FantLab ru

Эдгар Аллан По ««Ты еси муж, сотворивый сие»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Голосов:
313
Моя оценка:
-

подробнее

«Ты еси муж, сотворивый сие»

«Thou Art the Man»

Другие названия: "Ты еси муж, сотворивший сие!"; «Это ты!»; Ты убийца; Мертвец-обвинитель; Труп-обвинитель; Труп обличитель

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 48
Аннотация:

Мистер Барнабас Челноук — один из самых состоятельных и самых уважаемых жителей города. Подарил своему другу Мистеру Чарли Душкинсу бочонок отменного вина. Но не сразу, а с доставкой в неожиданный день, когда тот уже и ждать забудет. И вот Мистер Челноук пропадает при странных обстоятельствах...

Примечание:

Рассказ упоминается в повести С. Лема «Ананке». В критической ситуации навигатор Пиркс посылает радиограмму со строкой «Thou Art the Man», человеку, который хорошо знал этот рассказ Эдгара По.


Входит в:

— антологию «Объятия страха и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.

— антологию «Страх», 1993 г.

— антологию «Собака, которая выла», 1992 г.

— антологию «Murderous Schemes», 1996 г.

— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.

— антологию «Из копилки детектива», 1991 г.

— антологию «Смертный грех и другие истории», 1996 г.

— антологию «Моё любимое убийство», 2014 г.



Полное собрание рассказов
1970 г.
Эдгар По. Избранное. Том 2
1972 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Детективы
1990 г.
Падение дома Ашеров
1990 г.
Объятия страха и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собака, которая выла
1992 г.
Из копилки детектива. Том 3, часть «Б»
1992 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Страх.
1993 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Смертный грех и другие истории
1996 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 3. Приключения Артура Гордона Пима
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Колодец и маятник
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Эдгар Аллан По. Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Черный кот. Три орудия смерти
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Убийство на улице Морг
2011 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Убийство на улице Морг
2012 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Мое любимое убийство. Лучший мировой детектив
2014 г.
Золотой жук. Сборник
2014 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Маска красной смерти
2016 г.
Колодец и маятник
2017 г.
Похищенное письмо
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Черный кот
2018 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Murderous Schemes
1996 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Золотий жук
2010 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почти детективная история. Почти, потому что расследование как таковое не показано. Показано таинственное, явно криминальное исчезновение почтенного горожанина в небольшом городке, его поиски, подозреваемый в убийстве и улики, на него указывающие, главный свидетель, возглавивший поиски пропавшего друга и как бы нечаянно обличающий подозреваемого, мистическое обличение виновного, его признание и гибель.

И лишь в самом конце выясняется, что некто неназванный, рассказчик истории, вел собственное расследование и принял меры к выведению преступника на чистую воды. Меры, надо сказать, весьма своеобразные. Когда я попыталась представить, как рассказчик проталкивает китовый ус через гортань в тело трупа, потом с усилием распрямляет этот труп и запаковывает в ящик из под вина, мне даже нехорошо сделалось. Труп-то до этого некоторое время в заброшенном колодце пролежал.

Преступник изобличает себя где-то на середине рассказа. Внимательный читатель увидит это, поскольку о сквозном характере ранения лошади сообщается сразу. Нацеленность рассказчика-детектива на изобличение именно этого конкретного человека имеет веские основания.

А вот смертный приговор подозреваемому ввергает в недоумение. Обнаруженная у него рубашка запачкана не кровью, а вином. Сообщается об этом в конце рассказа, но экспертизу вещества должны были провести до приговора. Одного этого обстоятельства достаточно для обоснованного сомнения. А тут еще пуля, внезапно обнаруженная в теле животного при сквозном характере ранения. Непонятно, куда смотрел адвокат, и как могли судьи пренебречь такими фактами. Государственная юстиция в рассказе предстает безгранично тупой или закосневшей в полном безразличии к торжеству справедливости: подозреваемый есть, его и осудим, а кто там на самом деле убил, дело двадцатое.

Очень трудно представить, как технически рассказчик-детектив провернул мистификацию с ожившим трупом. Полиция не участвовала в финальном акте, стало быть рассказчик на свой риск извлек тело из колодца и, не ставя в известность власти, где-то хранил его, пока доставал ящик и китовый ус, потом проделал весьма сложную и крайне неприятную манипуляцию с телом, потом переслал ящик с телом преступнику. Для меня такие действия почти за гранью реальности. Наверное, можно их осуществить, но зачем? Ведь ничто не гарантирует развитие ситуации по тому сценарию, как написано в финале рассказа. Преступник мог не созывать вечеринку, или распаковать ящик заранее, а не водружать его на стол при гостях.

Кстати, это тоже очень сомнительная деталь. Вечеринка предполагает, что стол для гостей накрыт. Между тем на этот стол ухитрились поставить ящик величиной с гроб. Получается не детективная история, а некий театр абсурда, сцены которого не представимы в рамках обычной жизни.

Экспозиция финальной сцены искусственно подогнана под идею изобличения зла и воздаяния виновному. Автору нужно было эффектно произнести фразу из Библии, и под эту фразу он сконструировал декорации финальной сцены, не заботясь о достоверности. Благодаря такому гротескному финалу рассказ получился очень кинематографичным, совершенно не детективным и довольно страшным.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на откровенно несерьёзный тон повествования, это самый настоящий детектив. Понятно, что вычислить злодея не составляет труда — и не только для нынешнего читателя, поднаторевшего в детективах; любой современник По, чуть менее простодушный, чем «добрые жители Рэттлборо», способен был быстро найти ответ. Впрочем, По и не пытается «замаскировать» преступника, потому что основная загадка произведения не «кто виноват?», а «каким хитрым способом преступник будет изобличён?». И в разоблачении и наказании порока автор (как всегда) проявляет недюжинную изобретательность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Читатель , хорошо знакомый с творчеством По, обратит внимание, что преступник вновь принимает наказание «от руки» жертвы, пусть, в данном случае и косвенно.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отец детективного жанра Эдгар По, оказывается, писал криминальные истории, и не связанные с образом Огюста Дюпена. На самом деле в расследовании этого преступления сыщик экстра-класса и не нужен. Все, как говорится, шито белыми нитками: подозреваемых в убийстве раз, два и обчелся, а кто на самом деле порешил богатого дядюшку, по-моему, понятно с самого начала. Рассказ стоит разок прочитать ради финала с разоблачением убийцы, эффектно-театрального, в духе «Вильяма нашего Шекспира» (см. пьесы «Гамлет», «Ричард Третий», «Макбет»).

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень понравился, хоть и всё с самого начала понятно. Больше всего поразил финал с трупом, такого в обычных детективах не встретишь (сразу вспоминаетя Шекспир). Эдгар По — создатель и мастер детективного жанра — с этим нельзя спорить.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав данный рассказ убедился в многогранности Эдгара По.

Прекрасно написанный рассказ в приятном мягком стиле. Нет лишних описаний речей, нет нагруженности. Читается приятно и легко. А концовка просто обескураживает! Примерного поворота событий стоило ожидать, но чтобы настолько. Великолепный сюжет и не менее блистательный эпилог.

Всем советую прочитать.

Приятного чтения.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

КОнечно, Эдгар Аллан По и один из основателей детективного жанра, но удавались ему эти произведения не очень... Даже знаменитый цикл об Огюсте Дюпене и тот достаточно неровен и местами скучен. А может быть, просто это произведеньице — не для меня. Хотя несколько моментов весьма эффектны.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Порой убеждаешься, что некоторые таланты неплохо бы и заполучить. Авось точно также поможет, как и в рассказе. =)

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих самых любимых рассказов блестящего мастера. Нет идеальных людей, человеку свойственны самые разные поступки по жизни — вопрос в количестве?

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть-про душу,обманчивую внешность и подлость «в лике рыцаря».И мораль-все тайное когданибуть станет явью,а суда не избежать никому!!!Библейские истины!:dont:

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жутковато представить себе все манипуляции, которые были проделаны с трупом, что вызвать такую реакцию. Мне показалось все это даже кощунственным, — пусть даже и ради благородной цели... Хотя покойник, возможно, и одобрил бы такой способ открытия истины.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх