fantlab ru

Александр Абрамов, Сергей Абрамов «Всё дозволено»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Оценок:
168
Моя оценка:
-

подробнее

,

Всё дозволено

Роман, год

Аннотация:

На Гедону, планету с пятью разноцветными солнцами в небе, миражами, с подходящей для жизни атмосферой, но абсолютно безжизненную, прибывает уже третья экспедиция. Первые две закончились неудачно. На космическом субсветовике находятся четверо землян, которым и предстоит разгадать тайну загадочной планеты

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Рецензия на роман: Алексей Прийма. Все ли дозволено?



В произведение входит:


6.57 (14)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 235

Активный словарный запас: средний (2926 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Все дозволено
1973 г.
Все дозволено
1997 г.
Время против времени
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Хождение за три мира
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Wszystko dozwolone
1982 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда непросто писать отзывы на книги, которые я читал дважды: в беззаботном детстве и сейчас, в циничной взрослости. Тем более, что детство моё пришлось на времена СССР, когда фантастики было мало, переводной совсем мало, и сравнивать фантазию одного писателя с другими было довольно сложно. Каждая книга была как дверь в новый мир. И эти миры завораживали своей непохожестью на реальный, а приключения героев воспринимались как единственно верные. Теперь же, имея в читательском багаже таких классиков как Азимов, Хайнлайн, Саймак и Кларк, а в житейском — много опыта по поведению людей, многие книги советского детства кажутся и не столь оригинальными, и совсем не такими верными.

Так же случилось и с романом «Всё дозволено» отца и сына Абрамовых.

К 1973 году практически всё, что описано в книге, уже было написано. И движущиеся дороги, и миры «на минутку отстающие от нашего», и бессмертные люди, циклически проходящие стирание памяти, и цивилизация-город, застывший во времени. Пожалуй, не было только бодрых косморазведчиков, которым инструкции «не препятствуют нам участвовать в социальных переворотах на стороне угнетенных классов или народов», а впрочем, наверное, в советской фантастике было и это. Я не обвиняю авторов-Абрамовых в плагиате, но сейчас, перечитывая роман, я не раз ловил себя на желании перечитать, скажем, «Город и звёзды» Кларка. Да и «Стальные пещеры» Азимова. И «Кольцо вокруг Солнца» Саймака. И «Возвращение со звёзд» Лема. И многое другое...

Ну ладно, оставим тему заимствований. Что остаётся?

Некий странный мир, некая замкнутая цивилизация, бессмысленная не потому, что она дошла до такого (см. «Город и звёзды»), а в силу прихоти мега-супер-мозга. Который внезапно, после одной беседы с коммунистом-капитаном, понимает свою ошибку и, опять же внезапно, решается на самоуничтожение. Не мозг, а какой-то инфантильный ребёнок.

Ещё есть человеческая обслуга с вживлёнными электродами. Понятия не имею зачем. Авторы пытаются убедить меня, что механизмы никак не могут работать без сотен, а то и тысяч техников, и они убедили меня-ребёнка, но теперь-то я понимаю, что Координатор вполне бы справился сам (см. «Город и звёзды» ещё раз). Угнетённые работники нужны авторам для: 1) показа невозможности технологического рая некоммунистического толка без принуждения и эксплуатации несчастных живых индивидуумов. 2) не было бы этих «синих», о чём бы Абрамовы писали вторую половину книги?

И таких «искусственностей» довольно много. От чисто технических (почему миражи не могут проникнуть на второй этаж станции? Пусть не за счёт изменения уровня миража, а хотя бы за счёт деревьев. Напали бы зелёные на землян с верхушек деревьев.) до психологических. Больше всего раздражает как раз Капитан (судя по большой букве, это кличка у него такая. Доктор и Второй Пилот из прошлой экспедиции улетели, а Капитан — нет. Жаль. Не так похоже на «Эдем» Лема было бы). Капитан за время романа успел помечтать о: рыбалке на тихой речке, шашлычке на сабле шампура, пшеничном поле, домике в деревне и т.п. Вопрос: нафига ты такую профессию выбрал? Шёл бы в лесники или в рыбнадзор. Один раз вспомнить Землю — естественно, два раза — бывает, но столько раз как у Абрамовых — это диагноз. Остальные герои (всего их четверо) лишь слегка получше. Книгофил Библ никак не оправдывает своего прозвища. Отличить Алика от Малыша совсем невозможно, разве что один говорит Капитану «ты», а другой — нет.

В детстве я балдел от всех этих «колебателей пространства», магов, сверхлюдей и вольных, но сейчас я вижу, что их градация никак не обоснована. То ли дело «Цивилизация статуса» Шекли! Вот там да, там все классы и градации объяснены более чем. Тут же — непонятно. Если ставить целью накопление информации, если воображение ценится выше знаний о реальности, то не маги и ксоры должны быть, а художники, математики, дизайнеры одежды и т.д. (Опять я смещаюсь к «Возвращению со звёзд» и «Городу и звёздам», но что поделать, если так много пересечений?)

Итого: «Всё дозволено» — роман своего времени, но при этом ничуть то время не описывающий, то есть роман проходной, смесь-взвесь заимствований без вкуса и пользы.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочаровывает несерьезное отношение самих героев к происходящему. Как тогда это воспринимать читателю? Несерьезно. Герои и даже «капитан» ведут себя на чужой планете как дети в игрушечном магазине. Да и декорации не слишком серьезные. Фантасмагория а не фантастика. Если такое экранизировать то только как мультфильм и только для детей.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы и ах, уважаемый потенциальный читатель. В рамках модной нынче Теории поколений («бэби-бум», «X», «Y» и «Z») для последних двух категорий («Y» и «Z» — г.р. после 1983) книга, скорее всего, бесполезна. Более того, и половина «иксовцев» с «бэби-бумовцами» — буде выпадет перечитать книгу сегодня — тоже охотно сместятся в сторону негативизма восприятия (особенно те, кто хлебнул горького в лихие девяностые). Предательство редко когда прощается, а уж предательство идеалов — не прощается никому и никогда).

И это, как говорится, ЖУТКО ЖАЛЬ. Но... сразу же вспоминается фраза из фильма «Россия молодая»: «...жалью — моря не переедешь...». Н-да. Это человек — предполагает, а располагает-то — всегда кто-то из Мира Горнего. Се ля ви.

Эта книга — яркий пример печальной судьбы благих намерений, которыми — как известно — мостят дороги прямёхонько в Ад. Из традиционной литТройки («Тема + Идея + Антураж») авторы увлеклись именно последней составляющей, «наантуражились по самое нехочу», накрутили «фантастических элементов» — аж дух захватывает. В те древние времена никакого диссонанса ни с Темой, ни, тем более, с Идеей — не намечалось, вот и «отработали» вопрос оставшихся двух элементов формально, чтобы цензоры не особо суетились.

Сегодня же — в наше люто политизированное время — таких ошибок не прощают. Шашки — наголо, пики — наперевес, и вперёд, убивать своего дракона: «...а теперь с вас спросят, кто в трудные годы прислужничал, а кто болел душой, не жалея здоровья своего, понимаешь...». Увлекательное это занятие — обличать ближнего.

Но если, уважаемый потенциальный читатель, ты не склонен, так уж сходу, стрелять (на всякий случай), а уже только потом, для порядка, интересоваться, кто же это там идёт, то — ПРОЧТИ книгу. И особо обрати внимание на 6-ую главу, на заключительную, итоговую часть книги. И — когда прочтёшь — ответь себе на вопрос: «И чем же это все, интересно, отличается от сегодняшних реалий «практического переустройства мира», и где же здесь, интересно, «набившая оскомину, насквозь политизированная жвачка для простачков?».

И, вот, когда сие случится и я буду услышан (повторюсь: не «если», а именно — «когда»), с полным правом — «выдам в эфир» заранее заготовленную фразу: «...а вот теперь, Штирлиц, идите, и — уже себе — отдайте отчёт, как я вас перевербовал — за 5 минут, и без всяких фокусов...»

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В том советском прошлом, что застали многие из нас, не было недостатка в качественной фантастике. В некачественной тоже. Но ведь это не главное, да? Единственного, чего точно было не сыскать днем с огнем (хотя было, все было) – непатриотичной фантастики. Если будущее, то на Земле построен коммунизм, а если не построен, то вы читаете «Пикник на обочине», либо рассказ о прогнившем западном мире XXn-ного века. Разумеется, с аллюзией. «Все дозволено» как раз из таких.

Действие происходит на планете Гедона, куда только что прибыла советская исследовательская экспедиция. Искать на планете жизнь. И на этом пустынном куске камня, озаряемом светом аж пяти светил, они её нашли. Даже не одну.

Поиски разумных форм жизни идут быстро, и не они цель повествования. Как и множество других гуманитарно-фантастических произведений тех лет, это стремится во что бы то ни стало рассказать правду об устройстве мира и доказать преимущества коммунизма и его завета «каждому – по способностям, каждому – по труду». Доказали. Ни больше ни меньше, книга разоблачает иерархию капиталистического мира. С колокольни отлаженного всеземного коммунизма будущего, конечно. Но как изыскано она это делает!

Авторам удается удерживать читательский интерес часто, но ненадолго ускоряя темп. «Поспешай медленно». В перерывах герои делятся мнениями, а нам, темным читателям, выдают щепотками научно-технические детали. Это делается отнюдь не так «назойливо» как в «твердой» фантастике. Научным домыслам и описанию техники не отведены целые главы, они лишь ненавязчивое украшение, которое не дает забыть о принадлежности к жанру.

Социальная часть слоеного пирога проступает лишь к концу книги, до этого нас ждет исследование и даже расследование тайн местной цивилизации, яркое, по-советски оптимистичное приключение нескольких друзей. Почти наивная, местами не слишком динамичная (зато, сколько диалогов!) сказка о лучшей в мире системе правления. Но в слове «почти» в случае «Все дозволено» — весь смысл. Это чтение не о сексе и сражениях, не о предательствах, а о дружбе и справедливости, только и всего. Оно вроде сочинения «Как я провел лето», которое уже не первое десятилетие пишут в школах: легкое, простое, запоминающееся.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения книги остается немало вопросов. 1. Почему погибла самая первая экспедиция, та, что пошла навстречу одному из «солнц»? То есть, почему их гибель была допущена? 2. Что стало с гедонийцами, не принадлежащими к «расе» «невысоких», после того, как Координатор начал своеобразный холокост по приказу Учителя? О них нет более никаких упоминаний, что вызывает недоумение и большое сожаление. Неужели эти люди, Стойкий, ксор и все другие не вписываются в построение т.н. «нового общества»? Загадка... По сути, на планете уничтожено большинство ее жителей, но об этой трагедии не помнят и не говорят. Не такие уж они и плохие. Во всяком случае, интересный материал для работы коммунаров по «промыванию мозгов». 3. Оказались ли востребованными в «новом мире» Гедоны эксперименты или трансформации пространства и материи, опыты с виртуальной реальностью?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал роман в школе. Года три назад купил старое издание, перечитал. Увы, не то. Правы ученые — с возрастом снижается уровень допамина — гормона, ответственного за яркость впечатлений. И все равно, это — вещь! Особенно на фоне головачевской и пр. халтурок. Твердая девятка.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу читал первый раз в детстве и была она без конца — библиотечная книга, кому-то безумно понравился финал. Мне понравилось тогда невероятно. Роскошный боевик, причем с НАШИМИ людьми в числе главных героев. Но осталось чувство недочитанности. В гораздо более зрелые годы это произведение попалось на глаза и я его немедленно прочел. Ну что: прежних визгов не было. Но и отвращения не вызвало. Так, средненькая вещь. Не сегодняшняя книга. К сожалению. Теперь так все равно не пишут, искренне, с верой в то, что описывают.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для своего времени довольно приличный советский фантастический боевик с определенной долей политики, не без этого. В то же время это не книга сегодняшнего дня. Она не вызывает сопереживания, что так важно при чтении любого произведения. Все события воспринимаются, словно со стороны, словно со снисходительной улыбкой читателя, который прочитал много похожего, но значительно, более интересного. Кому, нравится, иногда заходить в парк советского периода лучшего желать не надо.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читано в юности, одно из первых более-менее крупных произведений. Гордость переполняла за наших коммунистических суперменов:smile:. И хотя по прошествию лет идеологическая начинка стала казаться странной, впечатление от этого не испортилось. Будет возможность — с интересом и долей ностальгии перечитаю.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный боевик. В первый раз я погрузился в книгу настолько, что абсолютно ничего не замечал вокруг. Я периодически перечитываю эту книгу — эффект остается стойким. Возможно, всё дело в том, что схемы, предложенные авторами достаточно просты, а реализованы они — несколькими взмахами кисти и очень яркими красками. Очень многое остается за кадром, и оттуда подспудно дразнит воображение читателя. Загадочные чужие миры показаны мельком — и очень в меру. Так, чтобы хотелось видеть больше. И бесконечно жаль становится после финальной разборки. Жаль, что не будет продолжения. Концовку романа, по сути, ничто не оправдывает. Она просто должна была показать: наши победили, доказали своё интеллектуальное, социальное и т.п. превосходство. Финис, как говорил товарищ Зернов. А жаль. Потенциала, заложенного в это роман, хватило бы на полновесный цикл. Эх, семидесятые...

Время было скупо на публикации — зато авторы были щедры.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, если цивилизацияне знает куда идти, то она замыкается на одном уровне. Наверное при этом внутри себя она думает, что достигла нирваны.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из первых прочитанных фантастических романов, наверное поэтому оставил очень яркие впечатления.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга была среди тех, которые в юности побудили меня писать фантастику.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя сюжет одинаков с Раем без памяти — наши в чужом мире, эта книга такого впечатления не произвела. Прочесть можно, но насчет пернечитывания еще подумать надо...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх