FantLab ru

Ольга Рэйн «Солнце моё, взгляни на меня»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Голосов:
57
Моя оценка:
-

подробнее

Солнце моё, взгляни на меня

Рассказ, год; цикл «Хроники Летум-Ке»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В городке орудует маньяк. Шестнадцатилетняя Таня и её отец обладают возможностью проникать в «мир летума», другую реальность, где можно выследить маньяка.

Входит в:

— сборник «Зеркало для героев», 2017 г.

— сборник «Советский альбом», 2019 г.


Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучший рассказ / повесть

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Зеркало для героев
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Психологически достаточно глубокий и сложный рассказ. А вот в сюжетном плане довольно простой и незамысловатый.

История про девушку, обладающую способностью проникать «по ту сторону смерти». Все довольно предсказуемо и шаблонно.

Вся красота этого произведения в его эмоциональной составляющей. Писательница умело играет на чувствах читателей, заставляя их сопереживать героям. Тут и мрачные и страшные краски при описании жестоких убийств. И различные оттенки нежности и любви, пронзительно-трогательные нотки жалости и сострадания. Все эти оттенки эмоций переданы автором очень точно и красочно.

По жанру, этот рассказ нечто среднее между хоррором и мистикой. Но, крови, сцен убийств в нем практически нет. Главное — психологическая составляющая.

Красивая и грустная история.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ этот играл на «Коллекции фантазий-19». Перечитала и не поняла, кем же стала Таня в финале: спасителем маленьких мальчиков в летуме или ликвидатором взрослых дядечек в реальности. Не то, чтобы это имело принципиальное значение — не суть важно, как убрать из мира маньяка — но саму Татьяну должно характеризовать. Психолог и палач — разные профессии.

Как и при первом чтении, обратила внимание на две вещи. Всё, что до летума, пронизано теплотой и жизнью, замечательные страницы, а после текст теряет эмоциональную притягательность, становится просто картинкой, за изменением которой отстраненно наблюдаешь. Даже моменты страсти и рождения маленькой Яны воспринимаются со стороны. И очень затянуты диалоги девочек в летуме, вообще в летуме все действие вязкое, утомляющее. Скорее всего, это сделано специально, чтобы передать атмосферу места, которое стремится вобрать в себя живое существо, как кокон или пелена мумии. Место ведь действительно такое, и атмосферу автор передает зримо, буквально через ощущения. Но впечатление двойственное остается: понимание на уровне ума, и некоторая неудовлетворенность на уровне эмоций. Несмотря на весь драматизм событий, в летуме почти скучно.

Двойственное впечатление остается и после прочтения рассказа в целом. С одной стороны, яркие краски начала, реальная драма в основе сюжета, с другой, недосказанность финала, которая мешает сложиться общему впечатлению о героях и их истории.

ИМХО, разумеется.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу я думал будет типичный слэшер, типа папа и дочка отправились за орехами, а там в лесу маньяк-насильник поджидает. Или сам папаша окажется маньяком. Но отнюдь! Снова мадам Рэйн удивляет нестандартными сюжетными финтифлюшками. Сюжет перерастает в «Коралину в стране кошмаров», т.е. путешествие в Ад подсознания девочки-подростка. Получилось на мой вкус очень эффектно, особенно меня умилил робот Вертер. Песни Виктора Робертовича я тоже люблю и уважаю, тут они к месту и попадают в атмосферу.

В целом рассказ порадовал своей оригинальной идеей. Хотя я так заметил любит Ольга эту тему «жизнь после смерти», но обыгрывает ее всегда по-разному.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ поднимает тяжёлую тему:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
похищение девочек-подростков с целью изнасилования и убийства, —

а форма для этого выбрана лёгкая, несколько даже несерьёзная. Наверное, автор вживается в мировосприятие своих... (чуть не написала «жертв») героинь. Ведь так и бывает в двенадцать-тринадцать лет: то, что взрослому показалось бы пустяками, приобретает первостепенное значение, судьбоносное и трагическое; требующее же действительно пристального внимания и ответственности отметается как несущественное. «Такого со мной случиться не может», и точка.

Но — случается. Вновь и вновь. Поэтому Тане и её папе не остаётся ничего другого, как отправиться «за орехами». На деле же — на охоту за человеком, которого так уже и не назовёшь.

Миры реальный, мистический, потусторонний и воображаемый наслаиваются один на другой; то слипаются так, что не разорвать, то пересекаются острой — до крови — гранью, то растворяются друг в друге, как чернильная бомба в проточной воде. Не знаю, от чего больше жутко: от того, кем оказался «объект охоты», или от эпилога рассказа и выбранного героиней пути.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ помню хорошо. И автора, побеждавшую на Фантлабе трижды подряд, если память не изменяет. И свой отзыв. Нашёл его. Жёстко я тогда. Был моложе и непримиримее. Но и сейчас – волшебное начало, каждое слово отзывается в душе. Я тогда был Татьяной, всё остро чувствовал и воспринимал. И ожидал чуда, потрясения. Как и сейчас. Но всё как-то сглаженнее — и восторг, и неприятие…

“На полмгновения, до того, как нажать на курок, я задумалась над тем, кого убиваю – но тени летума и мое чувство справедливости сказали «да». Трижды”.

Ключевой момент. Я и тогда на нём не затормозил. Но с выстрелами был не согласен. А сейчас… Принял как должное. Ведь маньяк же. Хотя вот перечитываю приведённый выше отрывок и вижу – тогда я чувствовал правильно, потому что присутствовал рядом, потому что сам не выстрелил бы.

Фальшивый отрывок. Насквозь.

Поэтому привожу свой тот отзыв:

“Хорошо с тобой, да плохо без тебя

Эта роза странно пахнет. Нежный бутон стремительно набух. Под песни Цоя. Отчаянно не хотелось ни на секунду отвлечься от страниц этого сада, упустить момент распускания. Таким же созревшим бутоном предстала и героиня, что звалась Татьяна. Папиной любви хватало и дочке и саду-рассказу.

Это он был солнцем. Хотел ли он, чтобы ладонь дочери превратилась в кулак? Тяжелый для меня вопрос. С четырех лет он готовил её к предназначению. И кулак был нужен твердый, сокрушающий. Но не всё крушащий. Получилось ли?

Таня застряла в норе, и: “Внутренняя дисциплина рассыпалась, я паниковала и выла, как пойманное животное”. Дошло до мокрых джинсов. Еще долго она не могла успокоиться на коленях Яны. И это тот воин, что воспитывал папа?

С обмокревшими джинсами автор, быть может, перебрал. Уж очень хотелось показать, что она осталась обыкновенной девчонкой. Ничто человеческое которой не чуждо. Хотя она утверждала: “Я не совсем человек… Я – больше”. Мне кажется, автору далось непросто разделить человеческое-нечеловеческое. И потому – мокрые джинсы и застреленный дядя Юра. В обоих случаях перебор. Слишком человеческая и слишком нечеловеческая вышла Таня.

Если шестнадцатилетняя девушка знает, что такое внутренний ребенок, то почему же она после “Маленький мальчик стоял на краю обрыва, над пропастью, раскинув руки, и смотрел прямо на меня. — Юра будет хорошим, — сказал он, наклонился и упал вниз”, — после такой реакции внутреннего ребенка стреляет в дядю Юру? Который после падения ребенка “покачнулся, отпустил струну… попятился, хватая воздух ртом. Его глаза выпучились, как будто он внезапно ощутил удар невероятной силы”.

Папа совсем ослаб, и она боялась его потерять, выстрелила на автомате? “Раз, другой, третий — две в грудь, одну между глаз”. Три расчетливых осознанных выстрела – это на автомате? Может и да – сказалась выучка воина. А может это сработало качество летум-ке, Ходящей по смерти. Но кого она убила – маньяка или уже нет, или не совсем нет?

Удивительно, но этот вопрос ни разу не побеспокоил её за девять лет – до смерти отца. Бедный папа. Мне кажется, он стал жертвой необходимости. Дочка должна была сама продолжать его дело – значит папа погиб. Дочка должна была пойти в летум – значит у папы проблемы с парашютами, и он головой об дерево. И тогда – папа летчик.

До пещеры роза распустилась и нежно благоухала. После – словно попала под облучение. Появились резкие, диссонирующие ароматы. Поведение Татьяны местами удивляло. К вышесказанному хочу добавить еще пару моментов.

Папа погиб. “Папины глаза, его смех, его крепкие руки и любовь, приведшая меня в этот мир — все это исчезло в одну секунду, как и не было, в ослепительной серой вспышке, которую могли увидеть лишь такие, как я — тем, что в нас видит превыше человеческого зрения”.

Руки и любовь исчезли в секунду, вспышку увидела потому что особенная. Пафос вдруг ненужный, странный акцент на исключительности.

И после такого пафоса и глубокой депрессии: “Через пару месяцев мы с Мишкой, голые, перекатывались по огромной гостиничной кровати. Это тоже был огонь, мы извивались языками пламени и плавились от наслаждения”. — Это любовь, ответная благодарность или просто страсть? Так быстро?

Ну и её выезды на рыбалку… “Я слежу за газетами, смотрю новости, проверяю ленту в интернете. Иногда вижу там то, чего боюсь, руки падают на колени, я сглатываю и смотрю в стену”. — Статус летум-ке обязывает. У папы все было с любовью.

А может, зря ворчу – подрастёт дочка, что-то изменится. И любовь вновь распустит солнечные лучи на всех вокруг.

Рассказ все равно оцениваю высоко, но мог быть выдающимся. Для меня.

Впрочем, ничто не мешает мне предположить, что рассказ – гимн отцу, может автора. Там же у Цоя: с ним было хорошо, без него – плохо. Тогда, пусть и не выдающийся рассказ, но на 8 баллов вполне. Для девятки слишком много того, о чем товарищ Ленцев сказал.

Оценка 7,5»

Сейчас оценку ставлю выше. Обратил внимание на диалог между отцом и дочкой:

“– Там был запертый мальчик. Он упал в пропасть. Его больше нет?

– Он всегда есть, – глухо сказал папа. – Только он и есть. Все всегда возвращается к нему. Ну чего ты плачешь, дочка?”

И прихожу к выводу, что поступила героиня правильно, стреляя. Такие насильники безнадёжны. Мир искалечил их в детстве, внутренний ребёнок – не настоящий ребёнок.

Столько размышлений, как этот рассказ, не вызывал ни один другой. И не только из этого сборника.

Вот и концовку воспринимаю сейчас иначе. Папа погиб, как только повзрослевшая дочка встретила свою любовь. Не уверен, что это любовь к Мише, но она дала вторую жизнь Янке (вот где настоящая любовь), обеспечила ей нормальную семейную жизнь. Любящий мир Воин продолжает охранять нас.

Получился очень глубокий рассказ. Сильно недооценённый мною поначалу.

Оценка 9,5

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А вот это очень хороший рассказ. Эдакая фантасмагория, пелевенский постмодернизм, переспавший сразу и с фантастикой и с фентези. Вышло гораздо цельнее, чем в «Последней попытке..».

Я даже в этом рассказе почувствовал отголоски своего текста, который был на Чертовой Дюжине 2016 и который автор совершенно точно читал. Там были две женщины, она живая, другая мертвая, они искали свою память. Был там замок, была карета и был кучер, которые потом превратились в чудовище.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх