Вера Огнева «Марсианский синдром»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— цикл «13-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур»
— антологию «Земля 2.0», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Женя Халь, 21 мая 2017 г.
Очень сильный рассказ о том, что люди, вернувшиеся с войны, фактически так на ней и остаются. Кто-то умудряется это скрывать, герой этого рассказа полностью меняется. А близким людям с этим приходится жить. Рассказ очень неоднозначный, каждый его понимает по-своему. Истину знает только автор. Я поняла это так: героиня превратила мужа в овощ не потому, что устала, измучилась и т д, а в память о том прекрасном человеке, который так и не вернулся с войны. Чтобы его запомнили таким прекрасным, каким он был, а не тем чудовищем, что его подменило.
И она имеет на это право, да. Очень жизненно, узнаваемо и мощно. Спасибо автору за то, что поднял такую сложную тему и за рассказ, который не отпускает даже после прочтения!
Shean, 23 мая 2017 г.
Очень качественно написанный рассказ, ПТСР похожа. Вот что упущено — это что горе-коммандос не начал пить (обычно у них тяжко нарушен сон) или нюхать что-нибудь. Или совсем нечего?..
Ну и, в общем, лоботомия домашними средствами, как ни жутко звучит, иногда не худший вариант. Я по этому прекрасному заболеванию сдавала экзамен человеку, который по личной практике ПТСРа книжку написал, ну и вообще 15 лет был штатным психотерапевтом городского афганского центра (после переименованного в Комбат — от слова «комбатант»)
Кстати, жену я не то, что бы одобряю — но каждый выживает как может, а женщина, извините, спасала свою жизнь. Другой вопрос, конечно, что дальше — но автор вроде бы и не пытается представить результат как хеппи-энд.
Радости текст мне не доставил, но он не для того и писан.
muravied, 28 мая 2017 г.
Драматическая история про парня вернувшегося с какой-то марсианской войны. Я правда не понял кто с кем воевал, но пытали его вроде люди. Сама история увлекательна и хорошо читается. Немножко секаса и немножко мата, всего в меру. Честно говоря у меня в подъезде живут как минимум пятеро таких вернувшихся «оттуда». Кто с тюрьмы, кто с Чечни. И кукушка и у тех и у других тоже не в порядке. Но рассказ классный. Мне особенно момент запомнился, когда
aleksei_1995, 20 мая 2017 г.
Очень трогательный рассказ. Прочитав его, понимаешь, что неважно куда мы полетим, на Марс или Андромеду, мы везде берем с собой себя, свои привычки и традиции. Жена, которая все терпит, находя оправдания его поведения в нейро-имплантах , равнодушие русской колонии к проблемам женщины, где в принципе ,зачастую, каждый сам за себя, неизменные войны, делающие людей ненужным, использованным мусором ( в данном случае жестянкой :) ), в общем, все как обычно. Жизненная фантастика, которая показывает не жизнь каких то идеальных космонавтов, а людей, общество, а в данном случае проблемы женщины в условиях межпланетной войны и которая обвиняет во всем только себя, ведь муж то он муж, он идеальный, несчастный, а она не ласковая к нему. Вся беда в ней, не в нем. Однако на ней и хозяйство и отношения, а в будущем и дети ( я так понял :)) Наше будущее есть отражение нашей действительности, и данный рассказ очень хорошо отражает суровую правду общества нашего времени. Земля 2.0.
Отзывчивая и живая фантастика!
AntonAbramov, 25 мая 2017 г.
Из группы:
Пронзительно. Эффект присутствия очень сильный.
“Дура тупая!” – назвал я её, задавшую пропавшему было мужу, всё же вернувшемуся с войны, такие славные вопросы: “ Где ты был? Что видел??”
Послевоенный синдром – тема для нашей страны актуальная. То, что вижу иногда в фильмах, читаю в детективах – обычно горячо, иногда обжигает. Как сейчас. И без разницы – марсианский ли он, или чеченский, афганский. Практически всегда – это горе, ужас и смерть для окружающих. Как и для выжженного изнутри бойца.
А вот она – та дура тупая – решила своего вылечить, пусть не совсем, но хотя бы человечий облик вернуть. Кого-то может вылечить сто граммов спирта, а кого-то – двести двадцать вольт на клеммы. И стало легче мне.
Вот и всё. И про тему не буду.
Karapapas, 20 мая 2017 г.
Нет. Это не про посттравматический синдром. Это хоррор. Да, у мужика проблемы после войны, как у всех, кто с неё возвращается. Но настоящие проблемы с головой у его жены. Она не думает обращаться к специалистам. Не ищет помощи у таких же, как она жен. Не делает ничего. Она боится за себя и только за себя. Она даже на секунду не задумывалась, а возможно он прав в своей пареное? И из-за своего эгоизма решается на убийство. Ведь по сути она его убила. И не затем, чтобы прекратить его страдания, а что бы сбылась её мечта. И от этого страшно. Его не убила война, не убили на пытках, а убила родная жена. И все ради того, чтобы исполнились её представления о том, как жить правильно и нужно. Страшно.
zdraste, 21 мая 2017 г.
М-да... домашнее насилие, с молчаливого одобрения общества, становится визитной карточкой российской страны.
Такое впечатление, что автор писал рассказ с прототипа с реальной жизни.
Посттравматический синдром.
Дед, 24 мая 2017 г.
Про последствия войны для маленькой семьи.
Автору хорошо удалось показать боль как мужчины, вернувшегося из ужасных боёв, так и его жены, которая не может никак помочь ему и страдает от его нападок.
Я не хочу принимать финальный эпизод в качестве адекватного выхода из ситуации, но в то же время в такой вариант развития событий верится, судя по реальным историям
Исполнено хорошо, постановка вопроса сильное, а вот его решение сомнительное. Поэтому и чувства от рассказа смешанные
mshvez, 28 июля 2018 г.
Рассказ оставил двоякое впечатление. Вот «солдат домой вернулся», искалеченный физически и духовно войной. Дома его ждёт девушка (жена, вроде как — прямо об этом нигде не говорится, но подразумевается). Всё повествование ведётся от лица этой женщины, в форме дневника. А любимый уже совсем не тот, что уходил на войну — нервный стал, неулыбчивый, неразговорчивый, и к тому же ещё и агрессивный, как выяснилось. И вот она его такого терпит, потому что любит. И постепенно, как сама признаётся, забывает, каким он был. Но, как выяснилось — не так уж и забывает, раз предпринимает в конце рассказа решительный шаг. И вот тут первая неувязка — вроде привыкла к нему такому «злому», ан нет — не привыкла. Ну да ладно, так бывает. А о чем рассказ? О женской любви, вроде как, всё терпящей и прощающей. До поры до времени. Концовка мне показалась смазанной. Драматизм нагнетался, нагнетался, а закончилось всё почти «чинно-благородно». Как-то, извините, по-женски: утренняя каша, дом, семья, перспектива детей и прочие социальные льготы. Разве что солдат стал слабоумным от её решительных действий. Да, происходит это всё на Марсе, в колонии, ставшей самостоятельной и независимой от Земли. Двоякое впечатление — мне показалось, рассказ не имеет центральной темы, точнее тем затронуло много и вскользь — трудности колониальной жизни, война со злобными землянами (интересно, с чего бы вдруг земляне стали такими повально извергами — этого не поясняется), научная работа, биоимплантанты, ну и, наконец, отношения мужчины и женщины, искалеченные войной. В целом рассказ выглядит как зарисовка, набросок, как будто глава из романа. Если это авторский дебют — оценку 7 поставить можно.
видфара, 26 мая 2017 г.
Ужастик о людях/марсианах, сломленных войной. И неодолимой силе невоплощённого материнского инстинкта. Тягостное повествование, очень атмосферное. И безнадёжность с каждым абзацем обволакивает читателя всё сильнее и сильнее…
mputnik, 13 октября 2022 г.
Лютый кошмарный депресняк. С букетом стандартных шаблонов, напрямую непроизносимых, но легко читаемых между строк.
Война — это зло. Абсолютное зло. Войны затевает кто-то там, далеко. Без лица и конкретики биографии. Абстрактные серые кардиналы. Им глубоко по барабану наши помыслы и желания, даже сам факт нашего существования — тоже по барабану. Ибо мы — мясо. Пушечное мясо. Заготовки для фарша войны.
Типичная психология типичного раба. Потомственного раба. Раба, забывшего сам процесс выражения собственной воли.
Стандарт. Тухлятина. Вполне себе традиционное бла-бла-бла. И — если бы не образ женщины-жены, то оценка была бы — чистый кол. Но — нет. Оный образ — есть, он — живой, а потому — непонятный. Соответственно, если и не чистый и светлый (увы, не дотягивает до этой планки), то — вне всяких сомнений — вызывающий интерес.
Сочувствие? Нет. Жалость? Нет. Сопереживание (в смысле — сомыслие)? Безусловно — да. А, вот, Понимание — увы, тоже — нет.
Короче, такой, весь из себя, экспериментальный психологический этюд. Нуарно-депреснячный. С привкусом парадоксального симбиоза непротивления злу насилием и бездумного поклонения лозунгу, вышитому золотом по голубому шёлку — «После нас — хоть потоп»
пан Туман, 26 мая 2017 г.
До скрежета зубового серьезный рассказ о доведении до абсурда гендерных ролей, даже не ролей — стереотипов. Мужчина – воин, защитник. Check! Он «дозащищался» до ПТСР, поэтому отбит на голову и опасен, для близких в первую очередь. Женщина – хранительница домашнего очага, мать. Check! Очагу, семейному счастью и продолжению рода мешает ПТСР в башке её мужчины, поэтому она делает ему любительскую лоботомию (достойно эталонного примера «А 220 не хочешь?») и обрекает на полурастительное существование. Также в комплекте уроды-соседи, которым плевать на чужую беду, и марсианское государство, которому нужно только пушечное мясо, а что с тем мясом будет, если оно выживет – государству до одного места. «Жиза!» — как говорят некоторые. Жаль только, что ничего такого автор, по всей видимости, в виду не имел, иначе закончил бы как-то более ярко, ну например, двойной смертью от некачественной проводки.
Автор же долго и нудно колотит в одну точку, так долго и нудно, что кошмар из ситуации вымывается начисто. А поскольку кроме кошмара тут ничего нет, получается стандартный рассказ о стандартном посттравматическом стрессовом расстройстве. Кстати, откуда оно такое стандартное? Они же там колонисты, у них дистанция со смертью короче, следовательно, психика хоть малость, да потверже должна быть?
Roland23, 26 мая 2017 г.
Смотрим вместе с автором: “Рождённый 4-го июля”
Вспоминаем вместе с Роландом: “Черное Зеркало”, эпизод “Я скоро вернусь”
Завлекалка (без спойлеров): Эта война изменила нас всех… Война, с которой не возвращаются никогда… Молодой солдат приходит домой, но жена замечает, что он пришёл не один… Теперь ей необходимо бороться за свою жизнь самыми жёсткими методами...
Объяснялка (со спойлерами): Солдат пришёл домой, и всё видит по углам гуков… то есть, конечно, землян. Он суров и зол, и угрожает жене. Жена бьёт его током и делает из него дурачка, после чего счастливо продолжает жить с ним дальше...
Общие выводы: Фантастика в таком виде мешает рассказу. Если уж автор хотел что-то серьёзное сказать — то говорил бы уж смелее тогда. А здесь нарочно нагнетается отстранённость, будто автор постоянно говорит “вы ничего не подумайте, так, конечно, не бывает, но…” И эти постоянные упоминания нф в тексте не несут практически никакого смысла, а лишь надоедают ближе к концу. Как по мне, рассказ только выиграет, если перенести его на Землю и сделать ближе к нашей жизни.
Hermit, 26 мая 2017 г.
Помимо указанных проблем с нехваткой фантастики, на мой взгляд, автору не очень удалась экспозиция. По крайней мере у меня сложилось впечатление что основная проблема не в том что у героя искалеченная психика, а в том что он, простите за мой марсинский, по жизни муд@k. Соответственно не вызванивает сочувствия ни он, ни его жена, раз такая дура что его упорно любит. И еще вопрос, у кого патология больше.
Ga_Li, 21 мая 2017 г.
Война эта страшно, война колечит тела и души. Сколько не пиши об этом, всегда будет актуально. Безнадега полная в рассказе, совершенно не фантастическая, реальная.
Странный выбор героини. То, во что она превратила мужа уж точно не похоже на Вадима, «которого знала только она». Рассказ оставил послевкусие марсианского биокорма.