FantLab ru

Генри Лайон Олди «Пленник железной горы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Голосов:
184
Моя оценка:
-

подробнее

Пленник железной горы

Роман, год

Аннотация:

«Где брат твой, айыы?» — спросил драчун Омогой. С этого всё и началось.

Папа злится, когда я его спрашиваю о брате. Мама плачет. Дедушка Сэркен только головой качает.

Я уж и в Кузню ездил, опасные вопросы задавал. И в Бездну Смерти спускался... Никто не может подсказать, где мой брат Нюргун.

Только чёрный адъарай, который из Нижнего мира, меня пожалел. Дал подсказку: ищи, мол, у себя под носом.

Что ж, буду искать.

Примечание:

Первый том романа «Сильные».


В произведение входит:

  • Часть первая. Где брат твой, Юрюн?
  • Часть вторая. Сторож брату своему

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 293

Активный словарный запас: средний (2793 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 33 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Сильные. Книга 1. Пленник железной горы
2016 г.

Периодика:

«Мир фантастики» №8, август 2016. Том 156
2016 г.

Аудиокниги:

Пленник железной горы
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Silní - Kniha první: Zajatec Železné hory
2018 г.
(чешский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бездна смерти; Седьмые небеса; однорукие и одноглазые великаны; «айя-буйя-буйякаам!». Девушка-стерх, указывающая одинокому всаднику дорогу к Железной Горе...

Причудливый и страшноватый мир; возможно, это даже другая планета, — на которой живут адъараи (= демоны), айыы (= небожители) и просто люди. Кроме того — как обычно у Олди — здесь есть особый вид живых существ, к-рые, в принципе, могут быть и чертями, и богами, и людьми. Это герои, они же — боотуры. Но если, например, в «Ахейском цикле» герои — цвет нации, то в «Пленнике...» они куда больше напоминают големов («боевое расширение», когда бооутура раздувает вширь и поперек, есть состояние... как бы это сказать-то поточнее... короче, состояние боевой тупости. Когда лезешь напролом и не стесняешься этого). К счастью, потомки ученых-«улусников» способны брать себя в руки и «усыхать», то бишь, из бугаев-воителей снова становиться нормальными людьми. (Большой привет Роджеру Желязны, Брахме, Яме, а также прочим богам с их Обликами и Атрибутами!)

Боотуры проходят инициацию: кузнец Кытай перековывает подростков, его молот сплавляет воедино живую плоть и оружие (тут внимательный читатель вспомнит Карну и Витку из «Богадельни») , превращает обычных мальчишек в суперменов... После Кузни с тобой не захотят общаться прежние друзья, и даже родители начнут с опаской поглядывать. Вступая во взрослую жизнь, ты многое теряешь — но что-то можешь и приобрести. Например, брата...

Юрюну понадобится солидный срок, чтоб понять: магия Трехмирья — не такая уж магия; айыы (в т.ч. и он сам) — не 100% «боги». Просто местные ТАК это видят. (Да, да, можете не напоминать. Это Олди! Совершенно в их стиле вот так читателя «натянуть»: типа, хотел фэнтези? Мечи, поединки и гору подвигов? Получай, дорогой. С лихвой! А в подтексте — самая что ни на есть твердая

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
НФ...)
Очередная «шараштха», — здесь это «ученый улус»; очередные Зловещие Мудрецы, исследующие пространство-время. Нюргун Боотур Стремительный оказался жертвой эксперимента, к-рый проводила его семья. (Не буду вдаваться в подробности, чтобы не спойлерить — тем более, по первому тому еще пока не все ясно; но, думаю, ближе к финалу скупые недомолвки о Времени, Звездах и Зеркале сложатся в цельную картину).

А пока что — перед нами сам Нюргун. Великан-тугодум, чуть ли не даун, — то ли родившийся ущербным (так говорит сестра Юрюну), то ли ставший таким, потому что его заточили в Гору. Неразговорчивый («Брат... Люблю... Сестра... Не люблю...» — вот и все, чего можно от него добиться). Способный в одиночку заломать крупного лося; он одновременно похож на Худайбега из «Я возьму сам», на Тарзана и Портоса. Странный человек — но разве сам этот мир не странный?.. Юрюн чувствует себя ответственным за несчастного, измученного старшего брата. И все делает, чтобы обеспечить ему нормальную жизнь. Если б еще не намеки старших, мол, ты многого не знаешь...

Да, кстати. Отдельное слово хочу сказать про Уота Усутакыы (повелитель адъараев, т. ск., местный аналог Сатаны). Разбитной, безалаберный и смешной, он выглядит едва ли не самым «ми-ми-ми»-персонажем в этой книге (впрочем, вру — девушки тоже хороши. Эдакие пленительные грымзы и ехиды, от которых хочется бежать куда подальше. Напр., в Бездну — с тем же Уотом кумыс бурдюками наворачивать). Но — понемногу проскальзывают в тексте намеки, что Уот не то, чем кажется. И Юрюну, и Нюргуну придется еще немало горя хлебнуть из-за него... Короче, этот перс — несомненная удача авторов; вот т а к, моя дорогая Ниэнна, нужно выписывать одаренных злодеев и по-своему обаятельных врагов.

Итог: сильная книга. Очень сильная (простите за каламбур). Язык — как обычно у Олдей — блестящ; стиль и манера письма вызывают в памяти не то «Бездну», не то «Героя» (ну не все ж уважаемым авторам псевдоарабскую вязь выводить ;)) Читать обязательно; буду оч.-оч. ждать второго тома.

Кэр-буу!.. Айя-буйя-буйякаам!..

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

пытаюсь уложить в голове «Сильных» Олди. Пока получается плохо, чувствую, как голова расширяется («да будет стремительным мой полет») не хуже, чем от Уоттсовской «Эхопраксии», буду надеяться, что второй том (да выйдет он быстрее) расставит все по полочкам.

История отдаленно напоминает «Князя Света» Желязны, но чем-то на уровне ассоциаций — смертные, ставшие богами и забывающие, кем они были. Соблазнение силой и тотальный самоконтроль — и то, какой дорогой ценой он дается. Эксперименты, прячущиеся под личиной сказок, механизмы, выходящие из строя, из-за чего мир сдвигается, а Стрелок... А кого тут назвать Стрелком-то?

Персонажи живые, образом мыслей главного героя проникаешься, так и хочется клиентам сказать «Алатан-улатан», говоря об особо надоедливом клиенте. Очень яркие описания (но это ж «наши хвалёные Олди»(с), чего уж тут лишний раз писать об этом). Рассмотрение богатырства в качестве психического отклонения, эдакого впадения в детство, когда ребенок крушит всё, что его обидело, показалось знакомым, где я мог подобное видеть?

Теория академика Козырева о возможности использования времени, как топлива, захватывает воображение и заставляет задуматься («да расширится моя голова»).

И вот еще аналогия — «Матрица» или вторичный синдром Вейса, в котором застряли все экспериментаторы...

Сильная книга, еще хочу.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Олдей получилась весьма необычная книга. Начиная от придуманного мира (одной ногой в якутской мифологии и эпосе, другой — в ошибочной, но любопытной теории советского физика) и заканчивая стилем, все в этой книге создает эффект новизны, хотя и работает по давным-давно придуманным правилам. Якутский эпос, конечно, тот еще орешек в плане терминологии (большинство слов даже под конец книги застревали на языке), но легкий и красочный язык Олдей помогает пробраться через буреломы чужой речи. Дополнительно оригинальности текста добавляет рассказчик — Юрюн, наивный, простоватый, но паренек позволил сделать многие описания очень образными, но не скатываясь в поток сознания. Примерно как в «Ночь, улица, фонарь...» Олди пишут абзац слов-маркеров, указывая на нужные эмоции и образы. Получается здорово, признаться, что-то подобное было, например, в некоторых описания постельных сцен у Сапковского.

Из недостатков я бы отметил пару вещей. Сам формат разделение книги на несколько томов, который меня мучает уже всю Ойкумену и расплывчатый сюжет. Нет какого-либо пункта назначения, даже неясно куда движется герой, отчего некоторые сцены вызывают вопросы в своей необходимости. Конечно, учитывая, что вопросов после финала осталось больше, чем ответов, остается только ждать второй книги, но осадочек остался.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это самая странная книга Олди, что я читала. Серьезно. Она ооочень странная. Но мне удивительно зашло, надо сказать — хотя вот даже у меня (прочитавшей не одну книгу сих авторов!) слегка подзакипали мозги от нее.

Вообще, конечно, все фирменное любимое олдевское тут на месте — и реальность не то, чем кажется, и игры в переосмысление мифа, и реальная плоть героев эпоса — живые, настоящие, рукой дотронуться можно...если осмелишься. И хитро перекрученная ткань пространства и времени тоже тут. Но теория времени академика Козырева, встроенная наживую в якутский эпос! Страшные северные сказки, сплетенные одним жгутом с наукой, шагнувшей на голову выше представимой нам! Люди-боги, боги-люди, твари нижнего мира и люди из железа, мироздание как огромные механические часы и звезды как горны горящего времени... Боги, это реально самая сложная из всех их книг, доселе мне попадавшихся. Даже «Одиссей» был сложным совершенно иначе.

А вообще — это первый том. Второй только что ушел в издательство. И, подозреваю я, всю красоту книги и раскрытие идеи без второй части я оценить не в силах. Да, мне было очень странно, но я хочу еще. Я только-только начала вникать как следует — а книга возьми и кончись. Иээээх! То есть — кэр-бууу! Еще хочу! Вторую книгу — жду-жду.

Олди гениальны, в общем. Ге-ни-аль-ны.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совместим ли якутский эпос с академической теорией о времени? Ну, как сказать. Первый том детской автобиографии от Юрюна Уолана не даст однозначного ответа, но проиллюстрирует то, с чем предстоит иметь дело в дальнейшем.

Не скажу, что в восторге от книги, но Олди определенно умеют удивить, насмешить и заинтересовать. Не смотря на то, что сюжет — дичайшая смесь бульдога с носорогом, где в мою любимую фэнтези проникли черви НФ, я остался доволен юмором, стилистикой, артистичностью, богатством красок, фантазии и языка авторов, и в целом – новизной.

Читателя знакомят с племенем условных бурятов, избранный род в котором страдает синдромом Халка – в гневе человеки раздуваются физически и худеют умственно. Корни болезни уходят вглубь истории ученых-попаданцев и фантастической сказки о времени, так и не рассказанной, как следует.

Сюжет оставляет столько вопросов, что в конце сидишь, как огорошенный. Что это было вообще? Так и хочется стукнуть колотушкой кого-нибудь – хрясь, хрясь! Кырык! – чтобы дал доходчивое пояснение. Однако спасать Халков от проклятия невразумения, давать ответы и возвращать все на круги своя авторы будут во второй книге, по крайней мере, я очень надеюсь на это.

Иногда повествование совсем упорото – что поделать с этими боотурами: сила есть – ума не надо! Но, право, это чаще смешно, чем грустно.

Юмористический стиль, былинно-фантастическое Трехмирье и глубокая метафоричность повествования, как пляжные спасатели, вытаскивают эту книгу со дна метафизической недосказанности.

Плохая книга. Нет. Хорошая книга. Не совсем. Понравилось? Да и нет. Абсурдной книге – соответствующее отношение.

А что? Обычное дело.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего нового к уже написанным отзывам и обсуждению в профильной теме я не добавлю. Да и нет у меня, честно говоря, такой цели. К тому же я плохо представляю себе, как вообще можно написать отзыв на первую половину романа. Но и не высказаться тоже не могу. Я очень люблю творчество ранних Олди — «Бездна голодных глаз» и «Путь меча», «Герой должен быть один» и «Мессия очищает диск», «Чёрный Баламут» и «Нопэрапон, или По образу и подобию»... Читая эти книги, я, будучи совсем ещё юным студентом, буквально проваливался в описываемые авторами миры, а перед глазами так и вставали картины и образы Древних Греции и Индии, или средневековых Китая и Японии, или вымышленных миров Кабира и Хёнинга. И так умело авторы плели словесное кружево, так качественно воссоздавали ту или иную эпоху, что я до сих пор отлично помню все эти произведения, хотя с момента их чтения минуло лет по 12-15. Сначала думал, что лучше всего у авторов выходит стилизация под восточную поэзию, потому как начал знакомство с их творчеством с романов «Путь меча» и «Я возьму сам». А потом прочёл повесть «Войти в образ» и навсегда остался покорён образом табунщика Кан-Ипы и картинами кочевого образа жизни... Помните?

Я скулы не стесал в подушках.

Я спал в седле –

Как люди.

Мне город ваш –

Кость в горле неба.

Затопчу его –

И снова за солнцем скакать.

Зачем и для чего я всё это написал? Да просто все эти годы я ждал и надеялся, что эти ваши (и наши) хвалёные Олди обратятся к теме героического эпоса азиатских народов и напишут что-нибудь на основе, например, алтайского, башкирского или, скажем, калмыцкого материала. Даже на розыгрыш журнала «Мир фантастики» несколько лет назад повёлся, когда они роман Олди «Айыы Аймага» анонсировали =))) И был уверен, что «кочевнический» роман получится у них не хуже, чем условно «восточные» или «ахейские» романы, с полным погружением в эпоху и фирменными авторскими фишками. Если вы понимаете о чём я веду речь — срочно бегите в то место, где лично вы затариваетесь книгами, или заказывайте «Сильных» в интернет-магазине, потому как мечты сбываются: Олди написали новый роман на основе якутских героических преданий! Конечно, дело не только и не столько в опоре на эпос, но лично для меня — это самый смак! Хотел дождаться второго тома и потом уж прочитать целиком, но совершил роковую ошибку — решил прочесть, просто на пробу, пару глав. В итоге книга, которую читал, отложена в сторону, а я наслаждаюсь каждой страницей романа «Сильные» =)))

Одним словом — если вам нравятся перечисленные в данном отзыве романы, если вам доводилось читать якутские олонхо, если вам нравятся героические эпосы народов бывшего СССР и если вы являетесь ценителями таланта авторов, читать обязательно.

Поверьте, «Сильные» — это сильно!

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, решиться на подобный эксперимент можно уже будучи признанными корифеями в литературе. Не знаю, можно ли дуэт Олди отнести к категории писателей, которые чтобы не написали, это будет шедевр. Мне сильно не понравилась первая часть романа «Сильные», хотя я и не могу не отметить проделанную соавторами работу по изучению различных народов живущих или живших на Севере.

Конечно, вполне принимаю возможность того, что это произведение просто не для меня написано и у него масса скрытых достоинств. Вполне возможно, что мне просто-напросто не интересна выбранная тема и я далек и от народов Севера, и от их мифов и легенд. Честно говоря, я бы с этим согласился, если бы не одно «но»: всё-таки это произведение написано для широкого круга читателей, к которому меня легко можно причислить. То есть, открывая эту книгу я рассчитывал прочитать что-то понятное или хотя бы интересное, но ничего этого не нашел.

На мой взгляд, эта книга подойдет далеко не каждому. И дело даже не в том, что эта история чересчур запутанная, а в том, что разбираться в хитросплетениях взаимоотношений между героями этой саги не хочется совсем. Многие отмечают язык написания, может это и правда что-то необычное. Мне показалось, что я читаю поэму, только написанную в виде романа.

Наверное, не имеет никакого смысла читать продолжение. Сильно сомневаюсь, что концовка может сильно поменять мое мнение, эта история точно не для меня написана. Редко бывает такое, что я не хочу дочитывать какие-то книги до конца. Буду ждать от писателей новых историй, которые могут мне понравиться.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не удачная попытка дуэта разнообразить свое творчество на основе не очень известной, но удивительно вкусной трилогии Ариадны Борисовой — «Земля удаганок». Дерганные, как вороной накарканные предложения не дают отделаться от ощущения, что читаешь плохой переводной текст. Слова и фразы из языка якутов (саха), используемые для придания сей писанине фольклорного колорита, только усиливают ощущение грубо слепленной поделки. Авторы, имхо, решили одними из первых прокатиться на набирающей волне популярности рассказов в стиле олонхо. Для чего?- А что бы было.

Однозначно — 1.

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сэру Олди не привыкать такое писать.

Поклонникам ни как не привыкнуть такое читать: вроде уже было похожее, а вот разное оно!

Были Нопэрапон, Кришна, Ахея, Шаолинь — так они и до Олдей были. А тут... Последнее и единственное из похожего и навевающего — это мультик из детства, Индига и Саламдига, два брата, «Сердце храбреца» кажется. Так вот и от этой книги ощущение, как будто японский мультик мангу посмотрел. Первую серию. И по законам японцев добра в конце не жди. Хотя его и вначале не очень то было.

Чёрт возьми, мне ужасно интересно, как авторы «прикрутили» официально непризнанную теорию гениального Козырева к народному эпосу народов Сибири и Дальнего Востока? Специально залез в педию (вот она, настоящая просветительская функция и сила настоящего искусства !) и перечитал постулаты и основы временной теории. Осталось дождаться продолжения.

ЧИТАТЬ!

PS (почти спойлер)

То, что для русского шутка,

То для якута «вот, мля!»:

Просто играл на дудке —

Треснула земля!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я пытаюсь уложить в голове «Сильных» Олди. Пока получается плохо, чувствую, как голова расширяется («да будет стремительным мой полет») не хуже, чем от Уоттсовской «Эхопраксии», буду надеяться, что второй том (да выйдет он быстрее) расставит все по полочкам.

История отдаленно напоминает «Князя Света» Желязны, но чем-то на уровне ассоциаций — смертные, ставшие богами и забывающие, кем они были. Соблазнение силой и тотальный самоконтроль — и то, какой дорогой ценой он дается. Эксперименты, прячущиеся под личиной сказок, механизмы, выходящие из строя, из-за чего мир сдвигается, а Стрелок... А кого тут назвать Стрелком-то?

Персонажи живые, образом мыслей главного героя проникаешься, так и хочется клиентам сказать «Алатан-улатан», говоря об особо надоедливом клиенте. Очень яркие описания (но это ж «наши хвалёные Олди»(с), чего уж тут лишний раз писать об этом). Рассмотрение богатырства в качестве психического отклонения, эдакого впадения в детство, когда ребенок крушит всё, что его обидело, показалось знакомым, где я мог подобное видеть?

Теория академика Козырева о возможности использования времени, как топлива, захватывает воображение и заставляет задуматься («да расширится моя голова»).

И вот еще аналогия — «Матрица» или вторичный синдром Вейса, в котором застряли все экспериментаторы...

Сильная книга, еще хочу.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорош роман, и весьма. Как писали, кажется, в «Вечернем Якутске», «Олди замахнулись на «наше все» — эпос Олонхо.». Ну, как по мне, то очень даже удачная попытка. Для меня этот мир совершенно незнаком, сквозь трудные имена приходится продираться — а читается великолепно. захватывающе... И думать заставляет.

Какой была на самом деле история якутского народа? Как она связана с мифологией? Как работает зеркало академика Козырева?

И что ж там дальше героев ожидает? Ведь не угадаешь, не угадаешь...

Одна девочка говорила, что сказка про Красную Шапочку плохая. Надо так: мама испекла пирожков, Красная шапочка их взяла, пошла к бабушке, они их съели и пошли спать.

И в такую судьбу товарищей боотуров верится меньше всего.

Ждем продолжения. Очень.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень своеобразная книга, этакий микс из всех прочих произведений. Ни на что из творчества авторов больше не похожа, и сама по себе.

Впрочем, не так — она одновременно ни на что не похожа, и похожа на все остальные книги разом: становой сюжетный хребет — всё та же безжалостная эксплуатация авторами их любимой темы про номосы-дромосы-космосы, с непременным планируемым апокалипсисом в третьем томе.

Да и все компоненты уже где-то были обыграны: что «расширение» героя с трансформацией тела и духа, что его «перековка» с приобретением новых свойств, что эксперимент, грозящий поставить под угрозу весь номос-дромос-космос, что дети, которые хуже и глупее отцов, что псевдонаучный стиль изложения, что сама структура текста...

«Чёрный баламут», «Чистая фентези», «Ойкумена», «Маг в законе», «Ахейский цикл», «Богадельня», «Алюмен» — всё, что есть в «Пленнике...» уже где-то было. Есть и новые любопытные мысли, но бОльшая часть книги — всё тот же рефрен-винегрет. Смешать, но не взбалтывать.

Единственная реально свежая часть — трудновыговариваемые названия, взятые из среднеазиатской мифологии. Причём этот тот случай, когда лучше бы их не было — возможно, кому-то это и придётся по душе, но лично я бы вполне обошёлся без этих зубодробительных Елю-Чёркёчёхов и буйа-буйа-буйакамов.

Общее впечатление от книги — примерно как от «Стократа» Дяченко: странный эксперимент, построенный из обломков более раннего творчества.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень трогательная и неглупая история про семейные отношения, сначала робкую, а потом решительную попытку навести порядок в своих семейных отношениях и восстановить справедливость. Стоит сразу понять, что «Пленник железной горы» — книга про семью, про братьев, а вовсе не про экшн и приключения. Даже философским боевиком назвать книгу не получается, ибо сцен сражений здесь ровно одна, и то очень условная и схематичная.

Тем не менее, происходит всё это в антураже нашей, якутской мифологии. Сразу оговорюсь, что с фольклором жителей республики Саха я незнаком от слова «совсем», но создаётся впечатление очень хорошей и плотной проработки. Рискну предположить, что Олди неоднократно перечитали оригинальные произведения, подкрепив их изучением соответствующих профессиональных филологических исследований. Так или иначе, но атмосфера аутентичного якутского мифоса удалась на отлично. А когда до тебя постепенно начинает доходить, что история гораздо глубже, чем кажется с начала... Авторы не устают удивлять, жаль только, что тиражи их продолжают падать катастрофическими темпами с каждой новой книгой.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кэр-буу!.. Айя-буйя-буйякаам!

Прочитана первая книга романа «Сильные» Олди. Ох и соскучился я за год по этому слогу, по такому чудесному изложению, диалогам, повествованию! Получаю огромное удовольствие от чтения книг Олдей. Какой-то отзыв буду писать по прочтению второй, заключительной книги. Сейчас лишь скажу, что на фоне всех отзывов мне лично ассоциативно эта книга напомнила их же роман «Герой должен быть один». Ну это так, лирика... Оценка однозначно 10/10. С нетерпением приступаю к прочтению второй книги!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не зашел мне этот роман. Может быть, потому, что мне не близок якутский эпос, может быть, перебор в книге для меня новых слов и имен, может быть, потому, что все это я уже где-то видел и читал (в том числе и у самих авторов). А так роман достаточно интересный, под тонким слоем племенного быта героя ждут страшные тайны погибшего мира, ждут, чтобы вцепиться в любопытного мертвой хваткой. И снова перед героем встает выбор — жить легко или жить правильно.

Этот роман Олди точно не станет у меня любимым и перечитывать его я возьмусь нескоро

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх