fantlab ru

Джо Аберкромби «Первый Закон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.59
Оценок:
5458
Моя оценка:
-

подробнее

Первый Закон

The First Law Trilogy

Роман-эпопея, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Логену Девятипалому, варвару с дурной репутацией, удача в конце концов изменила. Он оказался втянутым во столько междоусобиц, что вот-вот станет мёртвым варваром, и от него не останется ничего, кроме плохих песен, мертвых друзей и множества счастливых врагов.

Благородный капитан Джезаль дан Луфар — бравый офицер и воплощение эгоизма. Самое рискованное, из того, что он хочет в своей жизни — это обчистить друзей в карты, и мечтает он лишь о славе в круге для фехтования. Но грядет война, и на полях ледяного Севера сражаться придётся по куда более жестоким правилам.

Инквизитор Глокта — калека, ставший пыточных дел мастером, — больше всего хотел бы увидеть, как Джезаль сыграет в ящик. Но с другой стороны, Глокта ненавидит всех: когда выбиваешь одно признание за другим, чтобы очистить Союз от государственной измены, времени на дружбу не остаётся. И цепочка трупов может привести его прямо в прогнившее сердце правительства, если, конечно, ему удастся прожить достаточно долго.

А вот и волшебник, Байяз. Лысый старик с ужасным характером и с жалким помощником. Может, он Первый из Магов, а может просто талантливый мошенник, но, кем бы он ни был, он сильно усложнит жизни Логена, Джезаля и Глокты.

Всплывают смертоносные заговоры, сводятся старые счёты, а грань между героем и злодеем так тонка, что об неё можно порезаться.


Содержание цикла:


8.40 (7953)
-
256 отз.
8.57 (6914)
-
121 отз.
7.76 (759)
-
9 отз.
8.56 (6401)
-
127 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Кровь и железо
2008 г.
Прежде чем их повесят
2010 г.
Последний довод королей
2011 г.
Последний довод королей
2013 г.
Прежде, чем их повесят
2013 г.
Последний довод королей
2015 г.
Острые края
2017 г.
Кровь и железо
2017 г.
Прежде чем их повесят
2017 г.
Последний довод королей
2017 г.
Кровь и железо
2020 г.
Прежде чем их повесят
2020 г.
Последний довод королей
2020 г.
Первый закон
2020 г.
Острые края
2021 г.

Аудиокниги:

Кровь и железо
2015 г.
Кровь и железо
2015 г.
Острые края
2021 г.
Последний довод королей
2022 г.
Прежде чем их повесят
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
Before They Are Hanged
2008 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2009 г.
(английский)
The Blade Itself
2009 г.
(английский)
Before They Are Hanged
2010 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2010 г.
(английский)
The Blade Itself
2010 г.
(английский)
Before They Are Hanged
2011 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2011 г.
(английский)
Sharp Ends
2016 г.
(английский)
Sharp Ends
2016 г.
(английский)
The Blade Itself
2016 г.
(английский)
Sharp ends
2017 г.
(английский)
Sharp Ends
2018 г.
(английский)
The Blade Itself
2018 г.
(английский)
На лезі клинка
2018 г.
(украинский)
Раніше ніж їх повісять
2019 г.
(украинский)
Останній аргумент королів
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прочёл первую книгу цикла и начал вторую. Боюсь, что на этом я и закончу. Скучно. Просто скучно.

При этом я понимаю, почему на Западе книжки пользуются популярностью. Они, бедные, всё ещё открывают для себя приёмы, которые восточноевропейская и русская фантастика давно освоили. Я имею в виду внесение в сказочный мир «реализма» — понимаемого в стиле «всё ложь, всё обман, всё зло», «хороший человек — или идиот, или притворяется», и «принцессы тоже какают». Ну да, всё именно так и обстоит. Но само по себе внесение этих жизненных реалий в текст ещё не делает его интересным. А то получится переписанный Толкиен, примерно в таком стиле:

«Пина разбудили грубые голоса и рыгание. Голова Пина расклывалась от выпитого вчера скверного пойла. Он разлепил один глаз. В сыром вонючем тумане занимались холодные сумерки. Беллазор стоял, высоко вскинув голову, и, попердывая, мочился в кряж. Струя мочи стояла столбом. «Эй, ты, придурок» — раздался голос Гендальфа, «кончай скорее, не то у тебя там розы вырастут». Солдатня захохотала. Спина Беллазора молча послала всех нахрен.

Огромным усилием воли Пин разлепил второй глаз и увидел несколько рослых людей в плащах. Сзади смутно вырисовывалась полуразрушенная стена. Там стучали молотки, скрипели колеса, скрежетало железо, в тумане тускло светились факела. Гэндальф говорил с людьми в плащах, и Пин понял, что речь шла о нем.

- Да без проблем, Геша, — говорил один из тех, что стояли рядом, — ты можешь ехать свободно. Мы знаем тебя, и тебе известны пароли для всех семи ворот. Но этого мелкого пидрилку мы не знаем. Он вообще кто? Гном с Серых Гор? Чужеземцам закрыт вход в Гондор. Ну разве что они сильные воины. Этот мелкий таким не выглядит. Отдай его нашим ребятам, им некого трахать, а у этого парнишки очень милая попка. А потом мы выколем ему глазки и распорем животик.

- Хорошо, ребята, — сказал Гэндальф, — он ваш. Делайте с ним что хотите, да и мне дайте попользоваться, — он хихикнул.

Грубые руки схватили Пина и тут же выпустили: Гендальф, дождавшись, пока воин повернётся к нему спиной, пронзил ему печень эльфийским кинжалом. Беллазора он сразил светлым пламенем Анора, извлечённым из посоха. Остальные разбежались.

Пин быстро обобрал убитых и они направились вперёд, к новым приключениям...»

Вот примерно такое впечатление оставляет текст Аберкромби. Это упрощённый «Толкиен» с мочой и подлянами.

При этом, если убрать эти детальки, остаётся крайне скучный и убогий сюжет, причём абсолютно немотивированный. Например: что, собственно, нужно Логану Девятипалому [кстати, девятипалость — откровенная отсылка к Фродо]? Похоже, этому парню просто нравится страдать, посколько иначе его идиотские «подвиги» объяснить невозможно. Запытанный калека-инквизитор вызывает интерес, но он пропадает, как только понимаешь, что на его месте мог бы быть самый обычный подагрик. Описания мучительного подъёма по лестницам были бы ещё круче! А уж жирный недееспособный король — это такой штамп, что за автора стыдно. Правда, этот король довольно внятно изъясняется, когда раскрывает рот, но будем считать это ошибкой переводчика. Или всё-таки нет?

Что касается «политики», она в романе совершенно бессмысленная. Автор, похоже, решил передрать всё у Мартина, причём не задумываясь о том, что у Мартина чётко прописаны все намерения и интересы на три слоя вглубь. У Аберкромби и первый-то слой плывёт. Ну вот, скажем, какого хрена «король Севера» [явная отсылка к Мартину] вообще начал воевать? «А он такой, воевать любит» — ответ автора. И вообще, «а он такой» — главный объясняющий приём.

В общем, скажу так. Хотите почитать фентези с кровью и правдой жизни — читайте хоть Сапковского, у него всё это есть. Если хочется погорячее... тогда почитайте греческие трагедии. Где хорошие люди делают ужасные вещи, потому что нет другого выхода. Да «Эдипа» прочитайте, что-ли! Или Шекспира, вот где кровища и ужас на фоне меча и магии. В «Гамлете», например.

А товарищу Аберкромби я поставлю четверку. И то — потому, что автор хотя бы умеет писать на ремесленном уровне.

Оценка: 4
– [  52  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аберкромби – талантливый автор, однако успех его книг явно превышает его талант. Автору удалось попасть в струю. В полном соответствии с формулой «Бытие определяет сознание» наше циничное, крушащее идеалы время создаёт спрос на соответствующую литературу в стиле «Правды нет, Россию продали, кругом враньё, хороших людей не бывает». Таким образом, многие читатели увидели в книгах Аберкромби Правду Жизни, сотрясение штампов и «глоток свежего воздуха». Про Правду особенно забавно, учитывая, что Аберкромби не скрывает коммерческого характера своих произведений и отрицает любые намерения проникнуть в суть вещей. Если оставить в стороне удачное попадание в тренд, мы получим хорошее динамичное фэнтези с яркими (хотя несколько односторонними) образами героев, отличными диалогами. Недостатки тоже наличествуют: провисающий временами сюжет, определённая предсказуемость и однообразие (ну, по крайней мере в том же смысле, в каком однообразны фильмы Тарантино), несоответствие психологии героев квазисредневековому миру (местные аналоги викингов, рыдающие над каждым убитым и горько упрекающие конунга за то, что он потащил их на войну – убили). Ну, и немного о сравнениях.

Часто сравнивают с Мартином, что на мой взгляд некорректно. Мартин не смакует грязь и кровь, у него человечество не состоит исключительно из дураков и сволочей, хотя есть и первые и вторые. Мартин не пытается «сотрясать штампы», он просто пишет жизнь как есть со всем чёрным, серым и, как не странно, белым. Так же как жизнь, Мартин непредсказуем. А у Аберкромби, если в повествовании появляется мудрец в белых одеждах, то он обязательно окажется мерзавцем, героическое деяние обернётся преступлением или нелепостью и т.д. Удручающая предсказуемость.

Ещё сравнивают с Толкином, негативно. В смысле, у Толкина «розовые сопли», а Аберкромби показал Настоящую Правду Жизни и Войны. Ну да, достаточно посмотреть на фотографии – крутой мэн Аберкромби с брутальной стрижкой и добрый дедушка Толкин с трубочкой. Однако, учитывая, что Толкин четыре месяца провёл в мясорубке на Сомме (боевые потери – свыше миллиона человек, максимальное продвижение – 10 км.) и всё то, что Аберкромби с таким смаком описывает, все эти оторванные конечности, развороченные внутренности, мёртвых друзей и тифозные бараки, видел на самом деле, его мнение о том, что на войне главное, а что нет, представляется мне более компетентным.

Оценка: 6
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Первый закон» оставляет очень спорные ощущения. С одной стороны, он оказался не так плох, как я ожидал после некоторых отзывов от людей, с которыми я часто схожусь мнениями. С другой стороны, он оказался недостаточно хорош, чтобы рекомендовать его к прочтению. Тем не менее, полагаю, своего читателя трилогия найдёт. Я же дам небольшое уточнение: если вы ищете уникального, проработанного, фэнтезийного мира; интересного и интригующего сюжета; хитроумных политических ходов; живых, хорошо прописанных, персонажей; реалистичных описаний войны и даже мелких схваток; вам стоит пройти мимо. Если вы ищете жестокости и насилия, подлости и предательства, подробного описания процесса пыток и насаживания голов на колья, вам, возможно, стоит обратить на неё внимания. Только стоит ожидать, что всё перечисленное по большей части приходится на третью книгу, в то время как первые две скорее ближе к классическому фэнтезийному походу из точки А в точку Б. А ещё, все три романа щедро разбавлены пустыми размышлениями персонажей, который повторяются едва ли не каждый абзац. Ну, давайте по порядку.

Начну с простого — авторский язык и описание. Всё достаточно просто, читаются романы легко, но автор явно злоупотребляет самоцитированием. «Если хочешь сказать о Логине Девятипалом, скажи, что он очень любит что-нибудь сказать о себе». Пословица «Заблудившийся в пустыне берет воду у того, кто ее предложит» из уст в уста повторяется за три книги десятки раз. Причём, зачастую, по несколько раз в одном диалоге. А от количества «тел, найденных в доках», на пристани не должно было остаться места для причаливания кораблей.

О персонажах сказать особо нечего. Единственный персонаж, который действительно вырос характером, после того, как прошёл через ряд событий — это майор Вест. Впрочем, даже у него бывают достаточно странные закидоны с характером, будто в его теле живут два разных человека. У других персонажей дела обстоят хуже. Несчастным Луффаром автор вертит как хочет. Он словно половая тряпка на швабре — куда автор поведёт, туда и безвольный герой. Все прочие персонажи... просто напросто не меняются. Глокта в самом начале — брюзгливый калека, послушный цепной пёс, он и в конце такой. Ферро в начале ненавидит и хочет убить гурков, она и до самого конца останется такой. Характеры персонажей получились простыми и плоскими. Не смотря на то, что они все «в душе хорошие, но вынуждены прогибаться под мир», в них не чувствуется никакой живости, не получается ассоциировать их с реальными людьми, настолько они одномерные.

Сюжет... а, собственно, о чём была эта трилогия? Я так и не понял. Жили, были, не тужили, разные люди. Потом они начали сражаться и все поубивали друг друга, а выжили лишь немногие. Что изменилось, кроме сокращения числа населения? Ничего. Абсолютно ничего. Извлекли ли персонажи романа какие-то выводы из произошедших событий? Как-то не заметно. Сможет ли читатель найти в книгах что-то, что заставит его задуматься? Ну, единственное, о чём я задумался после прочтения — о впустую потраченных часах жизни.

Наконец, реалистичность. Я не раз слышал, что, мол, у Аберкромби всё как в жизни — всё реалистично. Но вот я, как не искал, а реалистичности не увидел. Нереалистичность бросается с первых же страниц. Политическое устройство страны — абсолютно не реалистично. Поведение персонажей, что ключевых, что второстепенных — не правдоподобно. Сражения — не разумны: вместо того, чтобы окружить крепость и расстреливать её издали катапультами, да выжидать, пока у обороняющихся не кончатся припасы и они не начнут жрать друг друга, все военачальники предпочитают забрасывать стены трупами собственных солдат. Бои в ближнем бою ничуть не лучше: какой-то дворовый махач стенка на стенку, без построения, без организации. Солдаты постоянно оступаются, подскальзываются, падают, а потом легко и непринуждённо, не поднимаясь с земли, разрубают противников на части, будто те сделаны из картона. А ещё все очень любят отбрасывать своё личное оружие и вступать в кулачный бой. И так далее.

В общем и целом, вся трилогия — довольно проходное произведение. На самом деле, не самое плохое, с местами интересными событиями, местами интересными вопросами, простым языком и большим количеством персонажей. Но пропустив его — ничего особо не потеряешь.

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю почему его так хвалят.

Герои однобокие и почти не развиваются на протяжении всего романа.

Только одно и запомнилось: куча крови и пытки...

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал я, читал и думал «Зачем я это делаю?..»

Удивительное сочетание абсолютно не харизматичных персонажей с непривлекательным сюжетом. Совершенно случайно взялся читать, не зная, что это «тёмное фэнтези».

Из плюсов — в общем-то, законченное целостное повествование без явных сюжетных ляпов (кроме военных), атмосферность, погружение в мир.

Из минусов — однобокие плохо прописанные персонажи, которые, к тому же, являются очень неприятными личностями. Море чернухи — пытки, разрывание на куски, разрубание на куски, отрывание конечностей, фонтаны крови, маги-каннибалы, извращения. Между прочим, пытки, хоть и описаны детально и красочно, тоже довольно однообразные, если уж на то пошло. Автору, наверное, хотелось показать мир и войну «без прикрас», а вышла полная чернуха и тлен.

Битвы описаны плохо. То есть, отрубание конечностей и фонтаны крови как раз хорошо, а вот в целом, стратегически — плохо. Создаётся впечатление, будто там человек 100-200 с каждой стороны максимум, как вылазки или развед отряды, но никак не армии.

Послевкусие — опустошение, разочарование.

Впервые в жизни, подчеркиваю, впервые — пошёл на fandom и прочёл краткое содержание последующих книг, чтобы уже закрыть для себя знакомство с автором и отложить в архив памяти.

Не знаю, почему такие высокие оценки. Не рекомендую.

Оценка: 4
– [  39  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все вокруг говорили, что это открытие в мировом фэнтези.

Что это супер. Вах. Ах. И маст рид.

Дважды начинал и дважды бросал. На третий раз прочел три книги за месяц (для меня это очень-очень-очень быстро).

Это хорошее фэнтези. Не потрясающее, не гениальное, не маст рид. Просто хорошее.

Я прочитал, местами получил удовольствие и что самое главное — не хотелось взять карандаш и все исправить.

Т.е. не жалею.

В книге есть несколько интересных персонажей, есть пара хороших линий, есть неплохая идея о том, что на «войне все средства хороши и к черту дурацкие законы». Есть отличные описания, создающие картинку.

Есть и минусы. Некоторые линии были откровенно скучны. А порой становились лишними. Герои неприятны. Да. Они типа как в жизни, но мне были до лампочки все. Лишь Глокта, благодаря своим мыслям идущим в «кавычках» радовал.

И еще, судя по героиням, автор не слишком жалует женщин. Здесь мы с ним совершенно не сходимся. :))

«Первый закон» это ученический цикл новичка. Цикл с бешеным потенциалом, с мастерскими зачинами сюжета, с попыткой обрисовать персонажей, но вместе с тем — ученический.

Авторы уровня Мартина или Джордана превратили бы его в открытие десятилетия. Аберкомбри — просто сделал хорошую книгу с очень рваным стилем, резкими обрывами, прыжками и достаточно неуклюжим введением в мир.

В итоге у нас на руках фэнтези, которое можно читать и не плеваться. Что лично для меня — показатель. В конце-концов так редко можно найти книгу, которую именно читаешь, а не переписываешь.

Оценка: 7
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начали за здравие, кончили за упокой. Скорбь и уныние. В первой книге нам представляют занимательный фэнтезийный мир БЕЗ эльфов и иже с ними. Весьма необычны персонажи, очень активно развешиваются ружья. По большому счету первая книга — вообще ни о чем, и сюжета в ней толком нет. Читателю просто обрисовывается мир, политические перепетии, немного местной географии и совсем капельку истории. Ну и сет героев, собирающихся вместе зачем-то.

Зачем — становится ясно только во второй книге. Собственно, этому путешествию книга и посвящена.

В фэнтези я с детства люблю именно тему путешествия. Этим и обусловлена моя завышенная оценка этому тому. Ох уж это подвешенное состояние героев, топчущих из точки А в точку Б за своим «Граалем». Тут и красочные необычные места мира, и бестиарий, и раскрытие характеров персонажей — их взаимодействие, изменение. Беспроигрышный вариант «сюжета» на мой взгляд. В общем, автору есть где разгуляться и проявить как свою фантазию, так и писательские качества.

Я бы не сказала, что Аберкромби меня поразил своим талантом. Да, читать интересно. Да, язык легкий. Но особо не увлекло. Очень быстро надоедает нытье Логена о своей судьбине и горемычном прошлом. Соплежуйство Джезаля просто пролистывала — если пассаж о нем, то там будут те же предложения, что и в предыдущем аналогичном пассаже, но в другом порядке. Универсальная реакция Ферро на все — шипение. Абсолютно. Это интересно пару раз, когда нам представляли персонажа, подчеркивало ее необычность. На протяжении же всей второй книги... ну, это, мягко говоря, задолбало. Первый из магов как-то уж больно истеричен и эпатажен. Если б этот герой был женского пола, смотрелось бы более органично и соответствующе поведению. И с юморком. Но это мое скромное имхо.

Линия Глокты и Веста с Ищейкой наиболее сбалансированы, но характеры тоже очень «плавающие». Глокта вроде бы и саркастичен, и цинчен, но уж слишком сильно его сарказм да цинизм разбавлены гореваниями о своем прошлом и жалком настоящем. Жалостливому полковнику(!!!) Весту не хватает только бездомных щенков подбирать, да котят с деревьев снимать. А Ищейка предстает то ли столбом нерешительным, то ли трусом. И у него явно проблемы с почками.

В третьей книге обещали больше кровищщи и черного юмора. И без особого хэппи-энда. Честно, вот, что я представляла. Глокта свалится-таки с лестницы и свернет себе шею. Девятипалый победит Наводящего Ужас, но и сам в этом поединке помрет (логично же! для чего еще этот берсерк в книге нужен-то был?). Вест победит Бетода во главе объединенной армии, но по дороге домой окочурится от какой-нибудь мелочи (непромытая рана, дизентерия, кто-то из геренало прибьет его). Арди, пьяная в хлам, свалится во время прогулки в канал/ров/пруд и утонет. Нафигатор сгниет в застенках инквизиции. Байяз своим Семенем (звучит-то как х_х) расхреначит все живое в n-ном радиусе (и сам помрет) и из-за этого Джезаль не успеет насладиться короной, а Ферро — помереть на мече какого-нибудь удачливого гурка.

Оказалось, что «больше крови» — это еще больше описаний поединков, где обязательно будет разрублен череп до челюсти (вариативно, до плеча), при этом также достанется носу или глазу. ВСЯ боевка — как под копирку. Абсолютно одинаковые описания из сражения в сражение.

Черный юмор — это, наверное, тот самый «хитрый план» со стеной в горах. Полный бред. И чем дальше, тем бредовее.

Еще прилагается целый арсенал невыстреливших ружей. Взять хотя бы ту же Кауриб — слишком поверхyостно описана. Что за магию она использовала? Откуда она? Связана ли с Кхалюлем? Как она подчинила плоскоголовых? Ведь вряд ли их так впечатлила харизма Бетода. Что за восточные племена были в его армии? Да и что с самим-то Кхалюлем? Как он тренировал едоков? От чего зависят их способности? Что в итоге-то с гильдиями? Ушли в подполье и стали бандито-гангстерито? Вопросов уйма. Только вот читать дальше книги по вселенной желания нет никакого.

В целом картинка в голове рисуется какая-то мультяшная. Почти комиксовая. Яркие краски, яркие позы, краткие (чтоб в «облачко» поместиться) пафосные речи, ТЫДЫЩ в желто-красных всплохах и да-да, он самый, разрубленный череп)))

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как приятно спустя 11 лет перечитать один из наиболее впечатливших меня циклов — мрачностью, юмором, диалогами, персонажами, деконструкцией стандартных писательских схем и сценок. И пронести за эти годы уверенность, что «Первый закон» — это круто, а потом еще раз убедиться в этом. Многие книги не выдерживают перепрочтения, впечатления не такие яркие, но в данном случае наоборот: многое подмечаешь и ценишь, как автор изворачивает тот или иной эпизод, ломает каноны, угорает, при этом не теряя в серьезности сюжета и наступающей мрачности.

Конечно, по эпику и чернухе Эриксон сильнее, но тут роман про людей, поломаных, с тяжкими судьбами, которые в конце получили высокие должности, но так и не обрели счастья. История про взрослых людей, про стремление стать лучше. Цикл оставляет горьковатое впечатление.

Не хочется вообще ругать Аберкромби, что мир прописан слабо, войны и магия слабыми мазками, и только точечные столкновения один на один автор смакует со всеми подробностями. Тут простительно. История же про людей. Да, подана гипертрофированно, с перекосами, но на всё есть причины.

Эпично, сильно, темновато, эмоционально, с юмором и заявочкой на нестандартные ходы (вспомним концовку второго тома).

Все еще стильно и круто.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закончив с последней книгой цикла, наконец приступаю к написанию итогового отзыва на всю эпическую трилогию «Первого Закона». И без преуменьшения могу сказать, что с работами Джо Аберкромби у меня далеко не всегда складывались хорошие доверительные отношения. Стоит хотя-бы сказать, что даже знакомство с первым томом «Кровь и Железо» прошло у меня далеко не с первой попытки. Несколько заходов были признаны официально провальными — было банально скучно и не интересно. Я все ожидал, когда наконец начнется весь тот хваленый ЭПИК, который обещали отзывы многочисленных западных критиков. И помнится, все удивлялся о невообразимой на тот момент популярности вечно веселого британца с труднопроизносимой фамилией.

А потом один из лаборантов сказал, что я ищу в книгах «Первого Закона» то, чего там изначально нет и даже не планировалось. А еще он сказал, что фанаты Аберкромби чтят его творчество вовсе не за прописанные до мелочей политические и сюжетные интриги, а за простоту и легкость в повествовании, за понятных героев и за общую доступность сюжета. И где-то на этом моменте на меня снизошло озарение, которое вскоре перетекло в понимание. В понимание того, какая книга передо мной лежит и с какой стороны ее нужно начинать читать.

С некоторой опаской я снова приступил к чтению и неожиданно понял, что с моей новой позиции страницы начали незаметно перетекать в друг друга, а главы уже сменяются с невообразимой скоростью. «Кровь и Железо» стала первой прочитанной книгой в трилогии «Первого Закона». Она очертила границы мира, познакомила с основными персонажами и расставила все игровые фишки на стартовые позиции. «Прежде чем их повесят» уже приступила к полноценному повествованию. Здесь персонажи приобрели полновесный характер, колесо истории сделало очередной оборот, а автор все это время старательно развешивал ружья, готовя почву для громогласного завершения истории. И вот уже в «Последнем доводе королей», когда все персонажи достигли финишной прямой, Аберкромби спускает коней, открывается ящик Пандоры, все заготовленные ружья стреляют, а история достигает своего логичного завершения.

Что в итоге? Думаю, каждый для себя вывод должен сделать самостоятельно, потому как в данном случае при выставлении оценки во многом имеют вес ваши личные ожидания от книги. Если подходить с моей прошлой позиции, когда я наслушался критиков и полноценно сравнивал Аберкромби с тремя столпами современного фэнтези (Толкин, Мартин, Сапковский), то результат получится во многом удручающий. С этой точки зрения «Первому Закону» будет отчаянно не хватать веса, глубины и полноценной проработки. Но если забыть о рекламщиках и начать его читать, как обычное современное фэнтези, то внезапно обнаружится, что трилогия Аберкромби вовсе не так плоха, как казалось на первый взгляд. Да, она в чем-то проста. Она легка в повествовании, персонажи не всегда поражают прописанными характерами, а история не так многогранна, как хотелось-бы. Но это ни разу не отменяет того факта, что перед нами крепкий образчик современного фэнтези с историей по-настоящему эпического размаха.

P.S. Оценкой же «Первому Закону» будет служить:

- «девятка» для тех, кто просто хочет расслабится и почитать ненапрягающую историю в фэнтезийном антураже;

- «двойка» для тех, кто после Толкина и Мартина ищет чем-бы еще себя удивить;

- и, пожалуй, среднестатистическая «пятерка» для меня.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда, ни при каких условиях не начинайте читать Аберкромби, если вы накупили много книг разных авторов. Причина проста: после него вы вряд ли сможете найти книги, которые бы подходили под уже задранную планку. Вас ждут метания, разочарования, депрессия, а как итог — жуткая смерть в корчах от нехватки достойной литературы.

Теперь к сути: Аберкромби просто офигенен. Всё. За 3 года я перечитываю его второй раз и как заново женился. Это человек, который РОЖДЕН быть крутым автором. Этот парень из когорты титанов уровня Сапковского (не более слабого, правда, «Ведььмака», а именно «Сага о Рейневане») и почти всего Геммела. Если вы хотите узнать, как мастер приключенческой фэнтези должен уметь связывать события, плести нить рассказа, уметь описывать характеры, перерождения героев и создавать классные диалоги, просто начните читать Аберкромби.

Вижу здесь отзывы с низкими оценками, и меня это печалит. Ребята, какой дряни вы начитались ранее, если такому мощному стилисту, психологу и просто классному рассказчику вы ставите неуды? Да по сравнению с ним даже трижды запиаренный Д. Мартин — так себе нудный автор. У Аберкромби есть стиль, есть мастерство, есть класс. Всем любителям хорошей литературы, в которой не обязательно драки каждую страницу, а главные герои — не обязательно богоподобны в своих мощщах, читать обязательно!

Оценка: 10
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

хотел написать развернутый и подробный отзыв на это очень популярное произведение.

причем как ругательный, так и положительный.

но до меня на эту тему уже высказалось столько людей, что пожалуй воздержусь от очередного обсуждения «богатого внутреннего мира героев» и «плохо прописанного, схематичного мира».

скажу так.

книгу испортил сам автор, перенасытив ее «месседжем».

месседж был незамысловат — «мир во зле лежит, люди по определению подловаты, а хэппи-эндов в жизни не бывает».

при том, что в жизни классические хэппи-энды с уходом в закат редки, зла в мире хватает, а люди в самом деле бывают подлыми, набитые в немереном количестве описания кидков, подстав, манипуляций, разводок, пыток, убийств, снова разводок и снова пыток, вовсе не составляют ощущения «сурового, грязного и жестокого средневекового мира», а становятся концентрированной чернухой в исполнении книжного мальчика, который сам, скорее всего никого по-настоящему не кидал, и уж точно не пытал.

надрывный цинизм автора, которым он трясет, словно погремушкой, отвлекает от того, что у него в самом деле получается — написания увлекательного, остросюжетного фэнтези в рамках пусть и традиционного для жанра, но живого, колоритного мира.

«сделанность», вторичность произведения сама по себе не была бы недостатком, если бы не выпирающее в каждом сюжетном повороте подмигивание «я не такой автор фэнтези как все, я тут разоблачаю штампы и рассказываю суровую правду ЖИЗНИ».

что уже хорошо в качестве сверхзадачи, когда нам рассказывают о жизни маловозможного магического мира, на заре истории созданного могущественными магами, а сейчас непринужденно сочетающего в себе элементы 18 века и века бронзового.

одно из лучших описаний осады города, которое я читал, прекрасная линия военной кампании на Севере, атмосферное путешествие через земли рухнувшей цивилизации, оригинальная, хоть и простая магическая система...

и непрерывное кокетство, реплики «в зал» и подмигивание читателю, которым занимаются практически все герои, особенно те, которых автор любит.

наверное потому самый сильный персонаж — Ферро, она нужна для движения сюжета, а не озвучивания по седьмому кругу одних и тех же мыслей на тему того, что политика — грязное дело.

не понимаю ни всеобщей любви к Глокте, ни восхищения «глубиной проработки» Логена.

линия Глокты это вообще-то отвратительный в искренности гимн застенку, охранке, пыточному следствию и агентурным разводкам.

Логен же сделан по принципу «борьбы со штампами», к «могучему берсерку с Севера, славному непобедимому воину-варвару» белыми нитками пришита непрерывная рефлексия и внутренняя неуверенность в себе, впрочем, никак не мешающие ему крошить врагов в капусту в промышленных масштабах.

потому он (Логен) хорош только когда перестает ныть и становится собой.

по понятному стечению обстоятельств хорошо у Аберкромби вышли те персонажи, которых он просто описывает со стороны, не копаясь в их психике.

потому что в психике тех героев, кто удостоен ПОВ-а есть только Джо Аберкромби, всемогущий АВТОР, который вертит ими, как хочет.

зато фактурный донельзя, пьяный кондотьер Коска и полоумный «возлюбленный Луны», варварский вождь Круммох достойны отдельной книги на каждого.

только без ПОВ-ов!!!

хорош даже Байяз.

запоминается присловье «вернулся в грязь» — об умершем.

напоследок рецепт приготовления нашумевшего фэнтези романа:

«берем две четверти Мартина, одну четверть Толкина, одну шестую Гэммела, одну восьмую Говарда, по вкусу добавляем порнографии, натурализма (побольше дерьма и гноя!) и варим на огне развенчивания клише жанра в течение трех томов».

может показаться, что я слишком сосредоточил внимание на АВТОРЕ книг, его взглядах и авторских приемах.

но АВТОРА в трилогии слишком много, что бы она ожила по-настоящему.

засим ставлю шесть баллов и желаю писателю избавиться от комплекса циника со свежим взглядом, оригинала и срывателя покровов.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые после прочтения фэнтезийного цикла пожалел о потраченном времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первая книга хороша, знакомит с миром и героями, от нее сюжетных поворотов особо не ожидаешь. Вторая книга неплохая, но всё время нависала тень ожидания чего-то. Тень ожидания развития персонажей и общего сюжета. Всю вторую книгу ждал развития отношений Логена и Ферро, становления Джезаля мужчиной, на что же таки обиделся Малхаус, что будет с Глоктой. Но в итоге получил полный слив персонажей и сюжета.

Логен — Всё время показывался как бравый воин севера, убийца, но при этом не гордящийся этим, в отряде по нему скорбели и даже после его смерти старались поступать так, как поступил бы Логен Девятипалый. Но в конце оказалось, что Логен самый обычный берсерк, убивает всех без разбора, в отряде то его и не очень ждали, за ним не особо кто-то готов идти. Тогда возникают вопросы, почему всё преподносилось так в первых двух книгах и почему это разительно отличается от третьей? Почему в конце он сам не остался в Союзе? Почему Ищейка, который совсем не хотел туда идти остался? Почему так бездарно слили отношения Логена с Ферро и саму Ферро, которую автор совершенно не хотел раскрывать, кроме того что «У МЕНЯ ЕСТЬ СЧЕТЫ С ИМПЕРАТОРОМ», какого рода счеты? Да, она была рабыней, у нее был учитель и её народ поработили, это она повторяла на протяжении трех книг, а потом вообще сошла с ума и стала жертвой «реализма и жестокости» автора.

Джезаль так и не стал мужчиной, его волю «поработил» Баяз, он так и не смог найти в себе силы взять в жены Арди, оказался тупым ослом, не очень хорошим королем и недалеким человеком в целом. Еще один персонаж, которого развивали, мы следили за его становлением, а в итоге он стал еще глупее чем раньше.

Наверное самым большим разочарованием стал Вест. Не очень понятно зачем ему вообще давали отдельные главы, если в конечном итоге его облучило семенем и он умер как калека.

Единственный к кому не возникло вопросов конечно же Инквизитор Глокта. Он как был жестоким и неприятным, так им и остался.

Общий сюжет, который так старательно развивал автор слился в никуда. Где император? Где Кхалюль? Почему Юлвей не хотел нарушать первый закон, зная что Баяз убил Толомею и тем не менее привел к нему Ферро? Суть едоков тоже не раскрыли. Ну запретили поедать человеческую плоть вторым законом, а какие последствия то? Первый закон создан для того, чтоб уберечь мир от Другой стороны, а второй так и остался загадкой.

Всё это конечно моё мнение и многие могли бы сказать, что это гениальное «темное фэнтези». Но посмотрите правде в глаза. Каждый читатель болеет за какого-то героя. Даже самый циничный испытывал симпатию либо к Глокте, Джезалю, Ферро, или Деватипалому, а взамен получил слив во имя «жестокости». Во имя жестокости и новаторства автор отупил или слил своих героев вместе с общим сюжетом, подарив только неприятное послевкусие.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простите, но я в восторге. К такому меня жизнь не готовила.

Нет, я читала темное фентези, но только в виде «Игры престолов». Потому и от этой трилогии ожидала чего-то подобного: тоски у меня, а у героев — страданий ради страданий.

Не тут-то было! Удивил меня господин Аберкромби.

В первой половине для меня это в основном история группы приключенцев, которая идет в дальние дали причинять добро. Ну, или как получится. Классическая такая партия из словесок. В этой части очень приятно наблюдать, как персонажи взаимодействуют друг с другом, влияют на взгляды других и меняются сами.

Кроме группы, рассказ ведется еще о нескольких отдельных персонажах. Чаще всего в формате «глава про одного, глава про второго...» и так по кругу. Что замечательно, все герои достаточно живые, а ситуации, с которыми они сталкиваются — запутанные и захватывающие. Ни разу за всю трилогию у меня не возникло мысли «скорее бы дочитать главу про этого скучного неприятного и перейти к главе про классных» — все линии очень интересны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В одной мы смотрим на избалованного офицеришку, который не знает что бы ему такое сделать чтобы ничего не делать.

В следующей — читаем мысли калеки-инквизитора и надеемся, что хоть что-то светлое осталось в его душе, с удивлением жалеем явно жестокого ублюдка.

Дальше — смотрим, как великий маг собирает ту самую партию приключенцев, о которых я упоминала.

В следующей — следуем за армией на войну. Выживет ли герой? Будут ли союзники помогать или мешать? А подчиненные?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Меня несколько разочаровало то, как партия распалась — все просто разошлись, вернулись к старым привычкам как будто ничего не изменилось. Но читая дальше я заметила, что все правильно! Зерно сомнения посеяно, герои конечно выросли, но, как это часто бывает в жизни, нелегко удержать новые привычки, когда возвращаешься в старое окружение.
Это автор очень точно подметил. Нелегко. Но иной раз замечаешь, что в такой же ситуации в самом начале книги, будучи на старте пути, персонаж поступил бы не так, как ближе к концу, когда он уже многое пережил, осмыслил и понял.

Постепенно все судьбы переплетаются — рано или поздно. Кто-то был знаком с самого начала, кто-то встретился только в третьей книге, но нет «лишних» линий, которые как не влияли на другие, так и закончили где-то в стороне. Это очень приятно — нет ощущения, что персонаж был добавлен в книгу просто ради объема.

Чтобы подытожить: эта книга о людях, их несовершенствах и сомнениях, развитии, влиянии на мир и мира на них и о причинно-следственных связях.

P.S. Логен — ван лав форевер =)

Оценка: 10
– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, трилогия «Первый закон» дочитана, можно и отзыв написать.

Аберкромби многие называют «учеником Мартина». Насколько это справедливо? Сложно сказать. Аберкромби определенно использует несколько приемов, которые есть у Мартина в ПЛИО. Параллельные сюжеты — действие начинается в разных местах и затем сходится к одному месту. Отсутствие четко положительных и отрицательных героев, использование перевернутых фэнтезийных штампов. Однако, если у Мартина мы имеем детально продуманный мир и «живых» персонажей, даже второстепенных, то в случае с «первым законом» это совсем не так.

Первое недоумение возникает уже когда сталкиваешься с политической системой центрального в книге государства — Союза. Простите, это что типа средневековье? Ну и при чем здесь «Гулаг» и «кровавая гебня»? Детали совершенно не проработаны — король правит или только царствует? В «малом совете» выписаны только двое из 12, а остальные что делают? «Большой совет» — это типа парламента? Но тогда как сюда вписывается всесильная? инквизиция? Что вообще держит этот союз вместе, магия что ли? Бросается в глаза так же отсутствие религии. Короче мира как такового нет — есть сваленные в кучу элементы отовсюду, которые Аберкромби особо не озаботился связать вместе.

Далее — герои Аберкромби конечно типа не черно-белые, но если черный картон склеить с белым это все равно картон. Особой глубины характеров не наблюдается, более того они все послушно делают то, что нужно автору, даже если это и не особо сочетается с их предшествующей легендой.

Кроме того, Аберкромби, если ему надо, легко меняет «правила игры», что видно на примере двух осад по ходу сюжета.

Бросаются в глаза некоторые неправдоподобные детали — ну не может быть, чтобы на ширму для прикрытия своих дел (непонятно каких) тратили настолько мало, чтобы приходилось экономить на скрепках и этого никто не заметил.

Схемы интриг увы прозрачны и прямолинейны, когда в романе появилась некая тайная сила, действующая из за кулис, у меня почти до самого конца теплилась слабая надежда, что это не то, что я думаю но увы... Да забыл — весьма раздражают «внезапные» простые решения вроде бы сложных проблем.

И так далее, описание недостатков можно продолжать долго, но тогда это будет уже рецензия, а не отзыв. Короче вывод — весьма слабая книга, неплохо наверное для первой пробы пера, но до уровня мастера, да что там подмастерья еще очень далеко.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если хочешь что сказать об Аберкромби, скажи, что он пишет весьма двоякое фэнтези.

Ощущения после прочтения такие же.

Шаблоны — есть. Стереотипы — присутствуют. Заезженные штампы — куда без них. На протяжении всей трилогии не покидало ощущение, что «все то уже где-то было». И не обязательно в книгах — по большей части приемчики-то «киношные», эффектные и пафосные. Тут тебе и расчлененка в стиле «Kill Bill», и неубиваемые всепревозмогающие герои «а ля Жан Клод Ван Дамм», которые с переломанными ребрами и в одном одеяле наворачивают километры по морозной пустоши, попутно устраивая «супостатоцид». Ну и образы — коварный маг, заносчивый «пустышка»-юнец, измочаленный и перерубленный неКонан-варвар, чернокожая неСара неКоннор, тупые амбалы на стороне противника, готичные колдуньи... Более менее оригинален любимец читателей Глокта, разве что.

Теперь касательно бесконечных приставок «темное», «черное», «черное-пречерное» к жанру фэнтези. Я очень долго ждал, когда мне уже покажут ту самую «серую» мораль, когда начнется выбор между большим и меньшим злом, когда уже, когда? И знаете что — да, было несколько моментов: пара решений Глокты, кое-какие поступки Логена, но в остальном — весь упомянутый «dark» здесь нагнетается унылым сочетанием «расчлененки», естественных потребностей организма, парой постельных сцен среднего пошиба и вагоном ругательств. Ха, скажете вы, а как же измены, предательства, подлоги? Увы, львиная доля предателей предают именно ради предательства. Вот так вот, надо нам по плану три измены и четыре «ножа в спину» на шестьсот страниц — получите. И очень немногие из них логически обоснованы.

Теперь о сюжетных поворотах. Да, иногда Джо умудрялся огорошить, но так, жалеючи, в остальных же случаях даже самые «внезапные» твисты уж сам не знаю отчего, но не вызывали «упавшей челюсти». Погибшие не вызывают особого сочувствия, победители — участия, все ощущения приглушены. Все «вполсилы», «вполвкуса». Байяз оказался не тем, кем пытался себя выставить, да вы что, неужели? Джезаль изменился, да, но сама перемена уложилась в пару глав: полторы книги имеем «Джезаля номер один», полторы — «Джезаля номер два». Некоторые персонажи совсем не выросли и не изменились, в частности Ферро.

Да и вообще мало кто из них вызывал симпатию. Полноценную — Вест и Ищейка (плюс Тридуба). Логен, пытающийся, пусть и не слишком естественно, стать лучше — это одна из «сильных сторон» романа. Джезаль №2 гораздо симпатичнее предшественника. Коска колоритен. Глокта — тут тоже сложно, сначала его, мнящего себя умнее других, долго гоняют именно как дурака, затем его снова используют втемную, и так почти до конца. Параллельно он не гнушится творить действительно мерзкие вещи, делая добро разве что из эгоистичных побуждений. И хотя он неприятен, но тем не менее, интересен. И это другая «сильная сторона». Арди раздражала, Черный Доу раздражал, Ферро раздражала... да уж, разнообразно.

Самое забавное, нагнетаемая атмосфера не смогла спасти финал. Вышла очередная пафосная пустышка с массовыми разрушениями и многотысячными жертвами. Такая себе Хиросима, которая не трогает сердце читателя.

И вот тут приятный сюрприз. Дальнейшее развитие событий, следующее за дежурным Армагеддоном, как раз дарит ту самую «серость», или, если хотите, «черноту» роману. Причем, что в Адуе, что на Севере. Вот где безысходность и тоска, вот где уныние. Джо просто бьет в лоб утверждением, что хоть ты убейся, а счастья всем и каждому не будет, и обязательно будут обиженные. Вот тут я поверил. Эх, кабы весь Закон был так же убедителен.

Так стоило ли читать? Думаю, да. При всех своих недостатках, трилогия остается качественным развлекательно-приключенческим фэнтези и стоит много выше большей части современных работ. Местами встречаются действительно интересные диалоги, а сарказм товарища инквизитора практически неизменно радует. Нашлась даже пара действительно трогательных моментов. Да и читается легко.

Однако, безусловно, было бы абсолютно неверно ставить «Первый Закон» в одном ряду с ПЛИО, например, или «Ведьмаком», что любят делать многие рецензенты и даже издательства. В общем, если это — «Ведьмак», то уж очень «на минималках».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх