fantlab ru

Айзек Азимов «Хоровод»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
1811
Моя оценка:
-

подробнее

Хоровод

Runaround

Другие названия: Вокруг да около

Рассказ, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 239
Аннотация:

В 2015 году на Меркурий прибыли Донован, Пауэлл и Робот СПД-13 для расконсервации станции на рудниках. Для починки солнечной батареи люди послали робота на ближайшее селеновое озеро. Но робот не возвращался пять часов и товарищей охватило беспокойство. Уловив коротковолновый сигнал от СПД-13, они узнали, что робот по непонятной причине бешено бегает вокруг озера.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Astounding Science-Fiction, March 1942», 1942 г.

— сборник «Я, робот», 1950 г.

— антологию «The Coming of the Robots», 1963 г.

— антологию «Чёрный столб», 1963 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.

— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.

— антологию «As Tomorrow Becomes Today», 1974 г.

— сборник «Совершенный робот», 1982 г.

— антологию «Hallucination Orbit: Psychology In Science Fiction», 1983 г.

— антологию «Machines That Think», 1984 г.

— журнал «Robur 8», 1985 г.

— сборник «Мечты роботов», 1990 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Черный столб
1963 г.
Я, робот
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
Три закона роботехники
1979 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Я, робот
1991 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Том 1
1994 г.
Три закона роботехники
1999 г.
Мечты роботов
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Я, робот
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Мечты роботов
2007 г.
Я, робот
2008 г.
Я, робот
2010 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Я, робот
2019 г.

Периодика:

Astounding Science-Fiction, March 1942
1942 г.
(английский)
Robur 8
1985 г.
(венгерский)

Аудиокниги:

Я — робот
2004 г.
Я — робот. Человек, который никогда не лгал. Что значит имя
2009 г.
Я, робот
2022 г.

Издания на иностранных языках:

I, Robot
(английский)
I, Robot
1950 г.
(английский)
The Coming of the Robots
1963 г.
(английский)
The Coming of the Robots
1966 г.
(английский)
As Tomorrow Becomes Today
1974 г.
(английский)
As Tomorrow Becomes Today
1974 г.
(английский)
Аз роботът
1980 г.
(болгарский)
Hallucination Orbit
1983 г.
(английский)
Machines That Think
1984 г.
(английский)
Machines That Think
1985 г.
(английский)
Máquinas que Pensam
1985 г.
(португальский)
Hallucination Orbit
1985 г.
(итальянский)
Orbite hallucination
1985 г.
(французский)
Órbita de alucinación
1986 г.
(испанский)
Órbita de alucinación
1986 г.
(испанский)
The Complete Robot
1987 г.
(английский)
Я, робот
1987 г.
(украинский)
The Asimov Chronicles: Volume One
1990 г.
(английский)
Robot Visions
1991 г.
(английский)
Die Asimov-Chronik — Robot ist verloren
1991 г.
(немецкий)
I, Robot
2009 г.
(английский)
I, Robot
2013 г.
(английский)
Ich, der Roboter
2015 г.
(немецкий)
I, Robot
2018 г.
(английский)
I, Robot
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе Айзек Азимов не только впервые сформулировал знаменитые Три Закона Роботехники, но и на примере удачно созданной ситуации объяснил их действие, разложил, так сказать, по полочкам. Для этого автор вводит ещё одну, на мой взгляд — очень удачную, такую наукоёмкую, сущность — разность позитронных потенциалов. Это когда вес вышестоящего Закона, потенциал которого задан не очень высоко, уравновешивается весом Закона нижестоящего, однако имеющего достаточно высокий потенциал. Как математическое уравнение с разными по величине множителями.

А вообще, бытует мнение, что Три Закона Азимова на самом деле отражают не машинную логику, а правила человеческой этики, что писал автор вовсе не о роботах, а о людях, а роботы введены в повествование для абстрагирования, в качестве умозрительной модели мысленного эксперимента. И этот рассказ очень ярко отражает особенности человеческого мышления: какое-либо действие, поступок человека несёт не только практическую ценность самого действия. Зачастую вес действию, поступку придаёт то психологическое, этическое или эстетическое значение, которое в него вкладывалось.

Небрежно брошенное слово (всего лишь слово!!!) монарха лет двести назад могло повлечь за собой кровопролитную войну с гигантскими людскими жертвами. Жалкий, невзрачный эдельвейс с вершины опасной горы толкает человека на безрассудные и неоправданные по риску поступки — и всё это ради удовлетворения каприза глупой дамы.

Разность потенциалов. Даже ничтожная величина при умножении на достаточно большое число может в итоге стать миллиардом.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Донован и Пауэлл — любимая парочка из литературы. Умные, находчивые, смелые и забавные, они при этом остаются профессионалами своего дела. Каждый рассказ с их участием читается взапой. Как будто сам становишься пассивным участником всех незаурядных событий, что происходят с этими персонажами. При всей простоте написания рассказа, Азимову удается добавить достаточное количество научной лексики, которую лично мне, профану в теме, нравится читать чрезвычайно.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Товарищи программисты наверняка не могут читать это произведение без улыбки. :wink: Читал в оригинале, и рассказ показался весьма и весьма забавным. В принципе, одна из идей заключается в том, что разрешить любое противоречие вряд ли получится без смекалки и чувства юмора. Правда, альтернатива быть зажареным — тот еще стимул для работы мозга:-)

Такие дела, леди и джентльмены.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова в десятку! Азимов не только заставил робота стебаться над бета-тестерами, но еще и показал, что это было логично => неизбежно. Как часто сегодня прогараммисты попадают в аналогичные ситуации! :biggrin:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взглянул на дату написания рассказа, вспомнил, как сорок лет назад зачитывался рассказами о роботах. Классика не стареет.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ про пьяного робота Спиди, который бегает вокруг озера и поёт детские песенки, написан в излюбленной манере Азимова – в стиле миниквеста. Блестящий парадокс, интеллектуальный поиск и изящное решение. Это у Азимова получается лучше всего. За это его и любят (особенно такие как я поклонники Теории Решения Изобретательских Задач).

Здесь в противоречие между собой вступают, конечно, законы роботехники, казалось бы простые и правильные, а решение совсем не очевидно. К слову, «Хоровод» ещё ценен тем, что здесь 3 закона впервые полностью формулируются.

Отдельно хотелось бы сказать про моих любимых героев Пауэлла и Донована. Древне-греческая культура в эпоху полисов, становясь всё более универсальной, сформировала образ находчивого Одиссея, который выкрутится из любой беды, полагаясь когда на разум, а когда на кулаки. Для меня такими героями навсегда останутся Пауэлл и Донован, которые и через 60 лет доказывают, что безвыходных ситуаций не существует.

Итог: Блестящий рассказ родом из золотого века американской SF, который можно считать эталонным образцом всей прозы Айзека Азимова.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я занимаюсь сборкой DVD в свободное время и при нажатии в меню какой-нибудь кнопки, присваивается переменная и коэффициент и далее, по её значению, плеер определит — в какое из меню ему идти...

Это как эпиграф. Так вот если где-то напутать с переменными — то меню будет прыгать и не давать нажать на кнопку. Стоит где-то сделать «ответвление» (если это равно такому-то, то в это меню, если — нет, то присваивается другая переменная и меню запускается заново) и всё будет логично. Этот рассказ мне безумно напомнил мою работу по ремастерингу. Согласен в принципе со всеми, написавшими ниже. Прочитав несколько рассказов моего любимого Саймака и затем два рассказа из цикла «Я, робот» — я мгновенно понял различие между «мягкой» фантастикой и «твёрдой». Раньше мне это было трудно понять, как бы не объясняли. Даже если не считать правдой различные термины, то здесь, на их опираясь, Азимов строит собственное повествование с безупречной логикой. В отличие от Саймака, у которого уже изначально присутствуют какие-то фантастические явления.... Присутствуют, да и пусть и читателя он объяснениями не нагружает. Ни в «минус» ни тому, ни другому. Просто упомянул, что из «мягкой» и «твердой» фантастики у меня на первом месте — соответственно — Саймак и Азимов.

Цикл «Я, робот» читаю в том порядке, который описан на данном сайте. На руках — книжка «Я, робот» из черной серии «Золотой фонд мировой фантастики». Всё хорошо, но там от силы шестая часть относится к этому циклу. Остальное же — просто рассказы и романы, никак не относящиеся к «Робото»-циклу. И что очень удивило — произведения в книге расположены по длине, а не по «хронологии» или хотя бы чему-то логичному. А в целом издание-то неплохое.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Азимов не просто сформулировал знаменитые три закона робототехники, но и мастерски обыгрывает их в своих рассказах. Здесь героям удалось сделать правильный ход в хитрых логических переплетениях трех законов и избавиться от смертельной опасности. Даже самый совершенный механизм уступает силе творческой мысли и интеллекта человека, способного выйти за рамки жесткой логической связи. А уж когда второй и третий закон робототехники вступают в неразрешимое противоречие, мы получаем.....пьяного робота. Просто великолепная сюжетная находка Азимова! Самое главное здесь все логично. Как у человека в нетрезвом состоянии происходит нарушение установившихся норм психики, так и у Спиди случилась несостыковка различных частей заложенной программы.

Минимум отпущенного времени для решения проблемы в смертельных для человека условиях Меркурия делает рассказ очень динамичным. Радует сплоченность и находчивость двух космонавтов. В итоге человеческий разум преодолевает преграды и все заканчивается американским «хэппи эндом» на радость читателю.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий научно-фантастический рассказ. В нем есть все — идея, литературность, юмор, образы, причем не только человеческие, но и роботам тоже досталось :)

Единственное, что мешает поставить десятку — легкость. Тут нет человеческого измерения, нет робота как зеркала, в которое смотрится человек. То есть Азимов не выдерживает сравнения с Азимовым же :)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Азимов очень хорошо показал, что может случиться, когда два Закона роботехники вступят в противоречие друг с другом. Описание «пьяного» робота и их согласие «отдохнуть» при низкой температуре вызывает улыбку.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легкий и смешной рассказ. Над устранением противоречий между законами еще предстояло немало потрудиться.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки человеческий мозг самая совершенная машина, и выйти победителями из спора с законами роботехники получается у всех героев автора.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

хороший рассказ. вообще мне нравятся все рассказы цикла, но это лучший.

Оценка: 9
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов Азимова о роботах.Читается на одном дыхании.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ, с огоньком, с градусом. Есть весьма недвусмысленная проблема, граничащая с потенциальной трагедией, и есть два человеческих мозга для определения способа её решения. И пусть ни на секунду не сомневаешься в том, что человек снова окажется выше обстоятельств, но все равно рассказ читается на одном дыхании. Конечно, по своему обыкновению Азимов щедро снабдил его теми зёрнами науки, которые и превращают фантазии автора собственно в то, что мы называем «научной фантастикой». При этом его идеи и предположения по поводу условий на Меркурии не смотрятся чем-то инородным, нелепым или бездоказательным. Но уж так пишет Азимов, что в его невероятные истории веришь, а этот фактор для фантастической истории один из основополагающих, — верить.

Камень преткновения истории – столкновение Второго и Третьего Законов Роботехники. Внезапно обрушившееся на героев противоречие между ними, конечно, само по себе уже даёт ответ на вопрос «ну, и как будем выкручиваться?», а именно: ищи ответ в Первом Законе, раз в данном случае те два не работают. Но, несмотря на эту предсказуемость и очевидность, рассказ не теряет своего шарма. А привлекательность его ещё и в том, что прекрасно, но как просто (!) описано, как два человека осваивают чужую планету, борются с трудностями, и побеждают. И самое главное, что такие понятия, как «дружба» и «самопожертвование» (которое, к счастью, не понадобилось) для них не пустой звук.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх