FantLab ru

Колин Гринлэнд «Грезящие над кладезем»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.72
Голосов:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Грезящие над кладезем

The Well Wishers

Повесть, год; цикл «Изобилие»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13

Входит в:

— цикл «Изобилие»



Издания: ВСЕ (2)

Космическая опера
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Space Opera Renaissance
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Благоразумная природа разделила сознание и подсознание, сон и реальность, но что будет, если человеку представится возможность стереть эту грань, выпустить в мир свои подсознательные желания, мечты, извращения, фобии. На страницах повести К. Гринленда «Грезящие над кладезем» словно оживают картины великих сюрреалистов ХХ столетия. Само произведение по структуре похоже на аморфный, переливающийся из одного состояния пузырь, медитативная авторская подача незаметно набрасывает на читателя вуаль грез, заставляя видеть сны наяву. Здесь планетарная фантастика плавно переходит в сюрреализм, сфера повествования оборачивается то мелодраматической, то детективной стороной. Автору удалось добиться вязкого эффекта иллюзорности, и при этом не сбиться на бессмысленный поток сознания, кубическую россыпь образов и метафор.

На крыльях авторской фантазии мы переносимся в ХХII век на покрытый льдом и вечным мраком Умбриэль, спутник Урана. Главная героиня — развязная и несколько вульгарная Табита Джут, капитан космического транспортника «Алиса Лиддел», это настоящий «мужик в юбке», социопатка, предпочитающая работать в одиночку, компанию ей составляет лишь корабельный ИскИн. На первый взгляд простое задание — забрать груз и доставить его в пункт назначения — оборачивается неожиданными осложнениями, чтобы выполнить миссию нужно как минимум найти клиента, а он по какой-то причине всячески уклоняется от встречи. Во время скучного ожидания найти себе развлечение на захолустной планете не так-то просто, единственной достопримечательностью этих краев являются Кладези — природные источники, помогающие овеществлять образы из сновидений.

Начало повести слишком уж неторопливое, если не сказать скучное, автор даёт нам время настроиться на внутренний ритм истории, от того насколько быстро мы его уловим, и зависит итоговое впечатление от всего произведения. Несколько сглаживает порог вхождения ладный художественный стиль изложения, читается повесть достаточно легко. Постепенно мы получаем всё больше деталей, описаний предметов интерьера, которые медленно поднимают градус легкого безумия происходящего. Здешний мир частично напоминает полотна С. Дали — пластичность, восковость, асимметрия, то ощущение мгновений мимолетного сна, который изредка удается захватить на грани пробуждения. Загадки природы здесь воспринимаются как нечто естественное, главная тайна — это индивидуальный человеческий микрокосм, негативное пространство подсознания.

Не столь явно, но всё же ощущается здесь и элемент социально-психологический. Автор прогнозирует дальнейшее развитие общества потребления, и итоги неутешительны. В качестве лакмуса здесь выступает отношение к Кладезям — казалось бы уникальное чудо природы, источник мистических откровений, таящий бездну возможностей, воспринимается абсолютным большинством людей исключительно как средство для приобретения материальной выгоды, будь то деньги, политическое влияние или возможность вербовать новых последователей собственного культа. Тот факт, что для получения материальных благ Кладези использовать невозможно, сразу же низвел общественный интерес до нуля, предоставив их в распоряжение горстки полубезумных мечтателей, людей искусства, составляющих основу местного населения.

Автор отдает дань уважения творчеству Л. Кэрролла не только прямой отсылкой в виде названия транспортника главной героини, один из центральных персонажей своими внешностью и поведением довольно сильно напоминает карточную Королеву из «Алисы в стране чудес». По мере развития сюжета, ожидаешь что дальше будет «страньше и страньше», но автор не желает окончательно покидать тропинку реальности, итоговое сведение истории до уровня обычного и крайне немудреного детектива отнюдь не добавляет произведению плюсов, ожидаешь больше выдумки, невероятных поворотов и фантасмагории, а в итоге получаешь довольно логично обоснованный финал, не преподносящий выносящих мозг сюрпризов. Несмотря на недочёты, произведение всё же понравилось, особенно моментами переплетения сна и яви.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Факт: к космической опере не имеет особого отношения. Чем то не уловимо напомнило Балларда («Багряные пески») и немного Лема («Пиркс»). У автора отличный стиль, перевод не подкачал. Сразу захотелось прочитать цикл «Изобилие» (увы в переводе есть только одна книга).

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я для себя не смог понять причины присутствия этого рассказа в антологии «Космическая опера». Рассказ не подпадает под рамки жанра.

Это какой-то Noir fiction.

Экшен сведен к минимуму, все начинают «жужжать» уже только в финале.

Сам рассказ меееееееееедленный и утомительный :confused:

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх