FantLab ru

Эдгар Аллан По «Сердце-обличитель»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
709
Моя оценка:
-

подробнее

Сердце-обличитель

The Tell-Tale Heart

Другие названия: Стук сердца; Сердце-предатель; Сердце-изобличитель

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 102
Аннотация:

Герой рассказа реализует свою навязчивую идею об убийстве старика — своего соседа.

«Я любил этого старика. Он ни разу не причинил мне зла. Ни разу не нанес обиды. Золото его меня не прельщало. Пожалуй, виной всему был его глаз! Да, именно! Один глаз у него был, как у хищной птицы, — голубоватый, подернутый пленкой. Стоило ему глянуть на меня, и кровь стыла в моих жилах; мало-помалу, исподволь, я задумал прикончить старика и навсегда избавиться от его глаза...»

Входит в:

— условный цикл «Unknown Tales of Horror»  >  антологию «The Second Book of Unknown Tales of Horror», 1978 г.

— антологию «Racconti Fantastici Dell’Ottocento», 1983 г.

— антологию «Thrillers and More Thrillers», 1968 г.

— антологию «Haunting Ghost Stories», 1980 г.

— антологию «Страх», 1993 г.

— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.

— журнал «Weird Tales», November 1923», 1923 г.

— антологию «Nightfrights: An Anthology of Macabre Tales That Have Terrified Three Generations», 1972 г.

— антологию «Thirteen Tales of Terror», 1971 г.

— антологию «Tales of Horror and Mystery», 1993 г.

— антологию «The Mammoth Book of Body Horror», 2012 г.

— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.

— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.

— антологию «Thrillers», 1994 г.

— антологию «Psycho-Mania!», 2013 г.

— антологию «Золотая коллекция классического детектива», 2013 г.

— антологию «Tales of Terror», 1943 г.

— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.

— антологию «Tune in for Fear», 1985 г.

— журнал «Fantastic, Fall 1952», 1952 г.

— антологию «The 8th Fontana Book Of Great Horror Stories», 1973 г.

— антологию «Shining in the Dark: Celebrating Twenty Years of Lilja's Library», 2017 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Horror and Supernatural of the 19th Century», 1983 г.

— антологию «Tales of the Occult», 1989 г.


Экранизации:

«Сердце-обличитель» / «The Tell-Tale Heart» 1953, США, реж: Тед Пармли

«Тайна и воображение: The Telltale Heart» / «Mystery and Imagination: The Telltale Heart» 1968, Великобритания, реж: Роберт Тронсон



Похожие произведения:

 

 


Избранные рассказы
1935 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Эдгар По. Избранное. Том 2
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Лигейя
1988 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Страх.
1993 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. Убийство на улице Морг
1997 г.
Маска Красной смерти
1998 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2003 г.
Шедевры классической поэзии для юных читателей
2003 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Истории загадочные и ужасные
2005 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Убийства на улице Морг
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения (подарочное издание)
2007 г.
Колодец и маятник
2008 г.
Убийства на улице Морг
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Эдгар Аллан По. Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Улица Морг. Дом 1
2010 г.
Золотой жук
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Черный кот. Рассказы
2010 г.
Четверо Благочестивых. Золотой жук
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Идеальное преступление
2011 г.
Падение дома Ашеров
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Убийство на улице Морг
2012 г.
Золотая коллекция классического детектива
2013 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Страшные рассказы
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Сборник
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Маска красной смерти
2016 г.
Падение дома Ашеров
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Черный кот
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.

Аудиокниги:

Маска красной смерти
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Weird Tales, November 1923
1923 г.
(английский)
The Haunted Omnibus
1937 г.
(английский)
Tales of Terror
1943 г.
(английский)
Fantastic, Fall 1952
1952 г.
(английский)
Thrillers and More Thrillers
1968 г.
(английский)
Nightfrights: An Anthology of Macabre Tales That Have Terrified Three Generations
1972 г.
(английский)
Nightfrights: An Anthology of Macabre Stories
1973 г.
(английский)
Nightfrights: Occult Stories for All Ages
1973 г.
(английский)
The 8th Fontana Book Of Great Horror Stories
1973 г.
(английский)
Thirteen Tales of Terror
1977 г.
(английский)
Tales of Unknown Horror
1978 г.
(английский)
The Second Book of Unknown Tales of Horror
1978 г.
(английский)
Haunting Ghost Stories
1980 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Best Horror and Supernatural of the 19th Century
1983 г.
(английский)
Racconti Fantastici Dell’Ottocento:Il fantastico quotidiano
1983 г.
(итальянский)
Tune in for Fear
1985 г.
(английский)
Tales of the Occult
1989 г.
(английский)
Historias de lo oculto
1991 г.
(испанский)
Avventure nell'occulto
1993 г.
(итальянский)
Historias de lo oculto
1993 г.
(испанский)
Thrillers
1994 г.
(английский)
Poetry for Young People
1995 г.
(английский)
Occulto!
1999 г.
(итальянский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
The Wordsworth Book of Horror Stories
2004 г.
(английский)
The Black Cat and Other Stories
2005 г.
(английский)
The Gold Bug and Other Tales
2006 г.
(английский)
Alone
2008 г.
(английский)
Tales of the Macabre
2012 г.
(английский)
The Mammoth Book of Body Horror
2012 г.
(английский)
Psycho-Mania!
2013 г.
(английский)
Shining in the Dark: Celebrating Twenty Years of Lilja's Library
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идеальное описание параноидальной шизофрении... от первого лица. Здесь и навязчивая идея, и продуманность деталей исполнения, которая так часто отличает сумасшедших маньяков — это хладнокровное просчитывание подробностей при самых безумных мотивах. «О нет, я не сумасшедший! Сумасшедший не мог так все продумать!» Это практически самовосхваление своей гениальности в совершении убийства.

И напряжение той ночи. Только сумасшедший мог вытерпеть стоять там, не двигаясь, так долго. Только ради идеи-фикс. И нарастающее напряжение следующего дня... Настолько сильно передано внутреннее состояние!

Как-то не верится, что автор сам вполне нормален, настолько все правдоподобно. Как будто действительно на короткое время проникаешь в голову безумца. Рассказ достоин места в учебнике для психиатров.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В моем представлении это и есть истинный По, не детективы и даже не поэзия, а именно это. Скромный рассказ, не повествующий о подробностях даже того, кто такие главные герои. Это из самых мрачных рассказов автора, один из самых страшных, если вникать, задумываться и переживать прочитанное, разумеется.

Как же поражает та уверенность персонажа в своей вменяемости, а еще больше, его хладнокровность в таком аморальном, негуманном и просто отвратительном действии. А какой мотив? Казалось это самое меньшее, что способно толкнуть человека на убийство, но если каждый из нас задумается о себе, покопается в себе самом. то поймет, что все как раз таки и наоборот. То, что толкает рассказчика (повествование ведется от первого лица) на этот отчаянный, полностью лишенный человечности шаг — это самое малое из того, за что один человек способен убить другого. Этому нет оправдания, но в какой-то мере это можно понять.

Проблема вменяемости и психического равновесия поднимается также и в другом рассказе Эдгара По «Система доктора Смолла и доктора Перрье», где рассказывается о душевно больных людях и о том, на что они способны. Как оказывается и в «Сердце-обличителе» такие люди способны на многое. Полная концентрация и методичность в деле, направленность чувств и мышления на достижении своей цели, какой бы безумной она не казалась нормальным людям — все это свойственно психически больному человеку. Он будет уверять вас, что здоров или вы будете видеть его, как полностью неспособного к логически обоснованным действиям или он вообще не будет показывать каких либо признаков жизнеспособности и понимания происходящего, но все это может оказаться ложью. Мотивы таких людей нам не понятны, мотивацией таких людей есть они сами и их мысли. Но все же, у них есть совесть, им свойственны душевные терзания, они глубоко переживают содеянное и в конце концов не могут этого выдержать.

Этим своим отзывом я ни коим образом не хочу оскорбить душевно больных людей или выказывать какую-то надменность по отношению к ним и уже тем более, у меня в мыслях не было считать их хуже остальных, надеюсь читающие это поймут мою мысль.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что есть истинное сумасшествие — четкое уверенность в собственной нормальности и отвержение факта расстройства, или же неописуемое желание лишить мир от какого-либо противоестественного тебе признака внешней среды. Для каждого, после прочтения сего рассказа, этот вопрос начинает иметь свой ответ.

Эдгар Аллан По как обычно подаёт ситуацию сквозь свою «фирменную», пропитанную мистицизмом и ужасом, призму своеобразного отчаяния. Он вновь сумел вогнать читателя в крепкую атмосферу чего-то запредельно неясного для самого «слушателя повествования» и, «отдавая» нам всё новые и новые страницы, только усилил данное давящее чувство — под конец и сам волей-неволей задумался, насколько нормален я. Ибо тут, где всё дано с таким непостижимым абсурдом, высвобожденном в поступках главного героя, ты, вдаваясь в дебри вопроса нормальности и безумия, начинаешь всё больше и больше размышлять по поводу своего причастия к тому или иному «классу» людей. И ладно если бы мысли были не шибко долговечны, так нет: сопоставляя детали из рассказа да свои поступки из жизни, кое-где находишь чистейшее сопротивление.. а кое-где и сам уже не уверен в собственной ясности ума.

В общем, сильно долго я разглагольствовать не буду — лучше просто прочтите «Сердце-обличитель» и вы поймёте, почему же, задумавшись о главном смысле данного творения можно «зайти» в невозвратные философичные дали, а также почему-таки Сердце — всё же обличитель...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жутковатый рассказ.

Все-таки из-за какой мелочи может прийти в больную голову убить человека! Эта история мне остро напомнила Достоевского с его «Преступлением и наказанием», только с той разницей, что тут убийца считает себя совершенно нормальным и не расскаивается в совершенном. А возмездие за преступление всегда последует, если уж не от правосудия, то от мук нечистой совести.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что чувствует убийца в момент совершения преступления? Чем он оправдывает свои ужасные действия? Насколько тяжело ему нести своё нелёгкое бремя? Ответы на эти вопросы можно отыскать в данном рассказе. У автора очень хорошо получилось заглянуть в мрачную душу маньяка и поделиться увиденным с читателями.

События в рассказе протекают неспешно, но потихоньку напряжение нарастает. Внутреннее состояние рассказчика становится подобно натянутой струне, готовой вот-вот порваться, что в конце концов и происходит.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мистика — не мистика. Детектив — не детектив. Психологический рассказ или ирония? В небольшой новелле намешано столько всего, что жанр определить сложно. Впрочем, пусть жанровой принадлежностью занимаются специалисты. Читателю сразу бросается в глаза типичная манера Эдгара По: блестящий стиль, виртуозное владения языком и мастерское развёртывание сюжета.

Собственно, рассказ иллюстрирует известную поговорку «На воре и шапка горит». Более чем уверен, что в финал произведения — всего лишь следствие из первого абзаца, ибо

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в самом начале рассказчик предупреждает, что у него слабые нервы, он почти сумасшедший. А в конце, под воздействием чувства вины, страха разоблачения и нездоровой нервной системы он сам себя выдаёт. Уверен, что никакого стука сердца у расчленённого тела быть не могло. Всё это слуховые галлюцинации героя рассказа.

Хороший рассказ. Необычный.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень мрачно, очень жутко. Всё, как я люблю) Если уж я был шокирован кровожадности По, то что уж говорить о его современниках. Неудивительно, что Эдгар был непопулярен в своё время. Он был рождён раньше лет на сто. «Сердце-обличитель» дал мне возможность узнать, что в литературе допускается описывать жестокое убийство, расчленение и прочий мрак. Говорят, что По — основоположник детектива, но скажу от себя — что и основоположник сплаттерпанка.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пять страниц изумительной шизофрении. Эдгар По безумный гений, Тёмный Властелин заблудших душ и демонов, что живут в каждом из нас. Его вклад в литературу ужаса непомерный. Описать шизофреника от первого лица — это самому надо быть сумасшедшим. Поэтому в сотый раз убеждаюсь что, все гении безумцы.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

смотрел классификатор,в нем данный рассказ отмечен по жанру как мистика,ничего мистического в нем не

вижу,как любитель саспенса и детекива вижу в нем задатки психологического детектива,который более

развился в середине 20 века.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Человек совершил преступление,психика его не выдерживает и он сознается полицейским в

убийстве.

Эдгар По является отцом-основателем не только классического детектива,но и многих его поджанров

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История убийства от возможных невозможных мотивов и до открытия истинного дела. Скупыми мазками и сильными метафорами. Как расправляющаяся тугосжатая пружина, как медленный ход минутной стрелки до боя часов.

Слышен стук под половицами – что-то рассказывает свою историю, собственную, разоблачающую. Ведь Вы слышите? Слышите?!

Просто и сильно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередное гениальное творение. Все грехи человеческие от его страха. И даже после того, как Главный герой избавляется от источника страха его начинает мучить совесть, которая также проистекает из страха.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениальный рассказ безумного писателя о «больном» человеке. Достоевский с его Раскольниковым «отдыхает». Самая страшная история у По (имхо). Людям с тонкой психикой читать не рекомендуется.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравятся рассказы о сумасшествии. Сама частенько балуюсь)

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны — сумасшествие чистой воды, с другой — потусторонние силы человека обличили убийцу. Кому что нравится. =)

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если человек может так писать о сумасшествии, значит, он либо гений, либо сам сумасшедший. Либо и то и другое сразу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх