fantlab ru

Джосайя Бэнкрофт «Восхождение Сенлина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
424
Моя оценка:
-

подробнее

Восхождение Сенлина

Senlin Ascends

Роман, год; цикл «Вавилонские книги»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вавилонская башня — величайшее из чудес света. Это огромный, как гора, слоёный пирог из воинственных и мирных уделов; это мир гениев и тиранов, воздушных кораблей и паровых двигателей, диковинных животных и таинственных механизмов.

Всю жизнь проживший в сельской глуши, Том Сенлин убежден, что Вавилонская башня — сердце цивилизации, средоточие всего самого лучшего и возвышенного. Вместе с молодой женой он отправляется туда в свадебное путешествие — и теряет её в толпе на городском рынке. Потратив два дня на бесплодные поиски, Том решает войти в башню, — вероятнее всего, жена уже ждёт его внутри. И попадает в дьявольский лабиринт, нисколько не похожий на счастливый мир, нарисованный его воображением.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Восхождение Сенлина
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Senlin Ascends
2013 г.
(английский)
Senlin Ascends
2018 г.
(английский)
Im Turm
2018 г.
(немецкий)
Senlin Ascends
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Соблазнился прочитать, исходя из рекомендаций большинства ознакомившихся, включая профильных блогеров в сети, многие из которых буквально брызжут восторгом, включая произведение в состав своих любимых. Но, возможно из-за завышенных ожиданий, книга показалась довольно средней. Вроде и неплохо всё, но не цепляет. Все есть, все складно, но все без задора, что ли. Картина написана грамотно, как хорошим учеником художника который проанализировал многие полотна известных мастеров и думает, что «понял жизнь», но нет тех мазков, которые вдохнут в неё жизнь и сделают продукт ремесла произведением искусства. А жаль, хотелось заполучить ещё один из немногих любимых циклов.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, есть две степени восхищения книгой: читать ее запоем, потом с горьким сожалением, что история закончилась, размышлять над прочитанным, и потом снова начать с первой страницы. Вторая — это фанатичное миссионерствование, когда по всем друзьям, соцсетям и инф.каналам несёшь благую весть: прочитал крутейшую историю восхождения Сенлина, автор Д.Бенкрофт!!!

Он вернул мне веру в современную приключенческую литературу, заставил полюбить своих героев, воображение работало на всю катушку, визуализируя дирижабли, стимпанковских киборгов, блеск и нищету Башни, пороки и добродетели людские!

К чему это я. Расписывать в деталях перепетии сюжета (который выдал пару неожиданных твистов) не хочу. Но хочу посоветовать всем и каждому — познакомиться с серией книг о бывшем школьном учителе. Получился удивительный литературный гибрид постмодернистского арт хауса, приключений то ли Синдбада, то ли Одиссея в век паровых машин. Язык у автора очень образный и яркий, персонажи достоверные, сюжет увлекательный. Ну, чего ещё желать читателю?

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

К книге я подходила с немного завышенными ожиданиями, уж слишком ее захвалили. И все могло бы закончится полным разочарованием, но спасибо моему нечитуну (нет!), благодаря которому чтение ооооочень растянулось, а градус ожиданий снизился. Книга интересная, но читается как-то кусками. И дело даже не в перерывах в чтении, а в структуре текста. Каждый этаж башни разительно отличается друг от друга и собрать все эти куски в единое целое у меня получилось не очень хорошо, для меня это три небольшие истории, а сквозная линия в них — это становление героя.

Главный герой, Том Сенлин — простой сельский учитель, по совместительству еще и директор школы. Поначалу он предстает перед читателей этаким простофилей, ничем особо непримечательным, но зато движимый мечтой посетить вавилонскую башню. Но по ходу истории из простачка Сенлин превращается в хитрого и изворотливого персонажа. Слишком легко ему удается выбираться из неприятностей и делать вещи, которые он до этого никогда не делал. Сенлин в начале книги и в конце это два разных человека.

Том хочет найти свою пропавшую жену (с чего вдруг такая большая любовь я не очень поняла) и готов обойти всю башню, но информации о ее точном местонахождении у него нет, только намеки и слухи. Не удивлюсь, если в конце окажется, что Мария была не так важна как сам путь героя, а судя по тому к чему пришел Сенлин в конце книги, впереди он может еще многого достичь.

Все персонажи (а некоторые не единожды), которые попадаются Тому на пути в той или иной степени помогают ему либо измениться, либо продвинуться вперед, вверх по башне.

Надеюсь, что в следующих книгах побольше уделят внимание и самой башне, а то действия в некоторых кольцевых уделах занимает достаточный хронометраж, что аж успевает наскучить, а в других все происходит так быстро, что не успеваешь распробовать. Если закрыть глаза на марти-сьюшность героя и то как ему все легко дается, вполне себе легкое развлекательное фэнтези.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На данный момент, это самая интересная книга этого года. И сейчас я борюсь с желанием скорее взяться за вторую книгу, потому что нужно писать отзыв на первую.

Мир, созданный фантазией автора, настолько необычен, что хочется изучить его досконально. Хочется постигнуть все тайны, которые скрывает каждый уровень Башни, разгадать все загадки. И автор дает нам такую возможность. Он не ограничивается поверхностным описанием внутреннего строения Башни, описывая окружающий мир, людей, живущих на каждом уровне, и то, как меняется герой, проходя через испытания каждого уровня. За это отдельное спасибо, потому что сейчас редко встречаются герои, которые развиваются по мере того, как движется сюжет. Обычно герой или с самого начала этакий супер-умелец, или же он до самого конца картонный статист. Герой Бэнкрофта живой. Он боится, впадает в отчаяние, делает необдуманные поступки, и в то же время, он расчетлив, ловок, умён. Том Сенлин, которого мы видим вначале, очень сильно отличается от Тома Сенлина в конце. Да, ему порой очень сильно везёт, но разве в настоящей жизни не бывает таких людей?

Первая часть оставляет очень много вопросов по поводу Башни. Кто за всем стоит? Зачем на самом деле её построили? И ещё пару, которые будут спойлером для не читавших. Книга написана очень красивым образным языком. Не возникает недопонимания, читать легко и интересно, и это, я считаю, очень большая заслуга не только автора, но и Наталии Осояну, как переводчика.

Писать дальше без спойлеров сложно, а портить впечатления ещё не знакомым с историей, не хочется. Поэтому, если любите интересные запутанные сюжеты, тайны и погони — попробуйте прочитать «Восхождение Сенлина». Вдруг это именно то, что вы ищете.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ошибкой оказалось решение взяться за цикл, не дождавшись завершения истории, но кто ж знал, что книга так увлечет? Сиди теперь, жди финала и радуйся, что фамилия автора не Мартин. А ведь поначалу аннотация не обещала чего-то оригинального, вспоминались Вайсс и Суэнвик, использовавшие схожие декорации.

Но по порядку: Томас Сенлин, деревенский учитель, чьим самым волнующим приключением до сих пор являлись прогулки по окрестным холмам, отправляется в свадебное путешествие, повидать Вавилонскую башню, средоточие науки и культуры (если верить путеводителям). По прибытии на место молодая супруга теряется в сутолоке огромного рынка, по сравнению с которым Черкизовский все равно что сельский базар. Будь герой недалек и малодушен, на этом история бы и закончилась. Однако он пускается на поиски жены внутри исполинского здания, где каждый новый ярус разительно отличается от предыдущего и узнает, что, во-первых, не всем путеводителям стоит доверять, а во-вторых, что роль наставника в небольшой школе не предел его потенциала. Такое вот взросление на четвертом десятке лет. Дальше углубляться в сюжет не хочется, так как собирать подсказки автора в тексте и встречать развитие побочных сюжетных линий, как по мне, интереснее лично и без спойлеров.

Уважаемыми лаборантами уже подмечено, что язык произведения стилизован под классическую литературу и бережно перенесен на русский замечательной переводчицей Натальей Осояну. Смею лишь добавить, что выглядит все не настолько вычурно, как, например, в «Джонатане Стрендже и мистере Норелле». Да и общая стилистика напоминает о Викторианской эпохе, сдобренной стимпанком (манерами, именами, костюмами и пр.), так что не дайте сбить себя с толку упоминанием Вавилона.

Что хочется похвалить — логичное развитие (предметы и герои здесь не появляются просто так, для красоты), яркие образы, нечастый, но уместный юмор. Что не каждому придется по вкусу — сюжет не рвет с места в карьер, да и первая книга не является законченной историей, она, скорее, знакомит читателя с миром и персонажами, финал здесь «промежуточный».

Еще любопытный факт: в книге не самый стандартный подход к персонажам. Протагонист тут интеллигент, выпавший из зоны комфорта, а не спец по единоборствам с бугрящимися мышцами. Впрочем, спеца мы тоже встретим, но не такого, которого ожидали бы. И я таки молчу про разнообразие союзников и недругов Сенлина в следующих книгах, у каждого из которых обоснованная мотивация.

Такая старомодная, но притом непривычная книга долго не могла пробиться к читателю. Спасибо автору гримдарка Марку Лоуренсу, принявшему активное участие в ее судьбе. Могу рекомендовать ее тем, кого не отпугивает неторопливость повествования и отчасти безумный мир. В награду вы получите запоминающуюся историю.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну начало было захватывающим. Эдакая смесь абсурдизма с магическим реализмом и стимпанком. Читается легко, текст насыщен описаниями, неплохо прописаны некоторые герои.

Где-то с середины начинается провисание. Автор как-будто выдохся или специально затягивает повествование. Исчезает логика мира, события развиваются непоследовательно, а герою постоянно везет — он неубиваемый и невидимый. Второстепенные персонажи предстают тупыми ботами с низким ИИ. Финал произведения вообще высосан из пальца и настолько скучный, что хотелось даже бросить чтение. Удерживало желание наконец-то дойти до хоть какой-нибудь развязки. Но в итоге

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
развязки не было, а только завязка на следующую часть

Если бы не провисания и неправдоподобные везения, в результате чего книга вышла бы в два раза короче и динамичнее — ее можно было назвать хорошей. А так — читать можно, но продолжать следующие части не хочеться.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой книги Том Сенлин — чопорный и правильный директор деревенской школы. Всю жизнь он мечтал побывать в Вавилонской башне, годами копил деньги грезил о том, что когда-нибудь ему удастся привезти туда своих учеников на экскурсию. Путеводитель по башне зачитан им до дыр И вот, долгожданный миг настал, он отправляется в свадебное путешествие с новоиспечённой женой Марией к своей мечте. Они планировали весело и счастливо провести свой медовый месяц на одном из ярусов башни — в Купальнях. Но, даже не войдя в башню, Том теряет свою жену. С этого и начинаются его приключения.

Вавилонская башня оказывается совсем не такой, как он представлял, она напомнила мне улей, гудящий, переполненный. Поначалу, непривычный к такому скоплению людей, Том теряется, но, тем не менее, находит в себе силы двигаться дальше, несмотря на многочисленные испытания, возникающие на его пути.

Хочется отметить очень красивый язык, которым написана эта книга, на мой взгляд, это главное ее достоинство. Главный герой не вызвал у меня желания сопереживать ему, гораздо более привлекательной и интересной выглядит его жена Мария, она очень яркая и неординарная личность.

Что мне не понравилось, так это вся та грязь, насилие, жестокость, которыми наполнена эта история. Сюжет показался мне скучным, а финальная битва не интересной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К концу книги Мария так и не найдена, развязки история не получила.
Но продолжение читать мне совсем не хочется.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень редко попадается книга, в которой просто не могу найти плюсов...

На Джосайю Бэнкрофта поглядывала ооочень давно, так как хвалили все! И даже купила не прочитав в электронке вначале (а зря!)

Однако если перефразировать высказывание главного героя о Вавилонской башне: под видом причуд, приключений и романтики нам продали тиранию, кровищу и разбитые сердца...

А мы монтажники-высотники!

Итак, ключом сюжета становится поездка молодоженов в медовый месяц к главной достопримечательности страны: Вавилонской башне. Это огромное сооружение тянется так высоко, что никто не знает, сколько там этажей. И конструкция своеобразная: каждый этаж — это отдельное государство. Как они связаны между собой становится ясно ближе к концу книги (вернее, мне сразу стало ясно, но задумывалась интрига,судя по подаче)

Шелковые чулки и пиво ннада?

Вот только муж с женой теряются на базаре даже не дойдя до башни... Дальше начинаются грабежи, предательства, безнадега всех потерявшихся, жажда наживы вплоть до оббирания трупов ..

Ах, водевиль...

На втором этаже Тома Сенлина ждет театр, в котором участвуют все. Если вначале уровень бреда казался вменяемым, то с этого момента градус будет только нарастать: вырванные глаза, убийства на ровном месте, рабство...

Герой на героине...

Но все было бы даже ничего (у Ффорде в Ранней пташке было и позаковыристей, только с юмором и гораздо более глубоким смыслом), если бы хоть один герой там был нормальным. Но нет! Начиная с премерзкого, трусливого и чопорного главного героя Тома Сенлина и заканчивая паноптикумом персонажей один мерзее другого, отвращение, недоумение, брезгливость или ненависть вызывают все. Друзей вокруг нет и не будет.

Отдушиной мне служила лишь собственно жена Мария, о которой упоминается вскользь... Лишь благодаря вставкам их истории с Томом я дочитала до конца...

А был ли смысл?

Но вообще я искренне не понимаю смысла этой книги. Человек человеку волк? Убей или будешь убит? Прожигай жизнь?

В общем, давно я такого бреда не читала...

Оценка: 1
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление, что автор сам не знал, что он будет писать. Потому что первая половина — эдакий кафкианский морок, вторая половина — бодрый фэнтези боевичок с классическим всех-превозмогающим героем.

Написано складно, но это единственное достоинство.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джосайя Бэнкрофт — совершенно незнакомый для меня автор. И я неожиданно получил большое удовольствие от чтения этого его романа.

Классифицировать этот роман сложно, да и не обязательно. Множество жанров переплетено в нём, так же как в мире Вавилонской башни причудливо переплетается западная и восточные культуры, имена, названия...

Застенчивый, педантичный и весьма наивный деревенский школьный учитель Том Сенлин вместе с молодой женой Марией отправляется в свадебное путешествие на экскурсию в Вавилонскую башню, начитавшись путеводителей и прочей рекламы. Он считает это место сосредоточением культуры и науки и давно мечтает совершить это путешествие. С момента прибытия всё идёт не так как он представлял себе — вокруг Вавилонской башни простирается огромный хаотичный Рынок(своего рода — чистилище), происходящее там совершенно не соответствует путеводителям и вообще представлениям о этом месте. Он тут же теряет в людских водоворотах свою молодую жену. И приключения начались...

Основная линия сюжета — поиск учителем своей жены. Он входит в гигантскую башню и весьма медленно продвигается по ней. Мир Башни угнетает каждого попавшего туда. Он огромный, давящий, странный, часто просто безумный и — весьма жестокий. Персонажи, встречающиеся на пути Сенлина очень живописные, порой — даже гротескные. По мере своего продвижения он узнаёт истории этих персонажей и получает разрозненные отрывки знаний о самой Башне. Параллельно, в виде небольших ненавязчивых флэшбэков автор рассказывает о самом Сенлине.

Колоссальный мир Башни затягивает и поглощает людей и их души. Все персонажи, с которыми сталкивается Сенлин, имеют свою тайну(двойное дно), и все они являются узниками Башни, независимо от своего положения в ней. У Сенлина складываются с ними весьма сложные и неоднозначные отношения. В процессе продвижения по Башне меняется и сам Сенлин. Его наивность и идеализм быстро растворяются, представления о мире меняются, меняется его поведение и действия. В тоже время он всячески стремиться сохранить свою человечность, хотя это не так уж просто в окружающей его среде. Трансформация Сенлина выглядят реальной и мотивированной.

Автор умело поддерживает интерес к повествованию, он постоянно подкидывает новые загадки, иногда даёт весьма неожиданные разгадки некоторым из них, события романа часто принимают непредсказуемый поворот и принципиально новую интерпретацию. В романе достаточно размышлений, в нём явно просматриваются философские и религиозные аллегории. Это не вредит повествованию, напротив — добавляет происходящему дополнительные оттенки.

Окончание романа — это всего лишь окончание одного из многочисленных эпизодов драматического путешествия Сенлина.

Язык романа очень хорош, так же как и перевод. Автор описывает происходящее ярко и убедительно, часто с лёгкой, ненавязчивой иронией, с головой погружая читателя в атмосферу романа, заставляя его сопереживать происходящему. Юмор в романе очень хорош и уместен, он не даёт повествованию скатиться в заурядную «чернуху».

Сразу же начну читать следующий роман цикла, очень хотелось бы что бы автору хватило мастерства и фантазии достойно продолжить историю. Огорчает что третий роман цикла ещё не переведён.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гордость — забавная штука. Больше всего ею наслаждаются те, кто менее всего ее заслуживает.»

*

«Солнце иногда кажется ярче, если смотреть на него из тени. Иной раз, чтобы насладиться сценой в полной мере, мы должны сначала немного отступить.»

*

» -А вы, я так понимаю…гробовщик?

-Директор школы.

-Ну разумеется! Весь в черном, потому что вы оплакиваете утрату юношеской невинности!»

*

Я с огромным интересом взялась за чтение этого цикла. Во-первых, мне очень хотелось познакомиться с новым автором, имя которого только недавно начало набирать популярность, пройдя через тернии издательского равнодушия. Во-вторых, с поджанром «новые странные» в фантастике я вообще не знакома, и мне было невероятно любопытно узнать, что это за книги. Уже на уровне первых глав стало ясно, что книга не имеет никакого шанса меня разочаровать. Понравилось буквально все — невероятно увлекательный сюжет, необыкновенный мир, яркие персонажи и очень красочный слог, наделенный неожиданным юмором. Мне казалось, что я автора знаю уже давно. Возможно, это благодаря прекрасному переводу Наталии Осояну. Одним словом — восторг!

«Может, разместить рекламу в доках? «Требуется воздухоплаватель для священного похода навстречу несомненным опасностям и вероятной смерти. Жалованье низкое, вознаграждение моральное; предпочтение отдается филантропам».»

Книга начинается как смешная, ироничная история, в которой школьный учитель из провинциального городка вместе с молодой женой приезжает к легендарной Вавилонской Башне с целью провести медовый месяц в ее несравненных Купальнях. Привыкшие к жизни в глубинке, молодожены оказались абсолютно не готовы к многолюдности огромного города и на первых страницах книги умудрились потерять друг друга. Несложно догадаться, что путеводной звездой цикла является поиск главным героем своей ненаглядной женщины. Вместе с ним нам предстоит пройти по круговым мирам этой башни, каждый из которых внесет в историю свою уникальную атмосферу. На первый взгляд может показаться, что перед нами очередная «бродилка» на бумаге. Однако у меня ни на секунду не создавалось подобной иллюзии.  

Автор не стремился к дотошному описанию происходящего, но присутствующие на страницах детали красноречиво передавали прелести интересного мироустройства. Мир очень необычный и имеет особенности, которые позволяют причислить цикл к жанру «стимпанк». Но главной его достопримечательностью являлась Вавилонская Башня. Она внешне мне очень напоминала «Карту Ада», написанную когда-то Боттичелли. Только с точностью до наоборот. Отсюда и невольное, очень легкое воспоминание о «Божественной комедии» Данте (есть здесь и круги-уровни, и томящиеся, и отсылки к определенному греху). Несмотря на это, фантазия Бэнкрофта восхищает. Мне пришлось использовать максимум воображения, чтобы понять всю суть авторской задумки. Создавалось впечатление, что огромный мегаполис территориально разделили на множество частей, затем каждую эту часть сжали в круглую область и соорудили из них многоуровневое строение, скребущее небеса своей величественной высотой. Башня вызывала во мне разные чувства. Она была эталоном просвещения и дивом цивилизации, где царил ужас и смятение, смешанные с чудесами. Вместе с героем мы будем постигать тайны этого странного места, постепенно понимая, что она является очень продуманной системой, где каждый уровень выполняет определенную функцию. Невольно возникают вопросы: кто же все это построил, и что этот кто-то делал с такой мощью? Вот только ответы на эти и многие другие вопросы мы сможем получить, лишь в финале цикла. А пока интрига вокруг этого сооружения только нарастает.

Интересными оказались и действующие лица. Главный герой — 35-летний (снова созвучие с Данте) интеллигентный мужчина  с привычками и чертами характера деревенского учителя, возведенного в ранг директора школы. Историю его жизни автор раскрывает постепенно, иногда перебрасывая читателей в прошлое многочисленными флешбэками. Это касается и любовной линии, которая из неинтересной заурядности перерастает в невероятно душевный фон сюжета.

»- Вы опоздали, директор.

- Невозможно. Директора никогда не опаздывают. Наверное, солнце спешит.»

Под гнетом взятых обязательств и навязанного долга, с верой в вечную любовь и крепкую дружбу, герой ожидаемо преображается на глазах читателей. Как же интересно мне было наблюдать за этим наивным созданием, который иногда казался великовозрастным ребенком! Он был приятен мне с первой страницы, поэтому я очень ему сопереживала. Перемещаясь от уровня к уровню башни, он каждый раз сталкивался с разными людьми, которые, как и он, стояли на пороге серьезных перемен. Кто-то из них напоминал человеческие карикатуры в адреналиновом тумане, кто-то располагал к себе своей жизненной трагедией. Но каждый из них вносил свой вклад в историю, превращая ее в парад ярких актеров. Так случилось, что в жизни многих героев Томас Сенлин выступает катализатором чего-то судьбоносного и абсолютно неизбежного.    

«Я буду чувствовать себя очень слабым, а ты будешь чувствовать себя очень глупой. Но так всегда бывает в самом начале. Обучение начинается с неудач.»

Очень напряженная заключительная часть внесла свои коррективы и дала направление дальнейшего путешествия. Оно будет необычным, но об этом я расскажу чуть позже. «Легче принять то, кем ты стал, чем вспомнить, кем ты был. Иди за ней», — сказал один персонаж, и герой, следуя этому напутствию, продолжает поиск. Автор умеет удивлять, поэтому я жду большие неожиданности. Очень рада, что передо мной уже лежит следующая книга цикла под названием «Рука Сфинкса». Я, кажется, даже догадываюсь, о какой руке идет речь ;) Продолжение следует...

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая треть книги — жутко бесит.

Это и безвольный герой. И идиотский замес. И ужасно неправдоподобный мир.

Вы представляете себе рынок в туристическом центре, на котором торговцы отмахиваются от туристов?

А представляете себе рынок, на котором торговцы просто так берут, собираются, и переезжают в другое место? Массово. Постоянно. Зачем это броуновское движение? чтобы доставучие туристы и постоянные клиенты не нашли, наверное.

О важнейшей(единственно?) достопримечательности этого мира написан ровно один путеводитель, чья точность там на уровне: «Россия — страна медведей и балалаек, а вечерами все семьи собираются у самоваров и пьют из них водку».

Кстати, только на четвертом этаже башни появляется электричество и тусклые лампочки. Из чего следует, что третий уровень, описанный как курорт, весь погружён в полутьму и освещён либо факелами, либо газовыми фонарями. При этом отдыхающие там лежат на арендованных шезлонгах. Видимо загорают.

ГГ — вылупился из яйца и ничего не знает про этот мир. Как он прожил до 35 лет и остался таким тупым — неизвестно. С его уровнем интеллекта он бы очень быстро попал в рабство, если бы не дождь из роялей высыпаемый автором на героя просто так, ни с хрена.

Книгу не дропнул лишь потому, что мне сказали, что дальше будет лучше.

Я не поверил.

Но читать продолжил.

И таки стало лучше! Неожиданно!

Примерно после трети книги герой перестаёт бултыхаться как дерьмо в проруби, и наконец начинает хоть что-то делать самостоятельно. И у него получается. У него уходит непроходимая тупость. Он делает выводы, он анализирует людей, он составляет хитрые планы.

Как будто автор поменялся. Если подумать про реалистичность, то в 35 лет люди уже не меняются от трудностей, а ломаются. Он вырос в теплице, откуда ему набрать жесткости, злости, решимости и изворотливости? Неоткуда. Но герой начинает этими качествами обладать. Неплохой такой герой получается. Ему даже сочувствуешь, и хочешь, чтобы у него получилось.

А в первой трети хотелось, чтобы его уже прирезали нахрен.

Следующие две трети вполне себе годная приключенческая фентазя.

Какую ставить оценку — затрудняюсь. Первая треть книги на 2 балла. Вторая-третья — на крепкие 7. Может даже 8. Но пока до 8-ми дочитаешь, придётся дерьма хлебнуть.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, сразу же добавленная в планы на прочтение, как только узнал о ней. На протяжении знакомства с текстом неоднократно обманывавшая ожидания (хотя о разочаровании речь не идёт) и оставившая «под впечатлением».

Как горожанина-полухикки, меня вообще привлекают произведения, условно относящиеся или близкие к тому, что в последнее время называют «тауэрпанком», в которых действие происходит в огромном многоярусном здании/лабиринте/пространственной структуре со сложной и/или необычной топологией. На первый взгляд, сабж – именно то, что нужно. Исполинская Вавилонская Башня как «вещь в себе». Дом = Град = Мир. Но, всё-таки (как и в «Доме в тысячу этажей» Вайсса), на первый план здесь выходит социально-психологическо-философская тематика (то есть «панка» больше, чем «тауэра»). И главному герою Томасу Сенлину, бывшему директору школы, по большей части приходится иметь дело с лабиринтом человеческих пороков.

В числе ожидаемого было также экзотическое сочетание мотивов древних цивилизаций и стимпанковских технологий. И это там есть, но опять же скорее как вторичная декорация. Впрочем, и совсем забыть о сеттинге автор не даёт: то на одном из этапов странствий героя проползает мимо по стене ремонтный робот, то вдруг в воспоминаниях персонажа возникает Шумер как гиганский железнодорожный узел :)

Башня со своими гротескными картинами и загадками всё-таки понемногу раскрывается перед нами, и Сенлину ближе к концу тома, кажется, удаётся частично разгадать один из секретов нижних ярусов.

***

Автор использует для каркаса сюжета простые, но неизменно работающие (при условии хорошей реализации) тропы:

1) Сам мотив подъёма героя по уровням башни с ловушками, испытаниями и врагами (настолько архетипичный для приключенческого жанра, что использовался ещё в классическом «Драгонболле» и обстёбывался мимоходом в числе других клише в одной из первой арок «Ванпанчмена»).

2) «Нарутотерапия» – обретение союзников в жестоком мире несколько наивным и чистым душой героем, превращение в друзей даже бывших недоброжелетелей.

3) Конечно же, как центральный мотив, потеря любимой и её поиск с преодолением преград, а также скитания с мечтой о возвращении домой (можно вспомнить «четыре Борхесовских вечных сюжета»). Кстати, думаю, книгу (где присутствует «Путеводитель по Башне», в надёжности которого постепенно начинает сомневаться герой) стоит порекомендовать поклонникам «Путеводителя по галактике» Адамса.

Да, вроде бы небольшой, но чертовски удачный и вкусный «метатекстовый» момент: когда Путеводитель теряется, изменяются и эпиграфы к главам, недвусмысленно намекая на прохождение очередного переломного этапа в становлении героя. А эпилог, уже полностью от его лица, знаменует окончательное взятие судьбы в свои руки.

Одна из главных особенностей, выделяющих книгу – отличный язык, восходящий к добротной классической литературе «эпохи пара». Это не просто средство изложения – так действительно думают и чувствуют персонажи.

«Восхождение Сенлина» как своего рода стилизованный «философский боевик», имхо, можно сравнить с уровнем лучших вещей Г.Л.Олди, а по языку даже, пожалуй, выходит в плюс, обладая простой, без нарочитых изысков, элегантностью и читабельностью.

То, с какой лёгкостью Сенлин впутывается в передряги, и ещё более то, как ему удаётся выпутываться, опасно граничит с «рояльностью», но к этому привыкаешь, тем более что заведомо нелогичным ничего назвать нельзя.

Вначале кажется, что многовато места занимают отступления с воспоминаниями Томаса о его прежней жизни и потерянной жене Марии, но, во-первых, они постепенно редеют, во-вторых, оказывается, не только для психологичности служат. Если то, что Сенлину пригодится его учительский опыт, в принципе, можно было предвидеть, то сыгравшее в нужное время некое будто бы бесполезное хобби доставило большое удовольствие. Вообще, грамотно расставленные и неожиданно выстреливающие в подходящие моменты сюжетные ружья вызывают уважение (подозреваю, что ещё не все из них сработали).

***

В заключение: имхо, если Бэнкрофту удастся удачно закончить линию приключений Томаса и Марии – то вещь можно будет назвать выдающейся. А если, кроме того, ещё и глобальную линию Вавилонской Башни с её загадками – стоит говорить о появлении шедевра.

Ну а судьба этой талантливо написанной книги, очень долго пробивавшей дорогу к издательским публикациям – лишний повод пнуть снобов, для которых слово «самиздат» является ругательным.

Моя оценка: пока 9 (с плюсом) из 10. Посмотрим, как автор будет развивать сюжет и сеттинг в следующих книгах цикла.

Надо ли читать: да, по крайней мере, если вас заинтересовала аннотация. Примечательная и заслуживающая внимания вещь.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычная книга. Необычная в хорошем смысле. По форме это бродилка: преодолей трудности и поднимись по башне на следующий уровень в поисках потерянной жены. По антуражу временами напоминает театр абсурда. По сюжету – притчу, где сама Вавилонская башня и испытания в ней представляется аллегорией. Чисто субъективное восприятие, но поначалу мне даже казалось, что главный герой, сам того не зная, умер и попал в Чистилище, где проходит испытания.

Томас Сенлин, директор школы из небольшого городка, приезжает с молодой женой провести медовый месяц в Вавилонской башне – прославленном чуде света. Башня поистине грандиозна, никто точно не знает, даже сколько в ней этажей, то есть кольцевых уделов, каждый из которых представляет отдельное государство. Кем, когда и с какой целью была возведена башня, не сообщается. А впоследствии Томас обнаруживает, что его путеводитель, который поначалу он считал непререкаемой истиной, врет как сивый мерин.

У подножия башни, посреди шумного рынка, Томас и Мария расстались на минуту – и потерялись. Весь дальнейший сюжет – поиски Марии. Томас поднимается по уровням башни, попутно узнавая, что Башня – не такое уж благостное чудо света, что ее населяют бедняки, воры, негодяи, самодуры всех мастей, что никому здесь нельзя верить и очень трудно найти не то что друга, но хотя бы союзника, который не предаст.

Башня засасывает, как черная дыра. Туристы, которые приезжают в нее на экскурсию, практически наверняка уже никогда не вернутся домой и найдут для этого кучу оправданий. Проще всего в этой башне опуститься и смешаться с грязью и ничтожеством. Но как та лягушка в банке со сметаной Томас продолжает барахтаться, пользуясь единственным своим оружием – умом, и к концу первой книги скромный школьный учитель уже не узнал бы себя. Деньги закончились, приличный костюм истрепался, характер неузнаваемо изменился, но цель осталась прежней – во что бы то ни стало найти Марию, и неважно, что башня сделала с ней и с ним.

Это первая книга цикла, так что заканчивается она промежуточным финалом. И мы двинемся дальше вверх по новым кольцевым уделам.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма необычный роман, постоянно удивляющий и оказывающийся не тем, чем кажется.

Для начала, по итогам первой книги это не фэнтези. Никакой магии или мистики. В мире книги властвует стимпанк — с паровыми двигателями, поездами, электричеством и местной разновидностью дирижаблей. Но, разумеется, всё не так просто.

Это альтернативный мир. Стимпанк сам по себе тяготеет к изображению альтернативного мира, но в данном случае это ещё и своеобразная фантазия на тему Древнего Востока, дожившего до эпохи пара. Пускай от этого Востока и остались в основном только названия вроде Вавилона или Шумера. Впрочем, мир за пределами башни прописан достаточно скупо. Главное место действия — сама Вавилонская башня.

Точнее — её видоизмененный аналог, пользующийся достижениями местного прогресса, но по прежнему хранящий в своей глубине немало тайн. Надо признать, сам по себе образ башни, столь высокой, что её вершина теряется в облаках, башни, где каждый кольцевой удел — целое государство со своими порядками и тайнами, башни, что «заглатывает» в свои недра толпы наивных чужаков и постепенно меняет их под воздействием экстремальных условий, что ж, этому образу нельзя отказать в метафоричности. Порой приходится сомневаться, сталкиваешься ты при чтении с метафорой или все же с условностями авторского мира.

Главный герой. В отличие от описываемого мира башни он поначалу весьма приземлен и скучен. И полон наивных светлых представлений о башне, разумеется. Впрочем, он весьма искренен в своих скупых чувствах и правильных принципах, и его чувства к своей жене выглядят трогательно. По мере продвижения в башне он постоянно сталкивается с непривычными, зачастую жестокими испытаниями. И не то, чтобы меняется... Раскрывается с несколько неожиданных для него сторон. Помимо постоянных новых чудес (и ужасов) башни это еще одна составляющая интриги — смотреть, насколько и в каком направлении герои могут измениться.

Сюжет достаточно непредсказуемый — по озвученным выше причинам. А большое количество неизвестных пока кольцевых уделов башни в перспективе способно еще долго удивлять разнообразием персонажей и декораций. Есть и основная интрига, связанная с поисками жены и со странной картиной, внезапно оказавшейся столь важным для многих предметом.

При всех описанных достоинствах книги, некоторые из них вполне могут сойти и за недостатки. Мир не самый приятный и не самый понятный, второстепенные персонажи зачастую тоже не самые приятные (башня упорно меняет людей и их отношения с собственной совестью). Ну а видимая метафоричность вполне может оказаться в дальнейшем лишь ширмой, прячущей условности и пробелы в рисуемом мире.

В-общем, поскольку перед нами начало цикла, очень важно, к чему все-таки приведет сюжет, и окажется ли история действительно непротиворечивой, а разгадка интриги — достойной. Посмотрим.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх