fantlab ru

Грегори Магуайр «Ведьма. Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
80
Моя оценка:
-

подробнее

Ведьма. Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз

Wicked: The Life and Times of the Wicked Witch of the West

Роман, год; цикл «Истории о Стране Оз»

Аннотация:

Изысканная модернистская фэнтези, смело и оригинально обыгрывающая мотивы одной из самых знаменитых сказок всех времен и народов!

История Западной ведьмы из «Волшебника страны Оз», поведанная без предвзятости сил Света...

Покорные рабы ведьмы — манчики — здесь превратились в унылых провинциалов, взыскующих преуспевания и стабильности...

Говорящие животные проявляют недюжинные политические амбиции...

А какие же роли предназначила эта версия давно знакомой всем сказки Страшиле и Железному Дровосеку, Трусливому Льву, Дороти и Тото?..

Входит в:

— цикл «Истории о Стране Оз»  >  Неканонические продолжения  >  цикл «Wicked Years»


Номинации на премии:


номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2009 // Книга фэнтези (США)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2012 // Переводной роман (США, 1995)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Ведьма: Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Wicked: The Life and Times of the Wicked Witch of the West
1996 г.
(английский)
Wicked. Son of a Witch
2008 г.
(английский)
The Wicked Years Complete Collection
2014 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фанфики бывают разные: извращенские, плохие и неудачные....Вот и этот фанфик не стал исключеним.

- Очень мало общего с исходником. Атмосфера далека от сказочной. Студенты, церковь, политика... — типичная псевдосредневековая фэнтэзя, в которую засунули знакомые имена. А уж сколько здесь расхождений: восточная ведьма была безрукой, Гудуин здесь настоящий маг, изумруды на улицах города настоящие.

- Тема зла, ради которой этот фанфик и писался, в итоге не была раскрыта. Типа это всего лишь гудвинская пропаганда, чтобы очернить оппозицию. Сестра (восточная ведьма) стала злой (из фанатичной верующей) где-то за кадром, а ГП (западная) в последних главах просто резко сошла с ума.

О чём же тогда был сюжет? Обо всём и ни о чём.

Сперва мутная религиозная предисловие о рождении ведьмы, где намекалось какое оно исчадие ада и что всех ждёт конец света.

Потом пошла студенческая жизнь, где выяснилось, что из плохого в девушке только зелёный цвет кожи, да сардоничный характер. Впрочем для некоторых это хорошо, экзотика, а о фигуре тела и внешнем виде лица автор умолчал. В общем, на фоне расистких законов Гудвина студенты учатся, ходят на свиданки и устраивают «кухонные посиделки» (эти студенты ведь такие бунтари!). В друзьях у неё «добрая волшебница».

Потом типа жизнь взрослая. Студенческие посиделки ни к чему не привели. Вроде не работает (и вообще графиня), только роется в древних легендах и находит старую книгу волшебства. Иногда встречается с НЕевреями и думает, что хорошо бы Гудвина свергнуть.

Ну, а в конце прилетает Дороти, и её домик пришибает насмерть сестру ГП. Гудвин захватывает территорию мятежного графства, расширяя свою Империю, и требует у ГП отдать книгу магии, а то казнит подругу. Та отказывается и тогда Гудвин посылает Дороти убить ведьму. Конец.

Ах да! Попаданцы! Они здесь по всюду. Мало было девочки и старика, так ещё гном, старуха и сама ведьма:

«Дело в том, что ты не отсюда и не оттуда, вернее, наоборот, и отсюда, и оттуда — из страны Оз и из иного мира. Твой отец ошибался: никакое ты не наказание за его грехи, а полукровка, представительница новой, а потому опасной породы.»

Короче,

- характеры и биографии перевраны,

- эта «предЪистория» никак не согласуется с самой сказкой,

- линии персов никуда не ведут, персы добавляются просто так, чтобы было о чём писать. Не будет ни драм с предательством, ни уговоров, ни борьбы за права животных,

- грёбаные попаданцы.

НЕ ЧИТАТЬ!

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ощущение глобальной пародии на Пратчетта — на все книги сразу: тут тебе и ведьмы, и университет, и грозный диктатор одного отдельно взятого города. Правда после первой трети роман начинает мутировать в Овода, как если бы его нарисовали диснеевские мультипликаторы, ощущение пародийности пропадает, и с каждой страницей становится все хуже и хуже.

Вообще это даже не Еськов (как я рассчитывал). Если бы Грегори Магвайр реально взял бы оригинальное произведение Баума и попытался по-другому взглянуть на происходящее в нем и его героев, могло бы получиться довольно круто. Но постмодернизм давно выдохся, и ниша занята апдайковским Кентавром. Автору не хватает таланта и стиля, он вынужден дорисовывать и дописывать, и эти дописки и дорисовки погребают под собой и Изумрудный город и трагедию Эльфабы, которая под пером Магвайра превращается даже не в фарс, а в водевиль. В книге появляется свой собственный мир, который в какой-то момент начинает отторгать все эти хрустальные башмачки и ведьмовские метлы. Магвайру даже не удается придумать, почему же ведьма зеленая и боится воды. Выдумки его жалкие и вторичные (привнесение паровоза и стрип-клубов ничего не дает, масло с водой не смешиваются), ярлычки вроде терроризма, революции и карательных отрядов легко отваливаются от баумовского оригинала, а несмешное хохмачество и паразитизм на чужом творчестве только усугубляют проблему.

Если автор хотел добавить сказке реалистичности, то тут полный провал — роман Магвайра еще менее реалистичен, чем произведение Баума. Отдельные куски из нашей реальности, криво налепленные на ткань страны Оз, выглядят откровенно аляповато и неуместно. Или он хотел заставить читателя симпатизировать Эльфабе/Бастинде? Тоже мимо: главный персонаж откровенно отрицательная, глупая, фанатичная женщина, постоянно отвечающая злом на добро.

Концепция-то неплоха, и могло получиться недурственно, если б не было написано так халтурно. Стиль у автора какой-то излишне простецкий, с широкими мазками, малочисленными деталями и архетипичными персонажами и с шаблонным поведением. Многие эпизоды существуют сами по себе, некоторые сцены и многие диалоги настолько беспомощные, что в принципе ставят под вопрос наличие у автора писательских способностей. Почти все в книге карикатурно: не революция, а Чипполино, не диктатура, а Три толстяка, не волшебство, а Мери Поппинс, не любовь, а Глубокая глотка.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть фразы, которые повторяются и повторяются в культуре, в истории, вкус которых никак не удается исследовать до конца.

Одна из таких фраз: Some are Born to Endless Night.

Магвайр написал блестящий комментарий, блестящую иллюстрацию, как мне видится.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...Давным-давно, в далёкой-предалёкой галактике, где-то в глубине североамериканского континента по дороге из желтого кирпича двигалась не спеша маленькая и скромная компания.

- Похоже, Чубакка, мы уже не на Татуине, — сказала принцесса.

Лохматый гигант схватился за голову и прорычал что-то заковыристое. Хан Соло ухмыльнулся, R2-D2 зачирикал, а золотистый Си-Трипио нагнулся и отвесил ему ласковый подзатыльник.

В это время некто притаившийся в тени (и это был совсем не мастер Йода) ошеломлённо уставился на леины туфельки.

...А задолго до этого в семье благочестивого проповедника родилась девочка, которая очень не любила умываться и отличалась зелёным цветом кожи. Закончив школу, она поступила в магический Университет. Поскольку до Гарри Поттера оставалось ещё немного времени, новоявленная студентка занялась не магией, а биологией и генной инженерией, под руководством мудрого профессора Козла, чьё имя не стоит упоминать, поскольку всё одно не запомните.

Примерно так начинается эта история.

Что можно сказать о книге? Как ни странно, «Ведьма: Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз» действительно фанфик по Бауму. Однако сторонники сказочного сериала будут огорчены недетским характером произведения (YA — секс и разнузданный образ жизни) и вольным обращением с каноном, а ожидающие дерзкого и оригинального эксперимента и нестандартного подхода — рискуют оказаться разочарованными обыденностью и предсказуемостью событий. Достоинства «Ведьмы» нивелируются задействованием чужого мира — слишком уж прямолинейно и слишком в лоб. Возможно, если бы персонажи были не столь узнаваемы, читалось бы с большим интересом — всё же определённый потенциал имеется: антиутопия о укреплении вертикали власти, социальная сатира в мире, лишь отчасти напоминающий знакомую с детства сказку о стране Оз — железная дорога, университеты и магазины, пресса, небольшие кафе, булочки с кофе по утрам, а также штурмовики, забастовки, механические слуги...

Полагаю, что книга скорее для девочек. Изрядный объём занимают посиделки и описание студенческой жизни — знакомства, шалости и обучение.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга для меня очень печальная и одновременно как свежий порыв ветра. История женщины с самостоятельным умом и страстной, сострадательной душой, не поддавшейся тирании, но с ужасом обнаружившей зло в том, чему посвятила свою жизнь. Наверное, так надо писать о юношах и девушках, посвятивших свою жизнь революции и сгоревших в ее огне. Увидеть человечность страшной ведьмы и ее трагедию. Показать, что история не все расставляет по своим местам, и Добрые Волшебницы тоже на деле занимаются отнюдь не светлыми делами.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное все в детстве читали книги про Волшебника, Изумрудный город, страну Оз и девочку Элли. Кому повезло больше, тот читал про Озму, Гудвина и Дроти. Но, конечно же, в стране советов про Фрэнка Баума почти никто ничего не знал, а все знали про г-на Волкова, который талантливо сплагиатил у Баума всё, что только можно было сплагиатить, только имена поменял.

К слову сказать, Баум написал 14 книг про страну Оз. Вполне такие симпатишные сказки, но очень уж чёрно-белые, вот вам Свет и это Добро, вот вам Тьма и это Зло и никаких оттенков.

Про оттенки подумал Грегори Магвайр в своей истории Западной ведьмы, поведанной без предвзятости сил Света.

Книга о рождении, взрослении, жизни и смерти Злой Западной Ведьмы из классической страны Оз. От этой самой страны остались только названия и герои. Магвайр рассказал ту же самую историю, что и Баум, только без детской приторности старой сказки.

Главная героиня тут не Дороти (Элли) и её спутники, а та самая Ведьма, которую Дороти убивает в оригинале, как плату за возвращение домой.

Все помнят эту блестящую, ненастоящую, до невозможности идеальную страну Оз, с дорогой из желтого кирпича?

Что такое страна Оз у Магвайра?

Это государство с налётом псевдоевропейскости где-то конца 19 века. Уже есть железная дорога, наука развивается бешеными темпами, повсюду фабрики и банки, девушки уже учатся в Университете, но ещё отдельно от юношей.

Это монархическое государство во главе с королевой Озмой, где власть, фамилия и титулы передаются по женской, материнской линии.

Это государство магии, Изумрудного города и говорящих Зверей. Государство с бедными окраинами, где живут полудикие народы, с засухами и восстающими фермерами.

Обычная, вполне реальная страна, в которую веришь не смотря ни на магию, ни на разумных Зверей.

Что такое страна Оз у Магвайра?

Это государство, во главе с узурпатором и тираном Гудвином, который свергает Озму, который начинает жестокие гонения на Зверей, который нарушает всё, что можно нарушить в стране Оз.

Это тоталитарное государство, наводнённое штурмовиками Гудвина и с возникающим, как следствие, террористическим подпольем, борющимся за права Зверей и видящим главную цель в свержении тирана.

Это государство, которое начинает разваливаться на куски.

И на фоне всего этого течёт жизнь Эльфабы, девочки, которая родилась с зелёной кожей. Родители Эльфабе достались что надо. Отец священник-унионист, положивший свою жизнь проповедям и обращению всех попавшихся под руку в унионистскую веру. Мать, особа дворянских кровей и наследница герцогства, которая очень хотела вести свободно/разгульный образ жизни, но оказалась женой фанатика.

Эльфаба хочет быть обычным человеком, но от неё либо все шарахаются из-за цвета кожи, либо изучают как диковинную зверушку из-за той же кожи. Девочка становится колючей, своевольной и замкнутой. Самый добрый кусочек книги, это студенческие годы Эльфабы, её сестры Нессарозы, которая впоследствии станет Злой Восточной Ведьмой и Глинды, которой быть Доброй Волшебницей Юга, из классической сказки Баума.

А дальше взросление и непонимание, потери, предательства, бегство от мира, возвращение к жизни и по новому кругу — потери, предательство и смерть.

Магвайр нарисовал потрясающе реалистичную картину волшебной страны, населённую обычными людьми, которые склонны к интригам, предательству, которые могут быть добрыми и злыми, которые просто люди. Героев в книге много и они люди, и они все изображены без прекрас. Ни один, пожалуй, персонаж, включая Эльфабу, не вызывает таких уж тёплых чувств. Да, ей сопереживаешь больше остальных, потому что это её история, но автор не обеляет Ведьму, он просто рассказывает почему она стала такой. Однако же злой Эльфабу тоже не назовёшь, она какая угодно, но не злая. Она человек, которого всю жизнь не понимали и предавали даже те, кто её казалось бы любил, начиная от родителей и сестры и заканчивая любимой подругой Глиндой.

Магвайр рассказал историю о том, что у всего есть две стороны и что надо получше вглядываться в оттенки.

Нестандартная, грустная, очень реальная, не смотря на всю фантастичность, сказка, на голову перепрыгнувшая свой первоисточник.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы нужно было сказать о «Ведьме» одним предложением, этим предложением было бы «Эта книга — о природе зла».

Магвайр использует тот же прием, что и Сапковский в «Последнем желании», заставляет двигаться сквозь сюжетную сетку известных сказок реалистичные тела персонажей, у которых есть история и собственные мотивы. Это, как минимум, вызывает интерес к тому, каким образом удастся реалистично «вписаться» в сказочные события, зачем, например, была построена дорога из желтого кирпича или откуда взялись крылатые обезьяны и т.д.

Скажем сразу, автору «Ведьмы» это блестяще удалось, без всяких постмодернистских кривляний и подмигиваний. Вплоть до того, что на месте схематичного мира Баума, мы видим сложную социально-политическую систему, состоящую из индустриального Гиллликина, с железной дорогой и университетом, и его стоящей на разных уровнях социальной эволюции периферии. И Гилликин, к слову, ведет себя именно так, как и нужно от него ожидать в подобных условиях, готовится поставить под свой контроль соседей и посылает экспедиции за рубинами в Квадлинию, не считаясь, мягко говоря, ни с квадлинами, ни с экосистемой их страны, а картографы, посланные в Винкус, по совместительству, как и полагается, являются солдатами.

Это, собственно, фон, на котором развиваются события книги, а вернее, проживает свою жизнь Эльфаба. И именно за такое решение замысла, не дидактически рассказать, мол, дети, мораль в том, что..., а предложить читателю самому всматриваться в текст в поисках ответов, я и поставил книге 9.

Показательно, что даже варианты ответов, что же, собственно говоря, такое зло и откуда оно берется, герои книги проговоривают между делом, ответом на вопрос, репликой в споре, в застольной беседе. Персонажи живут своей жизнью, мечтают, желают, действуют, интригуют, наконец. Автор не указывает читателям, мол, вот оно, зло, лишь показывает, как из добрых, вроде бы, намерений, выстилается дорога... мы знаем куда, в общем, она выстилается... Впрочем, далеко не все намерения добры и не все ведёт ко злу (но забыть, что первым словом Эльфабы было «ужас», трудно). Книга по-настоящему глубока и её необходимо перечитывать.

По крайней мере, мне.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Испортить ТАКУЮ сказку! Совсем не понравилось. На мой взгляд — это новеллизация комплексов автора.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе, как в стране абсурда, собрано все, что можно собрать: политика, интриги, любовь, преданность, ненависть и многое другое. Все, что было известно из детской сказки, показывается уже с другой стороны, да так, что веришь в эту другую сторону ранее известного. Веришь Западной ведьме во всем, во все ее замысли и поступки, в её желания и чаянья. Все поступки можно обосновать и Западная колдунья пытается найти объяснения всему хотя бы для себя. И вместе с ней тоже пытаешься заглянуть в себя, разобраться во всем и со всеми, всему найти причины.

И в то же время всё в книге предподнесено легко и весело, не навязчиво. Все те, с кем сталкивается Западная колдунья, запоминаются или вспоминаются сразу, без лишних объяснений. На все, что было известно с детства как зло, можно взглянуть по-другому. И это другое виденье может понравиться.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх