FantLab ru

Энди Вейер «Артемида»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.91
Голосов:
486
Моя оценка:
-

подробнее

Артемида

Artemis

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Артемида — единственный город на Луне.

Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного бизнеса — и самым доходным, конечно, является туризм. Десятки тысяч любопытных прибывают на Луну, чтобы пройти по поверхности чужой планеты, поиграть на корте или даже заняться любовью при силе тяжести в 1/6 от земной. В общем, город как город. И жители его подвержены обычным человеческим страстям.

Девушка-курьер по имени Джаз мечтает когда-нибудь заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида. Водить туристов по поверхности планеты, быть уважаемым членом общества. Но не так-то просто совершить скачок с одной социальной ступени на другую...

С присущим ему мастерством и вниманием к мельчайшим деталям Энди Вейер, автор великолепного «Марсианина»,- открывает новую главу бесконечной саги об освоении Солнечной системы!

Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Научная фантастика (33 957 голосов)

лауреат
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2018 // Научно-фантастический роман

лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2019 // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2018 // Лучший роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第50回 (2019) // Переводной роман

Экранизации:

«Артемида» / «Artemis» 2021, США, реж: Фил Лорд, Кристофер Миллер



Похожие произведения:

 

 


Артемида
2018 г.

Аудиокниги:

Артемида
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Artemis
2017 г.
(английский)
Artemis
2017 г.
(английский)
Артеміда
2017 г.
(украинский)
Artemis
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что будет, если совместить научный, тошнотворный подход ко всем мелочам для построения города на Луне и авантюрные приключения 26-летней негуманной егозы? Мой ответ, точнее, литературный ответ Энди Вейера: получится роман «Артемида».

В первую очередь, мне понравилось то, с какой тщательной придирчивостью отнёсся автор к своей книге. Он просчитал все, что касается научной точки зрения и складывается впечатление, что окажись Вейер на Луне, то с легкостью смог выжить в тех условиях, к которым приспособилась его героиня Джаз.

Но если к лунному городу не придраться, то к сюжету можно. Сама героиня мне очень понравилась: про таких говорят «у нее шило в одном мягком месте». Ее саркастический юмор ко всем друзьям и недругам меня повеселил, кстати, это хорошо разбавляет сухость объяснения принципов работы и существования города, да всего того, что касается технической стороны производства алюминия и «побочного» кислорода. Вот только от финала я ожидал большего. Хеппи-эндом, после всего того, что сделала любимица автора, и не пахнет, но Вейер решил по другому.

Есть еще один момент, что мне не понравился, но не хочу спойлерить — не буду о нем говорить напрямую. Просто упомяну, что чересчур легко получилось воплощение плана Джаз.

Ах да, имя и фамилия украинца меня просто «убили». Это же надо было такое придумать: Мартин Свобода. Сколько прожил в Украине — не разу не встречал Мартина, наверное, чересчур украинское имя, которое используют в «чересчур украинских» городах. А Свобода? В украинских фамилиях используют окончание -ук, -юк, -о. При чем же тут Свобода? Тоже не разу не встречал людей с такой фамилией.

Итог: книга мне понравилась, не смотря на некоторое «несогласие» с писателем. Я с удовольствием погрузился в тот мир, что создал Вейер и получил огромное удовольствие от приключений главной героини, особенно, от ее характера. Как по мне, автор неплохо совместил научность и авантюрные приключения, разбавив эту смесь юмором.

9 из 10.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень достойно. Не столь остросюжетно как «Марсианин» и врядли будет экранизировано, но для своего поджанра- очень достойно.

Приятно было вновь встретить и присущие автору научные выкладки, обосновывающие тот или иной поворот сюжета.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный пример НФ-триллера: проработанный фон, динамичный сюжет, детали мира, которые подаются по мере необходимости. Плюс -- живые характеры и ирония. Книга не претендует на философские глубины, но в своём поджанре -- хороша.

Читал в украинском переводе, который вышел одновременно с мировой премьерой, 14 ноября. Из-за этого опасался, что спешили и перевели небрежно, но нет, перевод качественный, без корявостей и невнятицы, а шутки звучат смешно.

Насколько знаю, уже куплены права для экранизации, и, по-моему, нужно будет очень постараться, чтобы сделать её неудачной: материал просто напрашивается для перенесения на большой экран.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный научно-фантастический роман «Марсианин» принес Энди Вейеру широкую известность, а удачная экранизация упрочила мировой успех. Поэтому новость, что права на съемки фильма по новой книге Вейера были куплены еще до ее публикации, оказалась вполне предсказуемой. Какая же киностудия откажется от потенциального блокбастера?!

Никакого Марса, никакой напряженной робинзонады в миллионах километрах от цивилизации. Впрочем, действие разворачивается лишь немногим ближе к Земле — на поверхности Луны, под куполами Артемиды, первого и единственного на этот момент инопланетного города, а также в его окрестностях. Главная героиня, Джазмин Башара, работает самым обычным курьером и мечтает получить лицензию Гильдии Работников безвоздушного пространства, чтобы невозбранно выходить наружу и прилично зарабатывать проведением экскурсий. Впрочем, есть у нее и другой источник доходов, правда, крайне плохо сочетающийся с законом. Джаз заправляет каналом доставки и распространения контрабандных товаров по Артемиде. Но когда местный богач Тронд внезапно предлагает невероятно щедрую сделку — на целый миллион артемидийских жетонов — импульсивная Джаз не в силах устоять перед соблазном.

Если вы критиковали «Марсианин» Вейера за отсутствие упоминаний о Роскосмосе и негативные эпитеты в адрес советской космонавтики, то здесь можете расслабиться, потому что абсолютным фаворитом становится... Кенийская Космическая Компания. В условиях, когда все западные страны ввели строжайшие экологические требования к ракетостроению, именно экваториальная страна без собственных институтов смогла привлечь максимальными налоговыми льготами и выгодным географическим расположением десятки крупных корпораций, которые профинансировали мегапроект по созданию мощной индустрии и полноценного лунного поселения. Но со временем бурное развитие Артемиды сходит на нет, ведь содержание куполов обходится дорого. Поэтому когда появляется шанс наполнить бюджет Артемиды, Главный Администратор Фиделис Нгуги пойдет на любые ухищрения и подлости. А Джаз окажется в эпицентре риска среди корпоративных интриг, гангстерских разборок и рискованных диверсий.

Стоит понимать, что «Артемида» — это не максимально точный и выверенный футурологический прогноз с полным пакетом научных обоснований. Вейер откровенно развлекается, предлагая читателям один из маловероятных вариантов развития событий и утрируя современные западные тенденции. Однако кажущееся легкомыслие не помешало ему заложить вполне адекватную экономическую модель, пусть и схематичную. И разумеется, Вейер до предела насытил повествование инженерно-техническими деталями и ребусами, на которых основаны ключевые повороты сюжета. Книга-мечта для фанатов гаечных ключей, сварочных аппаратов и химиков-практиков.

Веселый настрой Вейера нашел свое отражение и в характере героев, и в стиле романа, который наполнен добродушной иронией, раскованным стебом и юмором. Автор так или иначе прошелся по всем — мусульманам и евреям, геям и «ботаникам». Но получилось у него это действительно задорно и беззлобно: «Тащи шесть пинт – три для гея, три для гоя», — показательный тому пример. Отчасти благодаря этому роман стал молодежным, а не подростковым. А отчасти потому, что Джаз двадцать шесть, и она уже успела разочароваться в первой влюбленности, потерять второго парня, пережить острый период подросткового бунта и взять на себя ответственность за последствия. Однако рано или поздно ей придется все же найти общий язык с родным отцом, найти свое место в социуме, научившись играть по ненавистным чужим правилам — бюрократичным, макиавеллистичным и лицемерным, чтобы защитить себя и друзей.

Итог: молодежно-приключенческая фантастика с элементами инженерных задач.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот сейчас заступлюсь за Вейера и всех украинцев с окончаниями фамилий не «-ук, -юк, -о».

Если уж может гордиться Украина своим философом, поэтом, баснописцем, педагогом и собирателем фольклора Григорием Саввичем СКОВОРОДОЙ,

родившимся под Полтавой,то может и Энди Вейер спокойно относить своего персонажа с фамилией Свобода к украинскому народу.

Далеко ходить не надо — открываешь википед, а он тебе: Гоголь, Баш (Башмак), Вишня, Гончар, Сиволап, Братунь, Соколян, Кай, Квитка, Тудор, Барка (Очерет) и далее по списку.

А еще Артемида — мультикультурный и многонациональный город.

Даже имя «Джасмин» не арабское, оно исковеркано в лучшем случае от Ясмин (жасмин) + обыгрыванием слова «джаз».

Касательно имени «Мартин». Эммммм.... Серьезно? Нет? Вот я захожу в вк, в поиск друзей и забиваю перекрестный поиск «МартЫн (да, други мои Мартин и МартЫн — имена-синонимы) + «Украина» — и оказывается, что это и весьма распространенное имя и... фамилия. Среди украинских католиков (а впрочем различные версии Мартина есть и в правлославном имяслове) — часто используемое. И напоследок, немного «открытия Америки»: англоговорящий люд не умеет в звук «Ы», ему его специально учить надо, потому и МартИн, а не МартЫн.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необходимо различать Артемиду и Марсианина. А я знаю, что все будут читать с оглядкой на Марсианина. Артемида — более «легкое», подростковое произведение. В то время как Марсианин вполне серьезный роман, умный роман Ну что тут скажешь.. young adult он и в Африке янг.. Ну это хороший такой янг)

Итак. Плюсы:

1. Интересный мир. Автор создал довольно интересную концепцию о жизни на Луне. Тема конечно стара как мир, но Вейер тут создал одну очень хорошую фишку. Прописал не только что жизнь на Луне вполне может существовать и бла-бла-бла, но и также описал проблемы, связанные с этим проживанием.

2. Роман достаточно активен. И эта активность помогает сглаживать недостатки романа. Попросту говоря, за счет скорости, острые углы сглаживаются

3. Герои. Да пусть тут понапихано всяких разных клише и штампов, но герои получились живыми. С ними клево и интересно. А о некоторых я скажу отдельно, пару слов ниже.

4. Понравился «начяльника«Артемиды. Классный, харизматичный вышел персонаж. Прямо больше всех она мне понравилось.

5. Понравился наниматель Джаз. Главным образом потому, что он показан как с плохой (хитрый и беспринципный деляга) так и с хорошей стороны (забота о дочери)

Минусы:

1. Тут наверное это не будет считаться за минусом, жанр тот, в котором это уже норма, но я все же скажу. Перед главной героиней, постоянно возникают разного рода сложности. И она эти сложности, одной левой решает. При этом, навыков особых у нее нет. Нет, конечно она дама талантливая и смекалистая, но должно же быть основа. Хоть пара строк о ее образовании и навыках. (ну, кроме, того что когда-то ее отец учил ее кое-чему, да и сама она нахваталась на улице опыта) Но все же этого мало. Вот оно, главное отличие от Марсианина. У того, были навыки, он прошел обучение и испытания, а тут такого нет. Были бы еще проблемы не такие сложные.. Я бы понял. А иуи

2. Многоразовый презерватив. Это пошло. Зачем автор это ввернул непонятно, но это пошло.)

8/10

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Артемида» – производственный роман о буднях молодой авантюристки в отдельно взятом (и пока единственном) городе на Луне. Как одна девушка захотела денег и тут понеслось, а понеслось так, что под угрозой кануть в небытие оказались и промышленность Артемиды, и сам город (а значит — и его жители).

Энди Вейер много пространства в тексте вкладывает для того, чтобы разъяснить читателю, что да как: и какое социальное устройство в городе, и почему купола, а не конусы. Почему в городе нет маленьких детей, и почему еда на Луне отвратная. Есть можно, но если у тебя есть деньги, то не придется. На чем экономика Луны держится. И по каким правилам живут.

«Артемида» – это не курс выживальщика, подобно «Марсианину», это такой «Дикий-дикий вэст» в космосе, где оружия нет, потому что стрелять нельзя. Где работают не столько законы, сколько соглашения и только до того момента, пока стороны их соблюдают. И, подобно шпаге фехтовальщика из Золотого века Испании, у Джаз есть сварочный аппарат. Ну, не аппарат (наследовать профессию – это Джаз не по душе), а навык сварщика. Аппарат придется просить у папы. На «попользоваться» с гарантией «потом верну».

Джаз – девушка с двойным дном. И открыто признаваемыми ценностями в два слова: «Хочу денег». Однако не осуждайте её раньше времени, она выживает в мире, который нам может показаться еще более ограниченным, нежели наше существование. Объективно это обусловлено отсутствием земной атмосферы. И гравитацией в 1/6 от земной. Джазмин – та, кто она есть. Я читала и не могла не отметить параллели с «Луной – жестокой хозяйкой» Хайнлайна. И смачный такой пендель в сторону педо-темы у Вейера. В любых условиях у детей должно быть детство и они должны быть охраняемы от таких вот охотников до свежего мяса и тугих отверстий.

Еще автор пытается наполнить повествование шутками разного пошиба, скатываясь иногда в какую-то фигню про многоразовый кондом, а иногда юмор выходит за рамки ситуационного и вполне приемлем и даже запоминается не из-за сортирности, прости-господи, а потому что он хорош, действительно хорош.

А еще Артемида хороша в описании общества, где держатся не за законы, а за систему «сдержек и противовесов», где люди стремятся к некой общей цели, потому что иначе всё накроется медным тазом (а на Луне алюминиевым), где на поверхности бескорыстность, а мотивируются люди всё-таки некой выгодой (пусть и нематериальной, ведь ты – это город, в котором ты живешь), где тебя хоть не в шлюз выкинут, но на Землю отправят – от гравитации страдать.

Сказать, что «Артемида» прям поселилась в сердце моём – не могу, но книга кинематографична, увлекательна и развлекательна. И весьма не глупа.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скептический от множества отрицательных и издевательских отзывов, я оказался приятно разочарованным. Вторая книга Энди Уэйра производит вполне хорошее впечатление — и сюжетом, и сеттингом, и производственными задачами.

Пока читал, все ждал, когда пойдет анонсируемое многими сходство с «Марсианином», но так и не дождался — абсолютно самостоятельная работа. Другое дело, что на середине роман превращается в стандартный политико-шпионский триллер, в меру интересный, но не шибко оригинальный, и разница между земными и лунными декорациями в некоторых моментах стирается. Однако неожиданные события в напряженной концовке многие минусы компенсируют.

Мне очень понравилось, что автор старается объяснять, как работает та или иная используемая в книге технология с поправкой на местные условия, а не просто «Я надел лунный скафандр, сел в лунный луноход и покатил по своим лунным делам». Уэйр уже доказал в «Марсианине», что умеет писать производственную научную фантастику и спасибо ему за это — жанр прямо скажем не очень распространенный.

Позабавила переписка между героиней в пубертатном возрасте и ее кенийским другом: прием не новый, но удачно раскрывающий, как Джазз Башара дошла до жизни такой и как ее «потенциал» ушел в свисток, а временная работа курьером стала постоянной.

В целом заметно, что автор не профессиональный писатель (пока) — «синдром второй книги» налицо. Однако это не делает «Артемиду» плохой — просто планку Уэйр задрал очень уж высоко, и в итоге ему пришлось бороться с самим собой. Это хорошая фантастика, и есть шанс, что автор учтет все ее недостатки и сохранит все достоинства.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не читал «Марсианина» Энди Вейера — момент был безвозвратно упущен и после просмотра фильма всякий интерес к книге пропал. Поэтому я и вцепился в «Артемиду» сразу же, как только она вышла. Вообще, до просмотра «Марсианина» я очень скептически относился к фантастике в сеттинге очень недалёкого будущего. Да и фантастика сама по себе, в отличие от фэнтези, далека от моих литературных аппетитов. Но несмотря на это, книгу я прочитал на одном дыхании. Вейеру удалось выстроить на удивление жизнеспособный мир, а постоянные физические, химические и экономические отступления делают книгу ещё более реалистичной. Вместе с тем объяснения, даже если они написаны научными терминами в которых ничего не понятно органично вписываются в повествование и несколько не обременяют: их не хочется пропускать, как и напротив — лезть в энциклопедиею в попытке разобраться в химозной абракадабре. Главная героиня — Джаз Башара — настолько живая, что её энергия выплёскивается на читателя прямо со страниц книги. Да и принадлежность к арабской национальности несколько необычна для фантастических книг, что тоже не может не радовать. В целом «Артемида» — отличная книга, которая читается легко и приятно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастическая история из жизни лунных контрабандистов. Профиль сюжета — экономика добычи полезных ископаемых на лунной поверхности и соответственно — конфликт интересов заинтересованных в этом бизнесе сторон, одной из которых (привет «Новой Луне» Макдональда) является бразильская мафия.

История ведётся от первого лица — гражданки двадцати семи лет родом из Саудовской Аравии, при этом весьма вольных нравов, не комсомолки, практически не спортсменки, но зато красавицы и умницы, весьма авантюристического склада характера.

Уровень научности автор традиционно попытался выдержать — хотя все эти трансмутации благородных и не очень газов, а также металлов вдобавок к камням лунной породы могут изрядно подутомить современного читателя, у меня же вызвали серьезные сомнения. Политические тряски-дрязги, особенно со стороны пресловутых бразильских преступных синдикатов абсолютно четко создали ощущение «НЕ ВЕРЮ«!

Несмотря на живой сюжет и обилие событий, финал никак не может быть признан адекватным для взрослого произведения. Но и подростковой книга тоже не является из-за откровенной пропаганды порока и благожелательного отношения к однополым связям.

В общем, нельзя сказать, что роман плохой, но и рекомендовать его тоже не могу.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Артемида»- для меня вторая книга Вейера. На этот раз Техно-триллер в стиле М Крайтона. Вполне удачное сочетание для лунных приключений. Отлично раскрыт мир «закрытого» города и достаточно живые характеры персонажей. Автор действительно пишет с уклоном на дальнейшую экранизацию романа.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О «Марсианине» я могу судить только по фильму, который мне понравился, хоть и слишком уж все вышло в конце по-блокбастерски (хотя о чем я, это же и есть блокбастер). Поэтому «Артемида» — мое первое знакомство с автором. И надо сказать, знакомство удачное, «Марсианина» уже скачала и планирую прочитать в ближайшее время.

Артемида — первый и пока единственный город на Луне, где помимо еще 2000 человек проживает главная героиня Джаз. Она работает курьером и попутно подрабатывает провозом запрещенных товаров с Земли (но это не наркотики и оружие, как можно было подумать, а вполне безобидные для нас вещи вроде сигар). И само собой в один прекрасный день вляпывается по самые помидоры в крупные проблемы.

Сразу понятно, что автор со всей ответственностью подошел к делу, перелопатив кучу информации о технологии сварки. Цитаты из этой книги можно смело включать в учебники по сварочному делу! )) Да и все остальные технические детали также тщательно проработаны. Но несмотря на довольно большое количество таких технических подробностей читается легко и приятно. Очень понравился саркастичный юмор автора, который всегда оказывался к месту. Сюжет не стоит на месте, события плавно перетекают из одного в другое без резких скачков, но и без провисаний. В общем, с этой книгой точно не соскучишься ))

Но вот в конце слишком пафосно все получилось, словно писалось для экранизации. Но все же это не смогло перечеркнуть хорошее впечатление от истории в целом. Надеюсь, автор расскажет нам о чем-нибудь еще, например, о добыче алмазов на Сатурне или об освоении Титана ))

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова Луна. К слову, меня это радует. Когда пишем о далеких звездах, да, захватывающе, да, восхитительно, но все же понимаешь- ни тебе, ни твоим детям и даже внукам до этих интересных времен не дожить. А Луна, она вот, видна в окне, и мы там уже были. А значит все не так плохо: полетели тогда, и снова сможем . Это почти сейчас: не слишком отличное от нашего времени в своих мечтах и пороках.

С одной стороны, это очень хорошо: все понятно и узнаваемо до раздражающего тормозящего интернета включительно. С другой, узнаваемо до такой степени, что становится неуютно от такого близкого будущего – неужели не одумаемся и все это продолжится?

В свое время «Марсианин» мне понравился героем и уважительным отношением к науке. Человек достигал чего-то благодаря знаниям и умениям, а также уму, сообразительности, мужеству, самодисциплине, критическому взгляду на мир и самоиронии. Это был рассказ о времени Первых и об одном из них, о благородном самопожертвовании и объединяющей идее, о торжестве разума и воли. Но именно это стало в глазах многих читателей главным недостатком романа: мало событий и эмоций, и слишком много фактов, описаний и рассуждений. Ну и герой был слишком уж положительный, все то у него строго по уставу и по законам физики и химии. А где муки совести, тяжелое детство, комплексы, несчастная любовь? Где мятежный, революционный дух, обличающий пороки мира?

Такие читатели должны быть полностью удовлетворены «Артемидой»: главная героиня полная противоположность Марку Уотни(да,да- модное «женщины спасут мир», ну, или хотя бы его малую часть). Это не занудный технарь, тщательно прорабатывающий и просчитывающий каждую даже малую деталь, держащий свои эмоции в узде и контролирующий каждый шаг. Это эмоции и действие. Ну, вы поняли: думай сердцем, а не головой.

Боже мой, сколько поколений читателей и зрителей пытались следовать в жизни этому совету и обнаруживали, что он имеет некоторые, чаще непредсказуемые и негативные, последствия? Если бы все они решили письменно поделиться опытом применения «думанья сердцем», то это был бы самый длинный, разнообразный и жуткий триллер на свете.

Вот и наша героиня активно претворяет данный принцип в жизнь, ввязываясь в абсолютно идиотские авантюры, в которых замешаны и политика, и мафия, и семейные проблемы. Это вам не положительный во всех отношениях Марк Уотни, это скорее больной максимализмом подросток, который вечно обижен на весь мир, все знает сам и действует, исключительно исходя из минутного эмоционального порыва. И потом удивленно взирает на неожиданные последствия, которые, как понимаете, были вполне предсказуемы, стоило только минут пять пораскинуть мозгами.

Только вот «подростку» этому уже лет этак 25-ть. И это первое пугающее «настоящее». Я вот недавно прочитала во вполне серьезной статье о 30-летних подростках. Что поделаешь, примета времени- глобальная инфантилизация общества. И меня сильно пугают такие герои, которые тащат во взрослую жизнь свои неизменные подростковые представления, подчерпнутые из не очень качественных книг и фильмов, о том, что такое окружающий мир и как надо решать его проблемы. Мне, знаете ли, сильно неуютно в таком мире нарушенного баланса разума и чувств, головы и сердца. В таком мире моя голова постоянно кричит, что пора бы делать ноги. И подальше.

Второе неприятное «настоящее». Книга написана с явной оглядкой на последние мировые политические и социальные тенденции. На этой новой Луне просто рай-райский. Представители разных рас живут бок о бок в мире и согласии, мусульмане религиозно терпимы, граждане сексуально раскрепощены, семейные отношения разнообразны, хакеры, контрабандисты и бармены патриотичны и всегда готовы к маленьким подвигам во имя справедливости. И никаких захвативших космос белых колонизаторов и всяких там служителей закона, мучающих окружающих уставами и инструкциями. Кому это вообще надо, если можно быстро и по справедливости?

Хотя, странно: в этом городе будущего правят бал вполне себе средневековые профессиональные гильдии, процветает коррупция, проституция, и царит такое классовое расслоение, что куда там нам до него. Хотя если уж свобода, то свобода во всем, чего уж там мелочиться, кто мы такие, чтобы контролировать личную инициативу, свободу предпринимательства и самовыражения?

Безусловно, такой «современный» во всех отношениях роман вскоре перекочует на экраны. С очень эффектными гонками на луноходах, прыжками в скафандрах, драками, наивными поступками, простенькими загадками и прямолинейными подростковыми решениями. На фоне сияющей в черных небесах голубой Земли. Все будет ярко, красиво, увлекательно и с понятными любому подростку(не забываем-теперь это уже не время жизни, а образ жизни и мировоззрение) героями, с голливудским счастливым финалом с признанием заслуг «хороших» и наказанием «плохих». Кому нужен Марк со своей картошкой и скучной наукой, когда все решается так просто и занимательно?

Иногда казалось, что «Артемиду» написал совершенно другой автор, настолько разняться герои и то, чем они живут. И я не могу поверить, что это сделано только в угоду читателям- подросшим, но не расставшимся с детством, поклонникам всяческих Игр. Куда подевались легкая ирония и грусть о героических и умных временах? И так хотелось бы надеяться, что все не скатится к бесконечному заигрыванию с аудиторией скучающих подростков и следованию всем современным тенденциям говорить и писать «как надо», а не «как есть».(Тут то как раз все сразу начинают думать головой, а не сердцем, не так ли?)

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Артемиду» многие называют примером «синдрома второго романа», но всё ещё удивительнее: она выглядит местами, как первая юношеская повесть.

От сюжета типа «Афера: что могло пойти не так?» до диалогов, в которых речь сорокалетнего не отличается от слов двадцатилетней.

Порой Вейер кажется одержимым мыслью, что читатель потеряет нить сложного (на самом деле, нет) повествования: он по два-три-четыре раза повторяет одно и то же, как будто перевернув страницу, читатель забывает, указан ли адрес доставки груза, почему опасен открытый огонь в куполах Артемиды или что для горения нужен кислород.

Счёт некоторым повторениям идёт на десятки, например, когда речь заходит о лунной гравитации. Поначалу героиня так и вовсе бесконечно повторяет, что на Луне тяготение в шесть раз меньше земного. Рано или поздно у читателя проскользнёт злая мысль, что Вейер напоминает об этом самому себе, чтобы не ошибиться в описании происходящего.

Это не единственное странное ощущение, которое читателю уготовано. Есть и другое: будто имеешь дело с ученической работой.

Очень старательно Вейер выстраивает и проговаривает сюжет — в плохом смысле «старательно»: так, что это заметно. Он упоминает об опасности открытого огня, чтобы подготовить читателя к пожару через пять страниц. Старательно выдаёт героине давящее обстоятельство (чувство вины перед отцом). Вставляет тщательно отрепетированные и не нужные для сюжета сцены, чтобы показать характер второстепенных персонажей, особенно этим грешит начало книги. Выдаёт героине квестовые предметы, чтобы с их помощью немного погодя спасти мир. В итоге даже многоразовый презерватив выглядит намёком на будущие отношения персонажей.

Героиня всё время что-то объясняет: себе, людям, которые не хуже неё разбираются в происходящем, неведомому, подразумеваемому слушателю. Вейеру очень хочется поделиться мыслями о том, как будут устроены лунные города. И это действительно интересные мысли, но ему далеко не всегда удаётся органично вписать их в повествование.

Но хуже всего то, что здесь всё не совсем по-настоящему. История, рассказанная в «Артемиде», — как змея со сцеженным ядом; суровый и требовательный космос, не прощающий ошибок, — таков он и есть на самом деле, подыгрывает героине и её окружению.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже после того, как всё пошло «очень не так», в итоге никто не пострадал, потому что Вейеру не хватает смелости воздать героине по заслугам. Так же тщательно, как он выстраивал аферу и катастрофу, которой она обратилась, Вейер подвязывает все ниточки и затыкает все щели, объясняя, почему же в итоге все остались живы и относительно здоровы; как будто простукивает построенную конструкцию обстоятельств на предмет слабых мест (но всё равно забывает, например, что для пущей сентиментальности с десяток страниц назад упомянул о маленьком ребёнке). Даже когда героини почти грозит заслуженное возмездие, он достаёт тузишко, который с той же ученической старательностью готовил на протяжении всего текста.

Удивительный инфантилизм сквозит не только в том, что большинство людей здесь никак не несут ответственность за свои действия (наказание неизбежно только для тех, кто играет против героини и её товарищей), но и в том, какова суть и побудительные причины этих действий.

Когда герои, допустим, «Розы и червя» совершали идиотские поступки, у них хотя бы было оправдание (пусть оно и состояло в том, что они действительно немного идиоты с нашей точки зрения). У Джаз, которая за что не возьмётся, во всём хороша, и, видимо, вообще очень умна, такого оправдания нет. Она соглашается на крупную и по описанию очень опасную аферу за пять минут, даже не дав себя толком поуговаривать. Пускается во все тяжкие, не продумав возможные варианты развития событий. Не всегда последовательна и часто отвлекается на чьи-нибудь широкие плечи. В общем, проявляет все те качества, которыми мужчины так любят наделять женских персонажей.

«Артемида» — это довольно слабая писательская работа при очень хорошей проработке обстоятельств, сопутствующих сюжету. Всё, что Вейер пишет о возможном устройстве лунного города, интересно и логично. Но стоит ему завести речь о каких-то вещах, лежащих в стороне от сферы его компетенции, — от экономики до психологии, как текст тут же начинает напоминать робкие шаги котёнка по страшному миру соседней комнаты.

Разумеется, сюжет в итоге увлекает, как увлекают все сюжеты такого типа, он простой и во второй половине повести достаточно динамичный. И, наверное, есть два способа читать «Артемиду»: первый, и не лучший при её недостатках, — как серьёзную научную фантастику.

Мысль о втором приходит позже, когда вдруг догадываешься, что Вейер, сознательно или нет, брал за образец.

Если «Марсианин» был оммажем «Робинзону Крузо» и «Таинственному острову», то «Артемида» — смесь «Пятисот миллионов бегумы», приключений в духе Луи Буссенара и историй про Арсена Люпена.

Это тот самый наивный авантюрный роман для старшего школьного возраста, где герой сражается с опасностями и толстосумами, а в конце целует девушку. Только герой в духе времени — смуглая героиня (слегка «Мэри Сью»), а её любовный интерес — «ботаник» и изобретатель многоразового презерватива.

Если читать «Артемиду» с таким фокусом, то былое раздражение сменится умилением. И уже странно будет ругать повесть за наивность, инфантильность и беззубость.

«Артемида» — лёгкий юношеский роман о приключениях на Луне, ценный хорошо проработанным антуражем и достойно сработанной аферой. А каким будет третий роман Вейера, ещё посмотрим.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такая работа. Основы для блокбастеров штамповать. В романе есть все, что нужно. Главная героиня — сильная самодостаточная арабская женщина, которая не благодаря, а вопреки. Есть женщина — инвалид. Есть самая главная начальница, которая не только женщина, но и негритянка. Все мужчины или инфантильные слабаки или глупые бабуины или популярной ориентации. Даже город на луне построен африканцами. Ваканда? Нет... Кения, друзья!

Вот отсюда и проблемы, которые упоминались в предыдущих отзывах. Хэппи-энд. Безнаказанность главной героини и отсутствие ответственности остальных персонажей и т.д.

Как модно сейчас говорить, я не сексист и не расист. Как не модно сейчас говорить, я не имею отношения к популярной ориентации. Однако тенденция набирает обороты.

В целом о сюжете — бодренький приключенческий экшн о том, как сильная самодостаточная арабская женщина чуть было не уничтожила лунный город ради личного обогащения. Да, да, это та самая знаменитая Американская мечта. История в меру увлекательная. В меру подкрепленная околонаучными допущениями и теориями. Перевод тоже неплох. Интересно, фраза о том что в определенной сюжетной ситуации можно совершить ошибку, сравнимую с нападением на Россию зимой в оригинале тоже присутствовала?

В общем, вполне читабельно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх