Лео Перуц «Мастер Страшного суда»
- Жанры/поджанры: Детектив | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В 1532 году во Флоренции врач и химик Салимбени сказал: «Знайте, что произошедшие события никогда не заканчиваются». И в 1909 году в Вене его пророческие слова начинают сбываться. Многие люди кончают жизнь самоубийством, все при загадочных обстоятельствах и без всякого мотива. Или это были убийства? Барон фон Пош, сам находящийся под подозрением, начинает расследовать эти самоубийства. След ведет к книге, старинному фолианту, который хранит опасные секреты Салимбени.
Входит в:
— антологию «Западня»
- /языки:
- русский (11), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (12), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Кам'янець (1), П. Корневский (1), И. Мандельштам (10)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
grigoriy, 19 января 2020 г.
Читал с огромным интересом будучи школьником-это конец 40-х годов прошлого века.В библиотеке отца было первоиздание-оно и сейчас у меня есть..Книга захватывает и не отпускает до конца
Hengest, 24 июля 2019 г.
Прекрасный короткий психологический роман, не оторваться. Удивительная динамика, яркие характеры главных героев, перекличка времен, тонко выписанные бытовые детали, непредсказуемый финал. Действие погружено в красивый, тревожный и уже колеблющийся мир Австро-Венгрии начала XX века. Моим личным буквально физиологическим ощущением во время чтения был сладкий запах засохших соцветий сирени, старых полузабытых книг. На мой взгляд, и мистическая линия романа не выглядит столь уж небывалой, думаю, что Кастанеда был знаком с творчеством автора.
Наиболее интересной для меня была идея самообмана, который приходит человеку в утешение и в оправдание его неприглядных поступков — не важно, были ли они совершены реально или только в мыслях. И добро и зло обязательно возвращаются, сделанное, задуманное меняет человека и его жизнь. Ну а я вот вернусь к роману через некоторе время и открою для себя еще какие-то упущенные при первом знакомстве детали: роман вовсе не ограничивается простым детективным сюжетом.
A.Ch, 16 октября 2016 г.
Детектив с действующими лицами, не имеющими имён и настойчиво так уточняемые автором. Барон будет бароном. Инженер будет инженером. Доктор будет доктором. Безликие, одинаковые и невыпуклые. И внезапно происходит убийство в закрытой комнате, подозреваются все и у всех есть алиби. Интригующе.
Тайна, которая является разгадкой, кажется интересной до тех пор, пока не читаешь “Послесловие издателя” и задаёшься вопросом “Зачем?”. Только ли задумка автора о том, чтобы показать истинную сторону дела и убрать большую долю таинственности и неожиданности? Метод “ненадёжного рассказчика”. Почти похожая история с романом “Жизнь Пи”, где красочные описания злоключений срываются безжалостной действительностью. И думай-решай читатель, какая история ближе тебе.
Орудие-средство убийств напомнили о давно просмотренном фильме “Имя Розы”, где она же и источник знаний и источник зла.
Brain-o-flex, 26 октября 2015 г.
Удивительная книга.
Она пронизана горьковатым воздухом осени, пропитана табачным дымом, озвучена музыкой «пиано».
Повествование шелестит листами и листьями...
Сомнения витают в воздухе... Развеиваются, как туман, и снова собираются...
Сомневается главный герой, сомневаются другие персонажи, сомневается автор в Послесловии...
Тени, видения, фантазии и фантастика.
Впечатляет.
Elessar, 29 декабря 2012 г.
Замечательная книга, завораживающая, пугающая. И необычайно многогранная: здесь есть и нотки мистики с оттенком недоброй тёмной магии из средневековья, и детективные мотивы, и глубокий, но не навязчивый акцент на переживаниях и эмоциях героев. Очень интересна авторская манера цепляться за самые крохотные и на первый взгляд незначительные фрагменты, нарочито подчёркнутая в самом начале. На первый взгляд, это позволяет читателю лучже вжиться в описанный на страницах книги мир, за стремительно развивающимся сюжетом не пропустить изысканные фиакры, и фигурку ангела на крыше аптеки, и антикварную тросточку доктора Горского. На первый взгляд, да. Но чем глубже мы погружаемся в текст, чем дальше следуем за Сольгрубом и Пошем навстречу таинственному убийце, тем лучше мы понимаем замысел автора. Занятно — чем больше мистики и детектива мы видим, тем меньше верим во всё это, тем старательнее начинаем вчитываться в текст и искать ответы между строк. И на то есть свои причины.
Действительно, самая природа зла по Перуцу — нечто, гнездящееся внутри каждого из нас. Затаённые фобии, подавленные страхи, чувство вины. В самом деле, ведь страшный суд — это возмездие за грехи, в коих мы повинны. А раз так, то нам открывается совершенно новый смысловой подтекст. Средневековый художник, заколовший заклятого врага. Талантливый актёр, лелеющий в душе план отмщения любовнику своей жены. И очень хорошо в этот контекст вписывается наш дорогой рассказчик, скрипач и писатель, который — что? Уж не довёл ли он, в самом деле, актёра до самоубийства? За много лет до возникновения самого термина Перуц представляет на наш суд ненадёжного рассказчика. И такие стройные сюжетные построения сразу шатаются под грузом вины барона. Что из происходящего правда, а что — извлечённая из лабиринтов подсознания иллюзия, терзающая фон Поша?
Послесловие даёт нам исчерпывающие ответы, но тем не менее это было просто великолепно. Мы сами, а точнее, наша совесть и есть тот мастер, что предаёт нас страшному суду раскаяния. Не дремлющее в глубине души предчувствие древнего страха, но зло, что есть плоть от плоти самой нашей души. Не встреченный на полуночной аллее первобытный ужас, но отражение в зеркале. Не кошмар наркотической грёзы, но мука вины. И мне кажется, что не нам судить барона. Хоть мы и не знаем, что за человек на самом деле был Ойген Бишоф, мы не вправе обвинять его невольного убийцу. Тем более, что он наказал себя сам. Слишком сильная личность, чтобы безвольно покончить с собой, фон Пош сделал всё, чтобы искупить содеянное. Надеюсь, что это ему зачтётся.
И напоследок один маленький совет. Ни в коем случае не читайте роман наискосок и второпях. Вы рискуете пропустить расставленные автором подсказки и прочесть всего-навсего мистический детектив. А когда правда, наконец, всплывёт на поверхность, вы лишитесь волшебного ощущения, когда ваши догадки наконец-то получают фактическое подтверждение. Это даже приятнее, чем вычислить убийцу в детективе. Словом, не упустите главного. И — добро пожаловать на Страшный Суд.
mac_mac, 23 мая 2012 г.
Да, как правило, вкусы со временем меняются, правильно говорят, не судите по подростковым впечатлениям. Так и есть.
Некоторые герои вызывают стойкую антипатию.
Да, барон действительно тот человек, который судит о других по толщине кошелька. Эта неудачная, злая шутка про солдата, потерявшего свои «жалкие» сбережения, свидетельствует об этом...
Теперь об инженере:он хвастается тем, что умеет в людях разбираться, но на самом деле, как и барон, судит о человеке поверхностно, по внешнему виду, а не по человеческим качествам...
Как говорится, толстый похудеет, а дурак дураком останется на всю жизнь... И дело тут не в умственных способностях, а в житейской, человеческой мудрости...
И ещё парочка спорных, с моей точки зрения, моментов:
во_первых, по поводу связи страхов и фантазии. Ведь все мы чего-то боимся, но ведь не всякий становится писателем-фантастом. И почему обязательно фантазия должна основываться на страхах, почему в основе не могут лежать светлые ощущения и эмоции?
Теперь по поводу искусства. Искусство отражает жизнь в любых её проявлениях, это факт. Так почему же великие произведения искусства основаны на унижении? Опять тёмная сторона преобладает над светлой в таких рассуждениях.
У медали две стороны, и в жизни каждого человека есть и светлые, и тёмные полосы. Это тоже факт, согласитесь...
Ведь нет чудовищ страшнее, чем те, которые рисует наше воображение, а также чудовищами можно считать предрассудки и стереотипы.
Вот они-то и могут эрудированного и образованного человека поставить в совершенно нелепую ситуаци.
prouste, 26 апреля 2011 г.
Один из лучших романов Перуца — детектив с ложной разгадкой и ревизионистским финалом. Энергично изложено, прекрасно закручена интрига. Два момента придают особую прелесть: существенная разница между образом рассказчика -«я», от лица которого ведется повествование, и восприятием рассказчика другими лицами и «отсутствующий персонаж» — монструозный толстяк. В уровень с лучшими условно детективными вещами По и Честертона.
2480, 9 апреля 2011 г.
Шикарный детектив, с отсылками к истории, которые не дают заскучать. Практически до конца не понимаешь, в чём дело, готовишься к мистической развязке, а всё оказывается довольно просто. Не надо поддаваться мистическим веяниям, лучше исккать реальные средства и выходы. И надеяться на себя. А также знать, что кошмары из прошлого не отпускают, могут притаиться, но когда-нибудь найдут момент вырваться на свободу. И поглотить своего «хозяина». Думайте, люди, что делаете, вам впоследствии всё зачтётся...
witkowsky, 17 марта 2011 г.
В целом это одна из лучших книг «Пражской школы». Прочитано по-немецки; русские переводы теряют половину блеска оригинала.
Кто не читал, у того пробел в образовании. Жаль, невозможно написать отзыв, не пересказав сюжет. А сюжет тут... не зря Борхес этого писателя сразу следом за Майринком ставил.