FantLab ru

Филип Дик «Исповедь недоумка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Голосов:
187
Моя оценка:
-

подробнее

Исповедь недоумка

Confessions of a Crap Artist

Роман, год (год написания: 1959)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

«Исповедь недоумка» – это история четырёх людей, каждый из которых живёт в своей вселенной и воспринимает мир по-разному. Тем не менее их жизни намертво переплетены обычным сочетанием предначертаний судьбы, случайностей и собственных конкретных действий (с упором на последние). Наиболее пронзительные сцены, где каждый персонаж, попадая в свою собственную коллизию, намеренно действует так, чтобы ещё глубже погрузиться в трясину бытия.

© Пол Уильямс

Экранизации:

«Исповедь чокнутого» / «Confessions d'un Barjo» 1992, Франция, реж: Жером Буавен



Похожие произведения:

 

 


Исповедь недоумка
2005 г.
Обман Инкорпорэйтед
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Исповедь Недоумка
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Confessions of a Crap Artist
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2009 г.

Ну вот наконец то по рекомендации фанталаба начал я чтение Филипа Дика... первой вещью стал именно этот роман... по началу думалось, что так роман не фантастический особого впечатления не произведет... оказалось на оборот.... роман «проглотил» залпом за 2 дня... Дик мастерски рисует жизнь 4-х людей, где-то с юмором, а где-то очень жестко... читая его я все ждал трагедии, которая должна развернуться, и она грянула... избави бог нас от таких спутниц жизни!

роман споконой мог быть опубликован в серии Альтернатива и смотрелся бы там просто отлично... читая его я вспоминал то С. Кинга, то И. Бэнкса... а недоумка, от имени которого ведется повествование, можно смело поставить в один ряд с главными героями «О мышах и людях», «Форест Гамп» и т.д.

Спасибо уважаемому Фанталабу за открытого автора... непременно продолжим чтение! :super:

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2010 г.

Очень хороший роман.

Должен сказать, я не питаю особого интереса к творчеству Дика, Дик-фантаст меня не увлекает... Но тут совсем другой разговор. Да, здесь нет никакой фантастики, но, думаю, дело не только в этом. Стиль автора совершенно другой. Может причина в мастерстве перевода, а может, сам писатель сознательно взял другой вид подачи – не знаю. Но результат налицо – книга у меня прочиталась влет и с удовольствием.

Видимо, исходя не из объема текста, а из персонажей и действия перед нами скорее повесть, не роман. Все начинается как довольно бытовая история. Вот странный парень Джек, он работает в центре вулканизации шин. Джека нельзя назвать сумасшедшим в полном смысле слова, но явные отклонения психики налицо. Нет, никакого буйного поведения, он вполне добродушный шизик — носит свитера по 15 лет, интересуется исключительно «научными» фактами, да и вообще считает себя интеллектуальной личностью. Проблема в том, что исследовательская патология Джека потихоньку прогрессирует, и вот уже он остался без работы, не может оплачивать свое жилье, да и сухари уже заканчиваются… Парень вынужден переехать жить к сестре и ее мужу, в их суперсовременный шикарный дом. Таким образом, мы знакомимся с другими героями повести. Постепенно выясняется, что и они обладают довольно шатким внутренним миром, зачастую на грани с психозом. То, что начиналось как симпатичная бытописательская зарисовка постепенно становится настоящей драмой судеб и крушения надежд…

Нет нужды говорить, образы персонажей удались великолепно. Каждый из них по очереди берет слово и рассказывает о событиях. Сразу скажу – милых и симпатичных героев вы здесь не найдете, к тому же атмосфера буквально вибрирует эгоистичными настроениями, душевной слабостью или жестокостью. Ну, разве что сам Джек является действительно украшением книги. Не в смысле своей положительности, а просто как идея иррационального, но не опасного в среде четко осознающих себя сил разрушения.

Замечательная психологическая проза. Неспешная завязка, драматичное развитие событий, приятный в своей безжалостности финал.

Издатели не хотели принимать у Дика рукопись романа почти 20 лет. Почему, мне осталось непонятным. Возможно, действительно, такое мрачное правдоподобие описанных характеров вызывало у них отторжение.

Итог. Теперь хочу почитать и другие реалистичные вещи Дика, которые на русский, увы, пока не переводились.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2018 г.

На самом деле Crap Artist на австралийском сленге означает болтун и сплетник. И эти два метких, ироничных определения, на мой взгляд, более точно передают атмосферность романа Ф. Дика, на страницах которого мой любимый автор так сильно разоткровенничался, разбрелся в своих героях и в бесконечных поисках в том числе и... своей Музы. Его alter ego здесь очень сложно уловить — автор как будто везде и во всех персонажах сразу. -Дик и динамичный, и выразительный, и стебовый, и едкий в своей не фантастической исповеди. Он настолько стремительно и виртуозно тасует мысли своих героев, что начинает слегка кружится голова от этой живой карусели авторских рассуждений, практических психологий и бесчисленных аллюзий на нашу жизнь. (Но это головокружение весьма приятно — текст летит Шумахером.) Более того, автор как будто — с самого начала повествования — желает периодически нежно и мягко (в очень тонкой ироничной манере) заглянуть в душу своему читателю со своими риторическими вопросами-метафорами. -А не тем ли мы в самом деле занимаемся всю нашу жизнь что выгоняем красивые стеклянные стены с видом... на пастбище?.. И может ли кто-то один -даже обладая эксцентричным и сверх взбалмошным эгоизмом- нести на своих плечах груз ответственности сразу за всех и вся?.. -Нет, не может. Все наши проблемы многоперсональны. И, право, давайте в самом деле останемся судьями только самих себя. Ведь слабые нуждаются не в порицании, а в сочувствии. А слабы, инфантильны и беспомощны здесь практически все персонажи. Любовь, сострадание и нежную отеческую улыбку автор справедливо и пропорционально делит на всех — и взбалмошная Фэй, и опрометчивый Натан, и трижды оплеванный всеми Чарли и, наконец, Джек Исидор (постоянно пульсирующий за кадром голос автора) — все они, как ни странно, достойны сожаления. И, честно говоря, не стоит путать персонажа Исидора с бесхитростным и нежным блюстителем семейного благополучия и нравственного порядка — на самом деле ироничный ярлык театрального и крайне нелепого комедианта (некий флэшбэк: австралийским сленгом разъяснить такое проще) здесь будет более уместен. В этом по сути весь смак романа: текст вкусный и манящий, как игривая вишенка на торте — свечи которого потенциально не зажгутся для одного из главных героев этого едкого экшна. И в этом весь Дик со всеми своими обтекаемыми героями: яркий, сочный, красочный — виртуозно умеющий держать интригу до самого конца.

Мои личные рекомендации — читать всем! Вне зависимости от жанровых пристрастий. Именно такой Дик всеяден и потенциально будет понятен каждому. Да — это не кипербанк Убика; не технократия Андроидов и не тяжеловесные сюрры Помутнения. Но это отлично сбитые в жанре психофилософии откровения очень умного человека, который умудрялся практически всю свою жизнь связываться именно с такими женщинами. Что он искал? (-Вдохновения? -Острых ощущений?) Или просто обладал в этих деликатных вопросах прозорливостью трехнедельного доверчивого котенка?.. А может именно в таких в самом деле и влюбляются?.. Право, оставляю эти вопросы открытыми — точно так же (вероятно, на откуп каждому читателю) как и автор оставил в свое время открытым свой финал — с множеством различных фантазий и вариаций на эти темы. Браво, Дик! И отдельное спасибо любимому автору за то, что бережно донес и такие тексты на суд критиков и читателей.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2013 г.

Итак, «Исповедь недоумка» — прекрасная не фантастическая книга, близкая к реальным событиям. По своему произведение уникально , так как чувствуется явный творческий эксперимент Филипа Дика в создании романа. Мне кажется, что на протяжении написания романа , Дик сомневался — оставить его реалистическим с малой толикой фантастического элемента или развить в конце свойственный ему полноценный фантастический стиль, но учитывая факт,что книга пролежала в столе около двадцати лет , можно сделать вывод, что автор здесь вообще не собирался прибегать к популярной в 50-ые годы в США фантастики, а собирался выступить , как классик. Только дебют состоялся,увы, намного позднее,хотя может это и к лучшему,ибо автор раскрылся в совершенно иной ипостаси.

Сюжетная линия такова, что повествование ведется от четырех героев, при этом не прерывая ,достаточно спокойного течения произведения. Но все же, есть акцент, который автор концентрирует вокруг самого главного героя своего романа — Джека, того самого недоумка, человека со странностями. И хотя главный герой , выделяется автором из заданной четверки с явным «сдвигом по фазе», но его «сдвиг» — уж очень наивный и безобидный по сравнению со сдвигами-тараканами, которые происходят в голове у остальных, как кажется ,абсолютно здоровых людей. Они такие же недоумки, как и Джек, но страшные , эмоциональные, трезворассудительные, способные к жестоким действиям и скоропалительным решениям....

Эта книга, безусловный подарок автора нам, ибо она дарит возможность познавать свою человечность и развиваться на стадии взросления, подсказывая, как не надо себя вести в захламленном рутинном обществе. Впечатления о книге остались самые положительные,поэтому рискну рекомендовать для знакомства «нового мастера» Филипа Дика...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2013 г.

Чисто технически — наиболее мастеровито написанный роман Дика из мною прочитанных. К тому же роман сделан так, что не возможно оторваться. Увлекательнее любых фантастических приключений. Обретя Великого Визионера, литература потеряла крупного мастера мэйнстрима. Зато по прочтении стало понятно, что лучшие страницы Человека в Высоком замке и Помутнения не на пустом месте взялись.

Интересно, что будучи в фантастике одним из флагманов американской Новой волны, в мэйнстриме Дик следует строгим канонам реализма. А ведь это время расцвета литературы «черного юмора» и прочих опытов постмодернизма.

Роман фабульно и атмосферой что ли почему-то напомнил «немецкие» романы В.Сирина — Король, дама, валет и Камера обскура. Особенно это касается трагической фигуры обманутого мужчины — Чарли Хьюма.

И вот еще что удивило. В предисловии сказано, что по окончании работы над книгой Дик женился на прототипе Фэй Хьюм. Ну не знаю... Связать свою жизнь с такой матерой психопаткой, зная о ней все наперед, это мазохизм какой-то чистой воды. Годов жизни Дику это явно не прибавило.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2011 г.

На счет смены стилей, да, действительно Филип Дик эксперементировал со стилем и, честно говоря тот стиль, в котором он написал Исповедь недоумка по мне гораздо лучше. Хотя признано литераторами, что все его творения выше среднего,

Но это, пожалуй, одно из самых моих любимых книг вообще. Выше всяких похвал!

Действительно стоит призадуматься, что принимать нормальным, а что нет. Ведь. если посмотреть с другой стороны — действия главного героя не кажутся настолько безумными. В каждом из героев книги были свои недостатки. Все люди разные.

До сих пор остались приятные впечатления от книжки, хочу перечитать ещё.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2010 г.

Sfumato тут пишет: «Стиль автора совершенно другой. Может причина в мастерстве перевода, а может, сам писатель сознательно взял другой вид подачи — не знаю». Нет, дело тут не в мастерстве перевода — он ничем не лучше оригинала (я сверял). И не в том, что автор взял другой стиль подачи. Просто Дик здесь был самим собой, не старался подстроиться под вкусы туповатых издателей и читателей НФ, для которых лучше то, что попроще написано. Дик ведь хотел быть нормальным писателем-прозаиком, для чего у него было всё необходимое — интеллигентность, любовь к философии, литературный стиль... но увы, ему не повезло, он не смог пробить свою прозу в издательствах. Поэтому начал писать НФ (план «Б»). Подобное было, например, с Фрэнком Заппой, который сочинял классическую музыку, но не мог добиться её исполнения ни одним оркестром и начал сочинять попсу (впрочем довольно-таки интеллектуальную), которую смог издать на пластинках; а впоследствии вновь вернулся к классике. Аналогичная судьба была и у Филипа Дика, который стал известен благодаря своей НФ-попсе (впрочем, довольно-таки интеллектуальной попсе).

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2008 г.

Очень своеобразная вещь, хотя Дик здесь и пишет в канве реализма, он использует всё те же приёмы, что и в фантастических романах. Книга о человечности, достойная самых высоких оценок и вполне сравнимая вершинами вроде «Ловца во ржи», но, увы, не получившая такой популярности, как фантастические работы Дика.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2017 г.

Может показаться кощунственным, но как же я благодарен издательствам, которые в свое время единогласно не допустили этот и другие нефантастические романы автора в печать! Как прекрасно, что Ф. Дик пошел в своем творчестве по пути «плана Б», ведь, возможно, только благодаря этому мир увидел целую плеяду прекрасных фантастических произведений автора!

Теперь по сути романа: поддерживает интерес от начала и до конца, несмотря на то, что интриги практически нет. Оригинальна модель повествования от четырех героев произведения, где-то читал по психологии: чтобы лучше понять человека, его мотивы, нужно поставить себя на его место, вжиться в образ. Нечто подобное выполнил и Дик, что, по-моему, у него добротно получилось. Женский образ Фэй, уверен, списан с какой-то из его любимых жен, а доставались почему-то Дику только стервы).

Сам автор заявлял как-то в интервью, что ассоциирует себя с Джеком, братом Фэй (он смотрит на жизнь не так, как обычные люди, не лжет, не ищет выгоды, не плетет интриг; он искренен, наивен и немного глуп). На мой же взгляд, Дик вложил частичку себя также и в слабовольного героя-любовника, угодившего в женские сети.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2018 г.

Сложно сказать, когда в мои руки попала первая книга Филипа Киндреда Дика. Возможно, это был рассказ, а может быть нечто серьёзное, или наскучившие всем андройды с электроовцами, которых теперь можно встретить в списке книг, обязательных для расширения сознания (чего только не сделает красивая экранизация с романом, о котором Станислав Лем отозвался, как о грубой подделке, добавив, что автор Убика просто не может этого не понимать -)). Так или иначе, я был тронут и покорен настолько, что и по сей день Филип Дик остаётся моим любимым писателем, донкихотом своего времени, пытающимся пролезть в игольное ушко, привнести в фантастику золотого века нечто совершенно новое, основав новую волну.

Это может показаться странным, но для такого блестящего визионера как Филип Дик, фантастика никогда не была тем самым единственным жанром, в котором он хотел бы писать. В 1955 публикуется его дебютный роман Солнечная Лотерея, а уже в 59-м он заканчивает свою Исповедь недоумка, и только спустя практически 20 лет ему удаётся её опубликовать. Даже когда вы всемирно известный писатель, у вас есть «Небьюла» и «Хьюго», и вы наконец-то можете свободно печататься в жанре научной фантастики, вам всё равно дико трудно дебютировать в чём-то ещё.

Каждый писатель пишет о себе. Если вы откроете биографию Филипа Дика (а она сейчас доступна в свободной продаже, вернее её версия от Эммануэль Каррер) – вы без труда разглядите протоптанные героями дорожки, перестанете удивляться, почему они так часто работают в магазинах виниловых пластинок или же не покладая рук ночами пишут свои рукописи, принимая ампер.

Но всё это будет неполным, пока вы не соедините биографию с уже упоминаемой ранее Исповедью Недоумка. Если мы называем Валис не иначе как «Евангелие от Филипа Дика», то у Исповеди Недоумка есть все шансы стать Ф. Диковой «Невыносимой легкостью бытия». В конце концов, заканчивая словами автора, «мы все здесь недоумки — просто нужно честно распределять вину.»

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2009 г.

Дик умудряется быть и массовым, и уникальным. Самый оригинальный фантаст, и оригинальный в принципе писатель.

Любопытный факт: среди наиболее воруемых из магазинов книг в америке на первом месте почему-то оказался Дик.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2007 г.

Одна из немногих не фантастических работ Дика. Показалась скучной.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2016 г.

События в этой предельно реалистичной книге излагаются с точки зрения четырех людей. Опять перед нами люди, которые фантастически успешно портят свою жизнь, опять скучные рассуждения на всякие бытовые темы. Самая интересная часть — это то, что написано от лица парня с альтернативно устроенным умом. В какой-то степени он из всех героев самый нормальный человек. А то, что он верит в инопланетян и страшных зеленых чудовищ — ну, другие тоже верят во всякие сверхъестественные существа.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх