fantlab ru

Павел Майка «Człowiek obiecany»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.25
Оценок:
4
Моя оценка:
-

подробнее

Człowiek obiecany

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
польский (1)
/тип:
книги (1)


Издания на иностранных языках:

Człowiek obiecany
2016 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сила любви»

Рецензия на «Метро 2033: Человек обетованный» Павла Майки

Дилогию «О Единомыслящих» по праву можно назвать самым многострадальным циклом «Вселенной Метро 2033». Даже выходящей прямо сейчас парижской трилогии, с её явными расхождениями с привычным каноном, которую мы едва ли увидим на русском языке, повезло больше.

Судите сами: «Район обетованный» был первым романом о Польше 2033 года, а на русский раньше перевели «Бездну». Да и ждать пришлось выход романа Павла Майки в России целых пять лет. «Человек обетованный» и вовсе отказались выпускать из-за скромных поначалу продаж первой части, а сейчас, когда я пишу эту рецензию, а на дворе заканчивается весна 2021 года, надежда на выпуск перевода едва теплится, ведь серию заморозили. Возможно, потом закроют окончательно.

Что ж, не будем о грустном. Я был бы не собой, если бы не нашёл способ раздобыть и прочитать книги серии, так и не выпущенные на русском языке. Если исключить из рассмотрения польские антологии, ибо их любительски переводил я сам, остаётся — на сегодняшний день — шесть изданных романов и один неизданный. Поскольку «Район…» я читал всего два года назад и он понравился мне больше «Бездны», да и сиквел у него всего один, то начал я именно с «Человека обетованного». И, пожалуй, не прогадал!

С поправкой на моё восприятие оригинального текста могу заявить, что слог у автора действительно приятен, читать было увлекательно, а сюжет не раз смог удивить. Ещё по первой части я понял, что Павел Майка не будет щадить ни героев, ни сообщества. Орда Короля прошлась по Новой Хуте, оставив после себя горы разрушений и трупов. Поэтому я приготовил себя к тому, что умирать персонажи будут и дальше, ведь проблема с единомыслящими ещё не разрешилась.

Особенно меня удивил выбор главных героев истории. Марчин, в принципе, никуда не делся, однако сюжет про него вспоминает только ближе к концу первой части. До этого на первом плане красуются Чокнутый Стах и дух Горный, заполучивший собственный мини-сольник в рамках антологии «Эхо умершего мира». Немалую роль играет и капитан Питаля, верный боец на службе Комбината.

Смирившись с неожиданной сменой главного героя, я с удивлением следил за тем, как раскрывается каждый из получивших своё «экранное время» героев. Стах получился особенно качественно, следить за ним было любопытно, хоть зачастую он и творил лютую дичь. Горный же, напротив, особенно ничем не выделился, хоть его образ сам по себе выписан колоритным. На его фоне даже Питаля раскрылся намного лучше, так что сойдёмся на том, что Горный всё лишь лицо, с чьей точки зрения ведутся некоторые события, но сам по себе на главного героя он не тянет, в отличие от Чокнутого.

Пока длится первая часть, закономерно задаёшься вопросом: что же случилось с Марчином?! Да, минуло несколько месяцев, но ведь я точно знал, что он выжил, так где же он? Наверное, если бы я читал «Человека…» вскоре после «Района…», я бы недоумевал ещё больше, но градус ожиданий, то ли к счастью, то ли к сожалению, снизился, поэтому более спокойно наблюдал за надеждами Стаха отыскать Нинель, стремлениями Питали и сожалениями Горного. В случае Нинель я действительно на какое-то время поверил (!), что то, что вычитал в первой части, неверно понял (или получил неверное представление от переводчицы), но всё же плохого сюжетного поворота не случилось, и я отдаю автору должное за то, как ему удалось слегка обмануть читателя, но не его ожидания. Примечательна и путеводная нить Стаха, его кредо, что любовь — это самое важное на свете. Постоянно кажется, что относиться к этому утверждению следует с иронией, тем более исходит оно от персонажа Чокнутого, а всё же оно не менее ценно, чем другие соображения. Недаром говорят, что сумасшедшие всего лишь видят мир в ином свете, но это не значит, что обязательно в неверном.

Умолчим на время о Марчине, как и его сводной сестре, и вместе с сюжетом второй части перенесёмся к западу от Кракова. Перед нами ранее незнакомая община Крепость, контролируемая военными, которых в 2013 году приютили монахи. Последние прямо или косвенно влияют на подрастающее поколение солдат, что привело к возникновению некой полусекты Мёртвых под началом поручика Камили Чапник. Именно в этой части собраны все основные примечательные воззрения то ли самого автора, то ли только его героев (поскольку все персонажи — всегда частички души своих создателей, отделить одно от другого не всегда просто). Павел Майка сталкивает две непримиримые философские концепции, что выливается в настоящий бунт. Кстати, непосредственно сцена с ним мне что-то напомнила. То ли мне кто-то из знакомых ранее скидывал этот отрывок, то ли сам на него натыкался, а может, действительно видел нечто подобное у кого-то другого, но нисколько не умаляю его яркость и значимость и для героев, и для сюжета.

Вторая часть, несмотря на множество интересных наблюдений о мире и отношении к нему, даже более динамична, чем первая. А какие тут флэшбеки! Первые часы и дни войны не так уж часто встречаются на страницах книг серии, и каждый раз они поражают даже больше, чем самые кровавые столкновения в 2033 году. Вот и «Человек…» не стал исключением. Ощущение рушащегося мира, хаос, паника и вынужденный героизм переданы на ура. При этом автор не распыляется на расписывание трагедии всемирного масштаба, а сосредотачивается на конкретных людях и бедах в отдельно взятом городе, и тем выигрывает.

Впрочем, о внешнем мире автор не так уж забывает. Что касается современности, он, во-первых, упоминает колонну американцев, сваливавших из Литвы, и это удивительным образом перекликается с ранее описанной колонной их соотечественников (едва ли это одни и те же люди: даже если бы Павел знал подробности сюжета «Муоса» Захара Петрова, Минск совсем в другой стороне от Кракова). Во-вторых, автор вкладывает в уста героев, в общем-то, знакомые читателям «Метро» мысли об остальном мире. То ли кто-то выжил и точно также борется за выживание, то ли не выжил больше никто, и так, по крайней мере на Комбинате, думать легче. А вот мысль, что ядерная война привела к прекращению новых больших войн, как-то особо не затрагивалась ранее. Да, люди во «Вселенной Метро» продолжают убивать друг друга, в том числе на страницах «Человека обетованного», но всё это совсем локальные конфликты, вызванные как раз тем, что не все противоборствующие стороны оказались отрезаны друг от друга непроходимыми радиоактивными пустынями.

Есть и «в-третьих». Однако это касается не вымышленного будущего, которое можно называть спокойно альтернативным, ибо вместо Пожара 2013 года мы получили совсем другую планетарную катастрофу — и то всего год назад. Это касается прошлого. Истории. Никогда себя не считал знатоком истории, да и считаю её значимость чересчур переоценённой, но не могу не отдать должное тому, что в романе о Кракове краковский писатель не забывает об историческом пласте описываемого родного города. Так, я не знал о существовании Барской конфедерации, которая была создана в противовес давлению Российской империи, а также о том, что Краков древнее Москвы минимум на полтора столетия! Ну ладно, подробности я узнал не из самого романа, но автор вдохновил меня на то, чтобы заинтересоваться некоторыми деталями истории места, о котором читаю. Любопытно, что древность Кракова и отсутствие в нём метро отчасти подтолкнули Павла ввести в повествование новые укрытия, а именно подвалы под погребами погребов. Да уж, катакомбы такого уровня в тех же московских романах почти не вспоминались, хотя тоже существуют и мелькали в паре-тройке романов.

Вернёмся же к сюжету, а именно к третьей части. Несмотря на моё восхищение романом в целом и не считая мою озадаченность сменой главного героя и обилие смертей, что я обычно не приветствую, меня, увы, разочаровало соединение отдельных сюжетных линий. Не ужасно, конечно, и всё же ощутимо. Настолько ощутимо, что это отражается в структуре настоящей рецензии. Нарушенный порядок событий отнюдь не сыграл на руку повествованию, сбил темп, да и баланс внимания пропал. Зато вновь стал отбирать себе внимание главный герой «Района обетованного». Наконец-то, спустя две, а то и две с половиной части, Марчин вновь становится полноценным героем, с понятной мотивацией, завязанной на спасении его сестры Эвы, а не какой-то «приглашённой звездой».

Вообще, есть некоторый перекос между тем, как раскрываются те или иные действующие лица. Понятно, что, помимо главного героя или героев, всегда есть второстепенные персонажи, которые тоже могут завоевать любовь читателей (порой необъяснимо откуда взявшуюся), а есть персонажи-функции, единственный смысл введения которых в сюжет — подтолкнуть его немного и забыться. В «Человеке обетованном» одни и те же персонажи могут примерять на себя все три роли, и это на самом деле не здорово.

Например, в общем-то полезный серый Пятница не раскрыт совершенно, а ведь намёк на него давался ещё в финале «Района…»! А Николай из обычного сумасшедшего, кстати, непосредственно перекочевавшего из предыдущей части, восстанавливается более или менее и играет свою роль. Меж тем Горный так и не выдюжил стремление автора сделать его ключевым персонажем и так и остался колоритной, но всё же второй скрипкой. Молчу уж про введённых только в этом романе подчинённых Камили, которые не оставили заметного следа в моей душе. (Разве что позабавило камео-упоминание главного героя «Мира миров», который здесь приводится как капрал Мирек Кутшеба.) И всё же на фоне слабо раскрытых персонажей лучше смотрятся те, чьи арки Павел Майка как следует выписал от и до.

Роман завершается не менее кардинальным образом, чем предшествующий том. Тут ставится пылающая точка. На все вопросы даются ответы, более или менее явные. Триквел вроде бы не планировался, и, мне кажется, он был бы лишним. Дилогия «О Единомыслящих» вышла логично завершённой, впечатления от неё остались светлые. Павел Майка постарался на славу, и его второй роман для «Вселенной Метро 2033» достоин внимания не меньше, чем первый.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх