FantLab ru

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.63
Голосов:
366
Моя оценка:
-

подробнее

Стрела, монета, искра

Другие названия: Без помощи вашей

Роман, год; роман-эпопея «Полари»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Полари — мир фантастического Средневековья. Суровые и жестокие нравы здесь соседствуют с диковинными ростками будущего, мечи и арбалеты — с первыми электростанциями и железными дорогами. Император Адриан ведет государство нелегким путем реформ и прогресса. Могущественные феодалы плетут изощренные интриги, поднимают мятежи в борьбе за власть. Церковь также пользуется огромным влиянием, ведь в мире Полари никто не сомневается в существовании богов. Боги не стоят в стороне: они шлют людям дары — непостижимые Священные Предметы. Писание гласит: в Предметах таится великая сила, способная исцелять болезни, управлять стихиями, разрушать преграды. Секрет этой силы утерян много веков назад…

Примечание:

«Стрелу, монету, искру» я писал изначально для себя, почти не думая о публикации. Я просто создавал интересный, красивый мир с живыми персонажами, ставя перед собой единственную цель: сделать так, чтобы мне нравилось. Отсюда и достоинства, и недостатки книги. Она несколько объемней и медлительней, чем могла быть, некоторые описания излишне обширны, порою я увлекался детализацией — просто ради удовольствия тщательно прорисовать интересную мне сцену. Зато мир Полари и его герои получились как раз настолько живыми и объемными, как я того хотел.


Входит в:

— роман-эпопею «Полари»


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2020 // Дебютная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Стрела, монета, искра
2019 г.

Электронные издания:

Без помощи вашей
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, вот я и дочитал роман «Стрела, монета, искра» Романа Суржикова и мне, определённо, понравилась эта книга. Купить и прочитать первый том цикла «Полари» сразу же после выхода его на бумаге, меня сподвигли высокий рейтинг и преимущественно положительные отзывы на «Фантлабе» и «Самиздате». Честно признаюсь, приступал к чтению с изрядной долей скепсиса и первые главы, в целом, подтверждали мои опасения. Не в том смысле, что стиль Суржикова мне сразу не понравился, скорее наоборот, так как читать было легко и увлекательно с самого начала, но, по первым главам я не мог понять и выкупить, чем же этот цикл выгодно отличается от своих зарубежных аналогов. Складывалось впечатление, что это очередной крепкий такой середнячок, который легко можно пропустить и особо ничего не потерять, и что подобное я уже читал и не раз.

Но, чем дальше я читал, тем больше мне начинал нравиться этот роман. Сразу чувствуется, что это начало долгой истории, эпичнейшего масштаба. Повествование неспешное, авторский слог неплохой. Информация о мироустройстве и всех его аспектах подаётся порционно и перегруза в этом плане не ощущается, как бывает порой в начале объёмных фэнтези-эпопей. Автор постепенно, небольшими штрихами, раскрывает и прорабатывает характеры и психологические портреты главных персонажей произведения, придавая им такой глубины, которой позавидуют многие действующие лица забугорных фэнтези-циклов. В результате чего, персонажам цикла «Полари» веришь и сопереживаешь без всяких натяжек. Редкий случай, когда за тремя сюжетными арками объёмного романа наблюдать одинаково увлекательно и интересно. Так вот, «Стрела, монета, искра», лично для меня, как раз тот самый случай. Хотя, нет, всё же линия «Стрелы» (экспедиция Эрвина в Запределье) вызвала, пожалуй, чуть больший интерес, но и две другие тоже хороши. Я не исключаю, что кому-то могут больше понравиться дорожные приключения купца Хармона («Монеты»), или распутывание Минервой клубка из интриг и заговоров в столице Империи («Искра»). Интриги, кстати, которых в романе предостаточно, тоже подаются порционно и, если в начале книги кажется, что все они «шиты белой нитью», то дальше, когда узнаёшь новые подробности и детали, то становится всё гораздо сложнее, запутаннее и интересней. Как я уже упомянул, да и как понятно из названия, в романе имеются три параллельных сюжетных арки (линии), которые в первой книге вообще не пересекаются. Теперь, чуть подробнее о каждой из них.

«Стрела» — линия молодого аристократа Эрвина, который заигрался в придворные игры в столице, за что отец — обладающий суровым нравом герцог северной провинции — отправил его в практически не имеющую шансов на успех экспедицию (эксплораду) в неисследованные территории, с целью найти место для постройки плотины (по типу ГЭС). Пожалуй, эта сюжетная арка самая динамичная и наиболее приключенческая из трёх. А в финале романа линия Эрвина, так вообще заиграла натуральным забористым дарком, что очень порадовало меня, как любителя данного поджанра фэнтези.

«Монета» — линия странствующего по стране и проворачивающего различные сделки купца Хармона. Один влиятельный человек предлагает Хармону обоюдовыгодную сделку — продать очень дорогую вещь. Будучи человек алчным и расчётливым, купец не может отказаться от такого предложения и принимает его. Но, как это обычно бывает – что-то пошло не так. В итоге купцу Хармону здорово достаётся в финале, а своими действиями и поступками в концовке романа он заставил кардинально изменить моё отношение к нему, причём не в лучшую сторону. В этой сюжетной арке прослеживается начало ещё одной линии — странствующего воина Джоакина, которого Хармон нанимает для охраны своего каравана. Пока что Джоакин находится на вторых ролях, но в последующих книгах цикла, как я понимаю, он будет выступать в качестве полноценного POV-а. Так же в сюжетной линии «Монеты» неплохо раскрывается сеттинг (география) мира Полари, так как, путешествуя по стране, купец посещает новые и новые локации (города и поселения).

«Искра» — линия молодой девушки Миры из благородной семьи, дальней родственницы Императора, следовательно, при определённом раскладе — претендентки на престол. История Миры начинается с того, что на неё совершается покушение, при котором погибает её отец. Дальше будет путешествие в столицу (частично на поезде, точнее на «электричке») вместе с графиней Сибил из соседнего графства, которая берёт осиротевшую Миру под свою опеку. Эта сюжетная арка отвечает за детективную составляющую романа, и в ней будет много дворцовых интриг и расследований. По ходу романа Мира постепенно становится важным игроком в этой сложной и запутанной игре, ставки в которой очень высоки, заводит много новых друзей и не меньше врагов, а в конце романа, распутав небольшую локальную интрижку, попадает в серьёзную передрягу, да и вообще чудом остаётся в живых.

В качестве минуса, который, в принципе, мне не сильно мешал, отмечу некоторую нелогичность мироустройства Полари. Имею в виду соседство феодального строя и рыцарства с одной стороны и развития науки (открытие «электричества», или, как его там называют — «искры») — с другой. Ну а хотя, почему бы и нет? По-моему, такой антураж и декорации смотрятся достаточно свежо и оригинально. Так что, пусть будут. Ещё есть у меня, конечно, вопросы по топонимам на карте Империи Полари, где территории и населённые пункты, в названиях которых чётко прослеживаются английские корни («Дарквотер», «Нортвуд», остров в форме улыбки — «Смайл») соседствуют с «Южным путём», «Запредельем» и «Первой зимой», например. То есть, как будто, англоязычную карту фэнтезийного мира достаточно вольно и непоследовательно перевели на русский.) Но это мелочи, конечно. Также есть у меня подозрение, что Суржиков, не силён в описание боёвки. Во всяком случае, небольшие стычки в романе «Стрела, монета, искра» прописаны скудненько, ну их там и немного совсем, на самом-то деле, как и экшена в принципе, учитывая более чем солидный объём произведения. Хотя, Суржиков, по-моему, хорош и без этого, и главные плюсы его творчества заключаются в другом. Роман Суржиков хороший интриган и отличный психолог и филигранно пользуется этими качествами в своём дебютном романе в жанре фэнтези. Так что, рекомендую всем любителям жанра обратить пристальное внимание на недавно вышедший на бумаге роман «Стрела, монета, искра». Первый том цикла «Полари» заслуживает внимания, как минимум, за лихо закрученный сюжет с множеством интриг, и за интересных персонажей с прописанными характерами и проработанными психологическими портретами.

Итог: «Стрела, монета, икра» — на мой взгляд, отличный пример начала фэнтези-цикла, эпичнейшего масштаба. Небольшая локальная интрижка распутана, но по сравнению с теми вопросами, которые поднимаются в конце романа, она просто меркнет и смотрится ничтожно. Основные глобальные события и весь эпик ещё впереди. Первый же том хорошо и в меру подробно раскрывает мироустройство Полари; знакомит нас с основными ключевыми персонажами, каждый из которых хорошо прописан и по-своему интересен; ну и рассказывает три параллельные истории, которые хоть и не балуют экшеном, но общая динамика, продвижение и развитие сюжета в них прослеживается достаточно чётко (событий различной степени важности в первом томе произошло предостаточно). Кстати, по персонажам. Как я понимаю, судя по названиям глав второго и третьего томов цикла «Полари», дальше в качестве POV-ов выступят, в том числе, и те персонажи, которые в первом были на второстепенных ролях, и это тоже подогревает интерес, так как удачных второстепенных персонажей в первом томе хватает. Заканчивается первый том так, что хочется сразу же скачать продолжение, пусть и в электронном виде, и продолжить чтение этого отличного цикла. Но я всё же, подожду. Надеюсь, что роман «Стрела, монета, искра» в бумажном виде разойдётся достаточно хорошо, и в скором времени выйдет на бумаге и второй, и последующие тома цикла «Полари». Тогда-то я их куплю и прочитаю. Если же не будет печатного издания, ну что же, тогда в любом случае буду читать, но в электронке. Что касается моей оценки первому тому «Полари». Максимальный балл придержу (возможно для следующих частей цикла), так как, на мой взгляд Суржиков чуть не дотянул до этого и небольшие вопросы и претензии у меня всё же имеются, но крепкую «девятку» поставлю без всяких колебаний.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однажды в мир под названием Полари пришли шестнадцать женщин и девяносто шесть мужчин. Пользуясь превосходством (техническим? магическим? – непонятно) над аборигенами они основали Империю и стали основателями ведущих аристократических родов. В основу власти они положили своё «божественное» происхождение, доказательством которого являются Священные Предметы. В руках Праотцов и Праматерей (так стали звали этих людей) эти предметы были способны творить чудеса, однако их потомки утратили знание, как их использовать и теперь загадочные артефакты являются лишь объектами религиозного культа. Очень ценными объектами.

Прошло восемнадцать веков. Империя властвует над всем известным миром и стоит на пороге великих перемен. Прогресс идёт медленно (гораздо медленнее, чем в нашем мире), но неотвратимо. Уже проложены сотни километров железных дорог. Вовсю строятся электростанции и запускаются всё новые и новые станки. Власть аристократии постепенно приходит в упадок, однако это пока ещё мало кто замечает. И вот молодой император принимает решение резко форсировать развитее промышленности. Для этого ему требуется деньги. Очень много денег. Денег в таких объёмах, которые можно получить только если заставить дворянство платить налоги. Император силён, но переломить мнение большинства Великих Домов будет непросто…

Вот на фоне таких событий мы и знакомимся с тремя главными героями. Стрела – это двадцатичетырёхлетний наследник одного из Великих Домов, отправленный в далёкую экспедицию. Монета – сорокашестилетний странствующий торговец, которому поступило предложение, от которого невозможно отказаться. Искра – семнадцатилетняя девушка, дальняя родственница Императора, оказавшаяся в центре политических интриг. Волею судьбы им предстоит пережить массу событий, которые полностью изменят их судьбы.

Сам роман огромен. Истории главных героев, которые пока никак не пересекаются между собой, занимают больше тысячи страниц. И при этом «Стрела, монета, искра» – всего лишь первая часть огромной эпопеи. При этом автор не обделён талантом рассказчика и очень хорошо (а местами даже – виртуозно) держит интригу. Нельзя не упомянуть в отзыве и достойный язык, которым написан данный роман.

Если говорить об ассоциациях, то у меня они почему-то связанны с «Отблесками Этерны» Веры Камши. Не сюжетом и не героями, а неторопливостью повествования и атмосферой, которой пронизан роман.

Если же говорить о недостатках, то пожалуй самый серьёзный состоит в том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Главная Героиня никак не могла пережить последнюю главу книги. Своим существованием она представляла слишком большую опасность для своих оппонентов. Будь дело в реальной жизни, её бы непременно убили бы. А так автор приберёг её для дальнейшего сюжета.

Тем не менее, меньше десятки по фантлабовской шкале я не могу поставить. Слишком интересна задумка, слишком масштабна история и слишком хороша первая часть, чтобы не оценить её по максимуму.

Итог: неторопливо, масштабно, психологически достоверно. Пожалуй «Стрела, монета, искра» – самое сильное фентези-произведение, которое я прочитал за последние пару лет.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга вызвала у меня шквал положительных эмоций и бурю восторга. Для меня это открытие года и самое лучшее в жанре фэнтези, а тем более русскоязычного, что я читала за последние много месяцев. Как же рада, что информация об этой книге попалась мне на глаза и зацепила. Можно сказать, что я читала её запоем, а такого уже давно не случалось, я ждала каждой свободной минуты, старалась быстрее закончить дела, даже на работе выхватывала минутки для чтения. Для меня это безоговорочное признание лучшего произведения, которое однозначно войдёт в разряд любимых и будет перечитываться.

Замечательно выдуманный мир – рыцарство и искровая механика здесь уживаются рядом. Есть древние говорящие магические дары, которые имеют вес и признание в мире и среди великих домов и просто богатейших людей империи и являются признаком не просто богатства и состоятельности, но и могущества высшего дворянства. А дворянство здесь могущественно, дико богато и влиятельно, но в своей могущественности оно не вечно, рано или поздно начинается упадок, а оно этого пока не замечает. Есть молодой император, который решает изменить ход событий в империи и делает это тонко и умно, а вокруг него, с помощью него, благодаря и вопреки ему возникают интриги, убийства, да просто происходят события, которые меняют судьбы и ход привычных событий и заводят персонажей туда, куда они вовсе и не стремились попасть – и вот уже думаешь, а кто же всё это подстроил, кто рулит, кто главный то во всех событиях. Есть великолепные персонажи – продуманные, выдержанные, интереснейшие. Каждый из них замечателен, все мне были интересны, ни один не вызвал раздражения или сомнения, будь то положительный или отрицательный герой – да и в их оценке то тоже нельзя быть уверенным окончательно. Персонажи растут, меняются и удивляют на протяжении всей книги – а события захватывают всего то несколько месяцев из их жизни, но сколько всего интеренсного происходит вокруг и с ними.

Три сюжетные линии развиваются перед читателем и кажется, что они никак не связаны между собой – соверешенно разные герои, в разных местах империи проживают, испытывают себя, знакомят нас с мироустройством, традициями, параллельными персонажами, древней историей, открывают в себе новые качества, влияют на события и людей в них живущих. Где–то там на горизонте мелькает их призрачная связь и понятно, что она обязательно выльется во что–то грандиозное.

Автор ничего не подаёт сверхзаумно и сложно – чтение идёт очень легко, Автор великолепно пользуется литературным языком. В его исполнении книга даёт потрясающий и увлекательный эффект. Он постоянно держит интригу, переворачивает очевидное, заставляет волноваться и преживать, строить планы, догадки и тут же их разрушает и вновь подкидывает что–нибудь интересное. И я уже не знаю чего ждать от событий. Сфомировались ли герои или они опять поменяются, всёж таки что же с этими древними дарами, откуда пришли эти первые древние в этой империи… много вопросов и все они требуют развития, тем более в конце Автор так закрутил и так напряг события, что финал первой книги получился очень эпическим и предполагает грандиозные и масштабные грядущие события в мире Полари.

Роман очень большой, но это совершенно не замечается и объём не напрягает, потому что нисколько не скучно читать. Отличная работа, великолепная книга – спасибо Автору за задумку, за мир, за персонажей, за интригу, за события, за время, проведённое в мире Полари.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее, что читатель может сделать для понравившейся книги – это рассказать о ней, а потому я хочу найти для работы Суржикова правильные и верные слова, потому как отличные книги заслуживают правильных и верных слов. “Без помощи вашей” – отменное фэнтези, достойное того, чтобы его читали и обсуждали. Если угодно, это одна из тех жемчужин, ради которых стоит нырнуть в пучины самиздата.

Сразу оговорюсь, что роман нельзя назвать знаковым произведением, он не двигает жанр вперед, и, закрыв последнюю страницу, вы не броситесь строчить фанфики или малевать арты. Все банальнее: “Без помощи вашей” – первоклассная вещь, написанная на уровне топовых западных авторов. Не больше, не меньше. Лично для меня данный роман стал открытием года, и этим открытием я хочу поделиться с вами.

Многим читателям “Без помощи вашей” более известен как “Стрела, монета, искра”. Когда речь заходит о названиях для фэнтези, то я тот ещё ортодокс, и прежний вариант мне импонирует куда больше. Однако в новое название заложена важная смысловая нагрузка: каждый из трех героев романа оказывается в ситуации, когда помощи ждать неоткуда, и приходится выкарабкиваться самим. Классическая формула работает: под гнетом обстоятельств протагонисты меняются, причем меняются кардинально:

Так юная дворянка Мира, прежде зажатая и нелюдимая, открывает в себе недюжинные таланты к интригам и манипуляциям. Расчетливый купец Хармон Паула идет на поводу у эмоций, что в итоге приведёт к фатальным последствиям. Белая кость и светлая голова Эрвин попадает в ситуацию, когда его титул, ум и блестящее образование становятся бесполезны. Ещё один связующий момент: герои не выступают с позиции силы. Они не воины и не маги – их козырь интеллект, и большинство конфликтов решаются с его помощью.

Сюжет Миры стартует с арбалетного болта, что пробивает голову её отцу. Скачка через лес, и вот Миру берет под опеку добродетельная герцогиня Сибил. Вместе они отправляются в столицу империи, блистательную Фаунтерру, искать справедливости у владыки Адриана. Но со справедливостью тут туго: столица похожа на бассейн с пираньями-аристократами, для которых Мира не более, чем закуска. Сразу несколько дворянских фракций грызутся за влияние на императора, реформы коего подрывают их власть, и точкой кипения обещают стать летние игры, на которых Адриан объявит имя невесты. Героиня распутывает политический клубок, пытаясь отыскать нить заговора, из-за которого погиб её отец. Где друзья? Кто враг? Автор водит читателя за нос, и по ходу романа подозреваемые сменятся ни один раз. Да и сама Мира не так проста, как кажется: героиня убеждает себя, что ею движет месть, но на деле она кайфует от происходящего: расследования, интриги, загадки. И как мне кажется, ей суждено стать одной из самых опасных пираний в империи.

Если Мира попадает в эпицентр событий, то Эрвин от него удаляется. Суровый батя, герцог Ориджин, не оценил махинаций наследника, и отправил сына в турпоход на север, в terra incognita, известную как Запределье. Проветрится, так сказать. Если линия Миры – детектив, то у Эрвина сюжет приключенческий. Возглавляемая героем экспедиция или как её именуют местные, эксплорада, должна пересечь дикие земли и найти реку пригодную для строительства плотины. Долгие месяцы в пути, натертый конем зад, суровая природа, презрение бывалых вояк – к такому Эрвина жизнь не готовила. Его место в столице, в мире блеска, среди недомолвок и полунамеков, а не в палатке на краю ойкумены. Ближе к финалу, сюжет Эрвина и вовсе заиграет натуральным дарком, и чтобы выжить, герою придется аки змее сбросить старую кожу.

Наконец, третий протагонист – Хармон Паула, представитель купеческого сословия. Если линии Эрвина и Миры показывают жизнь нобилей, то через Хармона читателя знакомят с рядовыми жителями империи. В сюжетном плане нас ждет дорожное приключение: фургоны торговца будут колесить по городам и весям, а герой и его подручные встревать в различные передряги. Да и сам Хармон герой противоречивый. Сложно не восхититься ловкостью, с которой купец проворачивает дела, поступает “по смыслу”, но то как он использует своих людей в конечном счете вызывает отторжение. Временами так и хочется крикнуть: “Что ж ты, сволочь, творишь-то?!” Впрочем, неоднозначность персонажей – лично для меня плюс.

Пускай герои друг с другом не пересекаются, но они накрепко связаны самим миром романа. Персонажи, география, события – все элементы сеттинга стянуты в плотный узел. Вот Хармон проезжает мимо города, в котором свирепствует эпидемия, а следом, в главе Миры, горожане просят императора снять карантин. Вот Эрвин у костра вспоминает свои интриги, а вот Мира расхлебывает их последствия. Мир романа похож на часовой механизм, в котором важна каждая деталь. Цельность – одно из главных достоинств “Без помощи вашей”.

Сам сеттинг – на первый взгляд, привычное высокое средневековье с герцогами, графьями, рыцарями и прочим феодализмом. Обширную империю Полари составляют разномастные области, каждая со своими культурными особенностями и знатью. Важную роль играет религия, в основе которой лежит почитание святых. Именно они, праотцы и праматери, посылают в дар смертным предметы. Предметы – это артефакты, часть из которых обладает чудесными свойствами. Они чтятся как святыни, за них воюют, им поклоняются, и чем больше у аристократа предметов – тем он считается круче. Ну и как уж заведено, знать жаждет охолостить власть монарха, а император не прочь прижать вассалов к ногтю. Орудием владыки должен стать прогресс, — в первую очередь, железные дороги.

Именно так, железные дороги. Проскочив мимо пороха и пара, местные сразу взялись за электричество, которое тут называют искрой. В результате реки перегораживают плотины, замки освещаются прожекторами, а мимо таверн несутся поезда. Однако искровые технологии — штука затратная, и для большинства обывателей остается диковинкой. В целом, подобная технологическая эклектика выглядит занятно, и я надеюсь, что в будущем автор уделит ей больше внимания.

В завершение разговора о Полари, стоит отметить подачу сеттинга. Аккуратно, ненавязчиво, органично. В последствии лекции по естествознанию все же мелькают, но к тому времени ты уже достаточно втянулся, и ликбезы не напрягают. Отмечу также удачный подбор имен – несмотря на обилие персонажей, я почти не путался.

От мира перейдем к языку, и тут я не удержусь от сравнений с “Архивом Буресвета” Сандерсона. Сюжет обоих романов ползет как улитка, экшном авторы не балуют, а объемы книг более чем внушительны. При таких раскладах есть лишь один способ не дать читателю заскучать – быть отличным рассказчиком. Повествование в “Без помощи вашей” плотное, насыщенное, уверенное. Что бы не описывал автор: придворный бал, бескрайнюю топь или заурядный лес — получается выразительно и сочно.

Ну как я вылил достаточно елея? Теперь по минусам…

А минусов и нету. Ну то есть объективных минусов. Да, для кого-то в романе будет мало схваток, другим нужна любовная линия, третьим – магия. Четвертые скажут: “Многа букаф, неасилил”. Мне, например, не понравилось исполнение первой и последней главы Миры. Да и название, имхо, ни к черту. Но это голый субъективизм. Если подходить к “Без помощи вашей” объективно, то роман хорош по всем фронтам. Язык, персонажи, мир, сюжет – придраться не к чему.

Итого, “Без помощи вашей” – лучшее, что читал в жанре фэнтези за последние годы, и я готов покаяться в том, что недооценивал нашего автора. Да, в ответственном фэнтези есть сильные романы – у тех же Олди или Дяченко, не забудем блестящего “Многорукого бога Далайна” Логинова, но все названные работы весьма самобытны. А вот Суржиков играет на поле западных авторов, и ни в чем им не уступает. Зуб даю, если бы “Без помощи вашей” сваяли за бугром, а после издали у нас, то комьюнити писалось кипятком, а здесь, на Fantlab’e, ломали копья, обсуждая перевод и обложки, но…

Но наши издательства роман не заинтересовал, и этот факт – всё, что надо знать об их отношении к русскоязычному фэнтези. Черт бы с ними. Я же рекомендую “Без помощи вашей” всем любителям качественного фэнтези и надеюсь, что данный роман зацепит вас не меньше, чем зацепил меня.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ей Богу, не совсем понимаю, откуда такие восторженные отзывы на данную книгу. Причем не только здесь, но и от парочки моих знакомых. Точнее, наверное понимаю, но лучше бы не понимал.

Видимо, отечественные издатели таки в конец доконали родных читателей валом однообразной макулатуры, и те вполне искренне радуются любому произведению, которые хоть как-то выбивается из всех этих «попаданец-метростроевец в магической академии». Да, на рынке конечно полно и переводной фантастики самого разного качества, но порой ведь хочется и чего-то родного. И тут уж действительно придется хватятся за любой мало-мальски удобоваримый текст словно утопающий за соломинку.

Да, в сравнении с тем, что нынче на полках книжных, произведение выглядит весьма достойно, но скажу сразу — мне оно не зашло совершенно. Почему? Попытаюсь объяснить, сравнив эту книгу с трудом какого-нибудь «проклятого буржуина». И для чистоты эксперимента давайте возьмем кого-то, кто мне не особо нравится. Например, Брендона «Пишу силикатные блоки вместо книг» Сандерсона, а конкретно его серию «Супер-сентай в средневековье», в смысле «Архив Буресвета».

Вроде бы что «Архив», что «Полари» примерно об одном и том же. Фентезийный мир с потугами на оригинальность, три независимые сюжетные линии, целые ведра «воды»… Но. Буржуин сразу же использует простой, однако действенный прием. Прежде чем выдать сотни страниц, на которых в плане сюжета происходит примерно «ничего», он выдает весьма бойкий пролог с битвой и покушением на короля. Да, впоследствии это вызывает только раздражение, но сперва ты все же листаешь книгу страница за страницей в тщетных надеждах, что автор вот-вот объяснит, что же произошло или что дальше будет столь же бойкие события. Тут же дело сразу начинается с не самой интересной и затянутой экспозиции, которая никак не увлекает и не подвигает читать дальше.

Второй проблемой для меня стала манера написания автора. Диалоги, тонны диалогов по поводу и без. Куча пустопорожней болтовни, гнетущее ощущение от которой усугубляется тем, что сюжет постоянно скачет между тремя никак не пресекающимися персонажами. Герой несколько страниц треплется с сестрой, потом с батюшкой, затем фокус переключается на героиню и начинается очередная порция трепа уже о ее покойном родителе… Начинает складываться ощущение, будто ты очутился в не самой качественной компьютерной РПГ и пальцы сами начинают судорожно искать кнопку «промотать диалог». К сожалению, это все-таки книга, и такой кнопки здесь нет.

В результате я осилил несколько первых глав и понял, что далее продираюсь сквозь книгу буквально через силу. Слишком уж рыхло подан текст, слишком неинтересно расставлены акценты в сюжете. Может неопытность автора сказалось, может еще что, не мне судить. Да и объем несколько отпугнул от дальнейшего ознакомления, «водицы» я уже у других авторов напился сполна, и на подобные тексты уже даже сформировалось что-то вроде аллергии. А учитывая, что это только первая книга цикла...

Да, может здесь и мир интересный есть, и герои прописанные, но только я об этом уже, скорее всего, никогда не узнаю… Потому что порой просто написать интересную книгу мало. Нужно еще и уметь закидывать «крючки», способные подцепить читателя. И для себя я тут подобных крючков увы не нашел.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Малоизвестный автор с самиздата приятно удивил. Великолепное псевдоисторическое фэнтези. Возможно, и есть какие-то недочеты, но заострять на них внимание нисколько не хочется, потому что автору удалось главное – увлечь и заинтересовать.

В этом длинном романе по сути рассказывается три разные истории, с разными главными героями, происходящие хоть и одновременно, но в разных частях большой империи. Эти герои до конца романа так и не пересеклись, хотя под конец стало ясно, что их сюжетные линии – части одной громадной интриги, как притоки большой реки. Посмотрим на эту реку в следующих романах цикла.

Мир – огромный материк Полари, объединенный в империю. В стране царит феодальный строй – лорды, рыцари, доспехи, арбалеты. Но при этом уже отрыли электричество (искру), стоят железные дороги, электростанции и делают искровое оружие, которое, впрочем, доступно только императорским войскам. 17 веков назад в мир сошли Праотцы и Праматери, основавшие цивилизацию и отныне почитаемые церковью. Все аристократические роды ведут начало от Праматерей. Есть еще и загадочные Предметы, которые время от времени выбрасываются из недр земли. Их назначение неизвестно, способы обращения с ними утрачены. Аристократы и церковь хранят Предметы как реликвии. На этом фоне разворачиваются истории главных героев.

Персонаж Монета – странствующий купец Хармон. Он типичный торговец по характеру − умен, расчетлив, прекрасно разбирается в людях и умеет вести дела. Некий лорд поручил ему продать священный Предмет, отсюда и начали приключения Хармона и его слуг.

Стрела – история молодого Эрвина, наследника великого лорда Ориджина. Ориджины издавна славились как лучшие воины в империи, их войско было опорой императора. Однако Эрвину боевые искусства даются гораздо хуже, чем политика. Он замыслил при дворе ловко закрученную интригу, но отец, вместо того, чтобы дать сыну одобрение, отправляет его по приказу императора исследовать дикие земли за пределами империи. Леса и болота таят множество опасностей, в которых легко может сгинуть прозванный неженкой лорд.

Искра – история юной Миры. Она живет в далекой северной провинции, хотя и приходится императору дальней родственницей. Ее отец погиб от рук налетчиков, и соседка, графиня Норвуд, взяла девушку под свою опеку. Выяснилось, что за последнее время Мира существенно подвинулась в очереди престолонаследия, потому что наследники начинают умирать при загадочных обстоятельствах. Графиня вместе с Мирой отправляется в столицу, чтобы предупредить императора о заговоре. Так Мира (Минерва) попадает в самую гущу придворных интриг и начинает вести собственное расследование.

Главы персонажей чередуются. Главы немаленькие, это не клиповая подача, где повествование перескакивает с одного героя на другого, как в калейдоскопе. В каждой главе происходит какое-то значимое событие, а конец главы всегда такой, что читатель с нетерпением будет ждать возвращения к героям.

Очень интересный задел для большого цикла.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивился, что много хвалебных отзывов, начал читать.... ужасно.

Ну думаю, многие отметили вялое начало, массу воды, которую трудно читать и надо пролистывать.

Хорошо, с трудом добрался до середины, замечательно, начались интриги! Детектив, приключения.

Но... чтобы не тратить много слов (а многим читателям просто лень читать длинный отзыв), напишу сразу, что отвращает от чтения до такой степени, что с великим трудом дочитал до середины второй книги и бросил — нечитаемо «Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус» — надоело быть мышью, всё думаю вот-вот будет интересно, а оно все также отвратительно.

А именно, отвратительные герои.

Книга хороша, когда можно кому-то сочувствовать и еще лучше, когда ставить себя на место героя.

На место кого можно себя ставить?

Ну девушки могут поставить себя на место Миры. Однако, читать три тома, как ей гадят и унижают — это садомазохизм.

По счастью, мы читатели, а не участники, и чтобы избавиться от этого дерьма, достаточно просто закрыть книгу.

Автор переборщил с гадостями, выпадающими на голову героини, а такое читать просто противно.

На место кого может поставить себя читатель-мужчина?

Императора? Возможно, но ... его линии нет.

Мы мало о нем узнаем, а именно, что он хорошо играет в шахматы...тьфу, стратемы, и что как все императоры, много о себе воображает.

Но делает стране прогресс, соединяет отдаленные районы железной дорогой. То есть в целом герой скорее положительный. Но нет его линии, он именно что мелькает на моменты.

На место кого еще ставить?

Жулика-торговца? Не хочется — дерьмовый тип.

На место его охранника Джоакина? Тот еще мерзавец.

На место психопата Эрвина? Спасибо, увольте, это вероятно наркоман после дозы может представить себя на месте этого сумасшедшего, одержимого властью.

Итак, где герои, которым сочувствовать?

Их нет.

Читаем про дерьмовых людей, которые постоянно делают большие и малые гадости другим дерьмовым людям и при этом страдают третьи, но тоже дерьмовые люди.

Зачем такое читать?

Незачем

Никому не советую, отвратительно.

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начиналось все с желания прочитать хоть что-то. Период такой — топовые или любимые авторы не заходят под настроение, остальные просто недостаточно хорошо пишут. Перебивался рассказами, но душа просила масштаба. И взялся-таки за Суржикова. Сперва решил, что попался толковый роман, простенький, но зато с приятными героями. Так уж получилось, что никто из трех ПОВов меня не бесил, более того, все они были мне симпатичны от начала романа и до самого конца.

Где-то на середине книги я с удивлением осознал второй приятный факт — ни одна из сюжетных линий не казалась провальной. Это редкость, обычно при таком ветвлении кусок книги хочется просто вырвать и выбросить. У Суржикова же все три линии очень ровные, но очень разные и, по сути, представляют собой три самостоятельных повести, связанных второстепенными персонажами.

На середине романа я понял, что читаю очень хорошо написанную сказку для взрослых. Это довольно светлое (по нынешним меркам) фэнтези, с приключениями, становлением героев, хитростями и намеками на любовь.

Так, радуясь хорошей книжке, я добил где-то 8/10 текста. И вот тогда-то оказалось, что я капитально ошибся. Никакая это не сказка. Это лютый мрачняк, который долго держит читателя в заблуждении только потому, что не злоупотребляет натурализмом и сохраняет интригу до последнего.

Из минусов могу отметить разве что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чудесное спасение Миры в финале

и открытый финал. Я понимаю, что есть продолжение, но предпочитаю, чтобы входящие в цикл романы были более завершенными.

А еще это пока просто история о приключениях трех героев. Здесь нет никакой занятной идеи, нет персонажей, которые могли бы стать культовыми, роман совершенно не нуждается в иллюстрациях, потому что иллюстрировать особо нечего. Хороший роман, но очень обычный. Впрочем, на фоне совершенно провальных модных западных авторов (типа Линча, Хейса или Хьюлика) Суржиков смотрится отлично.

P.S. Не могу не процитировать: «Надвратная башня срублена из бревен – добротная, широкая, приземистая, похожа на хряка, сидящего на заднице».

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я с трудом вспоминаю,почему я решил прочесть именно этот роман. Почитывая темки на Фантлабе я наткнулся на отзыв об этом произведении и почему-то среди десятков других книг решил прочитать именно его. Произведение малоизвестного русского автора,публикующегося на Самиздате. Не сказать,чтобы ожидания были очень весомыми, тем сильнее впечатление которое я получил при прочтении этой книги.

Повествование ведется по модной ныне схеме — есть три главных героя, у каждого из них свои главы и сюжетные линии. Первый-Хармон Паула Роджер, странствующий торговец, который пытается заработать денег на безбедную старость,колеся по городам и весям Империи. Хитрый, трусоватый и любящий наживу торговец однажды получает шанс на сделку всей своей жизни...

Второй герой — Эрвин Ориджин, наследник Великого Дома Ориджин, «белая ворона» своего воинственного рода, разочарование своего отца. Человек, лишенный физической силы, навыков воина и твердой воли, того,что ценится больше всего на суровом Севере. Но обладающий талантом политика, интригана и недюжинным умом. По поручению своего отца, он отправляется за границы Империи, в таинственное Запределье, с отрядом воинов своего отца, которые презирают его за слабость и презрительно именуют «Неженкой»...

Третья героиня- Минерва из Стагфорта, 17-летняя девушка, стоящая седьмой в очереди наследования императорского престола, на чью жизнь совершается покушение, во время которого погибает ее родной отец. Вместе с взявшей ее под подкровительство графиней Сибил, она отправляется в столицу предупредить Императора о грозящей ему опасности и начинает собственное расследование по поимке убийц своего отца...

Каждая сюжетная линия развивается независимо, главные герои на протяжении книги никак не пересекаются между собой, но все вместе рисует цельное полотно, описывает мир Полари с разных сторон и точек зрения. Особенно отмечу, что все три сюжетные линии по своему очень интересны, ни одна не провисает, в конце практически каждой главы автор умудряется оставить «замануху», из-за чего порой хочется перебежать через несколько глав к этому герою, но едва только начинаешь читать другую ветку, уже она полностью тебя увлекает. Огромный плюс автору за это. Сюжет идет неторопливо,но не вязнет в трясине, воды практически нет, как и долгих описаний. С героями постоянно что-то происходит, автор подбрасывает все новые и новые интриги.

Отдельная изюминка книги-это священные предметы — высшая ценность божественного происхождения в этом мире. Доступная лишь Императору и высшим дворянам. В первой книге их роль поначалу кажется несущественной, но ближе к финалу книги масштаб событий, связанных с ними, нарастает стремительным комом.

Книга написана хорошим языком, читается очень легко, впервые за долгое время мне попалась произведение такого объема, которое бы не становилась скучным на каком-то этапе. Финал романа получается мрачным и эпическим, готовящим нас к масштабным грядущим событиям.

Итог-одно из лучший фэнтезийных произведений, прочитанных мной. Остается пожелать автору удержать эту планку на протяжении всего цикла. Тогда он может стать в один ряд с лучшими сагами мира, не побоюсь этих громких слов.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман в своём ритме. Не гонится за космическими скоростями. Не старается удивить читателей с первой ложки.

Но втягивает в свой ритм. Читать интересно, пребывая в нём. Ну, кому надо сильно скорее, тот, наверное, мучается.

Но есть своя правильная скорость у полёта Стрелы, у возгорания Искры и у обращения Монеты.

Если её превысить, пропадёт достоверность.

Почему? Ибо мир глубоко оригинален. В нём фэнтезийная и техническая стороны соподчинены довольно сложно, даны в их увязке с социально-политическим устройством империи Полари. То есть автор не может сказать, искусственно подхлёстывая динамику: «Это смотри у Мартина, а теперь погнали дальше!».

Нет. Бесполезно смотреть у Мартина. Миры всё-таки сильно разные. И у кого лучше продуман — ещё вопрос.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я уже и не вспомню, как впервые узнал о романе «Стрела, монета, искра», кажется искал что-то в жанре технофэнтези и поставил себе отметку. Позднее, испытывая знакомое всем состояние, когда отложенные книги не заходят или не оправдывают ожиданий, а хочется глотка свежего воздуха, я начал пролистывать обсуждения на форуме в поиске чего-то малоизвестного. Неоднократно встретив рекомендации, я решил, что пора ознакомиться с данным романом и не ожидал нечего особенного, нацеливался на героическое фэнтези с оружием из мира стимпанка.

Очень удачной задумкой автора оказалось наличие сразу трех сюжетных линий, в которых повествование ведется в разном ключе. Как будто три разных книги читаешь по очереди. Если бы персонажей было больше, можно было запутаться в именах и устать, а меньше — не получилось бы воссоздать общую картину мира Полари и поддерживать интригу.

Монета. С нее началось повествование, простое и понятное, она же задала неспешный темп всей книге. Приключения Хармона и его охранника Джоакина долго были для меня на первом месте. Квест.

Стрела. Пожалуй самая продуманная линия, вступление, экскурсы, становление героя. Эрвин явно центральный персонаж цикла, мы прошли вместе с ним все стадии от ненависти окружения до уважения. Именно его действия, раскрывшиеся по ходу романа, начали цепочку событий, в которую оказались втянуты все герои.

Искра. Труднее всего мне было вникнуть в тайны наследования вместе с Мирой, поначалу ее история казалась инородной, но именно от ее лица мы узнаем о политической ситуации и о характере правителя. Детектив.

Едва прочитав четверть книги, я осознал, что меня увлекли все три сюжетные линии и мне уже не оторваться от чтения. Меня окружил новый проработанный мир со своими устоями, религией, ценностями, но в то же время такой знакомый феодализм, который не хочет принимать технологический прогресс.

Да, книга не идеальна, есть недочеты, поначалу много воды, немного смазана концовка в линии Миры, пара роялей в кустах, но куда ж без них? Внушительный объем книги не стал препятствием, а наоборот является плюсом, так как написано хорошим языком, способствует погружению. Я бы даже добавил по 2 главы к каждой из сюжетных линий, а то концовки показались слегка урезанными.

Роман оставил приятное послевкусие от прочтения, он выделяется на фоне как наших, так и ведущих зарубежных авторов.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной пример того, как не стоит доверять хвалебным отзывам, особенно если это дебютный отечественный роман.

Впрочем, обо все по порядку.

В некоторых отзывах роман сравнивают с творчеством Мартина, Аберкромби и прочих знакомых

и многими любимых авторов, вот только общего с ними у романа Суржикова абсолютно НИЧЕГО нет.

Это достаточно легковесное, авантюрно-приключенческое чтиво в духе Пехова, Камши, упрощенного Скотта Линча с налетом Дюма и

Анжелики — маркизы воров.

Мир является стандартным средневековьем, где по неведомой причине существуют изредка упоминаемые железные дороги.

Как подобное уживается друг с другом, не объясняется ровным счетом никак. К жанру фэнтези роман практически отношения не имеет,

в качестве магического предмета здесь выступают Предметы (именно с большой буквы), приносимые людям богами в количестве сотен штук,

сиречь стандартные артефакты из любой фэнтезийной РПГ. Собственно, на этом жанр фэнтези в этом романе заканчивается.

С другой стороны, мы имеем достаточно ладно скроенное, хорошо написанное авантюрное чтиво с ожидаемыми скандалами, интригами и расследованиями.

Глубины и психологизма в них не больше, чем в романах Дюма, к тому же объем романа искусственно раздут за счет бесконечных, утомительных диалогов,

от которых устаешь уже к середине книги. Никаких оригинальных идей и свежего взгляда на известные клише обнаружено не было, роман в этом плане

стандартен и ничем не удивляет.

Отсюда вывод, если вы соскучились по подобному чтиву, например, в ожидании очередного тома Скотта Линча, если вам надоел Дюма, а Анжелика вся перечитана

в 90-х, то милости прошу. Остальным, как и мне, лучше время не тратить, благо более оригинальной и свежей фэнтези, с меньшим количеством воды, на рынке хватает.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал...

Я не умею писать отзывы длинно, это тоже талант.

Прежде всего потрясающий язык автора! Это литература в подзабытом ныне виде, когда хочется не читать по диагонали, чтобы узнать чем кончится, а получать удовольствие от каждой строчки.

Временами поднимаясь до пафосности «Сказаний Меекханского пограничья», эпизодами проникновенно напоминая сентиментальность «Имени ветра» это произведение увлекает и завораживает словом.

Я получил огромное удовольствие, и конечно буду читать книги цикла дальше.

Мои поздравления и благодарности автору.

Надеюсь что смогу купить эти книги в бумаге.

10 из 10 без вопросов. Это мой автор и мои книги.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень сложно писать отзывы, но в для данной книги очень хочется это сделать. Прекрасно, великолепно... кароче куча положительных эмоций и эпитетов — книга очень понравилась, очень хорошая!

На язык очень часто просятся сравнения с тем или иным циклом, но что бы не ранить нежные чувства пользователей интернета, я этого делать не буду. Напишу просто — эту книгу стоит прочитать, надеюсь продолжение будут не менее классное

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне долго рекламировали эти книги,мол лучшее среди росийских фентези последнего 10-ти летия. В общем цикл везде обсуждаем,его сравнивают с культовыми вещами,пишут трёх листовые отзывы. Кто ещё опирается на форум фантлаба(я уже много лет на него не опираюсь) скажу вам так. Первая книга кофе с молоком: картонные герои,интриги все на уровне Он сказал-тот подумал. Короче первая книга как приключенческая слюняво-любовная пьеса. Рояли в кустах,не кому из героев не переживаешь. И возникает куча вопросов по миру. Например фейерверки есть,значит открыт порох. Магнитные катушки,электричество по проводам (из поезда это троллейбусы) в общем не спойлерю. Но автор собрал все от 5 века до 16 века и впихнул в этот котёл . Что устройство мира,что политический мир,ибо в феодализм приписались управленческие идеи которые появились на 10 веков позже. Вторая книга. Автор удивил ,более менее прописал мир,теперь хоть есть эффект присутствия,герои начинают раскрываться и немножечко ,самую малость начинаешь верить в эту историю,соответсвенно переживать за них и их чувства. Вторая книга на уровень выше. И слог и диалоги уже не плоские и пресные,правда опять цитат нет,но есть уже достаточно много сильных мыслей и рассуждений которые погружают в эту эпоху. Вторая книга прям очень хорошая. Третья значит,кукла на троне... это вообще графоманство. Из всей книги радует ,что автор ещё более интересно выражает мысли, и текст ещё больше похож на качественную литературу. Что-что ,а с каждой книгой автор выражает мысли на бумаге все лучше и лучше. Но это единственный плюс. Опять герои-картонный рояль,ноль глубины,ноль сопереживания. Какие то сопли на кулак. Самые удачные главы -Перо. Остальное такое себе. Там и Джоакин которому 20 с копейками лет в первой книге было-уже ветеран с сединой на висках. Короче не буду цепляться к мелочам. Как говорится -не Верю. Так.. и вот сегодня дочитал 4-ю книгу. Баян баянович.

Не буду утомлять почему и от чего плясал мой вывод. Скажу кратко -в историю не Верю

. Собственно эпилог . Если тебе больше 30-ти и ты хочешь отдохнуть за фентезийной книгой то много не ожидай. Графоманства много,сюжет закручен перекручен до степени абсурда,если читатель ещё и любит подумать о чем читает то найдёт в каждой главе вопросы и противоречия. Я бы не писал этот отзыв,но реально неприятное послевкусие. 4 килограммовых книги,а интрига так и не раскрыта,мол тайна!!! Мол это держит читателя в тонусе. Хотя автор сам часто в книге писал мысль: все гениальное-просто. Закрутил-завертел ... теперь даже не интересно как автор выкручиваться будет,кто такой кукловод. Потому что уже не интересно. Передержанное вино превращается в уксус. Напомнило Лукьяненко,шикарные книги и слитые финалы. Здесь будет так же,ибо автору придётся городить и придумывать велосипед что б свести концы с концами.Ах да.. жанр эпопеи совершенно не выдержан... глобализм минимален) увы,разбросать героев по всем частям света и описывать 50 листов как он рубился на мечах и пил в кабаке... это не эпопея. Слишком много внимания мелочам и мало внимания общей картине. Не жаль потраченных 12 вечеров на эти книги,но и восторгов тоже не вызвала. Обычная сказка,без трагедий и реализма,без драм и переживаний. Может более молодому поколению лучше зайдет. Если б автор раскрыл интриги и показывал как движутся шестеренки в колесе борьбы за власть,может послевкусие не было б таким кислым. А так ждать год или два что б узнать кто главный злодей... ну не серьезно это.накидать загадок и тонуть кота за яйца... подставляя постоянно всех по подозрения. Ладно заканчиваю со словоблудием .Автор талантлив,и уверен большое будущее. И несомненно в стиле фантастики приставлению с современными попвдвнцами он крут. Но если брать 90-е и 2000-е , то он неплохой среднячок.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх