fantlab ru

Алексей Николаевич Толстой «Союз пяти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
217
Моя оценка:
-

подробнее

Союз пяти

Другие названия: Семь дней, в которые был ограблен мир

Повесть, год; цикл «Аэлита»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На острове посреди океана строится астрономическая обсерватория для наблюдений за Луной. А кроме обсерватории там строится загадочный объект в условиях полнейшей тайны.

И мир узнает, что Луна в любой момент может развалиться на куски...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые под названием «Семь дней, в которые был ограблен мир» напечатан в первой книге альманаха «Ковш», ГИЗ, Л., 1925. Авторская дата — «Август 1924 г.»

Под названием «Союз пяти», без изменения текста опубликован в одноименном сборнике рассказов А. Толстого, ГИЗ, Л., 1925.


Входит в:

— цикл «Аэлита»

— сборник «Союз пяти», 1925 г.

— сборник «Семь дней, в которые был ограблен мир», 1926 г.

— сборник «Голубые города», 1927 г.

— сборник «Чёрная пятница», 1930 г.

— сборник «Ибикус и другие повести», 1933 г.

— сборник «Повести и рассказы», 1935 г.

— антологию «Třetí povídky z vesmíru», 1962 г.

— антологию «Die Ypsilon-Spirale», 1973 г.

— антологию «La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)», 1975 г.

— антологию «Лунариум», 1975 г.

— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.

— антологию «У светлого яра Вселенной», 1988 г.

— антологию «Из глубины Вселенной», 2017 г.


Похожие произведения:

 

 


Союз пяти. Рассказы
1925 г.
Семь дней, в которые был ограблен мир
1926 г.
Голубые города
1927 г.
Ибикус и другие повести
1933 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 5
1947 г.
Избранные произведения
1951 г.
Повести и рассказы
1957 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
1958 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 4
1972 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1974 г.
Лунариум
1975 г.
Избранное
1975 г.
Повести и рассказы
1975 г.
Повести и рассказы
1977 г.
Аэлита. Союз пяти
1981 г.
Рассказы
1981 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Союз пяти. Бунт машин
1983 г.
У светлого яра Вселенной
1988 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1988 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 5. Повести и рассказы (1925-1928). Эмигранты
2001 г.
Повести и рассказы
2007 г.
Союз пяти
2010 г.
Гадюка
2015 г.
Аэлита
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Аэлита
2016 г.
Из глубины Вселенной
2017 г.

Аудиокниги:

Семь дней, в которые был ограблен мир (аудиокнига MP3)
2009 г.
Союз пяти (аудиокнига MP3)
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Союз П'яти
1959 г.
(украинский)
Třetí povídky z vesmíru
1963 г.
(чешский)
Die Ypsilon-Spirale
1973 г.
(немецкий)
La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)
1975 г.
(французский)
Okno w nieskończoność
1980 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовка лишена всякой логики. Ни с точки зрения психологии, ни с точки зрения социологии такого просто не может быть.

Все перепугались до умопомрачения и настала благодать и планы главгадов сорваны, на них просто не обращают внимания, свежо предание, да верится с трудом.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное размышление о власти и анархии в 1925 году.

Ленин после революции 1917 года заметил: «Власть валялась на улице, надо было просто подобрать её» — в результате социальной и политической катастрофы (проигранной войны) все властные механизмы перестали работать. В России власть «подобрали» большевики, а в мире, описанном в «Союзе пяти», власть осталась «неподобранной» (потому что заговорщики надеялись использовать старые властные механизмы) и наступила анархия. Политические интриганы, запланировавшие уничтожение своих конкурентов, сработали слишком хорошо и заодно с конкурентами уничтожили себя.

Мне странно, что некоторые рецензенты считают финал не вполне понятным и даже «благодатным». Ничего хорошего не случилось. «Фабрики работают»? Ну так и после октябрьского переворота фабики некоторое время работали — по инерции, пока не остановились.

В финале «Союза пяти» старый мир рухнул, полностью. Новый мир ещё не возник. Каким он будет? Возможно, ещё более чудовищным, чем рухнувший. Но пяти «диктаторам» в нём уже не будет места. Они сами спилили сук, на котором сидели.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и в «Аэлите» стиль автора очень хорош – приятно читать. И ирония в повести тоже хороша, особенно в описании ажиотажа насчёт этих ящиков, и всей газетной шумихи.

И в принципе идея есть. В больших потрясениях выигрывает тот, кто быстрее сориентируется; богаче становится тот, кто угадает в волнениях рынка; влиятельнее – тот, кто успеет подмять под себя капиталы. Выходит, просто нужно спровоцировать, разыграть мировое потрясение как пьесу, и, одурачив таким образом весь мир, стать этого мира властелином. Так вот и действуют антигерои повести. И, что интересно, изобретения инженера Лося из «Аэлиты» (а эти две вещи из одного мира, авторского пространства, именно через Лося и его ракету) попав в руки магнатов, не служат миру (что естественно, ибо они в руках Запада), и даже не превращаются в оружие – а служат средством наращивания капитала. Ну, в это я в каком-то смысле даже верю.

Но на этом и всё.

Здесь есть и свой, пусть невразумительный, но образовательный момент. Автор довольно обширно приводит теорию образования Солнечной системы, Земли и Луны. Приводит теории и математические выводы. Они в определённые моменты не очень понятны, и по правде сказать, местами вызывают сомнения (а момент сближения с кометой, так и вовсе кажется бредом). Но это, пожалуй, можно простить. Повесть 1925-го года – не утверждаю, но вполне возможно тогда передовые научные познания в данной области были таковы.

Беда в том, что так неплохо начавшись, повесть, в конце концов, просто рухнула.

Я понимаю, конечно, что надо было свести к победе идей коммунизма и краху капиталистов. Но всё тут происходило совсем непонятно как. Есть, конечно, намёк, на то, что всеобщий страх так преобразовал отношение людей к материальным ценностям – но в это как-то совершенно не верится. Да ещё что б вот в таком мирном виде. Даже у Уэллса в упомянутых уже «Днях кометы» было больше обоснования – там был хоть какой-то газ миролюбия и доброты; тут не было ничего. Даже какой-нибудь революционный пафос, внезапно появившийся бы после описанного автором потрясения, выглядел бы тут более логично, чем так – никак. Кстати, ощущение было, что коммунистические идеалы в повести были обязаны победить, но по задумке автора, без самих коммунистов. А заменить оказалось нечем – и вся концовка превратилась в огромную сюжетную дыру. Что обидно, ведь после начала с отличным приятным стилем, иронией, и какой-никакой идеей, всё это стало похожим на хороший и красивый дом с фундаментом из непопулярной субстанции и палок.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды прочитал очень хорошую фразу: «Даже фантастика должна отталкиваться от реальных фактов». В данном произведении автор погрешил против экономики, политологии и психологии, а потому и восприятие произведения не получается. Не верю, говорит читатель, вторя знаменитому режиссеру. А посему процесс чтения может быть закончен фразой: «Еще одно произведение добавил к числу прочитанных ранее».

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень слабая вещь для Толстого.

Взять, к примеру, тот же 'Золотой ключик': куча персонажей, но каждый наделен запоминающейся внешностью и яркой индивидуальностью. Ни за что не спутаешь, скажем, Пьеро с Арлекином! А здесь просто ходячие манекены, из которых лишь двое удостоились чести быть названными по имени. Остальным даже в этом отказано, ибо они выполняют роль мебели. Выкинь эту мебель (то бишь четырех толстосумов, вся 'работа' которых — сидеть и молча выслушивать главгера) — ничего не изменится, даже лучше станет.

Сюжет довольно примитивный, читать было скучно, а концовка вызывает недоумение. Это с какого же перепугу все человечество превратилось в блаженных идиотов? Насмотрелись на комету — и крыша поехала? Сдается мне, этого маловато будет. :)

Скорее всего, Толстого вдохновил изданный в 1906 году роман Уэллса «В дни кометы», где как раз все люди стали блаженными (правда, не от простого наблюдения, а надышавшись кометных газов). Но, во-первых, получается неприкрытый плагиат. А во-вторых, это одна из слабейших вещей великого фантаста, и вряд ли стоило ей подражать.

А главное — как возможна жизнь в обществе, где все органы власти сдохли, силовики разбежались, а людишки просто берут в магазинах все, что им понравится? Дык, они за день все расхватают, а потом что — ложиться и помирать? Бред какой-то, на мой взгляд, от Алексея Николаевича такого не ожидал.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда любил творчество Алексея Николая Толстого, хотя, надо признать, и не был особым его знатоком. Название рассказа встретилось в одной из книг цикла Василия Звягинцева про Андреевское Братство (и должен сказать, что чтение Звягинцева полезно уже только потому, что расширяет читательский кругозор).

Рассказ, который первоначально вышел под названием «Семь дней, в которые был ограблен мир», можно назвать фантастико-сатирическим. Пятеро авантюристов задумывают дерзкий план по отъёму денег и материальных ценностей в масштабах всего мира. Для этого они прибегают к чудовищной дезинформации и чудовищному вмешательству в существующий порядок вещей. Сюжетно рассказ связан с «Аэлитой», поскольку здесь упоминается не только инженер Лось и его ракета, на которой он совершил полёт на Марс и обратно, но его вклад в развитие техники используется проходимцами.

Рассказ служит иллюстрацией очень актуального в настоящее время тезиса, гласящего, что ломка мироздания чревата непредсказуемыми последствиями.

Понравился язык, несмотря на то, что ряд выражений показались архаичными или корявыми (типа: «...сутуло стоял на штурвале»). При чтении подавляющего большинства нынешних авторов возникает впечатление, что они разучились (а может, никогда и не умели) описывать происходящее. Они все — просто пересказывают действия, совершаемые героями, воздействия, которым те подвергаются. Толстой же стремится создать зримую картину — и это ему удаётся.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, в общем-то, о том, как немного надо, чтобы ввергнуть народ в панику...И опыт последних лет с обилием сект, шарлатанов и предсказаний конца света говорит нам, что это очень даже реально.

И еще о том, что далеко не всегда наши замыслы приводят к нужным результатам. Могут и на повороте обойти .:lol:

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, что фантастика отнюдь не была сильным местом у А.Толстого. И «Аэлита», и «Союз пяти» — не слишком удачные работы.

Здесь сюжет, его развитие довлеет над описаниями героев, их характеров, и из-за этого произведение проигрывает. А итог происшедшего остается не вполне понятным. Что же изменилось в психике всего населения земного шара?

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх