FantLab ru

Генри Лайон Олди «Чёрное сердце»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Голосов:
124
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрное сердце

Роман, год

Аннотация:

Похищение любимой невесты, да не одной, а вместе с братом. Движение во времени взад-вперёд, вкривь и вкось. Борьба с Уотом — чёрным адъараем из Нижнего Мира. Любовь к уродливой людоедке и кровопийце Чамчай...

Кто всё это будет расхлёбывать? Ты, Юрюн? Или твой брат, у которого чёрная дыра вместо сердца?

Ведь он — Нюргун Боотур Стремительный — всех любит. И готов без остатка засосать в Сердце-Дыру...

В произведение входит:

  • Часть третья. Брат без брата
  • Часть четвертая. В ожидании Нюргуна
  • Часть пятая. Семейная сага

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— роман «Сильные», 2016 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 294

Активный словарный запас: средний (2900 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 33 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Сильные. Книга 2. Чёрное сердце
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитано завершение дилогии «Сильные»

При всей чудовищной хитросплетенности — окончание ставит все на свои места. Повторяю снова — это одна из самых странных вещей, что я читала у Олди.

Но...неуловимо сходная с «Нам здесь жить» и «Бездной», самыми шедевральными их произведениями, глубже всего ударившими меня в самое сокровенное.

Эта дилогия, кажется, о том же самом — о людях, в гордыни собственного вторжения в законы мира рвущих нити времен и причинно-следственных связей. Как оживающий театр из Бездны и витражи патриархов, как скрученные из ниток и бусинок «мулетки от лектрючек» — так и здесь эти самые черные дыры звездных сердец, зеркала Козырева и боотурские доспехи. Архаика и современность, магия и наука, слепленные в тугой ком, перемешанные в чудовищно сильных ладонях, как две горсти разноцветного песка.

Бунт памяти, бунт времени, природы... А все потому, что гордыня познания и изменения мира — некротима и необуздываема.

Есть шанс, что вторая линия развития времен пойдет иначе, что не будет этого ничего, что ЭТОМУ суждено остаться фантомом в разуме, временной флуктуацией, казусом на линии течения времени-пространства... Но ведь было. Об этом мы прочли два тома.

Время нелинейно. За эту идею — стоит перечитать «Сильных» заново. Вот уляжется в голове — и перечитаю.

Шедевр, но самый тяжело пошедший из олдевского. Безумно восхитивший — но тяжкий именно по насыщенности смысла. От таких книг растешь изнутри — не «расширяешься» мощной, но пустой оболочкой, как боотур-дитя, а крепнешь изнутри.

Спасибо за эту книгу.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Два мира, перерастающие один в другой. Седая якутская древность, сквозь которую, как тело из ровдужной рубахи, нет-нет да и проглянет современность. «Папа — юрист, он контракт подписывал... а сам голосовал против», — кто это говорит? Нет, не бизнес-леди из Харькова. Языческая богиня, повелительница Восьмых небес. А дядюшка Сарын, Первый Человек, рассказывает боотуру Юрюну семейную «сагу о Фаарсытах». Под толстым-толстым слоем боотурского доспеха — люди, запертые в маленькой, до чёрта унылой больничной палате. Всё, что они могут — на минутку выйти, пройтись взад-вперёд по таким же унылым коридорам, а потом всё равно в палату. Цитируя классика (с изменениями): «Нет смысла вспоминать дальше, Юрюнчик. Боюсь, что картина будет одна и та же: время станет меняться, гореть, искрить, а вы все будете сидеть там, у койки... — Почему?! — Очевидно, такова ваша судьба, Юрюнчик»...

Только иногда Нюргун, Юрюн и иже с ними могут позволить себе воспоминания, как они когда-то жили на небе. Расширить сознание; превратиться в быстрый солнечный зайчик; на мгновение вернуться в вышний мир... (И то уже немало, скажем по чести). Наша Земля = кривой, искаженный образ якутского Трёхмирья, но и оно в какой-то мере = кривой образ XXI века.

Еще здесь есть переклички с «Черным Баламутом» (на уровне контекста, понятно, а НЕ текста...) Была в индийском эпосе такая героиня — уродливая ракшаси, сестра повелителя демонов Раваны. Она очень любила благородного Раму, и даже предлагала ему себя. Безвозмездно, то есть даром. Но та история была мерзкой и гадкой; тут же — все по-другому. Юрюн проникается сочувствием к Чамчай, и даже готов полюбить ее.

Кстати, сама Чамчай — и противный гопник Эсех, и повелитель зла Уот — до чего жалко их всех! Просто плакать хочется... Вот именно такой ДВУплановости и НЕоднозначности мне в «Баламуте» не хватало. Там — все просто и понятно: Пандавы плохие, Кауравы хорошие. Боги плохие, люди хорошие.

В «Сильных» неск. иначе. Здесь вообще НЕТ плохих, ведь семейная сага тем и отличается от сказаний о подвигах: родня — она даже тогда родня, когда зубы настежь и кулаком по башке. И это, пожалуй, еще хуже, чем классически-«фэнтезюшные» мечи\поединки. Хуже, зато правдивее... Бытовая рутина в сто раз круче любого Апокалипсиса. Поединок птеродактиля со звероящером (забыл уже, как они по-якутски) — всё равно обычная, житейская проза. «ПРО НАС». Ужасна (и так желанна!) жизнь в «чёрной дыре» — грязном, жестоком, зато донельзя родном мире, напоминающем наш Харьков: когда нет героев-боотуров, подвигов и счастья, а есть ученые-«улусники», смиренно работающие, изучающие то дерьмо, что творится вокруг, и не считающие свою долю невыгодной.

Одним словом, Олди в очередной раз показали: если они хотят — они МОГУТ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Нет, я им все равно, наверное, не прощу вот этого: «дядя Сарын рассказывал мне об одном семейственном боотуре. Он из набега домой вернулся, а к его жене сто женихов сватаются. Ну, боотур их и перебил стрелами» — а валентиновских дхаров там, случаем, не было?.. ;))
Но это все ж таки очень мощная книга. Мощнее, чем, например, «Многорукий бог» Логинова, хоть и написана примерно на том же материале. И как прекрасно получились главные герои (Трогательная черта: великан-тугодум боится спать, потому что «сон есть несвобода». Точные и логичные (психо-логичные!) штришки: Нюргун не любит слова. В словах выгорает смысл. Нюргун любит поступки. Действия... Не менее трогательная черта — реверансы в сторону классиков, то бишь, Теренса Хэнбери Уайта:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вот я и получил нового Пеллино... Уота», — сказал он. — «Теперь мне опять есть кого любить и с кем биться!»
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Впрочем, тот, первый, тоже не исчез бесследно — помните, как в том же «Баламуте»: вроде нет гибели — а вроде и есть она...).
В общем, по сравнению с 1-м томом — новых приключений тела здесь нет и не будет (только спуск в Нижний мир, к-рый даже «квестом» не назовешь). Зато приключения духа, мудрые философемы и интереснейшие психологемы («В геометрии нашего мира существуют не только прошлое и настоящее, но и будущее! Острей острого, как нож под лопаткой, чувствуешь собственную беспомощность: я бы, конечно, желал иного будущего, но куда деваться?»)

Вот почему читать трудно. Вот почему временами книга изматывает. Но без этого — не войдешь в соприкосновение с её миром. Не почувствуешь мысли и эмоции авторов...

Сложно. Запутанно. Местами сумбурно. И все-таки — да: несомненная удача харьковского дуэта, одна из лучших книг, что они написали в 10-х.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга хорошо закрыла историю и совсем не так, как я ожидал. Вообще, так можно охарактеризовать всю дилогию — предугадать, что произойдет через страницу невозможно. Олди не зря выбрали первобытный эпос, где местные черти сегодня скачут на тебя с колотушкой наперевес, завтра за одним столом пьте кумыс, а послезавтра уже становитесь родней. Поэтому и в книге трудно сказать, чем закончится поход в Нижний мир Юрюна, и это, безусловно, подкупает. Я уже и не припомню, когда в последний раз новая история была столь...непрозрачной, что ли. Как правило, после небольшого экскурса в сюжет, становится ясно если не финал, то уж направление развития истории. В Сильных, повторюсь, хрен такое прокатит.

Вкупе с тем, что я говорил про первую книгу дилогии, Сильные оказались очень и очень оригинальной штукой. Она не просто знакомит с малоизвестной культурой и полузабытой советской теорией, она еще и предлагает нетривиальную историю, поданную не менее оригинальным языком.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть романа «Сильные» заканчивает историю боотуров. Или?

Я бы сказал, что это стиль Олди времен их очередного эксперимента, когда выбираются новые темы и создаются миры. Революционной новизны здесь нет. Олди давно и интересно работали на мифологическом поле — по Элладе, Индии, Востоку от Багдада до Киото. В обойму теперь попал якутский эпос Олонхо. Кстати, эксперименты с использованием таежных легенд уже были, из того, что читал лично — «Сердце Пармы» Иванова и «Мэбет» Александра Григоренко.

«Сильные» в этом плане сильно отличаются кажущейся несерьезностью. Мифологический мир то и дело представляется то ли бредом больного, то ли компьютерной игрой. Но все детали исправно защелкиваются в нужном месте, а все стрелы попадают в цель.

По ходу вполне уместны экскурсы по теории академика Козырева об управлении временем. Вроде бы эту теорию раскритиковали, как не подтвержденную математически... Но, насколько можно понять, эксперименты в этом направлении активно проводятся. Поживем-увидим. Вдруг, управляя этими подвижными зеркалами, мы и впрямь научимся растягивать и ускорять время, да еще и получать из него энергию?

Что лично я бы записал в минусы этого достойного романа — небрежно прописанного тунгуса-обманщика. Уж больно похож на чукчу из анекдотов.

Да и фирменные «Олдевские» подколы вроде «заживет как на боотуре»...Все-таки подобное уже было, правда — авторы это придумали, так что прием личный, и не стоит здесь с адьярайской рожей в боотурский алас лезть.

Читается книга все-таки с изрядным трудом. Очень уж незнакомый материал с чужой терминологией. У меня было два или три подхода. Но впечатление оставляет уверенно положительное плюс интерес и к миру Олонхо, и к теории Козырева.

В общем — серьезно проработанная тема, эпические масштабы. И из прочих полезностей — наверняка много рецептов для будущей книги кулинарной фэнтези.

Читать лучше оба романа вместе, от начала первой части до конца.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сложно дать оценку этому циклу. Сказали всё и не сказали ничего.

Как у Ницше: «Книга для всех и не для кого».

Ну кому какое дело, кроме самих якутов, до якутского эпоса? А вот поди ж ты, какие характеры, какие страсти, какие горизонты! Кому какое дело до теории Козырева? А те же горизонты угрожающе молчат, мол не тычь в нас пальцами — руку оторвём по самую голову.

ЧИТАТЬ

PS

Высший класс!

Залог успеха —

Этно-джаз,

Панк-рок и техно!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если первая книга вводит в мир трёхмирья (пардон за тавтологию), то вторая погружает в него с головой... И так же внезапно завершает дилогию. Собственно, это главный её недостаток: сумбурность. В неё напихано очень много всего-- и якутская мифология, и семейная тема, и научная фантастика, и проблема «стоит ли сверхчеловеческая сила того, чтобы платить за ней человечностью»-- так что некоторые идеи, до которых читатель вроде бы должен дойти своим умом, тут проговаривают открытым текстом. «Тут у нас семейная сага!» -- декларирует один из героев. Подобные моменты не добавляют естественности действию. За семейной сагой маячит невнятная нфшная теория о времени, которое сгорает в звёздах (концепция Козырева, как любезно поясняют сноски), которая скорее путает, чем помогает понять, что происходит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Был мир трёхмирья глубоким прошлым, планетой той же Ойкумены или параллельной реальностью, созданной в разуме мальчика-аутиста, нам так и не расскажут. Не объяснят, почему Юрюн ничего не помнит о жизни в реальном мире, в отличие от своих родителей и сестры. Ну ОК.

Это, в принципе, не так важно, как...

...«Мысль семейная». Перед нами, по сути, разворачивается история трёх семей: «божественной» семьи главного героя-- Юрюна, семьи предпочитающего жить на земле Сарыча, и семьи «демонов» из нижнего мира-- Уота и ко. У каждой свои проблемы, у каждой свои болячки, причём тот факт, что они обладают сверхчеловеческими силами, только всё усложняет. Все они хотят семейного счастья, все пытаются его достигнуть, кто во что горазд. Надо ли говорить, что путь к нему очень тернист, и не из-за каких-то внешних врагов, а этих самых болячек? И первородный грех, превративший всех участников действа то ли в богов, то ли в чудовищ-- отданный для научного эксперимента ребёнок-аутист. Преданный теми, кого любил, и лишь младший брат готов за него бороться до конца. Нет, он никого не винит, но разве мир, возникший из-за предательства, может быть счастливым?

Нет, не может. И тема мессии, который принесёт себя в жертву ради спасения всех, встаёт в полный рост в конце книги. Богатырская (и магическая) сила, прославлявшаяся в фольклоре, здесь развенчивается, деконструируется, становится нечтом деструктивным, превращающим людей в чудовищ. Или, скорее, вытаскивающим спящее в душе чудовище наружу. Увы, это происходит рано, слишком рано. Хочется ещё пожить в трёхмирье, послушать препирательства двух юных стервочек, Жаворонка да Айталын, почитать о мироздании, о приключениях «слабака» (а всё из-за добродушного нрава и желания решать проблемы миром, а не силой!) Юрюна... Но действие катится к эпилогу. Вроде и благополучному, но вместе с тем пронзительному до чёртиков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотите всем добра? Хотите, чтобы никто не умер, у всех всё было хорошо? Принесите себя в жертву. И не ждите награды. Нюргун возвращает героев в реальность-- но сам исчезает из неё. Юрюн, добряк-Юрюн, всю книгу пытавшийся всех спасти и всем помочь, -- тем, кого ему в итоге удалось спасти, можно пересчитать по пальцам. И платит за возвращение в реальность он здоровьем и разумом, становясь десятилетним ребёнком с памятью старика, который не в силах забыть свою жизнь в трёхмирье и приспособиться к жизни в реальности. Вот такая грустная мораль выходит: за человечность и доброту нужно дорого платить-- самим собой. Куда проще стать чудовищем и не «усыхать»...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень стандартная вторая часть. По ней хорошо заметна искусственность разделения книги на два тома — новых сюжетных линий мало, но зато старательно и кропотливо завершаются истории и все приходят к логическому финалу. А так — здесь присутствуют абсолютно все плюсы и минусы, что есть в предыдущей книге. Единственное — боевых сцен здесь больше одной, философии тоже больше, как и событий... В целом создалось впечатление, что здесь меньше воды, меньше лишнего текста и ни одна строчка не была написана просто ради объёма. Больше индивидуальных черт у второго тома «Сильных» нет.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх