fantlab ru

Эдгар Аллан По «Mellonta Tauta»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.01
Оценок:
240
Моя оценка:
-

подробнее

Mellonta Tauta

Mellonta Tauta

Другие названия: Письма с борта воздушного корабля "Жаворонок"

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

В Море мрака обнаружена закупоренная бутыль, а в ней странная рукопись, датированная 2848 годом. Это письмо женщины, которая обращается к своему «дорогому другу» с борта воздушного шара.

Интересно читать в настоящем о далеком будущем, — каким оно представлялось автору в прошлом при написании этого рассказа в 1849 году.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Полное собрание рассказов
1970 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 2. Падение дома Ашеров
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Колодец и маятник
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Маска красной смерти
2016 г.
Убийство на улице Морг
2016 г.
Убийство на улице Морг
2016 г.
Убийство на улице Морг
2017 г.
Колодец и маятник
2017 г.
Убийство на улице Морг
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Убийство на улице Морг
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, December 1955
1955 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Strange Signposts: An Anthology of the Fantastic
1966 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells
1977 г.
(английский)
Future Perfect: American Science Fiction of the Nineteenth Century. Revised Edition
1978 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Science Fiction Masterpieces
1983 г.
(английский)
Great Tales of Science Fiction
1985 г.
(английский)
Great Tales of Science Fiction
1994 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видимо, позднему По надоело писать мистику, готику и прочие страшилки, раз он ударился в садоводческие и околонаучные рассуждения. Mellonta Tauta сначала заинтриговала будущим, но на поверку о будущем сказано очень мало, зато автор вдоволь прошёлся по системе выборов в США, по принципам логики и другим интересующим его темам. Конечно есть упоминание о мировом порядке, что будет царить через тысячу лет, но их заслонили критические замечания и жизни прошлого (читай 19 века). А ведь хотелось бы узнать, какими представлял себе грядущие века такой выдумщик, как По.

Впрочем, даже в этих рассуждениях есть смелые и прошедшие проверку временем мысли. Например о всеобщем избирательном праве и в связи с ним масштабных махинациях, о культе Моды и Богатства (фактически предсказал современное общество потребления). И да, как ни крути, эта новелла — фантастика с элементами антиутопии. Что ж, По в очередной раз показал свою жанровое разнообразие, став предтечей ещё одного литературного направления.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как мне кажется, автор снова иронизирует над современными для него философскими течениями и демократическими достижениями, противопоставляя им свои умозаключения, а для верности всё это упаковывает в письмо будущего, написанное от нечего делать дамой, у которой и осталось лишь одно развлечение, как писать письмо. А посему трудно считать сие произведение фантастическим, ибо автор преследовал совсем иную цель, которую он и достиг, но меня в своих постулатах не убедил.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проистекает любовь многих людей к фантастическому жанру, описывающему ждущее нашу цивилизацию будущее, из вещей абсолютно различнейших, и если одним просто нравится странствовать по футуристичным и полным необычных технологий мирам, восхищаясь полетом творческого воображения, то другие испытывают немалое любопытство в отношении более приземленных, но от того не менее интересных сценариев развития человечества, фундаментом коим выступают сами реалии времени, на которое пришлась жизнь писателя. И тем интереснее накладывают они отпечаток на его представления о будущем, чем раньше тот жил, как знаменитый прозаик начала 19-го века Эдгар Аллан По, в своем рассказе Mellonta Tauta описавший 2848-й год.

Ведется большая часть повествования, после краткого предисловия о выловленной в океане странной бутылке с рукописью в ней, в виде развернутого письма пассажирки одного из межконтинентальных воздушных шаров, – по своим размерам и вместительности не уступающих дирижаблям, – в форме обращения к неизвестному получателю, коему, в одолевающей протагонистку скуке, она излагает свои взгляды касаемо современной модели общества и его превосходства над ранними идеологиями и взглядами людей, живших более тысячи лет назад, имена всех великих выходцев из которых были искажены вследствие неумолимого развития и изменения английского языка, вытесненного произошедшим от него американским диалектом, со временем ставшим жертвой такой же участи.

Главным предметом критики томящейся среди сотен людей на «воздушном судне» героини выступят не в последнюю очередь философские понятия, заложенные еще античными людьми и применяемые на протяжении практически всей человеческой истории, по мнению повествовательницы лишь тормозив прогресс человечества, использовавшего априорный и апостериорный способы познания мира. В ее представлении оба, ограничивая человеческое сознание строго очерченными рамками логики, не позволяют увидеть всю картину мироздания в целом и, тем более, обратить накопленные о вселенной знание пользой для себя – до тех пор, пока устаревшие способы исследования не были занесены в анналы истории, будучи замененными более совершенным – исходящим исключительно из воображения и интуиции человека, возвысив мечтателей, некогда попрекаемых видными деятелями науки за их стремление жить в воздушных замках, выше всех прочих людей.

В перерывах отвлекаясь на описание происходящих вокруг главной героини событий, как пролетающие мимо их транспорта другие воздушные шары и теснящиеся в водах океана бесчисленные суденышки, рассуждения плавно смещаются в сторону более совершенного, нежели демократический, государственного строя, где у власти стоит император, а человеческая жизнь одной личности, – как и индивидуальность в целом, – ничего в новом мире, где люди являются не более чем механизмом в двигателе прогресса, не стоит, а посему всякая смерть, пускай даже миллионов людей, воспринимается теперь вещью не только естественной, но и не заслуживающей внимания в принципе.

Венчают же письмо немногие из представлений жителей 23-го века о культуре и быте людей 19-го, согласно которым сама стадия развития человечества не сильно уступала племенной, вплоть до распространенного на американском континенте каннибализма, а само наличие у людей того времени искусств и даже техники заставляет дивиться. Тем больше, чем более интересные археологические открытия происходят в местах, где некогда стояли величайшие из городов, в одном из которых обнаружилось основание великого памятника, ложно убедившее историков в том, что еще в стародавние времена люди пришли к выводу, будто закладывать краеугольный камень, вместо установки полноценной статуи, целесообразнее.

Однако приведенные рассуждения отнюдь не исчерпывают всех вопросов и тем, поднятых и высмеянных нетленным классиком, изящно изобразившим, как под неумолимым течением лет искажается человеческая история и меняются представления людей о собственных предках, что гармонирует с весьма наивными, в понимании современного обывателя, мнением По о технологическом прогрессе будущего. Однако это лишь способствует созданию пускай абстрактной, но самобытной вселенной, кратко здесь описываемой, пускай и, увы​, с меньшей долей мастерства из-за повсеместных напоминаний вымышленному читателю, являющемуся современником автора письма, о реалиях Земли 2848-го года, изложение которых могло бы быть более гармонично, что не умаляет ценности и неординарности произведения в целом.

Ознакомиться с ним я рекомендую всем людям, небезразличным к теме невежественного, но неизбежного переписывания собственной истории, а также заинтересованным в том, какое далекое будущее представляли жители 19-го столетия.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ попытка автора заглянуть в будущее и предположить, что будет с человечеством через 1000 лет. Так что действие истории происходит в 2848 году и это не опечатка:)

Уже с первых страниц По поразил меня своей прозорливостью. Ну ведь как в воду глядел!

«Оказывается, в Африке свирепствует жестокая междуусобная война, а Юропу и Этайр опустошает какая-то новая эпидемия. Удивительное дело: в эпоху, не озаренную светом истинной мудрости, мир обычно считал войны и эпидемии истинными бедствиями. Известно ли вам, что в древних храмах даже молились о том, чтобы эти кары не обрушивались на человечество? Поистине трудно понять, чем при этом руководствовались наши предки. Неужели они были так глупы, что не понимали, до какой степени выгодно для общества уничтожение миллионов отдельных особей?» (с)

Настоящая же цель рассказа — показать, что сведения сохраненные нами о былых временах в большинстве случаев сильно искажены, и мы имеем только отдаленное представление о событиях и лицах, живших сотни лет тому назад. Это наглядно доказывается примером из текста. Леди Пандита, пишущая эти письма своему другу с борта воздушного судна, упоминает, что никербокеры (нью-йоркцы) были дикарями и людоедами, поклоняющимися двум идолам — Моде и Богатству:)

П.С. Определенно автор был не равнодушен к лунным человечкам:) Они присутствуют и в этом рассказе)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю подобные попытки заглянуть в будущее и попытаться предсказать как оно всё будет, особенно когда, как здесь, уже можно оценить большинство авторских придумок на предмет соответствия наступившей действительности. Тем более, когда автор не кривлялся, а действительно пытался описать будущее, несмотря на ироничный стиль и политические шпильки. Любопытно знаете ли сравнить каким видели будущее в прошлом, каким оно стало и каким его видят теперь, потом, спустя еще 20-30 лет, или кому сколько суждено, любопытно будет опять посмотреть, что сбылось, что нет. Здесь же, хоть и время прогноза автора еще далеко не настало, мы уже можем видеть, что будущее которое По пытался предрекать на тысячу лет вперед, превзошло самые смелые его придумки уже через каких нибудь 150 лет.

Но это в техническом плане, в социальном и политическом — тут сложнее. Ясно что По был не в восторге от современной ему американской демократии и скептически относился к объективности её результатов. Многие в этом плане согласятся с ним и сейчас. Так что можно считать, что прогноз в целом если не верен, то весьма не далек от истинны, хотя и По, покритиковав, думаю заслуженно, демократию, в отместку не смог ничего предложить лучшего. Не думаю же, что он разделял заимствованную у коммунистов и перенесенную в будущий свой прогноз социального устройства идею, что личность ничто, а актуально лишь коллективное благо. И подкрепил эту коммунистическую (ну может и не только коммунистическую, я не знаток где тут истоки, главное распространение её задали они, подняв на свое знамя) идею соответствующим выводом: что массовый мор или войны, приносившие жертвами миллионы жизней и которые вселяли в индивидуумов такой ужас еще в 19-ом веке, в сущности для коллективного человечества — благо, расчищающее жизненный простор для остальной популяции. Вот вам и истоки социальной утопии с антиутопией! И ведь в сущности маэстро был прав и опять все верно предугадал, по сути предвидев глобальное перенаселение планеты, вот только проблема, что никто из отдельных индивидуумов не спешит приносить себя в жертву коллективному благу.

Да и технические моменты автор по сути предвидел, пусть не в деталях, но в общем ключе тоже правильно. Здесь и идея, что весь мир, через Атлантику будет связан в общую информационную систему; идея что будущее за электрикой и мировой океан у автора бороздят небольшие суда с электроприводом. А вот массовые воздушные суда по типу сверх продвинутых аэростатов в 2848-ом году выглядят конечно забавно, но он прав уже хотя бы в том, что человечество массово покорило воздух и скорость в 100 миль в час перестанет впечатлять воображение человека будущего. Вот только с лунными человечками, видимыми в небольшой телескоп будущего, вышел маленький прокольчик, но эта деталь выглядит скорее прикольно и общее впечатление не портит. Так что поставлю девятку :)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова Эдгар По показывает свой вредный, злой, но очень остроумный язык. Он мастерски выставляет на посмешившие всё современное американское общество, зло и жестоко выстёбывая его принципы демократии, моду, веяния «злобы дня». С другой стороны, куда страшнее то общество-муравейник, где люди растворены в безликой массе, и человеческая жизнь ничего не значит — напомню, в 1848 г. выходит в Лондоне одно прелюбопытнейшее сочинение... Дальше догадайтесь сами, о ком я говорю.

Жёсткое, если не сказать, жестокое повествование о современном и будущем мире перемежается с критикой «историзирующих историков», чванливо судивших о прошлом с позиций сегодняшнего дня. Конечно, эпоха их главенства в нашей сфере давно прошла, но они не перевелись... И посмотрим, какая будет история через 1000 лет.

Так что господин Эдгар ещё и предшественник Замятина с Оруэллом... Вот так то.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная злая сатира на современную Эдгару По Америку. Автор пользуется почти тем же приёмом, что в рассказе «Разговор с мумией», но теперь пытается взглянуть на своих современников не из прошлого, а из далёкого (тысяча лет) будущего и вновь успешно поражает критикой все свои излюбленные мишени: американскую демократию, «относительность» книжных знаний, бездуховность и легкомысленность общества («они поклонялись двум идолам, звавшимся Богатством и Модой»), консерватизм, пренебрежение творческим подходом и т. д. В произведении, действительно, присутствуют черты социальной антиутопии (насколько современны для жанра хотя бы такие фразы: «мы живем в истинно просвещенный век, когда отдельная личность ничего не значит. Подлинное Человеколюбие заботится только о массе» или «насколько уничтожение какого-нибудь миллиарда отдельных личностей полезно для общества в целом»), но всё же не будем преувеличивать роль Эдгара По в возникновении жанра антиутопии. Впрочем, проживи он чуть подольше, наверняка стал бы основателем жанра — со своей-то фантазией, интересом к психологии и социальным проблемам. Жаль, что многочисленные мелкие злободневные детали и аллюзии в рассказе (например, имена политиков — Захарий, портной — т. е. Закари Тейлор, Ван Бюрен ; насмешки над модой, наукой) теперь не столь понятны и интересны. А ведь ещё Достоевский отмечал, что главная сила Э. По — в подробностях. Но всё равно — рассказ очень неплох, хотя уступает в изяществе сатиры тому же «разговору с мумией» и несколько вторичен.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из поразительных черт Эдгара По — его способность изобретать жанровые стандарты, которые сейчас воспринимаются, как сами собой разумеющиеся, но до него не существовали. В данном случае По написал вполне классическую антиутопию, смешную и очень злую — первые приходящие в голову ассоциации — «Дивный новый мир» Хаксли и «Бразилия» — крайне богатое материально авторитарное общество «истинно просвещенного века, когда отдельная личность ничего не значит».

Рассказ походя пародирует «наукообразные» исторические суждения в стиле напоминающем лучшие рассказы Станислава Лема и «ночную вазу с цветочным бордюром» Бестера, и переполнен черным юмором. Перечисление ассоциаций можно продолжать до бесконечности — все эти приемы с тех пор растиражированы в огромном количестве вариантов. Отчего, вероятно, и не кажутся другим рецензентам оригинальными. Но привести примеры их использования в более раннее время будет, думаю, довольно затруднительно.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами маленький рассказ, в котором автор в фантастическом стиле описывает свои соображения о будующем и о том каким будет воспринято его время потомками. Написано вполне неплохо и интересно, а также понравилось что автор специально «запутывает» имена придавая рассказу особую атмосферу.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятные заметки о политическом устройстве, якобы в понимании потомков. Всеобщее избирательное право — возможность для масштабного мошенничества, т.е. республиканское правительство неизбежно будет жульническим. «Демократия является отличной формой правления — для собак».:dont:

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чистой воды фантастическая история. Нельзя без улыбки читать то, какой видят будущие потомки жизнь тысячу лет назад. =))))))

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх