FantLab ru

Джордж Сондерс «Линкольн в бардо»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Оценок:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Линкольн в бардо

Lincoln in the Bardo

Роман, год

Аннотация:

Февраль 1862 года. Гражданская война длится чуть менее года. Начались серьёзные бои, и нация стала осознавать, что кровавая битва будет длиться ещё долго. В то же время любимый одиннадцатилетний сын президента Линкольна лежит на втором этаже белого дома смертельно больной. Через считанные дни, несмотря на предсказания о выздоровлении, Вилли умирает и его кладут на кладбище Джорджтаун. «Мой бедный мальчик, он был слишком хорош для этой земли», — всё время повторяет президент. — «Господь призвал его домой». Газеты пишут, что убитый горем Линкольн несколько раз возвращался в крипту в одиночестве, чтобы подержать тело мальчика.

Из этого зерна исторической правды Джордж Сандерс раскручивает историю о семейной любви и потере, которая освобождается от исторической реальности и рассказывается в сверхъестественном мире, полном как прекрасного, так и ужасного. Вилли Линкольн обнаруживает себя в странном чистилище, где привидения смешиваются, сжимаются, сочувствуют, ссорятся и постановляют неестественные законы искупления. В переходном состоянии, названном по Тибетской традиции, бардо, значительная борьба происходит из-за души Вилли.

© Перевод аннотации radag

Награды и премии:


лауреат
Букеровская премия / The Booker Prize, 2017

лауреат
Heartland Prize, 2018 // Художественная литература

лауреат
Kulturhuset Stadsteaterns internationella litteraturpris, 2018 // Книга, переведённая на шведский (США; перевод Niclas Nilsson)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Историческая проза (28 865 голосов)

номинант
Медаль Эндрю Карнеги за выдающиеся достижения в литературе и публицистике (США) / Andrew Carnegie Medals for Excellence in Fiction and Nonfiction, 2018 // Художественная литература

номинант
Локус / Locus Award, 2018 // Дебютный роман

номинант
Букеровская премия / The Booker Prize, 2018 // Золотой Букер

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Зарубежная книга года (США)

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2019 // Научно-фантастическая книга (США)

номинант
Дублинская литературная премия / International IMPAC Dublin Literary Award, 2019 // (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Линкольн в бардо
2018 г.
Линкольн в бардо
2019 г.
Линкольн в бардо
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Lincoln in the Bardo
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понятно, что без букеровского статуса этот роман бы не прочитал и, соответственно, времени бы зря не потерял. Мне роман показался образчиком самодостаточного психоделическогт трипа, к которому смерть сына Линкольна примотана искусственно и для поднятия тиража. Это старый прием, когда зрительский интерес к обычному хеппи-энду на корабле перед финальными титрами привлекается табличкой корабля с наименованием Титаника. При оценке сюрреализма вкусовщина носит квадрат: кому-то нравятся такие фантазии. а кому-то иные, поскольку поджанр не ограничивает автора требованиями ни сюжета, ни драматургии. Мозаика Сондерса показалась мне лично неинтересной, логика сновидения не просматривается вовсе. Экспериментальнейший роман, премированный « в пику» ( собственно последние букеровмские лауреаты сплошь восторга не вызывают). Абсолютно не за что зацепиться, не понравилось напрочь.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть один принципиальный момент — я не люблю постмодернизм. Поэтому у романа было мало шансов мне понравиться.

Да я его вообще читала из-под палки — подписалась на него в литературной игре больше года назад и вот никак! А долги отдавать надо...

Книга могла бы называться «Мертвый 12-летний Джон Доу в Чистилище», но такими названиями читателей не завоюешь, да и Букер не получишь. Поэтому речь идет о реально умершем ребенке — 3-м сыне президента США Авраама Линкольна (одного из самых популярных президентов США к тому же) Вильяме (Уилле), который умер то ли от воспаления легких, то ли от тифа в 1862 году в возрасте 11 лет. Чистилище тоже звучит так себе, отдает какой-то замшелой религиозностью... Католицизмом, не приведи Господи!... А вот бардо — это уже экзотика! (Почему я такая злая? Ну потому что родительскую скорбь автор показывает преимущественно через образ отца (который, вот так случилось, президент!), как-то так походя исключая Мэри Линкольн из повествования. А ведь эта несчастная женщина практически сошла с ума от горя. Из 4 ее сыновей лишь один дожил до старости. Смерть младшего — Тэда — в возрасте 18 лет дама просто не смогла пережить и лишилась рассудка).

Поскольку, по мнению автора, на одной скорби по рано ушедшему из жизни мальчику и принятии этой потери до Букера не доедешь, Сондерс населяет бардо второстепенными героями, которые рассказывают о своих жизнях. Так ему удается пройтись по проблемам расовой нетерпимости, рабства, неприятия гомосексуализма в обществе 19 века, педофилии, дискриминации женщин и т.д. и т.п. Не сказать чтобы эти темы как-то сильно уж разрабатывались в тексте, потому что сам текст написан экспериментально — имеет вид дополняющих друг друга цитат или фраз разных персонажей. Иногда они подхватывают фразу, иногда говорят чуть не в унисон. Но, в целом, обязательный «премиальный» набор соблюден — см список номинаций и премий романа.

Очень странное впечатление. Но поскольку эта книга вот совсем не мое, я ее оставлю без оценки.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О чем

Сюжет необычен: перед нами Авраам Линколн и его семейная трагедия — смерть любимого 11-летнего сына Уилли, чья душа поле смерти находится в состоянии Бардо — промежуточное состояние между смертью и перерождением в учениях Буддизма.

*

Особенности

Тема жизни и смерти не является новой в литературе, однако Сондерс сумел внести в нее нечто свежее и представил читателю свой вариант странствия души после физической смерти. Большая часть событий романа происходит в состоянии-месте Бардо. Другая часть повествования описывает нам события, происходящие в мире живых в период смерти мальчика (несколько дней до и после смерти). Преодолевая все жанровые условности, автор построил эту нить повествования в виде набора цитат из различных источников, характеризующих события этого периода с разных ракурсов. Что мне показалось очень интересным. В процессе чтения создавалось впечатление, что ты собираешь общую картину исторических событий из различных пазлов-цитат. Многие из них настолько противоречили друг другу, что невольно возникала мысль, что история — очень субъективное понятие. События в Бардо тоже описаны необычно, повествование постоянно переходит от одного персонажа к другому, таким образом, читатель видит события глазами разных персонажей, а уж их в книге бесчисленное множество.

*

Важные мысли

Читать эту книгу поверхностно невозможно, так как большая часть информации спрятана между строк. Роман задел очень много важных вопросов, в том числе исторических, теологических и межличностных. Однако, для меня самым важным оказался вопрос потери, и именно потери близкого человека. Как тяжело осознать смерть и отпустить любимого человека и насколько это необходимо. В этом плане очень понравился образ Авраама. Осознавая, что боль утраты — та боль, с которой надо сосуществовать всю оставшуюся жизнь, он находит в себе силы понять и, самое главное, принять и осознать смерть сына.

Так же Сондерс очень четко прописал, на примере судеб многих персонажей, последствия земной привязанности, когда души умерших людей не могут осознать физическую смерть и оказываются между небом и землей дольше положенного.

*

Послевкусие

Закрывая книгу, я не могла отделаться от мысли, что люди смертны, причем, «внезапно смертны», поэтому надо не забывать говорить близким людям, насколько они нам дороги и ценить каждое мгновение, проведенное с ними. Возрастное ограничение 18+ имеет место быть не потому, что в книге есть нецензурная лексика (все нецензурные слова закрыты ***), а потому, что люди, младше 18 лет вряд ли поймут основные темы, затронутые в книге.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх