FantLab ru

Владимир Набоков «Возвращение Чорба. Рассказы и стихи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Голосов:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Возвращение Чорба. Рассказы и стихи

Сборник, год

В произведение входит:

8.46 (66)
-
2 отз.
7.65 (40)
-
1 отз.
7.97 (41)
-
1 отз.
7.60 (35)
-
1 отз.
7.93 (105)
-
3 отз.
8.22 (50)
-
2 отз.
7.42 (51)
-
1 отз.
8.07 (45)
-
1 отз.
7.75 (39)
-
1 отз.
8.89 (49)
-
1 отз.
7.58 (41)
-
1 отз.
8.25 (43)
-
2 отз.
7.92 (41)
-
1 отз.
8.54 (65)
-
3 отз.
  • Ужас (1927), написано в 1926  
7.99 (77)
-
1 отз.
  • Стихи
7.17 (6)
-
7.83 (6)
-
8.00 (6)
-
6.60 (5)
-
7.50 (6)
-
7.33 (6)
-
  • Аэроплан  [= "Как поёт он, как нежданно..."] (1926)  
6.71 (7)
-
  • Крушение  [= «Болота вязкие бессмыслицы певучей...»] (1925)  
7.00 (6)
-
6.20 (5)
-
  • Расстрел  [= «Бывают ночи: только лягу…»] (1930), написано в 1927  
9.00 (19)
-
6.20 (5)
-
6.17 (6)
-
7.14 (7)
-
7.00 (6)
-
7.00 (6)
-
7.86 (7)
-
6.20 (5)
-
6.80 (5)
-
  • Солнце  [= «Слоняюсь переулками без цели…»] (1923)  
6.67 (3)
-
7.57 (7)
-
7.50 (6)
-
7.44 (9)
-
  • Весна  [= «Помчал на дачу паровоз…»] (1925)  
6.83 (6)
-
  • В раю  [= К душе; "Моя душа, за смертью дальней..."] (1928)  
7.75 (8)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (23)
/языки:
русский (23)
/тип:
книги (23)

Возвращенiе Чорба. Рассказы и стихи
1930 г.
Возвращение Чорба
1976 г.
Облако, озеро, башня
1989 г.
Круг
1990 г.
Том 1. Машенька. Король, дама, валет. Возвращение Чорба
1990 г.
Истребление тиранов
1991 г.
Рассказы. Воспоминания
1991 г.
Стихотворения и поэмы
1991 г.
Король, дама, валет
1997 г.
Стихотворения и поэмы
1997 г.
Избранное
1998 г.
Король, дама, валет
1999 г.
Стихотворения и поэмы
1999 г.
Том 2. 1926-1930
1999 г.
Возвращение Чорба
2001 г.
Стихотворения и поэмы
2001 г.
Стихотворения
2002 г.
Король, дама, валет
2004 г.
Король, дама, валет
2004 г.
Король, дама, валет
2004 г.
Собрание сочинений
2007 г.
Возвращение Чорба
2010 г.
Возвращение Чорба
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В нарушение непреклонной авторской воли (ах, как приятно насолить — даже посмертно — этому высокомерному снобу!) я прочитал эти рассказы по тексту Полного собрания в том порядке, в каком они были написаны и опубликованы впервые, а не в том, в каком их расположил под одной обложкой сам Набоков.

Не помню, что я там понял двадцать с лишком лет назад, когда совсем юнцом впервые прочитал эту книгу. но нынешнее чтение вызвало бурю чувств и половодье мыслей.

Как все это чертовски свежо, дерзко, талантливо! Какую глубину мысли и коварную изощренность литературных инструментов демонстрирует этот начинающий прозаик! В багаже его только два романа и горсть рассказов, а его уже можно ставить вровень с признанными классиками.

И это не случайно.

Уж не знаю, какими глазами читали его синхронные критики — «это все иностранщина, немецкие романы!» — все же прав тот историк литературы, чье имя мной накрепко позабыто, который написал, что Набоков в своем творчестве суммирует все достижения русской классической литературы Золотого века от Пушкина до Чехова. Эту тезу первый сборник рассказов с блеском доказывает. Тургеневские ноты, толстовские и — о, ужас! — достоевские с легкостью считываются в этих текстах любым мало мальски образованным читателем. Есть также рассказы, сработанные под Куприна и Бунина. Он также идет вровень со своими ровесниками из «южно-русской школы»: Катаевым, Бабелем, Олешей и тд. И при этом он великолепно оригинален.

Это уже тот подлинный Набоков, которым и останется на протяжении следующих пятидесяти лет. Явился готовый мастер, который пока только исследует границы и возможности своего «бесконечно послушного русского языка» (а ведь он потом сможет с блеском транслировать его в столь же послушную английскую речь!). Вот и резвится. Читая рассказы в последовательности создания, поражаешься, что «Благость» (1924 г.) и «Подлец» (1927 г.) написаны на одинаково высоком уровне. С точки зрения формы они практически безупречны. У них только содержание разное.

Потому что уже с первых шагов Набоков выкатывает орудия главных калибров. Сразу открывает свои две генеральные темы, одну из которых впервые отметила Вера Набокова сразу после его смерти, а другую выделил Ходасевич еще в начале 1930-х. Это Потусторонность и художник и его приемы. За первую тему отвечают в основном рассказы настроения вроде той же «Благости», «Порта», «Письма в Россию», в которых практически нет фабулы, и автор просто показывает эмоциональный отклик персонажей на восприятие самой текстуры бытия. За вторую — рассказы-анекдоты, в которых герои попадают в нелепые или страшные, или и те и другие вместе, ситуации выпутываются затем из них или покорно тонут в пучине — это волшебная «Сказка», титульное «Возвращение Чорба», обманчивый «Пассажир» и невероятный «Подлец».

И если бы автор не умер сорок с лишком лет назад, можно было бы смело заявить, что новый Гоголь таки явился, и пожелать ему дальнейших успехов. А так просто возблагодарим Судьбу, что в русской литературе есть такой великий и прекрасный писатель, читая которого постоянно развиваешь собственный ум, душу, вкус и тонкость восприятия бесконечного насущного Бытия.

Для тех представителей новых поколений читателей, кто хочет узнать, кто такой Набоков, но боится фрактальных сложностей словесных узоров прозы и заковыристых игрищ постмодернизма, можно смело советовать начинать знакомство именно с этой книги.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх