FantLab ru

Ричард Морган «Сталь остаётся»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Голосов:
516
Моя оценка:
-

подробнее

Сталь остаётся

The Steel Remains

Другие названия: Стальные останки

Роман, год; цикл «Страна, достойная своих героев»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Три боевых товарища, три героя прошедшей войны — Рингил, воин с мечом из чудесной стали, Эгар, вождь кочевников, и Аркет, советник императора.

Рингил по просьбе матери ищет кузину, проданную за долги в рабство. Над Эгаром нависла опасность — шаман племени хочет сместить вождя. Аркет расследует нападение таинственных воинов на портовый город империи. Они еще не знают, что им придется встретиться снова, чтобы принять бой еще раз...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 7-е место

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Сталь остается
2010 г.
Стальные останки
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2010 г.
(английский)
Glühender Stahl
2010 г.
(немецкий)
Rien que l'acier
2010 г.
(французский)
Stal nie przemija
2011 г.
(польский)
Sólo el acero
2012 г.
(испанский)
Sopravvissuti
2012 г.
(итальянский)
Az acél emléke
2015 г.
(венгерский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго не решал браться за чтение, после отзывов и предупреждений насчет гейских штучек. Однако, настроился — все таки темное фэнтези я люблю. Определил для себя, что не буду на этом заморачиваться — все таки Морган! Ну что сказать по результатам? В целом сюжет интересный. Ну а теперь по полочкам...

Герои.

Как мы уже знаем их три:

- Эгар — классический олдскульный герой героического фэнтези — варвар, бабник, рубака и выпивоха, в юности вкусивший блага цивилизации и тяготящийся должностью начальника (то бишь вождя) по возвращению домой; и получивший свой квест.

- Рингил — типа самый главный ГГ из трех — на нем автор реально оторвался — собрал все штампы в кучу, разбавил жесткой ЛГБТ-фигней и получился реально мерзкий персонаж (на мой да и, скорее всего, не только мой взгляд) — в юности мажор из благородной семьи связался с плохой компанией малолетних бандосов, в которой была куча пи...сов, там он на это дело подсел; позднее Рингилов полюбовничек был схвачен властями и жестко казнен за это самое дело (тут гомофобы порадуются способу казни, я был в восторге), наш ГГ этого избежал благодаря коррупции в рядах правоохранительных органах Трелейна; затем папа, дабы наставить непутевое чадо на путь истинный отдает сынулю в военное училище (вот тут сразу вспоминается анекдот — «что то не вижу среди вас одноглазых!»), т.е. военная академия была еще та... короче, не отучили бедолагу Рингила там от похабных привычек, а скорее наоборот; ну а потом война, героические дела и т.п., в итоге наш ГГ, обиженный на весь мир, с посттравматическим синдромом, как Джон Рэмбо в третьей части, ошивается в каком то Мухосранске (там кстати была одна из его героических битв) и занимается всякой фигней, тут и у него случается квест...

- Арчет — тут, поначалу, кажется, что тоже все плохо — типа ЛГБТ/толерастные веяния убили таки персонаж — сильная чернокожая женщина с лесбийскими наклонностями среди белых расистов, альфа-самцов и интриганов... однако это только на первый взгляд — на самом деле она не негритянка, а полукровка и родня у нее не из негритянского гетто, а из самой, что ни есть развитой расы, которая родственна человечеству (чернокожие долгоживущие кириаты), но не совсем. Да и лесбиянка из нее такая себе... платоническая что ли, есть мечты, переживания, но до плотских утех, как у ее кореша Рингила, не доходило. Как по мне, самый интересный персонаж... Кстати, надеюсь, что Эгар в последующих частях направит ее на путь истинный. предпосылки есть.

Мир.

После такого развеселого персонажа как Рингил, казалось, что мир будет напоминать нечто похожее на Звезду из «Багряной империи» Буллингтона/Маршалла — выхолощенное толерантностью убожество, но ни тут то было. Мир жестокий, мрачный — относящийся к слабым и не таким как все со всей своей ненавистью и отвращением. тут нет бойбаб в бронеливчиках, и гомики — это изгои и выродки). Есть резня, несправедливость и все присущее миру темного фэнтези.

Хотелось бы отметить хороший слог (думаю тут и переводчик постаралась, ей огромный респект). Отдельные вкрапления юмора тоже доставляют — чего стоит «проявления патриотизма в странных формах».

Ну а теперь о мерзостях. Как же без них. Помниться была такая книга Дэвида Вонга с интересным названием «В этой книге полно пауков. Серьёзно, чувак, не трогай её». так вот к «Стальным останкам» можно применить похожий слоган — только пауков заменить, на сами знаете кого...

Ну и конечно же самый «яркий» эпизод:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это как мужик-человек и мужик-эльф (ну тут их называют двендами) пользуют друг друга в подробностях

Это было действительно жестко... но, наверное, западная общественность была в восторге и рукоплескала)))

Для гомофобов, если все же найдется такой из любителей темного фэнтези и решится прочитать (типа меня), кроме эпизода казни (который я уже упоминал) будет финал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где убьют двух пид...в! и убьет их тоже пид...с»

Продолжение прочитаю, но после длительной паузы... надо отдохнуть от европейских ценностей)

ПС: ИМХО всей этой темы с ЛГБТ можно было избежать и книга от этого только стала лучше...

ПС2: кстати, книга похожа на цикл Люка Скалла «Грозный отряд»...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тёмное фэнтези с неубедительным миром и героями. За мир особенно «обидно», ведь перед этой книгой я прочла трилогию о Коваче, и там мир был главным достоинством цикла. То есть автор умеет прописывать интересные миры, но очевидно заход на территорию фэнтези оказался слишком непривычным испытанием.

Нет, мир в этой книге, конечно, есть. Довольно лоскутные и отчасти стандартные описания. Империя, другие людские земли, степь с кочевниками. Постоянно упоминаются какие-то чешуйчатые, драконы, есть местный вариант безжалостных эльфов и улетевший в иные миры технически развитый темнокожий народ. Но повторюсь, все это подано довольно лоскутно, не складывается в единую картину и не вызывает настоящего интереса. Разве что технические возможности чернокожего народа позволяют время от времени гадать, а не кроется ли за местными магическими и божественными проявлениями забытая наука. Да и имя Такавач навевает определенные ассоциации.

Но хватит о мире. Герои. Увы, не особо интересные. Про них-то и сказать особо нечего кроме базовых описаний. Вождь кочевников, заработавший свой пост воинскими заслугами, но по большому счету скучающий в этой роли. Полукровка, предающаяся постоянной жалости к себе из-за того, что народ её отца не забрал её с собой. И умелый воин, не получивший должного общественного признания из-за своих наклонностей. Два из трех — нетрадиционной сексуальной ориентации, возможно это должно было эпатировать или же работать на глубину образа. Третий — просто типичный варвар-мачо. В общем, проблема в том, что герои не выходят за рамки базовых описаний, не раскрываются, а просто движутся по сюжету к заданной точке.

А сюжет полон логических дыр и допущений. По мимолетному божественному хотению герои спасаются из своих передряг, переносятся на большие расстояния, удачно встречаются друг с другом. Воин нетрадиционной ориентации постоянно находит по сюжету с кем бы переспать, даже если это потенциальный враг (разумеется, неземной красоты). В схватках же герои проявляют чудеса владения оружием и отличаются безжалостностью к врагам.

За собственно тёмное фэнтези отвечает общая атмосфера разочарования, сквернословие, вредные привычки героев и толика кровавых или откровенных сцен (хотя откровенные сцены — это скорее обязательный элемент авторского стиля, а не атрибут жанра).

Продолжение не особо интересно, разве что в плане наличия или отсутствия связи с другим циклом автора. И я скорее за второй вариант.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Десять лет назад с этого романа началось мое знакомство с творчеством Моргана и до прошлой осени прервалось. В то время я почти не знал жанра «темное фэнтези», только что открыл для себя ПЛИО, а знакомство с Аберкромби было впереди. Роман тогда этот мне очень понравился, но скорее, как поверхностное знакомство с каким-то почти неизвестным явлением. На уровне интуиции...

Но с тех пор я прочитал несколько десятков романов в стиле «дарк» ,а с прошлой осени прочел еще и все первые книги Моргана, слава богу наконец переведенные на русский. И есть, что сказать по существу.

Когда Морган начал свою трилогию, всемирный ажиотаж вокруг «дарка» только еще разгорался. У нас были Мартин, Эриксон, Аберкромби только стартовал... Так что то, что некоторым читателям показалось штампом, штампом стало только позднее, в работах Люка Скалла, Роба Хейса и тд. А Морган-то вспахивал еще не заезженную почву. Мог позволить себе набрасывать темки, не сильно ударяясь в экзотику.

Правда, недостатки — продолжения наших достоинств. Видно, что со своей книгой он поторопился. К тому же осваивал новый для себя материал и не особо понимал, где глубже копать, а где хватит намека для захвата внимания. Ведь по предыдущим его книгам в жанре НФ-боевика мы знаем, как он серьезно относится к проработке мира и не только материально-бытовым пластам, но и к идейным течения и к бэкграунду.

В «Стали» же этой глубины очень не хватает. Драконы, простите за каламбур, повисают в воздухе, Чешуйчатые никого не могут напугать за полной своей прозрачностью, кириаты ушли как-то слишком по-английски, от них и духу не осталось (А ведь мы помним, как Европа целую тысячу лет черпала из руин Античности). Есть много анахронизмов в государственном и политическом устройстве вольных городов и Империи, монгол-шууданы вообще остались словно нарисованные на холсте индейцы из «Назад в будущее-3».

И все же роман, хоть и торопливый, хорош. Он драйвовый, брутальный, с классическим аглицким юмором. Жопотрах Рингил, император и двенда получились на ура, в них веришь и эмоционально сопереживаешь. Прочие — либо статисты, либо второплановики, но прописанные хорошо — семья Рингила, солдаты и наемники, шаман.

Плюс история с двендами рассказана внятно, полно и законченно. Но осталось еще много вопросов по поводу других богов и героев. Особенно жду разъяснений про Такавача Многоликого, разгуливающего в плаще и шляпе частного сыщика, в прошлом самого опасного убийцы на Земле и еще дюжине планет. Ха-ха, мы все понимаем, кто это такой (скорее всего), но хотелось бы больше аппетитных подробностей.

Так что пусть и с некоторым авансом, книгу стоит оценивать достаточно высоко. Есть надежда на исправление первых недочетов. Не случайно, впервые в своей карьере Морган так долго работал над следующими романами цикла. Надеюсь, это время было потрачено им не зря. Хорошо, что у нас теперь есть возможность это проверить.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно, готовя обзор, я стараюсь заполнять в голове важные для меня блоки: герои, мир, атмосфера, язык написания, сама стилистика, сюжет. Когда ты не забываешь про эти компоненты, отзыв получается относительно полным и охватывает почти всё, из чего, собственно, и состоит произведение. Так вот, каждый из этих компонентов заставил меня выть от неприятия.

В этом ничего страшного — подобное бывает у всех. И кто-то просто закрывает книгу, ценя свое время, а кто-то дает ей шанс в попытке реабилитироваться и раскрыться.

Хочется начать с героев: они никакие. Им не сочувствуешь, они не вызывают эмоций, эмпатические нити обрываются, и как бы персонажи ни страдали, ты не проникаешься и толикой боли или усталости, которые нам хотят навязать. Из похожих мрачных и жестких по своей стилистике произведений мне вспоминается Стивен Эриксон с «Малазанской Книгой Павших», у которого вообще при наличии едва ли не сотен персонажей основным героем был крутой, богатый, глубокий мир. Но, несмотря на схематику обилия действующих лиц, те же Колтейн, например, или отдельно взятые персонажи или отряды из армии Малазана вызывали волнения, тревогу и сочувствие, когда сражались на последнем издыхании или переживали смерть близких людей.

У Моргана этого нет. Есть 3 заклишированных героя: Рингил — молодой красивый длинноволосый боец-гомосексуалист, который крошит всё на своём пути; Эгар — кочевник-варвар а-ля монгол или что-то около того; Арчет — чернокожая женщина-лесбиянка, советник при императоре. Каждый из них — что-то типа отщепенца или лишнего в обществе: Рингил — из-за ориентации и дебильного задиристого характера, хоть и на слуху у многих людей за счет заслуг в сражениях прошлого; под Эгара копает собственное племя и пытается изгнать его, покушается; а народ Арчет вообще свалил с планеты, и она тут осталась одна.

Некоторые из героев не против попринимать запрещенные вещества и поогрызаться в стиле рисующихся перед одноклассниками пубертатных подростков. Казалось бы, каждого из них потрепала жизнь и сейчас они не очень довольны тем, что у них есть, но их раздражение и обусловленность характеров не передаются так, как сделал тот же Майкл Флетчер в романе «Без надежды на искупление», где герои были такими же мрачными циниками, эмо и готами. Но там ты проникаешься характерами, видишь психологическую предысторию и согласно киваешь словам героев и их отношению к миру. А тут... Эмоции не переданы вообще, хотя жанр обширный и позволяет разгуляться — разные народы, разные слои общества, разные судьбы и уголки мира. Почему-то Аберкромби смог преподнести тех же северян, сильных мира сего, солдат, магов или офицеров так, чтобы они пестрили и фактурничали. У Моргана же три главных героя — это сплошной комок негатива, это один язык, то есть, это разные народности, разные расы, но они все разговаривают как один, ругаются как один, в обиходе постоянное МАТЬ ТВОЮ, кто бы ни говорил. Никаких местечковых изысков и личностных ухищрений в выборе и генерации ругательств.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: словосочетание «мать твою» в романе встречается 44 раза, а «твою мать» — еще 8. Итого — 52 раза. В романе 570 страниц, а это значит, что почти на каждой десятой странице фигурирует эта прекрасная связка. На деле всё гораздо, гораздо хуже — бывают светлые моменты, когда это словосочетание отсутствует, зато, как только наступают диалоги, едва ли не на каждой странице, а то и по два раза на страницу, ты видишь это чертово «мать твою». Я заглядывал в оригинал, и там, конечно, ругательства не чета нашим — одни факи и факинги, но это у них, там, а русский язык изобилует бойкостью фраз, особенно бранных, и подобрать что-то менее тривиальное для разбавки частоколов из «матьтвоих» можно было легко. А «мать твою» тут говорят примерно все — от кочевника до иноземки, от императора до божеств.

И здесь хочется подойти к следующему блоку, а именно — стиль и язык написания. У меня очень много претензий к языку, потому что я никак не мог войти в роман. Скрипел, пыхтел (хе-хе), но постоянно спотыкался. Я не хочу винить ни автора, ни переводчика, ни редакторов, но язык романа мне абсолютно не понравился. Помимо вышеуказанного бранного косноязычия в русском издании присутствуют омерзительный мне знак препинания — «!!!».

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: этого знака в тексте встречается больше 15. В оригинале его нет нигде.

По этому поводу у меня даже произошла небольшая перебранка в моей группе вк непосредственно с переводчиком романа, отреагировавшим на мой пост негодования об этих самых восклицательных знаках. Да, они употреблялись там, где кто-то кричал, вопил или визжал. Да, этот знак, увы, имеет место быть в русском языке, но, господи боже, насколько же он ужасен! Тебе показывают крик, а он превращается в истерические визжания, после которых ожидаешь расцарапанных рук, перекошенного лица и звуков бьющейся посуды. Короче, сугубо такой женский знак, который и встречается в основном в женских же произведениях.

Я считаю, что просто восклицательный знак выглядит более брутально и представительно, а степень ора можно определить из имеющихся событий и личностей. В ходе спора переводчик привел в пример отрывок-оригинал, и всё встало на свои места. Из деликатности я ругал автора, не зная, что там в оригинале. На деле же — это огрех русского издания. И тогда у меня знатно бомбануло.

Да, можно отругать в комментариях, мол, совсем уже читатели зажрались, докапываются до трех восклицательных, но, простите, у каждого свой порог чувствительности. Я, например, неравнодушен к эстетике знаков препинания и написанию в принципе, особенно если это вина не автора. Спрашивается, чем плох был курсив, который вполне себе внятно передает эмоции? Почему не оставить так, как в оригинале? Имеющейся диалоговой атрибуции в стиле «прокричал» и прочего здесь хватает, зачем портить прямую речь истеричными воплями? Я как будто читаю комментарии в соцсети.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: за мнение об этом знаке переводчик удалил меня их друзей и вышел из группы. Примерно так и выглядят три восклицательных знака.

Курсив в принципе потерян во многих местах, где ему следует быть по авторской задумке. Мысли, какие-то акценты на словах, эмоциональные внутренние обсуждения... Зачем нужно было от этого избавляться — для меня загадка. Курсив — очень выразительное средство, гораздо опрятнее, чем восклицательные знаки. Не могу сказать, что это прям подмена авторского стиля, но вот эти два момента как минимум искажают исконную стилистику. У нас есть Кинг с курсивом на каждой странице, есть вышеупомянутый Стивен Эриксон с курсивными мыслями. Вряд ли, конечно, сохранение пунктуации и прочего сделало бы меня лояльнее к роману, но, во всяком случае, лишний раз точно не бесило бы.

Еще, что касается стиля, это отвратительная подача характеров и попытка воспользоваться приемом детских страшилок: «В черной-черной комнате стоял черный-черный гроб». Так любил писать Лавкрафт: «Омерзительное создание вселяло кошмарный ужас и жуткий страх». Так и здесь: чтобы создать темное брутальное фэнтези, примерно каждый ругается, причем, ругается неумело, как школьник, нелепо, всё у него грёбаное и долбаное.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: «грёбаные» в романе встречаются 74 раза, «долбаные» всего 13, «хрены» и хренообразующие — 80.

Этим не придать серьезности, брутальщины и аутентичности. У того же Аберкромби северяне были и то менее цивилизованными, но как же там не резали слух и взгляд их сквернословия, которые даже после издательской цензуры смотрелись органичнее и уместнее. Здесь же от обилия однотипного и стилистически упраздненного унифицированного языка, на котором говорят все, «хрени», «гребаные» и «долбаные» просто начинают мозолить глаза. Ну правда, будто подросток выучил услышанные за углом школы фразы старшеклассников и стал постоянно их говорить. Если авторы или локализаторы думали, что это утяжелит атмосферу или будет как-то нагнетать, то... НЕТ.

И это я молчу про мат, который настолько неумело использован, настолько нелогичные ситуации провоцировали настолько смешные, ничем не обоснованные грязнющие слова, которым куда больше подошло бы смотреться в более острых сценах, что хочется забыть их и пожалеть, что эти слова не были отцензурированы до более вменяемых, хоть и ОСЛАБЛЕННЫХ, выражений. Мат детский, неуклюжий, топорный и без особенности подачи, как у того же Уоллеса или Кинга. Там хоть ты понимаешь, что этот герой — да, вот ему под стать так ругаться. У Моргана с этим не получилось.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: я не хейтер и не питаю злости к роману, автору или переводчику. Никаких планомерных предвзятых отношений. Просто... Просто так иногда бывает. НУ НЕ ПОШЛО.

Далее про стиль: сравнения. Что действительно может загубить язык и ритм повествования, так это абсолютно никчемные и псевдопоэтичные псевдокрасивости, которым уместнее смотреться у Ротфусса, Джордана или Толкина. Несколько примеров:

1. «Хейл рывком высвободил лицо из рук Рингила. Гнев от столь интимного прикосновения или, возможно, просто осознание того, что перспектива смерти отдалилась, будто разожгли в нем новое пламя».

2. «Джелим забился в крепких руках, издавая вопли, которые через равные промежутки времени прерывались нечеловеческими звуками, словно кто-то пытался вдохнуть густую грязь, когда он медленно вытянулся, будто непристойная пародия на солдата, встающего по стойке смирно перед толпой».

3. «...замер у дальней стены разрушенного склада, будто нерешительный покупатель у входа в лавку».

4. «Фрагменты головоломки мгновенно сложились, как в цирке из дюжины ухмыляющихся клоунов с размалеванными физиономиями складывается живая башня».

И эти до нелепости смешные сравнения стоят рядом с «гребаными», «долбаными», «мать твою» и прочими красивостями ТЕМНОГО ФЭНТЕЗИ.

Еще один раздражитель в тексте — система флешбэков. Это не отбивки энтером и звездочками, не выведенные в отдельный фрагмент кусочек иного времени. Нет, это всё наступает внезапно, иногда даже вклинивается между диалогами, и давай расписывать тебе, что было, да еще и с внутренними «кавычковыми диалогами». Ты переключаешься на флешбэк, а потом выныриваешь оттуда, потому что он закончился. Такое себе. Пример:

1. Эгар сжал губы. Пересчитал их по головам. Семь или восемь, идут вереницей. Шансов маловато, и время на исходе. Всадники двигались не быстро, но в том, как они ехали, и какую дорогу выбрали, ощущалась целеустремленность. Не требовалось долго наблюдать, чтобы понять: едут к дереву и могиле Эркана.

Костер беззаботно потрескивал, набирая силу.

«Ублюдки вероломные …»

На миг он слепо уставился поверх головы коня, и вместо силуэтов всадников увидел перед собой лицо Эргунда.

«Я поеду с ним, Эг. Ты же знаешь, каким становится Алраг, когда думает про отца и пьет. Глазом моргнуть не успеешь, как он полез в драку, и мне надо быть рядом, чтобы его удержать».

«Ага, – ответил Эгар, вспоминая собственную пьяную драку с молчаливым имперцем почти двадцать лет назад. – Староват он уже для такого дерьма, да?»

Эргунд бросил на него странный взгляд.

«Каждый развлекается по-своему, Эг. Кто сказал, что твой способ – лучший?»

«Я не это имел в виду».

«Нет, но…»

«Ладно, забыли. Какая разница. Присмотри за ним».

И он отправился на собрание скотоводов, с которым надеялся покончить за пару часов – к тому моменту Сула должна была разобраться с домашними делами, и в юрте его ждало бы горячее юное тело. К тому же она успела бы налюбоваться собой в высоком кириатском зеркале, что там стояло. Он подкрался бы к ней и…

Теперь, глядя на всадников, Эгар вспоминал, как от этих мыслей ощутил приятное напряжение в животе и, довольный, проследил взглядом за Эргундом, поехавшим в Ишлин-ичан.

2. «– Ваша главная проблема, – предупредил Милакар, – пройти мимо беспризорников.

Это не стало сюрпризом, по крайней мере, для Рингила. Милакар обрисовал ситуацию еще в ту первую ночь в особняке. Миляга стоял рядом с ним на балконе, и его голос звучал удрученно, с легким намеком на зависть.

«В любом другом месте ты переживал бы только из-за Стражи, а их можно купить за минет в порту. После Либерализации все изменилось. Работорговцы устроили так, что Стража в Эттеркаль не суется – заплатили всем, вплоть до Канцелярии».

Рингил ухмыльнулся.

«Это ж сколько раз пришлось отсосать».

«Ну да, ну да… – с кислым видом ответил Милакар. – Насколько я слышал...»

И далее диалоги из флешбэка, бесцеремонно воткнутые в текст. Как единичные приемы — это хорошо, но тут такое постоянно. А понимая, что границ жанр не имеет, иногда не понятно, где тебе описывают неведомую хрень, а где — переход к флешбэку.

И еще кое-что про стиль: слишком киношно и пафосно. Вместо дорогой картинки получается дешевый боевичок средней руки. Напыщенные фразы, сказанные не в тему, жесты, реакции. Всё ради красивой обёртки. Вообще, поведение у героев зачастую неадекватное — все ругаются, огрызаются, хамят, дерутся. Про битвы тоже хочется добавить: насколько обстоятельными они были у обыкавшихся уже Аберкромби и Эриксона, насколько практично действовали тамошние бойцы, экономя силы и дыхание, настолько голливудски поступают герои в сражениях Моргана. Ну прямо очередной фильм киновселенной Marvel.

Очередной триггер — это диалоги. Примерно то, что написал чуть раньше: настолько же киношно-красивые, насколько неестественные. Зачитаю пару примеров. Судите сами:

1. «– Гинг! Рингил!

При звуке отцовского голоса оба замерли в центре гостиной, на расстоянии вытянутой руки, сверля друг друга взглядами. Рингил смотрел в яростное лицо брата, смутно осознавая, что его собственное выглядит иначе – оно застыло как маска. Может, его слабая улыбка обещает насилие, и только.

– Ну? – мягко спросил он.

Гинг отвернулся.

– Она меня не просила.

– Интересно, почему.

– Эй… да пошел ты! – Опущенные руки Гинга сжались в кулаки, он неосознанно вторил гневу отца. Рингил уже видел, как такое случалось в юности. – Я пришел, чтобы узнать, не понадобится ли моя помощь.

– Ты не сможешь мне помочь, Гинг, и никогда не мог. Ты, мать твою, всегда был чересчур покорным.»

2. Из беседы императора и Арчет:

"– Наверняка он и теперь будет придерживаться той же роли.

– Ага. Будет как с Братством Памяти Девятого Племени, чтоб его… – Джирал бросил на нее мрачный взгляд. – Помнишь этих ребят, да? Я хочу сказать, ты же их застала.

– Да. Ваш дед приказал их всех казнить.

– Не искушай меня, мать твою.»

3. «– Замечательно. Знаешь, я лишь мелкий человечишка, прожил чуть больше трех десятков лет, но даже мне известно, что в мире нет существ, достойных именоваться богами. И во что же вы, уебки, так отчаянно верите, раз затеяли кровавый ритуал?

Двенда поморщился.

– Ты правда хочешь, чтобы я ответил на твою тираду?

– Мы тут, блядь, беседуем или как?!»

4. «– Рингил! – завопил Эгар прямо ему в ухо. – Убираемся отсюда на хуй!

Он судорожно втянул воздух.

– С радостью. Хватай…

– Схватил ее уже! Просто уходим, мать твою!»

И это я уж молчу про то, что это ругательство с определенным маршрутом следует писать слитно, дабы высказывание не воспринималось буквально и не с тем ударением, которое должно подразумеваться. Но тут не лекция о правилах написания матерщины.

Также неестественно и косо поданы мысли героев и их внутренняя речь:

1. – Гребаные воронакские воришки, – пробормотал он.

«Ага, но так далеко на Юго-Запад забираются еще и скаранакские изгои или какие-нибудь помешанные исследователи с Юга». Он видел скаранакские погребальные амулеты в имперских музеях, однако не смог никому объяснить, почему это вызвало у него ярость. В Ихельтете – по крайней мере, в самом городе – неплохо относились к другим верованиям, но свысока, предполагая, что Откровение превосходит их все, и это его бесило. На самом деле, имперцам было все равно, что они задевают чьи-то чувства.

«Давай-ка не будем отвлекаться, а?»

2. – Несомненно, Хангсет атаковала некая сила, имеющая в своем распоряжении технологии, которых нет у нас, и Элит считает, будто помогла ее призвать. Но ее участие в случившемся – самое большее, совпадение. Я уговорила ее повторить ритуалы, которые, как она думает, позволяют связываться с нападавшими, и, конечно, ничего не произошло.

«Это если не считать то, как у тебя мурашки по спине побежали, когда Элит стояла, прямая будто палка, перед грубым каменным изваянием на краю утеса в час перед рассветом, раскинув руки в подражание его терпеливой распятой позе, и звала, пела неистовое, неритмичное заклинание. И текучие северные слоги превращались в вопли, которые уносил яростный морской ветер, пока ты не перестала понимать, кто и какие звуки производит. Там ты услышала, как в песню вложили целую жизнь из страданий и скорби, Арчиди, и на секунду-другую – ведь правда? – тебе показалось, что холодная и жестокая сила может и впрямь ответить из-за завесы мрака и штормового ветра».

– Арчет, хватит уже. – Джирал покачал головой.

Как бы понятно, что никто никогда в жизни не будет так изъясняться, тем более — в собственных мыслях. Когда читаешь такие нелепые сравнения и канцелярщину, призванную передать атмосферу, описать какое-то событие, чью-то внешность, сообщить о том или ином факте, на ум приходят МТА, которые только-только учатся писать и совершенно не умеют использовать приемы для раскрытия лора и неких свершенных деяний.

Самое интересное в романе — эту путешествие Рингила и двенд по болотам — довольно атмосферно, эмоционально, сюрреалистично, с хорошим описанием внутреннего мира. Остальное вообще прошло мимо меня. Сам сюжет — про трех изгоев со своими миссиями, три героя, которые в конце объединятся в Великой Битве и, конечно же, дают всем звездюлей. Без каких-либо страшных последствий и потерь. Драки скудные, будто подобраны из файтингов, драчуны постоянно перекидываются нелепыми фразами, отчего накал убивается напрочь.

По итогу: заслуженные 5 баллов. Продолжение я читать не буду ни за что. «Стальные останки» — главное разочарование за последний год (вместе с «Ранней пташкой» Ффорде). Такое ощущение, что над книгой никто толком и не работал. Тьма ошибок, потерянный стиль автора, абсолютно кошмарная верстка. Какое-то наплевательское отношение к изданию, честное слово.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И хотя Ричард Морган прославился во многом благодаря своим научно-фантастическим романам, область фэнтези он также не обделил вниманием. «Страна, достойная своих героев» – трилогия, заигрывающая с темным фэнтези, но окончательно в него не скатывающаяся. По крайней мере, в первом томе.

Вот перед нами троица главных героев, которые сходу вызывают неприязнь уже одним своим существованием. Причем неприязнь как со стороны других персонажей, так и со стороны некоторых читателей. Рингил Эскиат – отпрыск благородной семьи, герой войны и отличный мечник. А еще человек нетрадиционной сексуальной ориентации, выпячивающий это на всеобщее обозрение, страдающий от посттравматического синдрома, и все время готовый бросить вызов любому человеку или обществу в целом. Арчет Индаманинармал – советница императора, герой войны и очень умная женщина. А еще она чуть ли не единственный человек в округе с черным цветом кожи, она отдает предпочтение женщинам, а не мужчинам, и является представителем расы кириатов, покинувших этот мир. Эгар Драконья Погибель – вождь Маджаков, герой войны и умелый воин. А еще человек, который ставит под сомнение традиции своего народа, который думает не как все и склонен к импульсивным поступкам. Все трое – лишние люди для своего окружения, что Морган и демонстрирует во всей красе. Да грубовато и прямолинейно, но действенно.

Сюжет разбит на три части, по одной на каждого из основных персонажей. Рингил пытается по просьбе матери отыскать кузину, отданную в рабство за долги мужа. Арчет по заданию императора стремится разобраться с таинственным нападением на портовый город. Эгар старается навести порядок в собственном племени. Все они идут своими путями, которые рано или поздно пересекутся.

Как я писал выше, роман тяготеет к темному фэнтези, но временами маятник жанровой принадлежности склоняется к обычной героике. Вот и получается, что с одной стороны в тексте встречаются жуткие моменты, в духе плачущих отрубленных голов и богов, овладевающих трупами, а мир достаточно мрачен, но с другой стороны в сюжете не чувствуется безысходности, а главных героев нельзя назвать отрицательными персонажами, максимум неоднозначными. Роман обильно сдобрен эротикой, причем зачастую однополой, что придется по вкусу далеко не всем, и об этом лучше знать заранее.

В целом впечатления остались неплохими. По факту «Стальные останки» — фэнтези-боевик, который половину книги раскачивается, а вторую половину вместе с героями несется по изгибам сюжета, с гиканьем рубя в капусту всяких супостатов. Читается легко, порог вхождения очень низкий. Мир прописан слабовато, но, судя по всему, многое будет пояснено и раскрыто в последующих томах.

Темно-героическое фэнтези качеством выше среднего. Книге не хватает какой-то изюминки, но первому тому трилогии это можно простить. Лишь бы в дальнейшем цикл предложил что-то интересное и нетривиальное.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил перечитать: новый перевод первого тома трилогии любимого автора, которую наконец-то собираются издать целиком

В итоге:

Мир.

Удивительно детально проработанный мир. Такое ощущение, что Морган живёт в этом мире, а не придумывает его.

Обширная, избыточная география с десятками топонимов, непростая политическая картина мира.

Лига свободных городов, возглавляемая городом Трелейн; вечный союзник-соперник Лиги Империя Ихельтета; на севере, как водится, племена маджакских кочевников; с десяток лет назад в мире случилась война с Чешуйчатыми, они же ящеры, они же драконы; до последнего времени в мире присутствовало высокотехнологичное племя чернокожих кириатов; также ходят легенды об Исчезнувших, они же олдрейны, они же двенда – существа с магическими способностями; где-то обитают Небожители – божества этого мира.

У городов, династий, кланов и богов есть свои интересы, слабые и сильные места, и даже подробно прописанная предыстория.

Кого же автор поселил в декорации, прописанные с дотошностью путеводителя Lonely Planet?

Три основных героя.

Рингил. Байронически-лермонтовский «лишний» человек. Высокомерный и язвительный аристократ, гей и наркоман. Герой давно минувшего сражения с посттравматическим синдромом, отвергнутый своей семьёй. Бурная криминальная молодость.

Эгар. Классический варвар-северянин, если не считать того, что маджакские кочевники вчистую списаны с монголов. Скучает по денькам юности.

Арчет. Чернокожая девушка-кириатка, учёная-советник при дворе Императора, лесбиянка, тоже злоупотребляет веществами. (Хорошо, что не калека вдобавок, а то политкорректность перешла бы в сатиру).

Вся троица, особенно Рингил, хорошо подходит под определение антигероев. Настолько хорошо, что сопереживать персонажам получается далеко не сразу.

Сюжет.

Если без спойлеров: семья вызывает Рингила из захолустья, чтобы он помог найти проданную в рабство кузину; Эгар ссорится с мстительным шаманом племени; Император отправляет Арчет расследовать странное нападение на прибрежный город.

Встречаются герои меньше, чем за сотню страниц до конца тома.

Морган, несмотря на то, что в других романах обычно ведёт одну линию, прекрасно справился и с трёмя.

Впечатления.

Жёсткий современный дарк, с неоднозначными героями, пытками, сексуальными девиациями и изобретательными кровавыми сражениями. Пару раз казалось, что я читаю новую главу из Саги о Вечном Воителе, только написанную в двадцать первом веке сценаристами HBO. Не зря казалось – в благодарностях Морган как раз и говорит спасибо за вдохновение Муркоку и его романам о Хокмуне, Коруме и Элрике.

Ну и нельзя не заметить того, что это сайнс-фэнтези в далёком будущем, использующее троп «умирающая земля». Почти все сверхъестественные события и артефакты можно объяснить продвинутыми технологиями.

В романе мощная кульминация и полноценный финал, хоть и промежуточный.

Оценка после перечитывания не изменилась

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нуарное, грубоватое dark fantasy, которое ближе к cередине книги раскрывается как необычный постапокал с участием инопланетян и архаических «богов». Т.е. часть магии — это изощренная технология, а зловещие колдуны-нелюди двенды — люди из других миров. Переводчица и писатель Наталья Осояну отмечала интересную игру слов в названии — https://t.me/magie_bizarre/73. И такая двойственность присутствует в каждом элементе романа. Многие части там — своего рода насмешка над клише героического фэнтези, но одновременно каждый такой элемент чистосердечно раскрывается, роман не теряет серьезности. Морган — жесткий, нуарный автор, и здесь он себе не изменяет.

Главный герой Рингил «Ангельские глазки» — герой прошедшей кровопролитной войны, которого все уважают, и владелец меча Друг Воронов. Но еще он мужеложец, за что в мире книги периодически сажают на кол. Эта лихая противоречивость сопровождает всю его жизнь. Война завершилась, и те, с кем он ее прошел, разбежались по разным краям карты. Моргана явно интересует послевоенная неустроенность — каждый из трех героев не может найти себе места в новом мире. Степной вождь Эгар Драконоборец трахает молоденьких девушек и просаживает жизнь, Рингил ввязывается в дурацкие приключения, а Аркет служит спецагентом у императора. Все трое найдут себе новую войну, ведь в мир вернулись тени-убийцы, двенды. Сюжет «Стали» простой, как три копейки, и полон секса и насилия, а вот игра с героями и сеттингом очень непроста. Сеттинг вообще разворачивается и расширяется дважды, показывая сложную структуру, которая Морганом в первом томе не используется. Он не пытается создать «что под Аберкромби» или «что-то под Бэккера», он создает свой забористый микс.

Если посмотреть на роман глазами консерватора, то его должно разорвать на мелкие кусочки: Рингил — гей, который страстно развлекается с приятелями и так же страстно всех крошит, а Аркет — чернокожая лесбиянка, соблюдающая при этом целибат. Есть и другие элементы, вызывающие усмешку, — например, на свой большой квест герой идет... по просьбе мамы. Сцена откровенного секса между врагом и Рингилом для мужчин тяжела. Однако это все органично растворяется внутри весьма жесткого, недружелюбного к людям мира. Язык Моргана по-нуарному красив. Проблема романа в том, что он местами переоценивает простоту фэнтези. Люди у Моргана — настоящее зло, и в это веришь моментально. Но двенды у него — это такие злые, бесчеловечные эльфы, оживляющие отрубленные головы людей просто по фану. Но они не кажутся более злыми, чем сами люди. Не кажутся они такими и Рингилу, что бы он ни говорил, — ему самой страшной вещью кажется война.

Хочется продолжения, и трилогию переиздают, начиная с этой осени, поэтому у нас есть шанс дочитать все в более полном переводе.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Огромное спасибо автору, что не стал в деталях расписывать свой мир, читатель сам выстраивает его картину из обрывков разговоров и мыслей героев. Нет занудного разбора системы магии, иными словами цикл не получился как Колесо Времени, где важен не сюжет, а прорисовка мира, отчего иногда волком выть хочется. Классно с войной с чешуйчатыми, мы о ней узнаем из диалогов, никто не пытается разжевать и в рот положить, что произошло — видно, что автор своего читателя не держит за идиота, которому прямым текстом все нужно описать.

С переводом конечно не все так гладко, даже название на русский не переводится полностью, точнее не передаёт его смысл, в тексте перевода тоже много не понравилось. Если есть возмлжность, советую оригинал.

Судя по комментариям есть претензии к ГГ, мол гомосексуалист и воин, да ещё и умудряется мужчин находить, а им мол за всю жизнь ни одного гея не попадалось — потому что не искали. Как бисексуал могу подтвердить, в почти любой компании из 10 человек найдется хотя бы один. Это может быть человек с семьёй и детьми, ярый гомофоб на словах, а на деле хочет с тобой попробовать, не обязательно гей, чаще би, такие люди есть и в вашем кругу друзей, даже если вы это упорно отрицаете. Гей-воин, тоже не вижу никакого конфликта: есть у нас геи боксеры футболисты, физруки, военные, во время проживания в США сам встречался с бойцом SWAT.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная книга! Живой язык, интересные герои, мир в который погружаешься сразу, жаль не переведены остальные. Магии особо нет, но это хорошо описано, интересны загадочные существа, вторгающиеся — так и хочется провести параллель с цивилизацией из будущего. История мира тоже описана ненавязчиво, но запоминается. С удовольствием влепил бы 10, удовольствие получил но есть ложка дегтя. Бог с ним , что герой голубой, это еще можно стерпеть, иногда с юмором обыграть (например крик Эгара, героя войны и Драконоубийцы «Мы с жопником»), в принципе это книгу не портит, в чем-то даже оригинально...но иногда автор пускается в такие описания что мерзковатенько такое читать нормально ориентированному читателю , особенно ощущения и запахи.... Слава богу таких моментов немного, но потому ставлю 9.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сие творение уникально! Но уникальность здесь тоже уникальная, ибо читать отзывы на этот опус гораздо интереснее чем само произведение, что ,на мой непритязательный взгляд, встречается крайне редко. рекомендую подумать прежде чем браться за тяжкий труд прочтения этого творения, ибо даже выключенный мозг не прибавит удовольствия от процесса.

Отдельное спасибо авторам отзывов, которые довольно подробно описали прелести романа

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга сия заблудилась в Бермудском треугольнике героической фентези, нуар-детектива и научной фантастики. Кажется, вот-вот автор вырулит к какому-нибудь определенному жанру -- а нет, не выруливает. Мне нравится такая смеcь.

А еще нравится, что, вопреки нынешней моде, автор не стал затягивать повествование на семь томов по 800 страниц — в довольно скромной книжице уместилось и три сюжетных линии с многочисленными флэшбеками, и мозгокопания, и бурные выяснения отношений, не говоря уж об «обязательной программе» из детализированных боевых и постельных сцен. И несмотря на банальнейший сеттинг, будто бы взятый из первой попавшейся ролевки, история получилась интересная.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сталь остаётся» – это фэнтезийный роман Ричарда Моргана, автора нуарного киберпанка «Видоизмененный углерод». Дебютный роман получился очень средним, неровным и скорее для фанатов киберпанк литературы, но своих читателей всё же нашёл. «Сталь остаётся» получилась в разы хуже. Сюжет пересказывать не буду – он есть в аннотации. Далее пойдут достаточно субъективные плюсы и минусы. Итак, начнём с конкретики.

1) В книге несколько основных персонажей. Первый (ГГ №1 ) – герой войны, автор книги, мисс «Ангельские глазки». Второй (ГГ №2) – легендарный вождь крутого племени диких варваров. Третья (ГГ №3) – приближённая к императору девица.

2) ГГ №1 – герой войны, который постоянно напоминает всем окружающим насколько он крут и эпичен. Ну, и соответственно все окружающие в восторге от ГГ №1 .

Цитата: «Ловкий трюк, проделанный с доподлинно кириатской элегантностью и быстротой»

Цитата:

«- Тут потребуется особенная ловкость и быстрота.

- Во мне сии качества признавали»

3) ГГ №1 изобразили на гравюре при входе в таверну. Взамен он получил постоянный номер в гостинице и стол в таверне. Может, конечно, я ошибаюсь, но будь он хоть трижды героем войны, платят обычно не тому, кого изображают, а тому, кто изображает.

4) ГГ №1 зарабатывает тем, что рассказывает истории в таверне якобы из своего «крутого и эпичного прошлого», за это ему платят по случайные прохожие. А за 3 имперские монеты с «героем» можно скрестить меч аж на 30 минут. То есть, как видите заработок у ГГ №1 крайне не постоянный, что совсем не вяжется со званием крутого и эпичного героя войны.

5) ГГ №1 написал книгу. И это притом, что на дворе дремучее Средневековье и тут не то, чтобы книгу написать, а хотя бы просто грамоту получить практически нереально.

Считай, ГГ №1 не старый человек, но уже успел стать героем войны, что как бы подразумевает, что он на мирную жизнь времени не тратил. Но при этом человек написал книгу, как сами понимаете, без знаний грамоты этого бы не получилось. На получение грамоты в средние века уходила не одна пятилетка обучения. Плюс написание самой книги, которая занимала всю сознательную жизнь писца.

Отсюда вытекает противоречие: как ГГ №1 мог быть одновременно и героем войны, и автором книги, если в Средневековье эти «титулы» были по сути взаимоисключающими?

6) ГГ №1 пошел рубить монстров, по пути он рассказывал какие они опасные и смертоносные. Само собой он пошёл один, совершенно не подготовился, никому ничего не сказал, меч взял со стойки в ножнах и даже не проверил его. Пришёл на кладбище и всех победил, особо не напрягаясь.

7) ГГ №1 говорил, что монстры (гигантские могильные черви, управляющие трупами изнутри) жутко умные и сообразительные. Но когда он пришёл на кладбище те начали вылизать из ходячих трупов и нападать в открытую. Я не понимаю, что мешало монстрам убить ГГ №1 сидя внутри трупов? Тем более что так они находились бы в большей безопасности.

Выходит не такие уж они и умные. Ну, или ГГ №1 – тупой, т.к. считает таких червей умными.

8) Автор иногда называет могильных червей слизнями. Это как бы разные понятия. Неужели автор сам не определился, каких монстров придумал?

9) Описывая монстров, автор выдал читателям всю их подноготную, которую придумал. Понимаете? Всё и сразу! Я совсем недавно читал книгу отечественного МТА, в которой монстров представляли подобным образом. Но так нельзя. Если по уму, то стоило бы постепенно рассказывать о способностях и интересных особенностях каждого отдельного монстра, постепенно открывая нам (читателям) всё новые грани этих необычных существ. Со временем превратить слухи в реально существующих опасных и смертоносных монстров.

Но нет, автор решил выдать всё и сразу, как статью из Википедии. А попутно сделал монстров не опасными противниками, а обычным расходным материалом.

10) Прозвище ГГ №1 (героя войны, человека, написавшего книгу) – «Ангельские глазки» (WTF!?!)

11) Цитата: «Конь прогарцевал вперёд на задних ногах». Автор видимо вообще не понимает, что представляет из себя конь.

12) Любое оружие, попадающее в руки главных героев, становится легендарным. Других оружий видимо в принципе не бывает.

Цитата: «Не раз и не два заставал врасплох неосмотрительного врага и был неотъемлемой частью загадки по имени Рейвенсфренд»

Цитата: «Длинное, в шесть с половиной футов, копье, знакомое солдатам всех армий и наводящее ужас на каждого, кому доводилось видеть его в деле»

13) Вторая стычка с монстрами была аналогична первой. ГГ №2 встретил и убил монстров, которые даже царапину нашему крутому вождю не оставили. Но после битвы он с крайне серьёзным видом начал рассказывать, что шесть монстров, против которых в одиночку выступил наш легендарный вождь, на самом деле очень опасные и смертоносные. В 90% случаев они убивают человека, выйдя с ним один на один.

14) Прозвище одного из персонажей – «Дар Небесный»

Цитата про него же: «Мало того, будучи по натуре человеком скромным…»

15) ГГ №1 ведёт себя, как рефлектирующий подросток в период полового созревания. Он постоянно какой-то нервный, дёрганный, нетерпеливый, постоянно пытается с кем-нибудь поспорить или оскорбить. А видь он, между прочим, герой войны. Представляете, как это неправдоподобно смотрится?

Да и ни один человек прошедший войну не мечтает снова вернуться на неё.

16) ГГ №1 не расстаётся со своим мечом даже на многолюдных городских площадях и балах, на которые приглашаются верхи общества.

17) Полнейшая безнаказанность главных героев:

а) ГГ №1 заступился за человека, который напал на стражников. Ну, как заступился… Он присоединился к нападавшему, мотивировав это тем, что стражники притесняют простых граждан. Стражники, к моему непомерному удивлению согласились с доводами ГГ №1 и поспешно ретировались.

б) ГГ №1 выплеснул городскому судье в лицо горячий чай и сильно обжёг. Обжёг судью – человека, считавшегося в средние века очень влиятельным и важным. Третий человек в городе после непосредственно правящей семьи и главного военоначальника.

в) ГГ №2 набил морду и прилюдно унизил шамана родного племени.

Кроме этого глаза постоянно резала:

- Чрезмерно напыщенная, неправдоподобная чернушность.

- Множество неудачных, а порой и лишних сравнений.

- Отсутствующая логика и крайне кривая мотивация главных героев.

И отдельно про мир книги. В романе присутствует лишь общий концепт мира, набросок, а самого мира, по сути, и нет. Но читая современных фэнтезистов, я уже привык к этому и особо не удивляюсь тому, что большинство авторов откровенно говоря халтурят. Проблема же состоит в том, что даже этот убогий концепт выглядит до боли знакомым и не предвещающим ничего интересного. Любой среднестатистический читатель фэнтези не раз и не два уже видел подобные миры в романах иных авторов.

Роман бросил где-то на середине, т.к. заинтересовать или показать мне что-то новое он не смог.

Рекомендовать могу только людям, которые не требуют от книг чего-то большего, чем просто отдых для мозга.

Оценка: нет
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эхе-хе... Давно я не писал отзывов, даже соскучился.

Наконец-таки допрочел я энтот героический фэнтези-яой. Ох уж эта мне нагнетенная интрига, ох уж это желание прочесть что-нить эдакое неординарное, перверсное.

Так вот, абсолютный гламур, сиречь «опчический обман зрения» всё это, облако одно. Разочарован. Книга глупо началась и нелепо закончилась. То, что расположилось между стартом и финалом имело неплохие шансы порадовать, если было бы развито, но, увы, всё это суетливо слито.

Итак, дебют: благородная госпожа-мама едет к черту на кулички просить сынулю-гомопедераста, изгоя и, между прочим, героя «взятия Муданьзяня», найтить дорогую кузину(которую он едва помнит), предлагая за оное деньги и, одновременно, апеллируя к семейности дела. При этом, похоже, она не слишком обеспокоена судьбой сына, привлекая его в бесспорно опасное дело. Да о чем может быть речь, ваще — она ведь обещала сестрице: Гил всё сделает!

Высокие отношения.

Да ну её в болото, маму такую. Ну, приехала бы заплаканная тётка я бы еще понял. А так очень неубедительно.

Любопытно и важно для «понимания» мотивации героя, что попервости энтузиазма от мамашиного предложения Гил не испытывает — вот, и деньги ему не нужны(надо же), и «разбирайтесь сами, у вас денег — павлины не клюют». Честь, совесть — вовсе не те мотивы, которые его ведут по нонешней жизни. Героический треп в харчевнях, «бои» с могильными зомбирующими беспозвоночными, бухлоголизм и тисканье смазливых юных блондинчиков на конюшне — вот она, пасторалька в его голове.

Но он таки соглашается к нашей вящей радошти! И надо же, какая неожиданность — вспомнив милого Милокара. Вот он, мотивчик-то.

Смешно? Смешно. Но только для привычной нам литературы, где мотивы героя принято четко, недвусмысленно указывать. А это довольно скудный наборчик, к которому у нас редко возникают вопросы, пусть мотивы эти обычно удручающе тупы, как бутафорские клинки — спасти там мир, бла-бла-бла, победить великаэ зло, свергнуть подлеца-тирана. (Найти, освободить, спасти любимого, дорогого человека — обычно самый убедительный из таковых. За родных и любимых каждый восстанет, а вот за счастие и светлаэ будуЮщее народов — исключительно немногие.)

В жизни системные мотивы куда менее благородны и вдохновенны. Это порывы, большей частью. И, в интуитивно угадываемый характер воена-мужелюбца последние вписываются. Ибо никакая это не пастораль — треп, бухло, брюшко, восхищенные юнцы, не устоявшие перед чарами мастера... Нет, хирение и ожирение не для прославленного командира Рингила, отстоявшего Гэллоус-Гэп и, через то, весь подобручный мiрЪ... «Вечный покой сердце вряд ли обрадует, вечный покой — для седых пирамид»(с). Угу, понимаем-с.

Тут у меня не возникло затруднений и я принял его согласие на предложение матери за должное. Застоялся жеребчик, решил стряхнуть пыль, разогнать кровь, захотел вновь отчетливо прочувствовать вкусы, запахи, заставить бешено биться сердце — от любви или боевого возбуждения. В этом мотивационном оформлении герой мне был понятен и симпатичен. А там ведь еще и старые счёты.

Ну а потом пошли поистине роскошные яства: кириаты, малогуманные, своекорыстные боги махаков и, конечно же, непостижимые и неодолимые двенды-олдраины. М-м-м! Прямо-таки лукуллов пир воображения!

Впервые вкус разочарования ощутился, когда двенда не смог одолеть Рингила на раз-два. Блин, эта ж двенда, ё! Он должон быть велик и могучЬ.

Затем, все эти страхи Ситлоу.:frown: Чё за...?

Сюжетные и языковые несуразности автора от этого делаются уже менее простительными. Хочется повыкаблучиваться, повыискивать глупости, навроде вылазки акийи, которых опять-таки боится «всемогущий» двенда.(???) Ну и? Зачем нужна была эта волосатая жаба со ртом миноги? М, я спрашиваю? А, ну да — чтобы поглазеть на Рингила, Ангельские Глазки, и сообщить что-там загадошное мосьё Ситлоу. Ну, то что мы все равно не знаем, что она там прокурлыкала, эт ничего, это пройдёт.

Теперь акийя больше не нужна, она уползла по команде Ричарда Моргана на место. До следующего спиритического сеанса. но что это было?

Тот факт, что я накрутил на кулак соплю симпатии к авантюристу и шалопаю Гилу — сиречь придумал бесшабашного героя, аки румяная гимназистка какая-нибудь, — привело к тому, что предательство и черная неблагодарность Гила по отношению к Ситлоу, заставили наматывать на пятерню муконазальную слизь, ибо двенду и его соплеменников мне стало реально жаль. И это еще до двендоубиения.

Не-сюжетообразующие сцены гомопедерастического секса убедили меня, что двенда и благородный гей-вояка станут тонкими и пылкими влюбленными(с размолвками, раскаяниями и прочими страстями), и что мы с рыданиями и всхлипами проживем этот душещипательный, чувственный пэйринг в сиквелах Стали.:popcorn:

Не, не станут. Гил, несмотря на то, что Ситлоу его отпустил с миром и даже с кузиной(которая в книге, как корове пятая нога.... как и Элит), устраивает бучу в харчевне.

\\[i]Создается впечатление, что иногда книга настолько не получалась у Моргана, что он начинал бухать по-черному, и дописывал с бодуна: «а нахер Ситлоу! нахер ымперию! весь мир — это экскременты и в нем не может быть хэппи-эндов».

Ну, в известной степени, это можно понять — черное фэнтези, «реализьм-натурализьм», все дела... Но именно такой порыв и нереалистичен, в Рингила он не вписывается совершенно. Т.е. абсолютно.

Автор пытается дисредитировать двенд еще раньше, живописуя ужас и омерзение бывалого воена Рингила, первого меча Гэллоус-Гэпа, сокрушителя яшпегиц-людоедов, от созерцания живых женских голов на кочерыжках. А еще раньше, Гил театрально дуется, что-де, он на положении наложницы, мол, Ситлоу ласкает его не так, как мечталось бы любой благородной леди, а несколько по-хозяйски. :lol: Умора да и только. Педики такие педики.

Но, главное-то не это. Явственно ощущается, как Морган решил развернуть сюжет на этом самом месте, но ведь более неудачное трудно себе представить. Ну, бодун же.

Всё будет тупо жестоко и бессмысленно брутально. Видно, что автор и сам понимает неубедительность момента — неожиданно начинает объяснять взбрыки героя совершенно вялой аргументацией, — де, тот не хочет повторения войны, новых смертей и жестокой несправедливости по отношению к ветеранам...это еще пуще портит книгу и приводит читателя в состояние фэйспалма. :facepalm: Тоись, даже не грядущее владычество двенд-«извергов», а новая война, сопутствующие и наследующие ей паскудства, теперь возбуждают ярость блаародную нашего героя. Твою жеж муттер![/i]//

Ну, героическое решение Гила не посылать за подмогой, а стоять «не ради славы, ради жизни на земле» вдвадцатером — это я даже комментировать не буду. Убиение олдраинов в тамошнюю «варфоломеевскую» ночь меня совсем ожесточило против Моргана — гори в аду, аффтар!

Гил — молодец(ударение добавить по вкусу), теперь вражья сила(причина мировой несправедливости) смята и отброшена. Все могут вздохнуть свободно — Ымперия, Лига и все прогрессивное человечество. Уж теперь все заживут так заживут.

Все завершается тем, что он порешил и своего первого полюбовничка, верша «справедливое» возмездие.(закатывает глаза)

И да, по прочтении я понял, что вся «линия» Аркет, её тупая болтовня с тупым императором и возня с Элит(Э-л-и-т! Прости, Мардук!) в книге просто не были нужны. Я очень рассчитываю, что Морган, в будущем, придумает применение не только её особой сексуальности, но и каким-нить иным талантам, доселе не обнаруженным.

В Эгаре проку тоже было немного, однако, читать о его и его политических конкурентов сношениях(уймись, пошляк!) с божествами, было интересно, по крайней мере.

Ну и, наконец, то, что заставит меня прочесть продолжение — аспектный шторм, водоворот альтернатив. Это обязано быть вкуснятиной. Объяснять не буду, просто в этой теме я заинтересован. Боюсь только, что у Моргана для этого не хватит дыхалки, но, может, оно и к лучшему.

Оценка 6, с жирным минусом.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная такая штука, скандальная. Собственно, автор так и задумывал.

Главный герой – гомосексуалист. И это в мире фэнтезийно-средневековом. Ориентацию героя вполне допускаю, потому что была же Древняя Греция, Рим, опять же. Но вот на описанном фоне – скорее сомневаюсь. С банально медицинской точки зрения. Вымерли бы они, аки мамонты.

Ну к этому я еще вернусь, потому что трепаться на спорные околомедицинские темы могу бесконечно, а еще хочется по-быстренькому отметить мою симпатию к этой книге: однако, красочно. Такая, яркая, но в меру. Образная, необычная. Начала читать с телефона, добралась до духомонстрика в виде сороконожки, вселяющегося в трупики и таким образом их поднимающего, бросила, вписала в список хотелок. Получила свою Черную Fantasy и уже поймала кайф… Очень, очень впечатляет воображение автора.

Да, но только в том, что не касается половых взаимоотношений персонажей.

Я, конечно, насчет голубых объективно не в курсе, так что вроде и не могу претендовать на объективность. И розовых, кстати, тоже. Там вторая главная героиня – лесбиянка. Но в эту я хоть могу поверить: представительница ушедшей расы, живущая при дворе… Там с безделья да под благотворным влиянием монарха можно и зоофилом заделаться. А вот ГГ – он, блин, воин. Да, я понимаю, в действующей армии с тетками напряженка. Но это сейчас. В теоретическом средневековом мире за армией топают обозы со всяческим необходимым и гулящими женщинами в том числе. Так что вряд ли.

Так что поразило? Номер раз: нарочитость. Автор эпатирует публику. Пока автор эпатирует, я считаю. Мне вот ни один голубой за мою жизнь не встретился. А я живу в городе с тремя миллионами населения – и это без приезжих. Ну да, я по клубам не хожу. Так ведь герой тоже не ходит. А ему что ни дядька попадается – обязательно нетрадиционной ориентации.

Номер два: там такие есть двенды, которые себя считают высшей расой. И брезгливо морщат нос с того, что ГГ давно не мыт. Что не мешает главному двенде с героем вступать в, извиняюсь, связь. И вот что любопытно: а как у двенд с антибиотиками? Не раскрыта тема инфекций разновсяческих и методов борьбы. Чегой-то автор не учел все-таки. Греки – они такие были, поведенные на эстетике и на гигиене как составляющей. Римляне тоже. Эти же мыться – не моются, а туда же: не дают им покоя радости однополого секса. Нет бы там художники какие-то или поэты. Или они идиоты, или автор не подумал, или я чего-то не понимаю.

Ну и вторая уже упомянутая достопримечательность книги – это необычные колдунства. Вот ведь прелесть:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
двенды отправили пленных на родину. В виде голов. Живых. Таких, как цветочки: в водичку ставишь, они оживают. Сказать чего-то пытаются. Забавно. Причем, что хорошо: он делает такие жестокие вещи очень комиксно: как Кук и Кинг. Не так, как Баркер.

Поясню: берем труп. И ничего в этом трупе нет эстетического, если честно. Ну мясо и мясо. Минус кровь, минус жизнь, плюс окоченение и синюшность. Эстетика отрицательная. А в комиксах они ж все такие прикольные. И просто трупики, и зомбики. Очаровашки. Как то привидение с мотором – жуткие, но симпатишные. Вот и у Моргана так же. При том, что вроде он старается натянуть на свой мир реализм, а все равно пулемет, тьфу, Черный Отряд получается. И это правильно. Иначе бы он растерял половину своей аудитории. Причем именно ту половину, которая орет за реалистичность. Господа, какая реалистичность? Разделка одной – только цельной! — курицы избавит от пристрастия к эстетике смерти не только любого колеблющегося, но и любого фаната. Грязно, противно, руки пачкаются. Фи. А обломком кости, между прочим, запросто можно вспороть себе руку, что тоже сильно неприятно.

А вот в Стали — там эстетика. Картинки. Комиксы. Что очень хорошо для отдыха и приятного времяпровождения. Но нервы тоже щекочет.

Вот, чуть не забыла. Автор настолько явно хочет эпатажу, что уже подташнивает, ну да ладно. Он решил поразить читателя сценой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сажания на кол. Ну во-первых он сам испугался, так что особенно в детали не вдавался. А во-вторых до меня эту процедуру Логинов в Колодце настолько детально донес, что я разновсяческих трепетных иностранцев с попытками углубиться в жесть могу щелкать, как семечки. Детский сад, в общем.

Мне вот так кажется, что автор – добрый и милый дядька, который даже от жены никогда не гулял. Оттого такой мачизм у него в каждой строчке, и даже которые би – все немыслимо активные. Так умиляет…

Ну и в целом по больнице: первый том эпика, завершенный логически, но с возможностью продолжения. Потому что ни герои, ни мир, ни интрига не поместились под одной обложкой. Можно, конечно, на этом и закончить, но эти люди еще живут, этот мир требует будущего, да еще и боги шибко интригуют, пришельцы атакуют, да и вообще надо же кому-то бороться за справедливость. Ну и за толерантность заодно – все же двое бисексуалов на трех героев – это много. Да, а третий – мачомэн. Жуть, в общем. Но премилая.

Автор заявляет глобальную интригу, которая почему-то завершается локальным конфликтом, оставив не совсем убранные концы. В хорошем смысле этого слова. ))) Куда делись двенды, чего наинтриговали боги, да и вообще – чем завершится глобальное колдунство… в общем, много чего автор сказать не успел. Или не захотел. Придется ждать продолжения. Может хоть колдунских презервативов надумает? )))

Мир получился удачный, но совершенно непроработанный. Очень очаговое описание: вот здесь – лужок, тут – болото, на севере – степь, а на юге – башня звездочета. Ну и в подробностях про лужок, болото, степь и башню. По мере следования мир оживает, а за пределами – размыто и серенько. Не Мартин, однако.

Тем не менее, за своеобразность (не эпатаж!) автору много простительно. Хороший игрушечный мир. Многие могут на это попенять, но черная фэнтези тем и славна, что всякие пакости там должны быть описаны симпатишно. Если бы еще не эта якобы эротика… Она вынужденная, она вылазит из рамок мира.

Вот у Баркера нетрадиционный секс выглядит совершенно нормально. И я не имею в виду исключительно гомосексуализм. Там видно, что автор вполне допускает сексуальные отношения с кем и с чем угодно: хоть с постельной тумбочкой. Да, с тумбочкой – в особенности. А Морган наэпатировал сам себя в первую очередь, вот и выбивается из картины мира. Ну да ладно, на его совести.

Читабельность портится мачизмом в описании мира всеми тремя персонажами. То есть видим-то мы мир их глазами, а глаза у них сильно застит собственное очарование. В то время, как у Аберкромби восприятие через персонажа добавляет книге рельефа, у Моргана – вызывает сомнения в реальности происходящего. Потому что тот, кто воспринимает мир теми же глазами, что и геройская троица, подобных книг не читают, они максимум после букваря возьмут что-то вроде «Последней ходки Бешеного».

Интрига подпорчена отсутствием продуманного сюжета. То есть вроде как интересно, что там дальше, но не покидает ощущения, что автор сам толком ничего не знает. Правильно, оттого не получается правильно нагнетать. Это тот случай, когда план надо хоть на один листочек написать. Ну чтоб для себя решить, где читателя пугать, а где ему разглагольствовать. Ну и чередовать, само собой.

По персонажам я вроде уже проехалась, но не поленюсь повториться: это герои ментовского боевика. И мыслят они так, и говорят они так, и действуют они где-то похоже. Да, пожалуй и сама книга похожа именно на нечто советское, вроде Ментов. Вот до чего доводит безосновательный мачизм на фоне брутальности.

И это обидно, потому что на самом деле мачо любого пола – это очень благодарный персонаж. Хотя бы потому, что его с известной периодичностью можно весело усаживать в лужу. А потом читать мораль на эту тему. А в данном случае автор явно из соображений эскапизма таких мачиков рисует. То есть, тот, кем вы хотите стать в следующей жизни, но стесняетесь попросить. Аж жалко его, чесслово!

Но он старался и честно рисовал этих террористов сексуального фронта как уж мог.

Думается, изначально гомосексуальность главного героя несла идейную нагрузку. Даже непонятно, к чему он больше взывает – к толерантности или к равноправию. Но чего-то такое сказать хотел. Если бы еще не заносило на поворотах…

Нет, я чудно отношусь к порно и совершенно толерантно – к гомосексуалистам. Я бы даже сказала, что дядек в этом вопросе понимаю куда лучше, чем теток. Хотя бы с той точки зрения, что дядьки себе ощущений добавляют, а тетки, к сожалению, наоборот. Ну это без соображений на тему эстетики и влияния общественной морали на мое личное сознание. Так, абстрагируясь. Но автор переборщил. Порно, какое бы то ни было, должно действовать возбуждающе, а не отрезвляюще. Это, простите, бред. Постельные сцены вызывают недоумение, которое гасит всю идеологию, долженствующую следовать из ориентации героя. Не нужна эта идеология, ежели така гадисть.

Но попытка была. Кроме того, декларация толерантности хорошо получилась. Да, там еще по мелочам было: попытки рассуждений на политические темы, но без углубления. Ну и про относительность бобра с ослом в лице военных действий. Хорошо так.

Душевность действительно довольно резкая, и реалистичность проявляется именно в ней, а не в брутальности происходящего. В первый раз за все то время, что я читаю про нереальные войнушки, я задумалась про относительность того, чего именно тебе лично должно государство. Можно бесконечно склочничать на лавочке, но наличие центрального отопления по каким бы то ни было тарифам и страховой медицины (да и вообще медицины) при любом состоянии здравоохранения в целом радуют меня еще больше, чем до прочтения. В общем, получила прилив оптимизма: мне определенно лучше, чем товарищам из мира господина Моргана. Мелочь, а приятно.

То бишь окунул автор по самую макiвку, проняло, так сказать. Хоть и не реалистично фактически. А цепляет. Можно даже сказать: цепляется. За эмоции, за ощущения. Может, автор порнографическими сценами просто усыплял бдительность, чтоб после подкрасться с другой стороны и наплевать в душу? Ну что ж, занятный маневр.

Как это часто бывает, погружение и душевность взаимосвязаны. Хоть и чувствуешь себя реальным человеком в нарисованном мире, но мир этот становится для тебя настоящим. Да, несмотря на размытость контуров, на 216 цветов, на корявый свет и съехавшие маски. Как дип-программа: вцепляется в подсознание и вынырнуть может только дайвер. Меня, правда, дочка вытаскивала – она в этом деле агромадный специалист. Но все равно, затягивает в книгу основательно.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ой. Ой-ёёёй. Да. Именно так все плохо. По всей видимости правы те, кто утверждает что автор который пишет в каком-либо одном жанре или поджанре и преуспевает в нем, в большинстве случаев не удается преуспеть в другом. Исключения можно пересчитать по пальцам. Увы, Морган в этот список исключений не входит. На это есть ряд причин.

Начнем с этих причин, или с плохого. Причина 1. Образ главного героя. Про ориентацию я молчу, с этим и так все понятно, что все плохо. Имя а точнее прозвище его. Рингил Ангельские глазки. Я как это прочитал, мне сразу все стало ясно. Кто дает такое прозвище главному герою? Промолчу что прозвище уже само по себе на многое открывает глаза, так еще оно не подходит сюда. Это же черное фэнтези а не «голубое». Должны же быть пределы. Причина 2. Обрывистость повествования. Не успеваешь следить за сюжетом. Порой теряешь нить, настолько все быстро происходит. Особенно это видим на примере Эгара, да и Рингил хорош тоже. Сначала он находится в степи, потом раз, и он уже спасает Рингила. Нелогичность какая-то. Да еще и при том, что вначале действие тянется медленно. Причина 3. Постельные сцены. Ну зачем!!!!!? Причина 4. Не совсем, вернее совсем неясно, кто такие Двенды и какие их мотивы. Да и образ другой расы не прописан совсем, несмотря на то, что о них достаточно много упоминай в тексте. На мой взгляд между этими тремя расами — двендами, людьми и сородичами Аркет разницы нет никакой. Причина 5. Идея с паралельными мирами. Не понял, вообще к чему это? Лишнее это здесь. Ну и причина 6. В тексте довольно много содержится упоминаний о прошлой войне с чешуйчатами. Опять не понятно — кто это, откуда? Да и мир не прописан. Хотя возможно и это будет подробнее описано в остальных романах цикла. Единственный плюс во всем романе — Аркет. Вот тут все логично и последовательно. И никаких тебе раздражающих сцен.

Как правило, после прочтения того или иного романа(неважно самостоятельного или нет), меня всегда разбирает любопытство — а что же будет дальше?. А вот тут любопытства не возникло. Дальше читать нет ни малейшего желания. Оценка 3 — за Аркет.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх