FantLab ru

Ричард Маккенна «Страна мечты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Голосов:
40
Моя оценка:
-

подробнее

Страна мечты

Fiddler's Green

Другие названия: Зелень Фиддлера

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Одни в открытом океане, на потерявшем управление баркасе – их шансы на спасение приближались к нулю. Чтобы продлить существование остальных уже было решено пожертвовать одним. Но был предложен другой выход – пусть и какой-то нереальный, но терять-то им уже нечего – силой воображения создать новый мир и уйти в него. Получится ли…

Входит в:

— антологию «Orbit 2», 1967 г.

— сборник «Casey Agonistes, and Other Science Fiction and Fantasy Stories», 1973 г.

— журнал «Если 1994'10», 1994 г.




Периодика:

Если № 10, октябрь 1994
1994 г.

Издания на иностранных языках:

Orbit 2
1967 г.
(английский)
Orbit 2
1967 г.
(английский)
Orbit 2
1968 г.
(английский)
Orbit Two
1970 г.
(английский)
Casey Agonistes, and Other Science Fiction and Fantasy Stories
1973 г.
(английский)
Casey Agonistes & Other SF & Fantasy Stories
1976 г.
(английский)
Casey Agonistes, and Other Science Fiction and Fantasy Stories
1978 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так часто, но всё же случается, что первое знакомство с творчеством нового для тебя автора сразу же начинается с попадания «в яблочко». Переведенные на русский произведения Р. Маккенны можно пересчитать по пальцам одной руки, к счастью в это число входит и повесть «Страна мечты». Начну с того, что ни один из двух вариантов перевода названия повести на русский нельзя назвать удачным, более правильным был бы вариант «Фиддлерс Грин» — самое простое решение чаще всего оказывается верным, незачем усложнять. Согласно морской легенде Фиддлерс Грин — место, где находят приют души погибших моряков и солдат. В произведении не раз упоминается история чудесного спасения отряда солдат, находившихся на грани гибели и нашедших дорогу в странный мир, именно это поверье и дало ключ к спасению главных действующих лиц «Страны мечты».

Повесть начинается как стандартное морское приключение — после кораблекрушения на борту спасательного баркаса оказались восемь моряков. Запасы пищи и воды исчерпались, мысли персонажей начинают смещаться в сторону идеи каннибализма, сомнительный жребий стать пищей для своих более удачливых товарищей выпадает главному герою. Именно в этот момент один из моряков предлагает неожиданный путь к спасению, вспоминая старую легенду. Соединив свои мысленные усилия в сеансе коллективного гипноза товарищи по несчастью оказываются в очень странном и непонятном мире, «в девяти милях от жилища Сатаны» — Фиддлерс Грин.

Отсюда начинается самое интересное, отдельно стоит остановиться на описании момента перехода в другой мир. Как правило, в «попаданческой» литературе процессу переноса героя к месту активных действий авторы особого внимания не уделяют — персонаж осознанно или же не очень пересекает границу портала и сразу же оказывается на какой-нибудь цветочной поляне, ну или там где его желает созерцать авторская фантазия. Здесь иная ситуация — описание сеанса гипноза предельно подробно, описываются ощущения персонажей, изменения в ткани реальности, чудесным образом трансформируемой силой мысли — этим достигается эффект присутствия читателя.

Теория такова — весь мир — это иллюзия, лишь мысли людей придают ей прочность, наши догматичные представления о мире создают его законы и сохраняют их неизменными, при определенном стечении обстоятельств коллективная воля группы людей может выйти за рамки общей для всех иллюзии и создать собственную — свой мир, который будет не менее реален, чем привычная нам действительность. Религиозно-философский аспект произведения особо богат на аллюзии, практически на любой вкус — первое, что приходит в голову — это буддистская концепция иллюзии-майя, затем отсылки к христианской космогонии, а желающие могут ко всему этому присовокупить теорию «Матрицы» братьев Вачовски. Ещё долго после прочтения финальных строк меня не отпускали размышления о сути вещей, происхождении нашего мира, критериях разграничения иллюзорного и реального — для любителей пофилософствовать материала здесь богато.

Теперь пару слов о действующих лицах. Главный герой повести — судовой инженер Кинросс, по натуре скептик — по сути лишь он один не сумел найти себе место в новом мире, по ходу действия он представляется то падшим Адамом, бегущим от лица Господа из Эдема, то мизантропичным Каином. Ближайшим товарищем Кинросса становится мексиканец Гарсиа, до определенного момента он играет роль спутника главного героя, но постепенно их пути расходятся. Поначалу роль плохих парней играют злобный коротышка Фэй и его товарищ — глупый сенегалец Бо-Бо, но постепенно они отходят на второй план. Природное варварское начало олицетворяет собой швед Кербек, а суеверный крестьянин Силва — воплощение человеческого страха перед неведомым. Демиургом этого «дивного нового мира» становится бывший радист Крюгер, который постепенно вживается в роль божества и бесплотным духом парит над всем сущим.

Самое интересное здесь — это следить за конструированием новой реальности, буквально по кирпичику возводимой на наших глазах. Спрайтовые деревья постепенно приобретают объём, обрастают полигонами, гладкая поверхность земли покрывается трещинками, камешками, травинками, прочими особенностями ландшафта, диаметр мира расширяется, появляется смена дня и ночи, на небе зажигаются звезды, насекомые и птицы нарушают мертвую тишину привычными звуками природы — с ростом мастерства демиурга повышается детальная проработка вселенной. Со сменой дня и ночи портал, открытый на баркасе при переходе, начинает перемещаться, подобно рельсовой вагонетке, по восемнадцатой параллели, и в мире появляются новые «попаданцы» — австралийские шаманы, искатели приключений, сбившиеся с дороги путники — попасть сюда может каждый, кто дошёл до нужной степени отчаяния и оказался на пути портала.

Можно провести параллель между сотворением нашего мира за шесть дней и создателями Фиддлерс Грин — шестеро из них по сути являются строительным материалом для нового мира, их чувства и эмоции постепенно растворяются в пространстве, расширяя границы вселенной, которая становится метафизическим вампиром. Мне удалось почувствовать себя как на месте творца, так и в роли обитателей здешних мест, и в этом несомненная заслуга автора — его писательское мастерство, точность формулировок и ясность транслируемых образов — далеко не у всех получается создать эффект присутствия, полного погружения в созданный мир.

Чтение этой повести доставило мне настоящее удовольствие, не могу вспомнить, чтобы раньше мне попадалось что-то подобное. Всегда интересно смотреть как новый мир создается буквально на твоих глазах, также отмечу интересную концепцию мироустройства, отсылающую нас к христианству и буддизму, плюс собственные идеи автора. Персонажи разноплановые, у каждого свои побуждения, каждый символизирует определенный компонент мира. Просто удивительно как на основе старой, почти забытой легенды можно построить такую интересную идею и придать ей отличное воплощение. Отдельной строкой — благодарность автору за неожиданный финал.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После великолепного отзыва лаборанта Нескорений добавить, по большому счёту, нечего. Но повесть Ричарда Маккенны произвела на меня настолько сильное впечатление, что постараюсь и я вставить свои пять копеек.

Прежде всего, остаётся согласиться, что повести очень не повезло с названием. В оригинале называется она знакомым всем любителям околофолковой музыки словосочетанием Fiddler's Green, а вовсе даже никакая не «Страна мечты». Скажете, не такая уж большая разница? Да нет, большая. Потому как весь сюжет повести и состоит в трактовке старинных английских морских легенд о месте, «где находят последний приют погибшие моряки и солдаты». Сюжет на первый взгляд достаточно прост — восемь моряков оказались после кораблекрушения на баркасе посреди океана, лишённые запасов воды и пищи. Доведённые до отчаяния, они решают бросить жребий и съесть проигравшего. Дело движется к трагической развязке, когда один из них, радист Крюгер, предлагает иной выход. Он рассказывает ту самую легенду о месте, куда переносятся люди, оказавшиеся на грани жизни и смерти, когда страдания их становятся настолько невыносимыми, что трещину даёт сама реальность. Но сделать это можно только в безлюдных местах вроде океана или пустыни, так как присутствие большого количества людей делает реальность слишком прочной, если можно так выразиться. При этом выясняется, что и кораблекрушение, и отсутствие в баркасе пищи и воды — дело рук самого Крюгера, который давно хочет попасть в другой мир. Доведённые до отчаяния люди соглашаются. Соглашается и главный герой рассказа, материалист до мозга костей Кинросс, единственная альтернатива которого — быть съеденным, так как именно на него пал жребий...

Всё происходящее с героями далее предполагает множество различных трактовок, поэтому я не стану рассказывать, как именно я понял данную повесть. Скажу лишь, что полностью согласен с Нескорением — нечасто встретишь настолько увлекательное описание того процесса, когда другой мир буквально «обрастает» плотью. Ничуть не менее увлекательными показались мне и душевные терзания Кинросса, и трансформация Крюгера, который стал для нового мира чем-то вроде божества, и тот выбор, который свершают все попавшие в новый мир моряки. Ну а когда в нём начинают появляться другие обитатели — от молодой девушки, заблудившейся в австралийском буше, до каких-то непонятных туземцев — мир вообще начинает развиваться по своим, причудливым законам. И лишь скептически настроенный Кинросс ищет способы вернуться в привычный, реальный мир, хоть и подозревает, что в результате подобного «возвращения» он, вероятнее всего, придёт в себя умирающим от голода и жажды посреди океана...

В заключение скажу, что возвращение Кинроссу всё-таки удастся, но финал повести ещё раз перевернёт всё повествование с ног на голову и оставит обильную пищу для размышлений. Одним словом — глубокое произведение. Однозначно рекомендую к прочтению всем, кто задумывается над вопросами о том, что есть реальность. Для 1967 года — ОЧЕНЬ необычное произведение.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх