусников за чудеса святых. Использование таких методов здорово подрывает доверие к Основанию, которое ради гипотетического будущего прогресса готово погрузить современный ему мир в мракобесие.

Но все же роман при этом остается довольно интересным литературным и футурологическим экспериментом, и, хоть он во многом и устарел, тому, кто интересуется социологией и политологией, почитать его будет интересно и полезно. Для любителя политических триллеров он также может послужить неплохим развлечением, но в этом качестве «Основание» несколько портит то, что короткие повести, из которых состоит роман, построены по одному шаблону(кроме первой).

Из всех переводов названия, самым удачным считаю именно «Основание», так как Foundation уж никак не «академия». В оригинале это слово значит одновременно и «учреждение» (то есть, для конспирации самое оно – учреждение под названием «Учреждение»), и «фонд» (в данном случае – хранилище знаний), и, собственно, «основание», «базис» (намек на истинную цель, стать фундаментом для возрождения цивилизации). Пусть адекватно перевести нельзя, но «Основание» хотя бы звучит достаточно экзотично.

Итог: ставший классикой экспериментальный роман на грани псевдодокументалистики. Специфическая вещь для любителей футуристических прогнозов и политических интриг. История будущего, написанная слишком широкими мазками, в которых с трудно рассмотреть черты лиц и детали эпох.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать обязательно! Читал подростком — просто в восторге, потом еще два раза читал и слушал аудиокнигу с интервалом лет 10. Скажу, что не утратила актуальности прослушал с удовольствием.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман Азимова неизменно присутствует во всех топах произведений научной фантастики. Но является ли он фантастикой по своей сути? Если убрать далекий космос, защитные экраны, бластеры и хорошенько проанализировать сюжет, выяснится, что Азимов просто представил свою версию истории человечеста. Не случайно книга заканчивается эпизодом о королях торговли и одной из последних фраз в книге является:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Какое мне дело? Не сомневаюсь, что Селдон предвидел и подготовил будущее. Начнутся новые кризисы, когда власть денег окажется такой же мертвой силой, какой сейчас является религия. Пусть мои последователи решат новые проблемы, как я решил сегодняшнюю.

Почему автор решил закончить книгу именно так, ведь до конца эпохи, предсказанной Селдоном, оставались еще сотни лет? Да просто он остановился на том историческом этапе, на котором находится сейчас человечество. В этом смысле следующие произведения цикла выглядят очень интригующе, ведь там должна быть видна фантазия автора, работающая на полную катушку, там должно быть его видение будущего человечества.

При всей своей эпичности, мне роман показался несколько простоватым и наивным — слишком уж легко и без особого сопротивления удается главным героям продвигаться по сюжету.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из трилогии академии этот роман понравился меньше всего. Начав читать, неоднократно возникало желание отложить это произведение на потом. Однако пересилив себя не пожалела, трилогия интересна и захватывающая,но только не ее начало. Сама идея романа впечатлила, но то как быстро менялись персонажи, к которым толком не успеваешь привыкнуть смущала. Как итог, в любом случае книгу рекомендую к прочтению, поскольку она часть интереснейшего цикла и ознакомиться с ней необходимо, дабы полноценно оценить последующие события в произведении.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх