fantlab ru

Джосайя Бэнкрофт «Рука Сфинкса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Оценок:
253
Моя оценка:
-

подробнее

Рука Сфинкса

Arm of the Sphinx

Роман, год (год написания: 2014); цикл «Вавилонские книги»

Аннотация:

Пройдя три уровня Вавилонской башни, этого дьявольского лабиринта, полного обмана, пороков и всевозможных опасностей, Томас Сенлин вырвался на свободу, но так и не вернул потерянную жену.

Он вынужден стать пиратом, чтобы выжить на борту украденного воздушного корабля и продолжить поиски. Превратности судьбы заставляют Сенлина обратиться за помощью к главной легенде многоярусного мира, к таинственному Сфинксу, чьей печатью отмечены многие чудеса. Но Сфинкс ничего не делает даром, а в Вавилонской башне крайне опасно быть у кого-то в долгу.

Примечание:

Изначально роман публиковался в электронном виде в трёх частях — «The Stone Cloud» (2014), «The Golden Zoo» (2014) и «The Athenaeum» (2015).



В произведение входит:


  • The Stone Cloud
  • The Golden Zoo
  • The Athenaeum

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года


Издания: ВСЕ (4)

Рука Сфинкса
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Arm of the Sphinx
2015 г.
(английский)
Arm of the Sphinx
2018 г.
(английский)
Arm of the Sphinx
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочитанной с большим удовольствием первой книги данного цикла сразу же преступил к чтению второй книги.

Мои опасения по поводу продолжения сбылись. Второй роман был прочитан с меньшим удовольствием чем первый. Язык романа по-прежнему хорош, автор по-прежнему приоткрывает завесы над одними тайнами и тут же подкидывает новые. Путь героев романа по-прежнему непредсказуем и полон неожиданностей, зачастую весьма неприятных. Мир остался всё таким же странным и порой откровенно сюрреалистичным, персонажи, с которыми встречаются герои, всё так же колоритны и непредсказуемы.

Но таких сильных впечатлений, как от первого романа, уже нет. Во-первых — героев стало несколько — это сам Сенлин и его пёстрая команда из 4 человек. Повествование начало скакать от одного персонажа к другому, что уменьшило интерес к чтению. Во-вторых — роман ещё больше наполнился размышлениями и переживаниями, теперь уже не одного Сенлина, а целых пяти человек. И, наверное как следствие — улетучился драматизм, эффект сопереживания, который возникал в процессе чтения первого романа. Да, драматизм в романе вроде бы присутствует, но он уже не находит отклика в читателе. Повествование стало более вялым, взаимоотношения героев забуксовали на месте, что начало вызывать откровенное раздражение и скуку. Если первый роман держал в напряжении за счёт драматического поиска Сенлином своей пропавшей жены, то во втором романе становится ясно, что этот поиск утратил смысл, движется чисто по инерции и грозит стать бесконечной чередой приключений в невероятно огромном и причудливом мире Башни. Читать о приключениях вроде бы и интересно, однако эти самые приключения становятся всё более «притянутыми за уши»(приключения не ради сюжета а ради самих приключений) и повествование заметно скатывается к заурядному графоманскому сериалу, размером с саму гигантскую Башню.

В общем — нельзя сказать что сам по себе второй роман цикла плох, но как продолжение первого романа — это разочарование, несколько портящее впечатление о первой книге. Вряд ли буду читать продолжение (которое, впрочем, ещё не переведено).

Оценка 7 завышена, из уважения к первому роману цикла.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во второй части «Вавилонских книг» Сенлин предстаёт перед нами в новом амплуа. От закомплексованого учителя почти ничего не остаётся. За его развитием следить интересно.

Новые пресонажи необычны и вызывают симпатию. Сфинкс особо порадовал и заинтриговал, впрочем как и его Башня.

Немного смущает «любовная линия» Сенлина.

Сюжет наращивает обороты и всё несётся на полных парах ввысь.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Рука Сфинкса» обманывает читательские ожидания. И с одной стороны, это хорошо: сюрпризы идут прямолинейному квесту на пользу. С другой стороны, акценты сместились с Башни на взаимоотношения и внутренний мир персонажей, в результате чего, сюжет несколько потерял в динамике.

Основная цель главного героя, Томаса Сенлина, осталась неизменной – найти свою жену Марию где-то на уровнях Вавилонской Башни. В первой книге Сенлин в меру успешно прошел четыре уровня и выяснил, что Мария томится где-то на пятом. Во второй части Сенлин со своей командой покоряет воздушное пространство вокруг Башни, посещает шестой уровень и знакомится с загадочным Сфинксом. И хотя автор явно пытался сохранить динамику предыдущей части и органично вписал в сюжет несколько напряженных погонь и сражений, в последней трети «Руки Сфинкса» повествование сильно буксует, концентрируясь на внутренних проблемах героев.

Вавилонская Башня не спешит расставаться со своими секретами. Во второй книге читателю предоставляют больше сведений о внутреннем и внешнем устройстве главного сюжетообразующего строения этой истории, но вопросов меньше не становится. Их становится больше. Прибавим к этому тот факт, что в книге часто встречаются ненадежные рассказчики, и количество вопросов можно еще удвоить. При этом нельзя не отметить, что автору удается сохранить интерес к своей истории. От обилия загадок не устаешь, развитие персонажей радует, а приключения описаны изобретательно и динамично. После прочтения книги хочется поскорее взять в руки следующую, жаль только, что такой возможности пока не предвидится. Остается надеяться, что российскому читателю не придется ждать продолжения четыре года как поклонникам Бэнкрофта за рубежом.

«Рука Сфинкса» вышла немного слабее и скучнее «Восхождения Сенлина», во многом за счет небольшого изменения курса. Но перед нами все тот же Сенлин, все та же Башня и все то же обещание, что впереди будет много интересного. Остается надеяться, что это обещание воплотится в жизнь.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если коротко — сильно хуже первой книги.

Главный недостаток, как мне кажется, кроется в том, что за героев больше не получается переживать. Роялей стало до неприличия много: из любой передряги Сенлин и Ко выскальзывают, получая, образно выражаясь, пару царапин.

В первой книге герой страдал, и это чувствовалось. Автор не щадя подвергал его самым пакостным испытаниям и хладнокровно описывал закономерный итог его не способности/не готовности их разруливать. Во многом этому способствовала формула “один против всего мира”. Тут же у Сенлина в распоряжении имеется ряд сайдкиков, чьими многообразными талантами решается 90% возникающих по ходу сюжета неприятностей.

Есть у этой книги и проблема, залегающая уровнем выше.

На протяжении всего чтения не покидало ощущение филлерности происходящего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самым явным подтверждением этому служит финал — совершенно очевидно, что герои ни на сантиметр не приблизились к цели, которая стояла перед ними в конце первой книги. Мария все еще в Пелфии, Сенлин все еще к ней стремится, у них новый корабль и все полны решимости преодолевать.

Автор заполняет пространство сценами, которые либо совершенно не нужны сюжету, либо задевают его по касательной. Еле удерживался от того, чтобы начать читать «по диагонали».

Однако, надо отметить, что авторский слог все так же на высоте. Витиеватые и находчивые описания мыслей героев и окружающей их обстановки было чуть ли не единственным что не позволило бросить книгу на середине. Как жаль, что в эту симпатичную обертку завернули настолько невыразительное содержание.

Подводя итог сей короткой рецензии скажу, что третью книгу не жду и читать, вероятнее всего, не стану.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Миф — это история о том, чего мы не понимаем в самих себе.»

*

»...движение, как и весь прогресс, как и ход времени, представляет собой иллюзию. Жизнь — это многократно повторенная неподвижность.»

*

«Достоинство — вещь совершенно эфемерная, подобная пыльце с крыла бабочки. После того как она осыпалась, вернуть ее на место невозможно.»

*

Продолжаем путешествие по необычному миру вместе с героями цикла «Вавилонские книги». Несколько уровней восхождения по Башне осталось у нас в предыдущей книге, и казалось бы, впереди следующий круг со своими тайнами и задачами. Однако автор взрывает ожидаемую банальность математической последовательности путешествия и начинает расширять пространственные границы сюжета в другом направлении. Параллельно с раскрытием загадок легендарного строения мы будем покорять воздушные просторы, окутывающие Башню. Бескрайнее пространство, пропитанное ветром, воздухом и туманом, прекрасно дополнялось тесным лесом, давящие деревья которого были бледные как грибы, а извилистые дорожки пятнали заросли светящегося мха. В общем, фантазия автора снова на высоте. Так же порадовали придуманные им необычные стимпанковские атрибуты жизни Башни. Использование паровых двигателей в этом мире достигло высочайшего уровня развития и применялось в разных областях науки.

Хочу так же отметить, что в романе по-прежнему наличествует очень образный и красочный слог. Он делал атмосферу происходящего максимально реалистичной. Были потрясающие сцены, напоминающие сказки для малышей. На смену им неожиданно приходили шокирующие эпизоды, от которых тошнота подходила к горлу, и в жилах стыла кровь (моя арахнофобия снова дала о себе знать). Радует и динамика событий, которая на фоне предыдущей книги заметно увеличилась. Здесь не было ни одной праздной главы, в которой бы автор снижал темпы нарастающего тематического напряжения. Снова интересная приключенческая идея отлично сочеталась с психологическим подтекстом и философскими мыслями. Отдельное спасибо автору за цитаты из различных источников, которые встречали нас эпиграфами в начале каждой главы. Не обошлось здесь и без юмора, который для меня всегда был неожиданным.  

»- Он был плохим капитаном...

- А птица из него вышла еще хуже...»

Финальная часть предыдущей книги дала прекрасное направление на увеличение количества главных действующих лиц. Если раньше мы только слышали про лидерские таланты учителя (директора школы) Томаса Сенлина, то здесь нам предстояло наглядно увидеть и оценить их в деле. На этот раз главный герой кувыркался в бесконечном потоке всевозможных неприятностей не в одиночку, а в сопровождении потрясающей команды, состоящей из ярких индивидуальностей. Женщина-воин, девушка-акробат, бесстрашная амазонка, юноша-механик и он — долговязый мужчина, оставивший в прошлом жизнь искреннего учителя, занудного гостя вечеринок и неуклюжего мужа. Все они боролись за свободу и воевали друг за друга, черпали мужество в верности и назло всем олицетворяли прекрасный пример крепкой дружбы в совершенно разношерстном коллективе:  

»- У тебя нет друзей...

- Все мои друзья так говорят...»

Я очень люблю, когда в книгах присутствуют женские персонажи, которые привлекают читателей продуманными и грамотными поступками. В этом плане книга меня порадовала. Идеей фикс в голове нашего героя по-прежнему обитает все то же непреодолимое желание найти свою потерянную женщину, которая уже даже не маячит на горизонте. Поэтому очень хочу, чтобы в финале цикла автор удивил меня исходом любовного посыла этого произведения. Пусть хотя бы на страницах книг восторжествует справедливость, и счастье получат те, кто за него сражался, балансируя между жизнью и смертью. Второстепенные действующие лица оказались тоже весьма интересными, если не сказать удивительными. Их появление не только изменило курс развития сюжета, но и во-многом скрасило финальные страницы книги.    

Заключительная часть приоткрыла туманную завесу многих тайн Вавилонской Башни, и, как обычно это бывает, вопросов относительно происходящего стало еще больше. Финал снова открыт, что неудивительно, ведь впереди еще две книги цикла. Перед героями появились новые горизонты, новые задачи и новые чувства. Им всем еще только предстоит сыграть свою роль в этой истории. Это будет интересным испытанием для них, потому что действовать придется не кулаками, а сердцем. С нетерпением буду ждать следующую книгу под названием «The Hod King», которая, надеюсь, уже не за горами. Продолжение следует...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия очень хороша. И очень странно, почему вторую книгу считают хуже первой. Она просто другая. По стилю повествования и по сути.

В первой части автор знакомил нас с героями и миром, не вдаваясь в подробности мироустройства. Цель ГГ -- всего лишь предлог для описания мира и взаимодействия людей. Во второй части нам наоборот, показывают каркас мира и мироустройство и задают, наконец, реальную цель. Почему то никто об этом не упоминает, концентрируясь на экшене и призрачной цели Сенлина. Белые рояли в кустах и неуязвимость главных героев это не недостаки книги. Наоборот, это позволят сосредоточится на главном — на мистерии, которую разыгрывает автор. Что то подобное провернул Вульф в Книгах Нового Солнца, хотя у него это было сделано на мой взгляд, лучше.

На самом деле, очень интересно, сможет ли автор достойно продолжить и закончить. Это очень тяжело в данной ситуации. Кстати, это вторая из прочитанных за послений месяц мною книг, которая использует сходную концепцию. Дальше просто таки страшный спойлер

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аластер Рейнольдс с Обреченным Миром.
В книге под спойлером все было гораздо проще, классическая НФ все таки. И автор посчитал свою реализацию неудачной и закрыл цикл. Тем более, очень интересно, насколько изящным выйдет эта реализация. Очень хочется чего-нибудь эдакого... Не хуже Вульфа...

Я не разочарован. Я заинтригован и с нетерпением жду продолжения. Учитесь читать книги и не воспринимать их как последовательность сцен и группку персонажей.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как там говорил Сфинкс? «Книги – это ловушки». Но каким образом и кого они ловят: автора или читателя? Может быть, они просто образцы хвастовства, порожденные тщеславными умами, и то, что мы называем литературой, на самом деле всего лишь культ, прославляющий мерзких персонажей. Мне претит мысль о том, что они похожи на рыбацкую запруду для вольно плывущего разума, один из тех капканов, в которые легко заплыть, но откуда редко удается выбраться: на невроз, догму, мечту.

Нет-нет, нельзя быть таким циничным! Если книги – это ловушки, пусть они будут похожи на террариумы: герметичные, но все-таки живые миры в миниатюре.

Сравнивать первую и вторую части «Вавилонских книг» глупо по той простой причине, что они абсолютно разные. Если первая часть – это приключение, со стремительно меняющимися декорациями, то вторая – погружение в мир человеческих взаимоотношений. Герои меняются, их жизни потерпели изменения, им предстоит что-то понять про себя. Вторая часть – это переломный момент для всех персонажей, при этом приключения никто не отменяет. Мы вместе с героями посетим ещё несколько кольцевых уделов Башни, встретим новых персонажей и сделаем несколько интересных открытий.

Мир Башни завораживает, с ним не хочется прощаться. У Бэнкрофта получается очень четко прорисовывать мир, не скатываюясь при этом в бесполезные описания, как это происходит, например, у Джордана. Его герои растут и меняются под влиянием обстоятельств и тех решений, что они принимают.

Очень нравится то, каким языком написана книга. Вверху есть небольшая цитата, кусочек рассуждений Сенлина, по которой можно примерно составить мнение о том, как пишет автор. На мой взгляд, пишет он классно. Хочется начать читать третью часть, но я себя сдерживаю. Пусть хотя бы за рубежом выйдет четвëртая.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот цикл пока удивительным образом оказывается не тем, чем кажется поначалу.

Первая книга настроила на определенные ожидания. Новые уровни башни, новые приключения, постепенное раскрытие магистральных тайн. И что в итоге? Вторая книга удивляет почти по всем пунктам.

Декорации. В первой книге было показано последовательное восхождение от уровня к уровню. Во второй же книге герои просто-напросто вышли за пределы башни. О, они безусловно остались под ее влиянием, и их восхождение продолжилось. Но теперь нет последовательного движения по проторенной тропе. Места максимально экзотичные. Маленький городок вне уровней. Бескрайние небеса. Полузаброшенный механический сад, ставший прибежищем для заговора. Вершина башни (метафоричность уступила место чуть большей прозаичности и новым загадкам). И, как апофеоз, жилище Сфинкса. Неизменным остался лишь один момент — это по-прежнему не фэнтези. Вопреки серии. Стимпанк, альтернативный мир, немного сюра.

Герои. В первой книге был безусловный главный герой, через чье восприятие и показывалась башня. Во второй книге куда больше внимания уделяется сложившейся команде корабля, их внутреннему миру, характеру и переживаниям. И все эти персонажи, главные или второстепенные, они по-прежнему весьма необычные. Тем, что постоянно оказываются немного сложнее, чем представлялось. Не проработаннее или психологичнее, нет, они «всего лишь» не помещаются в рамках определенного образа. Хотя казалось бы ярлыки развешиваются весьма легко. Эта сложность идет на пользу непредсказуемости, по итогам двух книг читатель в моем лице по-прежнему не уверен, какой реакции и каких действий ожидать от этих персонажей в следующей сцене.

Сюжет. Предполагалось, что продолжится линия с поиском пропавшей жены. Что ж, эта линия важна для внутренней мотивации Сенлина, но чисто событийно ее почти нет. Есть хроники не самой удачливой, но предприимчивой пиратской команды. Есть история вылазки на негостеприимный, полный тайн уровень. Есть долгое блуждание в жилище Сфинкса. Но встреча с Марией по-прежнему где-то впереди. Да и будем честны, главный герой изменился безвозвратно, и возвращение к прошлому уже невозможно (при всем при этом герой по-прежнему весьма мил и искренен в своих чувствах — теперь уже к команде).

Интрига. Мы удивительным образом уже узнали предназначение башни, увидели её вершину и услышали подробности жизни ее создателя-Зодчего, а кроме того приоткрыли завесу тайны личности Сфинкса и предназначения картин «с внучкой». А ведь предполагалось, что это будут магистральные тайны всего цикла. Убавилось ли от этого загадок и недосказанностей? О, нет.

Финал второй книги дает определенные намеки на дальнейшие пути развития событий и на новую центральную линию, связанную с возвращением влияния Сфинкса на башню. Но не удивлюсь, если история снова пойдет по неожиданному пути.

Что ж, половина цикла позади, я по-прежнему не уверена, чего от него ждать, но, пожалуй, мне это нравится.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сиквел определенно удался, однако суть его полностью сменилась.

Теперь тут намного больше экшна. Главные герои постоянно от кого-то убегают, с кем-то воюют. Все это происходит в неплохо проработанной стилистике... хмм, хотел сказать «стимпанка», но пара тут не особо много — это скорее «дизельпанк» или что-то в этом роде. Персонажей стало больше, приключения часто пишутся от лица разных героев, что явно пошло роману на пользу. Немало в «Руке Сфинкса» сюрреализма — и это, не побоюсь этого словосочетания, «логичный сюрреализм» (как бы странно такой термин не звучал). Все необычные конструкции, показанные в романе, выглядят максимально естественно, а это большая редкость для такого жанра!

Единственное, что меня немного покоробило, так это то, как Сенлин превратился из отважного недотепы в гения стратегии и тактики. Он ведь обычный учитель, откуда такие навыки по планированию?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне — так вторая часть читалась живее первой. Получен ответ на основной вопрос — назначение башни. Персонажи прописаны не схематично, а за ними начинаешь видеть живых людей. Не думаю, что продолжение может получиться значительнее, чем первые части, но буду ждать перевода с нетерпением.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх