FantLab ru

Джосайя Бэнкрофт «Восхождение Сенлина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.05
Голосов:
238
Моя оценка:
-

подробнее

Восхождение Сенлина

Senlin Ascends

Роман, год; цикл «Вавилонские книги»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вавилонская башня — величайшее из чудес света. Это огромный, как гора, слоёный пирог из воинственных и мирных уделов; это мир гениев и тиранов, воздушных кораблей и паровых двигателей, диковинных животных и таинственных механизмов.

Всю жизнь проживший в сельской глуши, Том Сенлин убежден, что Вавилонская башня — сердце цивилизации, средоточие всего самого лучшего и возвышенного. Вместе с молодой женой он отправляется туда в свадебное путешествие — и теряет её в толпе на городском рынке. Потратив два дня на бесплодные поиски, Том решает войти в башню, — вероятнее всего, жена уже ждёт его внутри. И попадает в дьявольский лабиринт, нисколько не похожий на счастливый мир, нарисованный его воображением.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Вавилонские книги. Книга 1: Восхождение Сенлина
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Senlin Ascends
2013 г.
(английский)
Senlin Ascends
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добрый день!

Есть книги, сильно меняющие отношение читателя к себе в процессе чтения. Восхождение Сенлина, на мой взгляд, относится именно к таким книгам. Я начал читать, полный противоречивого скепсиса, вызванного рядом неудачных знакомств с новыми именами в фантастике и фэнтези. Понятно, что нельзя экстраполировать разочарование или скуку, вызванную одной книгой на другую, но... это присутствует. И в данном случае сильно мешало «отдаться» процессу чтения. И я безмерно рад, что в конце концов погрузился в книгу, как она того заслуживает. Я, увы, не умею красиво пересказывать сюжет ,так, чтобы с одной стороны это не было спойлером, а с другой, чтобы вызвать интерес у возможного читателя. Но постараюсь). Что мне понравилось — книга о моральном становлении простого ( школьный учитель, не Друсс с объемом бицепса 100 см или «супер-пупер» маг и т. п.) и уже взрослого человека, попавшего в жутчайшую стрессовую ситуацию и столкнувшегося с крушением многих иллюзий по поводу волшебной сказки, которую из себя представляла Вавилонская Башня. Книга о том, что движет человеком на пути к цели, об искушениях и препятствиях на пути, об изменении представлений о жизни.... собственно о том, о чем все хорошие книги). С чем сравнить, если честно, не знаю. Но это и не важно. Жду с нетерпением выхода «Руки Сфинкса».

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Восхождение Сенлина» Джосайи Бэнкрофта — хорошая книга, какая-то такая — с кульбитами, сальто и фокусами. Ап! – и странный театр, и шикарный курорт, вдруг превращаются, то ли в полигон безумного психолога, то ли в ...(молчу-молчу). Возможно любители стимпанка (да и просто внимательные читатели) смогут прийти к предположениям, сходным с предположениями Т. Сенлина. В общем — добро пожаловать в мир паровых двигателей, дирижаблей, воздушных причалов, странных механизмов, загадочной алхимии, тяжелого ручного труда и вопиющего социального неравенства.

Прочитавшие «Восхождение Сенлина» часто упоминают Кафку, но мне «Восхождение Сенлина» также напомнило «Дом в тысячу этажей» Яна Вайсса, какой-то зловеще-авантюрной атмосферой с примесью бреда и абсурда. Герметичный странный мир, действующие лица все разные и не картонные – громкие, гротескные, злоязыкие, слабовольные, отважные, честные, независимые, подлые, жестокие. Всех, даже самых третьестепенных героев, легко представить. Главный герой — Томас Сенлин – человек рациональный, разумный, но житейски наивный, верит что если что-то напечатано в знаменитом путеводителе, то так оно и есть. Но практически сразу по прибытии к Башне выясняется, что общепризнанный и респектабельный путеводитель искажает действительность, да и, честно говоря, откровенно лжёт. Томас — благовоспитанный, очень порядочный, ничем не примечательный гражданин, единственный учитель и директор маленькой школы в маленьком рыбацком поселке. Он только что женился на самой прекрасной женщине, он счастлив, и отправляется вместе с женой в свадебное путешествие. Но свадебное путешествие Томаса и Марии с посещением местного чуда света и оплота прогресса — Вавилонской Башни, мгновенно превратилось в подобие кошмарного сна: вещи украдены, жена пропала. Обстоятельства превращают Томаса Сенлина в виртуоза-фехтовальщика, мастера единоборств, а ещё в нем просыпается магическая сила. Бамбарбия! Киргуду! ШУТКА.:)) Ничего такого в этой книге нет. Редкость по нынешним временам.:) Поглощающее и затягивающее чтение; как-то так ловко и умело написано, что несмотря на то, что активные действия сменяются довольно длинными «спокойными» частями, от книги невозможно оторваться. Чувствуются, в хорошем смысле, вагоны прочитанных Джосайей Бэнкрофтом книг. Сразу же хочется прочесть следующую часть. В «Восхождении Сенлина» есть та легкость и кажущаяся простота, которой, на самом деле, очень трудно достичь. Как говорится: «книга читается легко и приятно»(с). И не удивлюсь, если вдруг, Томас Сенлин, этот капитан Блад Акакиевич Копейкин, найдя свою жену, вдруг да и скажет (конечно же с идеальным мхатовским … ок — королевским английским произношением, он же учитель, все-таки): «Не бойся, Маша!» :)

P.S. И дополнительным бонусом, отличный, как и всегда, перевод от Наталии Осояну.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу же, с первых страниц, нас кидают в не самый стандартный сеттинг — на горизонте высится вавилонская башня, внутри которой есть электричество и все блага человечества, и к этой самой башне главный герой со своей женой... едут на поезде! Вот такое кровосмешение эпох, эклектика художественности, напомнили вселенную «Темной Башни» Стивена Кинга, что лично для меня очень в плюс — здорово, когда писатель не боится внедрять современные технологии в псевдоисторические времена минувших веков.

Автор многими длинными абзацами показывает нам главных героев, так что знакомиться с ними и вытягивать по крупице информации об их характере или внешности не придется. Впрочем, читателя будут ждать несколько флешбэков, раскрывающих внутренний мир персонажей и делающих его шире.

Знаете, во первых строках хочется отметить, что для меня роман четко поделен на две метафорические части: это густой кисель (или даже нефть) и горный ручей. Эти сравнения — олицетворения атмосферы, впечатлений и динамики сюжета.

Примерно первая треть романа — это медленное вязкое повествование, тревожное и нервное. Это чистейший Кафка с максимально беспокойной и неуютной атмосферой, вызванной чуждой к герою окружающей средой.

И тут надо заметить, что Бэнкрофту удалось создать такую атмосферу, что я в процессе чтения то и дело хлопал себя по карманам и мысленно озирался — до того правдиво передано то, что творится на Рынке у подступов к Башне.

Глубине и достоверности способствуют умелые описания. Мне нравится, как Бэнкрофт вдается в детали. Это выходит не нарочито и прописывает мир подробнее: если на стене приклеены записки, Сэнлин прочтет хотя бы парочку, если стоят палатки, то нам расскажут, что в них можно купить, если сверху кто-то упал, Бэнкрофт подчеркнет несколько деталек и заставит людей поблизости взаимодействовать с объектом: кто-то вскрикнет, подбежит, что-то стащит. Классно, что автор не отделыввется общими фразами, знаете, такими шаблонно-отстраненными, когда видно, что автор ни черта не шарит в том, что сейчас пишет, и пытается создать видимость.

Любовь к мелочам важна, она как специя, и главное — не переборщить, и с этим у Бэнкрофта все получилось как надо.

Текст здорово стилизован под классиков 19-20 веков, и иногда складывалось ощущение, что я читаю Сомерсэта Моэма, иногда — что Сартра, иногда — Гессе (особенно в Салоне, злоключения в которых напомнило концовку «Степного волка»), иногда — Кнута Гамсуна, но ближе к концу, хоть это и забегая вперед, — Криса Вудинга и в чем-то даже Пехова. Да, я не зря поделил книгу на кисель и ручей.

Потому как в том же Салоне я немного увяз, тамошние приключения на мой взгляд вышли чрезмерно затянутыми на фоне динамики на нижнем уровне Башни. Предположу, что автор хотел показать как безнадежно засосало самого Сэнлина в эти дрязги, и что он сам не прочь закончить это всё и двигаться дальше, да только пока никак, и с этой точки зрения претензий к затянутости быть не может. А тут тебя, видишь ли, заставляют насильно играть в спектакле, да еще и не самом радушном, а тебе надо бежать на уровень выше и искать потерявшуюся жену. Кстати говоря, на этом и основан костяк сюжета — возле Башни Сэнлин теряет жену, и теперь ему надо отыскать ее, путешествуя по уровням и выполняя побочные и локальные квесты. Ну, чем не игра? Да только Сэнлину совсем не до игр.

В череде событий главный герой вынужден буксовать, он увязает против своей воли, обстоятельства вынуждают его пребывать на одном месте, а беспокойное сердце потерявшего жену мужа гонит вперед.

Однако в какой-то момент главный герой и тон книги мняются — а именно когда Сэнлин прибывает в Новый Вавилон и получает определенную должность. Вот здесь начинается вторая часть общего восприятия романа, не имеющая ничего общего с началом. Я не знаю, хорошо это или нет, но книгу словно бы дописывал другой автор: новая авантюрно-приключенческая атмосфера, с декорациями, сеттингом и тоном, которые подошли бы больше стремительным романам Криса Вудинга с его тетралогией о «Кэтти Джей». Хотя бы потому, что финальные эпизоды крутятся непосредственно внутри Небесного Порта — приюта воздухоплавательных кораблей.

На протяжении романа Бэнкрофт развешивает загадки и ружья по поводу тайны Вавилонской Башни, и я уверен, что ближе к концу они выстрелят и нас будут ждать потрясные известия по поводу сути и природы этого строения.

Потихоньку одинокий главный герой обрастает союзниками, и что мне очень понравилось, так это то, что автор подготовил хорошую объемную команду для дальнейших путешествий — фактурную, со своими драмами и историями. Читатель знакомится с ними умело, и информация не подается навязчиво и топорно. Всё аккуратно вплавлено в сюжет и диалоги, не нарушая темпоритм, но приятно разбавляя нарратив.

Это хорошая книга без каких бы там ни было благородных героев и самоотверженных рыцарей. В ней честные персонажи — со своими косяками и червоточинками. Вообще, такая компания больше подошла бы роудтрипу в антураже темного фэнтези, но посмотрим, что нам уготовит Бэнкрофт. Смотреть за взаимодействием команды будет как минимум любопытно.

Я поставлю этому роману восьмерку как хорошему крепкому повествованию, невзирая на то, что от книги я ожидал кое-чего другого. Думаю, не очень корректно снижать за это баллы. Однако мне не хватило харизматичных героев — как главных, так и второстепенных, и также показался несколько шаблонным боевичок в конце.

В целом книга довольна интересна и необычна, и я надеюсь, что автор не уйдет в сплошную авантюру, позабыв о Башне и ее изюминки. Хотя уже вышла вторая часть и ясно, что никуда она не денется.

Видеообзор на роман можно глянуть тут: https://youtu.be/5r1Y_qBlnUY.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Томас Сенлин, директор школы и единственный учитель в рыбацком поселке Исо, решил совершить свадебное путешествие с юной женой Марией в Вавилонскую башню. Он мечтал собственными глазами увидеть невероятные чудеса, о которых прежде лишь читал в книгах. Но уже в первый же день, вскоре после прибытия, они потеряли друг друга в бурлящей толпе. Если заблудишься, встретимся на вершине башни, пошутила Мария перед исчезновением. А значит теперь Сенлин должен добраться туда.

Наш главный герой примечателен тем, что весьма далек от шаблонных терминаторов или сиропных мечтателей. Сенлин прагматичен и методичен, хотя при этом склонен идеализировать знание и свято верить прочитанному в книгах. В круговороте толп внутри башни, он тщетно пытается сохранять спокойствие, здравый ум и даже время от времени верить в лучшее. Однако восхождение меняет его, меняет исподволь и незаметно, если не вернуться на несколько глав назад. Автор вынуждает Сенлина эволюционировать, обнаруживать пределы упорства и верности, учиться науке выживания и сохранять сердце в доброте. И постепенно выясняется, что школьный учитель опаснее иных супергероев или злодеев, поскольку один хладнокровный умник с пистолетом страшнее, чем десяток вооруженных до зубов головорезов. Тем интереснее становится, кем в итоге станет прежний книжный идеалист, педантичный поборник законности. Отступит ли он от совести? Выживет ли в противостоянии могущественных сил?

Перед нами полноценный представитель тауэрпанка — поджанра, где в центре событий находится исполинский город-башня-небоскреб, состоящий из этажей-ярусов-полисов со своими законами и обычаями. Бэнкрофт не ограничивает свою фантазию. В романе гармонично соединены захватывающие приключения и пространные описания, тонкая ирония и драматичные сцены, нотки абсурда и строгость логики, размышления о мотивах и поступках. Социальная тематика для автора лишь одна из составляющих, наравне с другими, хотя и выступает часто на первый план.

Есть прием с ненадежным рассказчиком, а Бэнкрофт создал ненадежное окружение, под зыбким очарованием которого скрываются смертельно опасные топи пороков — алчность, равнодушие, расчетливость. Грязное преддверие Цоколя, театральное чистилище Салона, царство неги и наслаждений в Купальнях. Вавилонская башня полна загадок и странностей. Кто были ее архитекторы и строители, откуда взялась заводная машинерия? Путеводители по башне лгут, попутчики и знакомые Сенлина преследуют свои цели, а правила игры часто незнакомы даже местным жителям.

На первый взгляд, происходящее в стенах башни кажется абсурдным сном, но позже сквозь причуды неожиданно проступают вполне осмысленные причины и следствия. Если сосредоточиться на персонажах, то обнаружится игра ярких страстей. Автору свойственна некоторая театральность, изредка даже нарочитость, впрочем, вполне уместная при общем пестром декоре. Однако не стоит зацикливаться на эффектной обертке. За литературными играми скрывается пылкая история об упорстве и вере, о авантюрных странствиях и моральных исканиях, об общественных пороках и человеческих страстях.

Итог: пестрый театр приключений чужеземца в странной и загадочной Вавилонской башне.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Гордость — забавная штука. Больше всего ею наслаждаются те, кто менее всего ее заслуживает.»

*

«Солнце иногда кажется ярче, если смотреть на него из тени. Иной раз, чтобы насладиться сценой в полной мере, мы должны сначала немного отступить.»

*

» -А вы, я так понимаю…гробовщик?

-Директор школы.

-Ну разумеется! Весь в черном, потому что вы оплакиваете утрату юношеской невинности!»

*

Я с огромным интересом взялась за чтение этого цикла. Во-первых, мне очень хотелось познакомиться с новым автором, имя которого только недавно начало набирать популярность, пройдя через тернии издательского равнодушия. Во-вторых, с поджанром «новые странные» в фантастике я вообще не знакома, и мне было невероятно любопытно узнать, что это за книги. Уже на уровне первых глав стало ясно, что книга не имеет никакого шанса меня разочаровать. Понравилось буквально все — невероятно увлекательный сюжет, необыкновенный мир, яркие персонажи и очень красочный слог, наделенный неожиданным юмором. Мне казалось, что я автора знаю уже давно. Возможно, это благодаря прекрасному переводу Наталии Осояну. Одним словом — восторг!

«Может, разместить рекламу в доках? «Требуется воздухоплаватель для священного похода навстречу несомненным опасностям и вероятной смерти. Жалованье низкое, вознаграждение моральное; предпочтение отдается филантропам».»

Книга начинается как смешная, ироничная история, в которой школьный учитель из провинциального городка вместе с молодой женой приезжает к легендарной Вавилонской Башне с целью провести медовый месяц в ее несравненных Купальнях. Привыкшие к жизни в глубинке, молодожены оказались абсолютно не готовы к многолюдности огромного города и на первых страницах книги умудрились потерять друг друга. Несложно догадаться, что путеводной звездой цикла является поиск главным героем своей ненаглядной женщины. Вместе с ним нам предстоит пройти по круговым мирам этой башни, каждый из которых внесет в историю свою уникальную атмосферу. На первый взгляд может показаться, что перед нами очередная «бродилка» на бумаге. Однако у меня ни на секунду не создавалось подобной иллюзии.  

Автор не стремился к дотошному описанию происходящего, но присутствующие на страницах детали красноречиво передавали прелести интересного мироустройства. Мир очень необычный и имеет особенности, которые позволяют причислить цикл к жанру «стимпанк». Но главной его достопримечательностью являлась Вавилонская Башня. Она внешне мне очень напоминала «Карту Ада», написанную когда-то Боттичелли. Только с точностью до наоборот. Отсюда и невольное, очень легкое воспоминание о «Божественной комедии» Данте (есть здесь и круги-уровни, и томящиеся, и отсылки к определенному греху). Несмотря на это, фантазия Бэнкрофта восхищает. Мне пришлось использовать максимум воображения, чтобы понять всю суть авторской задумки. Создавалось впечатление, что огромный мегаполис территориально разделили на множество частей, затем каждую эту часть сжали в круглую область и соорудили из них многоуровневое строение, скребущее небеса своей величественной высотой. Башня вызывала во мне разные чувства. Она была эталоном просвещения и дивом цивилизации, где царил ужас и смятение, смешанные с чудесами. Вместе с героем мы будем постигать тайны этого странного места, постепенно понимая, что она является очень продуманной системой, где каждый уровень выполняет определенную функцию. Невольно возникают вопросы: кто же все это построил, и что этот кто-то делал с такой мощью? Вот только ответы на эти и многие другие вопросы мы сможем получить, лишь в финале цикла. А пока интрига вокруг этого сооружения только нарастает.

Интересными оказались и действующие лица. Главный герой — 35-летний (снова созвучие с Данте) интеллигентный мужчина  с привычками и чертами характера деревенского учителя, возведенного в ранг директора школы. Историю его жизни автор раскрывает постепенно, иногда перебрасывая читателей в прошлое многочисленными флешбэками. Это касается и любовной линии, которая из неинтересной заурядности перерастает в невероятно душевный фон сюжета.

»- Вы опоздали, директор.

- Невозможно. Директора никогда не опаздывают. Наверное, солнце спешит.»

Под гнетом взятых обязательств и навязанного долга, с верой в вечную любовь и крепкую дружбу, герой ожидаемо преображается на глазах читателей. Как же интересно мне было наблюдать за этим наивным созданием, который иногда казался великовозрастным ребенком! Он был приятен мне с первой страницы, поэтому я очень ему сопереживала. Перемещаясь от уровня к уровню башни, он каждый раз сталкивался с разными людьми, которые, как и он, стояли на пороге серьезных перемен. Кто-то из них напоминал человеческие карикатуры в адреналиновом тумане, кто-то располагал к себе своей жизненной трагедией. Но каждый из них вносил свой вклад в историю, превращая ее в парад ярких актеров. Так случилось, что в жизни многих героев Томас Сенлин выступает катализатором чего-то судьбоносного и абсолютно неизбежного.    

«Я буду чувствовать себя очень слабым, а ты будешь чувствовать себя очень глупой. Но так всегда бывает в самом начале. Обучение начинается с неудач.»

Очень напряженная заключительная часть внесла свои коррективы и дала направление дальнейшего путешествия. Оно будет необычным, но об этом я расскажу чуть позже. «Легче принять то, кем ты стал, чем вспомнить, кем ты был. Иди за ней», — сказал один персонаж, и герой, следуя этому напутствию, продолжает поиск. Автор умеет удивлять, поэтому я жду большие неожиданности. Очень рада, что передо мной уже лежит следующая книга цикла под названием «Рука Сфинкса». Я, кажется, даже догадываюсь, о какой руке идет речь ;) Продолжение следует...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая треть книги — жутко бесит.

Это и безвольный герой. И идиотский замес. И ужасно неправдоподобный мир.

Вы представляете себе рынок в туристическом центре, на котором торговцы отмахиваются от туристов?

А представляете себе рынок, на котором торговцы просто так берут, собираются, и переезжают в другое место? Массово. Постоянно. Зачем это броуновское движение? чтобы доставучие туристы и постоянные клиенты не нашли, наверное.

О важнейшей(единственно?) достопримечательности этого мира написан ровно один путеводитель, чья точность там на уровне: «Россия — страна медведей и балалаек, а вечерами все семьи собираются у самоваров и пьют из них водку».

Кстати, только на четвертом этаже башни появляется электричество и тусклые лампочки. Из чего следует, что третий уровень, описанный как курорт, весь погружён в полутьму и освещён либо факелами, либо газовыми фонарями. При этом отдыхающие там лежат на арендованных шезлонгах. Видимо загорают.

ГГ — вылупился из яйца и ничего не знает про этот мир. Как он прожил до 35 лет и остался таким тупым — неизвестно. С его уровнем интеллекта он бы очень быстро попал в рабство, если бы не дождь из роялей высыпаемый автором на героя просто так, ни с хрена.

Книгу не дропнул лишь потому, что мне сказали, что дальше будет лучше.

Я не поверил.

Но читать продолжил.

И таки стало лучше! Неожиданно!

Примерно после трети книги герой перестаёт бултыхаться как дерьмо в проруби, и наконец начинает хоть что-то делать самостоятельно. И у него получается. У него уходит непроходимая тупость. Он делает выводы, он анализирует людей, он составляет хитрые планы.

Как будто автор поменялся. Если подумать про реалистичность, то в 35 лет люди уже не меняются от трудностей, а ломаются. Он вырос в теплице, откуда ему набрать жесткости, злости, решимости и изворотливости? Неоткуда. Но герой начинает этими качествами обладать. Неплохой такой герой получается. Ему даже сочувствуешь, и хочешь, чтобы у него получилось.

А в первой трети хотелось, чтобы его уже прирезали нахрен.

Следующие две трети вполне себе годная приключенческая фентазя.

Какую ставить оценку — затрудняюсь. Первая треть книги на 2 балла. Вторая-третья — на крепкие 7. Может даже 8. Но пока до 8-ми дочитаешь, придётся дерьма хлебнуть.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книг с местом действия внутри гигантского сооружения, этажи которого отличаются сильнее приграничных стран и так хоть вводи в классификатор. Стэблфорд, Хауи, Стоддард, Вайсс, Стругацкие... «Восхождение Сенлина» из того их подмножества, в котором проникший внутрь обманут и ничего не понимает. Подмножество это тоже не пустовало: «Дневник, найденный в ванне» Лема, «Мост» Бэнкса, «Хождение Джоэнисса» Шекли...

С романом Бэнкрофта, тем не менее, стоит познакомиться.

Литературный уровень в меру хорош, ожидание на рынке белья и объявления в полосе падения это почти Джин Вулф. Детализация в норме, описание проблем воздушной гавани — более чем. После плавного хода событий, с краткими психологическими кризисами, в третьей части резкий экшен. Персонажи: Сенлин, человек моральный, что редкость. Те же, на кого его выносит в Башне, люди разные и многослойные. Художник (художник ли?) Огье, Эдит с ее экстравагантной карьерой, карикатурный (вроде бы) антагонист Комиссар, многоликий Адам, амазонка Ире... да и история брака Селина выписана с любовью.

Что особенно приятно, автор не стал топить читателя в абсурде и сатире. В начале всё шло к тому, пивная карусель и Салон отдавали гиллиамовщиной, Купальни — фантазией на тему «Волшебной горы», но, с перелистыванием страниц, в устройстве Башни стал прослеживаться некий смысл (умысел), у сюжета — развитие без высокомерных объяснялок. Присутствует и активно упоминается мир вне стен, что почти противоречит канону. Мотивы воровства и принуждения, финансов — о деньгах в книге говорят и думают почти столько же, сколько в «Трех мушкетерах». Тема западни и ловушки очень своеобразно пересекается с книжностью (имею в виду «Путеводители», текст про охоту на женщин... вандермееровское в этом что-то).

Полиграфия хорошая, в переводе ляпов не заметил.

Рекомендации: стимпанковский Вавилон трамваев и дирижаблей, классически серьезный подход к развитию персонажа, нотки абсурда вне «странной литературы» и — история с продолжением.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Джосайя Бэнкрофт — совершенно незнакомый для меня автор. И я неожиданно получил большое удовольствие от чтения этого его романа.

Классифицировать этот роман сложно, да и не обязательно. Множество жанров переплетено в нём, так же как в мире Вавилонской башни причудливо переплетается западная и восточные культуры, имена, названия...

Застенчивый, педантичный и весьма наивный деревенский школьный учитель Том Сенлин вместе с молодой женой Марией отправляется в свадебное путешествие на экскурсию в Вавилонскую башню, начитавшись путеводителей и прочей рекламы. Он считает это место сосредоточением культуры и науки и давно мечтает совершить это путешествие. С момента прибытия всё идёт не так как он представлял себе — вокруг Вавилонской башни простирается огромный хаотичный Рынок(своего рода — чистилище), происходящее там совершенно не соответствует путеводителям и вообще представлениям о этом месте. Он тут же теряет в людских водоворотах свою молодую жену. И приключения начались...

Основная линия сюжета — поиск учителем своей жены. Он входит в гигантскую башню и весьма медленно продвигается по ней. Мир Башни угнетает каждого попавшего туда. Он огромный, давящий, странный, часто просто безумный и — весьма жестокий. Персонажи, встречающиеся на пути Сенлина очень живописные, порой — даже гротескные. По мере своего продвижения он узнаёт истории этих персонажей и получает разрозненные отрывки знаний о самой Башне. Параллельно, в виде небольших ненавязчивых флэшбэков автор рассказывает о самом Сенлине.

Колоссальный мир Башни затягивает и поглощает людей и их души. Все персонажи, с которыми сталкивается Сенлин, имеют свою тайну(двойное дно), и все они являются узниками Башни, независимо от своего положения в ней. У Сенлина складываются с ними весьма сложные и неоднозначные отношения. В процессе продвижения по Башне меняется и сам Сенлин. Его наивность и идеализм быстро растворяются, представления о мире меняются, меняется его поведение и действия. В тоже время он всячески стремиться сохранить свою человечность, хотя это не так уж просто в окружающей его среде. Трансформация Сенлина выглядят реальной и мотивированной.

Автор умело поддерживает интерес к повествованию, он постоянно подкидывает новые загадки, иногда даёт весьма неожиданные разгадки некоторым из них, события романа часто принимают непредсказуемый поворот и принципиально новую интерпретацию. В романе достаточно размышлений, в нём явно просматриваются философские и религиозные аллегории. Это не вредит повествованию, напротив — добавляет происходящему дополнительные оттенки.

Окончание романа — это всего лишь окончание одного их многочисленных эпизодов драматического путешествия Сенлина.

Язык романа очень хорош, так же как и перевод. Автор описывает происходящее ярко и убедительно, часто с лёгкой, ненавязчивой иронией, с головой погружая читателя в атмосферу романа, заставляя его сопереживать происходящему. Юмор в романе очень хорош и уместен, он не даёт повествованию скатиться в заурядную «чернуху».

Сразу же начну читать следующий роман цикла, очень хотелось бы что бы автору хватило мастерства и фантазии достойно продолжить историю. Огорчает что третий роман цикла ещё не переведён.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычная книга. Необычная в хорошем смысле. По форме это бродилка: преодолей трудности и поднимись по башне на следующий уровень в поисках потерянной жены. По антуражу временами напоминает театр абсурда. По сюжету – притчу, где сама Вавилонская башня и испытания в ней представляется аллегорией. Чисто субъективное восприятие, но поначалу мне даже казалось, что главный герой, сам того не зная, умер и попал в Чистилище, где проходит испытания.

Томас Сенлин, директор школы из небольшого городка, приезжает с молодой женой провести медовый месяц в Вавилонской башне – прославленном чуде света. Башня поистине грандиозна, никто точно не знает, даже сколько в ней этажей, то есть кольцевых уделов, каждый из которых представляет отдельное государство. Кем, когда и с какой целью была возведена башня, не сообщается. А впоследствии Томас обнаруживает, что его путеводитель, который поначалу он считал непререкаемой истиной, врет как сивый мерин.

У подножия башни, посреди шумного рынка, Томас и Мария расстались на минуту – и потерялись. Весь дальнейший сюжет – поиски Марии. Томас поднимается по уровням башни, попутно узнавая, что Башня – не такое уж благостное чудо света, что ее населяют бедняки, воры, негодяи, самодуры всех мастей, что никому здесь нельзя верить и очень трудно найти не то что друга, но хотя бы союзника, который не предаст.

Башня засасывает, как черная дыра. Туристы, которые приезжают в нее на экскурсию, практически наверняка уже никогда не вернутся домой и найдут для этого кучу оправданий. Проще всего в этой башне опуститься и смешаться с грязью и ничтожеством. Но как та лягушка в банке со сметаной Томас продолжает барахтаться, пользуясь единственным своим оружием – умом, и к концу первой книги скромный школьный учитель уже не узнал бы себя. Деньги закончились, приличный костюм истрепался, характер неузнаваемо изменился, но цель осталась прежней – во что бы то ни стало найти Марию, и неважно, что башня сделала с ней и с ним.

Это первая книга цикла, так что заканчивается она промежуточным финалом. И мы двинемся дальше вверх по новым кольцевым уделам.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если никто не против, внесу ложку скепсиса и критиканства в общий чан положительных отзывов.

«Восхождение Сенлина» Джосайи Бэнкрофта, на первый и поверхностный взгляд хотя бы на издательскую аннотацию, представляет собой как минимум любопытную попытку библейского стимпанка. Именно на один из библейских мотивов, который фигурирует в заглавии цикла, и именно с элементами такого фантастического жанра-декора, как стимпанк. Сколько за историю человечества или одной лишь западной цивилизации, да и нашей, восточноевропейской, было попыток, плохих, хороших, гениальных или просто как таковых существующих, тем или иным образом эксплуатировать мотивы из (пока еще — конкуренты в виде поттерианы, Корана и остатков марксистов имеются) Самой Читаемой Книги На Земле. Из Старого Завета, да и Нового. В том числе старания создать новейшие заветы... Ох, сколько их, что и не счесть! Но представить миф о Вавилонской Башни с щепоткой стимпанка — это меня удивило! И неминуемо привлекло к роману. Но, как показывает грустный опыт, красивая аннотация и просто интересная идея далеко не всегда гарантируют качественное содержание.

Так обстоит дело и с «Восхождением...». Задумка классная, кто спорит. Сколько копий сломано об литературные думы о Вавилонском зиккурате, но постараться перевести их в легкий и мягкий стиль стимпанковского романа, насколько мне известно, до Бэнкрофта никто еще не осмелился. Но на такой щедрейшей почве, где можно было б составить сочащиеся красотой, возможно иронией или хотя бы интригующим пафосом описания архитектурной мифопоэтической гордыни человечества, вышла довольно блеклая водичка. Местами, в самом деле, попахивает графоманией, ибо описаний чересчур много, а эффекта от них маловато. Меня, во всяком, лишь иногда привлекали характеристики мелочей и крупностей от Рынка до Нового Вавилона. В основном же что Рынок, что Цоколь, что Купальни и далее смотрятся как-то уныло и без того греховного размаха человеческой мысли, которая покушается на божественный замысел. Башня на удивление в интерпретации Бэнкрофта кажется однообразной и серой, хотя, признаюсь, некоторые элементы и детали любопытны. Например, теория Сенлина о тайных механизмах первых уровней, театральный этаж и некоторые другие мелочи. В основном же читать о вавилонских пейзажах было тоскливо и скучно. Но и главный герой, Томас Сенлин, тоже подкачал. Вроде бы и есть развитие у персонажа, и, черт, сколько автор места уделяет описаниям его мыслей, прошлого, черт характера, а он все равно смотрится как-то плоско и одномерно. Не прям до уровня книжной функции, но и не слишком далеко от нее. Для меня он как был скучным учителем из провинциальной школы, так и остался. О других героях как-то особо и не приходится говорить. Возможно, товарищ по вину и веселью в Купальнях оказался ничего, да и художник заинтересовал, но не более. Точкой в моем, возможно, нелепом и неоправданном нападении на это литературное произведение станет определенная стилистическая нелепость. То есть не с языком что-то не так — и переводчик, и, видимо, автор постарались в хорошем смысле слова. А вот сливание реалий нашего мира в виде виски, житейской атрибутики, профессий, бизнеса, шоубизнеса, сленга, паровых мать их автомобилей — это в условиях шумерских полисов для меня стало все-таки излишком. Да, изначальная идея — объединение стимпанка и вавилонской легенды. Но не вставление же в условно наш, условно современный мир с паровыми игрушками Вавилонской же башни. Я не ощущаю в этом всем чего-то чуждого нашему времени, даже с паровыми протезами.

Так что, резюмируя, выходит, что идея-то крайне интересная и перспективная. Играть с библейскими сюжетами и мотивами все еще мейнстрим, хотя, как правильно замечали люди на этом форуме в комментариях к книгам, по возрасту близким к Библии, существует еще не початый край иных религиозных нарративов, которые только и надо что найти да включить в новую книжку. По звучанию мысль об объединении стимпанковского и библейского даже звучит весьма андерграундово, что ли, но ее реализация для меня получилась не то, чтобы плохой, но и далеко не хорошей. «Восхождение Сенлина» читается более-менее на одном дыхании и без всяких трудностей, но интереса лично я проявлял крайне периодически к этой книге. Для меня это более разочарование и видимость первых литературных опытов, чем действительно достойная и крутая книжка. Но всегда остается возможность того, что это не мой жанр и не мой автор. Тем не менее прочесть вторую и третью книги серии я рискну.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, сразу же добавленная в планы на прочтение, как только узнал о ней. На протяжении знакомства с текстом неоднократно обманывавшая ожидания (хотя о разочаровании речь не идёт) и оставившая «под впечатлением».

Как горожанина-полухикки, меня вообще привлекают произведения, условно относящиеся или близкие к тому, что в последнее время называют «тауэрпанком», в которых действие происходит в огромном многоярусном здании/лабиринте/пространственной структуре со сложной и/или необычной топологией. На первый взгляд, сабж – именно то, что нужно. Исполинская Вавилонская Башня как «вещь в себе». Дом = Град = Мир. Но, всё-таки (как и в «Доме в тысячу этажей» Вайсса), на первый план здесь выходит социально-психологическо-философская тематика (то есть «панка» больше, чем «тауэра»). И главному герою Томасу Сенлину, бывшему директору школы, по большей части приходится иметь дело с лабиринтом человеческих пороков.

В числе ожидаемого было также экзотическое сочетание мотивов древних цивилизаций и стимпанковских технологий. И это там есть, но опять же скорее как вторичная декорация. Впрочем, и совсем забыть о сеттинге автор не даёт: то на одном из этапов странствий героя проползает мимо по стене ремонтный робот, то вдруг в воспоминаниях персонажа возникает Шумер как гиганский железнодорожный узел :)

Башня со своими гротескными картинами и загадками всё-таки понемногу раскрывается перед нами, и Сенлину ближе к концу тома, кажется, удаётся частично разгадать один из секретов нижних ярусов.

***

Автор использует для каркаса сюжета простые, но неизменно работающие (при условии хорошей реализации) тропы:

1) Сам мотив подъёма героя по уровням башни с ловушками, испытаниями и врагами (настолько архетипичный для приключенческого жанра, что использовался ещё в классическом «Драгонболле» и обстёбывался мимоходом в числе других клише в одной из первой арок «Ванпанчмена»).

2) «Нарутотерапия» – обретение союзников в жестоком мире несколько наивным и чистым душой героем, превращение в друзей даже бывших недоброжелетелей.

3) Конечно же, как центральный мотив, потеря любимой и её поиск с преодолением преград, а также скитания с мечтой о возвращении домой (можно вспомнить «четыре Борхесовских вечных сюжета»). Кстати, думаю, книгу (где присутствует «Путеводитель по Башне», в надёжности которого постепенно начинает сомневаться герой) стоит порекомендовать поклонникам «Путеводителя по галактике» Адамса.

Да, вроде бы небольшой, но чертовски удачный и вкусный «метатекстовый» момент: когда Путеводитель теряется, изменяются и эпиграфы к главам, недвусмысленно намекая на прохождение очередного переломного этапа в становлении героя. А эпилог, уже полностью от его лица, знаменует окончательное взятие судьбы в свои руки.

Одна из главных особенностей, выделяющих книгу – отличный язык, восходящий к добротной классической литературе «эпохи пара». Это не просто средство изложения – так действительно думают и чувствуют персонажи.

«Восхождение Сенлина» как своего рода стилизованный «философский боевик», имхо, можно сравнить с уровнем лучших вещей Г.Л.Олди, а по языку даже, пожалуй, выходит в плюс, обладая простой, без нарочитых изысков, элегантностью и читабельностью.

То, с какой лёгкостью Сенлин впутывается в передряги, и ещё более то, как ему удаётся выпутываться, опасно граничит с «рояльностью», но к этому привыкаешь, тем более что заведомо нелогичным ничего назвать нельзя.

Вначале кажется, что многовато места занимают отступления с воспоминаниями Томаса о его прежней жизни и потерянной жене Марии, но, во-первых, они постепенно редеют, во-вторых, оказывается, не только для психологичности служат. Если то, что Сенлину пригодится его учительский опыт, в принципе, можно было предвидеть, то сыгравшее в нужное время некое будто бы бесполезное хобби доставило большое удовольствие. Вообще, грамотно расставленные и неожиданно выстреливающие в подходящие моменты сюжетные ружья вызывают уважение (подозреваю, что ещё не все из них сработали).

***

В заключение: имхо, если Бэнкрофту удастся удачно закончить линию приключений Томаса и Марии – то вещь можно будет назвать выдающейся. А если, кроме того, ещё и глобальную линию Вавилонской Башни с её загадками – стоит говорить о появлении шедевра.

Ну а судьба этой талантливо написанной книги, очень долго пробивавшей дорогу к издательским публикациям – лишний повод пнуть снобов, для которых слово «самиздат» является ругательным.

Моя оценка: пока 9 (с плюсом) из 10. Посмотрим, как автор будет развивать сюжет и сеттинг в следующих книгах цикла.

Надо ли читать: да, по крайней мере, если вас заинтересовала аннотация. Примечательная и заслуживающая внимания вещь.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма необычный роман, постоянно удивляющий и оказывающийся не тем, чем кажется.

Для начала, по итогам первой книги это не фэнтези. Никакой магии или мистики. В мире книги властвует стимпанк — с паровыми двигателями, поездами, электричеством и местной разновидностью дирижаблей. Но, разумеется, всё не так просто.

Это альтернативный мир. Стимпанк сам по себе тяготеет к изображению альтернативного мира, но в данном случае это ещё и своеобразная фантазия на тему Древнего Востока, дожившего до эпохи пара. Пускай от этого Востока и остались в основном только названия вроде Вавилона или Шумера. Впрочем, мир за пределами башни прописан достаточно скупо. Главное место действия — сама Вавилонская башня.

Точнее — её видоизмененный аналог, пользующийся достижениями местного прогресса, но по прежнему хранящий в своей глубине немало тайн. Надо признать, сам по себе образ башни, столь высокой, что её вершина теряется в облаках, башни, где каждый кольцевой удел — целое государство со своими порядками и тайнами, башни, что «заглатывает» в свои недра толпы наивных чужаков и постепенно меняет их под воздействием экстремальных условий, что ж, этому образу нельзя отказать в метафоричности. Порой приходится сомневаться, сталкиваешься ты при чтении с метафорой или все же с условностями авторского мира.

Главный герой. В отличие от описываемого мира башни он поначалу весьма приземлен и скучен. И полон наивных светлых представлений о башне, разумеется. Впрочем, он весьма искренен в своих скупых чувствах и правильных принципах, и его чувства к своей жене выглядят трогательно. По мере продвижения в башне он постоянно сталкивается с непривычными, зачастую жестокими испытаниями. И не то, чтобы меняется... Раскрывается с несколько неожиданных для него сторон. Помимо постоянных новых чудес (и ужасов) башни это еще одна составляющая интриги — смотреть, насколько и в каком направлении герои могут измениться.

Сюжет достаточно непредсказуемый — по озвученным выше причинам. А большое количество неизвестных пока кольцевых уделов башни в перспективе способно еще долго удивлять разнообразием персонажей и декораций. Есть и основная интрига, связанная с поисками жены и со странной картиной, внезапно оказавшейся столь важным для многих предметом.

При всех описанных достоинствах книги, некоторые из них вполне могут сойти и за недостатки. Мир не самый приятный и не самый понятный, второстепенные персонажи зачастую тоже не самые приятные (башня упорно меняет людей и их отношения с собственной совестью). Ну а видимая метафоричность вполне может оказаться в дальнейшем лишь ширмой, прячущей условности и пробелы в рисуемом мире.

В-общем, поскольку перед нами начало цикла, очень важно, к чему все-таки приведет сюжет, и окажется ли история действительно непротиворечивой, а разгадка интриги — достойной. Посмотрим.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь честно, «Восхождение Сенлина» вообще не привлекало к себе внимания. Аннотация обещала простейший сюжет: молодая пара едет отмечать медовый месяц в Вавилонскую Башню, там жена теряется и муж начинает свое восхождение к вершине Башни, пытаясь отыскать благоверную. Сюжетная основа в духе сказки о Царевне-Лягушке, когда пропажа любимой становится триггером для квеста главного героя, попросту не прельщала. Однако, волею случая, книгу мне подарили, и… Она мне даже понравилась. Не без оговорок, конечно, но об этом чуть дальше.

Прежде всего, хочется сказать о мире, который придумал Джосайя Бэнкрофт. Дело в том, что мир этот максимально схематичен и во многом опирается на наше с вами условное Новое Время. Главной и, наверное, единственной, его достопримечательностью является Вавилонская Башня. Собственно ради нее все и затевалось. Громаднейшее строение, высокое настолько, что никто точно не знает сколько этажей в ней. Но что самое интересное, каждый этаж Башни представляет собой нечто особенное и подчиняется своим собственным правилам и законам. Можно сказать, что Вавилонская Башня – это Темная Башня в миниатюре, и Бэнкрофт, также как и Кинг, не спешит раскрывать все свои козыри. В первом романе Башня – это своего рода обещание. Чувствуется, что за ней стоит нечто большее, но подступы и четыре первых уровня явно не раскрывают весь ее потенциал. Хотя, нельзя не отметить, что уровни получились занимательными, а блуждания по ним в достаточной степени захватывающими. Башня манит своими секретами, которые читатель раскрывает вместе с главным героем.

Кстати, о нем. Томас Сенлин, учитель и директор небольшой школы в маленьком городке. Он занудлив и педантичен, плохо подготовлен к жестокостям окружающего мира и приключениям в целом. Еще он наивный идеалист и достаточно нерешителен в жизни. Попросту говоря, он довольно скучный и в его большую любовь с Марией слабо верится. Поначалу. В дальнейшем положение изменится в лучшую сторону благодаря флешбэкам, в полной мере раскрывающих предысторию взаимоотношений Томаса и Марии, а также убедительному развитию Сенлина как персонажа. И нет, здесь не будет прокачки героя, как в стандартных фэнтези-романах. Бэнкрофт действует тоньше.

Вот и получается, что основной крючок, которым автор цепляет читателя – это взаимодействие Тома Сенлина и Вавилонской Башни. Именно это взаимодействие создает атмосферу «Трассы 60» и «Расколотого мира» Гилмана, именно из-за этого взаимодействия роман относят к экзотическому поджанру фантастики под названием «тауэрпанк» и именно это взаимодействие подталкивает дочитать роман до конца. Но тут есть один подвох.

Обычно цели главного героя и автора примерно совпадают. То есть, если персонажу необходимо что-то получить, автор проложит путь к цели и, исходя из своих интересов, даст герою желаемое или нет. В данном же случае, главная цель путешествия Сенлина – спасение Марии, а вот главная цель Бэнкрофта – демонстрация Башни. И вот тут-то возникает основная проблема романа. В первой книге, как я уже говорил, Башня – это обещание, ее первые уровни занимательны, но не впечатляющи. Сенлин же в свою очередь скучен и представляет интерес лишь в своем развитии. Хорошенько поводив своего героя по нижним уровням Башни, автор максимально разогрел любопытство читателя и приостановил историю.

В итоге, для получения удовольствия от книги читателю необходимо настроиться на авторскую «волну» и после прочтения первой книги, решить для себя, стоит ли выдавать писателю кредит доверия. Лично я кредит выдал. Помимо сюжетных тайн и самой Башни, меня подкупил еще и отличный авторский слог, хорошо переданный переводом Наталии Осояну. Очень надеюсь, что ожидания оправдаются.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вся книга — это такое затянувшееся вступление к эффектной бойне в финале. Но от этого «Восхождение Сенлина» хуже не становится!

Хочу предупредить. Если вы ждете от путешествия по Вавилонской Башне какого-то сюрреализма, причудливых жизненных форм и изменения законов физики в духе Чайны Мьевиля, то лучше оставьте такие надежды. Главного героя ждут нестандартные, но все же вполне понятные приключения, основанные на взаимодействиях обычных людей (ну, почти — тут есть один более-менее сверхъестественный персонаж, и то, его способность объясняется чем-то вроде науки).

Книга интересная. Финал неожиданный.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, что автор сам не знал, что он будет писать. Потому что первая половина — эдакий кафкианский морок, вторая половина — бодрый фэнтези боевичок с классическим всех-превозмогающим героем.

Написано складно, но это единственное достоинство.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх