FantLab ru

Тимур Максютов «Имя твоё»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Голосов:
65
Моя оценка:
-

подробнее

Имя твоё

Рассказ, год; цикл «13-я фантЛабораторная работа»

Входит в:

— антологию «Земля 2.0», 2017 г.

— сборник «Зеркальные числа», 2019 г.

— сборник «Пасынки войны», 2020 г.


Награды и премии:


лауреат
ФантЛабораторная работа, 13-я фантЛабораторная работа // Первое место (Золото)


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Земля 2.0
2018 г.
Зеркальные числа
2019 г.
Пасынки войны
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, все самые запоминающиеся истории вращаются вокруг двух тем — смерти и любви. Любовь и смерть в этом рассказе есть, при этом ни то, ни другое не является самоцелью, не облачено в обёртку нарочитого морализаторства — т.е. всё, как я люблю.

Касательно обвинений произведения в подражании «великим» (я бы, помимо «великих», возможно, вспомнил бы ещё и «Экспансию» как возможный источник вдохновения). Можно бесконечно упрекать хорошие и талантливые работы во вторичности, если считать вторичным использование неких универсальных сюжетных деталей, «кирпичиков» сюжета.

Конечно, в любом самом талантливом рассказе эти детали в каком-либо объёме будут. Невозможно написать ни один талантливый современный научно-фантастический рассказ, не используя некий минимально-допустимый объём клише, не стоя на плечах гигантов. Но и называть такие работы компиляцией или тем более «плагиатом» сложно. Для меня всегда есть определённый предел, когда объём такого подражания превращает произведение в откровенно-вторичное. Здесь же такого не произошло, здесь есть новизна — в отдельных деталях и в сочетании деталей, новизна в стиле, в задаваемом настроении. В нашем случае «сборка» всех деталей вышла такая, что в мир и историю веришь, а герою — сопереживаешь. Не это ли показатель качества?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. О том, как непросто быть иным. О том, что, слава богу, среди людей всегда найдется один на миллион человек, не желающий погружаться в прелести общества потребления. От природы способный и умный . Об опасностях деградации человечества, происходящей не когда-то там, а уже сейчас. О том, что настоящая жизнь — это умение и желание думать своей головой, самому принимать решения и самому же их проводить в жизнь. Да, всё вокруг автоматизировано, включая людей, техника подстрахует, обеспечит и поможет. Но человек на то и человек, что выбор делает сам: быть ему разумным придатком машин или быть самим собой. Отличный язык рассказа, динамичный стиль и яркие, поэтические образы — всё вместе заслуживает высокой оценки. Прочитайте — не пожалеете!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После первой же страницы у меня пошла четкая ассоциация с ранним Хайнлайном. Рассказ в целом написан увлекательно и динамично и отмечу, что очень впечатлился эпизодом с подбитым кораблём. Вроде тут говорят, что это дешёвый приём, а на меня вот подействовало, проняло до глубины души. Вот и действительно, скажут тебе в военное время стрелять по детям и выбирай: либо трибунал, либо муки совести до самой смерти. Еще мне понравилась сцена с ржавой бочкой и насекомыми, заползающими за шиворот — очень впечатывается в память. Стиль очень приятный и лёгкий для чтения. Рассказу зачет.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классный рассказ, все четко и по делу. Автор, я бы почитал другие ваши работы.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«И только имя твоё я в кармане ношу» (Шао, вроде бы).

Доктор Манхэттен вернулся. Поднабрался человечности, а теперь ещё и учеников набирает. И Мистер Фримен тоже – брызжет ядовитой слюной на общество потребления. И парень из геймановского «Голиафа» нет-нет, да и выглянет из-за угла. И всей этой сборной солянке очень серьезно не хватает тарелки, в смысле – внутренней логики. Но она и не нужна, без неё больше если не достоверности, то вовлеченности. Здешний герой настолько не от мира сего, что его история не может выглядеть иначе – полная противоречий, логических дыр, одноногих – зато крылатых! – зайцев и, конечно, большого и светлого чувства, которое он пронёс через всю жизнь.

Если безжалостно вырезать попытки давить на жалость (зайцев можно оставить, но детсад выкинуть просто необходимо) и как-то рационализировать общество потребления с Космофлотом – будет хорошо, так как есть – тоже сойдет.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди Х в недалёком будущем. Трудная судьба и история становления непростого подростка в комплекте. При этом ГГ получился недостаточно странным для своего дара, но скучноватым для обычного парня. Зато девочка Ася выписана так убедительно, что заслуживает номинации на премию «Лучшая актриса второго плана».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смотрим вместе с автором: “Игра Эндера”

Вспоминаем вместе с Роландом: “Легион”, 2017

Завлекалка (без спойлеров): Он не такой, как все. Он отличается. И это отличие делает его лучшим пилотом в Солнечной… и даже чуть-чуть больше!

Объяснялка (со спойлерами): Сначала мальчик страдает дома с отцом, потом — с девочкой в приюте, потом — в курсантской школе, потом — на какой-то войне, и затем — перестаёт страдать в каком-то сопротивлении. ОЧЕНЬ! МНОГО! ЭМОЦИЙ! ГИНУТЬ ДЕТИ!

Общие выводы: Так уж получилось, что вспоминал я более позднее произведение — но это потому, что таких вещей — целый вагон. Среди психов — сплошь все супергерои и суперинтересные личности. В принципе, мне понравилось, как написано — по сравнению с другими рассказами, этот будто на закиси азота работает. С другой стороны — автор сгущает и преувеличивает везде, где только можно, отчего страдает логика. И отец — прямо-таки быдлотварь, и девочка — прямо такая ангелочек, рисующий лучики солнца и летающих зайчиков (sic!). Но в целом — было несколько убедительных моментов. А вот колоний — не было (не говорите мне про Ганимед, это всего лишь ещё одна школа Ксавьера).

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из группы:

Да, я знаю этого автора – он умеет вырвать меня из суеты, и прокатить со своим героем. В этот раз – по космосу. И как всегда – полный улёт. Разбираться − где были, что делали – бесполезно. Это всё равно, что разбираться в логике сна – я помню только ощущения.

Тему, конечно, не вижу. Да и вообще пока ничего не вижу. Надо выпить стопку чая.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это начиналось как слегка наивное, но преданное продолжение идей “О дивный новый мир”. А закончилось всё “Игрой Эндера”. За что автор?

В моих глазах вы предали сами себя. Едкой иронией пройдясь по обществу потребления, довели до антиутопии, а потом — бац. Ой, я что-то не то делаю. За меня же не проголосуют. Подростки такое читать не будут.

Надо срочно добавить про “крылья” и “не таких как все”. И про “думай своей головой”, разумеется. Потому что это ведь вообще никак нельзя назвать ориентацией на конкретного потребителя! Это ведь совсем не штампы не просто подростковой фантастики, но и вообще идеи НиТаКиХ!

На самом деле, я люблю всё по отдельности, но здесь две части не сочетаются, да ещё и не перемешаны.

Это соавторский рассказ? Потому что начало написано очень круто. До первых трёхзвёздий. Потом всё.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не многим тут удалось хотя бы задуматься, что может быть Землей 2.0 кроме «другой планеты». Тут речь идет о перезагрузке, ну, почему бы нет.

Образы все крупные, яркие, даже аляповатые такие — ну, Сикейрос такой, не прерафаэлиты какие-нибудь.

Что не понравилось — это Лебеди (сюда-то их за что? Ну, классный образ, но тогда вместе с образом надо и распаковку тащить); и еще тема мамы. Человек попадает туда же, куда почему-то ушла мама — и никаких поползновений узнать, как, зачем она туда ушла, где она и что с ней? Нехорошо как-то.

А так, ну, текст связный, логичный.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то совсем не сочетаются две половины рассказа и две половины человеческого общества в рассказе: антиутопия потребления и утопические, чуть ли не комиксоидные супермены, в одних трениках разгуливающие по Ганимеду. Причем вторые вырастают строго из первых — как сорняки сквозь культуру, видимо. А может, все-таки кормят их чем-то особенным, новомодными витаминными смесями, например? А может, наоборот, эти, наверху, которые без модемов, как раз таки модемы и придумали, весь этот культ потребления, футбола и что там еще, чтобы отвлечь массы? А то ведь тоже захотят по Ганимеду погулять, с Лебедями прокатиться, да нельзя, самим мало, на всех не хватит. То есть выросла такая субкультура уберменшей, присвоила себе космос, а всех прочих — в дебилы, на короткий поводок модемов, на жаренные окорочка подсадить. И тут бы герою разоблачить этих уберменшей, вскрыть их гнилую расистскую сущность, так нет же, он с ними, он «тоскует по звездам», совершенно не беспокоясь о миллионах человеческих душ, омодемленных, офутболенных, превращенных в «копошащийся слой гумуса», «пожирающих собственное дерьмо». А чем они виноваты, что у них с малолетства башка, в отличие от артемовой, под модем подходит? Нет, гадкий герой, эгоистичный, слепой, даром что к модему иммунный. И жизненная философия у него гадкая: «я привык делать то, что говорят старшие, не особо задумываясь над причинами». Философия соленоида...

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это немного сумбурно, но очень эмоционально глубоко и запоминающе.

Долгий путь «не такого как все» мальчика к звездам. Очень понравилось. Хотя конечно вопросы возникают, но их и без меня уже позадовали.

Рассказ оставил жгучее послевкусие.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ – откровение, рассказ – настроение. Искать ошибки и ляпы не хотелось, да и зачем? Нам с первых строк говориться, что это ГГ пишет свои воспоминания, а он не автор, и может допускать ошибки.

Автор, спасибо вам что провели меня через вашу историю. Я погрузился в неё и не хотел, чтобы она заканчивалась.

Прочитал другие отзывы и не согласен с некоторыми. История с детьми нужна, вы не смакуете насилие, а рассказываете историю. Люди превратились в потребителей, да какая разница, хоть ушли под землю, это этап, и вы его прекрасно показали.

Жду, когда автор признается. Хочу попросить у него, почитать ещё его работ.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан мастерски. Описанное общество вызывает сильнейшее отвращение, чего автор и добивается. Но каждый раз, читая подобные рассказы, хочется спросить у авторов: за что же вы так Землю и людей не любите? Неужели среди ваших друзей и знакомых большинство — тупые идиоты? В моём, слава Богу, нет.

Удивила линия с девочкой-аутисткой. То есть когда она девочка, рисующая солнечные лучи, я в неё вполне верю, а вот во взрослую — нет. Впрочем, я не специалист. А как читатель — не верю.

И ещё. Насколько детально описано общество потребления, и насколько скомканно — всё остальное. Есть солдаты в казармах, но кто, против кого, из-за чего воюет мне непонятно.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторичный набор, на самом деле требующий к каждому абзацу указание на цитируемое произведение. Мне довольно сложно отнести этот необычный рассказ к какому-либо стилю, поскольку я не являюсь литературным критиком и впервые, пожалуй, сталкиваюсь с подобным. Это и не фанфик, и не пародия, и не постмодернизм, на мой взгляд, а нечто смешанное. Возможно, этот рассказ ждёт своего внимательного препаратора, но это, увы, буду не я.

Пожалуй, рассказ неплохо бы смотрелся в самиздатовском сборнике «По следам великих» для очень ограниченного круга знатоков и ценителей жанра.

UPD. Внезапно пришло в голову, что подобные рассказы можно назвать компиляцией с обработкой, то есть неким литературным DJ-ством, если угодно, с последующим перепевом на самобытных инструментах. Очень редкий и специфический жанр.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх