FantLab ru

Елена Ершова «Выход: дневник монстра»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.08
Голосов:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Выход: дневник монстра

Другие названия: Град огненный

Роман, год (сетевая публикация); цикл «Легенды Сумеречной эпохи»

Аннотация:

На окраине мегаполиса, вдали от ярких огней и сытой жизни бродит горстка беженцев: мусорщики и сантехники, дворники и разнорабочие. Погоди брезгливо морщить нос, подойти ближе, если осмелишься! Чувствуешь запах гари и сладости? Это мы – чудовища из твоих кошмаров. Армия без Королевы. Мы лишились всего: дома, надежды и смысла жизни. По нашему следу идут охотники за головами, над нами ставят опыты, а кто-то до сих пор ведет теневую войну, пытаясь вернуть контроль над идеальным оружием. Кто-то называет нас монстрами, кто-то жертвами. Мы называют себя по-прежнему – васпы. Это – наша история. Смерть не конец, а только начало…

Примечание:

Третья, самая неоднозначная часть трилогии «Выход: дневник монстра» – отчасти нуарного детектива, отчасти философии, отчасти фантастики. Роман построен как дневниковые записи и рассказывает о событиях, которые происходят через три года после романа «Царство медное». В «Выходе» много внимания уделяется рефлексии героя. А так как персонаж сам является убийцей (по крайней мере, в прошлом), то в романе нашли отражение элементы нуара – чёрного романа.

«Град огненный» — планируемое издательское название.


Входит в:




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2019 г.

Книга интересная, атмосфера в последней книге цикла накаляется, правда, акценты слегка смешаются и к вопросу: «Как остаться человеком?» добавляется вопрос: «Как стать человеком?» Наши извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что с эти всем делать?» тоже присутствуют.

К чести автора надо сказать, что она не сконцентрировала свое внимание только на васпах, и хоть и мимоходом, но напоминает нам о людях. Главный герой удивлялся, что под программу помощи для жителей северных областей попали и они – васпы. Но для меня все логично, так как жертвами эксперимента являются все жители этих земель. Большая территория стала полигонам для эксперимента, а ее жители стали подопытными кроликами: часть из них в детстве были превращены в васп, а другая часть стала объектами, на которых васпы отрабатывали свое мастерство убийц. Несколько поколений выросло в страхе перед неведомой навью и тем, что эта навь однажды придет за тобой или твоими детьми. Трудно сказать чья участь была страшнее. Можно, конечно, долго философствовать о роли простого гражданина в стране и его незавидной участи быть «рабочей пчелой» в ульи под названием «государство», но книга не об этом.

Для меня эта книга о преодолении себя, о возможности вернуться к человеческой жизни даже если всю жизнь, которую ты помнишь, ты был монстром. Автор сглаживает некоторые моменты и сдвигает постепенно центр тяжести с преступлений главного героя и всех васп на их желание изменить свою жизнь. Но так или иначе преступления, совершенные васпами, всегда будут маячить за их спинами.

Сколько их было? Сотни убитых с особой жестокостью и десятки зверски изнасилованных на каждого «взрослого» васпу и немного поменьше на молодняк. Да, это было совершено не по собственной воле. Да, это была воля совершенно других людей. Да, васпы тоже жертвы. Но недаром один из васп поднимает вопрос об искуплении перед этими людьми. Потому что, приобретая возможность жить по собственной воле, васпы приобретают и ответственность за свои поступки.

Понес ли кто-то наказание за бесчеловечный эксперимент? Нет, не понес. Тоже очень логично — автор же нам социальную фантастику написала, а не сказочку для взрослых девочек и мальчиков. Главный злодей Морташ скрылся, и никто его искать не будет, так что продолжение эксперимента возможно в другом месте и с другими людьми. Единственное, есть очень слабая надежда, что люди сделали вывод из этого всего. По крайней мере Виктор и профессор Полич осознают свою ответственность, но и они достаточно амбициозны, напористы и жаждут славы. Поэтому иди знай куда приведут их эксперименты с «живой водой». Будем надеяться, что прививку от самоуверенности и эгоизма они получили и не заиграются в Богов и будут помнить, что не всегда цель оправдывает средства.

Я не психолог и не психиатр и мне трудно судить насколько правдоподобно выглядит перерождение психопата в нормального человека, но пройти этот путь становления новой личности вместе с героем было интересно. Путь был долгий, сложный, извилистый с подъемами и падениями, со срывами. С момента, когда васпы, если перефразировать слова песни:

Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,

К небесам удивленные морды задрав:

Или с неба возмездье на нас пролилось,

Или света конец, и в мозгах перекос,

Только били нас в рост из железных стрекоз.

Кровью вымокли мы под свинцовым дождем,

И смирились, решив: все равно не уйдем!

Животами горячими плавили снег.

Эту бойню затеял не Бог — человек:

Улетающим — влет, убегающим — в бег…

Но — на татуированном кровью снегу

Наша роспись: мы больше не монстры!

Так вот от момента «Мы больше не монстры!» и до момента, когда васпы споют нам: «Наша служба и опасна, и трудна!» пройдет несколько лет, где будет реабилитационный центр, медикаменты, гласный надзор психологов и негласный надзор полиции. И еще у каждого будут сны, в которых «Дух войны» и Королева еще долго не захотят оставлять своих верных солдат.

Финал книги, не знаю, может он в чем-то наивный и пафосный. А с другой стороны, человечность и гуманность победили. Для меня это было основной идея всей трилогии — гуманность к человеку: к большому и маленькому, к хорошему и плохому, к любому.

Даже искупление для васп за все их преступления будет гуманным — нет, это не будет в духе «смыть кровью», это будет добросовестное выполнение своих служебных обязанностей для поддержания правопорядка.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2017 г.

НЕМНОГО СПОЙЛЕРОВ, МНОГО ЛИЧНОГО И ЕЩЁ БОЛЬШЕ БУКАФФ:)

«Град огненный»(в девичестве «Выход. Дневник монстра») — это третья и завершающая цикл о васпах книга. Кто такие васпы и с чем их едят (хотя они сами кого хочешь сожрут, хе-хе) подробнее можно узнать из двух первых книг серии — «Царство медное» и «Неживая вода».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если коротко, то васпы (от англ. wasp — оса) — это генно-модифицированные люди, очередная попытка человечества создать универсальных солдат, бездушных машин смерти. Эксперимент, как водится, вышел из-под контроля, и теперь бывшие рабы наводят ужас на бывших же хозяев, порождая страшные мифы и легенды.
К моменту третьей книги основные силы васп оказались уничтоженными, а выжившие официально признаны жертвами эксперимента. Для них разработана специальная программа социализации и реабилитации с целью их интеграции в общество (больше канцелярита богу канцелярита!). Одним из методов такой реабилитации является ведение васпами ежедневных записей. В форме такого дневника бывшего преторианца Яна Вереска и написан «Град...».

Лирическое отступление. Довольно необычно, что для каждой из трёх книг выбран свой, отдельный стиль написания. «Царство медное» — классическая фантастика с элементами хоррора, сказочно-мистическая «Неживая вода» и «Град огненный» — нуарный детектив от первого лица.

Начало мне далось трудновато. Но дело не в самом тексте — тут как раз всё здорово. Впрочем, как и всегда у Ершовой. Дело в моей личной неприязни к Яну. Вот не нравился он мне, не хотелось переживать ему, неинтересны были его мысли. Потому что для меня он монстр и убийца. Живя я в том мире и будь лет на десять младше запросто мог бы оказаться активным сторонником Си-Вай. Поэтому поначалу, пропуская рефлексию героя, следил за другими событиями: что случилось с Полом? Убьёт ли Ян ту шлю...(вымарано) или сдержится? Кстати, о Поле и его дневничке стоит сказать отдельно. Он написан совершенно другим языком. Дополнительно подчеркивающим характер Пола — простоватого, наивного и безобидного, вроде бы, парня. Ты уже почти проникаешься симпатией к нему как — бах! — автор напоминает что и господин офицер в прошлой жизни садист и убийца.

По-настоящему переломным моментом в отношении к васпам стала история Буна. Именно после неё я поверил что васпы искренне хотят и действительно могут измениться. Это словно рассказ бывшего наркомана, который смог преодолеть себя, влиться в общество, обрести маленькое человеческое счастье и вот уже много лет оставаться «чистым». Вообще, чем дальше «в текст», тем сильнее прослеживается аналогия между тягой васп к кровавым расправам и наркозависимостью. Потому-то в обществе и не утихают споры относительно их статуса — люди с поломанными судьбами они или бездушные орудия убийства. Вот и Виктор Торий верил, что первые. Верил настолько, что готов был рискнуть жизнью ради помощи им. И вот здесь меня удивила его жертвенность, покорность, с которой он принимал свою участь. Словно Иисус, готов был терпеть страдания ради спасения своих же мучителей. И привести их к новой жизни. Без него этой истории не было бы, хотя изначально Торий кажется обычным, не лишённым честолюбия, учёным.

Ну и наконец-то здесь, в третьей книге, раскроются все подробности появления васп, их становления и осознания себя личностями. Найдутся ответы на все вопросы, всё встанет на свои места, и история приобретёт стройность и законченность. Читать однозначно!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2017 г.

Мой любимый роман трилогии — отличное сочетание фантастики, нуара, психологической драмы и триллера. И именно его не торопятся выпустить на бумаге!

Тематика чем-то напомнила «Заводной апельсин». Но персонажи этого произведения вызывают искреннюю симпатию.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2017 г.

Трилогия Елены Ершовой «Царство медное» — своеобразное явление в отечественной фантастике. Три романа, абсолютно разных по жанру, стилистике и проблематике, удивительно гармонично живописуют мир «Сумеречной эпохи» в самых разных его проявлениях и с самых разных точек зрения.

Если в первом томе это трезвый взгляд ученого, привыкшего смотреть на все сквозь призму фактов, во втором – простодушный, почти мифологический взгляд простого деревенского парня, то в заключительной книге серии право голоса отдано самим васпам. Не даром книга называется «Выход. Дневник монстра». Тут и форма, и содержание. Это действительно дневник и подробный анализ выхода из сложившегося кризиса – одновременно. Форма выбрана крайне удачно. Дневник естественно предполагает рефлексию, и сложные философские вопросы, поднятые в романе, выглядят очень органично.

По факту читатель познакомится с двумя дневниками. Это прежде всего дневник самого Яна Вереска, личности незаурядной и легендарной даже среди васп, и это дневник Пола, из-за которого, собственно, и начинается финальная битва. Битва за право васпов называться людьми.

После завершения Дарского кризиса начинается обширная работа по реабилитации жертв чудовищного эксперимента. В Дар возвращается нормальная жизнь, без страха перед набегами нави, и саму навь также пытаются социализировать и вернуть, насколько это возможно, в человеческий облик.

Дневники – одна из многочисленных техник этой реабилитации. Программа, призванная контролировать и сдерживать агрессивные инстинкты васп. Инструмент самоанализа, позволяющий взглянуть на себя со стороны. Дневник Пола особенно интересен в этом плане. Это прямая и бесхитростная хроника событий, из которой очевидными вдруг становятся парадоксальные факты. Смертоносные васпы беззащитны в этом новом для себя мире. Скованные строгими рамками новых правил общежития, они не понимают его принципов. Убийство и запугивание – единственная знакомая им модель социального поведения. А в человеческом обществе моделей взаимодействия гораздо больше. Люди умеют не только убивать, но и лгать, обманом используя других в своих целях. В дневнике Пола прекрасно виден этот немного наивный, почти детский взгляд на мир. И дневник Пола – единственная зацепка, остающаяся у Яна Вереска после того, как Пола находят мертвым.

Жанрово роман ближе к детективу и даже политическому триллеру. В поисках убийц Пола Яну приходится обрабатывать массу информации, докапываться до подноготной собственного ближайшего окружения и ближайшего окружения Пола, выискивать истинные мотивы поступков и принимать судьбоносные решения. Как и в предыдущих романах, тут много сложных конфликтов и столкновений, от противостояния в эфире телевизионного шоу, где Ян становится пешкой в руках опытных политиков, до открытой финальной схватки. Но прежде всего это внутреннее противостояние, результатом которого должен стать решительный душевный перелом, ведущий к полному и окончательному перерождению.

Правительство может признать васпов такими же жертвами жестокого эксперимента, как и прочие люди Дара, но слова на бумаге не станут реальностью, пока васпов не признает само людское сообщество, и что более важно – пока они сами не отстоят свое право находиться среди людей.

Долгий путь к очеловечиванию идет через внутреннюю борьбу: рефлексии, сомнения, непредвзятую оценку людей со всеми их страхами, слабостями, ложью, тщеславием и жестокостью. В последней книге трилогии автор как будто спрашивает, стоит ли борьбы звание человека? Не лучше ли, не честнее остаться хищником?

И дает в финале однозначный ответ.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх