FantLab ru

Донна Тартт «Тайная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Голосов:
438
Моя оценка:
-

подробнее

Тайная история

The Secret History

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 53
Аннотация:

Действие романа «Тайная история», разошедшегося в США пятимиллионным тиражом, разворачивается в небольшом колледже в Вермонте, куда девятнадцатилетний Ричард Пэйпен приезжает из Калифорнии изучать древнегреческий язык. Новые друзья Пэйпена — четверо молодых людей и одна девушка — умны, раскованны, богаты и так увлечены античной культурой, что рассматривают себя чуть ли не как особую касту ее хранителей. Их дружба не выдерживает, однако, натиска современного мира. В веселой и сплоченной компании происходит убийство. Пытаясь через много лет осмыслить случившееся, герой по дням воспроизводит свою студенческую жизнь, этапы отношений с однокурсниками и любимой девушкой, и под виртуозным пером Донны Тартт его исповедь превращается в высококлассный психологический триллер.

Входит в:

— сборник «The Secret History and the Little Friend», 2009 г.


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Похожие произведения:

 

 


Тайная история
1999 г.
Тайная история
2008 г.
Тайная история
2009 г.
Тайная история
2014 г.

Аудиокниги:

Тайная история
2007 г.
Тайная история. Часть 1
2015 г.
Тайная история. Часть 2
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Secret History
1992 г.
(английский)
The Secret History
1993 г.
(английский)
The Secret History and the Little Friend
2009 г.
(английский)
The Secret History
2015 г.
(английский)
Таємна історія
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Название романа Донны Тартт «Тайная история» отсылает к одноименному сочинению византийского историка Прокопия Кесарийского. Действие романа разворачивается в американском колледже — группа студентов занимается углубленным изучением древнегреческого языка. Молодые люди — настоящие «фанаты» всего, что связано с античностью, и однажды решают воспроизвести обряд вакханалиии, обряд сокровенный, в источниках описанный только намеками. Студенты — типичные дети нашего времени, интеллектуалы и рационалисты, — вступают в иррациональную область Сакрального. И этот необдуманный, дерзкий поступок приводит к трагичным последствиям...

Великолепная, многослойная интеллектуальная проза, насыщенная аллюзиями, цитатами (Шекспир, Достоевский, Фаулз, разумеется, произведения античных авторов). Роман, по своей сути, оказывается осовремененным вариантом древнегреческой трагедии. Вступление современного человека на территорию сакрального, соприкосновение с тем, что находится за пределами его понимания и компетенции, может привести к самым печальным последствиям. За это приходится расплачиваться по высшей категории, ибо в действие вступают такие силы, о которых мы имеем самое отдаленное представление.

«Тайная история» — редкий пример практически безукоризненно выполненного литературного произведения. Сюжет, композиция, стиль — всё сработано на самом высоком уровне. На данный момент — лучшее из всего, что было прочитано в нынешнем году.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга закончилась... И вот передо мной белый экран и мигающий курсор: что я могу сказать о ней? Чем она так поразила меня, чем зацепила, заставляя читать до рези в глазах? Как хотелось поскорее узнать финал истории, но точно так же хотелось остановить мгновение. Чего ждать от этой книги? Каков ее жанр? Вот с этим сложно, ибо если вы ждете триллера, добротного детектива, то вас постигнет разочарование и роман вам не понравится. Упор сделан на психологизм, на раскрытие характеров, на их развитие под влиянием увлеченности учебой и совершенного преступления.

В тонкую, по-английски аристократическую канву романа вплетаются нити, выбивающиеся из общей картины своей инородностью. Они словно отравляют пейзаж, но без них не понять глубины трагизма разворачивающейся перед нами истории. Роман представляет собой исповедь одного из непосредственных участников событий, его рассказ о годах учебы в колледже и о трагедии, соучастником которой он стал. Он пытается бесстрастно описывать события, но в повествовании чувствуется его личное ко всему отношение, эмоциональная окраска, характеристики, которые он дает героям истории.

Перед нами пятеро студентов, изучающих классическую филологию и древние языки под руководством весьма своеобразного педагога — Джулиана. Он словно бы не из нашего мира, не из этого времени: он над миром и над временем. Он искусно создает иллюзию, но на деле оказывается лишь пустышкой и мелочным трусом. Он собирает вокруг себя одаренных студентов и царит над их умами и душами, вкладывает в их сердца ценности, в которые, как оказалось, не верит сам. Обо всем происходящем нам повествует Ричард — простой калифорнийский парень, каких много, не обладающий яркими качествами, харизмой или волевым характером. Он увидел некий ореол таинствености и возвышенности, окружавший эту уединенную группу. Он страстно захотел стать ее частью, открыть тайны, погрузиться в мир античности. Однако на поверку все оказалось не столь радужным и загадочным. Чем больше Ричард общался с новыми товарищами, тем сильнее они раскрывались перед ним — и далеко не всегда с лучшей стороны. Помимо явных характерных качеств, лейтмотивом проходящих через все произведение, каждый герой обрастает все новыми и новыми чертами, углубляя и расширяя свой образ. Мы видим героев в различных ситуациях, во взаимодействии друг с другом и с удивлением понимаем, насколько эта группа замкнута, оторвана от реальности, изолирована в своем стремлении познавать.

Утонченный и изысканный Френсис, страдающий ипохондрией и бессонницей, в спорах придерживается нейтральной позиции, пытаясь лавировать и примирить стороны. Простодушный Чарльз, любящий заложить за воротник. Его сестра-близнец Камилла — красивая и внешне невозмутимая, старающаяся не показывать своих истинных эмоций. У брата и сестры сложные и странные отношения. Банни — балагур и весельчак, любящий жить на широкую ногу за чужой счет. В конечном итоге, это и его неумение хранить тайны сведут его в могилу. За внешним весельем скрывается душевная травма — Банни на грани нервного срыва, но друзья не замечают этого, не видят тревожных сигналов. Все они связаны — не только произошедшим, но чем-то более глубоким и сильным. Их судьбы сплелись, и весь этот клубок приведет к трагическим последствиям.

На общем фоне внимание притягивает Генри — харизматичный персонаж, обладающий недюжинной силой характера, независимостью, патологической скрытностью и неимоверным самолюбованием. Он становится негласным лидером, его решения не оспариваются. Он манипулирует всеми, искусно и безжалостно ведя свою игру. В то же время в его личности чувствуется надлом, потерянность, оторванность от мира — ему неинтересно жить, скучно, обыденно. Он не ценит жизнь и по большому счету ему плевать на собственную участь. Мотив скуки присущ его образу, и через него характер героя и рассматривается. Он умен, как может быть умен человек, свободно общающийся на мертвом языке и читающий развлечения ради древние манускрипты. Генри очень похож характером и отношением к жизни на Джулиана. Возможно, именно поэтому они сближаются, возможно, именно поэтому Генри острее других чувствует предательство учителя, которому они доверили свою тайну и который их не понял, не распознал срыва. Генри жаждет эмоционального потрясения, катарсиса, который окрасит его унылые и однообразные будни, и в один трагический день находит. Это — ключевой, поворотный момент всей истории. Безмятежная жизнь друзей в шикарном особняке за бокалом мартини и беседами о Гомере в одночасье заканчивается. Друзья сталкиваются с необратимыми последствиями своего стремления к непознанному, к античной вакханалии. Так или иначе расплачиваться придется всем. Но тот надлом, на котором живут герои, дает намек на трагический финал истории. Трагический в своей закономерности и неизбежности.

Удивительно, как хладнокровно и скрупулезно подходит Генри к идее и воплощению убийства Банни, который считался его другом. Но действительно ли Генри дружит? И действительно ли он так хладнокровен? Он привык действовать решительно, в решающий момент отринув сомнения и эмоции, которые лишь мешают рационально мыслить. Рациональность — второе имя Генри. В достижении своих целей он не остановится даже перед убийством. Но ему не хватает смелости признать, что действует он исключительно в своих интересах и ему все равно, что будет с другими.

Этот роман ставит множество проблем — от глобальных до личностных. Это история об одержимости идеей, о познании самого себя и своих пределов, о дружбе и предательстве, о становлении личности, о силе и слабости духа, о пути познания и обретения на этом пути самого себя. Написана она очень выразительно и сильно, со множеством рассуждений, раскрывающих героев и обстоятельства, с использованием различных художественных оборотов речи, с цитированием греческих и латинских фраз, с рассуждениями о культуре и силе искусства. Это удивительно тонкий психологический роман, точно выверенный в своих деталя, безжалостный к своим героям, правдивый в отношении читателя, сильный по глубине переживания и трагизма. Этот роман либо понравится и захватит, либо не понравится вовсе, но точно одно — он не оставит равнодушным.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Худший вид литературы, на мой взгляд. Не какая-нибудь забавная дребедень типа «Сумерек» или «Тайный мир шопоголика», а Литература с Претензией. Якобы интеллектуальная проза. Ну да. При том на все 700+ страниц книги не нашлось ни одной мысли, заставляющей задуматься, ни одной идеи или хоть сколько-нибудь интересного рассуждения. Философия древнегреческого мира, вроде бы заявленная в начале книги, исчезает из повествования также быстро, как и «мистический» учитель Джулиан. Но, в отличие от него, так и не возвращается. А автор прибегает в дальнейшем к проверенным приемчикам современной интеллектуальной литературы: замкнутый удушливый мирок, скандалы-интриги-расследования, МНОГО алкоголя, таблеточек, сигарет и кокаина, инцест (нет, ну правда, как без него-то), убийства и такие мистические-загадочные герои, говорящие между собой на древнегреческом! Место действия — некий колледж в Вермонте, а герои — его студенты. Но не какие-нибудь вам там обычные студентишки, учащиеся на врачей, инженеров или даже юристов. Увольте, какая серость. Эти прекрасные и самые-умные-не-такие-как-все учатся древним языкам и в минуты скуки переводят «Потерянный рай» Милтона на древнегреческий. Снобизм и пафос зашкаливает. Жители городка, в котором расположен колледж, остальные студенты, родители и люди в общем, глазами главного героя и его сотоварищей выглядят этакими туповатыми чукчами из анекдотов. Интеллект героев, однако, сводится в основном к тому, что они к месту и не к месту вставляют цитаты на разных языках или приплетают в разговор Толстого с Достоевским.

Интрига в романе настолько неприметна, что ее по сути и нет. Если в первой части еще немного интересно, что же заставило пять Интеллектуалов убить шестого, то во второй части — уже после убийства- интрига полностью растворяется в литрах виски и горах кокаина, которыми герои пытаются залить свои страхи. Собственно, кульминационный момент написан настолько слабо, что просто диву даешься. Ему отведено примерно 3 странички книжного пространства, в то время как описание не относящейся к сюжету телепередачи, например, заняло не меньше 3 листов. Покоробило, что в какой-то момент они сравнивают убийство своего собутыльника, совершенной с одной единственной целью спасти свои трусливые тушки от справедливой расплаты, с преступлением Раскольникова. То есть для автора эти поступки одного уровня? Особенно отвратильно отношение к смерти фермера. Не раскрывая сюжета, скажу, что более бездушных, лицемерных тварей еще поискать. Совпало, что до «Тайной историей» прочла «Долорес Клейборн» Кинга, которая по внешним признакам построена аналогично: повествование от лица убийцы, рассказывающей о событиях, приведших к преступлению, и его последствиях. Так вот Долорес — чистый ангел в сравнении с героями Донны Тартт.

Напоследок о совсем слабых местах книги. Для начала невероятный бред о том, что Джулиан (преподаватель наших интеллектуалов) учит принцессу-наследницу выдуманной страны Израм в изгнании. Потому что там революция и всю ее семью казнили террористы-джихадисты. В конце книги он еще едет учить принца из опять-таки выдуманной африканской страны. Чему, интересно? Древнегреческому?

Кроме того, на протяжении книги выясняется, что Джулиан дружил или был знаком с кучей знаменитостей. Джордж Оруэлл даже про него что-то умное сказал. Мда.

Еще один камень в сторону мастерства автора. В каждой сцене с участием главных героев они закуривают, достают из пачки, теребят сигарету, выдыхают дым, тушат бычки и т.д. и т.п. Правда, не преувеличиваю! В Каждой Сцене. «Они так умнее и загадочнее выглядят,« — думалось автору.

Подводя итоги, совершенно необязательное, пустое произведение о бездушных недочеловеках.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Положительные рекомендации полностью себя оправдали.

Перед нами великолепный образец психологической прозы. Конечно же, отличная проработка характеров персонажей. Все они такие непохожие и абсолютно живые, и очень экстравагантные. Сквозной фразой в романе проходит вопрос: «Ну что же, надеюсь, все готовы покинуть мир вещей и явлений и вступить в область высокого ?». И насколько же сильно меняется предполагаемый ответ в начале и в конце книги… Романтические, эмоциональные зарисовки, сюжеты кампусной жизни, многозначительные недомолвки; начало и развитие противостояния в группе товарищей. Сюжет развивается с небывалой монументальностью и драматизмом. Легкий налет грусти – история любви, которая могла быть:

«Трепет шелка в лесу черных костюмов…»

«Свита из черных валетов, черный король и джокер – она была дамой, завершавшей этот расклад.»

Из минусов отметил бы следующее. ГГ (рассказчик) очень уж спокойно воспринимает все события, как мне показалось. На фоне паранойи и смятения своих товарищей он человек с какими-то железными нервами. У него нет ни маний, ни каких либо заметных отклонений, у остальных этого «добра» хоть отбавляй. В целом, ГГ вообще непонятно как вписался в их среду. Еще один момент, довольно второстепенный, но мне все время резал глаза. У Тартт очень уж выраженная нелюбовь к хиппи. Все они «побитые молью», ходят «в бабушкиных очках», «неприкаянные», на них смотрят не иначе как «взглядом посетителя зоопарка», они проводят «смехотворные церемонии» и сидят посреди «хипповского хлама». Книга пересыпана такими определениями. Видимо, Тартт уважает «правильных» мальчиков, при галстуке да в пенсне. Но если присмотреться, ее персонажи, напротив, пускаются во все тяжкие – крепко выпивают, таскают полные карманы «колес», а также все это смешивают для пущего эффекта…Но это, как уже говорилось, периферия произведения.

Вывод: книга на меня произвела сильнейший эффект. Высший балл.

Еще раз спасибо Фантлабу за рекомендацию.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Тайная история» — бесспорно одна из лучших книг, прочитанных мною за последнее время. Говорить о сюжетной линии в данном случае совершенно бессмысленно — ценность романа нельзя свести к пересказу текста. Здесь нет ни детективной линии, ни мистической составляющей. Вернее, они присутствуют, но настолько незначительно, что те, кто польстится на аннотации, которые часто позиционируют «Т.И.» как интеллектуальный детектив или психологический триллер, будут разочарованы. Первая же страница книги, еще до знакомства с главными героями, раскрывает читателю кто и кого убил. На мой взгляд, творение Д.Тартт — это качественная проза, полная психологизма (Если хотите, «проза» с большой буквы «П» :smile: ).

Не могу не отметить язык романа. Он настолько хорош и богат, что я бы даже сказала, что он не современен. Описания людей и событий так тщательно проработаны, что образы, возникающие при прочтении, не тускнеют со временем. Как уже отмечали многие рецензенты, текст испещрен цитатами и аллюзиями, но они ни в коей мере не манерны и весьма гармонично вписываются в повествование.

Роман многослоен как пирог «Наполеон». Здесь и упоминавшаяся baroni древнегреческая трагедия на современный лад, и проблема Учитель — ученик (по-моему, ни чуть не меньшая, чем «отцы и дети»), и понимание того, что высокий интеллект еще не означает высокой моральности, и свойственное юности стремление к элитарности, и еще многое-многое другое.

Итог: роман рекомендую к прочтению всем (главное настроиться на соответствующий лад), т.к. его популярность — это не дань моде, и, мне кажется, что читать его и говорить о нем будут еще долго.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне порекомендовали этот роман как умную, глубокую прозу. Ну что же — ни об одном рубле и ни об одной минуте, потраченных на эту книгу, я не пожалела.

Основное достоинство романа — безусловно — это выверенность всего: стиля повествования, сюжетной линии, характеров героев, психология отношений, студенческий быт и так далее, до самых мелочей. Читаешь — и веришь.

Повествование от лица филолога, богатое аллюзиями и прямыми цитатами классиков, достоверное и уместное в данном контексте (греческая трагедия в современном антураже) — еще один весомый для меня плюс.

Роман оставляет тяжелый и длительный эмоциональный осадок. Каждая перевернутая страница — это тоненькая стружка, которую хирургическим скальпелем срезает автор с психологического портрета персонажей. Мне было противно. К героям привязываешься, они все чудовищно обаятельны. И осознавать, к чему привели их гордыня, эгоизм и безответственность, тяжело.

Вобщем, великолепно.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давно, наша училка по литре сказала: «Представляете, один мальчик в своём сочинении, раскритиковал «Преступление и наказание» Достоевского. Какой же это, говорит, детектив, когда убийца сразу известен. А никакой». Вот и из «Тайной истории» детектив вышел никакой. Ещё вышел никакой триллер, никакой магреализм (простите господа, но тема мистерий и вакханалий совсем не раскрыта). А что же в таком случаи вышло, а вот что: филигранная проза, литература с большой буквы, пир для интеллектуалов. Жаль, что я не интеллектуал и все эта многослойность, скрытые цитаты и аллюзии прошли мимо меня. Чужой я на этом празднике жизни :smile: С меня хватило и остального вкусного.

Во первых язык, а язык хорош. Многочисленные цитаты на греческом не только не усложняют текст, но придают ему особый шарм. Автор, как бы говорит читателю, ну вот прибеднялся, говорил в древнегреческом дуб дубом, а сам…

Во вторых главный герой. Давно не испытывал такой симпатии к литературным персонажам. Многие уважаемые лаборанты ругают его за пассивность, без эмоциональность, даже пофигизм. А в этом и прелесть. Герой для западной литературы, где каждый уважающий себя писатель не преминет препарировать своё чадо (в смысле гг) флешбеками и психоанализом, не совсем обычный. Этакий герой-загадка. Но стоит обратить свой взор на восток: ба, да это же один в один персонаж из книг Мураками. Как там, в «Послемраке»: «ходи потихоньку, пей побольше воды». Этим он мне и близок.

В третьих даже странно, что автор женщина. Если бы не излишняя экстравагантность друзей гг, об этом и не подумаешь. Любовь в тексте присутствует, но не навязчиво, как бы на заднем плане. Нет излишних эмоциональных переживаний по поводу пустяков, хотя конечно гг не слишком парится и по поводу серьёзных вещей :smile:

В четвёртых описания природы. Они не часты, но чудо как хороши. Особенно первая зима в Хемпдене. А как смакуется быт и студенческая жизнь м…

В общем, рекомендую всем, кто любит серьёзную литературу, так сказать про жисть.

Оценку поставил 8, из-за отсутствия в книге сверх идеи, но это уже мой, личный бзик.

Спасибо Sfumato и baroni за отзывы, благодаря им и сподобился на прочтение.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень удивилась, увидев этот роман здесь — для себя лично я не причисляю его к фантастике. Тем не менее, я буду рада, если благодаря этому большее число людей познакомится с этим потрясающим произведением.

Самая сильная сторона романа, на мой взгляд, — это проработка характеров. Вместе в рассказчиком мы следим за тем, как открываются все новые и новые грани личностей участников группы и взаимоотношений внутри этой группы. Вместе с ним мы подпадаем под их очарование и не можем уже быть равнодушными к ним. Даже когда под воздействием страшных событий и экстремального (без лишнего преувеличения) психологического напряжения начинают обнажаться черты, которые, казалось бы, должны разрушить это очарование, мы не можем презирать их и ненавидеть. Самая психологически сильная часть книги начинается уже после убийства, когда каждый по-своему (и с переменным успехом) пытается справиться с тем, что выпало на его долю. Но никто и ничто уже не будет прежним.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неприятная история

***

Донна Тартт резко выбивается из общего потока писателей. Всего три романа за почти 30 лет карьеры. Где-то плачет один Юрий Никитин, а над ним смеется какой-нибудь Каменистый или Поселягин. Тартт пишет достаточно объемные произведения, заметна работа над мельчайшими элементами. Куча сносок, множество аллюзий на культурно-исторические факты. Подобный подход невольно заставляет относиться к произведению более серьезно. Чтение по-настоящему становится вдумчивым, где-то даже неспешным, а то и тягучим. Ни о каком драйве и запредельном экшене нет и речи.

«Тайная история» — это книга о студентах американского колледжа. В этом учебном заведении есть один учитель – Джулиан. Он преподает греческий язык. Главный герой – Ричард Пейпен – горит желанием попасть в группу к Джулиану. Его не останавливает даже то, что об этом преподавателе ходят сомнительные слухи – странные формы экзаменов, маленькая группа студентов (пятеро). Более того, Джулиана совсем не смущает личностный (субъективный) подход к своим подопечным. Он легко с ними общается, назначает ужины и встречи. Когда Ричарду удается попасть в группу к Джулиану, начинается самое интересное.

Пятерка студентов (Генри, Фрэнсис, Банни, близнецы Чарльз и Камилла) не сразу принимает в свое лоно Пейпена, но это случается. Каждый студент по-своему уникален. Генри – чопорный, но единственный, кто готов прийти на помощь. Ему порой даже не нужно слышать просьбу для этого. Фрэнсис – утонченный и несколько отстраненный. Не удивляет и его ориентация. Банни – повеса и раздолбай, шут компании, нахлебник и единоличник. Чарльз – жуткий невротик. Камилла – буфер компании, эдакий хранитель очага (архетип матери). Наконец, Ричард – бесхребетный рохла-лжец. Всех персонажей объединяет одно – банальная тяга к аутодиструкции. Алкоголь, табак, наркотики. Для группы Джулиана подобное поведение – это норма. Даже зная о всей пагубности, студенты продолжают путь к дну.

Главная интрига –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
смерть Банни
– это полный провал. Донна Тартт практически сразу сбрасывает туз из рукава, выдавая связующее событие. Неужели читатель будет ждать так долго (роман объемный, если кто-то позабыл), чтобы узнать подробности? Ведь сразу понятно, что в деле замешаны
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
студенты
. Детали не так важны. Если подобным ходом Тартт пыталась отсеять любителей детективного сюжета, то ход средненький. Любители крепких детективов отпадут из-за слишком неспешного сюжета. Но из-за этого же отпадут и те, кому важная иная интрига – а что дальше? А дальше…продолжение дороги к саморазрушению. Не больше. Тартт в конце вспоминает, что надо бы подбросить еще пару поленьев в костер. Так рождается новый бадибэг –
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фрэнсис не просто гей, он еще и приставал к своим друзьям; Камилла и Чарльз – фанаты инцеста
. В итоге все персонажи, включая эпатажного Джулиана – достаточно мерзкие, низменные и отталкивающие. Но даже в подобном отторжении (при множестве ура-хороших героев в современной литературе) персонажи не нравятся. Пола Хокинс смогла привлечь отрицательными героями, а Тартт – не смогла. Увы.

Заключение: громоздкий роман. Обилие сносок придает ему увесистость и серьезность, читается сложновато. Интриг мало, персонажи не нравятся. А вот атмосфера достаточно плотная – мрачноватая, студенческая жизнь выписана объемно. Камерность лишь придает дополнительный эффект. Но это не спасает роман. Всё это уже было («Сердце-обличитель» По или «Преступления и наказание» Достоевского) или будет (великолепная повесть Кинга «1922). Времени потраченного не жаль, но и перечитывать подобный роман желания не возникнет. Слишком неоднозначно.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В начале романа возникало ощущение, что я читаю книгу не об Америке конца 20 века, а английскую прозу первой половины прошлого же века. Слишком уж выбивались персонажи своим аристократизмом из представлений о современной американской молодежи. Потом, правда, все встало на свои места.

Сюжет романа можно изложить в двух словах, и это не будет спойлером, ибо суть книги не в нем. 80-е годы прошлого века, колледж в маленьком городке в Вермонте. Главный герой – юноша по имени Ричард, рассказчик, он же свидетель и соучастник описываемых событий. В центре романа − элитарная группа из шести студентов, посвятивших себя изучению практически нигде не востребованного древнегреческого языка и культуры. Они друзья и держатся особняком от остальных студентов, выделяясь интеллектом, культурным уровнем и тем, что все (за исключением самого рассказчика) – выходцы из богатых семей и привыкли жить на широкую ногу. Ричард изо всех сил пытается соответствовать новым друзьям, скрывая свое скромное финансовое положение и рассказывая небылицы о своих родителях и калифорнийском детстве.

Эти шестеро – друзья до гроба, и в данном случае это не преувеличение. Случилось так, что четверо из них неумышленно убили человека. Отныне их главным стремлением стало держать происшествие в тайне. У пятого товарища из компании, Банни, возникают некоторые подозрения, которым однажды он находит подтверждение. Эта тайна потихоньку сносит ему крышу, и друзья понимают, что у них нет другого выхода, кроме как избавиться от Банни. Ричард узнает обо всем последним и безоговорочно становится на сторону основной группы.

Вот тот скелет, на который автор романа накручивает целые пласты эмоций, размышлений, рассуждений и подробностей. Буквально это история о «преступлении и наказании», недаром в какой-то момент появляется цитата о старухе-процентщице. Не триллер – для триллера недостаточно динамики, но глубочайшая драма, которая не отпускает до последней строчки и выворачивает наизнанку всех ее участников. Отношения в группе друзей, сплоченных не только общими интересами и симпатиями, но и общим преступлением, становятся все более непростыми. Нервные срывы, ссоры, алкоголь, ночные звонки и визиты, попытки примирить друзей и уладить проблемы. Ситуация неуклонно катится к чертям.

Вызывают ли персонажи симпатию? Вряд ли. Самый отвратительный из них – как раз-таки Банни. Не раз возникал вопрос – а почему остальная компания вообще с ним водится, почему было давным-давно не послать его по известному адресу? Что касается остальных (кроме Ричарда), то это избалованная золотая молодежь, привыкшая получать все желаемое. В колледже они учатся не для того, чтобы получить профессию, а ради развлечения. На остальных студентов они смотрят свысока. Моральная сторона убийства беспокоит их в последнюю очередь, в отличие от страха угодить в тюрьму. Они сорят деньгами, выпивка, курение и наркотики буквально в каждом эпизоде. Честно говоря, поражаюсь богатырскому здоровью Ричарда, ибо он перманентно пребывает в запое, похмелье, наркотическом угаре и помятом состоянии сознания.

Да, кстати, интеллектуальных высот в романе нет, за исключением цитат античных авторов и интеллектуального же снобизма персонажей. Это психологическая проза, эмоции зашкаливают и наполняют каждый штрих. Безусловно роман можно назвать затянутым, но меня затянуло в его глубины.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для начала хочу сказать, что читалось точно не взахлеб, но почему-то некоторые книги дисциплинированно заставляешь себя прочесть до конца и потом совершенно не жалеешь об этом. Если попробовать оценить роман в двух словах, то получится что-то вроде: сюжет скучноват, банален и чрезвычайно прост, но несколько раздут до чего-то такого основательного благодаря детализации учебного процесса и быта студентов, чрезмерной сентиментализации скудных переживаний героев, романтизации пейзажей и природы и вялых любовных историй. Благодаря этой вышеуказанной насыщенности текста создается приятное ощущение, что читаешь интеллектуальную прозу.

Если же копнуть поглубже, то...

Роман читается с самого начала очень приятно, легко. Канва повествования тонкая, романтичная, изысканная, с оттенком аристократизма, которому сразу хочется стать сопричастным. Бросается в глаза, что автор занимается самолюбованием, хотя это не очень напрягает. В конце концов, почему бы и не блеснуть эрудицией (а блеснуть ведь есть чем). Правда, иной раз задаешься вопросом, к чему все эти детали об учебном процессе? В студенческой жизни подобные вещи мало важны, они как бы сами собой разумеются, к тому же на сюжете они никак не отражаются и героев никак особенно не характеризуют. Вообще болезненный фокус на деталях — конек автора. Нас как бы грузят бесполезной информацией, но при этом утомленным от этого себя совершенно не чувствуешь. Чувствуешь сопричастность, погруженность. В общем, роман атмосферный.

В главных ролях на первый взгляд – типичные романтические образы. Главный герой, Ричард (он же рассказчик), – одинокий наивный гуманитарий с трудным детством, декадентскими настроениями и явной неудовлетворенной потребностью в душевных человеческих отношениях, и группа обособленных от масс богемных молодых людей с бледными лицами, которых, если бы заранее не знать, что читаешь реалистический триллер, а не мистику, вполне можно было бы перепутать с каким-нибудь законспирированным семейством юных пятисотлетних вампиров (прошу прощения за оксюморон), впрочем, очень основательно прописанных. «Все они обладали некоей холодной отстраненностью, жестким, отточенным шармом, в котором не было ничего от современности, но, напротив, чувствовалось дыхание давно ушедшего мира. Они были восхитительными созданиями – их движения, их лица, весь их облик» и т.д. и т.п. Впрочем, с них быстро слетает налет спесивой таинственности по мере того, как они становятся ближе главному герою, и он с удивлением узнает, что они всего лишь люди со слабостями, недостатками, страхами и тайной намного более тривиальной, чем могло нарисовать его воображение.

Несколько романтизирован через призму студенческого наивного восприятия и образ преподавателя Джулиана. Наставник молодежи наделен в начале романа безграничным интеллектом и чуть ли не телепатическими способностями, которые позволяют ему видеть своих протеже насквозь и управлять ими как марионетками (правда, это только на первый взгляд). Впоследствии, он весьма разочаровывает своих подопечных. Ведь вместо того, чтобы проливать слезы над их заблудшими душами (ставшими жертвами его архаичных теорий), он трусливо и цинично бежит спасать свою репутацию.

Знания об античности в романе (через восприятие Ричарда) возведены в какую-то гипертрофированную степень значимости, словно эти знания есть ключ к познанию всех тайн мироздания, в том числе среди прочего и того, как моднее одеваться и вообще загадочнее выглядеть в глазах однокурсников.

Очень бросается в глаза, что главный герой на самом деле действующим лицом истории не является. Ему отведена роль рассказчика и пассивного стороннего наблюдателя, но именно на этих ролях он очень даже преуспел, хотя его отчаянный «стоицизм» порой вызывает скорее не уважение, а недоумение, т.к. у него практически полностью отсутствует инстинкт самосохранения. Ричард до неправдоподобности инертен, не имеет собственного мнения ни по какому вопросу и вдобавок скучен до коликов. На первый взгляд кажется странным, что «избранные» приняли такую ничем не примечательную личность в свою компанию (потом, правда, выясняется, что и остальные ничем не лучше него). Оправдать подобную инертность исключительно его стеснением из-за собственного происхождения и бедности, и робостью перед красивыми, образованными и богатыми, на мой взгляд, было бы слишком просто. Тут ведь не в его личностных характеристиках дело, а, видимо, в некоей червоточине в обществе, рождающем такую вот молодежь (кстати, образы родителей весьма красноречивы в этом смысле). Собственно, из эпилога видно, до чего в итоге докатилась вся тусовка. Тех, кому повезло, тоже всего лишь вынесло течением, и никаких особых заслуг никому из героев приписать нельзя. Единственным героем, который в романе принимал решения и активно действовал, оказался Генри, но и его мотивации базировались на каких-то заплесневелых сомнительных теориях, оторванных от реальной жизни, отсюда и печальные последствия. Остальные же вели себя как инфузории, реагируя на внешние раздражения исключительно рефлекторно.

Нельзя сказать, что автор сразу интригует сюжетом, но почему-то описанный в начале романа мир неторопливой студенческой жизни, в которой кипит жажда познаний, бурлит философская мысль и юные умы меланхолично и несколько помпезно ищут смысл жизни, затягивает. Правда, по мере развития сюжета, практически ни одному герою не удается сохранить к себе хотя бы толику уважения читателя, потому что просто каждый из них на глазах деградирует до уровня полного свинства. Пороков хоть отбавляй – палитра разнообразна: наркомания, алкоголизм, гомосексуализм, случайный секс по пьянке, инцест, жадность, банальная трусость и глупость, жестокость, убийство, самоубийство и, конечно же, во главе всего этого, равнодушие. А ведь как хорошо все начиналось – просто гимн учебе! И как в таком идиллическом мире знаний могло произойти что-то ужасное?! Не иначе как пересмотрели в бездну... Философия и сильнодействующие препараты вообще плохо сочетаются. Опасные игры разума еще никого не сделали счастливыми. Невольно вспоминается Раскольников с его «наполеоновскими» планами. Да, собственно, и сама автор не смогла удержаться от того, чтобы пару раз умомянуть в романе Федора Михайловича. Только вот дионисийский культ как мотив, на мой взгляд, в романе выглядит несколько надуманно применительно к американским студентам. Впрочем, остается возрадоваться, что воплотить идею вакханалии приходит в голову не студентам-медикам, а безобидным филологам, а то все могло кончиться гораздо, ГОРАЗДО хуже))

Так что роман этот далеко не простенький развлекательный триллер с мистической подоплекой, несмотря на похожую затравку, (полное разочарование, конечно, для поклонников романтического вампиризма и эротического сектантства). Уж не знаю, какова на самом деле была задумка автора. Лично мне он показался зеркалом, прекрасно отражающим убогость общества, в котором среднестатистический ничем не примечательный студент скорее выберет себе в друзья убийц, только потому что эти друзья харизматичные, богатые и милые, и с легкостью согласится убить ради их спасения человека, только потому что он не настолько привлекателен физически и беден.

Казалось бы, мерзкий Банни такой зловредный тип! Всех донимает, потеет, одевается неопрятно, блюет где попало, живет за чужой счет, педиков, понимаешь, не любит, в хиппи бросается пивными банками из окошка, ворует чужие снэки из холодильника, пишет неграмотно, убийц осуждает опять же! Может, и ничего будет, если его грохнуть? Ну чем он лучше старухи-процентщицы? Что думает на этот счет автор, ответить сложно, потому что нигде в произведении ее оценок нет, хотя очень бросается в глаза, что в романе цинизм правит миром и спасения-то нет вовсе, т.е. Таррт его не предлагает своим героям (в отличие от того же Достоевского). А герои-то ее (все до единого) – люди, не имеющие никакой почвы под ногами, никаких принципов и убеждений, никаких четких представлений о добре и зле... Именно поэтому они так легко «ведутся» на античные культы... ведь людям же хочется во что-то верить... Вот и каждому по его вере.

Вообще же говоря, история очень бессмысленная и сумбурная, потому как идейно абсолютно ничем не подкреплена, хотя и написана в лучших классических литературных традициях. Ценна она, пожалуй, добротными описаниями студенческого быта, жизни американских глубинок, психологических портретов, бытующих нравов. Однако, в среде алкоголиков и наркоманов подобных «историй» пруд пруди – и все они одинаковые: упал, очнулся, гипс... Ну и со всеми вытекающими, само собой... Так что в общем не слишком интригующе...

PS: Немного позабавили рассуждения Генри о концентрации яда в бледных поганках и попытки ее рассчитать с помощью высшей математики, тогда как в любой энциклопедии написано, что для человека смертельная доза составляет 20-30г. (засыпал в кокотницу скока надо, полил сметанкой, сырком посыпал, все дела и привет). Но истинные интеллектуалы и эрудиты идут другим путем! :super:

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мерзость…

Ни интриги, ни триллера, ни интереса! Ничего! Скукота, аморальность и всё это растянуто на 700 страниц!

Ни один из героев мне не понравился! Все они отрицательные!

Книга начинается со слов, что компания ребят убила своего друга… И пошла рассказываться история, как же всё это произошло!

Да, понять можно, почему они грохнули Банни. Он был доставучий! Цеплял, задевал ребят и знал то, что знать не должен был. Но с другой стороны эти ребята та еще дрянь! Во время своей вакханалии издевательски убивают человека и не мучаются ни угрызениями совести, ничего! Опыт получен, они попробовали, что такое вакханалия, а вот человеческая жизнь – это сущий пустяк! Так, часть опыта. Только вот Банни знает об этом. И добрую часть книги герои рассуждают, готовятся избавиться от Банни. Ричард в вакханалии не участвовал, но всё равно в планы компании посвящен! И – спокойно относится к этим планам. А то, что задумано убийство друга, а не поход в магазин – вообще не волнует! С такой хладнокровностью всё это делается….

Я молчу про самих героев и мутного профессора Джулиана!

Вопрос – где тайна? Ещё и страница не была прочитана, как нам выложили все карты на стол!

Оценка: 1
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ощущения от книги такие же противоречивые, как и отзывы на нее. Несомненно, интригующая, затягивающая история, заставляющая читать дальше и дальше. Мастерское описание деталей событий и действий героев — и вот уже кажется, что ты смотришь хорошо снятый фильм или даже являешься непосредственным свидетелем происходящего. История, богатая на описания, яркие метафоры, аллюзии, не отпускает до последней строчки. Давно я не читала книгу, которая дает такое погружение.

Но вот беда — все равно как будто чего-то не хватает. Большинство главных героев — вычурные, отстраненные, «неземные» персонажи, из-за чего они не находят отклик в душе и не вызывают ни грамма сочувствия. Отсутствие настоящего раскаяния, борьбы с угрызениями совести хотя бы у одного из убийц озадачивает на протяжении всей второй части романа. Как будто надоевшего комара прихлопнули. Возникает вопрос — кто эти люди, из какого теста они сделаны? В этом смысле пропадает некая реалистичность именно по части человеческих эмоций, и возникает ощущение пустоты и недосказанности. Невольно начинаешь задумываться «А такое бывает?», и этот вопрос уже не покидает до самого конца романа.

Генри вообще признался, что после убийства обрел свободу и новое восприятие жизни. По всему роману проходит красной нитью мысль, что убийство при некоторых обстоятельствах — это приемлемо. Даже периодические приливы отчаяния и страха у героев связаны только с боязнью правосудия. Вообще почти все напряжение в книге связано именно с попытками героев избежать тюрьмы. Убийство друга, что по сути является настоящей катастрофой в жизни каждого из них, оставляет не рану в их душах, а только, можно сказать, небольшую царапину.

Книга, конечно, стоит прочтения, но ее посыл меня смущает. Я не знаю, что в действительности автор хотел сказать этой историей, но она получилась слишком бессмысленной, жестокой и беспощадной, особенно если вспомнить, что эта книга о друзьях и о дружбе. Грустно и страшно становится.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Имя Доны Таррт, как писателя, как некий бренд и стоящее за вывеской качество, для меня лично зажглось, когда соцсети атаковало сообщение о том, что Ли Пейс засел за чтение «Щегла» (в свете того, что у актера навроде как еще проявляются остатки дислексии).

Посмотрела я на этого «Щегла» — кирпич ценной до 900 рублей... Не, ну я всё понимаю, но 900 рублей ни один магазин с меня не срубит за, извините, щегла. Некоторые люди удивляются, почему пиратство процветает. А тут в библиотеке всплыла «Тайная история». И зазывает, мол, убийство, тайные оргии, темное прошлое студенческих лет...

Я её прочла. За сутки. Спасибо дороге и дежурству.

Сюжет очень даже интересен. При всей своей вторичности, он не замылен. И жизненен. И последствия у него — логичные. Приятно также встречать столь разносторонне развитого автора, приятно сопереживать героям, совершившим такую дикость, приятно осознавать, что справляешься с текстом.

И еще одно: узнаете о преступлении — или расскажите о преступлении правоохранительным органам сразу, или храните его тайну вместе с ним. Особенно, если убийца — ваш друг. Не предавайте его дружбу. Не используйте шантаж...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое главное разочарование: ничего общего с Прокопием Кесарийским у романа нет. Это просто название-обманка.

Собственно, и штамп «интеллектуальная проза» — тоже обманка. Ничего особенно интеллектуального не заметила — если не считать сам факт изучения героями греческого. Но в данном случае греческий носит косвенно сюжетообразующий характер. А в остальном — на кого, пардон, рассчитывают авторы, переводчики и редакторы подобной «интеллектуальной прозы», объясняя мне в примечаниях, что «Август — это был такой римский император», а также называя Фому Аквинского «Томасом Аквинасом»? «Это платье от Версейс» (с) сразу вспоминается)) На тех «интеллектуалов», которые победили школьную программу по литературе, но дальше не продвинулись, очевидно.

Ладно, на самом деле, роман правда не плох, и слушать его было интересно — более интересно, чем «Маленького друга», за счет некоторой сюжетной интриги. В целом это очень милый сюжетный поворот, хороший и до сих пор недостаточно избитый анти-детективный прием: в начале нам говорят, кто и как убил, а дальше мы всю книгу идем к тому, как же убийцы до этого докатились.

Но, строго говоря, и эта история — не самая важная линия в романе. По мере чтения постоянно думаешь, что же тут среди этой чехарды разговоров, бытовых подробностей и тд действительно значимо и зачем это все. Мне кажется, как часто в подобных случаях, на вопрос отвечает эпилог. Можно, конечно, выводить для себя разные выводы из подобной истории — она достаточно детальна и многогранна, чтобы можно было ее рассматривать как историю об убийстве, как историю о неудавшемся наставничестве (привет «ОЗ», «никогда еще не было, чтобы учитель предал своих учеников»), как историю о вышедших из-под контроля «тайных силах». Я для себя решила, что это история ядовитой серебряной ложки. В том смысле что серебряная ложка не просто не гарантирует дальнейшего успеха, какого-то особого жизненного пути, достижений и тд, а местами даже мешает этому.

На самом деле, забавно, как герой — мальчик из ну очень простой во всех смыслах семьи, которой он жутко стесняется (хотя и не признает этого вслух) — изо всех сил пытается стать своим в компании «крутых», которые изучают греческий. И все они представляются ему едва ли не небожителями (хотя этого он тоже не признает). Все, наверное, через это проходили, только не в 20 лет, а в детсаду и младшей школе. В 20 лет это выглядит как-то сомнительно, впрочем, за счет изрядной задержки времени окончания обучения и начала работы и самостоятельной жизни они все выглядят слегка недоразвитыми в психологическом плане. В общем, это очень забавно, конечно. Герой очень старается, и в итоге его принимают в компанию — но не до конца, не открывая ему всех «страшных» тайн — впрочем, и без этого он очень доволен. Все тайны открываются, только когда над компанией золотых мальчиков и девочки гремит гром, и деваться им уже некуда. Удивительна, на самом деле, социальная инертность: узнав, что его лучшие друзья убили человека и собираются убить еще одного, он ни на секунду не задумывается о том, чтобы донести кому следует или хотя бы рассказать их общему наставнику. Нет, все, что делают эти золотые дети, в какой-то степени непогрешимо.

А дальше возникает странная, но очень популярная в жизни ситуация развенчания кумиров: чем дальше в лес, тем сильнее «опускаются» друзья героя, тем безнадежнее становится их ситуация — не столько объективно, сколько субъективно, в его глазах в том числе. И постепенно выясняется, что как раз герой-то — наиболее «успешный» среди них, единственный, кому удалось получить высшее образование, единственный, кто вообще куда-то двигается по жизни. По эпилогу это особенно сильно видно, и, пожалуй, даже к лучшему, что автор не стала доводить эпилог до состояния «прошло 15 лет» — тогда, думаю, разница между ними стала бы еще больше. Но и по направлению движения в целом видно, как печальна судьба всего этого «золотого» греческого класса.

Отдельно скажу про Джулиана: это такая обидная тайна, которая раскрывается и выясняется, что и тайны-то никакой не было. Очаровательный душка-тиран-наставник, от которого все дети были без ума и который не просто ничем не помог им (хотя должен был бы из моральных соображений), но и в буквальном смысле обнаружил полное безразличие к их делам и судьбам. Занимай их судьбы его хоть немного — он бы, конечно, не сделал того, чего сделал, но ему оказалось именно безразлично, и это очень печально, учитывая, что из всех персонажей он кажется наиболее привлекательным и интересным и, собственно, остается таким до последнего. Очень жаль, хотя опять же — очень типично. Да и история в целом, несмотря на дикость эпизодов с убийствами — вполне достоверная и, вероятно, даже без убийств все пошло бы именно в эту сторону. Периоды интереса в тексте сменяются периодами тягомотины, и наоборот.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх