fantlab ru

Шамиль Алтамиров «Метро 2033: Степной дракон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Степной дракон

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

Испокон веков по просторам степи ходила страшная легенда о древнем проклятии – чудовищном драконе Айдахаре, сеющем зло и страдания. И вот теперь это страшное имя вновь звучит на земле, опаленной Последней Войной. Ревет атомное сердце, брызжет обжигающей свинцовой кровью, скрежещет сталью чешуя огромного лязгающего тела. И исчезают одно за другим поселения выживших. Но нашлись двое смельчаков, которые не устрашились зла и отправились в погоню за чудовищем через пыльное раздолье и заброшенные города Казахстана. Один — в поисках отмщения, другой — ради спасения единственного родного человека...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 340

Активный словарный запас: высокий (3181 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Степной дракон
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Упреждающим — далее будет много сексизма, женского шовинизма и прокламаций, нежным вьюношам лучше плотно зажмуриться и залечь под плинтус.

Вторым упреждающим — сборник публицистики на тему «как и что я понимаю про литературу», вот тут по ссылке https://author.today/work/12269

Вступление с наездом

Будучи нормально ориентировнной в саксаулах самкой, я с детства интересуюсь самечиками и, соотвественно всем, что самечиков характеризует. То есть, и читать я люблю про экшен, боёвки и прочие постапчики, где крутые самечики красиво дерутся, превозмогают, побеждают и даже иногда проявляют чудеса умственного и морально-эстетического прогресса.

Я уехала из России в 1996 году, когда только уменьшался вал переводного на коленке заграничного ширпотреба и только начинался вал самописного всегопечатного. Я пропустила разгул сериалов, хотя Конана прочитала вроде всех пятьдесят штук. Но «Метро, Сталкера и прочие Армады с ЛитРПГ» я открыла для себя только в году 2016, явившись на Автор Тудей.

И глядя на это морюшко разливанное со своей колоколенки, я вижу некоторые общие черты, присущие даже лучшим писателям этого якобы мужского сектора. Самый остроторчащий признак — это, увы, редакторский нигилизм.

Скучковавшись по «жанрам», раскручивая бесконечную ленту «своего» сериала, писатели привыкают к упрощениям, ярлыкам и шаблонам настолько, что их тексты становятся вариантом списфиского посвящения в клан. Тот, кто понимает особый язык изложения, тот наш. Если ты не понимаешь, сам дурак.

(Примечание: Для меня главное в выборе книги — стиль изложения, а дурой себя чувствовать я не люблю.)

Хуже, что сами писатели-серийщики, наскочив на монорельс «у нас так принято» разучаются въезжать в текст не своего жанра. Ведь там используют незнакомые шаблоны. То есть если автор пишет:

...из темноты выпрыгнула ужасающая тварь, ощетинившаяся сталью...

то жанровый читатель сам нарисует себе картинку. Это я есмь протопримат тупайя и не могу вообразить без конкретных описаний, что для данного автора ужасная тварь, и куда-каким листовым прокатом или шашками наголо оное чудо шетинится...

Или вот такое:

...Басмач узнал из словесного описания старика-мутанта тот самый «АСКВ»...

Зачем тут лишее определение «словесное»? Это военный канцелярит или ляп? Почему не сказать:

...Басмач узнал тот самый АСКВ, старик-мутант хорошо его описал/ хорошо рассказал?

Вторая классика мальчугового стиля — это замена описаний ярлыками из техпаспорта. Все эти СКВ, ИПП-368/бис, УАЗ-99, 786-25ПВО/МХЧЛ№ 62 ГОСТ под левым камнем три подкопа два притопа вбок... То есть тебе дали серийный номер прибамбаса — вспоминай картинку! Ах, ты не знаешь, что такое малолитражка на полторы цистерны третьеоктанового снусмумрика модификации ЁЖ паленый с 1247 года? Ты не мужыг и вали отсель! Ну да, ну да, деффачки любят расписывать шнуровку каждого корсета и цвет глаз каждой нафиг фрейлины из 365 принцевской свиты, но хоть понимаешь, что ты должна увидеть.

Однако описания — это ж гнюсные бабские рюшечки! Настоящий мужик сам поймет, что там автор хотел сказать, даже если автор лепит ярлыки как французский мим на Монмартре... И ещё хвилософские рассуждалки во время драки. Ну ребя-а-ат, ну вы чо, серьёзно? Нагибаясь за арматурой и подныривая под летящий в голову кирпич, думаете: «За Родину. за Сталина, хорошо, что я в детстве зарядку делал и теперь я такой крутой — могу дать этому чму прямо в рыло с ноги?»

Или: «...Противник был вооружен ножом длиной 45 сантиметров из гаечного ключа на 65, заточенного под обратный скат с прокалкой в масле глубокого бурения...» Щё-о-о?! Вот прямо тут выскакивает мой внутренний Вавилов, делает стоп-кадр и констатирует:

— Да вашу капибару аардваком через орган Хюмеля! Вы уже мертвы, мессир!

Лишние пояснялки по ГОСТу или даже плеоназмы скачут блохами, это хорошо, это как мужик прописал. Зато описания там, где они остро необходимы с уточнениями и рекогносцировкой — догадайся сама, ежели не баба.

Ещё пример пренебрежения редактором:

Наконец они вышли на обширную площадку между заводскими корпусами, подсвеченную многочисленными прожекторами. Лагерь был устроен по всем военным писаным и не писаным канонам. Помимо прожекторов стационарных, освещавших пикеты охраны и пулеметные точки, было еще несколько шаривших огненным глазом по округе. Чтобы не быть обнаруженными, Назар и Басмач залегли в кустах у нагромождения не то контейнеров, не то трансформаторных будок что, впрочем, и не важно. Люди как муравьи мелькали здесь и там, что-то перетаскивая из цеха и сгружая в вагоны.

По тексту получается, что Басмач с Назаром уже ВЫШЛИ на площадку — ВЫПЕРЛИСЬ ПРЯМО ПОД ПРОЖЕКТОРА И К ЛЮДЯМ, которых тама до хрена. А потом С ЭТОЙ ПЛОЩАДКИ удрали в кусты.

То есть надо было скорее всего написать:

...Заметив ярко освещённую площадь, Басмач с Назаром залегли в кустах. ...

И потом бла-бла про прожектора и прочее. Тогда получится вот, лежат эти два разведчика и разглядывают.

Но это да, всё подлые придирки от «незнания жанра», но с натягиванием понятия жанра на стиль изложения. А я с этим категорически не согласная.

Однако там, где среднестатистическая деффачко утопнет в корсетах и цветах глаз, текст спасает именно тем, что он мужской. То есть среднестатистический мальчег всё-таки в душе Македонский или хотя бы гриб на бронепоезде и цель видит, препятствия сметает. То есть сюжет прёт и, невзирая на мелкие недоразумения, в этой мелочёвке не вязнет, а вот это хорошо.

САМАЯ ГЛАВНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ

Ну во-о-от же ж диабло!!! Ну почему я прочитала рассказ «Колесо Сансары» https://author.today/work/31646 до этого Метра?! И почему, почему?!! Рассказ не внесён в текст хотя бы прологом? Мало того, что я всю книгу читала, вожделея «ну когда же, ну когда мы наедем на рассказ», а оно фиг и никогда. В результате имеем антуражную бродилку без обоснования-а-а-а!

Собственно мнение

Действие как я люблю: упали в центр событий и помчались спасать мир, сестру, мочить врагов. По ходу приключалок можно было нахвататься кое-чего полезного для выживания в постапокалиптическом мире — что тоже очень интересно. Местами у моего внутреннего Вавилова фибры топырились жабрами там, где дело касалось чего-то биологического, но в глобальном масштабе погоду не делало, и было отнесено мною к особенностям жанра и обоснования мира, которое дается невнятными намёками в стиле «вот просто оно всё случилось»...

Несмотря на то, что мне обоснуя не додали, герои, и нормальные люди и монстры, показаны очень реалистично в кажный тот самый момент происходящего их бытия. Особенно касаемо психологической основы реакций, поведения и поступков. Безусловно верю, и прожить с героями этот тяжёлый поход было здорово. Множество очень жизненных и красиво разыгранных ситуаций. Как окунания мордом в факты наивного пацана Назара и его взросления на фоне бывалого Басмача, который и сам далеко не идеал и не только учил младшего, но и сам постоянно работал мозгами...

Как добывание Назаром вожделенноко оружия из закрытой машины.

Как долгое отмачивание гаек

...Первую «ушастую» гайку Басмач честно попытался открутить, но не вышло, — проржавело насмерть. В сердцах он с размаху ударил железякой, и гайка отломилась вместе с болтом.

Организация текста — увлекательна.

Периоды активности, в ЦЕЛОМ грамотно перемежались с рефлексиями и некиими отвлечёнными бла-бла про вообще. Автор — очень хорший рассказчик, чувствующий когда надо притормозить, когда ускориться, КАК И ГДЕ дать акцент на мораль или настроение и ВЫВОД.

Меня чуть кривило от некоторых как бэ шуток, поданных так, словно автор смотрит со стороны. Типа когда двое путников и волк устроились в очередном гараже на ночлег и автор такой: «Все немного поразмышляли, потоптались и улеглись спать». Чо все, какие все? Два человека с волком РАЗМЫШЛЯЛИ все трое? Но это уж совсем мои тараканы. И глядя с третьей стороны, даже такое моё негодование — это есть по сути взбадривание читателя, а посему полезно для самого читателя. Заставляет читателя реагировать на текст и делает эмоциональную привязку с изложению. Ога.

И мо-о-о-онстры!! Монстров много и не просто много, а очень много! Жалко только, что они так и остались вариантами ЛитРПГешной поигрушки, то есть просто появлялись на пути. Хотя некая логическая связь между ними намекалась. И некая общая смысловая цель их использования подавалась явственно.

Однако это блин к фигам собачьим СЕРИЯ, то есть в этой книге уничтожен только промежуточный босс и фактически миссия не выполнена. Хотя смысловое окончание книги показано очень чётко и эффектно.

Мой вывод

Чтение рассказов в виде пробного шага — не подвело. Писатель умеет и умеет хорошо.

Отличная бродилка-приключалка с правильным настроением и очень хорошо выраженным морально-этическим посылом. Несмотря на гадостные условия существования героев и мир, сползающий в бездну, книга позитивная, боевая и мотивирующая. Прочитала с большим удовольствием.

Писателю — спасибо, книгу — в подборку Хороших книг https://author.today/collection/15

Я же буду следить и читать.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня я хотел бы рассказать вам о дебютной книге писателя Шамиля Алтамирова – «Степной дракон». Данный автор был знаком мне по сайту «Вконтакте», не один раз я видел какие-то записи или комментарии от его лица, мне нравились мысли этого человека, то, что он говорит и как говорит. Поэтому, как только я случайно увидел, что у него готовиться книга к выходу, я взял себе это на заметку. Книгу купил почти на старте, но сразу же прочесть, что — то мне не дало. И вот, по традиции, в конце года я дочитываю все, что не дочитал за год.

Мир романа, как и весь мир серии «МЕТРО». В мире случилась третья мировая, судный день, апокалипсис, как ты это не назови результат один, мир был взорван ядерными ударами. Люди кое-как сумели спастись, кто в бункерах под землей, кто в метро, а кто-то был очень далеко от взрывов. С тех прошло два десятка лет, люди приспособились жить, разбились на группы, религии и прочее, даже воевать друг с другом продолжили. Конкретно, в данной книге пойдет речь о мире вселенной «МЕТРО» в Казахстане.

Роман рассказывает о трех героях. Назар – молодой парень, который вырос уже после войны и не знает другого мира. Басмач – мужик, который пережил войну, расчетливый и опытный. А так же волк – Бес, который сопровождает героев и помогает им в этом мире.

Назар большую часть жизни прожил в населенном бункере вместе с сестрой, а потом им пришлось бежать, и они путешествовали с бродячим цирком. Басмач же служил на границе с Китаем, когда началась война. Своей семьи у него не было, но были племянники. Что племянники живы после войны, Басмач узнал не сразу, а когда пришел их навестить, то было уже поздно, их убили. А у Назара украли сестру единственное родное, что у него было. Айдахар – антагонист романа – это предводитель кочевников, которые грабили и уничтожали поселения. Он и украл сестру Назара, а племянников Басмача убил. Цель отомстить и вернуть сестру, и объединила двух героев романа, а помог им объединиться тот самый третий герой книги волк – Бес.

Есть у казахов сказка или быль о змее по имени Айдахар. Но в этой книге все по-другому. «По степи кто-то раскатывает на тяжелой машине и разоряет поселения, оставляя неподалеку страшные метки, пугала: тела убитых связывают арканом или сбивают гвоздями в подобие трехголового чудища.»

Написан роман в духе жестокого приключения. Большие локации с детальным описанием. Отсутствие так называемых «роялей в кустах». Все жестко и по-взрослому. Читая книгу, не возникает чувства, что этого не могло бы произойти. Главные герои не только путешествовали по миру, но и выживали в его условиях. Финал и главный злодей оказались не пустыми. Еще один роман серии, который заставляет задуматься о том, что мы должны ценить то, что имеем.

Вывод. Серьезно. Крепко. Жестко. Роман «Степной дракон» зашел куда нужно и достучался до самого ценного. Рекомендую всем фанатам «МЕТРО» и любителям постапокалипсиса.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, мне повезло или, наоборот, не повезло, но три из четырёх, прочитанных в серии Метро, историй могу определить как оптимистическая трагедия. В фильме благодаря, которому эта фраза стала нарицательной, был такой диалог:

— Человечность должна быть везде.

— Приятное заблуждение.

    Так должна быть или не должна быть человечность везде? Во время мира и благополучия – естественно, должна и это даже не обсуждается. А вот во время войн, революций, других социальных потрясений? Или, например, как в книге Шамиля Алтамирова  «Степной дракон», после Напасти? Напасть в данном случае – ядерная война, после которой остаткам человечества приходится выживать, и как бы не до гуманного отношения к ближнему.

    Или… Или если у тебя есть совесть и время от времени она даёт о себе знать, то приходит понимание что человечность должна быть везде. Ну, по крайней мере, должна быть черта или грань, за которую заходить нельзя ни при каких обстоятельствах.  Можно понять многое: убийство за-ради куска хлеба, пары сапог, или чего-то еще. Но сделать с людьми такое… (с)

   А может виновата нагрянувшая старость или встреченная случайно юность, которая ещё верит в человечность. Вот таким персонажем, с периодическими обострениями совести, предстаёт один из главных героев книги Басмач. Басмач далеко не гуманист и альтруист. В его биографии достаточно крови, которую он пролил ради выживания. Не будет сильный, здоровый мужчина с оружием в руках умирать голодной смертью из-за моральных принципов – инстинкт самосохранения возьмёт своё. 

   На первый взгляд, Басмач воспринимается простым персонажем, у которого одна цель – месть. Но если присмотреться к нему повнимательней, то можно увидеть в этом герое некое триединство: горец, выросший в степи, которой получил «европейское» (читаем советское) образование. Такая мешанина культур даёт образ непростого человека, который способен на многое и не всегда хорошее, но при этом имеет крепкий нравственный стержень и прекрасно осознает что такое хорошо и что такое плохо. Это взрослый, умудренный опытом человек, который многое пережил, многое повидал и многое умеет. Когда Басмач называет себя стариком, то кажется, что он оговорился или кокетничает. Но постепенно понимаешь, что сорок с копейками в таком мире, при таких условиях жизни, и роде занятия – это целый букет болезней, старых ран, наверняка, переломов и прочих повреждения, полученных на протяжении нелёгкой жизни, и немногие люди смогли дожить даже до этого возраста в окружающих реалиях.

   Хотя путь, пройденный героями книги, показывает, что Басмач ещё достаточно крепок, да и бойцовский характер заставляет его бороться до конца. Бороться буквально, потому что несмотря на нравственную подоплёку всего происходящего в книге, «Степной дракон» – это фантастический боевик, в котором много драк, перестрелок, боёв с людьми и мутантами. Герои постоянно находят, теряют, мастерят, ремонтируют и используют всевозможное огнестрельное и холодное оружие.  Они разрабатывают стратегические и тактические планы, которые оказываются иногда провальными. Но так или иначе герои идут к своей цели, а автор,  подогревает интерес к всему происходящему, строя всё новые и новые препятствия на пути главных героев.

    Второй главный герой книги – Назар как бы зеркально отражает Басмача. Он молод и во многом неопытен, пытается взять дурной силой там, где Басмач применяет военный опыт и смекалку. Назар, конечно, не глупый мальчик с наивными глазами, который думает, что весь мир подстроится под него. Будь он таким он бы не дожил до встречи с Басмачом. Но в нём четко видна юношеская самоуверенность и максимализм, когда любое море по колено и любые горы по плечо. Встреча с Басмачом заставляет его взрослеть: он быстро учится, перенимает опыт, хотя зачастую упрямится и идёт наперекор советам и приказам Басмача.

   Их отношения очень напоминают отношения отца и сына, наставника и ученика. Когда подростковый возраст бунтует против старых устоев и пытается найти свою дорогу, и ещё показать «старости» её лицемерие, но в итоге все-таки принимает опыт и начинает его использовать.

   Басмач тоже неоднозначно относится к Назару. С одной стороны, Назар не бог весть какой помощник и в принципе не нужен Басмачу, но что-то заставляет Басмача возвращаться и помогать пацану. И это не столько пресловутая совесть, сколько то, что Басмач видит в Назаре себя в молодости и постепенно начинает его воспринимать как сына, который у него мог бы быть.

  В общем, очень непростые отношения межу двумя героями, но выглядят они очень реалистичными.

    Но идут герои к своей цели не вдвоём, а втроём. Третий – волк по прозвищу Бес. Не знаю специально или случайно автор выбрал в качестве «домашнего любимца» волка. Но волк достаточно знаковое животное для степняков, к которому непростое отношение: с одной стороны, враг убивающий домашний скот, а с другой – тотемное животное, которому поклонялись предки. По поверьям древних тюрков волки охраняют степь и в рай можно попасть только с помощью волка. По преданиям даже Тэмуджин учился у волков искусству войны. Да, и рассказанная в книге чеченская легенда про волчицу показывает, что не всё так просто с волками, как кажется на первый взгляд. Бес по своей сути ближе к вот этому тотемному защитнику, который помогает, оберегает и спасает в трудную минуту, вверенных ему судьбой людей.  Он не просто преданное животное, а самодостаточный персонаж, который принимает самостоятельные решения. Бес может наступить на горло собственной песни ради друга, но предать не может. Финальной решение Беса, по-другому просто и не назовешь его поступок, вызывает смешанные чувства. С одной стороны, очень жалко – ведь чего греха таить наша цивилизация ценит жизнь животного зачастую выше человеческой. А с другой, это поступок настоящего воина, который решил принять последний бой и это вызывает уважение.

  Вспомнились мне древние поверья степняков не на пустом месте. Просто читая эпизод, где герои встречают мозгокрута великана Адырбай-агу на меня повеяло казахскими сказками, которые мне в детстве читала прабабушка. И ассоциации всплыли сами собой. Не буду утверждать, что была сказка, в которой молодой батыр отправляется спасать красавицу сестру, которую похитило чудовище. Но некоторые персонажи и эпизоды «Степного дракона» явно сошли со страниц казахских сказок. Например, Айдахар – дракон, главное зло в этой истории. Автор ярко показал образ зла в своей книге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя зло тут – это не один человек, это целая система,состоящая из маленьких винтиков и деталей, которые могут сложиться в такое чудовище. Самое интересное что по отдельности люди могут быть и неплохими, но подчиняясь чужой злой воли, все вместе они превращаются в нечто бесчеловечное и ужасное.

     Не могу сказать, что книга изобилует многостраничными описаниями природы, не тот жанр, но образ Степи  показан очень ярко и красочно.

    Хотя колоритно описана не только степь, достаточно в книге и урбанистических пейзажей: Усть-Каменогорск, Семипалатинск, урановый завод, ГЭС, подземная дорога, бункер и т.д. Автор очень разнопланово показал Казахстан, можно сказать объял необъятное: рядом с чабанами-скотоводами, живущими в юртах по многовековым традициям предков, расположена добыча, переработка и испытания мирного и не очень мирного атома, вполне современная промышленность и города.

 Финал книги для меня стал очень логичным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
идущий ради смерти обрёл смерть, идущий ради жизни  обрёл жизнь.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий роман, обязательный для прочтения всем, кто интересуется серией «Вселенная Метро 2033», да и всем остальным, не знакомым с серией, будет также весьма интересен. «Резко, стремительно, без лишних сантиментов» — приводятся слова Дмитрия Глуховского на обратной стороне обложки. И в самом деле «Степной дракон» такой, резкий и стремительный. В первой же главе на поселок, в котором живет главный герой Назар, нападают неизвестные, убивают всех жителей, берут в плен его сестру, Майку. «Отрубленные по локоть руки со скрюченными в агонии пальцам складывались в страшные крылья. Из ребер не менее чем пяти мужчин скроена мощная грудь. Венчают скульптуру головы трех мужчин на длинных шеях из целых хребтов, увитых ожерельем из кишок, желудков…»

Назар отправляется по следу изуверов, чтобы вызволить из заточения свою сестру.

Второй герой книги – Басмач. У него другая история, он и сам не такой как Назар, полная противоположность ему, опытный, расчетливый, одиночка. Басмач тоже идет по следу убийц, движимый местью. Идет очень давно и это преследование превращается в самоцель.

Есть еще Бес, самый настоящий волк, спутник Назара, полноправный третий герой книги. Во многих ситуациях он помогает Назару, выручая из беды.

Отличные герои, настоящие, со своими характерами и мыслями, и говорить о них можно очень долго.

Есть также и история, захватывающая, не отпускающая даже после прочтения последней страницы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Назар не находит сестру в логове убийц и отправляется на поиски в другой город, где держат пленных

Вывод: читать. Оценка: 10

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Атомный Восток»

Рецензия на «Метро 2033: Степной дракон» Шамиля Алтамирова

Сравнительно недавно польский автор серии, Роберт Шмидт, сказал, что пришёл во «Вселенную Метро 2033» потому, что это славянский постапокалипсис, близкий ему по духу. А сам я давно задумался о том, где читают «Вселенную» и оригинальную трилогию Дмитрия. И география вполне определённа: Европа, Европа и ещё немного Азии. От Азии, закономерно, некоторые страны СНГ и их части, Грузия и… Южная Корея. Можно ещё добавить Китай, где вышло больше одной книги Дмитрия Глуховского. Ну, ладно, в Северной Америке уже «Метро 2034» вышло, а в испаноязычных государствах Нового Света можно достать книги из Испании. Цель «Вселенной», как известно, — описать весь мир! А сделать это можно, если читать её, или хотя бы Дмитрия, будут всюду. Но пока хотелось бы наш материк, Евразию, описать. С Европой проще, как ни крути, а что там с Азией? Многим из нас эта часть света незнакома и кажется экзотичной донельзя. Интересно же почитать про Японию, Китай, ту же Южную Корею, или про более близкий свет — про Казахстан.

Любопытно, что во «Вселенной» вышло четыре переводные книги, а в скором времени выходили книги, написанные на русском, но не о России. У «Британии» это был «Ледяной плен», у «Корней небес» — «Слепящая пустота» и «МУОС», у «Крестового похода детей» — «Последний поход», а у «Бездны» — «Степной дракон». И это не говоря уж о «Войне кротов», «Слепцах», трилогии «Крым. Последняя надежда» и рассказе «Двое на крыше». «Вселенная Метро 2033» развивается, и это прекрасно.

А вот теперь поговорим о «Степном драконе», нечего так долго ходить вокруг да около. Впервые о нём заговорил Дмитрий Манасыпов, друг Шамиля Алтамирова, не называя, правда, ни названия (которого и не было тогда), ни автора. Безусловно, про Казахстан захотелось почитать, тем более с рекомендацией такого уважаемого человека. «Степной дракон» напомнил «Британию» Гранта МакМастера. Герои обеих книг следуют через полстраны, чтобы спасти родственников, а где-то в начале пути встречают любопытного персонажа, который потом не раз помогает протагонисту. Правда, Басмач не красивая загадочная девушка, а достаточно прямолинейный старый вояка, но от этого его образ не становится хуже. Более того: можно поспорить, кто в связке Назар — Басмач (плюс волк Бес) играет первую скрипку. Мне даже местами казалось, что Назар говорит как-то слишком наивно, словно даже не того пола персонаж. К счастью, автор развивает его на протяжении всего повествования, так что под конец это уже не такой желторотый юнец, каким он был в первой половине романа.

Точка зрения главного злодея, Айдахара, скрыта от взора читателя. Автор выдаёт его действия и мотивы постепенно, признаками и последствиями. Даже сама личность Айдахара не раскрывается до самого финала. Нельзя даже предположить, сколько человек стоит за именем степного дракона, один или несколько. Шамиль показывает нам путь героев в логово злодея, и всюду находятся его следы пребывания, а то и сам конвой. Время от времени основной сюжет перемежается отступлениями, связанными с выживанием, что делает повествование ещё более реалистичным.

Из всего путешествия хочется выделить главы в Усть-Каменогорске. Насколько я знаю, Шамиль Алтамиров, как и его герой, Басмач, живёт именно в этом городе. И как бы подробно и реалистично не были описаны другие места, чувствуется, что Өскемен автор отлично знает, вплоть до «вечных» ям.

Честно сказать, когда я дошёл до последней страницы, я не смог поверить, что всё, конец. Я не знаю, задумал ли Шамиль продолжение, но оно было бы уместно. Или нет? Главный герой остался верен цели, и эта верность, на мой взгляд, самое драгоценное в романе.

И напоследок замолвлю слово за отсылки к другим книгам «Вселенной». Я уже давно распределяю книги «Вселенной» по разным сверхсюжетным линиям. «Степного дракона» я почти сразу отнёс к поволжской линии, переименовав её в поволжско-иртышскую, конечно. Тем не менее, даже не слишком внимательный читатель легко заметит связи с произведениями Сергея Москвина, которые относятся к так называемой северной сверхсюжетной линии. Для меня это было неожиданно, в отличие от упоминания персонажей из пока-дилогии Дмитрия Манасыпова. Даже возникла мысль, что таким образом можно не только упоминать знакомые локации, но и исследовать недоописанные метрополитены, как тот же Новосибирский.

Роман получился крепким, выверенным, честным. А главное — достойным. Шамиль Алтамиров создал чудесное произведение в рамках знакомой нам «Вселенной Метро 2033», добавив на её карту новую страну, а в её мир — интересных персонажей. Да-да, в том числе Беса! Теперь ждём ещё две книги, где должен фигурировать Казахстан.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх