fantlab ru

Томас Пинчон «Секретная интеграция»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Оценок:
36
Моя оценка:
-

подробнее

Секретная интеграция

The Secret Integration

Рассказ, год

Примечание:

Впервые опубликован в газете «The Saturday Evening Post» в декабре 1964 года.


Входит в:

— сборник «Нерадивый ученик», 1984 г.


Похожие произведения:

 

 


Том 1. Выкрикивается лот сорок девять
2000 г.
Нерадивый ученик
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Slow Learner
2000 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение во многом пороговое для молодого Пинчона. Как он сам признался двадцать лет спустя, тогда только начал по-настоящему узнавать страну, в которой живет, а не выдумывать в своей голове. В повесть проникли настоящие люди Америки, их пути, их встречи и расставания. Автобусы, мотели, забегаловки. Все взято прямо из жизни. И это зрелому состоявшемуся автору больше всего нравится в той давней истории.

Я же сейчас на другое обратил внимание. Интеграция воображения в жизнь ,как одна из главных тем повести. Да, дети выдумывают — игры, Подполье, даже друзей. Но при чтении истории о столкновении детских грез с «суровой действительностью», не всегда понятно: а кто на самом деле живет в выдуманном мире. Дети или взрослые с их фобиями, ненавистью, разыгрыванием социальных ролей и житейскими заблуждениями.

Расизм — явление страшное и мерзкое, с нашей точки зрения. Настоящее «черное пятно» на теле и истории Америки. И удивительно, что Пинчон, да и многие другие интеллектуалы США не были им никогда поражены. Они и есть те самые праведник, без которых их континентальный дом давно бы разделился и погряз во взаимном истреблении.

(Я сам, кстати, работал и много общался с ребятами из Африки и латинской Америки. Обычные люди, с которыми приятно иметь дело. Так что, когда я строго осуждаю расистов, то во многом на личный опыт общения с людьми с разным цветом кожи опираюсь.)

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно объемный рассказ о трех американских мальчишках-подростках, которые живут в состоянии тайной войны с миром взрослых. Игра у них такая: тайная Хунта, планы диверсий, тренинги, база... Подполье в миниатюре. Не все их акции безобидны — к примеру, одна из них привела к аварии на бумажной фабрике, эксперименты со взрывчатыми веществами приближаются к опасной черте. Но в целом мальчишки как мальчишки. Если бы не одно «но».

«Но» это заключается в проблеме отношения белокожих американцев к чернокожим. Вторым планом во многих эпизодах проходит травля чернокожего семейства Баррингтонов, в которой принимают участие родители мальчишек. Дети становятся свидетелями угрожающих телефонных звонков, забрасывания мусором земельного участка соседей, разговоров об «интеграции», которой опасаются родители детей школьников.

«Интеграция» в контексте рассказа — это прием в школы темнокожих ребят вместе с белыми. Как жительница России, далекая от американских реалий шестидесятых годов двадцатого века, без пояснений я бы этого не поняла. И мальчишки, еще не интегрированные в проблематику взрослого мира и в силу подросткового протеста противопоставляющие себя этому миру, значение термина тоже понимают не сразу. Но само недружественное отношение к новым соседям в связи с цветом их кожи замечают и отвергают как один из неприемлемых для них элементов «взрослого» менталитета.

Детский протест выражается весьма своеобразно, на грани психиатрии, что в американской прозе не удивляет — американские авторы щедры на образы психически проблемных детей. Однако, в данном случае интересна не столько форма протеста, сколько его мотив. В пику родителям дети ведут себя более нравственно и человечно, вырабатывая в своей среде новые принципы взаимоотношений между людьми, до которых поколение родителей этих ребят еще не доросло.

По факту в рассказе никакой школьной интеграции не случилось — темнокожие соседи были бездетны. Но в детской среде произошла тайная интеграция, они осудили практикуемые взрослыми проявления расизма и для себя установили другие правила, предполагающие равное отношение к друзьям с любым цветом кожи. Вполне возможно, что механизм подросткового протеста внес свой вклад в постепенную нормализацию этнических проблем в Америке. «Не так, как они» может быть не только хуже, но и лучше.

Особо отмечу замечательные описания заброшенной усадьбы, где располагалась штаб-квартира детской Хунты. Автор поясняет, что вчетвером идти туда было нормально, в меру страшно, но не до ужаса, а вот если большая компания, уже совсем не то, никакой тайны и страхов, меньшая же просто не отважится на такую экспедицию. Момент очень понятный по воспоминаниям детства и вызывающий улыбку.

Хорошо также то, что своего четвертого друга ребята в финале спрятали в заброшенной усадьбе. Тайна к тайне, необычное к необычному. Это показывает, что дети проблемные, но нормальные — игровой элемент в конце концов помещается там, где ему и надлежит быть.

Рассказ оставил неоднозначное впечатление. Расизм и анонимные алкоголики — не те темы, которые могут увлечь. С другой стороны, на их место можно подставить что-то другое. Главное же — особенности восприятия мира подростками — показано очень хорошо, несмотря на небольшой сдвиг к психиатрии.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне дали очень хороший совет — начинать знакомство с творчеством Пинчона именно с этого рассказа. И я сначала ничего не понял, хотя был увлечен странными приключениями детей. Я перечитал.

Группа детей противостоит взрослым, этим странным взрослым делам, планам и глупостям. Детьми верховодит совсем юный безумный гений Гровер Снод. Гровер подозревает в секретности мира взрослых, куда его не допускают из-за возраста, какой-то заговор, какую-то глупость и неправильность, и он пытается всему этому противостоять, исправить. Вроде бы обычные десткие, наивные глупости, но постепенно действия взрослых и начинают выглядеть как настоящий заговор.

Взрослые нашли себе врага. Взрослые не могут без врагов. Нужно им, этим взрослым, кому-то гадить, о ком-то скопом думать плохо. И видя все это, команда Гровера Снода берется за дело... Не буду пересказывать и ничего открывать, рассказ таит в себе массу сюрпризов, интересных особенностей.

Мне показалось, что весь рассказ необычен, все очень странно, как-будто вывернуто под необычным углом и читателю, чтобы настроиться на произведения надо немножко отказаться от привычного взгляда. Пинчон пытается создать эффект взгляда ребенка, безумно-гениального и, видимо, немного аутичного ребенка. Очень интересно. А вроде бы о таком простом. Это самый теплое, человечное и доброе произведение Пинчона, обычно холодного, ироничного интеллектуала.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх