FantLab ru

Дэн Симмонс «Песни Гипериона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.87
Голосов:
3861
Моя оценка:
-

подробнее

Песни Гипериона

Hyperion Cantos

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 211
Аннотация:

Священник Ленар Хойт, полковник Федман Кассад, поэт Мартин Силен, ученый Сол Вайнтрауб, детектив Ламия Брон, тамплиер Хет Мастин и консул Гегемонии — семеро отправившихся в последнее паломничество к Гробницам Времени, к повелителю боли — загадочному и мифическому Шрайку. Каждый из них преследует свою цель и каждому суждено сыграть ключевую роль в освобождении вселенной от рабства паразитов, дарующих бессмертие. Дар «крестоформа» несет в себе катастрофическую угрозу, отбирая у человека самое ценное.

Пролить свет на правду, очистить вселенную от паразитизма и господства собственноручных творений суждено дочери Ламии Брон — Энее. Ее хранителем, другом и возлюбленным станет Рауль Эндимион, чья поддержка, опора и любовь станет источником сил для Энеи...

Содержание цикла:

8.90 (3059)
-
24 отз.
8.68 (9068)
-
306 отз.
  • Повесть поэта. Гимны Гипериона [отрывок из третьей главы]
8.57 (1193)
-
20 отз.
8.64 (6399)
-
131 отз.
8.44 (2055)
-
16 отз.
8.30 (4492)
-
73 отз.
8.35 (4066)
-
69 отз.
7.63 (1503)
-
32 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1992 // Роман

номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2015 // 3арубежная книга (США) дилогия или тетралогия?

Похожие произведения:

 

 


Гиперион
1995 г.
Падение Гипериона
1996 г.
Эндимион
1996 г.
Восход Эндимиона. Том 1
1998 г.
Восход Эндимиона. Том 2
1998 г.
Гиперион
1998 г.
Падение Гипериона
1998 г.
Эндимион
1998 г.
Восход Эндимиона. Том 1
1999 г.
Восход Эндимиона. Том 2
1999 г.
Восход Эндимиона
2000 г.
Гиперион
2000 г.
Падение Гипериона
2000 г.
Эндимион
2000 г.
Далекие горизонты
2001 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2003 г.
Песни Гипериона: Гиперион. Падение Гипериона
2003 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2004 г.
Вдоволь миров, вдоволь времени
2005 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2005 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2005 г.
Восход Эндимиона
2007 г.
Падение Гипериона
2007 г.
Эндимион
2007 г.
Космическая опера
2010 г.
Молитвы разбитому камню
2012 г.
Восход Эндимиона
2012 г.
Гиперион
2012 г.
Падение Гипериона
2012 г.
Эндимион
2012 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2014 г.
Эндимион. Восход Эндимиона
2014 г.
Гиперион
2016 г.
Гиперион
2017 г.
Падение Гипериона
2018 г.
Гиперион
2018 г.
Сироты вечности
2019 г.
Эндимион
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Гиперион
2014 г.
Эндимион
2015 г.

Аудиокниги:

Гиперион
2008 г.

Электронные издания:

Падение Гипериона
2010 г.
Восход Эндимиона
2013 г.
Падение Гипериона
2013 г.
Эндимион
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Hyperion
1989 г.
(английский)
The Fall of Hyperion
1990 г.
(английский)
Prayers to Broken Stones
1991 г.
(английский)
Hyperion
1995 г.
(английский)
The Fall of Hyperion
1995 г.
(английский)
Endymion
1996 г.
(английский)
The Rise of Endymion
1997 г.
(английский)
Far Horizons
1999 г.
(английский)
Hyperion. Prima Parte
1999 г.
(итальянский)
Far Horizons
1999 г.
(английский)
Far Horizons
1999 г.
(английский)
Hyperion. Seconda Parte
1999 г.
(итальянский)
Far Horizons
2000 г.
(английский)
La caduta di Hyperion. Prima Parte
2000 г.
(итальянский)
La caduta di Hyperion. Seconda Parte
2000 г.
(итальянский)
Far Horizons
2000 г.
(английский)
The Hyperion Omnibus
2004 г.
(английский)
The Endymion Omnibus
2005 г.
(английский)
Far Horizons
2005 г.
(английский)
The Space Opera Renaissance
2006 г.
(английский)
Hyperion
2007 г.
(английский)
Hyperion
2011 г.
(английский)
The Fall of Hyperion
2012 г.
(английский)
Hyperion
2012 г.
(английский)
Гіперіон
2016 г.
(украинский)
Гіперіон
2016 г.
(украинский)
Гіперіон
2017 г.
(украинский)
Падіння Гіперіона
2017 г.
(украинский)
Падіння Гіперіона
2017 г.
(украинский)
Ендіміон
2018 г.
(украинский)
Ендіміон
2018 г.
(украинский)
Падіння Гіперіона
2018 г.
(украинский)
Ендіміон
2018 г.
(украинский)
Схід Ендіміона
2019 г.
(украинский)
Схід Ендіміона
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот отзыв относится к оригинальному тексту всего цикла «Гиперион-Эндимион», состоящего из 4 книг. Я читал их по-английски, поэтому к переводам и переводчикам мои мнения не имеют никакого отношения.

В этих книгах, производящих мутное, слегка ядовитое впечатление, можно заметить некоторые талант и воображение, кое-где попадаются более или менее увлекательные эпизоды активного действия (хотя даже в этих случаях автор одержим описанием страха и боли). Львиная доля текста, однако, состоит из вязкой, полной повторов болтовни; жизненный опыт автора очевидно недостаточен для создания им реалистичных персонажей, которые не вели бы себя и не говорили, как пустоголовые детки богатых родителей в набитом политической корректностью университетском городке. Кое-где встречаются неудачные вульгарные шуточки, а также садистические и порнографические описания, не говоря уже о невыносимом количестве плохой, нерифмованной «поэзии» (за исключением некоторых общеизвестных цитат из Китса и Йейтса). Сюжет весьма запутан, полон прыжков в пространстве, прыжков во времени и мистики (скучно, когда все возможно, а затем объясняется побуждениями квази-божественных сил), хотя Симмонс пытается (безуспешно, на мой взгляд), обосновать свои фантазии расплывчатыми, избитыми эволюционными идейками и рассуждениями по поводу истории информационной технологии. Его ссылки на классическую музыку банальны и демонстрируют полное отсутствие осведомленности в этой области.

Заметны многочисленные реверансы и поклоны по поводу практически всех основных религий и политических идеологий (в том числе тошнотворные уважительные кивки в сторону «палестинского сопротивления» и другие политически корректные жесты, обязательные в академических кругах) — хотя Симмонс очевидно рассматривает предательские потуги будущего Ватикана как проявления зла (вполне понятный, но вовсе не оригинальный подход). Тем не менее, он поспешно крутит педали назад и рассыпается в извинениях и оговорках каждый раз, когда читатель мог бы почему-либо подозревать его в неуважении к той или иной религии или идеологии.

Испытывая некоторое любопытство по поводу способности автора связать воедино всю его туманную, напыщенную болтовню, я заставил себя прочитать все четыре толстенные книги до конца (пропуская множество страниц, заполненных многословными объяснениями того, что уже было объяснено раньше десятки раз, и перечислениями присутствующих действующих лиц). Заключение цикла разочаровывает — оно предсказуемо и притянуто за уши. В общем и в целом, я потерял благодаря Симмонсу целый кусок жизни, который мог быть истрачен гораздо приятнее и полезнее.

Оценка: 2
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

4 романа, которые оказались очень разными.

Первая книга, на мой взгляд, восхитительна — она описывает достаточно цельный мир, состоит из 6 историй в разных жанрах, приправленных интригами и непонятным, а потому и страшным противником. Вторая больше посвящена политическим интригам и немного проливает свет на устройство вселенной Гипериона. А поскольку первые две книги являются практически законченным произведением, то можно было бы этим ограничиться.

Но, к сожалению, я решил дочитать всю тетралогию, потому что не люблю незаконченных историй (я даже Half Life 3 поэтому жду). Лучше бы не читал.

Единственная отличная идея во второй части цикла — все несостыковки с предыдущей частью объясняются ненадежным рассказчиком (первые две книги являются легендами и существуют в мире Гипериона). Остальное подкачало.

Совершенно унылы:

- главный герой не наделен большим умом, в чем сам и признается;

- мессия, чьи поучения так же завлекательны, как знаменитая речь Джона Голта;

- религиозно-философская мешанина и прочие полумистические откровения;

- самосбывающиеся пророчества и косяки с путешествиями во времени;

- злодеи в лице почти карикатурной католической церкви и ИИ-паразитов;

- никчемные союзники, бесконечные путешествия и пейзажи, занимающие почти половину текста.

В общем, рекомендую первые 2 книги, а последние — нет.

Оценка: 7
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В мировой фантастике, в числе самых выдающихся произведений есть такая любопытная тетралогия — «Песни Гипериона». Конечно, можно совершенно по разному относится к творчеству Дэна Симмонса, что-то не принимать, но эта вещь, пожалуй, соединяет в себе множество весьма интересных особенностей.

Прежде всего, это пример мастерской литературной игры, виртуозного владения самыми различными жанрами, понимания сюжетных основ шедевров литературы. Взяв за основу структуру классических проведений классического средневековья, Симмонс играл жанрами по своему собственному усмотрению, меняя мистику на боевую НФ, её — на философскую фантастику, и так далее и так далее. Конечно, смена жанров мало влияет на цельность мира — он остаётся живым и разнообразным, несмотря на то, что в сюжете есть некоторые нестыковочки. Мир Гегемонии — это очень любопытный коктейль. До этого я читал «Илион», и скажу прямо — безумной фантазии Симмонса нет равных в обоих этих произведениях. Даже не стоит описывать саму структуру — нужно просто читать. Этот мир полон мелких нюансов, здесь всё работает на сюжет — христиане на Пасеме, такие разные на вершине могущества и в забвении, мирные фермеры на Гиперионе и таинственные сверхлюди Бродяги, адепты ТехноЦентра и тамплиеры на своих Живых Кораблях. Практически ничего лишнего. То же самое и в персонажах — многие из тех, кого мы считали второстепенными, выходят на первый план, и оказывают просто вселенское воздействие на окружающий мир. О паломниках и говорить нечего — каждый из них, несмотря на то, что они несут вполне определённую роль в тексте, являются неоднозначными и глубокими характерами, а не просто статистами-образами. Всё это так.

Но НФ ли это в чистом виде? Ведь многие прекрасные произведения, написанный о далёком будущем, лишь в последнюю очередь являются «научными». Так и здесь. «Песни Гипериона» — это роман-размышление, роман-философия. Как и «Дюна». Вообще, рассуждения в обоих циклах довольно схожи. Оба автора рассуждают о новом эволюционном витке, на который рано или поздно выйдет человечество, и о том, каким образом можно сокрушить силы, сдерживающие это развитие. Причём это развитие — в обоих случаях не несёт на себе отпечаток технократии. Это прежде всего — развитие самого человеческого рода, его отношения к окружающему миру и уважение к его цельности, в стремлении подчинить себя его законам, развиваясь внутри них до вершины своих возможностей.

Так что... Оценка «Песней...» по всей справедливости является высокой. В ней очень много составляющих, причём они на диво грамотно сбалансированы, практически нет нестыковок. Нужно ли продолжение? Нет, цикл завершён, он не требует ничего, кроме внимательного и думающего читателя. Я прочёл. Рекомендую сделать тоже самое и остальным.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лень писать про каждую часть. 1-ый и 2-ой«Гиперион» — я бы назвал этот жанр как эпический саспенс. Это очень долго, чрезвычайно пафосно и непонятно о чем. И именно поэтому так необычно, мощно и с таким послевкусием, что следующие три части я прослушал очень очень не сразу. Когда это полотно являет все свои (в основном багровых оттенков) краски к концу, то то что открывается трудно описать. И я не буду и стараться, достаточно того, что остальные две части нафиг не нужны. Они мне показались слишком длинными, чрезвычайно пафосными, но только теперь понятно о чем. Космпоприключеньки с попыткой засунуть туда какую-то мега-идею и много печалек родом из предыстории. И хотя я не чувствовал в первых частях какой-то особой интриги, в эндимионе — вроде этого навалом, а как-то не особо цепляло.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман можно разделить на две части- продолжение истории паломников и описание катастрофического крушения Гегемонии.

Взялась за книгу, потому что хотелось узнать, чем же кончится паломничество. Не могу сказать, что мне наконец стало ясно, зачем был этот поход и эти жертвы. Описание же многочисленных сражений и катастроф мне читать было неинтересно; более того, где-то на середине романа, когда мне опять сунули под нос миллиард трупов, я разозлилась, чуть не бросила читать. Автор, видимо, опасается, что описание просто убийств, даже достаточно кровавых, не произведёт на читателя должного впечатления.

Не считаю этот роман «твёрдой» научной фантастикой, это явно попытка написать что-то философское. О чем же я задумалась, прочитав эту книгу?

О том, почему же описание жестокостей, катастроф, трупов, пыток, боли, убийств и опять боли (талантливое, конечно, описание) является таким привлекательным?

Почему этот цикл так высоко в рейтингах?

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал вторую книгу, полез искать сколько я поставил первой (прочитанной с год назад) — и не нашел. И сейчас понимаю почему — я просто в смятении. Буду говорить за две книги сразу.

Места действия и описываемые события отличные — гробницы времени, соединение галактик и тп. Язык и форма изложение класс — читает легко и интересно. Но по прочтении ловишь себя на мысли что за всю книгу не было ни разу «вау, не может быть!», ощущение что читал-читал, всё о мире знаешь, но в сердце он как-то не закрепился. Да красиво, да интересно и иногда захватывающе.. Но не более. Эпическое по масштабам и событиям произведение не перерастает в эпическое по восприятию. Почему-то события так и остаются мелкими. Или слишком логичными..

Оценка 6-7, то есть выше среднего, не проходняк, но и до хорошего не дотягивает.

P.S. По-моему если бы можно было уменьшить книгу в два раза она стала б только лучше.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, заявка на «свой специфический» фантастический мир — зачетная, вполне. Идея крестоформа и всего с ним связанного — просто шикарна, слов нет. Но... Чтобы сравниться с Дюной — надо бы устранить 3 крупных недостатка принципиального плана:

1. Почти 100%-ная вторичность по отношению к Дюне в части «глобальных движущих сил фантСоциума» (подробно — см. отзыв на третий том). Как раз первые два тома — была авторская попытка предложить что-то своё, чего не было бы у Герберта. А с третьего — один к одному пошла «Вселенная Дюны». Может быть в томе пятом — стала бы понятна уникальность «нового мира». Но его же нет — пятого-то.

2. Избыточный объём «второстепенных» и «третьестепенных» описаний событий и объектов, просто чудовищный объём ЛИШНИХ подробностей, которые можно смело удалить из текста — ничего по-крупному не изменится. Это придаёт книжке неимоверно НУДНЫЙ характер. В районе третьего тома «проскальзывание по диагонали» этих ненужных подробностей — практически закономерно.

3. Неприкрытая слезливость и сопливость повествования «в районе стволовой ветви» сюжета. Это вполне себе даже нормально для дамских романов, для семейного чтения, для воскресных католических чтений в приходских школах. Это не категорично плохо само по себе. Нет и ещё раз нет. Это — в принципе — приемлемо. Но — пардон — не в рамках космооперы. Посему полноценной космооперы — и не получилось, увы.

А за исключением вышеизложенного — вполне прилично. И даже — симптоматично. Свой собственный мир в рамках Светлого Храма Фантастики. Некая специфическая платформа миропонимания и мироощущения. Почти некий квазимассонский код, прикольный идентификатор «свой-чужой» (при желании): «...Что сказал Уммон второму кибриду Китса?..»

Оценка: 6
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный четырехтомник. Не знаю с чего начать, наверное, пройдусь по каждой книге по порядку. Прочитал их одну за одной в течении 2 месяцев, поэтому могу что-то упустить, но постараюсь быть объективным и последовательным.

Первая получилась захватывающей, не по динамичности сюжета, а по погружению во вселенную Симмонса. Автор рассказывает нам 6 историй главных героев, каждая из которых достойна отдельной книги. Они написаны в разных жанрах, от космического боевика, до глубокой мелодрамы, проходя через детектив и просто драму. Отдельно хочется отметить историю Сола Вайнтрауба – на мой взгляд, получилось очень сильно. Заканчивается первый том там, где берет свое начало второй.

Во второй книге больше динамизма, реальных событий, а так же именно в ней раскрываются главные идеи и замыслы автора. На мой взгляд, она является неотъемлемым продолжением первой, уступая ей лишь в драматизме.

Первая часть второй дилогии повествует о событиях, произошедших через несколько веков после паломничества главных героев первых двух книг. По-моему, это самая слабая книга всего цикла. Сюжет в ней довольно прост, новые герои не так интересны, как хотелось бы, за исключением отца де Сойи.

Кульминационная часть этой эпопеи выглядит очень хорошо и достойно, автор смог — увязать и связать все что задумал, закончить все что начал и изложить все это в прекрасном виде. В этой книге снова появляется драма, которая дает этому произведению глубину и нужную окраску.

А теперь общее мнение:

Это очень большое произведение искусства, не только из-за общего количества страниц, но и по причине сложной и глубокой философии, тяжелой драматической составляющей, а так же длительного промежутка времени описанного в нем. Более тысячелетия описано в «Песнях Гипериона», показано становление и падение двух великих космических держав, несколько путей развития человеческой цивилизации, коварнейший враг и многое-многое другое. Дэн Симмонс в своем творении задался многими вопросами: о вере и боге, о бессмертии и послесмертии, о сложности выбора, о любви и дружбе. И на все это автор дает свой ответ, соглашаться с ним или нет, дело личное, но не восхититься всей этой проделанной работой просто невозможно. Эти книги в первую очередь философские, а космическая фантастика всего лишь фон к ней.:pray:

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно писать отзыв, когда уже столько написано, но, думаю, это нужно сделать просто в знак благодарности автору за возможность побывать в этом мире и прикаснуться к Связующей Бездне. Я прочитал множество фантастики и на мой взгляд это наиболее масштабное и многогранное произведение в этом жанре на сегодняшний день (если кто-то подскажет, что-то лучшее — буду признателен). Здесь сбалансированы и сочетаются почти все основные направления твердой и гуманитарной НФ: космоопера, хроноопера, киберпанк + ИИ, планетарная фантастика и элементы утопии и антиутопии. Здесь переплетаются приключения, социология, религия и философия, причем это не занудное философствование. Сами ландшафты, сюжеты, квесты и приключения составляют и динамично раскрывают философские, социальные, религиозные, этические вопросы и проблемы. Просто поражает объем фантастических придумок от мелочей до глобальных систем, задействованных по ходу повествования. Добавьте к этому еще и политический детектив с множеством интриг и различных сил манипулирующих друг другом. Но и это еще не все. Пожалуй одна из самых сильных составляющих этой эпопеи — эмоции, которые автор вызывает своими сюжетами. Не знаю, сможет ли кого-то оставить равнодушным история Сола и Рахиль или Энеии и Рауля — меня они тронули до слез. Если спросят, я затруднюсь назвать более всеобъемлющее произведение в жанре НФ. Думаю эта книга определит вектор развития НФ на годы вперед, если не на десятилетия. Да и сточки зрения литературы вообще — это шедевр, причем шедевр рекурсивный, вызывающей множество аллюзий и пересечений с поэзией и классикой (Думаю те, кто знаком с исходниками, к которым апеллирует автор получают дополнительный кайф от этих параллелей). Просто не укладывается в голове, как все эти миры, слои, сюжеты сложились в такую картину в голове у одного человека и не взорвали ему мозг.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гиперион (1989)

Заинтересовавшись многочисленными положительными отзывами и наградами, который получил роман Симмонса, а так же предпочитая научную фантастику я принялся за «Гиперион». Получил не то что ждал, не не в плохом смысле этого слова. Те кто ждет абсолютно цельного сюжета, и описание технических подробностей будущего, что привычно жанру НФ — тех скорее всего ждет разочарование. Тут нет упора на космических битвах и полетах.

Ибо Гиперион не настолько научная фантастика, насколько философская, психологическая и социальная.

Гиперион это шесть новелл, шесть различных историй, которые служат распахнутыми объятиями для последующих книг. События происходят в будущем, когда по человеческой ошибке была уничтожена Земля и люди только начали расселяться по галактике. 7 паломников отправляются навстречу с Шрайком — непредсказуемому повелителю боли, которому нипочем законы пространства-времени. Шесть должны умереть, один останется жив и повелитель боли исполнит его волю. Так было всегда.

По пути к нему паломники решают поделится своими личными историями, кем они были до этого, что побудило их пойти на эту встречу. И все истории совершенно не похожи друг на друга, даже написаны они в разном жанре. Конечно на сегодняшний день современным читателям эти истории покажутся штампом, но книга была написана только в 1989, на то время это не было настолько обыденным. Не все истории могут понравится, но каждый может найти что то свое. Кто то сказал — «скажи какая история тебе понравилась и я скажу кто ты», чтож, полагаю он был прав.

История священника Ленара Хойта, поднимающая вопрос о смерти и бессмертия. Не самая мрачная история с мрачным концом.

История полковника Фридмана Кассада — боевик, поиск любви, военная тематика полевых сражений. Единственная история которая мне откровенно не понравилась и показалась откровенно бредовой.

История поэта Мартина Силена — полная иронии и цинизма история писательства, проблем, связанных с этим, богатстве и славе, падении и забвении. Что персонаж, что сама история мне понравилась больше всех. Как отдельному рассказу ей вполне можно 9.5 — 10 поставить. И почему Мартин остальным паломникам не особо нравится? Он же просто душка.

История ученого Сола Вайнтрауба — О необычной болезни ребенка, страдании родителей, дилемма Авраама, попытках излечить ребенка. Пожалуй самый тяжелый рассказ, и понравился мне больше всего после истории поэта.

История детектива Ламии Брон — единственная история где толком есть экшн. О необычной любви, киберпанке и столкновении с творениями человеческого рода, которые несоизмеримо превзошли их.

История консула Гегемонии — Тоже о любви, желании защитить свой мир и к чему ведет эта дорога. Но делится на две части, при прочтении первой из которых совсем непонятно к чему все это и кто все эти люди. А так красивая история.

Эти шесть историй раскрывают необычный мир Гипериона, совершенно различные, доносящие свою мораль, и на первый взгляд не пересекающие между собой. Но каждая история связана с таинственным Шрайком. Когда охватываешь их разом остается удивляться размаху мира тетралогии Симмонса. Главная заслуга автора в том что он сумел создать мир, наполненный многообразными и различными, на первый взгляд несовместимыми деталями, постепенно логично увязывая их между собой. Многие называют именно первую часть лучшей. Может это и так, но это именно пролог.

Падение Гипериона (1990)

Продолжение «Гипериона». Если Гиперион был прологом, то «Падение» — его развязкой, причем, можно сказать, полноценной. Если первая часть была сконцентрирована на человеческих чувствах и личных проблемах по отдельности, то вторая связывает их истории воедино, обезличивает персонажей в мире, в котором начинают происходить события эпического размаха. Если первая книга это 6 различных по жанрам новелл, то вторая рассказывается уже в обыденном стиле. Эта книга о том что слепая вера в дары не приведет ни к чему хорошему.

К сожалению паломники первой книги несколько обезличиваются во второй книге по сравнению с первой книгой и повествование о них идет со стороны. Главным героем книги является Северн, наблюдатель, способный наблюдать события, происходящие с паломниками издалека, а так же по непонятным ему самому же причиной находится в приближении с Майной Гладстон — главой всей Гегемонии и секретарем сената, которая несмотря на свои общеглобальные дела решила, что ей необходимо знать о судьбе паломников.

Если Северн как главный герой меня не впечатлил совсем — он словно наблюдатель, то Гладстон заслуживает похвалы и сама по себе является вторым главным героем романа. Рассказывать о глобальной войне со стороны главы Гегемонии это все таки лучший вариант, ибо так лучше всего охватывается всеобщий размах событий. Как правитель она тверда, уверена, проницательна и принимает тяжелые решения и заставляет по новому взглянуть на некоторые истории паломников. Особенно хочется отметить факт как у Симмонса получается сверхъестественным и мистическим вещам находить технократические объяснения.

Прошлая книга закончилась на открытой ноте, вторая книга связывает все события воедино, открывая заговор чудовищного размаха. Но все таки наблюдая за войной в Гегемонии и происходящими событиями задаешься вопросом — «А зачем вообще все эти паломники нужны были?». В этом пожалуй единственный и главный минус книги для меня. В деталях конечно можно найти больше несостыковок, но за эпический размах книги на них можно закрыть глаза. Если первая книга была о человеческом и слишком человеческом, то в эпопее второй книге место этому не осталось.

Эндимион (1996)

Как и первая книга тетралогии «Эндимион» является прологом к продолжению, и в тоже время в отличие от первой книги — «Эндимион» является худшей книгой в серии. После событий «Падения Гипериона» прошло почти 3 века, Гегемония представляет собой кучу разобщенных друг от друга миров, до которых корабли долетают порой годами, без быстрой возможностью связи и перемещения, как в первых двух книгах. Почти все старые герои ушли за давностью лет, полубожественный враг повержен, всем заправляет церковь, в прошлых книгах имевшая мизерное влияние. Галактическое средневековье на теократической основе — добро пожаловать в новый мир.

Как по мне первая диалогия смотрелась завершенной и вторая уже притянута за уши. Но раз уж она есть, значит она есть. Главным героем книги является обычный мужчина в возврасте 27 лет Рауль Эндимион — глуповатый, с одноименного города, расположенном на Гиперионе. Очень скоро он находит одного из героев прошлых книг и получает задание — найти девочку Энею, дочь Ламии Брон, которая должна стать будущей мессией, оберечь ее и выполнить еще парочку требований, от которых кажется что шарики уехали перед роликами и возвращаться не намерены.

Героев игры стало значительно меньше чем в прошлых частях, фактически более менее проработанных три:

Рауль Эндимион — обычный человек, который оказался не в то время и не в том месте. Глуповатый, сделанный таким автором намеренно, но добродушный. Его задача оберегать Мессию, но в ходе романа видно, что это девочка скорее оберегает его.

Фредерико де Сойя, по непонятным причинам получивший от ордена (церковь) особые полномочия и задание захватить девочку любой ценой, ибо она представляет угрозу всему ордену. Представитель «противоположной» стороны, но довольно предсказуемо что он начинает задаваться вопросами и сомневаться в моральности происходящего. Скукота.

Энея — одиннадцатилетняя девочка, дочь Ламии Брон, будущая мессия и способна видеть вероятности будущего. Несмотря на возраст реально самая умная из всех и не раз вытаскивала его задницу из проблем.

Есть и второстепенные персонажи, являющие членами экипажей и.т.д. Но даже главные герои смотрятся несколько наивно на фоне героев первой диалогии, их мотивы просты. Книга представляет собой приключенческое путешествие по мирам бывшей Гегемонии, пропала атмосфера эпичности происходящего, заговора и неотвратимо надвигающей угрозы, которая была в первой диалогии. Хоть Техно-Центр, Бродяги и Шрайк (который здесь уже в роли телохранителя) дадут о себе знать, эта книга смотрится как обычный квест. Лишь некоторые вещи связаны с первой диалогией, вторая диалогия вполне могла бы быть отдельной если бы этим вещам дали иные имена.

Восход Эндимиона (1997)

Первая часть книги снова, как и «Падение» встречает читателя различными персонажами, взглядами на событиями со всех сторон. Поначалу для меня даже вновь возвратилась атмосфера из второй книги — эпичности и могущественного заговора. После событий «Эндимиона» прошло 4 года, Энея повзрослела и стала уже молодой девушкой и героям приходит время вернуться в империю Ордена. К сожалению часть людей, от которых шел рассказ со стороны ордена во второй половине после определенного момента практически исчезают и невольно задаешься вопросом — а зачем они были вообще?

И все таки «Восход» в отличие от своего предшественника не является «квестом» — это уже философско-религиозная эпопея. Контраст с прошлой книгой бросается в глаза сразу. Характеры героев стали более живыми и взрослыми. Рауль и Энея испытывают друг к другу любовь, но роль мессии предопределяет роковой конец Энеи, что Рауль никак не хочет признавать. Ревность, непонимание и безумие — характерные атрибутики любви, будут представлены в их отношениях, делая их более живыми, заставляя наконец то сопереживать им в отличие от прошлой книги. Правда глупость Рауля никуда не делась, а Энея выглядит скорее не живым персонажем, а именно мессией — без пороков, терпеливая и всепонимающая. Фокус с «двумя годами» мне стал очевиден почти сразу и в течении чтения я устал от терзаний Рауля делать лицо Джеки Чана.

Тем не менее несостыковки и откровенные переиначивания присутствуют, особенно мне не понравилось то что вдруг внезапно забыли о ВР (хотя почему он исчез можно угадать, но об этом в книге не говорится), не понравилось как переиначили структуру техно-центра, и слишком уж банальная победа к концу. До сих пор не понимаю как злодеи не догадались о роли Мессии, могли бы хоть что то заподозрить при их силе. За 4 книги так и не смогли до конца объяснить природу Шрайка, гробниц времени и кто им заправляет. А уж третья сторона в виде «львов, тигров и медведей»..Ну как автор, создавший порою прекрасные в своей жутковатости новеллы Гипериона мог пойти на такую чушь?

Конец истории не является чистым хэппи-эндом, хотя многие могли трактовать ее именно так. Награда дана, но судьба героев предопределена однозначно, отчего становится грустно. Как и грустно от того что пусть и долгая, местами затянутая, но сильная история подошла к концу. И все таки конец «Падения» является намного драматичнее в глобальном смысле, конец «Восхода» драматичнее в личном смысле этого слова. Судьба героев уникальна, но предсказуема и все таки заставила посочувствовать им. «Восход Эндимиона» — это роман о любви, философии и религии в космоопере, с эпическим размахом и более живыми персонажами чем в прошлой книге. Тем не менее диалогия «Эндимион» уступает первой диалогии «Гиперион». В целом тетралогия «Гиперион» представляет собой поистинне глобальное произведение, со множеством различных деталей мира, вопросами морали и любви, жизни и смерти, отношения творцов и их творений, боли и новой надежды.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий, изумительный цикл. Изначально был подарен родителями еще в варианте издания, которое рекламировалось в журнале о приставках «Великий Дракон».

Стояла на полке года 2 и не читалась, а потом ... проглотил за пару недель каникул. Самое яркое впечталение — даже не главный герой и не Шрайк, а летающие по космосу Корабли-деревья. Это великолепно.

10 баллов из 10 однозначно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О «Песнях Гипериона» уже написано столько, что едва ли я скажу что-то новое. Но не могу не написать отзыва. Как и в случае со всеми книжными циклами, не вижу смысла рецензировать части по отдельности — гораздо проще и емче будет общая рецензия на весь цикл. Усредненно-округленно оцениваю цикл в 8 баллов: 10 за «Гиперион», 9 — за «Падение Гипериона», 6 — за «Эндимион» и, увы, всего 4 за «Восход Эндимиона».

Сам Дэн Симмонс писал (не могу найти точную цитату) о своем критерии оценки фантастики: книга настолько хороша, насколько глубоко ты можешь провалиться в ее вымышленный мир, насколько сильно тебя могут затянуть путешествия и приключения, которых никогда не было и не будет. Я тоже всегда пользовался этим критерием. Художественная книга ценна не жанром, не стилем, не тематикой и не объемом. Будь она фантастикой, приключениями, мелодрамой, историческим реализмом и еще непонятно чем — она в равной степени может оказаться тоскливой и тягучей или, напротив, читаемой жадно и взахлёб. Если ты с нетерпением ждёшь продолжения чтения, если, читая ее в автобусе, проезжаешь мимо своей остановки — это хорошая книга.

«Гиперион» и его «Падение» были почти что самыми захватывающими книгами в моей жизни (вторая, увы, чуть слабее). «Симптом автобуса» срабатывал несколько раз! Не раз и не два меня удивляло то, что цикл был написан немалое количество лет назад: будущее, описанное там, до сих пор производит впечатление. Просто Симмонс сумел сделать настолько аккуратные и универсальные описания науки и техники будущего, почти лишенные конкретных деталей и научных фактов, что воображение каждого читателя вырисовывает эти города, звездолеты и приборы соответственно своим представлениям о фантастике.

Это отнюдь не научная фантастика — цикл ближе к космической опере. Но разве есть еще хоть одна космическая опера, почти сотканная из отсылок на классические произведения и мифологические сюжеты, изобилующая цитатами стихотворений, среди героев которых даже есть поэт-классик? (Представьте себе русское фантастическое произведение, где одним из главных героев был бы Александр Пушкин или Александр Блок)

«Гиперион» близок к тому, что сейчас принято называть «роуд-муви». Герои, непохожие друг на друга, идут к неведомой цели и попутно рассказывают свои истории — совершенно разные и причудливые истории. То почти философская притча, то детектив, переходящий в боевик, то печальная драма с патриотизмом и предательством. Нам вспоминаются то «Волшебник из страны Оз», то легенда о Гренделе и Беовульфе, то библейский сюжет об испытании Авраама, то древнегреческая титаномахия. Непросто охватить умом сразу все эти сюжеты. А ведь все они происходят в одном и том же мире, в одно и то же время и в конечном итоге все взаимосвязаны! Финал повести темный, напряженный и гулкий: вот мы и явились к Озу, великому и ужасному... Что же ожидает нас?

Однозначно 10 баллов.

«Падение Гипериона» гораздо более динамично. Параллельно развиваются несколько сюжетных линий, периодически сходящихся и пересекающихся. Сражения и катастрофы. Отчаянные решения и фатальные ошибки. Грандиозные чудовищные замыслы. Думаете, стало яснее? Нет, нас ждёт отнюдь не раскрытие тайн и интриг первой книги! Всё становится ещё куда более запутанным, все сюжеты снова образуют узлы и узоры. Ближе к концу более-менее складывается ясная и единая картина происходившего и происходящего. Распутывать всё это интересно. Вот только финал — жуткая жуть с временнЫми прыжками. Там даже не петля времени, а какой-то гордиев узел времени! Вот в этом я так и не разобрался даже спустя три или четыре прочтения. За это и 9 баллов.

«Эндимион» сильно отличается. Там сюжетная линия одна, повествование — от первого лица, причем герой весьма бесхитростен и неинтересен. Ничем не примечательный бывший солдат, против своей воли втянутый в великие события. Рауль плохо понимает происходящее. Читатель — тоже. Умозаключения, с таким трудом выстроенные в первых книгах, разрушаются в пух и прах: «Песни Гипериона» были лишь легендой. Снова прыжки в пространстве и времени, снова странные «квесты»... Нет, книга интересна, но уже сильно проигрывает первым двум. Впечатляет космическая империя религиозных фанатиков, почти что вархаммеровская. Аллюзий уже намного меньше, размышлений — тоже. Удается выловить идеи насчет истинной природы добра и зла, сделки со злом, о природе религий — но всё это уже гораздо бледнее. Всего 6 из 10-и.

«Восход Эндимиона» уже не читаешь, а осиливаешь. Сюжет вязнет в обилии описаний местностей (их читаешь только при первом прочтении, потом — пролистываешь), обилии имён и персонажей, не играющих никакой особой роли. Но всё равно пробираешься к концу книги: чем же всё закончится? Удастся ли разгромить Империю? И каким образом? Очень жаль, что последняя книга сильно портит впечатление обо всем цикле. Не могу поставить больше 4-ех из 10-и. Увы.

В целом — один из самых любимых мной литературных циклов, классика жанра. Всем любителям научной и ненаучной фантастики обязателен к прочтению.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моя общая оценка данного цикла – 9 баллов

Всем любителям жанра (космооперы) – маст рид. Цикл смело можно отметить меткой #классика. Оригинальная вселенная с захватывающим сюжетом и множеством интриг не оставит никого равнодушным.

«Гиперион» одно из лучших произведений, прочитанных мною. Оригинальность композиции, атмосферность повествования, прекрасный стиль и язык повествования, отличные герои, яркий фон надвигающейся катастрофы и слабый проблеск надежды.

«Падение Гипериона» и последующие части цикла слабее чем первая часть, если рассматривать их по отдельности, но я этого делать не буду. Продолжение путешествия героев, которое разбавлено наступлением вселенской катастрофы, интрига закручивается еще сильнее, вопросов становится все больше, а ответов по-прежнему нет, вот кажется цель уже достижима, сделать еще шаг и все, но нет, до самой последней строчки автор не раскрывает нам всех своих тайн, держит в напряжении и неведении за судьбу полюбившихся героев.

«Эндимион» же описывает уже мир будущего, того будущего, которое возникло после череды поступков и событий прошлой части. Будущего не слишком приятного, пережившего страшную катастрофу, ели отправившегося от одного потрясения, волею судьбы входящего в очередную полосу катастроф и волнений, исход которых не предопределен.

«Восход Эндимиона» даст ответы на все вопросы, которые автор поднял в предыдущих частях, а также задаст свои собственные, на которые ответит и так же даст читателю возможность самому найти ответ на некоторые из них, поразмышлять о сущем и вечном. Читайте, советуйте друзьям и знакомым.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редкий случай, когда все четыре книги поддерживают одинаково высокий уровень повествования: качество текста, содержательность, глубина. Вроде как гуманитарная фантастика, но талант автора в том, что гуманитарщина там знает свое место и по этой причине в тексте нет дидактичности, назидательности — она убила бы всю красоту.

Любопытны физические ограничения, наложенные Симмонсом на вселенную с Гегемонией и наследовавшей ей Священной Империей: люди там так же смертны, хрупки и чувствительны к боли. Я понимаю, что это — один из краеугольных камней сюжета, но всё же сосуществование этого продолженного в будущее несовершенства человека и технологий сверхсвета немного напрягает. Да, этому дается объяснение в виде «инфекционного разума» ИскИнов, но оно не выглядит полным и законченным. Всё полотно песен нарисовано на фоне безвольного массового сознания, зловещего паразитического ИИ и отдельных героев. Художественное исполнение — великолепно, то есть мне трудно даже подобрать сравнение — Симмонс велик. Но. Картина не выглядит убедительной. Живой разум отличается в частности тем, что он транскомпьютабелен — то есть строго говоря сознание нельзя эмулировать алгоритмом. Человек вычислитель «локально» слабее, однако принципиально способен решать невычислимые задачи, в частности творческие — которые подразумевают произвольное расширение «алфавита» вычислений, что для алгоритма исключено ибо вновь предполагает бесконечное вычисление (обращаемся к оракулу — получаем расширение алфавита, но алгоритм не знает достаточно ли его, чтобы определить это, потому снова обращаемся к оракулу и так ad infinitum). Человек мог бы по меньшей мере заподозрить Искинов. Какой человек? Любой из 200 млрд граждан Гегемонии — по закону больших чисел. Но никто не заподозрил ибо тогда не было бы трагедий, мученичества и искупления. Это само по себе наводит на мысли о Боге-Из-Машины, который крутит ручку сюжета за кулисами. Собственно для меня религиозная (по настоящему и в самом серьёзном смысле религиозная) тема в этой тетралогии прозвучала именно вот таким ироническим диссонансом.

В итоге: как литературное произведение — однозначный must read, то есть как текст — это шедевр. Но его идейная ткань для меня рыхловата.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная, качественная, продуманная эпопея.

Буквально взахлёб выпив первые две книги, я долго ощущал приятное послевкусие, которое не хотелось перебивать другими книгами. Понравилось всё: идея, сюжет, персонажи, философия, манера повествование, перевод...

Последующие две книги я воспринял не с таким удовольствием. Показалось, что некоторые сюжетные участки романов застроены ненужными построениями слов не для того, чтобы передать читателю необходимые подробности и уточнения, а для того, чтобы увеличить количество страниц и предать эстетическую значимость романам. Часто было скучно. Да и порой Раулю хотелось вцепиться в сонную артерию, чтоб он перестал уже наконец так грандиозно тупить — но скорей всего это замысел писателя. И при этом всём надо отдать должное Симмонсу — идея и философия хороши... К тому же, по сути к автору претензий быть не может, потому что по его замыслу две последние книги пишет тот самый Рауль Эндимион, а он ещё тот умник.

«Песни Гипериона» — перечитывать буду, «Песни Эндимиона» — мало вероятно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх