fantlab ru

Айзек Азимов «Лжец!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Оценок:
2039
Моя оценка:
-

подробнее

Лжец!

Liar!

Рассказ, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 258
Аннотация:

Новая модель робота РБ-34 (Эрби) неожиданно обрела способность читать мысли людей. С роботом работали, пытаясь разобраться в этом феномене, четыре человека.

Каждый из них просил робота открыть для него сокровенную тайну других людей.

© ZiZu
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 1987 году этот рассказ был экранизирован в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир», выпуск 12 («С роботами не шутят»). Роль Сьюзен Келвин исполнила Наталья Назарова, роль робота Эрби — Борис Плотников.


Входит в:

— журнал «Astounding Science-Fiction, May 1941», 1941 г.

— сборник «Я, робот», 1950 г.

— антологию «Human?», 1954 г.

— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.

— антологию «Doorway Into Time», 1966 г.

— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.

— антологию «Mind to Mind», 1971 г.

— антологию «Histoires de robots», 1974 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 3 (1941)», 1980 г.

— сборник «Совершенный робот», 1982 г.

— журнал «Robur 10», 1985 г.

— сборник «Мечты роботов», 1990 г.

— антологию «Space Movies II: Classic Science Fiction Films», 1996 г.

— антологию «Histoires de robots», 1997 г.

— антологию «Глубина. Погружение 25-е», 2020 г.


Похожие произведения:

 

 


Я, робот
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
Три закона роботехники
1979 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Я, робот
1991 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Том 1
1994 г.
Три закона роботехники
1999 г.
Мечты роботов
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Я, робот
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Мечты роботов
2007 г.
Я, робот
2008 г.
Я, робот
2010 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Я, робот
2019 г.

Периодика:

Astounding Science-Fiction, May 1941
1941 г.
(английский)
Robur 10
1985 г.
(венгерский)

Аудиокниги:

Я — робот
2004 г.
Глубина. Погружение 25-е
2020 г.
Я, робот
2022 г.

Издания на иностранных языках:

I, Robot
(английский)
I, Robot
1950 г.
(английский)
Human?
1954 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1965 г.
(английский)
Doorway Into Time
1966 г.
(английский)
Mind to Mind
1971 г.
(английский)
Doorway Into Time
1973 г.
(английский)
Histoires de robots
1974 г.
(французский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Mind to Mind
1974 г.
(английский)
Аз роботът
1980 г.
(болгарский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 3 (1941)
1980 г.
(английский)
Die besten Stories von 1941 — ausgewählt von Isaac Asimov
1981 г.
(немецкий)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: 2nd Series
1983 г.
(английский)
The Complete Robot
1987 г.
(английский)
Я, робот
1987 г.
(украинский)
Robot Visions
1991 г.
(английский)
Histoires de robots
1993 г.
(французский)
Space Movies II: Classic Science Fiction Films
1996 г.
(английский)
Histoires de robots
1997 г.
(французский)
Vintage Science Fiction: Stories Inspired by Landmark Films
1999 г.
(английский)
I, Robot
2009 г.
(английский)
Mind to Mind
2009 г.
(английский)
I, Robot
2013 г.
(английский)
Ich, der Roboter
2015 г.
(немецкий)
I, Robot
2018 г.
(английский)
I, Robot
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Остроумный рассказ, но немного печальный. С одной стороны он демонстрирует проблему в «Трёх законах», что как бы хорошо.

Но вот с другой. Волей не волей, человек сам так сделал и потом за ошибку почему-то решил, что т.н. «Лжец» не он – а робот. Не люблю такое, когда роботов именно эксплуатируют, не считаются как-то с ними – в общем, по всякому ущемляют, скажем так. И здесь есть это.

Отлично, что Азимов показал эту черту человеческого характера, причём не на каких-то простых людях, а на самих создателях роботов – ставки удвоенные, как вы понимаете.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, который заставляет серьёзно задуматься. Конечно, история с логической ямой-ловушкой, в которую попал разум несчастного робота, и интересна, и остроумна. Но главное в этом произведении, думается, не это.

Неожиданно оказалось, что те три Закона Роботехники, которые придумал уважаемый сэр Айзек Азимов, совершенно недостаточны для эффективного и безопасного функционирования роботов — слишком уж они общи. Возьмём, например, слово «вред» — вред ведь может быть разным: большим и маленьким, физическим и моральным, для одного человека, группы людей и всего общества, ну и т.д. А если придётся выбирать между несколькими вариантами «вреда», то как это сделать? А ещё ведь непременнейшим образом необходим блок разрешения логических противоречий, от одного из которых и пострадал бедный Эрни. В общем, не всё так просто, как видится с первого взгляда, и подумать здесь, бесспорно, есть над чем....

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Научно-технический прогресс идет своим чередом и вот уже появляется робот обладающий сверхъестественными способностями, пусть даже по причине неизвестной ошибки. Азимов мастерски обыгрывает ситуацию, даря читателю очень увлекательный рассказ. Любопытно понаблюдать ситуацию, когда ты уже не являешься единственным обладателем своих потаенных мыслей и желаний. Человеку всегда хочется принять желаемое за действительное, как бы абсурдно это не выглядело. Эрби выступает в роли некого искусителя даря свершение желаний, ранее казавшихся неосуществимыми. И люди готовы верить в иллюзию, теряя от радости голову и не удосуживаясь трезво и беспристрастно оценить ситуацию. А дело все в тех же знаменитых законах робототехники и понять это специалисту в общем-то не очень сложно, если бы не был столь заманчивым мир казалось бы сбывшихся грез и надежд.

В детстве смотрел экранизацию этого рассказа в знаменитом цикле телеспектаклей «Этот фантастический мир». Хочется отметить гениальное воплощение духа научной фантастики в визуальной форме, как для всего цикла передач в целом, так и для данного рассказа в частности.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сборнике «Я – робот» каждый рассказ – жемчужина; просто есть жемчужины крупные, есть мелкие. Этот рассказ – жемчужина очень крупная. Да, в отличие от историй про Пауэлла и Донована, где во главе стоит фантастика научная, и герои бьются над решением практических задач в условиях риска и цейтнота, и вся история приобретает смак едва ли не детектива с логическим выходом из положения и обязательным восторгом от того сколь неожиданной и простой является отгадка – этот рассказ другой. Тут тоже есть загадка, да ещё какая! Но рассказ смотрит вглубь, в человека. И именно тут центральная фигура сборника бесчувственная (как робот) Сьюзен Кэлвин раскрывается до самого костного мозга, до глубин своих душевных, в которых она конечно же остаётся женщиной с присущими ей чувствами и слабостями. И именно с таким персонажем это выглядит потрясающе. Да, женщина она непростая, до того вызывающая симпатию только как специалист, но после этой истории я почувствовал её более реальной, сложной и… симпатичной (не без тёмных углов, конечно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ибо то, что она сделала с Эрби иначе как «мстительностью» не назовёшь
– но это именно та сложность, которая ооочень женская), и после этого я понимаю, почему о роботах она говорит теплее, чем о людях –
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вот она, разочаровавшаяся в любви...

Конечно, и в других людей ситуация заставляет заглянуть, и история сама по себе интригует. Идея робота, читающего мысли, да ещё случайно получившегося таким (и в этом загадка – как?) – вещь позволившая многое показать. Многое о людях. Да, чем-то ситуация напомнила «Робот ЭЛ-76 попадает не туда», где тоже ошибка привела к лучшем результатом работы; только там – с меньшим функционалом и технических и художественных возможностей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, да, на главный технический вопрос рассказа (то самое «как?») ответа тут нет, но ведь, по-моему, он тут и не нужен – не об этом рассказ.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых известнейших рассказов Азимова и, возможно, самый сильный в сборнике «Я, робот». К тому же, экранизирован в знаменитом тележурнале «Этот фантастический мир». И, кажется, единственный, где железная Сьюзен Кэлвин даёт волю чувствам. Кстати, возможно, именно этот случай и сделал из Сьюзен железную леди.

В общем, с рассказом этим связано множество мемов, но я бы хотел заострить внимание на том, что несмотря на название, цикл «Я, робот» прежде всего о людях. Роботы здесь — для того, чтобы сыграть на контрасте. Как известно, всё познаётся в сравнении, и роботы введены в повествование Азимовым для того, чтобы показать человеческую сущность как можно ярче, максимально выпукло.

И этот рассказ иллюстрирует противоречивость человеческой натуры. Как ни крути, а угодить человеку очень трудно. На этом и играет доктор Кэлвин в финальной сцене, как бы издеваясь над бедным роботом-лжецом, загоняя его в угол человеческой логикой. Сам этот поступок, кстати говоря, очень правдоподобно изображает поведение уязвлённой женщины. Да, железная Сьюзен ведёт себя в этой ситуации очень даже по-женски.

А вообще, помнится, в «Хороводе» Азимов вводит такое понятие как разность позитронных потенциалов. Потенциалы придают вес значению того или иного Закона Роботехники: если в данной конкретно взятой ситуации потенциал Второго Закона более высок, то он может уравновесить значение Первого Закона, если потенциал Первого задан не так сильно. Хотя Первый Закон имеет больший приоритет, чем Второй.

Как мне кажется, такую же разность потенциалов можно было бы ввести и в рассказе «Лжец»: роботу нужно было выбрать те слова, которые причинили бы меньший вред тому, кто их услышал. Что называется — выбрать меньшее из зол. Однако вполне возможно, что такой алгоритм был предусмотрен, но по какой-то причине не сработал в бракованном разуме Эрби. В результате чего оба потенциала были велики настолько, что выжгли связи в бедном позитронном мозге робота.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четверо ученых случайно создали робота, способного читать человеческие мысли. Это проблема. Теперь им нужно как можно быстрее понять, где была допущена ошибка и как можно все исправить. При этом удержаться от общения с роботом так сложно, ведь каждому хочется узнать, что о нем думают коллеги.

«Лжец» считается одним из лучших рассказов в сборнике «Я, робот». При этом его название спойлерит сюжет, а сам он сам, в общем-то, не о роботах, а о людях и их взаимоотношениях. Робот здесь является фантастическим допущением, которое триггерит сюжет, но само по себе выполняет достаточно пассивную роль.

Рассказ хорошо написан, персонажи хорошо раскрыты, а Первый закон робототехники отлично продемонстрирован в действии. Пусть и с необычной стороны. Мне, правда, кажется сомнительным, что в вопросах программирования и роботостроения что-то может пойти настолько не так, что искусственный интеллект случайно научится читать мысли людей. Но это можно списать на жанровую условность.

«Лжец», как и весь сборник «Я, робот» рекомендуется всем любителям классической научной фантастики. Он гуманный, написанный с долей юмора, и, поднимающий ряд интересных вопросов о взаимоотношениях людей друг с другом и с роботами.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый сильный рассказ о роботах, на мой взгляд. И единственный, где эмоциональная броня Сьюзен Кэлвин была пробита — уже одно это делает рассказ весьма привлекательным и необычным. Автор продолжает исследования на тему поведения роботов в разных пограничных ситуациях, когда законы роботехники вступают в противоречия друг с другом, или когда непонятно, какой закон будет применен в данном случае, и будет ли. Страшно подумать, что творилось в голове у несчастного робота, когда он столкнулся с неразрешимой дилеммой.

И, конечно, особенно грустно, что робот вынужден был читать в головах ученых это:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Спрячьте ваши мысли! Они полны боли, унижения, ненависти»
. Впрочем, разве мог он прочитать что-то другое?...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, причем не столько о роботах, сколько о людях, их несовершенстве, страстях и страстишках

Тут многие упрекали Сьюзен Келвин в том, что она ведет себя неподобающе крупному ученому. Да, разумеется, Сьюзен — целый доктор наук. Но вместе с тем — слабая влюбленная женщина, а в подобном состоянии людям свойственно совершать глупости. Этим она и подкупает, а если бы делала все безошибочно, то сама стала бы похожей на автомат. А изощренная женская месть в концовке — просто блеск!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно говоря, этот рассказ только формально можно отнести к «Рассказам о роботах». На самом деле это рассказ-препарирование всеобщей лживости, всеподавляющем ЧСВ, об убивающем мысль честолюбии, о скелетах в шкафу, о том, что подтверждению своей значимости для людей важнее правды. Азимов просто проиллюстрировал эту закономерность инструментом, который был под рукой.

Показательно, каких персонажей он выбрал для этой порки: умных, квалифицированных, тех, которых в предъявленных обвинениях едва ли можно было заподозрить.

Если смотреть со стороны робота, то эта история тоже абсолютно житейская. Робот пытается всем угодить, боится сказать «нет», короче говоря, человек с отсутствующими границами. Показательно, что как и в жизни, таким людям никто помогать не собирается, их используют, а если что-то идёт не так — взваливают всю вину.

Несколько моментов покоробило меня своей грубой подачей.

Излишняя эмоциональность Съюзэн в этом рассказе и какая-то подростковая тупость. Здесь она вообще отказывалась думать и всё поняла, когда её уж совсем грубо ткнули в это носом; здесь она не специалист, а проезжавшая мимо институтка. Не ожидал, что её мозги полностью откажут от такого лёгкого щелчка.

Кроме того, мотив слов робота лежал на поверхности, я догадался о нём при первом же разговоре с роботом. Съюзэн должна была, просто обязана, подозревать такое поведение робота с самого начала.

Вот это тоже лишний ненужный мусор:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Скажешь не то, что хочет услышать человек — причиняешь ему моральный ущерб. Скажешь то, что он хочет услышать — от осознания, что ему соврали опять-таки причиняешь ему моральный вред»

Робот бы просто прочитал это в мыслях Съюзэн, а ещё вероятнее понял бы это гораздо раньше её. Такая дурацкая никчёмная концовка подпортила впечатление от рассказа.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

По надуманным причинам... такой экземпляр!.. Вот не поспоришь — психичка уж и есть! Еще эти глупые и ленивые «а, ну и пофиг» в конце.

Данный рассказ испортил после себя дальнейшие впечатления о цикле. А ведь уже был похожий финал, но там главнный герой брал на себя роль деревенского дурочка, а тут — умная женщина, как потом, скорее всего, выяснится. Но в рассказе — совершает некомпетентные поступки.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще только собираюсь прочесть данный рассказ.

Представления о нем сформированы по фильму «Этот фантастический мир» (1987г.)

Наталья Назарова роль робопсихолога сыграла блестяще.

Прекрасная актриса, ей всегда удавались драматические роли амплуа непонятых, ущемленных и мстительных женщин с «сумасшедшинкой».

Глубокая игра артиста всегда на грани. Особенно персонажей из классики.

В данном случае из золотой класскики фантастики.

Оценка: нет
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам Азимов считал этот рассказ одной из вершин серии, неоднократно переиздавал и всячески рекомендовал.

И действительно, здесь мы видим оригинальный взгляд на три закона роботехники. Как сделать человека счастливым здесь и сейчас, даже если ты знаешь, что в дальнейшем от этого будет только хуже? Перед этой дилеммой встал первый робот, читающий мысли. И в итоге описанная внутренняя борьба приведёт его прямиком к саморазрушению.

Я пишу цикл отзывов на все рассказы Азимова о роботах. И, я Вас уверяю, мои друзья — цикл — очень неровный. Есть просто великие и вечные рассказы, а есть просто очень хорошие.

И говоря о «Лжеце», я долго думал, что же в нём не так. Почему оценка — 7, а не 9 или 10?

Дело видимо в том, что я не очень люблю, когда людей в произведении в угоду основной мысли нарочито и грубо запихивают в неудобные и дискомфортные ситуации. А сюжет «Лжеца» так и просится в сценарий какой-нибудь романтической комедии с Хью Грантом или Эштоном Кэтчером, особенно эпизод с «боевой» секси-раскраской Сьюзен Кэлвин. Взрослые люди, топ-менеджеры корпорации так себя не ведут (опять же – особенно ледяная Сьюзен Кэлвин). Здесь они вообще отказываются думать. Всё это можно было реализовать, но тоньше, не так грубо.

Комплексы некрасивой девочки, которая выросла в большого учёного и отыгрывается на менее умных, но куда более счастливых людях, а единственную отдушину находит в общении с роботами – это благодатное поле, но играть на нём надо изящнее. Здесь Азимов не попал в десятку.

Итог: Тем не менее этот рассказ можно и нужно читать для понимания всей мифологии Азимовского мира роботов, не так уж он и плох. Кроме того, позже у автора ещё появится робот, читающий мысли.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если подумать гипатетически — то идеальное решение для робота — это «односторонняя» работа, которую в него запрограммируют по типу того, что было описано в «Хороводе» — действие по кругу. Иначе, в любом правиле, будут находиться изъяны, тем более если их придумает гениальный, мудрый и одновременно мелочный и продажный Человек.

В целом читал совершенно не отрываясь! Такой потрясающий фильм возник в голове, который можно было бы придумать по этому рассказу. Одновременно стало не по себе. Я обычно, читая фантастику, невольно примеряю сюжет на себя. Очень не по себе стало — живёт рядом с тобой такой робот и знает совершенно всё. Как гениально сказал сам ЭрБи в конце: «Ваши мысли находятся на поверхности головного мозга, а я вижу гораздо глубже».

И конечно совершенно гениально закончила конфликт робота и его способностей сама Сьюзан Кэлвин:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Скажешь не то, что хочет услышать человек — причиняешь ему моральный ущерб. Скажешь то, что он хочет услышать — от осознания, что ему соврали опять-таки причиняешь ему моральный вред»
.

С одной стороны конечно робота жалко, а с другой стороны — как мы видим, ничего хорошего не получилось бы из этого.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов цикла. Это своего рода идеальная научная фантастика — мощная фантастическая идея, полностью в рамках науки, но при этом — в центре стоит человек. Правда раскрываются в нем не особо приятные стороны человеческой натуры. Робот здесь — своего рода зеркало, отражение не лица, которое мы научились держать «в рамках», но мыслей, которые пока еще полностью нас «выдают».

Изображение получилось во многом неприглядным. Поэтому конец очевиден. Как там у Сапковского — говорящие зеркала бывают или лживыми или разбитыми.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивый рассказ, кажется мне несколько более сентиментальным (в хорошем смысле этого слова), чем остальные, очень впечатлил меня с эмоциональной точки зрения. Показывает, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
человеческий фактор может заставить людей потерять что-то очень ценное, также запомнился эпизод об отношении Главного Математика и Главного Робопсихолога друг к другу. Несовершенен человек!

Немного похож на рассказ «Цветы для Элджернона», который были написаны гораздо позднее (лет на 20).

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх