fantlab ru

Владимир Набоков «Музыка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Оценок:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Музыка

Другие названия: Ограда

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Когда-то они были вместе, и влажное счастье плескалось в глазах. С тех пор прошло два года. Они разошлись. И вот вечер, случайная встреча взглядов и невозможность уйти, подаренная музыкантом.

Успеет он объяснить ей взглядом, что все еще любит? А любит ли?.. Кроме музыки, кажется, никто и не способен ответить на это.

© 4P
Примечание:

Музыка. // Последние новости. 27 марта 1932 г.

Название в черновике – «Ограда».


Входит в:

— сборник «Соглядатай», 1938 г.

— сборник «Tyrants Destroyed and Other Stories», 1975 г.

— сборник «Полное собрание рассказов», 1995 г.

«Короткий текст», 2008 г.

— антологию «О странностях любви…», 2011 г.

— журнал «Смена № 10, 2011», 2011 г.



Истребление тиранов
1989 г.
Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии
1989 г.
Истребление тиранов
1990 г.
Том 2. Защита Лужина. Подвиг. Соглядатай. Рассказы
1990 г.
Рассказы. Воспоминания
1991 г.
Защита Лужина
1997 г.
Защита Лужина
1999 г.
Том 3. 1930-1934
2000 г.
Соглядатай
2001 г.
Защита Лужина
2001 г.
Защита Лужина
2004 г.
Защита Лужина
2004 г.
Собрание сочинений
2007 г.
О странностях любви…
2011 г.
Совершенство
2011 г.
Полное собрание рассказов
2013 г.
Совершенство
2013 г.
Совершенство
2013 г.
Полное собрание рассказов
2016 г.
Соглядатай
2021 г.
Полное собрание рассказов
2023 г.

Периодика:

Смена № 10, 2011
2011 г.

Аудиокниги:

Короткий текст
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда мастер литературной игры становится на пуанты тонкого лирика. Горечь от осознания совершенных непоправимых ошибок — очень сильное чувство, человека всколыхнуть или перевернуть целиком может. Интересный образец рассказа, просто повествующего об остром психологическом переживании. История эта близка может быть любому сколько-то пожившему человеку.

Правда, Набоков не был бы самим собой, если бы в последней строке не упомянул «Крейцерову сонату». Историю, как известно, о музыке и женской измене. Игрок — игрок до конца, даже при гибели всерьез.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых строк погружаешься в волшебную сказку: гость входит в дом, в прихожей пальто и шубки обоего пола, а узел галстука в зеркале поправляет отражение. А дальше отворяется дверь в залу, и всё вокруг заполняет музыка. Играет рояль. Гости слушают без интереса, не проникаясь красотой звучания. Но вдруг он видит ее, и начинает звучать музыка памяти — первые встречи, влюбленность, страсть, охлаждение, обида, расставание... Не произнесено ни слова, но музыка окутывает героя, отделяя его от других людей в зале, полностью замыкая в остро-трагических и таких прекрасных моментах не столь уж и давнего прошлого.

Я чувствовала музыку как нечто, бережно защищающее героя от внешнего. Потом появились ощущения героя: сначала музыка была для него, как клетка — он не умел ее слушать, не любил, не понимал, — потом вдруг нахлынула живая музыка и стала стеклянным кубом, заключившим в себе его и ее, хотя бы ненадолго вместе.

Потом всё закончилось. Что играли, осталось невыясненным. Просто был момент единения музыки, воспоминаний и острой тоски по ней и когда-то бывшему счастью.

Автор запечатлел момент наивысшего взрыва чувств в жизни вполне обычного, приземленного человека. Это было мучительно-прекрасно, пронзительно и ощутимо. На этот раз Набоков отказался от свойственного ему приема нагромождения красивых и неожиданных слов. История рассказана просто и лаконично. Так, что перехватывает дыхание.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх