fantlab ru

Пол Мелкоу «Стены Вселенной»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Оценок:
275
Моя оценка:
-

подробнее

Стены Вселенной

The Walls of the Universe

Повесть, год; цикл «Стены вселенной»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Главный герой встречает своего двойника, который предлагает ему путешествие по иным мирам. Вот только машина для перемещения работает в одну сторону...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Asimov's Science Fiction, April-May 2006», 2006 г.

— антологию «Trochu divné kusy 3», 2007 г.

— журнал «Если 2007'11», 2007 г.

— сборник «Десять сигм», 2008 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2007 // Повесть

лауреат
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение, короткая форма)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2007 // Повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2006 // Повесть

номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2007 // Лучшее произведение малой формы

Похожие произведения:

 

 


Десять сигм
2010 г.

Периодика:

Asimov's Science Fiction, April-May 2006
2006 г.
(английский)
Если № 11, ноябрь 2007
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современная интерпретация древнего сюжета «Принц и нищий». Написано отменно. К прочтению настоятельно рекомендую. Особенно здорово сие произведение слушать в бесподобной начинке Олега Булдакова. Перевод тоже, как ни странно, весьма хорош.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть увлекательна, читается легко — и это, к сожалению, её единственное достоинство. Потому что в остальном всё не так хорошо. По жанру это скорее приключения с фантастическим допущением. Повествование идёт ровно, без провисаний, но как-то поверхностно. Главные герои — тинэйджеры, на подростков же, видимо, и рассчитана повесть. Заканчивается повесть ничем — практически обрывается на полуслове. Возвращаться к ней мыслями после прочтения не хочется, поразмышлять не о чем.

Ну вот, раскритиковал-раскритиковал, а сам-то прочитал в один дух. Нет, правда, не такая уж плохая повесть.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея параллельных вселенных в фантастике располагается где-то рядом с идеей путешествий во времени. Отличная палочка-выручалочка от временных парадоксов, когда незадачливый путешественник наступает на бабочку, и – оп! – создается альтернативная реальность. Все это дело очень просто и показательно разъясняет доктор Эммет Браун во второй части трилогии «Назад в будущее», ну а у нас разговор пойдет немного о другом.

Пол Мелкоу тоже свои идеи разъясняет довольно просто, не перегружая читателя терминами. Его повесть «Стены вселенной» представляет собой чистую воплощенную идею о громадном количестве параллельных реальностей, проходить между которыми довольно просто, если знать как. Джон Рейберн теперь знает, вот только радости от этого не ощущает. Дело в том, что к Джону однажды заявился он сам из другого мира. Пришедший назвался Джоном Первичным и показал прибор, который нажатием одной кнопки может отправить человека в параллельный мир. Так уж вышло, что Джоны поменялись местами, а прибор может перемещать только в одну сторону и не позволяет сделать ни шагу назад. Как же устроится жизнь наших героев?

Повесть хороша именно своей идеей, автор вдоволь пофантазировал над различными возможностями и поворотными моментами. Герои не картонные, но и не особо живые. Концовки просто нет, объяснения, откуда взялся прибор, – тоже. Позже Мелкоу включил эту повесть в одноименный роман, лишь слегка дополнив ее новыми сценами да сместив угол зрения с Джона Рейберна на Первичного. Начинать читать стоит именно с повести, общая картина будет полнее.

Мне нравится идея параллельных миров и «эффекта бабочки», так что повесть ожидаемо пришлась по душе. Если вы тоже любите подобное чтиво, то не разочаруетесь.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Текстом и его наполнением доволен. Мысли четкие, изложение сжатое и насыщенное. Описания через поступки и слова двух главных персонажей — Джонни Простака и Джона Первичного. Кто, что, как скоро, что сказал при этом — всего несколько слов . Пейзажи и атмосфера — отправляйтесь к Брэдбери и Кею. При данном раскладе котопса действительно можно перепутать с бешеной собакой. Эмоции — рассказываются. Остального мира, кроме США, словно нет.

Жанр путешествия в параллельные миры, как и машина времени, вооружает автора для игры в «а что, если». Мало что более удобно для показа вариативности нашего мира. Для оценки роли случайности и неизбежности в человеческой судьбе не знаю более эффективного инструмента. К тому же, можно от души потрындеть, т.е., пофилософствовать. Квантовая теория способствует, понимаете ли.

Зато и игроков на этом поле достаточно, и в литературе, и во всех разновидностях кинотелепродукции. Чтобы выделиться, требуется еще кое-что к альтернативным спискам изобретателей и президентов, всякой разной экзотики, этики, тоске по дому и дежа-вю.

У Пола Мелкоу это кое-что есть.

Живет мнение, что идеи можно украсть. Что только зависть, глупость и нелепые правила окружающих мешают настоящему предпринимателю развернуться. Что главное — верить в себя. Что все гениальное — просто. Как швейная иголка Зингера с ушком в острие. Иногда это сравнительно безобидно, как система ТРИЗ, иногда имеет тяжелые последствия. Вроде тех, что показаны в этом тексте.

Секреты, идеи, достижения, истории успеха — да нате! К услугам Джона Рэйберна лучшие бестселлеры, формулы и изобретения множества миров, лишь бы в рюкзачок вместились. В демонстрации тщетных попыток реализации потенциала есть особенная прелесть для взрослого человека. В каком-то смысле, известное «42» Д.Адамса и терзания чужих достижений в «Стенах вселенной» схожи. Без вопроса и решения никакой ответ не нужен. Овладение знанием, понимание дела невозможно заменить.

Меж строк — обоснование здоровой этики. Очень ненавязчиво показано, как много значит выбор вектора движения. И в чем разница между стратегиями поиска незапертой двери и строительством дома. Даже если можно испытывать все двери Вселенной, а для строительства — только две руки (ну там еще нормальная работа, стипендия, небеспокойсь-по-поводу-документов и ряд других, малозаметных, бонусов от автора хорошему герою).

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое большое по объёму произведение сборника – повесть «Стены Вселенной» я оставил на десерт, желая по более крупной форме составить всё же о Поле Мелкоу как писателе мнение, максимально близкое к точному для себя. И надо сказать, Мелкоу-рассказчик оставил мне немалую надежду, и даже довольно отчётливое желание почитать у него что-нибудь ещё впоследствии. Для меня нет сомнений, что эта повесть в сборнике лучше на голову-другую всех прочих рассказов (может быть, вместе взятых).

Что же, спрашивается, получилось у Мелкоу в «Стенах…» такого, чего не вышло в других историях? Лично для себя я отметил цельность и строгость сюжета, и даже этакую взрослость и в персонажах, и в манере письма, и в тематике. Несмотря на то, что снова герои автора – тинэйджеры, но есть в них уже – что в Джонни Деревенщине, что в Джоне Первичном, — основательность, стержень. Обоим Джонни пришлось рано повзрослеть, им пришлось это сделать, ибо они относительно рано столкнулись с большим обманом, лишениями и прочими бедами: Первичному раньше и побольше, наверное, но хоть Вторичному Джонни пока что чуть меньше, но разве ему от того слаще? Потерять семью и обрести новую для каждого из Джонни в отдельности не есть тождественные вещи. Давно замечено: на чужом горе своё счастье не построишь, так и вышло на данный момент для одного из Джонни, хоть и желает он сейчас сделать всё, чтобы «подняться» и таки построить свою жизнь в новой вселенной. Возможно, толк и выйдет, но, думаю, что всю его жизнь судьба того, другого Джонни будет сидеть занозой в его душе. Может ли служить оправданием, что когда-то с ним поступили примерно так же? – без сомнений в однозначности я для себя ответить не могу.

Что ещё выгодно отличает «Стены Вселенной», так это общая тональность и атмосфера повествования на всём прочтении истории: ровно, без срывов, без провисаний Мелкоу пришел не к хэппи-энду, но к весьма открытой концовке, когда хочется поразмыслить над тем, как же всё-таки сложатся судьбы обоих Джонни. Плюс — отличный ход с рукой третьего Джонни (вот он – психологизм!), а после – сцены с «родителями» Джонни из другой вселенной, где (как я думаю, уже) нет их Джонни.

В общем, повесть получилась очень добротной. Можно, наверное, при желании найти и какое-то количество недостатков в ней, но я не стал. Единственное, что вызвало небольшое недоумение, так это присвоенная нумерация вселенным. Я, конечно, далёк от мысли, что на каждой из них висит вывеска или стоят столбики с номерами: 7433, 7534… , но, так как этот факт всё же не уложился в моём понимании, то я оставил его на совести фантазии Мелкоу, как необходимый атрибут и некое допущение.

Мне думается, что пройти мимо этой повести думающему читателю не стоит; много времени она не отнимет, а удовольствие получить очень даже возможно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх