fantlab ru

Эдгар Аллан По «Рукопись, найденная в бутылке»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
1198
Моя оценка:
-

подробнее

Рукопись, найденная в бутылке

MS. Found in a Bottle

Другие названия: Манускрипт, найденный в бутылке; Manuscript Found in a Bottle

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 152
Аннотация:

Главный герой терпит кораблекрушение и попадает на другое, очень странное судно. Его экипаж состоит из стариков, они не видят постороннего и говорят на странном языке. Мощное течение несет корабль к южному полюсу и засасывает в гигантский круговорот...

Это всё, что удалось узнать из рукописи, которую нашли в бутылке.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— условный цикл «Tales of the Folio Club»


Похожие произведения:

 

 


Полное собрание рассказов
1970 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Золотой жук. Рассказы
1986 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Убийство на улице Морг
1988 г.
Золотой жук: Рассказы
1990 г.
Падение дома Ашеров
1990 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Ловец человеков
1993 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Убийство на улице Морг
1997 г.
Маска Красной смерти
1998 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Сообщение Артура Гордона Пима
2001 г.
Черный кот
2001 г.
Золотой жук
2002 г.
Мистификация
2003 г.
Мистификация
2003 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2003 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Мистификация
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах. Том 1
2004 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Черный кот
2006 г.
Разговор с мумией. Рассказы
2007 г.
Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Рукописи, найденные в бутылке
2009 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Мистификация
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Мистификация
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
Золотой жук. Сборник
2014 г.
Маска Красной Смерти
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Падение дома Ашеров
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Мистические рассказы
2017 г.
Бочонок Амонтильядо
2017 г.
Разговор с мумией
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Мистика моря
2019 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Мистические рассказы
2020 г.
Таинственные истории
2021 г.
Мистические рассказы
2021 г.
Страшные рассказы. Том II
2022 г.
Убийство на улице Морг. Мистические рассказы
2023 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.
Убийство на улице Морг. Рассказы
2023 г.

Периодика:

Путеводная звезда. Школьное чтение, 3/2008
2008 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Opowieści nadzwyczajne, tom II
1913 г.
(польский)
Grotesque and Arabesque
1960 г.
(английский)
The Ancient Mysteries Reader
1975 г.
(английский)
The Ancient Mysteries Reader
1976 г.
(английский)
The Ancient Mysteries Reader. Book 1
1978 г.
(английский)
Тайнственият триъгълник
1979 г.
(болгарский)
Mysterious Sea Stories
1985 г.
(английский)
Mysterious Sea Stories
1986 г.
(английский)
Mysterious Sea Stories
1987 г.
(английский)
Spooky Sea Stories
1991 г.
(английский)
Золотий жук
2001 г.
(украинский)
The Colour Out of Space
2002 г.
(английский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
20 Great American Short Stories
2003 г.
(английский)
The Black Cat and Other Stories
2005 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of the Supernatural: 20 Classic Tales of the Macabre
2006 г.
(английский)
Викрадений лист / The Purloined Letter
2008 г.
(украинский)
In the Shadow of the Master
2009 г.
(английский)
Antología universal del relato fantástico
2013 г.
(испанский)
Horror on the High Seas
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів, т. І
2020 г.
(украинский)
Antología universal del relato fantástico
2022 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый человек — по своей сути романтик, явный либо тайный. Поэтому нас манят далекие края и необычные приключения. Явные романтики срываются с насиженных мест и отправляются утолять свою страсть за семь морей. Но их не устраивают солнечные курорты с песчаными пляжами — они покоряют неприступные вершины, ныряют на дно морское и пытаются найти свою Атлантиду в одной из природных стихий. Они всегда в поиске и часто добиваются желаемого. Во времена СССР имена таких людей были хорошо известны всем образованным людям. Отчасти благодаря телевизионной программе «Клуб путешественников», отчасти — благодаря книжной серии «Необыкновенные путешествия», выпускавшейся издательством «Физкультура и спорт». Фритьоф Нансен, Руал Амундсен, Тур Хейердал, Яцек Палкевич, Юрий Сенкевич, Гарун Тазиев, Жак-Ив Кусто, Тим Северин, Карло Маури и Дмитрий Шпаро — что ни имя, то история! Сейчас многие из них позабыты, а современный обыватель считает таких людей непонятными чудаками.

Тайные романтики никогда не отправлялись в путешествие дальше своей дачи, но в мыслях им удавалось подняться куда выше Луны и планет! Они описывали свои удивительные похождения, поражая наше воображение потрясающими видами иных миров и происходящих в них событий. И помогали стать романтиками всем остальным. Именно таковы все писатели-фантасты. Их миры зачастую невозможны и нереальны, но разве это имеет значение? Значение имеет лишь дух поиска и открытий, стремление первым увидеть и описать то, что никто и никогда еще не видел. Благодаря этим рыцарям пера и чернил, я сам когда-то давно увлекся романтикой невозможных путешествий. Так получилось, что долгое время для меня авторитетными здесь было три имени — Жюль Верн, Герберт Уэллс и Иван Ефремов. А в 1974 году я отыскал в районной библиотеке сборник новелл неизвестного мне Эдгара Алана По. И прочел его за один день — настолько стиль автора был необычен и, одновременно, правдив! Фантастика мистера По маскируется под обычность и обыденность, поэтому многие воспринимают ее как мистику, наваждение и даже откровенный бред...

Взять хотя бы «Рукопись...». Традиционное для автора начало: герой повествования попадает в необычную ситуацию и пытается донести до нас основную суть происшедшего, используя давний морской способ сообщения — бутылочную почту. В самом рассказе настолько много реальности, что он поначалу кажется документальным изложением обычного морского путешествия. Но вот налетает шквал — и граница «невозможного» как-то незаметно оказывается пересеченной! Впрочем, автор не торопится сразу выливать на голову читателя ушат холодной воды — он делает это постепенно и осторожно, дабы каждый смог лично ощутить всю прелесть и весь ужас ситуации, не подозревая о ее фантастичности. Разве можно удивить моряка волнами и ветрами? Но автор умудряется и здесь найти ту зацепку, которая увлекает в чтение и видавшего виды моряка. Его волны настолько высоки, что больше напоминают водяные горы, а углубления между ними похожи на бездонные пропасти. Чувство необычного становится настолько острым, что ты совсем не удивляешься третьему акту этой мистерии — появлению огромного и таинственного корабля-странника. Ему не страшны шторма и водяные пропасти — он рожден ходить по морю неизведанного. Его экипаж — не от мира сего (в прямом и переносном смыслах). Все моряки необычайно стары и говорят на непонятном языке. Они одержимы одной целью — достичь Южного полюса, а на остальное им попросту наплевать. Включая и нашего рассказчика, который волею случая оказывается среди них. Они довольно долго плывут на юг, чтобы обнаружить там ту самую кульминацию мысли и образа, ради которой автор и затеял всю эту мистификацию. Напряжение нарастает и скоро становится настолько нестерпимым, что у читателя начинает реально сосать под «ложечкой». А когда становится совсем невтерпеж, рассказ вдруг обрывается...

«На самом интересном месте!» — сказал бы известный мультперсонаж, попугай Кеша. Зачем же так поступать?.. Да очень просто! Тайна и загадка будоражат наше сознание, пока остаются таковыми. Если мы получим все ответы на вопросы, кончится вся романтика и больше нечего будет хотеть. Исчезнет стимул. А автор этого не хочет. Поэтому в его рассказах всегда останется место для недосказанности. И это, в общем-то, здорово!

-----------

ИТОГ: увлекательное повествование о невероятном плавании к Южному полюсу. Антарктида, кстати, еще не была открыта, и потому рассуждения автора о форме этого самого полюса — чистая фантастика. К сожалению, Лазарев с Беллингсгаузеном развеяли всю романтику без следа. Может, для нас было бы лучше, если б она так и осталась таинственной Terra incognita?

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В творчестве Эдгара По я особенно ценю именно этот рассказ. Могу согласиться с некоторыми из ранее приведенных отзывов о том, что «Рукопись» бессвязна, нелогична, излишне пафосна и т.д. — но в моем восприятии это не недостатки, а достоинства сего произведения.

«Рукопись, найденная в бутылке» любима мной не только за безупречно созданную гнетущую атмосферу фатального тревожного ожидания. И не только за мрачные элементы сюжета — тут и загадочный корабль (что-то вроде Летучего Голландца) со странной командой, и тьма, и буря, и вскользь упоминаемый Кракен (правда, в действии он не участвует). Больше всего меня заинтересовало упоминание карты Герарда Меркатора, которая, кстати, называется Septentrionalium Terrarum Description; издана в 1595 году. А ведь Меркатор был не просто картографом. Это был мыслитель, явно не чуждый мистики; он дружил с самим магистром Джоном Ди.

В связи с этой картой хочу высказать недоумение по поводу сюжета «Рукописи». В тексте насколько раз сказано, что корабль несло на юг. Из-за этого во многих литературоведческих источниках (и в русскоязычной, и в англоязычной Википедиях, и в аннотации на Фантлабе) говорится, что загадочный корабль в конце произведения занесло на Южный полюс, в Антарктику. И это логично. Но в итоговом примечании к рассказу текст гласит: «<…> the maps of Mercator, in which the ocean is represented as rushing, by four mouths, into the (northern) Polar Gulf, to be absorbed into the bowels of the earth; the Pole itself being represented by a black rock, towering to a prodigious height». Здесь мы видим слово «северный»! И карта изображает именно Северный полярный регион. Что же это за странная инверсия? В рассказе мир как будто перевернулся. А может, не «как будто»? Либо можно предположить, что Северный и Южный полюса симметричны. Но тогда, если мировая вода на обоих полюсах втекает внутрь Земли, то куда она в итоге девается?

Ну и под конец не могу не обратить внимания на любопытную деталь. В начале произведения главный герой (рассказчик) отплыл из Батавии на судне, на котором везли, помимо прочего груза, несколько ящиков с опиумом. Может, кто-то именно в этом найдет объяснение последующему рассказу.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ, восхищающий своим слогом, воссозданной атмосферой безысходности, ощущением надвигающейся гибели, исчезновения, который портит только одно — отсутствие внятного сюжета, что выливается практически в полное отсутствие развязки и возникновение различных нестыковок. Проблема в том, что автор, написав рассказ в жанре «мистика», не ответил хотя бы на некоторые вопросы и тайны, возникшие в произведении, а это считается большим упущением в таком случае. Мне на ум приходит мистическое аниме «Мастер муши», в котором в конце каждого эпизода есть завязка, кульминация и вполне логичный конец, и у зрителя не остаётся много вопросов. Эдгар По оставил слишком многое нераскрытым. Впрочем, рассказ был написан очень давно и, как видно, является одним из первых в этом жанре, поэтому строгая критика не столь уместна.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Кому осталось жить одно мгновенье, Тому уж нечего скрывать.» (с)

Мистический морской рассказ о путешественнике, попавшем в шторм и дрейфующем на тонущем корабле к неизвестным берегам.

Мне понравилась эта история, хоть мне в ней не все оказалось понятно. Только представьте: чудовищный ураган, громадные валы волн, вздымающие корабль чуть ли не к небесам, погасшее Солнце и наступившая тьма, а затем появление таинственного огромного судна со странной командой. Главный герой чудом перебирается на этот корабль, но понимает, что ни капитан, ни матроссы его не видят! Похоже он оказался на самом настоящем «Летучем Голландце«! Конец же остался для меня загадкой...

«Мы обречены постоянно балансировать на краю вечности, но так никогда и не рухнуть в бездну...»

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Величественные образы, эпические картины бушующего океана, мрачная и таинственная атмосфера в этом рассказе соединяются с ... с чем? да ни с чем? Это просто картинки, логика действий персонажа стремится к нулю, причины побуждающие его к действиям заставляют читателя недоумевать и огромные рояли на каждой странице мешают читать рассказ.

Почему погибли моряки? А их просто смыло в море всех. Они отдыхали на палубе и их смыло.

Как и зачем гг оказался на корабле? Приспичило.

Громадный корабль обрушился на махонькое суденышко с высоты многих сотен метров. Что случилось с гг? Ничего не случилось. Его бросило на громадный корабль и он улез в трюм. Самое обычное дело.

Примерно такого рода логика в рассказе.

Но, несмотря на все это, образы просто фантастические, язык очень красив и выразителен, и читать было интересно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может быть, сюжетно рассказ слаб. Однако первопроходцам всегда тяжело. Эдгар По творил на новой ниве, создавая каноны нового жанра. И пусть на этом пути, с высоты нашего времени, в его рассказах (и в данном в частности) можно найти нестыковки, но разве именно это первостепенно важно? Представьте себе человека, попавшего на корабль с призраками, корабль, плывущий в неизвестность, навстречу гибели. Хотелось бы прочесть идеально выверенное сюжетно и стилистически повествование критиков «Рукописи...» Тем более, что относительно стиля к автору претензий быть не может — блестящий слог.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, к-й оставляет много вопросов, но тем не менее написан как всегда очень талантливо! На самом деле, каждый прочитавший додумывает сам, что случилось с ГГ, что это за таинственный корабль куда он попал после кораблекрушения, куда они плывут и какую цель преследуют, может быть это корабль-призрак, а может сам ГГ уже давно призрак?? Эдгар По славится тем, что свои рассказы он заканчивает, не сказав последнего слова, но тем не менее, я считаю это отличным литературным прием, т.к. автор предоставляет читателю самому решить и додумать чем все закончилось!

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие критики говорят о некоторых рассказах Лавкрафта (а именно «Изгой» и «Зверь в подземелье»), что их с равным успехом мог написать и Эдгар По, что обусловлено очень схожей стилистикой в преподнесении таинственного и ужасного. Про «Рукопись, найденную в бутылке» можно сказать обратное: с равной вероятностью нечто подобное мог бы создать и Лавкрафт, с его мрачным воображением. Интонации и обертона зловещих исповедей многочисленных нервически перевозбуждённых героев обоих мэтров порой совпадают настолько, что это не может не удивлять. Да, Лавкрафт конечно же подражал По, это знают все. Только кто возьмётся утверждать наверняка, что разбирая по кирпичику и анализируя их схожесть, мы всегда имеем дело именно с подражанием, а не с чем-то большим?

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не впечатлило. Совершенно. Рассказ этот трудно даже рассказом назвать. Есть завязка, может быть даже кульминация, но полное отсутствие какой-либо развязки. Все это похоже на «мы плыли, плыли, и нам так страшно, прям очень страшно, и всё — конец истории».

Я очень удивлен довольно высоким баллам этому произведению на Фантлабе, потому что кроме красивого литературного языка, в нем нет ничего больше.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ просто-напросто никакой. Мистика, слабая даже для 1833 года. Язык настолько пафосный, что пафос вот-вот и польется через край. Произведение вообще ничем не цепляет.

Оценка: 2
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эдгар Аллан По — детский писатель? Примитивно, приключенчески, глупо-мистически.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странный рассказ. Лично меня он практически не впечатлил. Именно практически!

Вообще «Рукопись» насквозь пропитана романтикой морских путешествий. Начало интригует, начинаешь рисовать себе в воображении различные приключения героя, но ошибаешься. А после разочаровываешься. Сюжет никакой! Однако стилистика произведения хороша, и это скрашивает впечатление от прочитанного.

Прочитал, хотел уже было забыть о «Рукописи», но задумался о последних строчках. А после непродолжительных поисков узнал о теории Симмса про отверстия на полюсах и полой Земли. Вот за это открытие я благодарен По и его «Рукописи».

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не впечатлил совершенно... Начало интересное, но чем дальше, тем становилось все слабее понятно, куда всё ведется. Похоже, что герой умер и попал на корабль-призрак... но опять же непонятно, почему его не видели матросы... В общем прочитал и пожал плечами... не захватило...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и в рассказе о Метценгерштейне, атмосфера — великолепна. Корабль-призрак, плывущий в никуда, его странная команда, туман — абсолютна живая и жуткая картина, ставшая настоящим эталоном мистики. Но опять же, сюжет несколько недоработан — неясна причина попадания ГГ на корабль, и конец откоровенно смутен. В целом же берёт именно атмосферой.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Незаконченность рассказа кажется привычной для По. Неожиданное прекращение бурного действия неоднократно встречаются в его произведениях. Но при ближайшем рассмотрении, в рассказе присутствует определенное движение, цель и логическое завершение. Рассказ завершен... Для нас...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх