Джон Скальци «Крушение империи»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Нашей вселенной управляют законы физики. Движение со сверхсветовой скоростью невозможно... было невозможно, пока не открыли Поток ― поле, находящееся вне всех измерений, к которому имеется доступ в некоторых точках пространства-времени и которое способно перенести нас к иным планетам, обращающимся вокруг далёких звёзд.
Оседлав Поток, человечество распространилось в бесчисленные миры. Земля забыта. Возникает новая империя, Взаимозависимость, в основе которой лежит доктрина о том, что ни один форпост человечества не способен выжить без остальных. Доктрина предохраняет от межзвёздной войны, а правителям империи служит системой контроля.
Поток вечен, но непостоянен. Река может менять русло, и Поток меняется также. В редких случаях отрезанными от человечества оказываются целые миры. Когда становится ясно, что весь Поток пребывает в движении и, возможно, разделит все населённые людьми планеты навсегда, три отдельных человека ― учёный, капитан звездолёта и императрица Взаимозависимости ―должны вступить в гонку со временем, чтобы выяснить, можно ли спасти хоть какую-то часть готовой рухнуть межзвёздной империи.
Входит в:
— цикл «Взаимозависимость»
Награды и премии:
лауреат |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2018 // Научная фантастика | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2018 // Роман НФ |
Номинации на премии:
номинант |
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2017 // Научно-фантастический роман | |
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Научная фантастика (9 788 голосов) | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Роман | |
номинант |
BooktubeSFF Awards, 2018 // Научно-фантастический роман | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ZioniC, 29 ноября 2022 г.
Уже оставил краткую рецензию на цикл, отпишу подробней про книгу.
В похожих стоит Дюна и ПЛИО, и это может привлечь ваше внимание, что-то конечно есть, но в гораздо более убогом виде.
Картонные злодеи, идиоты-аристократы, население про которое вообще ничего не написано, интриги и способы решения проблем у ГГ вызывают только вздохи и фейспалмы.
Придуманный мир абсолютно нелогичен и непонятен. Зачем строить станции в сотнях световых лет от единственной!!! обитаемой планеты и какие товары, нужные в других местах там могут производить ничего не написали и не объяснили.
Что с технологиями по продлению и сохранению жизни? Что с робототехникой и ИИ тоже не написали, над лором автор особо не работал.
Перевод вполне ок, местами забавно, но назвать это произведением на которое стоит тратить время я бы не стал.
Это обычная «жвачка» я бы даже сказал что янгэдалт, несмотря на то что герои часто занимаются сексом, никаких подробностей подобного не описано.
ужик, 29 апреля 2021 г.
Слабенькая такая космоопера на минималках. Вызывают вопросы и мир будущего, и экономическая система Взаимозависимости, и адекватность героев, и «непредсказуемость» интриг.
Роман спасает чувство юмора автора, но в остальном... Герои не то чтобы неинтересны, но это уже было. Сюжет предсказуем и удивителен в своей недалекости. Будущее, аристократы у власти и Поток выглядят бледной копией «Дюны». И вот на фоне этого монстра фантастического жанра особенно заметно каким же пигмеем выглядит роман Скальци.
С продолжением не сложилось. Там такой «непредсказуемый» сюжет, что просто закрыла книжку и удалила с читалки.
Проходная космоопера. Приемлемый сценарий для бюджетного сериала, не больше.
Shining, 18 марта 2021 г.
Искать тут НФ или, скажем, боевую фантастику, не стоит. «Крушение империи» — это явная космоопера и «планетарный романс». Проблемы решаются интригами, отсутствуют древние и загадочные инопланетяне. Книга Скальци чем-то напоминает некоторые работы Бэнкса (я имею в виду цикл о Культуре), только в гораздо меньшем масштабе.
Имхо, главное достоинство «Крушения...» — юмор. Он по-настоящему смешной (вообще у этого писателя часто получается удачно шутить), хотя и разворачивается порой в очень драматичной обстановке.
Сюжет заинтересовал. Очень интересно, что будет в следующих частях.
ChronoLegion, 26 апреля 2020 г.
Автор признался, что вдохновится несколькими романами, включая «Дюну», разумеется, и «Гоблин-император» (там тоже на трон внезапно попадает ребёнок-бастард, никак не ожидавший этого).
В общем читать интересно. Вот только странность небольшая: почти все имена странные и непривычные, это нормально для вселенной на тысячи лет с будущем. Но вот мать новой императрицы обладает заурядным современным именем Ханна Патрик, да и родные её тоже обладают обычными англосаксонскими именами. С чего бы это?
Про расы все молчат, только в третьей части упоминается, что семья Ву (правильнее было бы сказать У) родом из Китая, а семья Лагос — из Западной Африки. Кстати имя бабушки Кардении — Зетиан Третья — явная отсылка к У Цзэтян, древнекитайской императрице.
Manowar76, 15 января 2020 г.
Почему решил прочитать: полдюжины наград и номинаций на серьёзные фантастические премии; очень понравились недавно прочитанные «Люди в красном» и «Божественные двигатели»; неплохие рецензии; новизна; небольшой объём.
В итоге: настораживали перед прочтением только две вещи – отсутствие на русском финальной части трилогии (но надеюсь, книгу издадут раньше, чем я забуду сюжет первых частей) и подозрительная похожесть устройства вселенной «Взаимозависимости» на мир, созданный Майклом Флинном в «Танцоре января» и других романах шикарного цикла необычной космооперы «Спиральный рукав» (вот бы ещё тетралогию Флинна «Firestar» на русский перевели!).
Остроумная, только что вступившая во власть имперо Грейланд Вторая; Кива Лагос, любящая сквернословить, дочь главы одной из торговых гильдий; учёный Марс Клермонт.
Нас неспешно знакомят со всеми этими неплохо выписанными персонажами. Так проходит треть нетолстого тома.
Имперо противостоит влиянию исполнительного комитета; представительница торговой гильдии отстаивает свои коммерческие интересы; учёный пытается предупредить всех о конце света.
Вселенная действительно получилась несколько старомодная, в лучших традициях «Звёздных торговцев» Пола Андерсона и намного менее выразительная, чем вселенная Электрической Авеню у Майкла Флинна, с его очень разными мирами, каждый из которых выделяется этнически, лингвистически и даже политически.
У Скальци же мы видим чуть приукрашенную и купированную картину стандартного средневековья – корабли плывут по воле волн (Потока), всем заправляют аристократические дома, они же торговые гильдии-монополии (привет «Дюне»), самый, наверное, неэффективный вид экономических образований (ну, после ГосПлана).
Есть смысловые нестыковки – Край, самая дальняя планета Взаимозависимости, считается дырой, куда ссылают неугодных. Но при этом этот же Край – единственная из сорока семи систем Империи, где люди могут жить на поверхности планеты, а не в толщах недр или в космических станциях. Думается, такой уникальный ресурс, как землеподобная планета, ценился бы в любом государстве много выше, даже если бы находился на задворках Галактики. С другой стороны, не каждый захочет тратить девять месяцев в одну сторону, чтобы погулять на свежем воздухе. К концу романа ценность планеты наконец-то признают и герои книги.
Политически-коммерческая интриганская камерная космоопера. Экшна практически нет, есть только составление и разрушение заговоров средней степени изощрённости. Примет далёкого масштабного будущего, к сожалению, очень немного. Нет ни Чужих рас, ни масштабных космических столкновений, ни экзотических технологий, ни ИИ, ни трансгуманизма. От Скальци ожидал большего. Второй роман читать буду.
7(ХОРОШО)
poxabich, 8 января 2020 г.
Добротная космоопера! Император, звездные лорды, графы и бароны, межзвездные торговые кланы, надвигающаяся опасность. Интриги, убийства, пираты и контрабандисты. Все как надо, все по канонам!
Скоротать вечерок-другой или почитать в поезде — самое оно.
Дмитрий_Москва, 27 августа 2019 г.
«Крушение империи» Д.Скальци — это приключенческий роман с фантастическими декорациями. Приключения героев развиваются бурно и динамично, удерживая внимание. «Фантастические декорации» не прописаны автором полностью. Поток, позволяющий совершать межзвёздные перелёты и создать на пути его следования государство Взаимозависимости, отмели, через которые возможен вход в этот поток, сами планеты, омываемые им же, показаны очень кратко. Раскрытие этой темы должно быть необходимым и интересным усложнением рассказа. Надеюсь, Д.Скальци и сделает это в своих последующих продолжениях.
Интересными показалась идея «Зала памяти», где хранятся копии всех императоров. Хотя императоры это уже не просто их воспоминания, побуждения, мотивы, а обработанные компьютерной программой критические воззрения на их воспоминания, побуждения, мотивы. Что влечёт к попыткам переменить политику своих предшественников у последнего императора. Невольно возникает вопрос : кто задаёт такое направление критики, кто таким образом определяет деятельность высшего управления Взаимозависимости.
В общем, ждем продолжение от Д.Скальци.
ааа иии, 20 августа 2019 г.
Пути на Землю давно нет, да и не нужно, трудяги входящих в Поток кораблей от поверхности планет не в восторге. Правда, Поток-то уплывает, не вовремя старого имперо сменяет Грейланд II. Герцог против повстанцев, детишек в планетарий под обстрелом, «Зеленые боги» разбежались, цитрусы малоприбыльны. Взрывы, эвакуация в направлении «отсюда», бунт по правилам гильдии, рюкзак с сантиментами, флешка с деньгами, декомпрессия, достоверность научных расчетов, аудит под прикрытием с орбиты, взрывы, парик, сержант под дверью ванной, ушедшая из маркетинга пророчица, взрывы, монополии, проценты, телохранители...
Динамичная, легкая космоопера. Веселая, как песни «Монгол Шуудан» о Гражданской, рассказы Лаумера и «Весёлый Роджер». И специфично скальциевская.
Среди звездолетов и бластеров «Основания» Азимова или «Звездных королей» Гамильтона элита выглядит как поместная аристократия. Лагосы и Нахомапитаны «Падения» — хамоватые, харизматичные, властью и сексом озабоченные кальки олигархов средней руки и топ-менеджмента. Если это аристократия, то «Книги маркизы».
Есть традиция (Нортон, Виндж, П. Андерсон, Хаецкая) представлять космоторговцев спасителями миров и человеков. Персонажи Скальци тоже «за», если будет максимизация прибыли. В результате, сцена накидки за лояльность и сотрудничество отправляется в золотой фонд НФ про коммерсантов.
Так же отмазка Марса насчет второй сумки и срок вещания заблокированного мира отдают прагматизмом, космоопере малосвойственным. Изысканы интриги Херберта и Ю Хан Ли, воспевали спецслужбы Флинн и Гибсон, зато Взаимозависимость правдоподобней. Спецслужбе там достаточно контейнера на полуразрушенном складе. Тайный агент, обучен убивать? Повяжут, лишь прогуляется не там. И т.п. и т.д.
Отклонений в переводе и издании не заметил. Продолжения жду.
Бывший, 18 августа 2019 г.
Книга захватывает сразу и не отпускает до самого конца. Увлекательное действие в совершенно космо-оперных декорациях. Не зная автора и время написания можно было бы предположить, что роман (скорее повесть) написан где-то в 50-х каким-нибудь Гордоном Диксоном или Гарри Гаррисоном. Уши у современности торчат только в персонажах. Как нынче и положено все женские персонажи в произведении харизматичны и агрессивны, а мужские (положительные) — утонченны и интеллигентны.
В целом произведение увлекательное, но на данном этапе производит впечатление пустышки. Продолжение читать буду, вдруг там Скальци перевернет все с ног на голову. Он может, я в него верю.
Еркфтвгшд, 17 августа 2019 г.
А не дурственно. Для космооперы с зачином про скорый всем конец. Интересно отслеживать интриги торговых домов и попытки последней имперо царствовать. Что такое Поток и почему он иссякает, автор ответа не даёт. Возможно даст в следующих книгах трилогии. Сейчас всё внимание сосредоточено не на том, какому из персонажей начнешь импонировать, а каким образом и с какими потерями выживет человечество.
methodx, 2 августа 2019 г.
Так вышло, что этой книгой я открыл для себя Джона Скальци. И мне понравилось. Хорошая космоопера со стремительным развитием событий, интересными диалогами и описаниями персонажей. Особенно понравилось отсутствие скучных описаний, заставляющих топтаться на одном месте. Перевод достойный, раздражения ничего не вызывает. Прочитал книгу весьма быстро и однозначно буду ждать продолжения.
На мой взгляд, эта книга понравится тем, кто любит космооперу, интриги и интересные диалоги.
smiigor, 12 июля 2019 г.
Всем добрый день, вот буквально в первый раз меня посетила мысль, ну почему, почему в этой книге всего 380 страниц!?!? Сегодня с сожалением перевернул последнюю. С сожалением, что еще непонятно сколько ждать выхода второй книги на русском языке. Я прочитал Крушение Империи если не запоем, так как чтение все же потребовало перерывов на работу, семью, сон, социальную активность и еду, то несколькими крупными глотками...и не насытился. В романе есть все, что мне нравится -динамика, интриги ( чуть ли не поболее Игры Престолов :-) (шутка), сюжетная линия, проблема, ставящая под угрозу человечества, чувства.... Поставил высшую оценку и хочу сказать огромное спасибо издательству Азбука и всем, потрудившимся над книгой. Спасибо!
Green_Bear, 21 июня 2019 г.
Благодаря Потоку — особой космологической структуре, которая позволяет космическим кораблям перемещаться быстрее света, человечество благополучно расселилось по четырем десяткам систем, создав Священную империю Взаимозависимых государств и Торговых гильдий — Взаимозависимость. Однако ничто не может длиться вечно. Уже дважды Поток менял свое положение, отсекая невезучую звездную систему и обрекая ее на угасание. Что же произойдет, когда он вновь придет в движение?
Через семьдесят лет после выхода в свет «Звездных королей» Гамильтона читающую публику уже крайне трудно удивить космическими империями и феодалами на звездолетах. Однако Джон Скальци вряд ли ставил перед собой цель поразить читателей новаторскими изысками в «Крушении империи», открывающем новый цикл. Вместо этого автор сделал ставку на колоритные детали, грамотную проработку экономической и политической систем и, конечно же, отвязный и легкомысленный стиль.
Кардения Ву-Патрик отнюдь не горела желанием становиться восемьдесят восьмой имперо, правительницей Взаимозависимости. Ее, внебрачную дочь Аттавио Шестого, вполне устраивала перспектива стать покровителем гуманитарной программы. Роскошь и фальшь дворцовой жизни раздражала и ее мать, и саму Кардению, но гибель сводного брата, кронпринца, не оставила ей выбора. И будто нарочно после коронации начинается череда террористических актов.
Тем временем, на Крае — самой удаленной в Потоке от Ядра системы — завязывается тугой узел интриг. Герцог тщетно ведет бои с мятежниками и отчаянно ищет средства для войны. Леди Кива из дома Лагос прибывает на космическом корабле с грузом продовольствия, но сталкивается с запретом на торговлю, а затем еще и встречает давнего недруга в советниках у герцога. Учитывая ее дерзкий и вспыльчивый характер, любовь к ругани и траху, окружающим скучать не придется. А граф Клермонт, изучающий Поток физик, заканчивает расчеты и выясняет, как именно тот поведет себя уже в ближайшие недели. Теперь ему придется известить об угрозе имперо и при этом защитить своих детей от бушующего мятежа.
Придуманная Скальци империя Взаимозависимости целиком и полностью держится на двух взаимодополняющих опорах: на полной логистической связности, обеспечивающей относительно быстрые перемещения между удаленными на гигантское расстояние системами, и на всеобщей глобализации с разделением труда — монополиями домов. Логистику обеспечивает разветвленный Поток, а сектора производства и торговли поделены между Торговыми гильдиями, к примеру, правящий дом Ву обладает монополией на строительство кораблей и изготовление оружия. Легко представить, какие страсти кипят в парламенте и доме Гильдий! Но едва русла Потока начнут меняться, как обе опоры Взаимозависимости обратятся в пыль. А значит, если Кардения не сотворит чуда, то вскоре начнется Гражданская война...
Благодаря неподражаемой циничной иронии, щедро рассыпаемой и во многочисленных диалогах, и в описаниях, роман читается на удивление стремительно. Авантюрные похождения большинства героев тоже неизбежно повышают темп событий. Пожалуй, главная претензия к роману — небольшой объем. Сюжет успевает лишь пройти стадию завязки, когда обрисованы основные угрозы, а действующие лица во всеоружии заняли свои места. В меру цинично описывая внутренние механизмы и устройство Взаимозависимости, Скальци все же оптимистичен и возлагает надежды на честных и самоотверженных героев, которые верят в благие намерения, но и способны на малое отступление от принципов ради достижения высшей цели.
Итог: приключенческие авантюры и политические интриги на сцене космооперы.
Latte, 4 января 2019 г.
От Скальци я ожидал большего.
Написано хорошо, написано крепко, но.
Во-первых, персонажи слишком уж картонные. Крутая баба-матерщинница, трахающая все что движется, но с золотым сердцем внутри? Есть. Серая мышка, ставшая ведьмой в Академии... зачеркнуть — императрицей и главой Церкви, у которой вдруг прорезается твердый характер, но остается золотое сердце? Есть. Ботаник-ученый-графский сын, которого вышеозначенные бабы переманивают из койки в койку? Есть. Да, у него тоже золотое сердце, куда ж без этого.
Во-вторых, он плавает в местной валюте. То у него полмиллиона весьма приличная сумма, то к сотне миллионов отношение как к карманным деньгам.
И в-третьих, масса логических неувязок:
Остальные поселения зависят от поставок продовольствия и других товаров из других планетных систем? Никаких попыток «импортозамещения», лучше отгрохаем кафедрал для Церкви, дворец для правителя да добавим площадей перед ними, чтобы народец поместился. А ведь все это по книге творится внутри планетоида... Неувязочка, в общем.
И насчет систем зависящих друг от друга — по легенде потоки товаров контролируют всемогущие и богатейшие торговые дома. Причем корабли попадают в системы через строго фиксированные точки входа и выхода Потока. Но почему-то эти могущественнейшие торговцы никак не контролируют эти точки и вокруг них процветает пиратство.
Изенгрим, 20 сентября 2018 г.
Книга является концентрированной космооперой со всеми ее недостатками. И если на наличие галактического императора и всегалактической церкви, а также на дурацкие названия планет (и еще более дурацкие названия космических кораблей — вроде «Потому что я так сказал» и «Если хочешь петь — пой») можно забить — традиции жанра, то другие моменты так легко не отмести. Здесь, например, есть невозможные монополии, даваемые одной семье: скажем, монополия на продажу коров и свиней и всех продуктов из них — от молока до кожаных ремней; как такая система может существовать на пространстве множества планет, я не понимаю. При этом подобная экономика является сутью империи, называющей себя Взаимозависимость (Interdependancy). Автор, конечно, указывает, что система искусственная и очень хрупкая, но вопросы все равно остаются.
Сюжет вращается вокруг восшествия на престол новой императрицы, особо к власти не стремившейся и узнающей, что Поток, обеспечивавший связность человеческой империи, вот-вот исчезнет и сверхдальние путешествия между планетами станут невозможными, а большая часть человечества, скорее всего, вымрет. Конец, в общем, подкрался незаметно.
Это покажется странным, но фактически весь роман состоит из диалогов — отличных диалогов, смачных и насыщенных эмоциями и действиями, с матюками и перестрелками. Диалоги здесь занимают девять десятых, в принципе книгу легко перевести в формат пьесы. Каждый персонаж здесь выписан очень выпукло, ведет самостоятельную игру и действует как настоящий человек, а не как авторская марионетка, каждый обладает уникальным набором черт и преследует собственные цели, основываясь на тех данных, что имеет.
Это первый роман цикла и стоило бы ожидать расстановки фигур и медленного знакомства с миром, но нет. Хотя это действительно пролог к глобальной катастрофе, Джон Скальци берет быка за рога и почти сразу начинают сыпаться покушения, корабельные мятежи, теракты и интриги. Это вроде как противоречит тому, что я сказал в предыдущем абзаце, но экшн и диалоги не мешают друг другу — не знаю, как автор это делает, какой-то сильное колдунство. Вроде бы почти все, чем занимаются герои — это постоянные разговоры, но в то же время действие мчится вперед семимильными шагами.
Ничего нового в фантастику или даже жанр космооперы книга не добавляет, но Скальци пишет бойко и уверенно, текст проглатывается просто на ура, интриги интригуют, персонажи колоритные, есть экшн, юмор и секс в нужных пропорциях, так что книжка получилась на славу, и я обязательно ознакомлюсь с продолжением, благо оно уже вышло и его не надо ждать несколько лет.