FantLab ru

Майк Гелприн, Ольга Рэйн «Зеркало для героев»

Зеркало для героев

Сборник, год

 Рейтинг
Средняя оценка:8.94
Голосов:32
Моя оценка:
-
подробнее

В произведение входит:

  • 1. Овен — Я САМ
7.59 (70)
-
7 отз.
7.72 (52)
-
6 отз.
  • 2. Телец – Я ИМЕЮ
7.39 (67)
-
7 отз.
8.06 (34)
-
4 отз.
  • 3. Близнецы – Я ДУМАЮ
7.57 (45)
-
3 отз.
7.47 (30)
-
4 отз.
  • 4. Рак — Я ЧУВСТВУЮ
8.29 (31)
-
4 отз.
7.68 (28)
-
3 отз.
  • 5. Лев — Я ХОЧУ
7.91 (33)
-
4 отз.
7.19 (27)
-
3 отз.
  • 6. Дева — Я АНАЛИЗИРУЮ
7.39 (68)
-
6 отз.
8.17 (24)
-
3 отз.
  • 7. Весы — Я УВАЖАЮ
7.55 (59)
-
4 отз.
7.78 (23)
-
3 отз.
  • 8. Скорпион — Я ВОЖДЕЛЕЮ
7.74 (68)
-
4 отз.
7.57 (28)
-
3 отз.
  • 9. Змееносец — Я МЕНЯЮСЬ
7.83 (29)
-
3 отз.
  • 10. Стрелец — Я ВИЖУ
7.85 (26)
-
3 отз.
7.57 (68)
-
9 отз.
  • 11. Козерог — Я ИСПОЛЬЗУЮ
7.43 (23)
-
3 отз.
7.38 (26)
-
4 отз.
  • 12. Водолей — Я ЗНАЮ
8.32 (28)
-
3 отз.
8.04 (26)
-
4 отз.
  • 13. Рыбы — Я ВЕРЮ
8.17 (24)
-
3 отз.
7.59 (121)
-
23 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Зеркало для героев
2017 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2017 г.

Согласно издательской аннотации данный сборник задуман как каскад отражений мужского и женского начал в зеркале мира. Два автора — мужчина и женщина — сгруппировали свои рассказы таким образом, чтобы можно было увидеть стихии Инь и Ян в разнообразных тематически схожих литературных интерпретациях и, может быть, лучше понять друг друга.

Если отвлечься от конкретики сюжетов и попытаться сравнить основной смысловой посыл рассказов, становится понятно, что отражения мужского и женского начал в зеркале мира авторы действительно создали. Причем отражения эти наглядно демонстрируют различие и общность наших стихий.

Принципиальное различие видно уже из первой пары рассказов, герои которых стали жертвами проклятья. Барт д’Орво, придуманный автором-мужчиной, подходит к проблеме сугубо прагматически: стремится раскрыть механизм действия проклятья и нейтрализовать его. Придуманная женщиной Присцилла Брукс принимает проклятье, осмысливает свои действия и мотивы, которые привели к такому состоянию, и выходит из под его гнета, изменившись внутренне.

На внешнее воздействие «мужской» персонаж реагирует контрвоздействием — защищается и нападает. В результате агрессия нейтрализуется, герой и мир вокруг него восстанавливают свой изначальный статус. «Женский» же персонаж поддается воздействию, изменяется под его влиянием и в итоге поднимается на какую-то новую ступень духовного опыта, не принимая при этом активных защитных мер. В результате получается качественно изменившаяся героиня и прекращение агрессии извне.

«Мужское» и «женское» начала отразились с одинаковым результатом (проклятье нейтрализовано), но принципиально разными способами. С одной стороны, действие равно противодействию. С другой, внутренняя подстройка под воздействие и его рассеивание. «Мужское» начало защищает равновесие мира, «женское» гармонизирует его.

Во второй паре рассказов показана реакция героев на утрату. «Мужской» персонаж Уно находит физическую замену потерянному. Созданная женщиной Сонаи пытается компенсировать утраченное призрачной возможностью повторения за счет концентрации собственной памяти и чувств. Снова мужчина взаимодействует с миром вовне, материальным действием. Женщина же пытается возродить утраченное на основе внутренних ресурсов своей психики и души.

Проявленный в первой паре рассказов принцип отражений в той или иной мере присутствует в большинстве парных рассказов сборника.

Так, придуманный мужчиной Садовый гном видит смысл своего существования в том, чтобы дарить счастье людям, Вик ставит на кон свою жизнь в играх вундеркиндов ради семьи, Олесь погибает, не в силах принять ограничения, налагаемые эмоционально-духовным конструктом.

С «женской» стороны сопредельных пар одушевленный автомобиль сосредоточен прежде всего на посмертном развитии поселившейся в нем души девушки Лены, осмыслении ею упущенного при жизни опыта, Максим промышляет сбором концентрированных человеческих страданий, которые в его мире являются лекарством, замученный садистом два столетия назад мальчик становится душой старинного замка и, наблюдая за людьми, развивает в себе способность любить, понимать, врачевать душевные раны.

Придуманные авторами герои наглядно показывают главное отличие «мужского» и «женского» отражений: «мужское» начало отражается в мире, «женское» — отражает мир в себе. Но при этом оба начала стремятся к общей цели: убрать агрессию, вернуть утраченное, видеть кого-то счастливым, любить.

Особняком стоит третья пара рассказов и единственный соавторский рассказ сборника.

В третьей паре развивается тема чувственной страсти, инстинкта продолжения рода. Сапсан («мужской» персонаж) поддается чувственному влечению к женщине из стана врага. Дерке («женский» персонаж) ощущает потребность продолжения рода, которая оказывается сильнее инстинкта самосохранения. Для «мужского» начала доминантой оказывается чувственность, для «женского» — потребность рождения. В результате появляется шанс прекращения войны, сохранения гибнущего мира. Смерти противостоит не жизнь, а страсть, эту жизнь питающая. Внутри связки «чувственное желание — желание рождения» «женское» начало отражается в мире по «мужскому» стереотипу — активным действием, актом рождения новой жизни. Это особенный тип отражения — не уравновешивающий «мужской», не гармонизирующий «женский», но отражающий в зеркале мира чувственное природное начало живого существа, основу и гаранта жизни в любых мирах.

Единственный в сборнике соавторский рассказ продолжает тему примата жизни, приземляя ее. «Главное в любой ситуации – выжить... Любой ценой, девочка. Таков мой тебе Главный завет. Кто умер, того нет больше.» Так говорит отец дочери. Родитель — ребенку. Прошлое — будущему. А в настоящем снова проявляется проклятье и жуткие крысы в придачу.

Совместное отражение «мужского» и «женского» начал выглядит весьма своеобразно: он и она очаровательно улыбаются друг другу, а за спиной маячит проклятье и крысы. Но есть и обнадеживающий момент. Когда соединенье двух начал зайдет в тупик, каждое из них начнет спасать себя, согласно Главного завета, а это значит, что «мужское» начало вступит в бой с проклятьем, а «женское» попытается переосмыслить свои поступки и мотивы. И всё начнется сначала, как положено после катарсиса.

Отразиться в зеркале мира авторы сумели ярко, эмоционально, временами провокационно, а вместе даже и с юмором (это я про крыс в одном зеркале с высокой страстью третьей пары). Последовательность рассказов не очень удачна, и знаки Зодиака вызывают недоумение. Но это не принципиальные моменты. Пониманию общей концепции они не мешают. Удивительно также, что многие рассказы созданы не для этого сборника, но органично вписались в его концепт. Отражения получились не постановочными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На обложке — Присцилла Брукс и Олесь. Самое яркое воплощение «женского» начала и единственный герой, рискнувший в существование этого начала не поверить.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2017 г.

Любопытный сборник. Уже тем, что авторов представлено всего два (ну, пусть два с четвертью ― один рассказ написан сразу втроём). Чаще бывают либо «сольные» сборники, либо «солянки» — от каждого автора по одному-несколько произведений. Здесь же половина рассказов от Майка Гелприна, половина от Ольги Рэйн. И один в соавторстве с Александром Габриэлем.

Интересна сама концепция сборника. Все рассказы поделены на двенадцать главок ― знаков зодиака. Плюс тринадцатый ― Змееносец, представленный одним рассказом, тем самым, «тройного авторства». И на каждый знак, после небольшого астрологического вступления, по два рассказа, по два взгляда ― мужской и женский. Занимательно: прочитав такую пару, невольно возвращаешься к началу, перечитываешь вступление, сравниваешь, ищешь соответствия и разницу. Также невольно особое внимание уделяешь своему знаку (и мне моё «скорпионье вожделение» одинаково понравилось, в отличие от большинства других пар, где чаще находился явный лидер). Правда, от чересполосицы иногда возникает путаница, кто именно написал тот или иной рассказ, но это сущие пустяки.

Но хватит о форме, перейдём к содержанию. Двадцать пять рассказов. На любой вкус ― ну, за исключением того, что глобальный жанр всё же фантастика. Есть и лёгкая мистика с духами и привидениями, есть и боевые роботы, палящие из лазеров, есть и загадочные инопланетяне, решающие свои малопонятные (но такие близкие нам) инопланетные проблемы, есть и переложение старой доброй мифологии на новый лад. Не буду разбирать все, отмечу лишь те, которым поставил 10 баллов: «Существо особенное» (прелестная сказка о садовом гномике, вполне можно читать детям) и «На посту» (почти реалистическая история о двух британских солдатах, выживших в чудовищной бомбардировке) Майка Гелприна и «Доска для игры в сенет» Ольги Рэйн о неких потомках потерпевшего крушение звездолёта.

Я не особый любитель рассказов. В малой форме всё же редко удаётся глубоко раскрыть персонаж или ситуацию. А я люблю «покопаться» (один из любимейших писателей ― Достоевский, всё понятно). Остаётся что? — сюжет, а им меня давно сложно удовлетворить. Все эти шаблонные герои (можно номера расставлять) без лица, точнее, с одним на всех лицом, все эти предсказуемо неожиданные концовки... Но! Ведь есть ещё язык. А он у авторов сборника весьма хорош. Почти в каждом рассказе найдётся абзац или даже одна всего фраза, но цепляющая по-настоящему. Удивило, что более жёсткие, кровавые рассказы чаще встречаются за авторством женской половины. Порадовала любовь мужской половины к Британской империи ― в те времена и в тех местах происходят события целого ряда рассказов, будто Киплинга читаешь! Также возникло ощущение, что часть рассказов принадлежат, как принято говорить, «к одной Вселенной» — пусть нет общих героев или событий, но какими-то полунамёками, какими-то обрывками авторы, может и не совсем осознанно, говорят: «А вот это и это происходило в одном мире, в разное время и в другом месте, но рядом, и эти люди вполне могут знать историю друг друга». А такая вещь для меня несомненный плюс!

В-общем, итоговая оценка ― 9 из 10. Несмотря на то, что жанр рассказов мне не близок. Несмотря на то, что есть и откровенно слабые работы (не буду называть, это моё субъективное мнение, которое, пожалуй, и обосновать-то тяжеловато будет). Несмотря на то, что впервые встретил этих авторов и вообще к современной российской фантастике отношусь с небольшой опаской. Так вот ― несмотря на всё это, или наоборот, именно благодаря всему этому ― 9 из 10. Потому что многое понравилось. Потому что непривычно. Интересно. Получил удовольствие и, несомненно, кое-что впоследствии перечитаю, а уж это вообще высшая похвала для писателя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На обложке, рискну воспользоваться подсказкой в виде знаков зодиака — Максим из рассказа «Ловцы» и, конечно, Присцилла из «Письма из Сингапура»

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 октября 2017 г.

Я люблю сборники рассказов. Это словно ты держишь в руках портал сразу в 15-20 миров. Но получится ли телепортация или просто почитаешь текст, это зависит от мастерства автора. В «Зеркале для героя» у меня такой фокус получился в 22 рассказах из 25, что есть совсем не плохо, а даже хорошо. Примерно за 2 месяца я не спеша поглотил весь сборник. Наиболее впечатлившие меня рассказы это:

Города на Букву Н — триллер в духе Бегущего человека

Теперь так будет всегда — мега-жесткий триллер про временную петлю и фашистов в лесу.

Существо особенное — добрая, но поучительная притча. Сразу после прочтения сидел как под кайфом.

Доска для игры в Сенет — сказ о том откуда взялись Сфинксы-Анубисы. Очень крутая вещь! Особенно эпизод с падением в вольер к зубастому бегемоту — огонь вообще!

Этим рассказам я вручаю Хъюгу-Локус-Небьюлу и Букер. Хороши сабаки!

«И видеть сны быть может» я прочитал два раза, ибо слог и сюжет красивы как незнамо что (я не писатель, красиво говорить не умею:)

Другие рассказы тоже очень хороши. Если честно я не въехал только в «Ловцы» и «Последняя попытка стать счастливым». Еще пара рассказов показались предсказуемыми. Но в целом осталось очень светлое впечатление. Твердая «девятка».

Еще «Земля вода и небо» оставил в моей голове много красивых картинок.

Короче сборник прочитать стоит безусловно.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2017 г.

Восхитительно!

Уже очень давно я не читал такого свежего глотка воздуха! Буду голосовать за этот сборник как открытие года.

Однако, по-порядку.

Честно надо сказать, что сборник рассказов неравномерный. Есть более-менее крепкие, но проходные — ничего особенного. А есть такие, что по эмоциональному накалу — как пробуждающийся вулкан.

Второе — мне было непонятно, по какому принципу были распределены рассказы по знакам зодиака, и, кажется, ни по какому. Соответствия рассказов с характерами знаков я не увидел.

Все рассказы можно разделить на три неравные группы: фантастические, англофильские и местные, бытовые. Мне лично более всего понравились фантастические, затем — некоторые из тех, что про нас. Англофильские же воспринял как симулякры: ИМХО, авторам не удалось передать дух доброй старой Англии. Отмечу так же и то, что при желании, если придираться, можно ткнуть авторов в заимствование большинства сюжетов. Но написано очень мастерски, очень волнует душу.

Перечислю те, которые наиболее понравились: «Скучать по Птице» (3 место), «...и видеть сны, быть может», «Русалочка» (2 место), «Облако в серебре», «Вериль», «Полёт пеликана» (1-е место), «Теперь так будет всегда» и «Солнце моё, взгляни на меня». Вот в жизни ни с тельцами, ни со стрельцами особой любви нет, а в сборнике оба рассказа на каждый из этих знаков — одни из любимых. Итого — 5:3 в пользу Ольги Рэйн.

Понравились, но не задели «Земля, вода и небо» и «Вечером во ржи».

За те, которые взволновали, хочется поставить 10. За прочие — от 4 до 7, так что 9 — хороший результат )))

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2017 г.

Гелприн и Рэйн это какой просто праздник души! Я все еще не уверна, что буду браться за другие книги серии, но этот сборник просто потрясный, от корки до корки, за ночь прочла. Всем читать!

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2017 г.

Новая серия «Зеркало», стартовавшая не так давно, презентует читателям интересную концепцию сборника с «двумя голосами»: мужским и женским. Рассказы следуют друг за другом, а один раз историю расскажет дуэт. В стартовой книге фантастические, страшные, сказочные, а иногда лиричные истории нам рассказывают Ольга Рейн и Майк Гелприн. Такие истории, что заслушаешься, испугаешься, взгрустнёшь, улыбнешься, а иногда удивишься богатству авторской фантазии.

Читателя ждут далёкие планеты, колонизировали которые отнюдь не люди (Майк Гелприн «Свиноводы»), и «нехороший дом» в английской глубинке, (Ольга Рэйн «Вечером во ржи»). Придётся разгадать и что значит это странное слово «Вериль» (Майк Гелприн), упокоить настоящего призрака (Ольга Рейн «Письмо из Сингапура»), так же вспомнить все города на букву Н. А, если это удастся, то можно будет узнать о жизни абсолютно невероятной героини, которая без остатка жертвует собой ради жизни детей (Ольга Рэйн «Полёт пеликана»). Чего здесь точно не будет так это скуки, в эти авторских мирах она неведома, ведь здесь даже садовый гном и старая фотография не так просты, как кажется. Так что любителям странных, невероятных миров, а также нашего мира, в котором тоже есть место чуду и необычному — чтение сборника «Зеркало для героев» строго рекомендуется.

P.S

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О героях с обложки: это таки узнавший значение слова «Вериль» Олесь и Присцилла Брукс из рассказа «Письмо из Сингапура»

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2017 г.

Серия «Зеркало» стартовала в мае этого года. На данный момент свет увидело две книги, и к выходу готовятся еще две.

Первый том — «Зеркало для героев» — представляет собой сборник рассказов Ольги Рэйн и Майка Гелприна на тему знаков зодиака. На каждый знак написано два рассказа, один — мужчиной, второй — женщиной. И это действительно интересная концепция, так как в творчестве О. Рэйн и М. Гелприн кардинально отличаются друг от друга: для первой характерны особый лиризм и драма с уклоном в мистику, а второй чаще обращается к приключенческому жанру, не забывая о социальных и философских подтекстах.

Главное достоинство «Зеркала для героев» — его разнообразие. Читатель попадает сначала в приключенческий стимпанк-детектив («Механизм проклятья»), затем в мистическую драму («Письмо из Сингапура»), после чего опять в приключения, но уже в ином мире («Скучать по птице»). В дальнейшем читателя еще ждет много интересного: от научной фантастики («… и видеть сны, быть может») до хоррора («Главный завет»), от фэнтези («Просветление») до романтики («Вериль»). Разве что реализм обойден стороной, хотя его элементы встречаются («На посту», “Дурная примета”). Дополнительным плюсом является то, что все рассказы не зацикливаются на одном жанре и почти мифологическое фэнтези к финалу может обернуться научной фантастикой («... и видеть сны, быть может»), а, казалось бы, типичный киберпанк на поверку оказывается детективом («Последняя попытка стать счастливым»). Лидирует в этом плане рассказ «Главный завет», который содержит в себе элементы и хоррора, и мистики, и морских приключений, и поэзии, и, вполне вероятно, что чего-либо еще, ускользающего при первом прочтении. Маленькой ложкой дегтя для читателя может стать разве что схожесть некоторых рассказов, которая наблюдается у обоих авторов. У М. Гелприна «Существо особенное» и «Дурная примета» написаны примерно по одной схеме: какой-то предмет наблюдает за историей нескольких поколений одной семьи (в первом случае это садовый гном, во втором — фотография). У О. Рэйн схожими получились «Вечером во ржи» и «Время года — лето», в каждом из которых три драмы разворачиваются в разное время, связанные с одним местом, одним неупокоенным мертвецом и одной тайной, уходящей корнями в прошлое.

Если говорить в целом о рассказах сборника, то Ольга Рэйн больше тяготеет к мистическим драмам, с призраками и проклятьями. В ее произведениях часто происходит семейное насилие, а еще они более интровертированы и лучше раскрывают внутренний мир и переживания героев. Майк Гелприн в свою очередь больше внимания уделяет фантастике и приключениям, его рассказы более экстравертированы, в них больше схваток и ярких впечатлений. Это все не плохо и лишний раз подчеркивает различия между прозой М. Гелприна и О. Рэйн, хотя рассказы данного сборника подобраны максимально подходящими для обоих полов и прекрасно дополняют друг друга.

Если говорить про частности, то больше всего хочется выделить три рассказа:

• «Города на букву «Н»» М. Гелприна. Антиутопия про смертельное многоборье. Напоминает «Долгую прогулку» С. Кинга, но если Кингу удалось крайне напряженно описать процесс ходьбы, то Гелприн добавил остроты в простую словесную игру «Города». Читается рассказ на одном дыхании, кульминационный момент очень изящный.

• «Полёт пеликана» О. Рэйн. Мистическая драма о бессмертной девушке в частности и тяжелой женской доле в целом. Имеется неплохой срез эпохи начала двадцатого века, все женские переживания переданы очень достоверно.

• «Теперь так будет всегда» М. Гелприна. Суровый триллер с петлей времени и множеством неприятных подробностей. Трое солдат вермахта застряли в специфическом временном пузыре и вынуждены раз за разом переживать один и тот же день, который в остальном мире длится три месяца. Каждый цикл наполнен насилием, как физическим, так и сексуальным, каннибализмом, убийствами и прочими отвратительными вещами. Рассказ впечатляет своей концовкой и никого не оставит равнодушным.

Издана книга хорошо и качественно, опечатки и какие-либо дефекты отсутствуют. Иллюстрация на обложке соответствует содержимому

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(девушка — Присцилла Брукс из рассказа «Письмо из Сингапура», а мужчина — Олесь из рассказа «Вериль»)
.

P.S. Привязка к знакам зодиака по большому счету номинальная и особой роли не играет. Можно, конечно, провести параллели между описанием знака и действиями, либо характеристиками персонажей соответствующих рассказов, но не всегда эти параллели очевидны с первого взгляда.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2017 г.

Спецом для конкурса рецензий:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На обложке: Олесь в рубке «Одиссея» (Майк Гелприн, «Вериль») + Присцилла Брукс на палубе «Леди Мэри Вуд» (Ольга Рэйн, «Письмо из Сингапура»)

А теперь на общих основаниях :)

Затея с самого начала была необычайно интересной и вызывала опасения: справятся ли с нею авторы, составитель, издатели? Надо же было придумать такой концепт: сборник двух равноправных авторов, причём сборник рассказов, да ещё и расположенных по знакам Зодиака!

Всё удалось, можно выдохнуть. И блестяще удалось. Именно поэтому ставлю «Зеркалу для героев» десять баллов, хотя отдельные рассказы оценила в интервале от шести до десяти и, казалось бы, средняя арифметическая должна быть ниже... Но это не арифметика, господа и товарищи читатели. Это магия. Магия слова двух великолепных рассказчиков, несущих нам добро, веру в человека и человечество, но не боящихся быть жестокими с теми, кто зачарованно им внимает.

Действительно, среди произведений сборника много шокирующих и болезненных рассказов, много физически неприятных деталей и психологически тяжёлых ситуаций. Но каждый ход авторов оправдан, подчинён замыслу пронять, достучаться до ума и сердца, поразить, заставить задуматься.

В сюжетах хватает мистики и элементов хоррора, но больше всего — той фантастики, которая когда-то называлась социальной, а теперь всё чаще именуется гуманитарной. Сборник ещё раз подтверждает истину (которая до некоторых почему-то никак не доходит): фантастика — это ещё один способ рассказать людям о них самих.

Хотя вот лично мне в рассказах «Зеркала...» не хватило НФ, надеялась увидеть её побольше.

Книга отлично издана, её приятно читать: в белейшей бумаге с ровным до шелковистости обрезом и прекрасными иллюстрациями.

Всяческих успехов людям, отважно продвигающим рассказы! Спасибо за книгу!

Подробности — в отзывах на все рассказы сборника. Чем могла, как говорится :)

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 сентября 2017 г.

«Зеркало для героев» — книга, завораживающая своей оригинальной концепцией: парные рассказы, олицетворяющие женское и мужское начало, при этом привязанные к определенному знаку зодиака. Мимо такого сложно пройти мимо. Стоит отметить, что этот сборник рассказов стоит читать именно в бумажном варианте: прекрасные иллюстрации, очень красивое и необычно оформленное «содержание», мини-эпиграфы к каждой паре рассказов. Непривычно белая и плотная бумага, словом, печатное издание на высоте! Обложка по стилистике напомнила собрание сочинений корифеев жанра фантастики, братьев Стругацких. Предполагаю, что образы на обложке — это герои рассказов «Вериль» и «Письмо из Сингапура», оба рассказа мне весьма понравились. Впрочем, перейду к содержанию. Сборник ровный, в нем присутствуют хорошие и просто отличные рассказы на любой вкус. Тут есть и мягкая фантастика, и, ближе к концу книги, рассказы с элементами хоррора. В рассказах Майка Гелприна преобладает сильная, сугубо мужская струна, в рассказах Ольги Рэйн — женская, очень женственная, мягкая, но в то же время часто героическая, героини ее рассказов жертвуют собой ради детей, семьи, а порой и всего Мира. Также стоит отметить, что в преобладающем большинстве рассказов Ольги возникает тема насилия над женщиной, как морального, так и физического: рассказ «Ловцы» — самый яркий пример, даже местами стереотипный. Тем не менее, излишнего драматизма и сгущения красок здесь нет: все описано естественно и с хорошим знанием психологии. В целом, сборник вышел очень удачным: в нем есть чем заинтересовать совершенно разную публику: тут есть и космос, и другие миры, и исторические рассказы, и те, где действие происходит в наши дни/в 80-90е годы. Лирические и материалистические, про маньяков и космонавтов, про русалок и садовых гномов. Как по мне, привязка рассказов к знакам зодиака неочевидна, поэтому при желании их можно читать и вразнобой, но читать — стоит!

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2017 г.

В первый раз встречаю такой сборник.

Во-первых, у него два автора и ещё один соавтор тринадцатого рассказа. Тринадцатого не по месту в сборнике и даже не по знаку зодиака. А дополнительный, как бы взгляд со стороны, к тому же украсившего своими стихами созвездие Змееносца. Тем не менее, два автора мужчина и женщина рассказывают нам даже не о зодиаке, а о точке зрения, видении со стороны своего пола или пытаются найти свое настоящее, будущее, прошлое, вместе или раздельно. Рассказать историю так, чтобы читая рассказ другого автора в одном из знаков зодиака поневоле ищешь общее, подмечаешь различия. И общего все таки больше. Выжить хочет каждый, сдаться судьбе — это не про этих героев, любить вопреки, просто любить.

А если рассказ соавторский, то невозможно разделить и отделить части, настолько они гармонично перекликаются. То есть по факту скорее всего можно, иногда повествование рассказа так и идёт от имени мужчины или женщины. Но воспринимаются такие рассказы именно как единое целое. Невозможно убрать часть рассказа, как не выкинуть годы из прошлой жизни.

Оценивать каждый рассказ по отдельности пока не могу. Уже хочется перечитать. Тем более подобраны они даже не зодиакального, а именно как отдельная характеристика одного знака. Чтобы это сделать, нужна была кропотливая работа всех создателей сборника. Иллюстрация на обложке ещё более подчёркивает, что сборник именно двух авторов и хоть смотрят герои на в разном направлении, но это как отражение в зеркале, на самом деле это два героя из книги, из разного времени, из различных историй, но общее есть и у них. Чтобы его найти, читайте.

Ещё хочется написать, как я была удивлена, когда впервые взяла в руки эту книгу. Мы уже привыкли, что современные книги весят в разы меньше, чем те, которые печатались 30 лет назад. Бумага стала белее, но тоньше и легче. Эта книга весит как хороший классический том, изданный далеко назад. Я уже забыла, как это приятно держать книгу, которая не улетит от порыва ветра, но при этом бумага белейшая, печать четкая, а содержание не уступает классике, показывая новые грани привычных стилей и создавая собственное настроение, собственный характер, но два виденья.

Уверена, что читатель любого возраста и любых литературных пристрастий без труда сможет найти именно свои рассказы в этом томе.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2017 г.

Замечательный сборник,все содержат элемент фантастики которая даже не фантастика а особое мировоззрение и философия,очень увлекательно ,не замечаешь как поневоле погружаешься в этот не обычный мир созданный авторами с помощью своего просто гениального воображения и великолепного языка .

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 августа 2017 г.

Я приобрела этот сборник, потому что давно и хорошо знакома с творчеством Майка Гелприна, не сомневалась в высоком качестве его произведений, и с некоторыми рассказами встретилась как со старыми приятелями.

С творчеством Ольги Рэйн я знакома не была и оно явилось мне необычайно приятным открытием.  

Ольгины произведения, как  сказочные замки, изнутри больше чем снаружи. Поражаюсь как ей удаётся вместить в относительно небольшой формат такие сложные, параллельные и альтернативные миры, миры далёких звезд, истории охватывающие и переплетающие десятилетия, века и  тысячелетия.

Взятые вместе рассказы, брутально-драматические  Майка  и сказочно-лиричные Ольги, при этом и те и другие романтичные,  сочетаясь в ярком зеркальном калейдоскопе и противореча друг другу, как и положено мужскому и женскому началам,  образовали на редкость удачный сборник.

Концепция сборника такова, что мужские  и женские  рассказы представлены парами с определенными характеристиками, в зависимости от заявленного знака зодиака. Это  удивительным образом позволяет гораздо более выпукло и полно прочувствовать каждый рассказ, а герои и сюжеты открываются под неожиданными углами, отраженные в зеркалах, не всегда прямых и чистых. И, безусловно, в этом формате совершенно  по новому проникаешься уже знакомыми произведениями. На мой взгляд, в книге нет откровенно слабых и проходных рассказов, а высокие или низкие оценки это просто вопрос вкуса и восприятия. Оценки отдельных рассказов и пар у меня не всегда совпадают.  

Наиболее удачными  как рассказами, так и парами, по моему мнению, являются  мистические «Существо особенное» -«Облако в серебре» и «Солнце моё, взгляни на меня»- «Дурная примета» (обожаемая мною).

Далее по нисходящей идут пары:

философски-лиричные «Земля, вода и небо»-«Русалочка» (которая произвела на меня неизгладимое впечатление и теперь в списке любимых рассказов),

детективно-спиритические «Механизм проклятия»-«Письмо из Сингапура»,

мифические «Освобождение, или Доска для игры в сенет»-«Пилигримы»,

иллюзорные «Скучать по Птице»-«...и видеть сны, быть может»,

техно-романтичные «Мёртвые, неживые»-«Последняя попытка стать счастливым».

Рассказы «Города на букву «Н»» и «Ловцы»  мне понравились меньше, но сочетание их в паре считаю удачным.

Оставшиеся пары остались мною непоняты, при этом рассказы «Вечером во ржи», «Просветление» и «Теперь так будет всегда» сами по себе очень тронули и  были оценены высоко.

Тринадцатый, соавторский, рассказ «Главный завет», с одной стороны стоит особняком, но, при этом, является ключевым, содержит все  вышеперечисленные достоинства,  в полной мере отражает  концепцию и объединяет в себе главные идеи сборника (тут  единство и борьба мужского и женского, тяжёлый долгий путь героев к себе и  друг другу,  мистика, темный ужас и свет в конце тонеля...)

Из чистого любопытства подсчитала свою среднюю оценку авторам по сборнику и обнаружила, что Ольга опередила Майка, хотя и всего на 0.1 балла, это полностью отражает моё внутреннее ощущение (женское, куда деваться).

Спасибо авторам, состовителям и всем кто работал над книгой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На обложке Олесь из рассказа «Вериль» и Присцилла из рассказа «Письмо из Сингапура»

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2017 г.

Сложно говорить о сборнике, четверть которого (7 рассказов из 25) ты читал. И не просто читал, но высоко для себя (две 6-ки, четыре 7-ки и 8-ка) оценил. Сложно, но интересно.

Поэтому начнем с уже знакомого. Перечитал, и вот, что скажу.

«Механизм проклятия» (6) Мистический детектив с чуть невнятным, но оптимистичным финалом за прошедшее для меня время выдержался, подобно вину, и, несмотря на то, что сюжет вспомнился с первой строчки, оставил еще более благоприятное впечатление. Но. Один из лучших в «Шпагах и шестеренках», здесь рассказ далеко не первый.

«Земля, вода и небо» (6) Если «Механизм…» перечитывался с удовольствием, то «Земля, вода и небо» – с интересом. Я больше обращал внимание на нюансы, которые сложно уловить, не зная фабулы. Слоган рассказа – make love, not war – порядочно избит, но автор смог придать ему новую, красочную и красивую канву.

«Вериль» (7) Так получилось, что этот рассказ я читал в третий раз. Так что, нового не нашел ничего. Будни глубокого космоса. Плюс печальная дивергенция психофизиологии землян и ксеносов. Весьма прилично.

«На посту» (7) Достойная военная проза. При втором прочтении поначалу показалось несколько тяжеловатой. Но предыдущего впечатления это не испортило.

«Почти как у людей» (8) Второй вариант названия – «Мертвые, неживые» – мне кажется удачнее. Он полнее раскрывает смысл одного из самых пронзительных рассказов русскоязычной SF&F последних пары-тройки лет.

«Теперь так будет всегда» (7; 8) Очень жестоко и натуралистично. Бессмысленный и беспощадный «День сурка». Прочитав второй раз, накинул балл.

«Дурная примета» (7) Семейно-бытовая мистика. Отлично, даже несмотря на предсказуемость коды. Все ровно настолько, насколько надо. Плюс – литературно безупречно.

Теперь о тех рассказах, которые стали для меня новинками.

«Письмо из Сингапура». Эмоциональная, чисто женская мистика Ольги Рэйн не впечатлила. Возможно, из-за того, что слабо воспринимаю этот жанр в чистом виде. 5

«Скучать по Птице». Философский рассказ с оригинальной, хоть и простой, социальной моделью общества и не менее интересной идеей симбиоза, как по мне, чуть подпорчен сентиментальностью. (Вообще-то Гелприну не свойственной…))) Зато удалась атмосфера морей и путешествий. 7

«…и видеть сны, быть может». Искусно сотканное полотно текста с восточным орнаментом во многом искусственно, по причине чего и чуть затянуто. У Олди такое получается идеально. Здесь – просто хорошо. 6

«Русалочка». Попытка в очередной раз взвесить, что есть смерть: случайность, или необходимость? Недостатки те же, что и у предыдущего рассказа. Плюс, ответа автор дать не смогла. Или не смогла сгенерировать его в понятном мне виде. 5

«Существо особенное». Ну, о-о-чень простенькая бытовая история длиною в век. Но все настолько реально, иронично и совершенно по делу, что оторваться невозможно. Придираясь, не хватает фантастического элемента. Так он и не нужен. 7

«Облако в серебре». Чуть сюрно. Немного злобно. С иронией. Не менее красиво и печально, чем все предыдущее. Но, как мне показалось, наконец-то, более кратко. Лучшая из первых четырех вещей Рэйн в сборнике. 6

«Города на букву «н». Гелприну удалось описать непередаваемый игроцкий драйв. И пока шло главное действо, четыре пятых текста, моя оценка была «девять». Увы, финал автор, что называется, не докрутил. Только «шесть». Что там посередине? Пусть будет 8.

«Ловцы». Неплохая идея, отличные герои, едва ли не идеально выписанный текст. И слитая концовка… 6.

«Вечером во ржи». Еще одна высота, взятая Рэйн: впервые традиционно немаленький объем новеллы полностью оправдан. Более того, линия XXI века мастерски пунктирна, с некоторыми лакунами, которые теоретически можно было и заполнить. Любителям мистических историй в духе XIX века к прочтению – обязательно. 6

«Время года – лето». Просто простенький гимн оптимизму. Вот только так просто создать эту простоту, дано единицам. 7

«Последняя попытка стать счастливым». Хороший «виртуальный» сюжет, увы, не совсем удачно исполненный. 6

«Главный завет». Мнится мне, что без невнятной мистической составляющей рассказ был бы на голову лучше. Жесткий мир британских колоний, жесткий мир колониального флота, жестокий век… 6

«Полет пеликана». Любопытная попытка сжатия семейной эпопеи (к примеру, «Московской саги») до размера новеллы. Любопытная и не менее удачная. Не отказался бы прочитать продолжение))) 7

«Просветление». На сегодня – лучший из читанных мною рассказов Рэйн. Если к атмосфере «Плоть и кровь» (помните такой фильм с Рутгером Хауэром, о беспросветном средневековье?) добавить чуть философии и надежды, получится оно. «Просветление». 7

«Свиноводы». Вот, всем хорош рассказ о прихотливых фортелях эволюции и борьбе видов. Но его суть становится ясна с первых строк, а никакой изюминки, способной удивить, перевернуть восприятие, автор не припас. 6

«Освобождение, или Доска для игры в сенет». Абсолютно не мое. Ни по духу, ни по первооснове, ни по исполнению. Потому – без оценки.

«Пилигримы». Изумительно законченный в своей недосказанности вариант гомеостатического мироздания. Миф мифов. 8

«Солнце мое, взгляни на меня». Слишком много всего, слишком предсказуемо, слишком не понятен возраст целевой аудитории. При этом читать можно всем, что априори повышает ценность рассказа. 6.

Итожим.

Если перед нами и зеркало, то зеркало исключительно для нас, читателей. Для авторов же это – эхо. Оно слышится в каждом дуэте рассказов. Учитывая, что они не писались с такой целью (во всяком случае, далеко не все так писались), а подбирались из уже созданного, труд авторов-составителей должен быть оценен очень высоко.

P. S. Весьма хороши «виньеточки» в виде микропредисловия к каждой паре рассказов. Что бы полностью проникнуться и осознать необходимость и справедливость именно этих эпиграфов, приходилось к ним возвращаться. Отмечу, как еще один нелегкий вид авторского труда)))

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2017 г.

Главная особенность рассказов  сборника «Зеркало для героев»  в том, что многие из них захочется перечитать. На мой взгляд, это основной критерий, который отличает литературу от нелитературы, выводит текст за рамки жанров, стилей и форм и делает искусством.

Некоторые рассказы я читала раньше и теперь с удовольствием к ним вернулась — рада иметь их в печатном виде у себя на полке.

О концепции сборника. Сборник представлен в виде смысловых отражений мужского и женского мировосприятий в соответствии со знаками Зодиака по порядку. Своеобразный эксперимент, призванный, как мне кажется, привлечь внимание читателя оригинальным способом подачи. Но мой совет читателям: читайте, как читается — подряд, с начала, с конца, с середины — оба автора замечательные, и все рассказы стоят того, чтобы их прочитали.

Иллюстрации — супер, ничего лишнего.

С интересом жду следующих сборников в серии.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх