fantlab ru

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
7978
Моя оценка:
-

подробнее

Кровь и железо

The Blade Itself

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 378
Аннотация:

Огромная империя, имя которой Союз, находится в опасности. Некогда разобщённые и враждующие кланы Севера объединились. Теперь всеми землями, находящимися севернее Инглии правит кровожадный Бетод, неукротимый воин быстрый на расправу и в то же время мудрый владыка. На юге мощная империя гурков, управляемая твёрдой рукой кровожадного Уфмана-Уль-Дошта, почти восстановилась после поражения в недавней войне с Союзом.

Положение же самого Союза хуже, чем когда-либо. В самом сердце государства, Адуе зреет заговор. Старый король немощен, его наследник, кронпринц Ладислав более озабочен женитьбой и фехтованием, нежели проблемами государства. Страной, по сути, правит корыстолюбивый закрытый совет, разделившийся, к тому же, на два противоборствующих лагеря.

Можно подумать, что Союз обречён. Но на сцене внезапно появляются хромой калека-инквизитор, молодой и праздный дворянин, могучий воин-северянин и некоторые, ещё более странные герои. И они спасут Союз! По крайней мере должны. Как они это сделают, не знают даже они сами. Но это знает дряхлеющей маг, Байаз. Но учёл ли первый среди магов всё, к примеру, захотят ли потенциальные спасители спасать Союз? Да и его давний враг, второй ученик Иувина, Кхахюль, покровитель самого Уфмана-Уль-Дошта, тоже не дремлет. Но, несмотря на всё это хитроумный план Байаза уже начал свершаться, хотя, что из этого выйдет, не знает даже он сам.

Входит в:

— цикл «Земной Круг»  >  роман-эпопею «Первый Закон»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 2008 // Дебютный роман

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2010 // Книга фэнтези (Великобритания)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2014 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2014 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

FantLab рекомендует:

Джо Аберкромби «Кровь и железо»


Похожие произведения:

 

 


Кровь и железо
2008 г.
Кровь и железо
2017 г.
Кровь и железо
2020 г.
Первый закон
2020 г.

Аудиокниги:

Кровь и железо
2015 г.
Кровь и железо
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
The Blade Itself
2009 г.
(английский)
The Blade Itself
2010 г.
(английский)
The Blade Itself
2016 г.
(английский)
The Blade Itself
2018 г.
(английский)
На лезі клинка
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  57  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я в своё время приложила изрядное количество усилий для того, чтобы разобраться, почему же трилогия Аберкромби меня так сильно увлекла, растрогала и заставила буквально влюбиться в автора, но ничего не получилось.. Сейчас перечитала первый том по-русски, опять задумалась, а конкретные причины любви – большой и страстной – снова однозначно установить не смогла. Поэтому заявлять о том, что «Первый закон» — это, кажется, лучшее фэнтези, которое я читала за последние год-два, буду категорично и почти без аргументов.

Причин, среди которых я искала источник любви, пожалуй, три:

- Сюжет. Это увлекательная и динамичная история, которую, говоря по-простому, просто интересно читать. Причем чем дальше, тем становится всё интереснее и интереснее, т.к. Джо – он все же ба-альшой забавник, он удивит, обещаю. Он изящно издевается над читателем: начало первого тома, конечно, может дать ощущение набора всех возможных фэнтезийных клише, но развитие интриги с легкостью покажет, что кажущейся банальностью вас обманули, и обманут еще далеко не раз. К слову, абсолютно все сюжетные ходы и намеки – они неспроста, все-все ниточки вплетены с коварным умыслом и раскроют полную картину.. чуть позже. И убедительно раскроют!

- Язык. Книга в оригинале написана таким лихим, ироничным, афористичным и легким языком, что от него получаешь почти физическое удовольствие (здесь «точка икс» на тему попенять переводчику, но не буду увлекаться, ибо дело это бесполезное и огорчительное. Что вышло, то вышло). Но то, что из текста волей-неволей набираешься чудесных, значимых и часто применимых в жизни цитат («You have to be realistic, after all…») – это уже многого стоит.

- Ну и герои, главный конёк автора, с его собственных слов (здесь — не обманул))…

Даже второстепенные, очерченные парой-тройкой штрихов, персонажи получились такими, что в них веришь. Герои же главные – они лучшие, они — безумная гротескная троица, заставляющая смахнуть скупую слезу, потому что это скупой смех сквозь скупые слезы. Да, среди них нет положительных, ни одного – каждый отвратителен по-своему. Впрочем, нет и отрицательных: каждый очень по-человечески понятен, близок и, честное слово, вызывает сочувствие и жалость — буквально, хочется погладить по голове и предложить тарелку горячего супа. «Дарк фэнтези»? (никогда не понимала смысл этого термина) Жанр, где герои не несутся, очертя голову, с благородной миссией спасать мир, а действуют, исключительно исходя из собственных эгоистических интересов, из обстоятельств, в которых невольно оказались, или – с матом изнутри (с) – барахтаются, недоумевая, в неприятной трясине жизни, созданной собственными руками («why do I do this?») Какой там «дарк»? Несложно вокруг себя оглянуться и обнаружить, что это ж — реализм, не что иное.

Короче, любовь – штука иррациональная. Упомянутых причин, конечно же, недостаточно для того, чтобы «потерять голову» и «влюбиться», поэтому придется делать скидку на «вкусы и цвета». Для меня Аберкромби оказался идеальной находкой, и я уж постараюсь стать одним из первых читателей обещанного в следующем году Best Served Cold, не откажу себе в таком удовольствии…

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитана самая ожидаемая мною книга уходящего года. И ожидания полностью оправдались. Это потрясающий роман, сравнимый с лучшими произведениями этого жанра.

Творчество Джо Аберкромби часто сравнивают с творчеством Скотта Линча и Джорджа Мартина. Это совершенно не так, единственное, что роднит Амеркромби с Мартином — это повествование с позиции разных героев, но у Мартина их в разы больше. В этом романе основных персонажей всего трое, но зато каких: капитан королевской стражи Джезаль Луфар — молодой человек, который просто прожигает свою жизнь, добившейся всего только благодаря своим родителям, но в то же время жизнь его переворачивается с ног на голову, когда появляется прекрасная Арди Вест и наш капитан уже не выглядет таким холодным и бесчувственным; второй — это северянин Логен Девятипалый — человек, который полностью разочаровался в жизни и потерял все, и именно поэтому сразу же отозвался на призыв первого из магов и последовал на ним; и, наконец, третий персонаж — инквизитор Глокта, по моему мнению самый колоритный и харизматичный герой в этой компании — бывший блистательный офицер, но после плена утративший способность практически ко всему, он испытывает постоянную боль при ходьбе (интересно автор смотрел сериал «Доктор Хаус»), не способен делать что-либо самостоятельно, он полностью утратил тягу к жизни, но в то же время он растворился в своей кровавой работе. Кроме того, Аберкромби и второстепенных персонажей наделяет своей изюминкой, все они самобытны и оригинальны, в романе нет ни одного проходного героя, все они добавляют что-то свое в повествование.

В этом романе автор только приоткрывает завесу Тайны, он как бы вводит читателя в свой мир, и поэтому не стоит ожидать чего-то большого, ведь это только первая часть великолепной саги, которая стала украшением жанра фэнтези. Я очень надеюсь на продолжение, которое безусловно расставит все точки над «i». Кто выйдет на первые роли? Что ждет главных героев? И куда забросит их перо автора? Все это ждет нас чуть позже, надо просто набраться терпения!!!

P.S. Единственное, что мне не понравилось — это недоработки российского издания: плохая редактура (встречаются банальные орфографические ошибки) и отсутствие карты мира, в котором происходит действие.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое что бросается в глаза при виде этой книги на полке магазина — это глупая аннотация согласно которой перед нами очередная зубодробительная мордобойня с примитивным сюжетом (да-да описание достойно большинства томиков от «Армады» — тут вам и вселенское зло в виде врагов с севера и юга, и крутой маг, собирающий команду для борьбы с этим «злом», ну и как же обойтись без измены в самом сердце многострадального государства?! в общем туфта полная — мы это ни раз видели у многих авторов). Но мне посчастливилось прочесть рецензию из МФ, что, в итоге, и сподвигло меня на покупку книги — в общем я не прогадал — эта книга одна из лучших, что я читал.

Теперь обо всем по порядку. Начну с внешнего оформления: оно как и у многих переводных книг от ЭКСМО оно на высоте — отличная обложка с интересной картинкой, высокое качество переплета (мне попался весьма потрепанный временем и нехорошими магазинными работниками экземпляр 2008 г. при этом переплет ничуть не пострадал и книге не грозит незавидная участь постраничного пребывания с оторванной обложкой), добротная белая бумага — в общем эту книгу очень приятно держать в руках.

Содержание книги не отстает от внешнего оформления: не смотря на некоторые недостатки (например в самом начале упоминаются некие «шанка» такое чувство, что автор спер их у Скотта-Бэккера — уж очень описания этих тварей похожи, даже название поленился сменить («шранки» у Бэккера)), читается она легко и не отпускает до последней страницы (хотя слышал отзывы,что книгу трудно воспринимать русскому читателю — слишком мало действия, быстро надоедает — лично мне книга не показалась скучной).

Основное внимание уделено раскрытию образов главных и второстепенных героев будущей трилогии, именно за это автору можно простить все огрехи. Образы выписаны настолько реалистично, что сознание само собой рождает не только психологический портрет героев но и их внешний вид, при том что автор не дает прямых описаний (о внешности героев мы узнаем из слов других людей, что-то само приходит на ум).

Вследствие этого я считаю книгу огромным предисловием к основному повествованию, автор расставляет фигуры на доске, знакомит с главными действующими лицами. Но в действие все будет приведено только во 2 томе.

Т. к. на книгу ранее было написано много рецензий, останавливаться на описании сюжета не буду. Расскажу лишь о наиболее понравившихся героях. Как ни странно, самым лучшим из них мне кажется Джезаль дан Луфар. Это никчемный прожигатель жизни (вечные попойки, карточные игры и «веселые» дома), обитающий в столице и не думающий ни оком, кроме себя. Так как он оказался наиболее способным сыном своего отца, именно ему был куплен офицерский чин в армии насквозь прогнившего Союза. Действительно, ума ему не занимать — он мастерски обыгрывает своих товарищей в карты, он изворотлив и в меру хитер. Кроме того, и это привлекло меня больше всего, в нем заложен огромный потенциал, который может быть реализован в случае, если Джезаль найдет в себе силы измениться. Пинком, ставшим одной из причин изменений в лучшую сторону стало как мудрое наставничество престарелого маршала Варуза, так и неравная любовь к Арди — простолюдинке, сестре его друга Веста. Благодаря их положительному влиянию он не сдается и, пройдя изнурительные тренировки, выступает на турнире из которого выходит победителем. Вот только он еще не знает, что эта победа кардинально изменит его жизнь... Дальнейшее развитие этого персонажа продолжится во 2 томе, где он предстанет в неожиданном свете и будет вызывать еще большую симпатию читателей (по крайней мере мою).

Еще один понравившийся персонаж — это инквизитор Занд дан Глокта. Аристократ, попавший во время войны в плен к врагам и перенесший нечеловеческие пытки, обезобразившие его. В свои 35 лет он с трудом передвигается, не может нормально есть и т. д. Однако он не сдается и находит себе общественно полезное занятие — поступает на службу в инквизицию, где зарекомендует себя как честный, обстоятельный и неподкупный (в отличие от других) работник. Привлекает в нем прежде всего сила духа, благодаря которой он не замкнулся в себе, не погряз в переживаниях по поводу своих увечий, а решился на благородную, но, увы, не очень жалуемую в народе службу инквизитора. Этого персонажа нельзя рассматривать отдельно от его ближайших практиков Секутора и Инея. Эти персонажи также привлекают внимание, хоть и являются второстепенными. Здесь главная заслуга автора, который сделал «живыми» не только главных, но и второстепенных героев. Итак, Секутор, при Глокте исполняет роль «ищейки», а также участвует в пытках, требующих использования «тонких» инструментов и методик. Он незаменим, когда нужно за кем-то проследить или тайно схватить и доставить в камеры. При этом автор досконально обосновывает те или иные действия, особенности характера и пр. всех персонажей. Из повествования мы узаем нелегкую судьбу Секутора, родившегося и выросшего на улице. Он с раннего детства столкнулся со всеми «прелестями» уличного существования и это, несомненно, наложило сильный отпечаток на его характер и дальнейшее поведение. Практик Иней... о нем нам известно несколько меньше — это гигант альбинос, используемый в основном для топорной работы — проследить за пленными — чтоб не сбежали и вели себя тихо, набить морду или подержать преступника во время пыток... Вся эта троица, со своими недостатками и достоинствами, вызывает большой интерес и сочувствие (не в прямом смысле; возможно даже сопереживание) читателя. Они взаимно дополняют друг друга — у каждого в прошлом была серьезная трагедия — не смотря ни на что они держатся вместе и всегда могут рассчитывать на помощь друг друга...

Еще меня заинтересовал образ капитана Веста, но этот персонаж раскроется во всей красе лишь во втором томе (вот тогда я и поговорю про него подробнее). Некоторый интерес вызывает ученик мага, но о нем так же пока мало сообщается.

Остальные персонажи, хоть и выписаны хорошо, но такого интереса как предыдущие не вызвали. Просто перечислю некоторых — маг Байяз, варвар Логен (гланые действующие лица помимо инквизитора Глокты), верховный инквизитор Сульт, высшие чиновники Союза; северные варвары (о них и войне на севере подробнее автор расскажет во 2 томе) и многие другие персонажи.

Стоит отметить, что однозначных персонажей здесь нет, как нет и четкого деления на «добро» и «зло» — поэтому герои выглядят предельно реалистично. Книга от этого многое выигрывает.

Касаемо мира и населяющих его народов: тут ничего особенного нет — окруженный врагами, гниющий изнутри «Союз» — место где происходит большинство событий 1 тома, на юге государство гурков — напоминающих индийцев и арабов одновременно (т. к. автор англичанин ничего необычного тут нет — гурками называли восставших в середине 19 века индийцев, которые в большинстве своем были мусульманами, хотя в восстании приняли участие и индуисты). Автор использует обычные для Англии эпохи средних веков и нового времени обращения к людям. На севере есть континент населенный варварами в северной части и колонистами «Союза» на юге, еще севернее варваров обитают «шанка». На западе находится бывшая империя, ныне пребывающая в анархии (о ней подробнее расскажут во 2 томе). Стандартных фэнтезийных рас тут нет. Так как самое большое внимание уделено автором книги раскрытию образов гланых и второстепенных героев мир подробно не описывается, одна того, что о нем говорится вполне достаточно для понимания происходящих событий.

Резюме:«Кровь и железо» образец великолепно написанного, качественного черного фэнтези. Минусов, серьезно портящих впечатление от книги я не вижу; самым существенным из них я считаю недостаточную раскрытость мира, хотя во 2 томе мы узнаем о нем больше — так что это недостаток весьма относителен. Рекомендую книгу к прочтению всем любителям реалистичного (и не только) фэнтези, не опасающимся запутаться в многочисленных и прекрасно выписанных персонажах и их взаимоотношениях.

P. S. книгу прочитал в 2009 году, рецензию пишу только сейчас, причем книгу я не перечитывал. Эту информацию привожу к тому, что несмотря на достаточно большой отрезок времени, прошедший с момента чтения книги, я все еще помню (несмотря на на редкостно дырявую память) сюжет (и все значимые и неочень события) и имена большинства персонажей (включая второстепенных) — это однозначный (для меня — но свое мнение я никому ни к коем случае не навязываю) признак того что книга не просто хороша, а великолепна (можно применить любые хвалебные слова) т. к. большинство книг я быстро забываю (в лучшем случае помню название, автора, пару тройку ключевых событий и имен). Вот как-то так...

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Долгожданный», «многообещающий» роман, «потрясающий дебют» – такими эпитетами искрился воздух вокруг этой книги, задолго до ее появления, пророча ей великую славу…и что же?

Если в нескольких словах, то: под тонким, обволакивающим налетом неоригинальности, приятно удивив, оказалась великолепная начинка из добротно написанного текста, живых персонажей и увлекательного сюжета.

«Кровь и железо» — это темное фэнтези, с прекрасно прописанными героями, и пусть, по мнению многих, оно грешит так называемой «шаблонностью» в отношении построения сюжета, развития событий, да и что уж говорить – самих персонажей (вернее их набора), но нет в них никакой картонности, в истории нет никакой надуманности и фальши. Все настолько убедительно рассказано, что уже через несколько глав живешь в мире, где вместе сосуществуют средневековая дикость и изысканные манеры, волшебство и цивилизация.

Аберкромби пишет так, словно делает зарисовки увиденного – он кропотливо описывает все происходящее. Тщательные, проработанные детали, продуманные смены планов, умение выдерживать тон – динамичный, напряженный, драматичный, легкий, таинственный. Автор так же показал потрясающее умение наделять свои персонажи жизнью (равно как и лишать их ее).

Тяжело сказать что-то новое в жанре, в котором уже сказали все, что только можно и что нельзя, а после Мартина и вовсе можно сдать его в архив, как достигший своей вершины и не имеющий пути к дальнейшему развитии. Но если думать так, то какой тогда вообще смысл брать в руки новую книгу, если она заведомо будет хуже? …

Мне кажется, что многих разочаровал не сам роман – сгубило количество возлагаемых на него надежд. Да, всегда хочется чего-то нового, рассказанного по-новому, удивляющего, завораживающего. Но ведь все это есть в книге – все при ней и к тому же есть продолжение, нельзя забывать, что первая книга – это лишь часть трилогии. Впереди большой простор для воображения как писателя так и читателя.

...и все-таки — why does he do this?...

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мартин дал толчок новому направлению в фэнтези. Я так считаю. Результат толчка — появление таких авторов как Аберкромби. Для меня роман «Кровь и Железо» стал глотком чистого воздуха, несмотря на то, что пропитан он дымом пожарищ, смрадом с полей сражений и запахом разложения цивилизованного общества «розовых». Мир не блещет оригинальностью. Все весьма просто. Север, центр, юг. Но здесь и не нужно ничего большего (у того же Мартина в ПЛиО я до сих пор плохо себе представляю карту). Но это святая простота. Это бойницы разных мировоззрений. Главные герои все имеют червоточинку, куда без этого. И, может быть, потому и оказался роман в серии «ЧФ». Но все же это не до конца «темное фэнтези».

Очень понравилось столкновение культур. Грубый, дикий, наивный, но при этом красивый Север. Глубокий, суровый мир карлов, бондов и названных. Логен Девять Смертей, Тридуба, Черный Доу, Молчун. Линия Ищейки напомнила мне чем-то «Черный Отряд» Кука, но вторичностью все равно не пахла.

Там же загнивающий «центр». Дрязги политические. Беспомощный король (наверное, привет Хобб и «ученику убийцы»?), власть инквизиции (нечто вроде темного МВД, и пусть фанатики христианства и догм утруться: инквизиция не должна бороться с врагами веры и не должна быть частью только нашего мира), искалеченный на взлете славы и силы Глокта, молодой избалованный дворянин Луфар, настоящий боевой офицер майор Вест (самый мой любимый персонаж, в котором из темного по-моему только сложные отношения с сестрой)

И к нему линия «юга». Аналог нашего Ближнего Востока, я так думаю. Здесь культура представлена только Ферро, но наследие гурков прослеживается в судьбе многих героев.

Роман затягивает, читается приятно,гладко. Откровений не делает, но впечатывается в памяти не хуже реального. Погружение в книгу происходит на все сто процентов. Большая редкость, когда я без шпаргалки могу вспомнить всех главных героев цикла. После серии «ЧФ» и этого романа я поверил в то, что конец фэнтези таким, каким я его вижу, не так близок. Последние цитадели держатся, и еще не скоро попаданцы и их секс/иронико/мэрисьюшные приключения полностью поработят прилавки.

А значит можно читать и дальше.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга.

Основную ставку автор сделал не на мир и сюжет, а на героев. Именно они являются самым ярким звеном в книге. Основных персонажей три, представлено их не менее дюжины, и оставшиеся не менее колоритны, впечатляемы и харизматичны.

Занд дан Глокта — герой войны на юге, а ныне королевский инквизитор. Пробыв в плену под пытками около двух лет он теперь помогает его величеству королю искать злостных неплательщиков налогов, прочих негодяев и разумеется гнусных заговорищиков, которые так и хотят свергнуть власть. Глокта ненавидит и презирает всех и вся, и впрочем заслуженно, так как все ненавидят и презирают его. После того как он вернулся калекой никто больше не хочет, и не видит в нем полноценного человека. А ведь он как был им, так и остается, пусть пыточником, но со своими принципами, мыслями и как оказывается даже чувствами.

Джезаль Луфар — капинтан королевской армии благородного происхождения, честолюбивый и надменный. Смысл своей жизни видит в том чтобы вечерами напиваться с друзьми офицерами за игрой в карты, а затем проводить ночь с какой-нибудь милой девчушкой. В перерывах между этими благородными делами Джезаль готовится к турниру фехтовальщиков. От тренировок лорд-маршала Варуза его тошнит, но Луфар не хочет подвести отца, которому обещал выступить на турнире. И тут происходит непредвиденное — он влюбляется, да еще в кого, в простолюдинку, сестру его друга майора Веста. Но между ними не может быть ничего общего, ведь аристократ и крестьянка не могут быть вместе.

Третий персонаж, и самый боевой из всех — Логен Дявятипалый. Бывший боец короля севера Бетода, который вот-вот собирается напасть на Союз. Чудом избежав смерти Логен узнает что его разыскивает могущественный маг, некто Байяз. Не видя больше никаких перспектив Логен отправляется к нему и обещает послужить его цели, до которой ему нет никакого дела. Он настолько устал от пролитой им крови, что уже давно стал мирным человеком, только вот битвы и кровь постоянно каким-то образом находят его вновь. У Логена есть одно свойство — в самых безнадежных обстоятельствах, когда смерть уже почти забирает его к себе, в нем просыпается сама эта смерть или иначе Девять Смертей, и тогда он может только одно — убивать.

Всех этих героев объединяет одно чувство — при знакомстве они очень друг другу не нравятся и не особо скрывают свое презрение.

Повествование идет довольно ровно, практически нет скучных моментов и глаза не слипаются когда читаешь очередной длинный абзац. Язык повествования «вкусный» (не так уж много прочитанных книг над которыми жалеешь, что не знаешь язык оригинала). Сама книга — сплошь цитаты. Вы только вдумайтесь «Говорят, с виселицы видно все красоты мира» или «Заблудившийся в пустыне берет воду у того, кто ее предложит», или «Только у смерти нет достоинства».

Итог: отличный фэнтезийный роман с очень запоминающимися героями и жестко смешным черным юмором.

Бывают книги, которые читаешь и постоянно обращаешь внимание, какой же номер страницы сейчас идет, сколько всего страниц в книге, сколько осталось до конца — это говорит о том, что книга может быть и хороша, но Вам скучновато ее читать, Вы хотите, чтобы она быстрее закончилась и Вы принялись за следующую. А бывают книги, которые читаешь, не обращая внимание на то, какая страница сейчас идет и сколько осталось до конца, даже более, Вы не хотите, чтобы она заканчивалась — это говорит о непомерном интересе с Вашей стороны к этой книге, об увлеченности, о наслаждении книгой.

Во-первых; интересная сюжетная линия и завязка произведения (ведь, «Кровь и железо» только первый роман цикла), поворот событий. Во-вторых; запоминающиеся и яркие персонажи (чего стоит только великий первый маг Байяз, отличающийся от известных нам стандартных образов старых и опытных великих магов. Байяз предстает в образе легкомысленного плута, умеющего в нужный момент менять свой образ на образ могущественного повелителя), переплетение судеб главных героев. В-третьих; прием автора вести повествование сразу от нескольких главных героев. Сложив все эти плюсы на выходе получаем

Хороший добротный роман, который кажется всего лишь зарисовкой к чему-то более мощному. Хороший язык, приятный юмор, хорошие персонажи, хороший перевод. Не хватает немного иллюстраций и пожалуй карты «Срединных земель» и самого «Земного круга»

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот я наконец и прочитал первую книгу трилогии Первый закон. Впечатлений осталась масса. И в большей степени эти впечатления положительные. Единственное что для меня осталось загадкой так это то, что почему эту трилогию и эту книгу в частности отнесли к жанру черная фэнтези? Для меня это загадка. Ну да я согласен враги осаждают союз со всех сторон, причем не только внешние ну и внутренние, Везде процветает коррупция. Каждый старается извлечь из сложившейся ситуации свою выгоду и никто не заботится о благе государства. В общем складывается такое впечатление что всем на все плевать кроме своего благополучия. Что есть, то есть, с этим я согласен. Но все же, в этой книги не достает некоторой атмосферы мрачности и безнадежности, как скажем в романе-эпопеи Князь пустоты Беккера. Вот у него я понял практически сразу что этот роман ничем хорошим закончится не может. У Аберкромби же наоборот невозможно угадать чем все закончится. Я бы лучше отнес эту книгу к жанру реалистичной фэнтези. Ведь не даром Аберкромби называют «наследником» Мартина. А ведь именно Мартин тем и знаменит что пишет в этом жанре, по большей части.

Теперь немного о сюжете и главных героях книги. Странно у большинства сложилось впечатление что эта книга подзатянута, если судить по отзывам. Мне она такой как ни странно не показалась. Ведь в сущности эта книга является «вступительной частью» к основным событиям. Автор знакомит нас с героями, описывает события, факты которые приводят нас в конце концов к пониманию сложившейся ситуации, чтобы читатель смог лучше проникнуться «атмосферой» книги. И это ему удалось. К тому же в чем здесь реалистичность, так это в том что в реальной жизни события как правило тоже развиваются неторопливо. Ну давайте представим себе на мгновенье что автор бы начал описывать события книги быстро, не вдаваясь особо в подробности. И что бы получилось. Каша. Простое нагромождение событий и ничего больше. Понравилось бы тогда нам читать? Думаю нет. А вы как думаете? Приведу вам пример из своей жизни. Мой дед был плотником. И вот прежде чем браться за очередную работу он сначала долго готовился к работе. Проверял всего ли хватает для строительства, обрабатывал материал и.т.д. А уж потом начинал строить когда все было готово. Так вот он мне говорил – что подготовка к работе занимает намного больше времени чем сама работа. А иначе никак. Так вот и здесь. Неторопливость сюжета в этой книги является не ее недостатком а ее достоинством. И никаких особенно батальных сцен я не ждал от этой книги.

Несомненно еще одной удачей автора являются персонажи. Опять же он их описал довольно реалистично на мой взгляд. Взять к примеру первого из магов. И вовсе он не похож на Гандальфа как тут писали ниже. До сих пор я читал книги в которых маги либо злые либо хорошие. И все. А тут же маг предстает перед нами как нечто среднее между добрым и плохим. Ему присущи как хорошие качества так и плохие например такие как определенная жестокость и расчетливость, т.е., он предстает перед нами нормальным человеком со своими достоинствами и недостатками. Тоже самое можно сказать и про остальных героев. Ну разве что Джезаль описан так как обычно описывают нам главных героев., т.е. у него мы наблюдаем некое развитие героя от богатого и наапыщенного идиота до благородного человека. В этой книги возможно это не так заметно, но мне почему то показалось именно так. Несомненно наиболее удачливо у автора получился образ Глокты и Логена а также Ферро. Описывая их автор как бы говорит что жизнь вообще несправедлива, и порой хорошие люди становятся чудовящями, например Логен, или наоборот у злых людей проявляются хорошие качества например Глокта и его забота об Арди.

Вывод – читать обязательно. Оценка 10.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же часто приходится слышать от поклонников отечественного фэнтези оправдания никчемности своих кумиров. Мол, это всего лишь первая, вторая, третья книга, чего вы хотите, он потом распишется, станет лучше… Первый блин комом, все начинали с ерунды… Ну, и так далее. Казалось бы и правильные слова, кабы на другой чаше весов не находились имена англоязычных дебютантов – Свейстон, Кэмпбелл, Бэккер, Линч, Ротфусс, etc — которые если и не врываются в жанр своими первыми книгами, то по крайней мере выдают на-гора такую литературу, что будь я на месте отечественных писак, то уже давно со стыда удалился бы в монастырь. Вот и Джо Аберкромби своим дебютным романом, что открывает трилогию «Первый закон», чуть ли не произвел фурор среди любителей добротного, качественного фэнтези. Масса положительных откликов, масса хвалебных рецензий, масса благодушных отзывов. В чем же секрет?

Вряд ли это удастся объяснить, «Кровь и железо» — это роман из той категории, что прежде всего нужно прочитать самому и прочувствовать все грани мастерства автора, потому что простое перечисление особенностей и пересказ завязки сюжета ничего удивительного перед слушающим не откроет. Обычные, стандартные, типажи героев: варвар с севера, могущественный маг и его нерадивый ученик, инквизитор, заносчивый дворянин. Привычный средневековый фэнтези-мир, без каких-либо удивительных особенностей в географии или истории. Даже в сюжете нельзя выделить что-нибудь особо выделяющееся из привычных рамок: собирается команда героев, собирается для того, чтобы спасти мир от злых сил. А если добавить, что «Кровь и железо» при не таком уж и маленьком объеме по сути лишь завязка главной истории, то может нарисоваться совсем не радостная картина. Вкусности прячутся чуть глубже, именно поэтому книгу надо читать.

А все дело в авторской иронии, коей буквально пропитаны все страницы романа. Она может прятаться во вскользь брошенных фразах, мелочах, немного странных поступках – везде, где только можно. Улыбаешься, усмехаешься. Именно ирония придает такое очарование и жизненность казалось бы обычным героям, что просто не возможно оторваться и буквально глотаешь страницу за страницей. И эти знакомые типажи вдруг предстают совсем в другом свете; и варвар уже какой-то не такой, и первый маг Байаз совсем не похож на старенького волшебника, а инквизитор… О, этот Занд дан Глокта! Пожалуй, со времен Северьяна из книг Джина Вулфа не было такого яркого «пыточных дел мастера». Отношение к нему колеблется от сочувствия до ненависти, от любви до злобы – очень неординарный человек. Ну, и конечно мастерство писателя Аберкромби очень помогает. То, что оно есть, чувствуется даже в переводе. Частенько всего лишь одна точно брошенная фраза или даже слово вызывает море эмоций. А уж какие эпизоды встречаются! Ни капли не кривя душой, скажу, что боевые сцены у Аберкромби получаются даже не в пример ярче и богаче, чем у Бэккера. Хотя мои любимые страницы вовсе не посвящены битве Логана Девятипалого с шанками и разбойниками, и не турниру, и даже не блестящей финальной драке с приспешниками инквизиции, а рассказывают всего лишь о появлении Фенриса Наводящего Ужас на совете в Адуе – просто превосходно.

К сожалению, не каждый способен оценить «Кровь и железо» по всем его достоинствам и понять тонкий авторский юмор. Вот и появляются странные (я бы даже сказал, что бредовые, но звучит немного грубо) претензии, вот и слышится лепет о скучном сером романе. Зрим в корень, господа. Зрим в корень.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжные открытия бывают двух видов. Первое, которое встречается удручающе часто, звучит как: «Господи, про это ж придется отписаться, чтоб другие не мучились!». И второе: «Ой, ё!». Возможны варианты вроде «Ух, ё!». Эти, к сожалению, редки.

Вот Аберкромби – это то самое «ё» в наилучшем смысле этого слова. Начнем с того, что это Литература с большой буквы. С той самой, где уже исчезает критерий «фантастика», как в случае с Жюлем Верном, например. Все знают, что его книги, мягко говоря, с тогдашней действительностью имели мало общего, однако же, считают его именно Писателем, а не фантастом. Мне так думается, что Аберкромби примерно того же разливу.

Опять же, фантастики в его книгах – так, символический налет. Ну чтоб не считались мейнстримом. Ну колдовали пару раз, было. Ну мир неведомый, были там всякие первосотворенные (которые библейские ангелы, что ли?), ну неандертальцы носятся вокруг – так этим и Конан Дойл грешил в Затерянном мире, например.

Так вот, сходу, не могу вспомнить ни одного недостатка в книге. Даже издание великолепное – «Черная Fantasy» рулит. Ах да, перевод же ж… Ну в целом настолько интересно, что не заморачивалась разменом на мелочи, но вот «Заслышав стук инквизиторской трости в гулкой тишине, они прервали трапезу, подняли головы и посмотрели на гостя поверх тарелок с огромным интересом.» — меня накрыло… Тарелки с огромным интересом… это ж и тарелки, небось, не маленькие! )))))

Мир настоящий и притягательный. Вот мне только что подумалось, что одним из приемов для достижения реальности автор использует неверие в волшебство. И чувствуешь себя с одной стороны таким себе критиком, который вот буквально вчера смотрел передачу про «волшебников» и нещадно раскритиковал то ли в сети, то ли во дворе на лавочке, а с другой – ты ведь знаешь, что волшебник настоящий, оттого возмущаешься всякими неверующими фомами. Хотя в первый раз, когда Байяз представляется колдуном, мы еще не знаем, на что он способен, да и вообще способен ли.

Вот это противоречие придает миру особенную достоверность.

Ну и восприятие реальности глазами персонажа: там есть такие шанка, плоскоголовые. Потом уже, ко второму тому, по косвенным замечаниям мы можем сделать вывод, что речь идет о неандертальцах, ну или о каком-то эволюционном сучке рядом с ними. Но герои-то не обязаны нам этого объяснять, вот и не объясняют. Ну есть такие шанка, примитивные дикари, всех убивают, лоб плоский – ну можно догадаться, о ком речь. Но автор специально ничего не объясняет. Я вот лично такое очень люблю. Потому что в жизни ведь ты не объясняешь невидимому читателю обыденные для тебя явления так, чтобы он понял. Мало того, что прием хороший, он редко у кого получается. У Аберкромби получился.

Вот из этих чУдных мелочей, да еще из многих других, складывается потрясающе реальная картина мира.

Да, еще забыла про едоков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот ведь привет из глубины примитивизма: это колдунство такое специальное, что, когда съешь другого человека, приобретешь какие-то волшебные свойства. Само собой, это очень-очень плохо для кармы. :) Но там такие мелочи, диалоги едоков чудные, персонажи на самом деле говорят так, будто считают себя пирям супер-суперменами. Да и вообще диалоги автору удаются.

Читабельность вот какая-то странная. Поскольку текст поражает глубиной, лишен поверхностности, с позволения сказать, бестселлеризма, он не «летит». Нет такого чтоб прям не спать, не есть… Вот дочитать пирям сейчас – и все. Но, пока ты в книге, тебя больше нигде нет. Это гибрид Агаты Кристи и Доктора. От старушки – вкус, цвет, глубина, очарование провинции, диалоги, погружение, от Доктора – динамика, красивости, рассуждения, личности. Идеальная книга, я бы сказала. Но вот это погружение оно всегда идет чуть в ущерб читабельности.

Достаточно вспомнить Волшебника Земноморья, например. Это тот мир, который я буду вспоминать перед смертью, это те приключения, в реальности которых я не сомневаюсь (хотя бы потому, что местами сильно нудно, а оттого реально), это те картины, которые до сих пор стоят передо мной, но, блин, там такие дикие безабзацные массивы! Столько нуди и мути, что местами приходится перечитывать, потому что отвлекаешься на что-то другое. И дай бы Бог на птичек за окном, а то порой интересней было стирку-уборку-готовку спланировать, чем страничку дочитать. И, тем не менее, это не умаляет достоинств произведения.

Аберкромби, конечно, сильно лучше, но некоторая часть занудности, точнее – неспешности, все же присутствует.

Интрига тоже весьма размеренна, но, поскольку в перерывах между чтением мира ты не покидаешь, это не имеет значения. То есть ты не читаешь, когда у тебя есть время от повседневных дел. Ты по мере необходимости (когда уж совсем припечет) занимаешься этими делами в перерывах между чтением.

Конечно, как отмечали уже многие рецензенты, главное в его книгах – это герои. Они реальны до безобразия, они разные, у них полно недостатков и реального очарования. В жизни иногда видишь людей, которые впечатываются в память таким себе личным колоритом, причем как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Хотя и от этих категорий качественные персонажи отстоят далеко. Они неоднозначны, интересны и непредсказуемы.

Конечно, главная находка – это инквизитор Глокта. Помнится, я уже писала, что особисты – это на редкость благодарные типажи. Даже отрицательные – они притягательны до безобразия ))) и откровенны до интима. Вспомните хотя бы самый яркий пример – отца Этлау. Я, кстати, опупею ж еще не дочитала и не знаю, чем там дело кончилось, но персонаж ведь чуть ли не интереснее своего антагониста. Хотя бы потому, что Фесс, ИМХО, излишне спорен. Конечно, можно объяснить происхождением и амнезией, но это уже будет поиском оправданий. А антигерой понятен и омерзителен ярко и безнадежно.

В Первом законе автор умудрился сделать главного героя из антигероя. И пусть бы просто палач – тут, кстати, Олдей с их Мастером все равно никто не переплюнет, — но он такой палач, правильный, даже когда поступает неправильно. Мы понимаем, чем он руководствуется, а оттого можем простить. И пусть щекочет нервы идентификация себя с жертвой, на самом-то деле мы всегда по эту сторону баррикад. И понимаем в первую очередь палача. Тем более такого, как Глокта. Гениальный персонаж, просто интересный человек. Такой, с которым сядешь выпить и не пожалеешь ни о потерянном времени, ни о страданиях печени. )))

Ну он вроде как главный, раз самый яркий. Но другие рецензенты считают главным Логена Девятипалого – книга начинается с него. Это вариации на тему Конана, но Конана думающего, даже рефлексирующего. И в нем есть очарование Волкодава, который всего лишь ищет свой теплый угол, понимая, что не найдет. Дуристика и идеализация, но сердцу близкая и понятная – особенно дамскому. И пусть от воинов, даже в отставке, меня подташнивает, но все равно – рефлексия, замешанная на силе – это рулез. Зацепило.

Будет еще пара человек народу: уставший маг, который настолько не любит демонстрировать свое могущество, что сильно смахивает на местного шарлатана, девочка-стрелок, изломанная вдоль и поперек, которая хочет выжить и отомстить, герой-любовник, которого автор с удовольствием будет по чуть-чуть обламывать… Сюжетных линий масса и, как справедливо заметил Dark Andrew, он же г-н Зильберштейн: «Если бы не было уверенности, что у трилогии имеется полностью завершённый финал, автора следовало бы за подобное отдать в руки Глокты.»

Идей много, но они не поверхностны. Есть много мыслей у персонажей, естественно. Разных и толковых, двусмысленных. Даже герой-любовник думает по чуть-чуть. :) То есть герои тщательно обдумывают все, что с ними случается. И, если по правде, в литературе это нечастое явление. Таким образом автор может выражать свои мысли по поводу различных событий, которые сам же и моделирует. Думается мне, это правильно. И даже более того – это может и должно быть одной из целей написания книг. Развлекать нас и телевизор может, а вот заставлять думать даже тех, кто ищет в литературе развлечений (ну как я ;)) – это подлинная ее цель.

Душевность запредельная на одном калеке-инквизиторе. Вот у Буджолд, допустим, ее вечные уродцы-ГГ вполне себе чувствуют себя полноценными членами общества. И это, господа, туфта полная. Вот запросто пример: я вешу сейчас шестьдесят два кэге при росте метр шестьдесят семь — но, блин, чувствую себя уродом. Потому что привыкла быть на десять килограмм меньше и все эти килограммы обычно подтянуты спортзалом. И мне хреново. Конечно, можно поспорить, что будучи уродом с детства, это ощущаешь не столь ярко, но что-то я сильно сомневаюсь. И пусть Майлз сильная гениальная личность, опять же – капиталистическое общество с культом уродств, но все же, все же… Глокте я верю больше.

Придушенный капитализмом социальный дарвинизм все равно поднимает голову в отдельно взятых случаях. Например, ощущать себя альфа-самцом человеку, который по лестнице толком подняться не может, как минимум тяжело. И понятны зависть и мизантропия, и сопереживательны борьба с ними и победа духа над телом. Это, блин, не инквизитор Глокта, это Суворов. Да ладно, это каждый из нас, кто идет на работу «после вчерашнего». Это все мигрени и прочие мелкие, по сравнению с описанными, недомогания. Это просто преувеличенная версия тебя. Плюс необходимое зло, плюс глупое/жестокое/поверхностное начальство, плюс всякие более удачливые, плюс вообще жизнь – фигня… Да что тут говорить, это просто зеркало. И не кривое, а просто чуть-чуть преувеличенное.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающе. Люблю открывать для себя новых авторов.

Меня всегда привлекал жанр фэнтези, но по неизвестным причинам я держался подальше от черного младшего брата фэнтези. Не хотел читать мрачных произведений возможно. Но когда я, наконец, добрался до «Первого закона», я ничуть не был разочарован. Ощущение, что открываю двери в новый, еще неизвестный мне, но уже манящий огромный мир.

Сюжет разделяется на несколько линий, и повествование ведется от лица различных персонажей: Глокта (инквизитор, его линия понравилась больше всего, не часто встретишь такого интригующего персонажа), Логен Девятипалый (со своими скелетами в шкафу), Джезаль (куда же без любовной линии), Вест (и линии маленького человека в элитном обществе), Ферро Малджин (шепотка острого восточного колорита) и соратники Логена (линия жестоких наемников). Автор решил захватить все клише эпического фэнтези, но не высмеивать их, а грамотно обыграть. И у него хорошо получилось. На наших глазах разворачивается история. Масштабный конфликт, который, без сомнений, захватит весь Земной Круг. На фоне этой войны будут еще и конфликты в душах людей. Автор скрупулезно прорабатывает характеры персонажей, наращивая им мясо.

Несколько сюжетных линий дает автору возможность описывать события с разных сторон. Автор блестяще использует эту возможность и не просто описывает с разных сторон, но пропускает все через призму восприятия каждого героя. Кто-то из них верит в магию, кто-то нет, кто-то — маг.

Финал этого романа оставляет нам столько загадок, что не продолжать читать было бы преступлением. К финалу многие сюжетные линии сходятся и открываются новые отношения между героями, о которых даже не подозреваешь в начале.

Честно пытался найти недостатки, потому что, ну не бывает идеала. Но кроме пары моментов с неубедительными диалогами придраться ни к чему не могу. Сюжет с лихвой окупает все грехи.

Итог: чувство, что крутишь в руках красивый такой стеклянный шар, с каждым поворотом расцветающим новыми яркими красками, и не можешь оторвать взгляд. И знаешь, что на полке еще два таких.

P.s.: Брат Длинноногий впечатлил особенно! Неисправимый оптимист в мире темного фэнтези — замечательная ирония.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня удивляют сравнения Аберкромби с Мартином, но не так, как предыдущих комментаторов: я не понимаю, почему Мартина ставят выше. В отличие от Мартина, Аберкромби пишет интересно и живо, его книги не надоедают, у него в произведениях более четкие сюжетные линии (а не куча описаний мартиновских интриг), герои интереснее. Почему я так говорю? Ну не могу я сравнивать пафосную тринадцатилетнюю девчонку-владычицу драконов с по-женски мудрой и сильной Арди Вест, или харизматичного карлика — любимца большинства фанатов — с циничным калекой-инквизитором. Не буду здесь объяснять, почему: появится желание — прочитаете трилогию «Первый закон» и поймете сами. Или не поймете, мне, в общем-то, все равно. Возможно, вы останетесь при своем мнении, и я не вправе вас упрекать. Ну да идем дальше.

Вы только сравните мудрые цитаты Мартина и Аберкромби: «Книги точат разум» (извиняюсь за то, что не помню дословно, но суть вроде передал). Мда, слабовато. А вот «Говорят, с виселицы видно все красоты мира» или «Заблудившийся в пустыне берет воду у того, кто ее предложит»... Вы только вдумайтесь. По мне — так разница в глубине высказываний заметна, как, скажем, разница между глубиной прудика в саду (это я про Мартина, если что) и Байкалом (это я Аберкромби хвалю, вдруг кто не понял).

Прежде чем меня начнут ругать фанаты Мартина, скажу следующее: читайте книги Аберкромби, вдумывайтесь в них и вполне вероятно, что вы со мной согласитесь. а если нет — ну, это ваше право.

P.S.: по крайней мере, Джо Аберкромби умеет вовремя закончить свои произведения и начать новые, а не доит тридцати-с-лишним-летнюю корову ;-)

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды в…Адуе

***

«Кровь и железо» — дебютный роман Джо Аберкромби, принесший ему славу и признание, роман, открывающий трилогию «Первый закон», роман, открывающий цикл «Земной круг». Наконец, роман, который остается актуальным и спустя десять лет после первой публикации. Пожалуй, до объективного признания не хватает только экранизации (у Мартина есть «Игра престолов», Сапковский в топе амазона после экранизации «Ведьмака» от нетфликс). С другой стороны, язык Аберкромби настолько кинематографичен, что картинка перед глазами появляется очень яркой и отчетливой.

…Союз. Государство из нескольких стран. На севере появляется новая угроза Бетод – Король Севера. На юге есть Гуркхул, который тоже имеет виды на земли Союза. Но у Союза есть и внутренние проблемы – власть. У начала страны стоит король, который совершенно не в себе. Фактически страной правит Закрытый Совет. Примерно так звучит фон для происходящих событий.

На деле же книга оказывается частично квестом, частично открытием трилогии (и цикла в целом). Сюжетной канвы не так уж много, говорить о ней не стоит. Лучше сделать акцент на приемах и персонажах.

В романе достаточно много героев и сюжетных линий. Есть как главные персонажи, так и второстепенные. Никуда не деться и от статистов. Главные герои: Логен (воин с Севера); Джезаль дан Луфар (юноша-богач, крайне спесивый и самодовольный, участник фехтовального турнира); Глокта (инквизитор); Вест (офицер-простолюдин, товарищ Луфара); Байяз – великий маг. Второстепенные персонажи – это отряд Логена, который остался на Севере; Ферро – женщина-воин, в опале у Гуркхула. Необходимо так же сказать, что Аберкромби очень сильно вложился в своих героев. Например, Логен Девятипалый. Казалось бы, воин, варвар невероятной силы. Шаблон? Шаблон. Но не в руках Джо. Логен – тот варвар, который устал от варварства. Он делает сознательный выбор, он отправляется на Юг, чтобы уйти от войн и убийств. Порой кажется, что Логен слишком простой, где-то даже туповатый. И вот в следующей главе Девятипалый выдает такую речь, что затыкаешься и смущенно берешь свои слова назад. Байяз – маг невероятной силы. По всем законам жанра он должен быть чопорным и мудрым, эдаким Гэндальфом\Дамблдором. Ан нет. Байяз – живенький такой мужчина, саркастичный, хитрый, он совсем не похож на мага-добрячка. Глокта – самый верх творения Аберкромби. Один из самых интересных героев вообще, а не только литературы. Калека-инквизитор, пожалеть которого не повернется язык. Калека, при виде которого у любого здравомыслящего человека задрожат коленки. Калека, который выжил после такого, после какого не выживают. Глокта – это харизма, это ум, это хитрость, это живейшие диалоги и монологи. Верите или нет, но всё это – только старт для персонажей, первый том, зачин. А ведь герои у Джо развиваются.

Теперь немного о приемах. Поскольку сюжетных линий много, Аберкромби очень часто переключается с одной линии на другую, от чего создается дополнительный эффект экшена, коего и без подобного приема много. Так же в романе много юмора, зачастую черного юмора. Шутки есть чуть топорные, а есть и тонкие. Ну нельзя не умиляться практику Инею! А чего стоят монологи-шутки Глокты? Они привносят разнообразие в достаточно мрачное повествование романа. Еще один из приемов – это раскрытие мира. Его не так уж много для первой книги, но, с другой стороны, география раскрыта, отношения между странами довольно ясны. Приятная особенность – разный характер сюжетных линий. Если глава от лица Глокты, то это – пытки, кровь, интриги. В главах от Логена будет экзистенциальная тишина, но когда в эти главы встраивается Байяз, то Логен превращается в эдакого чужестранца, идущего по базару. Главы Веста – офицерское чтиво, а вот Луфар – юношеский максимализм и стремление к победам. Бывший отряд Логена – это чистая солдатчина, практически оммаж на «Черный Отряд» Кука. Кстати, главы имеют названия. Мелочь, но это очень приятная мелочь.

Что сказать о минусах? При первом чтении может показаться, что автор делает слабый акцент на мире, практически не выстраивает сеттинг. Так же может показаться, что автор использует слишком много штампов – маги, варвары, турниры. Но на деле Аберкромби выкручивает эти штампы так, что всё выглядит оригинально и ярко.

Заключение: это блестящий дебют. Все минусы совершенно незаметны на фоне многочисленных плюсов – яркий язык, море экшена, обилие насилия и чернухи, шикарные главные герои, не менее интересные второстепенные персонажи.

10 первых законов из 10. Шедевр с высоким уровнем речитабельности.

PS: не забудьте найти в сети карту, которая поможет разобраться в мире Земного Круга.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написание художественных текстов – это по заверению самого автора, «хобби».

Однако, открыв «Кровь и железо» – первый том трилогии «Первый закон» – я не увидел начинающего писателя. Со страниц книги на меня смотрел вполне сформировавшийся автор. Его герои живые, а мир, несмотря на скудные описания, прорисовывается вполне четко.

Основное место отдано сюжету и здесь Аберкромби не устает удивлять. Повествование ведется от нескольких персонажей и главы о каждом из них написаны в своем неповторимом стиле.

Королевский инквизитор Дарст дан Глокта – калека-палач расследующий загадочные события в самом сердце Союза.

Логен Девятипалый по прозвищу Девять Смертей – могучий северный воин с ужасным прошлым, помогающий первому из магов Байазу.

Капитан Джазель дан Луфар – высокомерный дворянин, готовящийся к ежегодному турниру по фехтованию.

Майор Вест – бывалый ветеран, выбравшийся из грязи, благодаря своей отваге и труду.

Ферро – дикая южанка, на которую охотятся все гурки Империи.

Отряд Названных – друзья Логена и лютые враги Короля Севера.

Нить повествования понемногу сводит всех героев вместе. Однако не всем суждено встретиться на страницах первого романа.

Помимо основных персонажей имеется целый ряд второстепенных и благодаря их взаимодействию сюжет скачет от детективного до поистине эпического.

«Кровь и железо» – это не та книга, над которой можно заскучать: интриги вьются, кровь льется рекой, короли и торговцы играют в свои жестокие игры, а над всем этим домокловым мечом нависает страшная угроза из прошлого.

Я не большой поклонник классического фэнтези, но «темное фэнтези» Джо Аберкромби – стоит потраченного времени.

В настоящий момент вся трилогия «Первого закона» уже написана, но в переводе есть лишь две книги.

Прочитав первый том, не отрываясь сел за второй.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Кровь и железо» входит в трилогию «Первый закон» из масштабного цикла «Земной круг». Могу сказать, что роман воспринимается всё так же великолепно, как и при первом прочтении семь лет назад. Мою оценку сложно назвать непредвзятой, т.к. «Земной круг» входит в мой личный топ книг, а Аберкромби – в топ писателей.

Самый главный плюс Аберкромби — умение прописывать героев. За ними хочется следить, т.к. они не статичны, а находятся в постоянном развитии. Сразу стоит отметить, что героев в романе много, и для людей с плохой памятью это может стать проблемой. У меня лично это не вызвало затруднений. Предлагаю подробнее разобрать основных персонажей. Логен Девятипалый по прозвищу Девять Смертей – огромный берсерк-северянин, настоящий кошмар для врагов на поле битвы. Прослыл лучшим поединщиком Севера. До недавнего времени сражался за Короля Севера Бетода, но после определённых разногласий был вынужден скрываться. Несмотря на грозный вид, лицо, покрытое шрамами и жизнь, проведённую в сражениях, Логен отличается богатым философским внутренним миром и определённым благородством. Больше всего он хочет измениться и стать лучше. Это не стереотипный свирепый воин, не знающий страха. Нет, страх он испытывает перед каждым боем. И такие слабости делают его человечнее. Джезаль дан Луфар – молодой дворянин, служащий в королевской гвардии. Его богатые родители купили ему чин капитана. Всех людей Джезаль оценивает через призму происхождения. Он заносчив, высокомерен, печется о своей репутации, не любит сложности и вообще считает, что у него в жизни всё устроено. Луфар ведёт разгульный образ жизни, полностью отдавая своё время выпивке, девушкам и картам. Однако отец требует от него плотно заняться тренировками по фехтованию для участия в турнире. Это мероприятие – отличный старт для продвижения карьеры, и упустить его нельзя. Занд дан Глокта — калека на службе королевской Инквизиции. В молодости он был любимцем женщин и превосходным воином, однако во время войны попал в плен к гуркам, где его пытали на протяжении года. В результате на родину он вернулся хромым, беззубым и страшно искалеченным. Кто лучше поймет пытки, чем испытавший это всё на себе? Поэтому Глокта становится инквизитором. Поначалу кажется, что перед нами антагонист, но это заблуждение. Он язвителен, саркастичен, сварлив, а его желчные монологи заслуживают особого внимания. Всё это можно понять, ведь мало кто смог бы пройти через подобные испытания с большим достоинством. Баяз – первый из магов, мудрец и интриган с опытом в несколько столетий. С давних пор незримо руководит Союзом, плетет интриги и ведёт давнюю борьбу со своим непримиримым врагом – пророком Халюлем. Когда-то оба они были учениками великого Иувина, но соперничество и борьба за власть развела их по разные стороны. Его цели мало понятны, и делиться ими с кем-либо он явно не собирается. Колем Вест – майор, простолюдин, поднявшийся по служебной лестнице благодаря собственной храбрости и уму. На мой взгляд, это самый честный и человечный персонаж. Несмотря на высокое звание, часто испытывает неуверенность из-за своего низкого происхождения. Ферро Малджин – женщина-воительница и бывшая рабыня. Когда-то гурки уничтожили её народ, а её ребенком увели в плен. С тех пор она жаждет лишь одного – мести. Стоит отметить также банду северян, в которую входят: Ищейка, Рудда Тридуба, Тул Дуру Грозовая Туча, Чёрный Доу, Хардинг Молчун и Форли Слабейший. Все они опытные воины, Названные, пользующиеся уважением на Севере. Когда-то, уступив в поединке Логену, они стали его спутниками и вместе с ним попали в опалу к Бетода. На самом деле интересных персонажей в романе ещё много – автор поработал даже над эпизодическими героями. Персонажи не статичны, они постоянно трансформируются, причём делается это не в угоду сюжету, а логично и закономерно. Антагонистов здесь несколько. Бетод – самопровозглашённый Король Севера. Уфман-уль-Дошт – новый Император гурков, желающий отомстить за прошлые поражения своего отца. Архилектор Сульт – глава Инквизиции, плетущий свои заговоры в столице Союза.

Помимо глубины проработки каждого отдельного персонажа, Аберкромби ещё и сталкивает их между собой, порождая этим особую химию. Как результат этого – шедевральные диалоги. В них раскрываются характеры героев, постоянно сталкиваются принципы. Диалоги полны особого чёрного юмора, что неудивительно для тёмного фэнтези. Большую их часть можно буквально разбирать на цитаты из-за особой житейской мудрости.

Роман, не смотря на фэнтезийный жанр, совершенно не напоминает сказку. В них герои часто оказываются в затруднительных ситуациях, а вот выходят из них с успехом далеко не все. Кристально чистых и добрых героев здесь просто нет – у каждого есть свои скелеты в шкафу. Порой у честного и порядочного человека проскальзывают по-настоящему тёмные поступки, а закоренелый убийца может проявить неожиданное милосердие.

Язык написания хороший. Поначалу кажется, что он прост и незатейлив, однако со временем начинаешь чувствовать всю его глубину. Автор через язык так хорошо передает характеры персонажей, что в диалогах их просто невозможно перепутать. Темпоритм повествования на высоте, а сюжет лишён каких-либо провисаний.

Мир автор рисует довольно широкими мазками. Сеттинг напоминает стандартное позднее средневековье. Автор и не претендует на особую оригинальность, т.к. основной акцент сделан на персонажей и их внутренний мир. Сам сюжет масштабен и интересен. Большая часть событий происходит в государстве Союз – этакой местной средневековой Европе. Несмотря на цивилизованную обложку, в Союзе всё далеко не так хорошо, как кажется. Он прогнил с самого сердца. Вечно сонный полоумный король давно служит лишь ширмой, а правит всем Закрытый совет. В коридорах власти плетутся хитроумные интриги, всё продаётся и покупается, повсюду царит коррупция и беспредел. Алчные и жадные люди разворовали всю страну, личная сиюминутная выгода для них важнее судьбы государства. Нравы обитателей вечно воюющего Севера были явно вдохновлены викингами. На юге расположена Империя Гуркхул, аналогом которой в нашем мире являются арабские страны с их фанатичной религиозностью. Геополитическая обстановка крайне напряженная, что даёт задел на будущие эпические события.

Автор умело развешивает по всему роману сюжетные «крючки», которые подталкивают читать дальше. Сюжетных линий несколько, и автор постоянно перескакивает между ними, что, в свою очередь, не даёт заскучать. Зачастую мы видим одну и ту же ситуацию под разными углами.

Итог: На мой взгляд, роман просто великолепен. Он практически не имеет слабых мест, за что и заслужил массу хвалебных отзывов. Рекомендую к прочтению всем любителям хороших книг, а в особенности жанра тёмное фэнтези.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здравствуйте.

Книги «Первого закона» лежали год на полке.Почему спросите вы?А тут есть простой ответ,много ли последнее время читали фэнтези не похожего на все.А сколько щас книг в жанре фэнтези,на полках в магазинах тысячи...И все как браты близнецы.Особено в поджанре темного (взрослого) фэнтези, особенно популярного сейчас (Спасибо Г.Куку,Р.И.Говарду и другим) пишут ,подражают и снова пишут...И в них теряются образцы книг действительно выходящих за рамки и вносящих в жанр новые элементы.Не было бы таких сайтов как этот я вряд ли когда ознакомился с произведениями Джо Аберкромби продолжая покупать авторов хорошо знакомых мне по моим читательским «угадайкам».

Начав свое знакомство с автором ,с цикла «Море Осколков» я получил в общих чертах представление о том как пишет автор.Понравилось ли?Да понравилось!Причем я придерживаюсь мнения что цикл не только для подростков.С этого цикла лучше всего начинать знакомства с автором ,поверьте после «Первого закона» этот цикл вам покажется написанным на скорую руку ,хотя он тоже заслуживает внимания и далеко не так плох как может показаться.

Итак первая книга «Первого Закона» -«Кровь и Железо».Начинается без раскачки и сразу кидает в пучину событий за северянином гонятся какие то плоскоголовые.Кто? Что? Это в начале книге не написано.И это мне напоминает «Белых ходоков«Мартина,тот то-же не сильно много о них писал оставляя интригу.И так тут во всем,кто эти люди ,почему о них пишет автор ,что их вместе сведет по сюжету (или не сведет),как они себя поведут в той или иной ситуации.И оказывается что везде в ситуациях где вы привыкли что герой (герои) поступит так и не иначе( согласно канонам жанра),ОП и не угадали ,ОП и не так,ОП и даже не то место как вы думали.И это ОП,тут во всем.

Мир в котором развивается события достаточно большой сказать что автор его хорошо прописал или уделил этому кучу СЛОВ,нет он сделал умней ,он не стал писать кучу страниц в которых подробно и нудно описывал события,историю,географию.Он просто красиво между строк,намеками,чуточку информации здесь ,чуточку там и ОПА как по волшебству к концу книги ты уже неплохо можешь описать мир без «обязательных общеобразовательных страниц».

Герои- вот не хочется о них писать или как-то характеризовать.Странно но допустим у меня и у моего друга разные представления о персонажах как мы их видим,что у них внутри.Породокс вроде читаем одно ,но вот в некоторых случаях с пеной у рта,обсуждая ту или иную книгу создается впечатление что читаем разные книги от разных авторов. Вот таких книг очень мало.И эта одна из них.Найдите для себя свое представление о героях они тут все многогранны, а иногда видишь в них себя.

Сюжет больше похож на классиков жанра-жизнь внутри мира ,интриги,войны,магия.Все как всегда и везде когда читаешь литературу данного жанра,с поправкой на представление автора на те или иные вопросы.Держит ли автор в напряжении до конца книги?Вопрос спорный.С одной стороны интересно наблюдать за персонажами ,сюжетом.С другой может кому то и надоесть столь скрупулезный подход,с обильным количеством деталей.Дело привычки .Для себя я это вижу как плюс ,чем минус.(Ну люблю я Теда Уильямса что поделаешь!)

Читать,нужно неспеша.Смакуя,моменты(А они поверьте ЕСТЬ в каждой главе!)Просто если читать как обычно,с той-же скоростью что и обычно можно потерять кучу деталей.А хорошие книги как вы сами знаете именно этим и отличаются -количеством и качеством деталей.При прочтении сначала отмечал интересные,запоминающееся фразы отрывки,потом просто плюнул на это дело.ИХ масса.Может у меня и маленький кругозор и читал я не так много фэнтези (книг 300-400),но я ставлю эту книгу в один ряд с Д.Мартином и его «Битвой Королей»(Не сериалом!Я дикий противник,убивания любимых книг по средству сериала, кино!).Не могу сказать что они похожи,но вот что то что заставляет их ставить в один ряд есть ,может-КАЧЕСТВО?Оно тут на высоте.

Кому я бы смог порекомендовать эту книгу?Для почитателей жанра фэнтези-эта ВЕЩЬ обязательна!Не настаиваю на своем мнении ,оно у всех разное ,но определено иметь СВОЕ представление о этом романе (цикле) стоит.Для меня это 11 из 10.И определенный стандарт качества,для современных писателей,вкус и потребности конечно у всех разный но мне определено понравилось.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх