fantlab ru

Джо Аберкромби «Первый Закон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.59
Оценок:
5466
Моя оценка:
-

подробнее

Первый Закон

The First Law Trilogy

Роман-эпопея, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Логену Девятипалому, варвару с дурной репутацией, удача в конце концов изменила. Он оказался втянутым во столько междоусобиц, что вот-вот станет мёртвым варваром, и от него не останется ничего, кроме плохих песен, мертвых друзей и множества счастливых врагов.

Благородный капитан Джезаль дан Луфар — бравый офицер и воплощение эгоизма. Самое рискованное, из того, что он хочет в своей жизни — это обчистить друзей в карты, и мечтает он лишь о славе в круге для фехтования. Но грядет война, и на полях ледяного Севера сражаться придётся по куда более жестоким правилам.

Инквизитор Глокта — калека, ставший пыточных дел мастером, — больше всего хотел бы увидеть, как Джезаль сыграет в ящик. Но с другой стороны, Глокта ненавидит всех: когда выбиваешь одно признание за другим, чтобы очистить Союз от государственной измены, времени на дружбу не остаётся. И цепочка трупов может привести его прямо в прогнившее сердце правительства, если, конечно, ему удастся прожить достаточно долго.

А вот и волшебник, Байяз. Лысый старик с ужасным характером и с жалким помощником. Может, он Первый из Магов, а может просто талантливый мошенник, но, кем бы он ни был, он сильно усложнит жизни Логена, Джезаля и Глокты.

Всплывают смертоносные заговоры, сводятся старые счёты, а грань между героем и злодеем так тонка, что об неё можно порезаться.


Содержание цикла:


8.40 (7970)
-
256 отз.
8.57 (6930)
-
121 отз.
7.76 (764)
-
9 отз.
8.56 (6418)
-
129 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Кровь и железо
2008 г.
Прежде чем их повесят
2010 г.
Последний довод королей
2011 г.
Последний довод королей
2013 г.
Прежде, чем их повесят
2013 г.
Последний довод королей
2015 г.
Острые края
2017 г.
Кровь и железо
2017 г.
Прежде чем их повесят
2017 г.
Последний довод королей
2017 г.
Кровь и железо
2020 г.
Прежде чем их повесят
2020 г.
Последний довод королей
2020 г.
Первый закон
2020 г.
Острые края
2021 г.

Аудиокниги:

Кровь и железо
2015 г.
Кровь и железо
2015 г.
Острые края
2021 г.
Последний довод королей
2022 г.
Прежде чем их повесят
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2006 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
The Blade Itself
2007 г.
(английский)
Before They Are Hanged
2008 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2009 г.
(английский)
The Blade Itself
2009 г.
(английский)
Before They Are Hanged
2010 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2010 г.
(английский)
The Blade Itself
2010 г.
(английский)
Before They Are Hanged
2011 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2011 г.
(английский)
Sharp Ends
2016 г.
(английский)
Sharp Ends
2016 г.
(английский)
The Blade Itself
2016 г.
(английский)
Sharp ends
2017 г.
(английский)
Sharp Ends
2018 г.
(английский)
The Blade Itself
2018 г.
(английский)
На лезі клинка
2018 г.
(украинский)
Раніше ніж їх повісять
2019 г.
(украинский)
Останній аргумент королів
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

{cпойлеров нет} :rev:

Последний том трилогии «Первый закон» британского автора Джо Аберкромби прочитан и впору вынести вердикт. Безусловно англичанина не зря уже называют ходячей легендой и живым классиком фэнтези. Хоть его и считают многие каким-то новым открытием, новой волной в жанре, но я больше склоняюсь в сторону тех, кто надевает на писателя ярлык «наследник» Джорджа Мартина, и ведь заслуженно, но обо всём по порядку.

Как удивить читателя, если практически любая необычность просится в аннотацию или в первые главы произведения? В такой ситуации читатель уже как будто «вооружен» и готов столкнуться с непредсказуемостью, отчего частенько бывает, что ожидания превосходят по размаху реальную обстановку вещей. Поэтому Аберкромби пошёл слегка истоптанным (тем же Пратчеттом и прочими жанровыми пародистами), но до сих пор эффективным путём: каждая сюжетная линия стартует достаточно просто, и теми же простыми напрашивающимися приёмами автор кормит читателя всю дорогу через сотни страниц первого тома — «Кровь и железо».

Вот перед нами типичный варвар Логен Девятипалый по прозвищу Девять Смертей – сильный могучий воин, чьё огромное тело повидало немало сражений, собрав, пожалуй, самую богатую коллекцию шрамов и увечий. Он внушает ужас не только своим врагам, но и друзьям, если таковые находятся. Борьба за выживание в суровых северных землях для такого человека никогда не прекращается, и, похоже, он лишь мечтает о покое, но почти всегда долг зовёт его кому-то мстить или кого-то выручать.

Вот перед нами типичный маг, я бы даже сказал – архимаг Байяз. Почти Гэндальф Белый, да и магов на страницах книги не так много, чтобы разрушить эту параллель, причём владение магией примерно того же уровня. У него, как это не стереотипно, планы и цели намного масштабнее, чем у всех других персонажей вместе взятых.

Вот перед нами типичный ассасин-ловкач девушка по имени Ферро. В прошлом – измученная рабыня, в настоящем и будущем – бесстрастный мститель, готовый убивать обидчиков до последнего вздоха.

Вот перед нами типичный молодой дворянин-аристократ Джезаль, который отменно владеет фехтованием, богат, красив, удачлив в картах и даже присмотрел себе даму сердца, несмотря на её сурового братца Веста, который из менее обеспеченной семьи, но в целом такой же по званию.

И лишь один единственный персонаж тянет вначале на себе всю эту «Санта-Барбару», позволяя читателю побыстрей вливаться в сюжет и имена персонажей, а самому сюжету медленно разгоняться, закручиваться, закручиваться… Зан дан Глокта, искалеченный и измученный жизнью старикашка-инквизитор, который каждый день испытывает невыносимую боль во всём теле, подвергнутом когда-то жесточайшим пыткам в военном плену южан, но и сам каждый день причиняет людям боль с помощью своих практиков и холодной стали. Он хитроумен, он прекрасно себя чувствует среди интриг и сплетен, он борется то за ложь, то за правду, то за собственное выживание, его сложно запугать, но хотя он знает о боли абсолютно всё, его злейшим врагом всегда будут только… ступеньки. Естественно даже такому яркому образу тяжеловато в одиночку тащить на себе интерес читателя до финальных страниц первого тома. И поэтому, на мой взгляд, «Кровь и железо» заканчивается широко открытыми вопросами: мир замирает на пороге двух войн – на севере и на юге одновременно, каждый герой наметил себе новую цель, какие-то дорожки сходятся, какие-то расходятся, но второй том обещает намного больше, чем первый. Фигуры на доске, партия началась.

И вот уже во второй книге под названием «Прежде чем их повесят» начинается, пожалуй, то, за что так любят Аберкромби на Западе и уже начинают любить у нас. Героев на переднем плане становится значительно больше (многие из них появлялись только далеко на фоне, а теперь вырвались вперёд и засияли чуть ли не ярче основных персонажей), каждый раскрывается по полной программе, и в мирной обстановке, и в бою. А последнего в книге навалом: если в первом томе войны лишь скалились в отдалении от читателя, то теперь развернули свои огромные пасти, пожирая всех без разбору. Мужественные и непобедимые северяне устраивают ловушки в недружелюбных снежных лесах, многочисленные гурки осаждают крепости на юге. Глокта распутывает интриги, пытаясь не прилипнуть к этой паутине, попутно обороняя портовый город. Байяз со своим учеником Ки собрал команду а-ля «братство кольца», состоящего из Логена, Ферро и Джезаля, чтобы найти какой-то очень важный артефакт на Краю Мира.

И пока ещё продолжают всплывать намёки на штампы, начинается эпического размаха транформация характеров героев. Здесь содержатся практически главные спойлеры книги, другими словами, самое вкусненькое для читателя. Каждый герой раскрывается по-новому, одни приоткрывают своё шокирующее прошлое или раскрывают тайные способности, другие приобретают нечто новое и неприсущее ранее чаще всего в жестоких боях, столкнувшись со страхом, кровью и безжалостными противниками. Байяз уже совсем не Гэндальф, Логен уже совсем не бездумная машина-убийца из Diablo и т.д. Добряки звереют, а злодеи оказываются не такими чудовищами, какими подаются изначально. И это раз за разом на протяжении книги поражает читателя, заставляет сопереживать и тем, и другим, даже страшно гадать, какие ещё шутки преподнесёт судьба каждой пешке в этой масштабной игре.

Кстати о масштабе. С первых строк в «Прежде чем их повесят» нас тычут лицом в битвы многочисленных воинств, горы трупов и жестокость всех и каждого вокруг. Вот чего не хватало первому тому, и внимание терпеливого читателя окупается сполна.

Мало того, ближе к концу тома сюжетные стези, берущие начала из истоптанных штампов, вдруг оборачиваются не совсем тем, чем ожидались. Один штамп за другим высмеивается, рушится, читатель снова и снова остаётся в дураках, удивляется, и, чуть ли не пуская слюни от возбуждения интереса, читает дальше.

«Последний довод королей» — заключительный том трилогии, но вряд ли конец истории, ведь многие сюжетные линии остались открыты, притом тут совсем не напрашивается «и жили они долго и счастливо». Просто вредная судьба подкинула каждому из центральных героев новую обстановку, новые испытания, хотя цели можно считать достигнутыми. Уверен, Аберкромби ещё вернётся к циклу (и не просто отсылками к отдельно взятым героям типа Чёрного Доу в его новой книге «Heroes»), ведь большинству героев ещё найдётся, чем удивить или позабавить читателя.

Финальный том, по мнению многих, удался ещё лучше, чем первые. И сложно назвать это заблуждением. Да, сражений стало ещё больше, битвы и поединки ещё кровопролитнее и безумнее, интриги вокруг власти и денег выходят на новый уровень, когда ситуация уже опасная и серьёзная, как никогда, и бедному хромому Глокте едва удаётся выбираться из одной задницы, чтобы торжественно попасть в другую. Конечно, сюжетные линии практически всех героев наконец пересекаются в одной точке, и автор бережно вырисовывает полюбившиеся читателю образы с позиции других героев. Больше способностей, больше шуточек и запоминающихся фразочек, больше действия и описаний, безусловно в этом книга преуспела.

Единственный серьёзный минус, преследующий персонажей в «Первом законе», это некоторая мультяшность, нередкая комичность. Иногда это выражается в образах, например командиры Поулдер и Крой, которые скорее напоминают карикатуры высших чинов, чем реальных людей. Иногда это выражается в действиях, таких как поведение толпы, мирных жителей во время осады, поведение трусливых противников и так далее. Ещё это касается тех же центральных героев. Если в «Прежде чем их повесят» они ещё были выпуклыми реалистичными ходячими энциклопедиями по психологии с болезненным прошлым, то в «Последний довод королей» опустились до уровня юнитов из какой-нибудь компьютерной ролевой игры. Если скрытая способность Логена во втором томе внушала читателю ужас и удивление, то в следующей книге она превратилась в банальную «активку», включение которой привычно ждёшь, если персонаж попадает в передрягу. Это же касается других персонажей – Ищейки, Глокты, Джезаля и других.

Финалы каждой из линии, как обещал автор, непредсказуемы и «каждый получает не то, что заслужил, а то, к чему привели обстоятельства». И действительно, предсказать многие исходы, пожалуй, невозможно. Такой перетасовки карт никто не мог ожидать. И тем интересней додумывать самому, что же будет с героями дальше. А мы знаем, что если книга заставляет думать после прочтения… да-да.

Стилистически все три тома выглядят безупречно. Это идеальный стиль для героического фэнтези, что подтверждает и Мартин, и теперь Аберкромби. Лёгкий динамичный язык, прерывается на краткие, но сочные описания окружения (порой сатирически-ироничные, порой грязные подробности), а диалоги и мысли персонажей – это просто музыка, бальзам на душу, наркотик, с которого невозможно спрыгнуть.

Ради замечательных героев, ради отличного непредсказуемого сюжета, ради приятного текста, пожалуйста, прочитайте эти три книги. Это Вам подарок.

И немного о переводе. Иногда (хоть и редко) встречаются опечатки, например в окончаниях, но чаще встречается раздражительная фигня в диалогах, когда реплику персонажа могут отнести к реплике другого, или просто разделить речь...

Пример:

- Прямая речь. — Авторская речь.

— Продолжение той прямой речи.

А выглядит, будто ответ собеседника. Т.е. нажали лишний раз Enter после авторской речи.

Проблемы перевода также коснулись имён собственных, например Ищейка в оригинале назывался Dogman (отсюда и способность чуять опасность), а Иней — Frost, есть и другие примеры. Безусловно, Ищейка и Иней тоже прижились, но видно, что у автора уклон в более суровое и менее мягкое произношение, т.е. более точными русскими эквивалентами были бы Пёс и Мороз, к примеру.

Ну и названия, они конечно хороши, и на «Кровь и железо» я, можно сказать, как раз и клюнул. Но в оригинале более тонкое и загадочное — Blade Itself, даже не знаю как перевести поточнее, ну может «Сама сталь» или «Сущность стали», «Сущность лезвия», «Лезвие само»...

Но в целом перевод не напрягает, и серия «Чёрное фэнтези» вообще несказанно радует.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот уже который отзыв молча читаю про Аберкромби. Наконец молчать надоело.

Ну почему, почему!?!? Каждый пишущий отзыв обязательно начинает либо бурно восхищаться, либо бурно негодовать по поводу «чернушности» книги. Обязательно упоминается принадлежность к некоему якобы существующему поджанру «дарк фентази». Потом обязательно надо высказаться относительно места Аберкромби в тени великого Мартина. Наверное уже десятки отзывов на тысячи знаков написаны в этом однообразном ключе.

Итак, господа! Перед нами мастерски написанная увлекательная книга, которую блестяще перевели (не считая совершенно диких «троллей» из третьего тома) и оформили. В книге вовсе не смакуется грязь. Книга совершенно не цинична и не чернушна. Герои романа не подлецы и не подонки. Да, она мрачна. Да, не все положительные вроде бы герои действительно положительны. В остальном это просто качественная книга. Увлекательно. Ярко. Живые герои. И, кстати, вызывающие симпатию и уважение; реальные живые люди как с хорошими, так и плохими поступками и побуждениями логично вытекающими из характера и жизненного опыта.

Что еще нужно для хорошей книги?

И наконец главное. Если уж эту книгу обязательно надо с чем то сравнивать, то давайте сравнивать с Дюной Герберта, или с Мантикорой Пехова! Да мало ли еще книг?

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

В нашей семье фантастику читаю не только я, но и моя мама тоже иногда читает. Так вот, к чему я клоню. Когда она у меня спросила, интересные ли эти книги я сказал: «Мама никогда, никогда, даже если тебе очень захочется, не берись читать эту трилогию. Это же хуже чем Робин Хобб». Дело в том, что эта трилогия так захватывает, что забываешь обо всем, пока читаешь, о работе, о домашних делах, обо всем. У меня в комнате 2-х сантиметровый слой пыли образовался, пока я читал эту трилогию. А если уж маму захватит, то тогда вообще всем каюк. Кто же нам будет в конце концов есть готовить? Аналогично так и получилось с Робин Хобб. Пока мы читали ее роман-эпопею «Мир Элдерлингов», мы забыли обо всем на свете.

Хотелось бы обратить внимание на достоинства и недостатки данной трилогии. Достоинства. Первое. Ну во-первых это неторопливость повествования ( особенно в первых двух книгах), и как следствие этого продуманность мира и персонажей. Второе. Очень впечатляют батальные сцены. Прописаны опять же очень подробно. Отдельное спасибо автору за описание обороны Дагоски. Третье. Наличие иронии, можно сказать даже своеобразного черного юмора в романе. Четвертое. Автору особо удались образы Глокты и самого великого зодчего (Байяза). Получились очень реалистично. Пятое. Наличие неведомых и коварных врагов. По-моему это и добавляло трилогии атмосферу мрачности. Шестое. Конечно же неожиданная(хоть и не во всем) развязка. Недостатки. В этой трилогии на мой взгляд есть только один недостаток. Малое наличие батальных сцен в третьем романе( особенно в первой ее части) и как следствие лишь быстрое о них упоминание.

Несколько слов хотелось бы сказать об ученике Байяза, Малахуса Ки. Судя по отзывам, многие не понимают, зачем автор вообще ввел этого персонажа. Я кажется догадываюсь. Причина на мой взгляд проста. Ну у какого, ответьте мне пожалуйста, нормального, уважающего себя мага нет ученика? Ученик просто должен быть и все. И есть еще одна причина. Чтобы показать как велика угроза, и как мало осталось магов.

Вывод. Прежде чем начинать читать, закончите все свои дела. Иначе пиши пропало. Уж поверьте, я знаю о чем говорю. Оценка 10.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перевернул последнюю страницу, закрыл книгу и уставился в никуда, прокручивая в голове все события этой Великой эпопеии. Судьбы героев, таких разных и таких живых, на столько глубоко запали в душу, что еще долго не поблекнут. Черт возьми, но это действительно мощное произведение! Этакий нуар от мира фэнтези. Неспешное повествование, наполненное остроумными диалогами, через несколько страниц сменяется яростными и кровавыми драками или жестокими пытками. Интриги перетекают друг в друга, сменяя одну загадку другой. И пусть некоторые сюжетные ходы вполне предсказуемы, это ни скольконе умаляет интереса. Страницы летит за страницей со скоростью звука, заставляя забыть обо всем вокруг. Мир выписан четко и красочо, все на своих местах: города, реки, горы, моря, страны... Но за что мой низкий поклон Аберкромби, так это за персонажей. Они живые. Нет, серьезно, не верится порой, что эти люди, лишь плод воображения. Настолько выпуклых, непохожих друг на друга, многогранных личностей в литературе мне давно не доводилось встречать. Один Глокта и Девятипалый с Ферро чего стоят! В принципе, все хороши. Не плохие и не хорошие, не святые, но и не окончательно павшие грешники. Настоящие. У всех их поступков есть логичные мотивы, всех их можно понять, всех можно ненавидеть и, однако, сопереживать им.

Нужно смотреть правде в глаза, это отличная книга.

P.S.: Впечатление немного испортил только перевод последней книги — сырой и недоделанный, а местами просто бездарный. Но даже ему не удалось угробить атмосферу.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ммм… Аберкромби. Вот и добрался до давно купленного Первого закона. Признаюсь, приступал к чтению с некоторым опасением – слишком уж диаметральные отзывы на творчество этого британца. Но положительных все таки больше и я, продрав глаза первого января решил приступить к чтению.

И пропал.

Трилогия была прочитана буквально дней за пять, оставив великолепное послевкусие, желание продолжения банкета и сожаление, что все так быстро кончилось.

Это были эмоции, теперь по делу.

- Великолепный живой язык, сдобренный яркими сочными описаниями, поразительно точными, мгновенно рисующими в голове картину прочитанного.

- Перевод можно однозначно занести в актив переводчику, пардон за каламбур.

- Сюжет... Ах, сюжет. И вроде бы, банально все – кирпичики известны со времен классиков – «дряхлая ныне но некогда великая империя», «псевдоарабский агрессивный южный сосед», «знать, плетущая заговоры», «Великий Первый Маг», «Древние боги», «скандалы, интриги, расследования (с)» и т.д. Но из одних и тех же кирпичей можно построить коровник, а можно – собор Василия Блаженного. Все дело в целесообразности и искусности зодчего. Продолжая аналогию — у Аберкромби получился собор. Он сумел так скрепить эти кирпичики между собой, так оттенить полученный результат – что эти кирпичики уже не воспринимаются по-отдельности, и начинаешь невольно оценивать получившейся архитектурный объект целиком. И этот результат неимоверно радует. Он небанален, а заложенные в него исходные компоненты столь прекрасно отредактированы, что добро и зло, как и в реальной жизни, переплетаются в извечной борьбе. И вот уже Великий Первый Маг на деле оказывается редкой сволочью с манией величия, который идет к своим, несомненно, благим целям с грацией танка Т-34 в палисаднике, сметая препятствия и жонглируя человеческими судьбами (и это у Аберкромби – условно положительный герой). И вот уже калека-инквизитор, высокопрофессионально ломающий и калечащий людей, зачастую невиновных, о чем он прекрасно осведомлен, оказывается способным на благородные поступки и сопереживание (и это тоже, скорее, положительный герой, во всяком случае, сопереживаешь ему, пожалуй, больше других в романах). Подобные черно-белые нюансы есть у каждого штампа, использованного Аберкромби. В итоге полотно сюжета разворачивается абсолютно органично, нет ни провисаний, ни прорех – прекрасный персидский ковер, вычурные линии рисунка которого хочется рассматривать бесконечно долго.

- Раз уж речь зашла о героях – то да, это еще один несомненный успех трилогии. Давненько я не встречал настолько интересных и неоднозначных Личностей. Нет у Аберкромби ни добрых, ни злых – есть люди. Разные. Жестокий мир, цена человеческой жизнь ничтожна. И люди такие же. Любят, убивают, сомневаются, занимаются сексом. Предают, грабят. Выручают друзей. Живут.

Здесь есть место отваге, предательству. Любви, алчности, жестокости. Самопожертвованию, зависти, ненависти. Все как в реальной жизни.

Что ж, подведем итог: в мир Аберкромби веришь. Сразу и бесповоротно. «Да, все так вот и бывает» И как-то забываешь, что перед тобой фэнтези – художественное произведение.

Не знаю, насколько хватит у Джо Аберкромби запала и идей, но на сегодняшний момент у меня появился однозначный любимчик.

Да, и разумеется – всем рекомендую. Хотя это, думаю, и так понятно из моего отзыва.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первую очередь хочется поблагодарить автора за этот прекрасный цикл.Дело в том,что в русскуязычной фэнтези сейчас хорошие произведения можно по пальцам пересчитать,а зарубежные циклы изданные полностью это сейчас большая редкость.Тем более такие циклы уровня «Песнь льда и огня»,«Князь пустоты»,«Ночной ангел»,«Первый закон»,которые являются самородками.За последние три цикла большое спасибо «Эксмо».Цикл молодого писателя Джо Аберкромби действительно ураганом ворвался на наши просторы.Тогда я еще не был зарегестрирован на ФантЛабе и круг общения и иформации был не такой обширный.Но любители фантастики и фэнтези народ ушлый и если вышло,что-нибудь значимое в этих жанрах,то информация распространяется в геометрической прогрессии.Вот так и я через знакомых узнал за этот цикл.Многие говорят,что этот цикл по уровню написания и масштабам приближен к шедевральному циклу Мартина «Песнь льда и огня».Что на это можно ответить?Согласен,что в мире фэнтези загорелась новая звезда этого жанра,но до мэтра Мартина все же мне кажется еще очень далеко.Во-первых масштабы совершенно не те.Это тоже самое,что сравнивать Мелитополь с Киевом.Проработка героев у Мартина раскрыта на порядок выше.Единственное,что хочется отметить это некоторых персонажей,которые в цикле Аберкромби один переплевывает десять мартиновских.Глокта,такого колоритного персонажа не встречал очень давно.Человек к своим тридцати годам добившийся всего о чем только может мечтать военный-звание,слава,почести-Он в один миг все это теряет.Попав в плен и подвергнувшись пыткам этот человек становится беспомощным калекой.Какой же силой воли надо обладать,чтобы найти в себе силы жить дальше.Ведь те кто вчера тебе пел дефирамбы и восхищался тобой теперь на тебя смотрят с отвращением.Второй персонаж,который меня очень «зацепил»-это майор Вест.Человек,который являлся лучшим другом Глокты и до самого конца не отвернулся от него.Другие персонажи получились тоже неплохими-это и двуличный Байаз и самовлюбленный Джезаль и отважный Логен и другие.Но мне кажется,что автор все-таки раскрыл их поверхностно.

При некоторых недостатках-это очень приличный цикл,который обязателен к прочтению.

Рекомендация: высокая!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший роман, прочитал с удовольствием, книгу за книгой, хотя обычно предпочитаю разнообразие. Автору удалось избежать шаблонов и придумать что-то свое. Оригинальный стиль, оригинальные герои, оригинальный сюжет. Интересные, в меру глубокие персонажи. Логичный, интересный сюжет, что сегодня встречается редко. Современные авторы обычно считают, что если фантастика, а тем более фэнтези, то можно гнать от души. Магии в романе ровно столько, сколько нужно. Нет популярной и изрядно надоевшей темы «взросления героя». Оказывается, можно писать и не касаясь этой темы. Есть в книге так же тонкий юмор, я бы даже сказал не юмор, а чисто английский стёб.

У цикла есть два безусловных плюса.

Первый плюс — автор не стал делать бесконечную историю. Три части составляют один законченный роман, а третья книга вообще придает всему произведению некоторый философский смысл. Можно поразмышлять, например, о том, что такое абсолютная власть. Если бы абсолютная власть была возможной, то какая бы она была? Или, другой вопрос, может ли человек измениться и изменить свою судьбу? Или как бы ты ни старался выбрать новый путь, ты все равно вернешься в старую добрую наезженную колею?

Второй плюс — по многим мелочам видно, что автор заранее продумал весь сюжет и историю персонажей, а потом дополнил сюжет деталями. Поэтому роман получился цельным, ровным, логичным и законченным. Обычно накатают первую книгу, а потом начинают бредить «на заданную тему», выпуская одну книгу за другой.

В целом, я бы сказал, что это роман о жизни разных людей в некотором мире, приближенном к средневековью.

На протяжении всего романа персонажи открывают себя с разных сторон, и даже когда дочитываешь последнюю строчку, понимаешь, что в книге нет однозначно черного и однозначно белого. Все очень спорно. Наверное, ключевую мысль можно проиллюстрировать цитатой из книги: «Ищейка глубоко вздохнул, втягивая в себя холодный воздух, и мрачно глянул на могилу. Он спрашивал себя, сможет ли он отличить доброго человека от злого. Он спрашивал себя, в чем разница.» Ну мысль не нова, но сам факт ее наличия уже о многом говорит.

И о последних строчках — автору удалось красиво закончить, было интересно до последних страниц. Все время ждал в конце подвоха по типу — «и вдруг вспыхнула молния и все главные герои умерли в страшных мучениях, и только хрустящий вкус дымящихся тапочек напоминал читателю об их крутости». Но нет, концовка логичная, и никакой 0% высосанной из пальца драматичности.

Я думаю, что этот роман понравится тем, кто в книге ценит персонажей, мысли, взаимоотношения. Кто любит логичный и стройный сюжет и ровное повествование без притянутых за уши поворотов, для тех, кто в конце книге любит получать ответы на все вопросы, а не оставаться в недоумевающем состоянии.

Может показаться, что логичность сюжета и нешаблонность несовместимы, но это не так.

Например, есть в первой книге такой момент: один из главных персонажей готовится к соревнованиям по фехтованию. Как только об этом заходит речь, сразу начинаешь думать, чем это соревнование может закончиться. Ну что там такого можно придумать?

Например, герой победит в соревнованиях. Как Ван-Дамм. Из последних сил, на пределе человеческих возможностей, и докажет читателю, что он реальный герой. Нет, ну это было бы реально скучно.

Для интересности можно было бы сделать так, чтобы герой проиграл как-нибудь драматично. Ну, конечно, это станет для него важным уроком и сделает его только сильнее, и, в конце концов, он все равно докажет читателю, что он крут! Нууу, скажем, тоже скучно.

Можно сделать так, чтобы победитель так и остался невыявленным. Например, в финальном поединке прилетит дракон и все разбегутся. Или неожиданно в разгар поединка появятся дикие варвары, и участники повернут свои клинки против общего врага, прикрывая друг другу спину. Это уже поинтереснее, но все равно такой поворот ожидаем.

Автор, однако, красавец. Он избегает всех этих шаблонных сценариев и придумывает свой. Абсолютно логичный, но явно не банальный. А в третьей книге становится понятна более глубокая внутренняя логика происшедшего. И это реально достойно восхищения. Из таких нестандарных, но в то же время совершенно логичных поворотов и состоит книга.

Кому книга не понравится? Ну, наверное, тем, у кого мало жизненного опыта, кто предпочитает психологии экшен, кто любит пространные описания интересных миров, драконов, сказочных героев и магов в остроконечных шляпах :) Всего этого в книге нет совсем. Ну кроме экшена, он там есть, и его ровно столько, сколько нужно.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если хочешь сказать о трилогии Первого закона, скажи, что она никого не оставила равнодушным. Высокие оценки и куча гневных отзывов, это одно из лучших доказательств неординарности данного произведения.

Все, что надо знать об этой трилогии, Аберкромби и сам рассказал, попросив 10 $, и не надо говорить как он ломал стереотипы, проходился железной пятой по канонам фэнтези и вообще работал от противного валя в кучу все то, что многим не хотелось бы видеть. Нет, он просто написал все что хотел, и написал это с нуля, я во всяком случае не поймал его на вторичности сюжета. Да, грязь, жестокость, предательство, всего этого было не мало, но среди этой грязи тем ярче блестят алмазами моменты искренней дружбы и любви. Здесь хватает и эпичности и мелких бед, тайн прошлого и загадок настоящего.

Отдельное восхищение главными героями, точнее их написанием: каждая глава Глокты перемежается саркастическими мысленными монологами, направленными большей частью против себя; каждая глава Джезаля сочится неисправимым эгоизмом; каждая глава Ферро — сплошной поток злости на весь мир; каждая глава Веста переполнена напряжением подавленной благоразумием ненависти и сожалениями о том, как он не смог подавить её полностью; каждая глава Ищейки — это старания быть лучше и достойнее чем сам себя считаешь; и наконец, каждая глава Логена переполнена житейской отцовской мудростью, в форме постоянно повторяемых поговорок.

И не говорите мне, что эти персонажи не живые, что их поступки не логичны, что повороты сюжета не логичны, что мир плоский, не надо перечислять мне ваши минусы, если вас, что-то не устраивает, что же, не всегда бывает так как хочется, надо смотреть правде в глаза.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку я прочитала всю трилогию зараз, писать про нее тоже буду зараз — тем более, что трилогия в данном случае — вещь условная, я бы скорее сказала, что это роман-эпопея. В любом случае, общий сюжет складывается только в трех томах вместе, а если воспринимать первую книгу «Кровь и железо» отдельно, она больше похожа на длинную экспозицию, предшествующую основному действию, которое развернется во втором («Прежде чем их повесят») и третьем («Последний довод королей») томе.

Что сказать — это отличное классическое фентези. Мир скорее реалистичный, хотя в нем и есть пара магов, но для самих героев это оказывается большим удивлением. Время позднего феодализма, с одной стороны, страной, в которой происходит большинство событий, правят король и дворяне, с другой — все большую силу набирают торговые гильдии. На севере — более дикие племена, живущие еще по принципу заслуженной власти, а не передаваемой по наследству. На юге — классическая деспотия Гуркхул, в которой, к тому же, за спиной у сильного правителя стоит еще более сильный и зловещий маг (но это только слухи, мы так его и не увидим).

От того же Мартина Аберкромби куда более выгодно отличает живость и чувство юмора. У Аберкромби, слава богу, нет ни одного героя «без страха и упрека», все главные мужские персонажи — с очевидными изъянами. Причем именно эти изъяны и придают им привлекательности и интереса. Во первых, конечно, калека-инквизитор Занд дан Глокта. С какого-то момента я осознала, что его части — самые интересные, и прежде всего потому, что совокупность его поступков и размышлений вызывает уважение и понимание. Пожалуй, на его месте и в его шкуре лучше действовать было бы невозможно. То, что для таких действий требуется изрядное мужество (не говоря уж про постоянное преодоление препятствий, связанных с собственным ущербным здоровьем) — тем более вызывает симпатию к нему. Кроме того, части Глокты — наиболее комические и трагические, как это ни странно. Остальные персонажи меня не трогают, а Джезаль — так откровенно бесит всю дорогу (ну, у него амплуа такое, герой-любовник — самоблюбленный тупица). А в Глокте есть что-то такое очень человеческое — мне кажется, дело в высоком уровне рефлексии; остальные персонажи этим вообще не занимаются, а если взглянуть на pov того же Логена, то там полторы мысли за все три тома. Ко второму тому я уже готова была расписаться в любви к Глокте, и события «Прежде чем их повесят» меня тем более в этом укрепили.

На фоне всех остальных героев, которые представляют собой в чисто физическом смысле бойцов и передвигаются по сюжетному полотну, с успехом сражаясь, Глокта, который ничего такого не делает и не может, а достигает своих целей исключительно за счет усилий ума и воли (в том числе чужими руками), выглядит человеком уже другой, новой эпохи. Эпохи, в которой правят закулисные кардиналы, а не короли, способные показать большое личное мужество на поле битвы, но не способные больше ни на что. Довольно комично, что в итоге он всех и обыгрывает, пусть и не совсем по своей воле — но выбор Байаза не просто логичен, а единственно верен.

Сюжет объединяет, по сути, трех непохожих мужских персонажей, каждый из которых имеет свою линию: Глокту, про которого я уже спела выше, северянина Логена, страшного воина и вообще отчаянного человека, и «паркетного шаркуна» Джезаря, который в конце неожиданно получает все, о чем только мог мечтать, но не то чтобы очень этому раз. С линией мага Байаза — сложнее, потому что почти до самого конца неясно, можно ли воспринимать его самого и его затеи всерьез (никто и не воспринимает особо, и кое-кто за это потом поплатится).

История с магией и древними событиями, с которыми связано появление Байаза и противостояние его с гуркхульским магом Кхалюлем, вообще какая-то странная. Она выглядит, как мифологическая часть в современном по стилю повествовании — слишком странные события, слишком картонные герои, непонятный конфликт не то чтобы на пустом месте, но там, где два умных человека могли бы договориться. В нее не то чтобы не верится совсем — не верится, что информация подана правдиво хоть одной стороной, скажем так.

В целом — мне очень понравилась, как бы сказать, политико-географическая картина событий. Она эпична, но умеренно эпична. Есть наш «центр», Союзное государство со столицей в Адуе, через море — враждебный Гуркхул и на берегу — союзный анклав, город Дагоска. Есть «ничейный» север, поделенный варварскими племенами. Этого вполне достаточно, чтобы развернуть действие и чтобы читатель отчаянно не заскучал над обширной картой мира со всей ее геополитикой и этнографией (что приятно отличает Аберкромби от Мартина). В любом случае, расклад сил везде становится быстро понятным и не надо тратить чрезмерных усилий на его освоение, можно просто следить за героями и сюжетом, то есть «задник» не перевешивает.

Мне понравилось, как в целом пишет Аберкромби, да и как переведено — тоже. Это качественный текст без излишеств. Пожалуй, только на частях про Логена я утомлялась — не знаю, может быть, мужчинам нравится, но для меня читать многостраничное описание, как один герой сражается с другим (типа, этот ударил справа, тот слева, бла-бла) — все равно, что читать нотацию шахматной партии человеку, который знает, как ходят фигуры, но на этом свой интерес к шахматам заканчивает. Зато главы Глокты — прекрасны, в первую очередь — потому, что Глокта единственный нормально шутит — и вслух, и про себя. Не говоря уж о том, что он единственный нормально думает.

Про отдельные романы:

«Кровь и железо» — скорее длительное представление героев, начало их карьеры в качестве ключевых персонажей. Этот роман заканчивается, по сути, ничем: появляется Байаз и уводит группу героев в некий сомнительный поход, а Глокта — уезжает с невыполнимым заданием в другом направлении. Зато этот роман — самый «камерный», в нем герои в меньшей степени занимаются всякими эпическими вещами, и в большей — своими частными делами, что ничуть не менее интересно.

«Прежде чем их повесят» — роман про хороший менеджмент и управление изменениями в организации в условиях кризиса)) Глокта приезжает в Дагоску, изначально — расследовать исчезновение своего предшественника, руководителя местной инквизиции, потом — возглавить безнадежную оборону города от гурков. Параллельно развивается поход мага Байаза сотоварищи, далеко за пределы известной товарищам карты и со столь же малопонятной целью. Дагосканские главы прекрасные, квест — тоже интересный. Мне кажется, это лучший из трех романов.

«Последний довод королей» — роман, в котором логично и неизбежно сводятся все нити. В Адую возвращается Глокта, и Байаз, и Джезаль с Логеном. Разворачивается военная кампания на севере, грозит война с юга. Здесь больше всего действия и уже никакой камерности, а все, что не имело цели в предыдущих романах, наконец обретает смысл.

Пойду дальше читать этот цикл, наконец-то нашла захватывающее фентези без очевидных недостатков.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно планировал ознакомиться с творчеством Джо Аберкромби. В конце прошлого года прикупил трилогию «Первый закон» в новом издании «Фанзона». И новый год решил начать с чтения этой, своего рода культовой, вещи. Все три книги буквально проглотил за пару недель. Без всяких сомнений могу сказать, что мне, определенно понравилось. Всё то, что я ожидал получить от чтение Аберкромби, я получил в полной мере:

- Живые интереснейшие персонажи (отдельное спасибо за инквизитора Глокту);

- лихозакрученный сюжет (в котором все точки над “i”, расставляются только в конце третьей книги);

— красочные, подробно описанные, кровавые батальные сцены (как небольшие заварушки, так и глобальные сражения);

- и конечно отличный, местами чёрный, юмор, в случае с Глоктой — откровенный сарказм, который помогает легко смотреть на, порой, ужасные вещи.

Конечно, «Первый закон», не лишён недостатков. Не совсем понятна мотивация героев в некоторых ситуациях

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, почему в начале, когда Логен срывается с обрыва, его отряд не пытается удостовериться в гибели своего вождя, или почему сам Логен, после спасения делает вывод, что все его товарищи погибли, и, «пообщавшись с дУхами», принимает решение отправиться на поиски мага, который ищет с ним встречи?
Конечно, постепенно автор разъясняет все спорные моменты, где-то более логично и убедительно, где-то не совсем.

Ещё, например, у меня возник вопрос по составу так называемого «закрытого совета», в чьих руках, фактически находиться вся власть в Союзе и все важные решения принимаются членами этого совета. Так и не понял, почему автор заявил этот совет, состоящим из 12 (13) человек, если по-настоящему важных игроков там, в лучшем случае половина (а по факту вся власть находиться в руках одного человека, и это не король), остальные просто для массовки. Полный состав «закрытого совета», каким он является на момент начала действия трилогии, по-моему, так ни разу и не упоминается. Спокойно можно было бы ограничиться шестью-восемью представителями, и от этого глобально ничего не поменялось бы.

Можно так же придраться к личности инквизитора Глокты. Как человек, получивший столь серьёзные увечья во время пребывания в плену у гурков, попал в ряды инквизиции (здесь спец. службы, занимающейся раскрытием различных преступлением, заговоров и диверсий против власти)? И почему человек, у которого отсутствует, как минимум половина зубов, толкает иногда такие напыщенные речи и даже не шепелявит? Но только, если прикинуть, что на его месте был стандартный шаблонный агент, кому бы было интересно это читать, и все поклонники жанра фэнтези не получил бы возможность познакомиться с одним из самых колоритных и интереснейших персонажей.

Короче говоря, книги трилогии не лишены недостатков. Но, все минусы с лихвой перекрываются плюсами, о которых я упомянул в начале.

Теперь коротко о каждой книге.

«Кровь и железо».

Первая книга является своеобразной экспозицией, завязкой глобального сюжета. Здесь мы знакомимся со всеми действующими лицами. Первый из магов Байяз постепенно собирает команду, чтобы выполнить некую миссию. Какую, пока не понятно. В столице империи зреет заговор, в расследование которого включается инквизитор Глокта. На севере бывший отряд Логена ведёт партизанскую борьбу с самозваным королём севера Бетодом и параллельно вычищает территорию от звероподобных тварей (шанка). В целом повествование довольно размеренное. Постепенно возникают всё новые и новые вопросы, ответы на некоторые из них мы получим только в конце трилогии. Ближе к концу романа автор добавляет экшена

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бегство Логена и Ферро по крышам Агрионта, битва отряда Тридуба с «переговощикамина» Бетода на ручье, около Карлеона
В целом довольно крепкое интригующее начало цикла.

«Прежде чем их повесят»

Вторая книга уже более динамичная. Её можно разделить на три сюжетных линии.

- Первая, лично для меня самая интересная, линия – командировка инквизитора Глокты в Дагоску, с целью распутать клубок, плетущихся в городе интриг против действующей власти, и параллельно возглавить оборону города от осаждающих его гурков. Полюбившийся по первой книге инквизитор, здесь раскрывается по полной. Проявляет себя, как опытный в прошлом, военный стратег, организуя оборону города. Так же мастерски вычисляет изменников.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пару раз проявляет неожиданное милосердие, которое ещё аукнется ему в третьей книге
. Вообще эта линия книги (Глокта в Дагоске) на мой взгляд, является едва ли не самой сильной частью в трилогии.

- Вторая линия — военная компании Союза на севере, линия Веста и примкнувшего к войскам Союза отряда северян

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пока ещё во главе с Тридуба
Здесь раскрывается майор (полковник) Вест, в первой книге, являющийся второстепенным персонажем. В этой части книги хватает и экшена (несколько ярко описанных батальных сцен) и неожиданных сюжетных поворотов
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
например, убийство кронпринца Ладислава
.

— Третья линия – путешествие команды, собранной Байязом на Запад. На мой взгляд, самая слабая часть второго романа. Банальный квест из разряда «пойди туда не знаю куда…». Но и здесь также имеются интересные моменты. Заинтриговало описание Старой империи. Интересно было бы почитать отдельный роман или даже цикл, где действия будут разворачиваться в этой части Земного Круга. Постепенно с разных сторон раскрываются герои: Логен, Джезаль, Ферро. Байяз по-прежнему ведёт себя скрытно и пока что не раскрывает всех карт. Небольшие экскурсы в историю добавляют ясности и понятности в общую картину мира. Есть парочка динамичных сцен. Но в целом, зная итог всего мероприятия, возникает вопрос: а зачем всё это было?

«Последний довод королей»

Третья книга сводит воедино все сюжетные линии. Отвечает на все вопросы, возникающие по ходу первых двух книг. Логен возвращается на север и примыкает к отряду северам, воюющему на стороне Союза. Здесь всё постепенно идёт к логичному завершению. Появляется колоритнейший персонаж – предводитель горцев Круммох-и-Фейл, который внесёт свою лепту в исход войны Союза с Севером.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ему принадлежит идея, позволившая заманить войско Бетода к воротам «крепости» горцев, где в итоге и происходит окончательный разгром армии Бетода. Правда будет ещё поединок у стен Карлеона.
Тем временем, воспользовавшись слабостью Союза, сосредоточившему основные силы на Севере, в игру вступает агрессор с Юга. Гурки высаживаются на континент и осаждают Адую (столицу Союза). Глокта продолжает ходить по краю, пытаясь распутать клубок внутриполитических интриг и докопаться до истины. Куда это его приведёт, узнаете сами. По ходу романа происходит ряд весьма неожиданных назначений на самые высокие посты.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почти все главные герои получат повышения по службе.
Финал романа и соответственно трилогии логически завершён и понятен. Не возникает ощущения недосказанности. Круг замыкается и всё становиться на свои места.

Напоследок пару слов об новом издании трилогии от «Фанзона». В общем и целом, книги довольно-таки качественные. В плане оформления у меня есть небольшие претензии, но это мои сугуболичные заморочки, и они мало кого интересуют. Что касается содержания, то здесь, проведена полная сверка всех терминов, имён, географических объёктов и т. п. В этом плане никаких разногласий между книгами мною обнаружено не было. Единственное, что в первых двух томах всё-таки многовато ляпов и опечаток (где-то в слове пропущена буква, где-то указана ошибочно). В третьей книге ляпов уже поменьше. Но, так как она переведена другими переводчиками, нежели первые две, есть небольшая разница в стиле изложения. Читая подряд, как в моём случае, это особенно заметно, больше всего в сюжетной линии Глокты. Лично мне стиль В. Иванова понравился чуть больше. Ещё один существенный минус — это отсутствие карты во всех трёх книгах. Иногда её действительно не хватало.

Подводя итог скажу, что «Первый Закон» блистательный пример жёсткого реалистичного фэнтези, относительно молодого направления в жанре, одним из ведущих представителей которого, безусловно является Джо Аберкромби. Всем любителям жанра к прочтению обязательно, а тем, кто мало знаком с так называемой «Дарк фэнтези», тоже рекомендую попробовать. Возможно после чтения Аберкромби, Вы полюбите этот жанр навсегда.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если хочешь сказать чему научила тебя эта трилогия — скажи терпению.

Сюжет и герои описаны в предыдущих коментариях, очень подробно, я хочу поделится своим мнением относительно того, что эта книга немного, но поменяла мое отношение к жизни, оно и так было не очень позитивным, а стало ......... да, друзья, оно стало.... более позитивным.

Первое что я вынес из этих произведений, что «терпение и труд все перетрут» (с), мне показалось, что это так раскрывается суть этой пословице более чем на 1500 страниц. Т.с. на примерах с выкладками, очень задело.

Второе, что бросилось в глаза, опять из философии (ибо о героях и сюжете уже многие писали), это то, что страдание — это не всегда горе, порой через боль (физическая и/или душевная)рождается нечто такое, без чего ты (понимаешь в скором времени) не понятно как и жил.

Вот про классику говорят: она нас учит, эта книга нас тоже учит, значит это классика.

Читайте, други, и не пожалеете!!!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

С некоторых пор подхожу к чтению фэнтези с опаской, но Джо вернул мне уверенность. Книги получились очень интересными, динамичными, смешными и, как я понял позже, вызывающими привыкание. Прочитав трилогию, организм требовал добавки и его не волновало, что взять ее негде. Потом началась ломка, я стал искать полюбившихся героев в книгах совершенно иного жанра, других авторов, но их там не было. Не зря говорится, что к хорошему привыкаешь быстро, так вышло и со мной, теперь чувствую себя обманутым (виноват в этом конечно же не Джо, а гораздо большее количество авторов, которые не могут писать как он).

Три книги, которые представляют собой единый монолит, насыщены героями, очень разными, но только не положительными. Сюжет интересен, многолинеен, без провисаний, разве что, некоторые главы оказываются интереснее и информативнее других. Автор, попутно с главным сюжетом, рассказывает нам историю своего мира, сначала общую картину,а потом детали, которые ставят все на свои места.

Отдельной благодарности заслуживает отличный черный юмор, которым пропитаны все книги, не помню чтобы я так сильно смеялся в голос над книгой.

Так же отдельно хочу поблагодарить за Глокту. У Аберкромби получился просто шикарный герой, а главы с его участием — это практически книга в книге. Такие герои не забываются, они на века.

Выражаю огромную благодарность автору за проделанный труд.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 2008 году издательство ЭКСМО запустило новую серию переводной фэнтези — «Черное фэнтези». Первой книгой серии был дебютный роман британского автора Джо Аберкромби «Кровь и железо», который открывал цикл «Первый закон», состоящий на тот момент из трех книг. На Западе этого автора сразу начали сравнивать с признанными мастерами жанра такими, как Мартин и Бэккер, множество хвалебных слов было сказано и у нас, поэтому пройти мимо такого автора было нельзя и дождавшись выхода третьей части цикла, я с нетерпением приступил к чтению.

С первых страниц стало понятно, что хорошие отзывы были написаны не зря, Аберкромби создал по-настоящему интересный мир, в котором нашлось место и героям, и негодяям, в котором нельзя расслабляться ни на минуту, потому что в любой момент вас может схватить агент Инквизиции и отправить на допрос, где вас будут пытать и заставлять говорить то, о чем вы даже не подозревали,

а потом вас отправят на далекий Север, где от каторжной работы за несколько лет крепкий мужчина превращается в старика, не

стоит рассчитывать на проявления жалости, необходимо самому позаботиться о своей безопасности и попытаться выжить, или самому занять вершину власти.

Чем же на самом деле интересен этот цикл? В первую очередь стоит отметить героев, которых придумал Аберкромби, это по-настоящему живые персонажи, со своими светлыми и темными сторонами души. На мой взгляд, особенно удались автору — Логен и Глокта, это две противоположности, у них нет ничего общего, но именно им предстоит стать главными героями цикла. Глокта — герой войны с, он попал в плен и провел в подземельях врагов два года, оттуда его выпустили в насмешку над прошлыми заслугами, превратив молодого и очень успешного солдата в инвалида, его подвергали самым изощренным пыткам и издевательствам. Приехав домой, Глокта в полной мере ощутил, как отличается жизнь хорошего воина от жизни инвалида. Прежние друзья от него отвернулись, при его виде все отворачиваются и стараются делать вид, что не замечают присутствия бывшего товарища. Поэтому он выбрал для себя единственную возможную дорогу в жизни, Глокта стал инквизитором, новый сотрудник Инквизиции принимает все правила игры, если необходимо добиться нужного признания, то имено Глокта будет пытать и истязать подозреваемых, причем не всегда его жертвы будут виновны. Его полной противоположностью является варвар с далекого Севера Логен, по прозвищу Девятипалый, на Родине есть и еще одна кличка — Девять смертей. Он отличный друг, первый в сражениях, сильный и бесстрашный, но знаменит Логен своей яростью, в неравном бою он преображается и становится безжалостным убийцей, для которого нет разницы кого убивать, однажды Девятипалый отрубил голову маленькому сыну своего напарника по битве и зарезал своего лучшего друга, поэтому в таком состоянии Девять смертей угроза всему живому.

Аберкромби мастерски рассказывает о любом сражении, будь то обычная дуэль или штурм крепости, при чтении создается эффект полного погружения в происходящее и легко представить себя вместе с героями книги. Автор хорошо разбирается во многих аспектах воинского искусства, отлично продуманная тактика обороны крепостей и не менее эффектное нападение на сопротивляющийся бастион. Множество невидимых мелочей, благодаря которым удается сдерживать превосходящие силы врага, необходимые шаги по наведению порядка внутри крепости, выявление предателей и сообщников нападающих, все это в комплексе дает читателю возможность увидеть и прочувствовать, что на самом деле ощущают люди, которым суждено умереть защищая безнадежное с первых минут дело. Особенно удались автору сцены, описывающие душевное состояние защитников крепости, безнадежность положения защищающихся и желание любыми путями спасти свою жизнь, толкает некоторых на необдуманные действия, в этом нет ничего необычного, желание выжить любой ценой всегда было присуще трусам.

Цикл Аберкромби достаточно многогранен, с одной стороны читателя ждет увлекательное приключение на край географии в компании нескольких незаурядных личностей, причем подбором команды занимался один из самых известных в этом мире магов, конечно же каждому участнику экспедиции уготована своя, особенная роль. С другой стороны автор продемонстрирует возможности тайного искусства интриги, расскажет какими путями на самом деле становятся королями и как правят государствами из-за кулис. Помимо отличной приключенческой линии, захватывающих сражений и хитроумных интриг, автор много внимания уделяет проработке психологического портрета своих героев, подробно рассказывает о переживаниях и терзаниях, объясняет почему герои делают определенные шаги и чем при этом руководствуются, все это вносит в повествование дополнительную достоверность и оправдывает некоторые поступки.

Трилогия Аберкромби — прекрасный образец того, как необходимо сегодня писать книги. У автора получилось создать яркий и необычный мир, в котором хватает жестокости и несправедливости, но у этого мира есть будущее и главным богатством здесь всегда будут люди.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простите, но я в восторге. К такому меня жизнь не готовила.

Нет, я читала темное фентези, но только в виде «Игры престолов». Потому и от этой трилогии ожидала чего-то подобного: тоски у меня, а у героев — страданий ради страданий.

Не тут-то было! Удивил меня господин Аберкромби.

В первой половине для меня это в основном история группы приключенцев, которая идет в дальние дали причинять добро. Ну, или как получится. Классическая такая партия из словесок. В этой части очень приятно наблюдать, как персонажи взаимодействуют друг с другом, влияют на взгляды других и меняются сами.

Кроме группы, рассказ ведется еще о нескольких отдельных персонажах. Чаще всего в формате «глава про одного, глава про второго...» и так по кругу. Что замечательно, все герои достаточно живые, а ситуации, с которыми они сталкиваются — запутанные и захватывающие. Ни разу за всю трилогию у меня не возникло мысли «скорее бы дочитать главу про этого скучного неприятного и перейти к главе про классных» — все линии очень интересны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В одной мы смотрим на избалованного офицеришку, который не знает что бы ему такое сделать чтобы ничего не делать.

В следующей — читаем мысли калеки-инквизитора и надеемся, что хоть что-то светлое осталось в его душе, с удивлением жалеем явно жестокого ублюдка.

Дальше — смотрим, как великий маг собирает ту самую партию приключенцев, о которых я упоминала.

В следующей — следуем за армией на войну. Выживет ли герой? Будут ли союзники помогать или мешать? А подчиненные?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Меня несколько разочаровало то, как партия распалась — все просто разошлись, вернулись к старым привычкам как будто ничего не изменилось. Но читая дальше я заметила, что все правильно! Зерно сомнения посеяно, герои конечно выросли, но, как это часто бывает в жизни, нелегко удержать новые привычки, когда возвращаешься в старое окружение.
Это автор очень точно подметил. Нелегко. Но иной раз замечаешь, что в такой же ситуации в самом начале книги, будучи на старте пути, персонаж поступил бы не так, как ближе к концу, когда он уже многое пережил, осмыслил и понял.

Постепенно все судьбы переплетаются — рано или поздно. Кто-то был знаком с самого начала, кто-то встретился только в третьей книге, но нет «лишних» линий, которые как не влияли на другие, так и закончили где-то в стороне. Это очень приятно — нет ощущения, что персонаж был добавлен в книгу просто ради объема.

Чтобы подытожить: эта книга о людях, их несовершенствах и сомнениях, развитии, влиянии на мир и мира на них и о причинно-следственных связях.

P.S. Логен — ван лав форевер =)

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последнее время я все больше ценю в авторах то, как они следуют своему слову, ну и возникают ли вопросы при прочтении книги (почему именно так и никак иначе). Аберкромби создал прекрасную трилогию и на фоне повествования не возникает вопросов, недомолвок и недоумений (во всяком случае в плане мотивации героев). Сравнение с Мартином лично для меня неуместно: Мартин обещал, что будет 5 книг, их уже больше и намного, когда он закончит свой сериал не известно ну и куча вопросов по сюжету (одно взятие винтерфелла чего стоит и т.д.). Про русских авторов и вспоминать нечего: бесконечные сериалы с надеждой на ту би континиед (исключение пожалуй Пехов, остальное для меня либо неизвестно либо нечитабельно). Первый закон — это продуманное законченное произведение со своим миром, историей, географией, богами и демонами, героями и злодеями. Очень жаль, что многие (имхо) не поняли замысла автора: попробовать внести максимальный реализм в повествование. Ведь изначально действительно все просто — воин (тупой с горой мышц. непобедимый и т.д.) добрый маг в Белых Одеждах, дворянин конечно же благородный и пр. Так ли это на самом деле? правильно ли первое впечатление? Как хорошо, что однозначных ответов нет, где тут кто увидел предсказуемость? Оборона города заканчивается его взятием — странный поворот сюжета? странно это когда 10-ток людей берет неприступную крепость, чего никогда не знала средневековая история, а когда огромная армия, перекрыв все доступы в город захватывает его — что в этом странного? И отдельно остановлюсь насчет языка повествования. Я не помню моменты, чтобы я читал по диагонали, аля бесконечные описания природы, сопли персонажей в духе Хобб и т.д. и т.п. ради «лимита в 400-440 стр. текста». Фактически у Аберкромби ничего вышеперечисленного нет. А вот фразы» Лучше сделать дело, чем жить в страхе перед ним», либо «Отчаяние творит героев из самого неподходящего теста» (пусть и из др. книги) поражают воображение. Это суровое мужское повествование и я бесконечно рад, что автор «держит марку», надеюсь, что будут достойные продолжения.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх