FantLab ru

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Голосов:
6715
Моя оценка:
-

подробнее

Кровь и железо

The Blade Itself

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 348
Аннотация:

Огромная империя, имя которой Союз, находится в опасности. Некогда разобщённые и враждующие кланы Севера объединились. Теперь всеми землями, находящимися севернее Инглии правит кровожадный Бетод, неукротимый воин быстрый на расправу и в то же время мудрый владыка. На юге мощная империя гурков, управляемая твёрдой рукой кровожадного Уфмана-Уль-Дошта, почти восстановилась после поражения в недавней войне с Союзом.

Положение же самого Союза хуже, чем когда-либо. В самом сердце государства, Адуе зреет заговор. Старый король немощен, его наследник, кронпринц Ладислав более озабочен женитьбой и фехтованием, нежели проблемами государства. Страной, по сути, правит корыстолюбивый закрытый совет, разделившийся, к тому же, на два противоборствующих лагеря.

Можно подумать, что Союз обречён. Но на сцене внезапно появляются хромой калека-инквизитор, молодой и праздный дворянин, могучий воин-северянин и некоторые, ещё более странные герои. И они спасут Союз! По крайней мере должны. Как они это сделают, не знают даже они сами. Но это знает дряхлеющей маг, Байаз. Но учёл ли первый среди магов всё, к примеру, захотят ли потенциальные спасители спасать Союз? Да и его давний враг, второй ученик Иувина, Кхахюль, покровитель самого Уфмана-Уль-Дошта, тоже не дремлет. Но, несмотря на всё это хитроумный план Байаза уже начал свершаться, хотя, что из этого выйдет, не знает даже он сам.

Входит в:

— цикл «Земной Круг»  >  роман-эпопею «Первый Закон»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook/Stephen Tall Memorial Award, 2008 // Дебютный роман

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2010 // Книга фэнтези (Великобритания)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2014 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2014 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

FantLab рекомендует:

Джо Аберкромби «Кровь и железо»


Похожие произведения:

 

 


Кровь и железо
2008 г.
Кровь и железо
2017 г.
Кровь и железо
2020 г.
Первый закон
2020 г.

Аудиокниги:

Кровь и железо
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
The Blade Itself
2009 г.
(английский)
The Blade Itself
2010 г.
(английский)
На лезі клинка
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда в интервью с Климом Жуковым парнишка расхваливал Джо Аберкромби и его «Первый закон», мне подумалось, что, видимо, стоящее произведение, ведь и сам Клим ратует за здравый смысл, логику и все такое прочее. Взявшись за первую книгу, меня хватило всего на пару глав. Около года спустя, продолжив чтение, меня хватило чуть более, чем на половину книги и то это была мука. Будут спойлеры.

----------------------------------------

1. Мир.

Я прекрасно понимаю, что народы развиваются неравномерно, даже в наше время есть всякие аборигены, которые еще из каменного века не выползли. Я понимаю, что мир в авторской Фентези-вселенной может развиваться совершенно иначе. Да, все так. Но так или иначе, фэнтези-миры все же опираются на базис нашей реальности (истории). Что же происходит в мире этого автора мне совершенно непонятно! Северяне где-то на уровне раннего средневековья (причем совсем раннего). Южане — вообще сборная солянка из позднего средневековья, эпохи Возрождения и 17-18 веков. Где-то в отзывах мелькало, что ближе к концу трилогии там еще и античность в добавок ко всему имеется.

Несколько цитат из книги:

«Челенгорм пересек открытое пространство вверх по проходу к дверям, придерживая эфес ШПАГИ, чтобы она не билась о его ногу».

«Челенгорм с ошеломленным видом последовал за ним. Дюжина солдат, бряцая ЛАТАМИ, шли по пятам».

«Челенгорм выбежал на площадку, вытащил ШПАГУ и встал рядом с альбиносом».

«Ну же! ШПАГИ долой! — гаркнул Челенгорм, подвигаясь к ним ближе».

Серьезно? Чуваки в полных ЛАТАХ и со ШПАГАМИ? Решительным образом непонятно как эти товарищи вообще ведут бой и уж тем более — как они воюют. Да и нафига вся стража в городе у ЮЖАН летом ходит в латах?

Интересно, а порох и огнестрел у них изобрели? (в первой половине книги об этом ни слова).

--------------------

1.1. Религия.

Что в этом замечательном мире с религией тоже не ясно. Но, судя по выражениям Логена, северяне исповедуют христианство, ибо:

«Вполне могло быть и так. В доках воняло, как в АДУ»

«Его горло мучительно пересохло, голова кружилась. Вне всякого сомнения, это АД, и Логен его заслужил, только не мог припомнить, давно ли умер»

Да и южане тоже:

«Все знали, что майор первым прошел сквозь брешь при Ульриохе. Все знали, что он ДЬЯВОЛЬСКИ вспыльчив».

«Вот именно. Он просто ДЬЯВОЛ! — воскликнул верховный судья и приподнял кустистые брови».

----------------------------------------

2. Герои

В них тупо не веришь. Просто читаешь о том, как они себя ведут, как разговаривают и т.д., и вспоминаешь Станиславского.

Все герои разговаривают +/- одинаково. Если из их реплик выбросить контекст, то вы никогда не догадаетесь кому принадлежит фраза. Ни у одного героя нет своего стиля речи, нет излюбленных словечек. Что «суровый» северянин, что знатный аристократ, что маг — всё одно.

Все люди индивидуальны, помимо всего прочего, в их поведении, манере речи, жестикуляции и т.д. есть какие-то особенности, мелочи, которые цепляют или отталкивают. Кому-то нравится, как та девочка поправляет волосы или морщит нос, кто-то находит привлекательным, как тот парень шепелявит или лихо вворачивает острое словцо в свою речь. В персонажах этой книги вы ничего этого не найдёте. Это болванчики-клоны.

Сами герои бесхребетные, они не создают ситуации, а плывут по течению. Ими помыкают другие персонажи, в т.ч. второстепенные. Ситуации разруливаются роялями в кустах, нелогичными действиями других персонажей либо сами собой. Они не принимают каких-то решений, не «тащат» харизмой или волевыми качествами. Ничего. Они просто марионетки в руках автора.

Даже толкового описания их внешности нет. Например, автор удосужился описать вид Логена только во второй части книги. Да и то весьма скудно.

ЛОГЕН. В один момент описывается злобным убийцей, деревни он сжигал, людей грабил и убивал, убивал женщин без толики сожаления, чуть ли не младенцев ел и запивал их же кровью. Но что мы видим «по ходу пьесы»? Да он чертов праведник, судя по его поведению. Ученику мага (после встречи с ним) он чуть ли не слюнки с уголков губ вытирает. Весь какой-то шуганный, всего боится, чуть ли не перед каждым потенциальным противником трясется. На улице города, названия которого я не помню, ему вдруг стало жаль женщину, которая просила милостыню.

Короче говоря, в мире он слывет иго-го каким воякой, дьяволом во плоти, но ведет себя как... тряпка половая, его рефлексия неправдоподобна. Герой-оксюморон. Как бы там ни было, но все же бытие определяет сознание. Этот чувак всю жизнь прожил среди убийств, насилия и т.д., а перед нами предстает чуть ли не ангелом. А можно хотя бы в первой книге, где полно воды, рассказать о том, как же он монахом стал?

В пример могу привести Геральта (Ведьмак), суровый дядька, лютый вояка, но со своей моралью. Вот ему веришь.

--------------------

ЛУФАР. Этот товарищ просто нытик и соплежуй. Плакал и ныл добрые 5-6 глав, получил нагоняй от девчушки и ВНЕЗАПНО осознал чего хочет в жизни. И это развитие персонажа? ОТВРАТИТЕЛЬНО!

--------------------

ГЛОКТА. Ходячий, вечно жалеющий себя, труп. Считает себя МОЗГОМ банды местной инквизиции. Но по факту ничего «умного» за чуть более, чем половину книги не сделал.

--------------------

БАЙЯЗ. Типикал маг. Весь такой из себя спокойный и уравновешенный. Ждет, когда их чуть не поубивают, только потом юзает свою магию.

--------------------

Ф_КАК_ТАМ_ЭТУ_ДЕВИЦУ_ЗВАТЬ? Судя по нескольким главам, это Логен в юбке. Описана как вся из себя такая убивца, пьющая кровь младенцев в те короткие часы, когда никого не убивает, а на деле соплячка. Уже на след. день после встречи с магом выдает такую фразу:

— «Ты должен был ПОЗВОЛИТЬ мне убить его».

--------------------

БАНДА СЕВЕРЯН. Жестокие, свирепые и тупые вояки. Нафига они с собой таскают лишний «рот», того слабака, абсолютная загадка. Опять хочется процитировать Станиславского.

----------------------------------------

3. Сюжетки и нарратив (много спойлеров)

Сюжетная ветка Логена и Байяза даже не пытается чем-то зацепить читателя. Сначала Логен идет к Байязу, потом они вместе куда-то идут. Очень интересно. Никакой затравки, ничего. Только смутный намек на то, что идут они на войну. И вот тут кроется противоречие. По словам самого Логена, он устал от войны, насилия и т.д., он хочет разводить овечек, нюхать цветочки и полоть грядки. Но все равно тупо продолжает идти за магом, хотя и ежу понятно, что они идут явно не морковку сажать. Ладно маг что-то там удумал и пошел искать приключения, но куда Логен поперся? Один из столпов драматургии и хорошего персонажа — это мотивация. Тут же она отсутствует. Казалось бы, дно пробито... но нет...

--------------------

Глокта и Инквизиция. Вообще, Инквизиция ассоциируется с Церковью, но будем исходить из того, что это слово с латыни означает «расследование». Следите за руками:

Вдруг внезапно оказалось, что гильдия торговцев шелком не платит налоги в казну. (А кто вообще за этим следит? Или вы там торгашам на слово верите, что они вам регулярно сундуки в казну заносят?). Начинаем ловить всех подряд, пытать, выпытывать имена (Что за имена? Что эти люди натворили? Не платили налоги? Об этом ни слова. Ок, запомним этот момент).

В штабе инквизиции происходит утечка информации, список агентов слит. Гильдия торговцев начинает активно вырезать всех своих из этого списка (Ну а чО, в шпионских фильмах же так показывают! Нафига Гильдия это делает? Да и кто после этого вообще в нее вступать будет, если она своих же кромсает? И вообще, это гильдия торговцев шелком или какой-то мексиканский наркокартель? Запомним и этот момент). Далее автор ставит нас перед фактом, что Глокта поймал этого киллера (вот это поворот!), его тоже пытают, он тоже кого-то сдает и блаблабла.

После чего происходит облава на штаб-квартиру Гильдии, где бравые ребята в латах и со шпагами застают торгашей за сжиганием документов (Ох, сколько же этих киношных штампов. А тупо поджечь само здание религия не позволила?). На втором этаже Глокта находит главаря и перед тем, как выйти в окно с петлей на шее, он рассказывает Глокте (Зачем?), что зреет заговор мирового правительства, их щупальца повсюду, они пустили корни во все структуры власти (Что, снова киношный штамп?).

А теперь вспомните список имен и убийство Гильдией своих же. Один вопрос: ЗАЧЕМ? Если вы не платили налоги, то об этом уже всем известно, зачем убивать своих же торговцев? Судя по всему, Гильдия не имела никакого отношения к этому заговору (тогда откуда она о нем знала?). А если имела, то зачем убивать своих же (видимо, боясь, что мелкие торговцы расскажут о нем, хотя им-то откуда знать?), если вы потом сами же о нем и рассказываете?

Вся эта катавасия — сюжетный костыль, чтобы как-то поведать о каком-то заговоре. БОЖЕ МОЙ! ЭТО ЖЕ СЮЖЕТ, КОТОРЫЙ МЫ ЗАСЛУЖИЛИ!

--------------------

Сюжетка Джезаля откровенно скучная. Треть текста он хнычет, треть его гоняют по плацу, а треть он воздыхает по Арди Вест, сестре его друга. Свой отпечаток еще накладывает само фехтование, которым он занимается. Лично мне фехтование на шпагах всегда казалось унылым занятием.

--------------------

Т.к. книга мною прочитана не полностью, то на сюжетку «тёти Ф» пришлась всего парочка глав, но и этого хватило, чтобы понять, что и она не блещет изяществом.

Девушку находит маг, когда она хоронит «своих» после стычки, она его тут же пытается убить, хотя сама сразу замечает, что он безоружный. Причем пытается убить его очень настойчиво. После весьма посредственного диалога, она соглашается пойти с ним, т.к. он обещает вывести ее из окружения. (А можно узнать, почему за этой девицей охотится целая армия? Они там даже с собой какого-то Едока притащили. Кто это?)

Под инвизом они проходят мимо группы вражеских солдат, где девица решает убить их, но в последний момент останавливается (Почему останавливается? Да просто так, в фильмах ведь подобные сцены сплошь и рядом). Далее они открыто (Мана закончилась?) проходят через вражеский КПП, где их останавливают эти самые вражины и почти раскрывают девицу, которая прикинулась слабоумным сыном мага, она уже положила руку на кинжал, но в последний момент проносит (Да сколько же этих киношных штампов, машу вать?). Оказавшись в тылу этой армии, девица продолжает идти за магом (ПОЧЕМУ???).

В городе она видит рабов, которых уводят куда-то, и маленькую девочку среди них, а т.к. она сама была рабыней, ей ее становится жаль. Она уже готова разорвать там всех, но маг, воззвав к ее разуму, отговаривает ее от этой затеи, после чего она выдает ту самую фразу «- Ты должен был позволить мне убить его» (Не хватает только обращения «хозяин»).

Автор явно ничего не смыслит в психологии. РАЗУМНЫМИ доводами воздействовать на человека, который находится НА ЭМОЦИЯХ? Тем более, что задето ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ этого человека. Тем более речь идет о такой ОТБИТОЙ НА ГОЛОВУ девице. Серьезно? И на нее это подействовало? Да что это за персонажи такие? Они непоследовательны, они... они... они... делают то, что хочет автор, а не то, что соответствует их характеру (в самом широком смысле слова).

--------------------

У меня сложилось впечатление, что автор пересмотрел современных фильмов и сериалов. В частности тех, где есть всякие шпионские игры. Чуть ли не все сцены с инквизитором Глоктой просто 1-в-1 копируют сцены, антураж, фразы и штампы из подобных сериалов и фильмов. Просто читаешь и ловишь себя на мысли, что это было в каком-то фильме... Борн? Подозреваемый? Да во всех.

«Кто бы он ни был, он имеет хорошее финансирование и источники информации. — Архилектор сдвинул брови»

--------------------

Я слабо проявляю эмоции, особенно смех, но после этой фразы мне хотелось заржать во все горло:

«Открытый совет Союза предоставляет слово чрезвычайному (и полномочному) инквизитору Занду зан Глокте». (И почему мне его имя всегда напоминает Зеддикуса З'ул Зорандера?)

И в эту же копилку парочка слов про Инглию (северная страна, захваченная этим Союзом), куда частенько кого-нибудь ссылают (на урановые рудники и в Колыму, ага):

«Пара-тройка шахтерских поселков и несколько исправительных колоний».

Бедный автор, прям всеми силами старается Советский Союз помоями облить. Даже до фэнтези добрались, черти. Ну а сама эта инквизиция работает так, как в глазах ненавистников СССР работал НКВД.

--------------------

Так же в речи героев мелькает современный сленг. Например, маг называет «ту девицу на Ф» той еще штучкой. Да и вообще в целом книга читается так, будто все происходит в современном мире.

----------------------------------------

4. Несуразности, которые на беглый взгляд попались примерно в трех-четырех главах подряд. Все это ломает не клише, а логику, здравый смысл и целостность мира.

«К его изумлению, меч оказался необыкновенно острым. Клинок отрубил коренастому руку возле самого локтя, затем вонзился в плечо, прошел сквозь мех и кольчугу и рассек тело до живота почти надвое».

«На мече после сегодняшней жестокой работы не появилось ни царапины».

Возможно это какая-то волшебная вундервафля, об этом ничего не сказано. Но... серьезно? Одним ударом отрубить руку, пробить кольчугу, сломать ключицу, пройтись через всю грудную клетку, все это время еще и разрезая ту самую кольчугу. Рукалицо.

--------------------

«Ты тоже, старик! (слазь с коня)

— Я предпочитаю ехать верхом.

Логен вздрогнул: так отвечать нельзя.»

И это спустя несколько минут после того, что он проделал с тем бедолагой (выше)? Странно, что он только вздрогнул, а не обделался, этот ваш Логен Девять Смертей.

--------------------

«Лезвие лопаты со СВИСТОМ рассекло воздух и вонзилось в почву»

«Она отшвырнула лопату, и та загремела среди камней, ОТСКОЧИВ от одного из трупов»

Ну, это может написать только тот, кто лопату никогда в руках не держал. И вообще, откуда у нее лопата посреди леса? Или они их там с собой таскают, вдруг своих хоронить придется?

--------------------

«Писцы с грохотом захлопывали свои огромные книги.»

Да, ведь это так классно — размазать свеженькие чернила. Или у них там ручки из 21го века?

--------------------

«На миг Каулт словно застыл в воздухе — дорогое стекло раскололось вдребезги, куски и осколки засверкали на солнце, — а потом исчез.

Еще один штамп из фильмов и сериалов: выйти в закрытое окно. В лучшем случае его не пробьешь (особенно, если оно толстое, как часто бывало в старину), в худшем — застрянешь и повиснешь на осколках, которые вопьются в тело, как в масло.

--------------------

«Если судить по донесениям, северяне могут обнаружиться где угодно, в любом месте, и людей у них от тысячи до сотни тысяч»

Как ваша страна вообще еще жива и достигла таких высот цивилизации, если ваша разведка докладывает, что враг может ВНЕЗАПНО ОКАЗАТЬСЯ где угодно, а их численность от ТЫСЯЧИ до СОТНИ ТЫСЯЧ. Да, ничего так разброс в численности.

--------------------

«Он был младшим сыном, но когда услышал о смерти своего отца... то ПРИКАЗАЛ задушить всех братьев. Поговаривают, что он ЗАДУШИЛ их собственными руками»

Так он приказал или сам задушил? Первое — утверждение, второе — слух. Либо оба варианты — слухи, либо только одно утверждение должно быть.

--------------------

Это всего лишь ЧАСТЬ ерунды из трех-четырех глав подряд. А если специально вникать в идиотизм происходящего, то на целую книгу наберется.

Искренне не понимаю тех людей, кто в восторге от подобного чтива. Героям просто не веришь, их мотивация непонятна. Фэнтези-мир аляпистый и несуразный. Знания автора на уровне «смотрел парочку псевдоисторических сериалов про средневековье и несколько фильмов про шпионов». Единственная интрига сюжета: что вообще происходит и нахрена они все это делают? Сравнивать этот опус с книгами Мартина — просто издевательство. Если у Мартина и есть какие-то косяки в мелочах, то их очень мало, а тут они ПРОСТО. НА КАЖДОЙ. СТРАНИЦЕ.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приветствую, друзья!

При знакомстве с творчеством автора крайне важно первое впечатление. Если книга хороша, то и остальные будешь скупать на автомате, потому как знаешь, что автор не подведет. В некоторых случаях. Ежели книга не зашла, то с творчеством писателя можно распрощаться, хотя если виден потенциал, то можно дать второй шанс. Собственно, речь сегодня пойдет о первом знакомстве с творчеством Джо Аберкромби. Начал я с его дебюта — «Кровь и железо», первая часть из трилогии «Первый закон».

«Когда перед тобой стоит задача, лучше сразу браться за нее, чем жить в страхе перед ней.»

Действие трилогии разворачивается в так называемом мире Земного Круга, отдаленно напоминающий Средневековую Европу. Государство Союз — объединившее под своей властью Срединные земли, города Веспорт и Дагоску и северную провинцию Инглию. Тут уж у меня неизбежно возникают ассоциации с одноименным миром Стивена Кинга из цикла «Темная башня». Уж не отсылка ли?! С юга Союзу угрожает некая империя, грозя начать новую войну, чтобы отомстить за предыдущее поражение. На Севере, некогда разделенные междуусобицей кланы ныне объединены в жестких руках самопровозглашенного короля Бетода, планирующего вернуть исконно северные земли. В общем понятно чем надвигающиеся события грозят...но это еще полбеды.

Да и внутри Союза далеко не такая хорошая обстановка, как может показаться поначалу. Идет борьба между крестьянами и дворянами. Между Инквизицией, своеобразной полицией Союза, и Торговыми Гильдиями. От лица короля правит Закрытый Совет, члены которого больше озабочены интригами друг против друга, нежели делами страны. Должен сказать, что мир здесь отлично проработан, хоть и неясны пока некоторые моменты. Сюжет увлекательный, но динамичным я бы назвал с большой натяжкой. Значительное внимание уделено политическим интригам, миру и раскрытию героев. Да и боевых сцен не особо много, но они сочные и детально проработаны, чувствуется, что у автора есть талант к описанию боевых сцен.

«Человек может улыбаться и ластиться, называть тебя другом и подносить подарки одной рукой, другой втыкая в тебя нож.»

Но самый большой и жирный плюс заключается в следующем. В героях. Они живые, отлично прописаны и невероятно харизматичны. Помимо этого я не встретил ни одного одинакового героя. Даже спустя некоторое время после прочтения трилогии помнишь всех и каждого, и кто кем является. Это редкость для меня. Повествование же здесь ведется от лица нескольких персонажей:

От Логена Девятипалого — северянина- варвара по прозвищу Девять Смертей, чье имя приводит других северян в ужас.

От Джезаля дан Луфара — надменного, самовлюбленного юноши, по наставлению отца поступивший на военную службу и обучающийся фехтованию, чтобы выиграть ежегодный турнир.

От Занда дан Глокты — калеки-инквизитора, который пробыл два года в имперской тюрьме, костерящий мысленно всех и вся. Его боль от увечий и передвижений чувствуешь буквально каждой клеткой тела, словно ты в его шкуре. Прекрасный персонаж!

Ну и от Ферро Малджин — беглой рабыне с Юга, одержимой жаждой мести. Как по мне так это один из самых отвратительных, отталкивающих персонажей. Но когда узнаешь ее поближе к ней начинаешь относиться мягче что ли, поскольку за маской стервозности и одержимости скрывается тонкая натура. Хоть и старается это как можно тщательней скрывать.

Да впрочем в книге полно разноплановых героев и всем хотелось бы уделить толику внимания. Но, пожалуй, это будет слишком долго.

«Со временем приучаешься ценить такие мелочи,как сухие сапоги. Ты ценишь их, когда у тебя нет ничего другого.»

Со стилем все обстоит как нельзя лучше. Правда, читается поначалу крайне тяжело, но после четверти книги к слогу привыкаешь и он уже не кажется таким тяжеловесным. В виду своей насыщенности слогом автора хочется наслаждаться, а не нестись сломя голову по сюжету. Единственное, что слегка омрачило впечатления это то, что порой встречаются опечатки. На фоне плюсов это не кажется таким уж критичным. Вот чего в издании крайне не хватает, так это карты. Без нее как без рук.

«Такова уж цивилизация, насколько мог понять Логен: людям нечем заняться, и они выдумывают способы сделать простые вещи сложными.»

Подводя итог этой длинной рецензии скажу, что дебют автора однозначно удался! Обалденные харизматичные герои, занимательный сеттинг и захватывающий сюжет делают книгу незабываемой.

В тексте рецензии использованы цитаты из книги «Кровь и железо» Джо Аберкромби.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По своему, самая удачная книга трилогии. Она прекрасно справляется со своей задачей: заинтересовать читателя, чтобы захотелось прочесть продолжение. Сюжетные линии в этом томе только начинают своё развитие, прямо намекая, что всё самое интересное будет дальше. Но именно это и срабатывает как надо, подогревая интригу вопросами без ответа и небольшими намёками. Также нас знакомят с персонажами. Такими разными, и, казалось бы, совершенно никак друг с другом не связанными. Мы уже знакомы с каждым из них, но им ещё только предстоит узнать друг друга и проверить взаимоотношения на прочность.

Есть, конечно, вещи, вызывающие серьёзные сомнения. Не смотря на все разговоры про «у наших врагов большие связи» и «это серьёзные люди, которым лучше не переходить дорогу», Инквизиция, по факту, спокойно действует как хочет, ничего не опасаясь, и, как будто, обладает неограниченной властью — посылает на плаху любые высшие чины, в то время как «суд» представляет из себя какой-то бессмысленный фарс. «Серьёзные люди» и «большие связи» могут лишь неуверенно что-то блеять на собраниях, не спеша вмешиваться в действия явно злоупотребляющего своими полномочиями органа дознания.

Тем не менее, начало положено интересное, а это, для первой книги трилогии, главное.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга-завязка. Несмотря на вполне динамичное повествование, сюжет, как таковой, сводится к знакомству с главными героями. К концу книги нагнетается некая интрига и становится понятно, что нас таки ждет интересная история, но уже в следующих частях. Тем не менее читается «Кровь и железо» легко, персонажи живые и, сразу понятно (и приятно), неоднозначные, не шаблонные. Хорошо прописаны психология и мотивация героев, ответвления сюжета от основной линии не выглядят излишними, их не хочется пропускать, они помогают раскрыть характеры персонажей и не перегружают историю ненужными деталями. Вообще отсутствие ненужных и излишних деталей — это огромный плюс автора. Все в по делу, но при этом достаточно ярко, сочно и в меру глубоко. А еще, в книге есть юмор, на мой вкус он очень неплохой и удачно оттеняет сцены жестокости и кровищи. Одни словом, книга — прекрасное и многообещающее начало цикла, с предвкушением двигаюсь дальше.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так уж сложилось, что я вырос на классических фэнтези с их фермерскими мальчиками, которым уготована великая миссия, мудрыми седобородыми волшебниками в вычурных мантиях и обязательным преисполненным пафоса тёмным властелином с монологом о захвате мира страниц на пять. Но вот захотелось прочесть что-то из представителей тёмной стороны, к которым большинство интернет-обзоров и относит Джо Аберкромби. Первое впечатление о первой книге таково: это некий симбиоз, какое-то светло-тёмное фэнтези с неоднозначными персонажами. У каждого из главных героев есть черта, заслуживающая порицания и вызывающая внутреннее отвращение. Логен Девятипалый — дикарь и хладнокровный воин-убийца, Джезаль показан законченным нарциссом, маг Байяз не чурается пользоваться грязными методами и тёмными видами колдовства, Глокта — пыточных дел мастер со стажем, без угрызений совести выносящий любому смертный приговор, Ферро одержима жаждой мести, а майор Вест, будучи здесь чуть ли не самым благородным персонажем, порой склонен к домашнему насилию. При всём вышеперечисленном, большинство героев заставляют себе сопереживать. Я прекрасно понимаю, что такой и была авторская задумка — показать неоднозначных личностей, слишком плохих для классического Толкиновского фэнтези, но слишком хороших, чтобы по прочтении в негодовании захлопнуть книгу. Ведь на самом-то деле, неотёсанный Логен искренне скорбит по своим погибшим близким и, не щадя себя, готов прийти на помощь другу, Джезаль, не смотря на свой махровый эгоизм, оказывается способным на сильные чувства к девушке, Байяз отвечает насилием на насилие, но при этом справедлив, Ферро — поврежденная разумом женщина, из которой обстоятельства сделали машину мести, майор Вест корит себя за неумение наладить отношения с любимой сестрой, Глокта — жертва войны, искалеченный физически и душевно. Как по мне, такой приём называется мелодрамой. Даже группа северян, разлучившихся с Логеном, которые считают его погибшим, и продвигаются по канве сюжета самостоятельно, вызывают ассоциации со старым американским ситкомом 90-х годов. Они в меру брутальны, в меру остроумны, но в то же время слишком белые и пушистые, чтобы походить на реальные прототипы варваров. Не могу сказать, что книга мне совсем не понравилась. Сюжет увлекателен, и наибольший интерес в нём составляет переплетение жизненных путей таких разных и неоднозначных героев. Возможно, последующие книги изменят моё мнение, но первый том вышел наигранным, а я не очень люблю, когда автор пытается играть на чувствах читателя. Потому что реалистичное описание человеческих трагедий и превратностей судьбы — это одно, а явная попытка выдавить скупую слезу — совсем другое. И похоже, Аберкромби следует задать себе вопрос инквизитора Глокты: «Зачем я это делаю?»

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Примитив. Клише. Штампы.

Действо проходит в перенасыщенном ими обыденном мире, в котором нет достаточной глубины, хорошей предыстории, оригинальности. Тут у нас страшный и могучий северный варвар, мудрый белобородый маг, его хилый ученик, мстящая всему миру злая дева и высокомерный, но в душе благородный дворянин.

Книга собрана из обрывков всевозможных фэнтези. Весь её «реализм» срисован с комиксов Марвел. Результат — лоскутное одеяльце, сочащееся чернухой.

В плюсы можно выделить довольно бодрый стиль повествования. Благодарю ему неладное я заподозрил только когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Луфар хотел отказаться от фехтования, но любовь всей его жизни обругала его, обозвала ничтожеством и потому капитан решил продолжить фехтовать, ведь нужно доказать ей — всем доказать! — что он может. А во время путешествия на край света Луфар стал ещё более благородным, и всё это за несколько страниц и после пары монологов Байяза.

Это дно, персонажи не должны так развиваться. У нас тут тёмное фэнтези или что?

Середнячок. Сравнивать это поделие с ПЛиО мне было бы стыдно.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну как и у многих, ранние вещи Аберкромби читаются лучше. Начал с последней «Ненависти» там занудных кусков больше, а на «детях героев» природа все чаще отдыхает. Хоть и в «Крови» страдания молодого Джезаля можно было спокойно выкинуть. Благо он там дальше по сюжету не особо нужен. В целом книжка годная, герои выпуклые, а интрига не отпускает. Кто бы мог подумать, что Аберкромби столько лет пишет одну и ту же историю и это до сих пор интересно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что до сравнений с Мартином, Сапковским и Толкиеном так это просто другой автор :) и в его избушке свои погремушки. Которые могут не понравиться любителям розовых пони. Ну и прочей романтики. Кровавые мясорубки Мартина, мне вот тоже не сильно по душе, но я же не пишу, что его надо расстрелять и лишить всех премий. Да, кому-то может не понравиться, что о долге, чести и славе у Аберкромби говорят лишь дураки. И герои его не всегда поступают правильно. Так ведь полно других книжек, где толкают красивые речи и никто не нарушает канонов. Прекрасные принцы спасают принцесс, драконы копят сокровища и жгут несчастных гномов, маги мудрят и потрясают посохами, а темные властелины замышляют недоброе.

ps Сапковский кстати хорошо отзывался про Аберкромби. Помнится даже занес в список любимых авторов, вместе с Ротфусом.

pps удивляюсь что «Хоббита» еще не причислили к темному жанру. Ведь там гораздо меньше пафоса чем в знаменитой трилогии.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какая-то посредственность. Начал читать — странице на 20-й сообразил, что не запоминаю имена героев, что вообще не слишком слежу за сюжетом. Может дальше будет интереснее — но пока — сплошное разочарование. Я настолько привык к яркому языку(и переводам) от Мартина, Толкина, Сапковского, что обычный, среднестатистический текст начинает восприниматься как газетная статья — не запоминается.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Далеко не первый раз перечитываю этот роман, пускай и пишу отзыв только сейчас. Этот факт — перечитывание — сам по себе рекомендация и оценка книги. Именно с этого автора и этого романа я по большому счету открыла для себя темное фэнтези.

Итак, дебютный роман автора, открывающий уже на данный момент весьма большой цикл «Земной круг». Своего рода представление мира и персонажей, хотя отпределенные события успевают произойти и в этой книге. Не такие масштабные, как те, что ждут читателя в продолжениях, больше работающие на раскрытие мира и героев. И тем не менее.

Наибольшей удачей автора являются герои, полные неоднозначности, но в то же время достоверно прописанные. Как и в каждом человеке, есть в них свои светлые стороны, пускай порой и весьма своеобразные, но есть место и порокам, страстям, глупости, искаженному взгляду на жизнь и многому другому. Герои, на которых непросто наклеить ярлыки — хорошие они или плохие. Даже если вначале и кажется, что кто-то соответствует какому-то типажу. В принципе, все герои получились яркими и достоверными, но нельзя не признать, что наиболее запоминается образ инквизитора Глокты. Ну, мне так точно.

История уже в первом романе полна политических интриг, нелицеприятной изнанки бюрократической машины, управляющей государством. Есть здесь и характерная для темного фэнтези кровь, сражения, жестокость. Но что чувствуется — подобные декорации не самоцель, они просто часть показываемого мира.

Безусловно, этот роман — только начало истории. Основные события (а также ломка многих шаблонов) еще впереди. Справляется ли этот дебютный роман с задачей заинтересовать в авторе и в цикле? Безусловно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что рекомендация на этот роман висела у меня на фантлабе практически с самого момента регистрации, ну то есть добрых 10 лет. И что-то меня постоянно смущало в этой серии. Даже не могу сказать что: недостаточная популярность автора, название книги, да бог его знает... Но ведь сервис рекомендаций не врет, тем более за 10 лет было читано-перечитано всякого, а книги Первого закона по прежнему висели в топе рекомендаций.

Затем я даже загрузила в ридер всю серию, но шли годы, а читать это по прежнему не хотелось. Но на днях волевой рукой решила взять и прочитать, тем более, давненько не было в моих руках хорошей саги, в которую можно нырнуть с головой и не ждать потом годами выхода следующей книги (привет Мартину и царство небесное Джордану).

Что хочу сказать... Это очень даже неплохо! В первой книге герои немного плосковаты, слегка глуповаты, но буквально ко второй книге они начинают прокачиваться и обретать жизнь. Да, может быть, это не первое фентези в моем топе, но у него однозначно есть все шансы войти в десятку, если мои ожидания от следующих книг будут оправданы!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что по старине Джо и его дебютному роману?

Ну, читается всё так же легко, увлекательно и с широкой улыбкой. Это всё те же харизматичные герои, это всё те же блестящие диалоги, это всё тот же лёгкий троллинг на фэнтези, который иногда выплескивается иронией с привкусом Пратчетта. Но вообще — довольно смелая штуковина.

Герои здесь — люди поломанные, с богатой судьбой и с крутыми поворотами в жизни. Многие сочетают в себе несочетаемое, иные, как, например, Ферро Малджин, несут в себе монопольный заряд ярости и ненависти ко всему, но тем интереснее и в какой-то степени приятнее читать про таковых, ибо при напускной ОДНОТИПНОСТИ и СКУПОСТИ они способны себя проявлять и ВПЕЧАТЛЯТЬ. О героях подробнее я поделился в видео. Обсасывать косточки можно каждому из них, но, поверьте (те, кто еще не читал) — на героях держится весь цикл.

Не, не так. На героях держится первый роман. Потому что в первом томе трилогии события только ЗАМЕШИВАЮТСЯ, причем, Джо взял не только стороны света и тамошние угрозы в виде варваров сверху и гурков снизу, но и разбросал плоскоголовых шанка по периферии Союза (королевство, внутри которого происходит действие). Ну и вроде уже круто, но НЕТ: Аберкромби сеет настоящие темные зерна алчности и коррупции внутри правящего совета столицы (да и не только столицы). Здесь полно предательств, ложных убийств, заказух и прочей человечно-властной чернухи. Короче, пипец со всех сторон. И каша вся потихоньку заваривается и возбухает. Джо подает нагнетание очень метко, четко, жирными штрихами, чтобы наглядно продемонстрировать грядущие масштаб и эпик (ага, они будут).

Чем хорош приём Аберкромби? Харизматичные герои позволяют не только радовать непосредственно набором персонажей. Это еще и возможность сталкивать их, проявляя их новые качества или усиливая старые. Это и рождающиеся в связи со столкновениями диалоги, которых ждешь и с интересом «смотришь», будто долгожданный бой или футбольный матч. Помимо прочего, наличие 4-5 активных и главных сюжетных линий позволяют не только взглянуть на мир и точки зрения шире, но также это и прекрасный чит-способ (в хорошем смысле слова) для поддержания хорошей динамики — смена POVов позволяет возвращаться к оставленному 3-4 главы назад герою и начать оную с действий, а о промежуточных периодах, не интересных для читателя, упомянуть вскользь и по ходу дела.

Язык написания по-хорошему прост, не грузит, читается легко, за всеми героями следишь с одинаковым интересом. На фоне них мир, конечно, чуть блекнет, но он и не первопричина ни цикла, ни сюжета — с такими ребятами как-то забываешь о декорациях, хе-хе.

Я не знаю, какие недостатки тут найти. Для меня это всё та же твёрдая десятка и образчик интересного фэнтези, к написанию которого подошли С УМОМ. Это не ремесло в духе творчества Сандерсона, где все романы схематичны и сделаны по лекалам (привет, Кинг). Я вижу душу в каждом персонаже, вижу продуманную концепцию, вижу, что сами характеры — это ружья сами по себе, которые, помимо крючков, навешанных в первом томе, еще сыграют своё в будущих книгах.

И знаете, всё это как-то прям радует.

А более эмоциональный обзор с подробным рассмотрением героев можно глянуть тут, например: https://youtu.be/69hVo3H0QT4.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взялся я значит за здоровенный такой талмуд и пока его читаю/разбираю решил написать пару отзывов на книги, которые в свое время уже начинал, но по тем или иным причинам полноценные мнения на сайте так и не оставил. Итак, на повестке дня великий и ужасный британец, всколыхнувший сами устои жанра фэнтези. Уверен, вы все знаете и хоть раз о нем слышали. Дамы и господа, встречайте! Джо Аберкромбииии! И его первый роман цикла «Земной Круг».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* Чувствую, ох и отхвачу я сейчас пару тонн минусов от преданных фанатов! *

Шумиха вся проходила 2006-2008 году и в силу определенных обстоятельств я ее благополучно пропустил. Разобравшись со всеми проблемами, я еще мельком слышал что-то об авторе с трудно произносимой фамилией, который вознамерился в первой же своей книге переосмыслить устоявшиеся жанровые клише и в одиночку перевернуть фэнтези вверх тормашками.

- Интересно, но не более. Скорее всего, очередной МТА. — подумал тогда Штирлиц и отложил знакомство с Аберкромби в дальний ящик.

И вот по прошествию почти 10-ти лет издательство Fanzon решает повторить успех своих предшественников и выпускает на прилавки 544-страничный томик в суперобложке, с белоснежными офсетными страницами, с иллюстрациями и качественной печатью. Все высший класс! В общем, так сошлись звезды, что рядом с одним из таких прилавков в поисках потенциальной литературы на вечер и проходил я. Хотелось чего-то необычного и нового, но в тоже время понятного и милого сердцу. В итоге купился на обложку и на многочисленные рекомендации от ведущих отечественных и зарубежных изданий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* А ведь знал, что рекламщикам верить нельзя! *

Взяв с прилавка последний томик, я сразу снизил ожидания обещанного ЩИДЕВРА и решил, что просто хочу почитать неплохой жанровый середнячок. Не самые высокие требования, как я считаю. Хотя судя по ценнику в 500 с лишним деревянных можно смело было ожидать гораздо и гораздо большего. Но тем не менее!

На выходе же меня ожидал типичный представитель того течения в фэнтези, которое даже сам автор называет «темным». Оно, как правило, отходит от канонов классического толкиеновского направления в сторону большего реализма, а сама магия здесь уже не играет ключевой роли. Она служит либо отдаленным фоном, либо и вовсе отсутствует. В жизни обитателей мира преобладают реалистичные и зачастую неприглядные подробности, а авторские миры имеют довольно много черт реального Средневековья. Получается почти альтернативная история, но в таких книгах очень важно не перемудрить с чернухой и быть особо точными в мелочах, потому что всего несколько просчетов могут в два счета разрушить этот хрупкий карточный домик.

* * *

1. Итак, сперва давайте разберемся с хваленой реалистичностью. Благо даже за примерами далеко ходить не надо. Берем самое начало книги и что мы видим?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Главный герой с небольшим отрядом решают развести несколько костров в лесу, где дополна врагов. Волков бояться — в лес не ходить?

- А еще костер ставят не где-нибудь, а на открытой поляне, которую видно за добрый десяток миль. Даже странно, что обошлись без штандартов и строевых песен.

- Наши враги обладают превосходным зрением, слухом и обонянием? А неважно! Давайте, лучше приготовим еще и чего-нибудь пожрать!

- Дозорных, естественно, не выставили, а зачем?

- Далее идет предсказуемое нападение, в ходе которого главный герой падает с обрыва в здоровенное ущелье и приземляется ребрами плашмя об ледяную воду. В итоге, не помер, не захлебнулся и ничего не переломал. Осталась только пара синяков и легкий испуг. Такой реализм!

- Чуть погодя доходим и до местной Инквизиции, которая в книге всех рвет и режет без суда и следствия.

- А на приеме у местного императора запросто в одной очереди может оказаться всемогущий маг, посол вражеского государства, глава местных торгашей и земельный крестьянин. И принимать начнут именно с крестьянина! И знаете, это очень показательный момент, в полной мере открывающий читателям уровень знаний и авторского образования. Тут, просто без комментариев. Нужно ли объяснять насколько все это тупо и нелогично? Нужно ли объяснять, что эти люди по хорошему, в принципе, не могли оказаться в одной очереди? Так о каком реализме в отзывах идет речь? Люди, мы с вами одну книгу читаем?

* * *

2. Далее, что касается многочисленных премий.

Когда была перевернута последняя страница книги, меня целиком захлестнуло разочарование в равной степени смешанное с хорошим таким недоумением. Я был озадачен тем, что подобным опусам пророчат встать в один ряд со столпами жанра. Неужели с качеством мировой литературой все настолько плохо, что подобные тексты путают с фэнтезийной классикой? Люди очнитесь! Я понимаю, что на безрыбье и рак рыба, но даже на мой, не самый профессиональный взгляд, сравнения с Мартиным и Толкиным выглядят, мягко говоря, странно и нецелесообразно.

* * *

3. Аберкромби все хвалился полным отсутствием клише в своей книге, но начиная читать, я почему-то за весь роман не могу обнаружить ни одного более-менее свежего и оригинального сюжетного хода. Весь сюжет (извините за спойлер) — это банальная подготовка Братства Кольца к походу на Мордор. А в главных ролях у автора предсказуемо оказывается:

- могучий северный варвар;

- мудрый белобородый маг;

- его до ужаса наивный ученик;

- традиционный высокомерный фехтовальщик;

- и Глотка, пожалуй, единственный, кто выделяется из этой шайки картонных банальностей. Если и начинать читать «Кровь и Железо», то только ради этого хромого/ косого/ горбатого инквизитора. Он действительно получился лучше других. Но, как уже было сказано выше, его работа напрямую связана с чернухой, в которой автор явно не знает меры и на всякий случай решил напихать ее побольше. Нет, даже не так. ПОБОЛЬШЕ-ПОБОЛЬШЕ. Вот так! В самый раз. Чтобы вся падкая на нее молодежь, накушалась вдоволь. А куда без нее? Я уверен, что именно молодняк, который видит в этой книге исключительно «реализм» и суровую «правду жизни» составляет основу авторской аудитории.

* * *

4. Само же повествование получилось ровно таким, как и персонажи, т.е. собранным из понравившихся у других авторов элементов. Дороги, таверны, замки, но ни одного по-настоящему интересного и запоминающегося места, в который захотелось бы возвращаться снова и снова. Глобальных отличий вроде нет, но читать все это дико скучно и неинтересно. Это, как с теми поддельными новогодними игрушками, которые выглядят и блестят, как настоящие, но радости уже не приносят. Вот и работа Аберкромби выглядит лишь старательным копированием, причем выполненным без особого вдохновения.

* * *

5. Единственное, что привнес автор в рамки фэнтези-литературы оказалась банальная грязь и чернуха. Но с ней, как помните, у автора знатный перегиб, а потому все эти дороги, таверны и замки не простые, а серо-грязно-дерьмового оттенка. Следственно, и жизнь у персонажей — дерьмо, работа — дерьмо, соседи — дерьмо и кормят их хреново. Мамкины эксперты, конечно, назовут это отголосками той самой «Dark Fantasy» и «суровой правдой жизни». Более же начитанные люди в отзывах уже указали, что грамотные авторы темного направления (Привет Кук! Как делишки?) используют все оттенки черного и благодаря такому необычному контрасту могут гораздо убедительнее показать внутреннюю борьбу, идущую внутри героев. А у Аберкромби нет оттенков, нет полутонов и нет тонкого цветового различия — все однообразно серо-грязно-дермовое. Из-за этого и глазу начитанного читателя банально не за что зацепиться.

Что в итоге? Имеем книгу, которая изо всех сил пыталась отойти от всевозможных клише, но наступает ровно на разложенные грабли. Имеем книгу, которая в погоне за популярностью старается соответствовать всему фэнтезийному мейнстриму разом, но теряет лицо в общей массе безликих поделок. Имеем книгу, в которой грязь ради грязи и чернуха ради чернухи. Прав был Штирлиц. Очередной распиаренный МТА, чтение которого так же бессмысленно, как дорога в том стишке:

* * *

Мы идем с конем по полю,

Молча под дождем.

Тренируя силу воли,

В никуда идем.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы увлекательно, захватывает...

Но осадок по прочтению остается какой-то смутный.

Я еще довольно долго думал-почему?

Потом, кажется, нашел для себя определение.

Дело в том, что для всех героев этого мира такие понятия. как благородство, долг, честность, самоотверженность — пустые слова. Ими всеми по большому счету движет стремление к власти и обогащению.

Я далеко не сторонник черно-белых фантазий в пионерском стиле. Но, честно, вспоминается генерал в вагоне из бессмертного сериала. «От фанатизма устают!». От неприкрытого цинизма — тоже устают.

По крайней мере меня такая идеология очень утомила.

Эта концепция совершенно не изменилась и в остальных томах эпопеи. Некому в ней сочувствовать, господа. Герои, сожрите друг друга.

Впрочем, для тех, кто настроен на чисто приключенческий сюжет, этот цикл скорее всего будет интересен.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое первое и самое сильное у Аберкромби. То, счем он ворвался в жанр тёмного фэнтези, растолкав Мартина и Муркока.

Герой — северный варвар, герой — марионетка, герой — увечный инквизитор... Как ни странно, звёздный состав.

Варвар был героем у Говарда, но Логан — варвар самобытный. Очень северный.

Инквизитора типа Глокты героями не делали. (Калек — да, напр., у Мартина Тирион Ланнистер и Бран) Но мастер пыток...

И, наконец, марионеточный герой Джезаль, скрытно ведомый магом, обманывающийся сам в себе. Образ человеческих самообольщений, так сказать.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Союз, одно из государств Земного Круга, в опасности — новоиспеченный Король Севера Бетод планирует нападение на Инглию (северная провинция), а с юга империя Гуркхула стягивает войска к Дагоске (южный город, расположенный на полуострове). На фоне этих событий разворачиваются истории северянина Логена Девятипалого, инквизитора Занда дан Глокты, молодого капитана Джезаля и девушки-воительницы Ферро. Их дороги пересекаются в столице Союза, а судьбы оказываются связанными с таинственными делами Первого мага Байяза.

Роман является частью трилогии, и назвать его самостоятельным произведением никак нельзя. По большому счету, он включает в себя расширенную экспозицию, а происходящие в нем события лишь подготавливают читателя к дальнейшему развитию событий и помогают автору расставить фигурки персонажей перед началом партии. По сюжету, собственно, все.

Структура повествования. Пять-шесть персонажей выступают в качестве репортеров: хоть события и описаны от третьего лица, автор предоставляет возможность подслушать мысли героев, записанные кое-где буквально через один абзац. В результате порой попадаются забавные моменты, когда мысли персонажа диаметрально противоположны высказанной реплике.

Герои и персонажи. Конечно, еще до начала прочтения романа, я был наслышан о Глокте. Пожалуй, он действительно вызывает наибольший интерес, благодаря трагичной истории, да и профессия инквизитора, что называется, обязывает. Логен Девятипалый, с его перевоплощением в Девять Смертей, тоже порадовал. Остальным как-то не хватает харизмы, а некоторым — как Джезалю Луфару — никак не получается сопереживать. Впрочем, поступки их более-менее логичны и соответствуют прописанным характерам.

Мир. Надо сказать, что этому миру позднего средневековья не хватает достоверности. К примеру, в одном из эпизодов Джезаль читает газету. То ли это проблема перевода, то ли автор решил не гуглить на предмет того, как обстояли дела с газетами в те времена. Другие подробности быта и факт использования в этом же мире свитков, как бы намекают на отсутствие технологий печатного пресса. Впрочем, Аберкромби, как настоящий англичанин, вероятно просто не желает писать о мире, в котором нет газет, овсянки и чая (которые также присутствуют в тексте). Конечно, это мелочи, но их множество, и они, что называется, слегка отвлекают. Особенно сильно это почувствовалось сразу после прочтения «Кабирского цикла» Олди, где таких проблем просто не существует, а авторам безусловно веришь.

Атмосфера. Открывая книгу, признаться, я ожидал большего. По крайней мере, описанные комментаторами и буктьюберами эпизоды какого-то овер-насилия и секса в первом романе отсутствуют. Мрачной атмосферы темного фэнтези я не почувствовал. Как говорится, истина познается в сравнении, и вспоминая «Стрелка» Стивена Кинга и сцены, где Роланд выпиливает целую деревню, а потом бросает мальчика в шахте подземки, назвать «Кровь и железо» темным язык не поворачивается, даже не смотря на наличие гор трупов. Думаю, дело тут в подходе. Да, цинизм присутствует. Да, описание увечий Глокты и подробности битв, таких как сражение Девяти Смертей с практиками, напоминающие сцены из фильмов Тарантино, добавляют атмосферы. Да, данное произведение точно не относится к «высокому» фэнтези, но даже до Мартина, с которым его любят сравнивать, Аберкромби в этом плане далеко, ведь (СПОЙЛЕР!) к концу романа не умирает ни один значимый герой (уж прости меня, Форли).

Прочитав данную рецензию, может показаться, что книга плоха. Однако могу сказать в ее оправдание, что злую шутку со мной сыграли мои собственные ожидания и иллюзии. На самом деле роман читается довольно бодро, сюжет интересный, и есть желание узнать, что будет дальше. Есть харизматичные герои, мир, хоть и не досконально прописанный, обладает собственной историей, так что в итоге имеем крепкое героико-эпично-квестовое фэнтези с претензией на реализм. Ставлю «восьмерку» и перехожу к следующему тому под названием «Прежде чем их повесят».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх