fantlab ru

Саймон Морден «Билет в один конец»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.05
Оценок:
190
Моя оценка:
-

подробнее

Билет в один конец

One Way

Роман, год; цикл «Фрэнк Киттридж»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Фрэнк Киттридж отбывает пожизненное за убийство наркоторговца. Поэтому, когда ему предлагает сделку компания Ксеносистемс, он соглашается, хотя это и означает замену одного пожизненного заключения на другое.

Он был выбран, чтобы помочь построить первую постоянную базу на Марсе. К сожалению, его товарищи так же виновны в своих преступлениях, как и он, и ему придется научиться доверять им, если они хотят добиться успеха.

По мере того, как каторжники ведут работы на Марсе, аварии множатся. Пока Фрэнк не начинает подозревать, что это не несчастные случаи.

Среди них есть убийца, и все они — подозреваемые.

Другая аннотация:

В центре сюжета — осужденные на пожизненное заключение преступники, которым частная космическая компания делает интересное предложение. Если они согласятся обустроить первую базу на Марсе, подготовив все к прибытию научной экспедиции, то смогут остаться там в качестве обслуживающего персонала, пользуясь относительной свободой.

Главный герой — архитектор Фрэнк Киттридж. Фрэнка осудили за убийство дилера, который продавал наркотики его сыну. Какие преступления совершили другие — неизвестно, это одна из главных интриг книги, которую Фрэнк расследует вместе с читателями. Но вскоре по прибытию на Красную планету один из преступников погибает в результате несчастного случая — по крайней мере, все в этом уверены. Но как много несчастных случаев должно произойти, прежде чем придется признать, что кто-то из членов экспедиции замешан в убийствах?


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Билет в один конец
2020 г.

Издания на иностранных языках:

One Way
2018 г.
(английский)
One Way
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как обустроить Марс, при этом не привлекая внимания общества? Все правильно,заслать на строительство Марсианской базы заключенных, приговоренных к пожизненному заключению,скажем так,лет на 140.

Такой шанс выпадает Френку, человеку,который отбывает срок за то,что убил наркобарона,подсадившего его сына за наркотики. Домой естественно, ему не суждено вернуться не под какой амнистией. И тут вдруг,как манна с небес-предложение. Да не просто,а заманчивое. Хотите мы отправим вас на Марс для строительства базы для NASA? Соглашайтесь,либо сидите тут в тюрьме до гроба,либо- покоряете просторы Марса,приносите пользу Человечеству. Вот только человечество не будет знать того,кто будет строить базу, ситуация на Марсе может произойти любая, и не вариант,что многие останутся в живых. А может быть кого-либо из вас отправят домой.

Вот примерно то что получил главный герой первой книги. И по началу она показалась слишком затяжной. Но потом дочитав до конца,я понял,что затяжкой первой книги автор обязан именно технической стороной описания. Как построить модуль,как сделать теплицу,электричество,и т.д на планете,где все непредсказуемо.

Что-то мне это напомнило....Ах да, наверное похожее произведение «Марсианин». Только как я бы сказал «на максималках».

А сам элемент детектива (хотя я бы навряд ли назвал этот цикл детективным,скорее остросюжетный триллер) начинается примерно с середины книги. Но это не значит,что читателю из первой главы лучше сразу лезть в предпоследнюю.

Плюсы:

1) Хоть и избитый до боли,но продуманный сюжет. И если бы это происходило действительно,в современном мире, то скорее всего-так бы оно и было.

2) Очень неплохо описаны внештатные ситуации,такие как отказ систем,разрыв скафандра и т.д. Из -за подобного также возникает ощущение реалистичности книги.

Минусы:

1) Главный герой — скорее скопированный Клинт Иствуд в молодые годы. Да вот только по сюжету таких Клинтов Иствудов рядом с ним 6,они все заключенные, харизмы у всех разные,но получается так или иначе,что главный герой умнее,чем они все вместе взятые.

2) Затянутость произведения,пусть и оправданная тем,о чем я писал выше -утомляет. Читаешь книгу,ищешь детективную жилку — а получаешь ее не так скоро,как хотелось бы.

3) Непонятно почему, автор перенес всю интригу на вторую книгу,хотя на мой взгляд,мог бы устроить повествование и в первой.

Тем не менее- на мой взгляд это не самое сильное но достойное произведение,которое требует продолжения, и здесь все будет зависеть от второй книги автора.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга! Она заинтриговала меня уже с аннотации! Прочитал на одном дыхании. На мой взгляд в этой книге есть все необходимое — сюжет не затянут, вопрос «А кто же убийца?» находит ответ только в самом конце. И конечно же дело происходит в космосе! Есть некоторое сходство этой книги с «Марсианином» Вейера. Кому понравился «Марсианин», тому определённо понравится и эта книга. Немного смутили первые два отзыва об этой книге поначалу, но книга превзошла мои ожидания!

Вообще у «Билета в один конец» немного необычный сюжет — только одни преступники (+1 надзиратель) на целой планете. На которой ещё нет базы. “Билет в один конец» довольно часто меняет направления сюжета, события иногда развиваются стремительно. С нетерпением буду ждать второй части (все-таки это дилогия) и надеюсь на экранизацию в будущем «Билета в один конец».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одной из основных проблем книги я бы назвала несоответствие жанра: несмотря на заявленный детектив, его тут очень мало, причём он откровенно вялый и не цепляет, потому что лишён какой бы то ни было интриги по своей сути. «Билет в один конец» — это скорее производственный роман, посвящённый проблемам, тяготам, сложным техническим решениям и абсолютно понятному желанию гигантской корпорации сэкономить как можно больше денег на колонизации Марса.

И с этой позиции роман вполне даже неплох, хотя, не буду спорить, специфичен.

Я читала с интересом — меня всегда технические подробности привлекают больше выстраданного ОБВМ персонажей, а технических подробностей тут насыпали в изобилии, начиная от того, на каком грунте надо будет возводить конструкции и заканчивая анализом мощности солнечных панелей и обработке отказов систем жизнеобеспечения. И если с точки зрения социальной завязки я не то, чтобы уверена в правдоподобности (хотя труд заключённых использовался в истории многократно, но всё же обычно их перевозили по Земле, а не закидывали на другую планету), то с технологической — вполне.

Видно, что автору весьма интересна тема колонизации, и он достаточно тщательно её обдумывал.

Сюжетно оно, конечно, ни о чём. Обладая хоть сколько-то небольшими представлениями о жанре детектива, легко понять, что убийца — садовник, ещё как только искомый персонаж с ноги врывается в повествование.

Фрэнку на логический вывод о том, что компании они все абсолютно не нужны после выполнения задачи, и ровно поэтому их и отправили в один конец, требуется 300 страниц, читателю для ускорения работы мысли подаются в начале каждой главы выдержки из переписок и диалогов сотрудников. И они мне тоже показались довольно интересными, потому что всегда любопытно прикинуть, на какие жертвы может пойти корпорация ради сверхприбыли.

(Правильный ответ: на любые. Но поскольку на исполнителях добывания своей сверхприбыли корпорации тоже регулярно пытаются сэкономить, всё часто катится к чертям.)

Элементы триллера в книге небольшие и в основном посвящены ощущениям одиночества и безысходности от полной изоляции в рамках населённой исключительно роботами планеты. За душу не берёт, но атмосферу отчасти нагнетает.

По итогу, мне скорее понравилось. Не лучший образец жанра и не шедевр, но вполне добротный роман, с которым можно провести несколько вечеров, представляя красные пустыни и одинокую базу для будущих астронавтов NASA, построенную скорее вопреки. Почитаю и продолжение, пожалуй.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На марсе классно:

Красные пески, крутые горы и кратеры

(© Иван Алексеев)

***

Сравнения «Билета в один конец» и «Марсианина», увы, неизбежны. Оба романа действительно схожи (по месту действия, по деталям сюжета). Но давайте попробуем абстрагироваться от книги Уэйра, чтобы воспринимать «Билет» более объективно.

…близкое будущее. Полеты на Марс уже осуществляются. Человек уже ступил на красную планету, но впереди колонизация Марса. И поскольку отправлять туда астронавтов НАСА и рискованно, и дорого (речь и о финансах, и о престиже), то НАСА заключает контракт с компанией «Ксеносистем». В итоге последняя находит людей для отправки на Марс. По ним никто не будет скучать и горевать в случае неудачной попытки колонизировать планету. И Фрэнк из числа этих людей. Семеро заключенных и один надзиратель. Экспедиция, которая начинается вполне удачно, постепенно превращается в неконтролируемый хаос.

Положительные моменты «Билета в один конец». Сюжет романа – один из самых важных плюсов произведения. Притом, что аннотация спойлерит примерно 2\3 книги, читать все равно интересно. Автор интригует, подкидывает твисты, загадки и отгадки. Стилистика «Билета» – это драйвовый роман о Фрэнке в третьем лице, юмора в книге не так уж много, зато достаточно много размышлений и рефлексии. Напряжение. Атмосфера Марса и выживания переданы достаточно любопытно. Читатель глазами Фрэнка видит и холод красной планеты, и ее безжизненные просторы. Более того, Морден практически прямо говорит, что обычный человек – это практически никто и ничто для Марса. Одного рюкзака с воздухом хватает едва ли на 9 часов работы. Связь с Землей идет с задержкой. Энергии мало, а потребление велико – и на очищение воды с воздухом, и на зарядку аккумуляторов расходуется довольно большое количество киловатт. Завершающий штрих – человек на фоне огромной (относительно) компании. Ценность единичной жизни. Отдельная линия – герои. Автор определенно не ставил целью выписать невероятных живых персонажей. Но при этом что Фрэнк, что Брэк – ребята хоть куда. И если с Фрэнком понятно (главный герой), то с Брэком выходит занятно. Мало кто будет симпатизировать ему.

Негативные моменты «Билета в один конец». Первое, что бросается в глаза – довольно неровный стиль повествования и странноватые интермедии перед каждой главой. Первая четверть книги – это лишь подготовка к экспедиции. Морден некоторые моменты описывает довольно подробно, но о некоторых всего лишь упоминает. Зато после этой трети динамика возрастает до запредельного уровня. Вот только четверть (как порог вхождения) – это не лучший показатель. Какой-то читатель и не выдержит ведь. Что касается интермедий, то они кажутся странными лишь по началу. Постепенно они накладываются на основной сюжет и дополняют его. Есть и некоторое заигрывание с читателем. Чего стоит лишь замалчивание захоронений тел. До последнего автор игнорирует этот вопрос, что выглядит слегка парадоксально.

Что касается сравнения с «Марсианином», то делать это не совсем логично. Всё-таки книга Уэйра – это хард сай-фай. Это расчеты. Это прекрасный главный герой. Это максимум сопереживания. А «Билет в один конец» – это книга больше про производственные моменты, включающие подготовку к экспедиции, это то, как разрозненная группа пытается ужиться в замкнутом пространстве. И обе книги имеют место быть. Просто они чуть разные.

Заключение: «Билет в один конец» – интересный, динамичный роман с неплохой атмосферой безжалостного Марса. Роман читается легко и быстро. Персонажи (главные) вызывают отклик. Местами складывалось ощущение, что либо Морден сам решил сократить текст, либо об этом попросила издательство. Как итог – слегка рваное повествование. И много вопросов к научному обоснованию. Зато это фантастика без бластеров и ксеноморфов. А это нынче редкость.

8 билетов из 10.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простой, но в меру увлекательный производственный триллер в декорациях строящейся марсианской базы. Простые характеры персонажей, немного упрощенная логика мира. История разгоняется неспешно — тренировки, знакомство с героями, первые шаги на Марсе. Много времени уделяется проблемам, возникающим при строительстве базы. Хотя при этом автор не стремится сверх необходимого минимума вдаваться в технические детали проекта, это лишь декорации. Ну а потом герои начинают умирать...

Вообще у книги очень спойлерная аннотация. Из неё читатель сразу узнает, что на Марсе будут убийства, а не просто несчастные случаи. На самом же деле «Фрэнк начинает что-то подозревать» только тогда, когда где-то семьдесят процентов книги остались позади. И с личностью убийцы тоже никакой интриги не получилось. Ведь на момент первой смерти проснулись от заморозки далеко не все члены команды, а вторая смерть окончательно отсеивает все варианты, кроме единственно верного. Но... Это очевидно для внимательного читателя, а не для главного героя.

Объективно в книге хватает вопросов к логике событий и показанного мира. Вроде непомерно больших тюремных сроков или явно противоправных действий компании, выступающей подрядчиком НАСА (аферу подобного масштаба не удалось бы полностью скрыть ни при каком раскладе). Но книга небольшая, читается быстро, события при всей своей неспешности весьма кинематографичны. Так что свою долю хороших эмоций я получила. И пожалуй продолжение я тоже прочту — надо же узнать, что будет после прибытия настоящих астронавтов, и как главный герой будет объяснять наличие трупов.

Оценка: 7
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Френк Киттеридж, 51 год, отбывает тюремный срок (120 лет) за убийство. Герой в 2047 году соглашается лететь на Марс в составе отряда из 7 преступников и 1 надзирателя. Команда должна построить на планете марсианскую базу и обслуживать ее бесперебойно, пока туда будут летать ученые с Земли.

Конечно же, что-то пошло не так. Начинаются несчастные случаи. Кеттеридж что-то подозревает. «И заверте...».

***

На мой вкус, при очень даже интересном и многообещающем сюжете, исполнение подкачало. Книга затянута, англоязычная аннтация книги, например, описывает 60% сюжета (ее перевод представлен в данный момент на странице произведения на сайте). Т.е., на развитие собственно триллера в книге остается не так много страниц, около половины текста полсвящено тренирокам отряда перед экспедицией и это на самом деле скучно и бессобытийно.

Герои непрописаны.

Мотивация ГГ вызывает вопросы (Почему за убийство драгдиллера ему дают 120 лет тюрьмы (многовато?)? Почему герой решил что убийство — единственный способ спасти сына-наркомана? (ну я не знаю... Реабилитационные программы не пробовали? Или это был единственный драгдиллер на всю Америку?). Почему герою, на худой конец, даже в голову не пришло как-то скрыть преступление (Brack потом пройдется по идиотам, которым не хватило мозгов не попасться). Почему Френк ни разу не назвал сына по имени?).

Развязка сюжета, по большому счету, читается еще в первой четверти романа. Так что ГГ, уж извините, редкий тормоз у которого совершенно неожиданно в 51 год прорезалась детская наивность и доверчивость.

Сравнение с «Марсианином» Уира я считаю неуместным потому что в «Марсианине» четко ощущалась образовательная функция, герой объяснял почему и как. Здесь же автор не ставит перед собой цель чтобы рассказать о новых технологиях.

Роман мог бы стать весьма достойным сценарием для фантастического кино. Сцены кинематографичны. Описательная часть минимальна. Повествование от одного POV — ГГ Френка Киттериджа.

Если бы это был дебютный роман, на многое можно было бы закрыть глаза. Но Морден пишет с 2002 года и является автором более чем полудюжины романов. Как-то слабовато и черезчур прямолинейно. Мне не хватило интриги.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кандидат наук Саймон Морден получил образование в области планетарной геофизики, но поняв, что полететь в космос ему вряд ли удастся, он решает о полётах в космос писать. Он сочинил десять романов и повестей, в которых научная фантастика и фэнтези смешивались с хоррором, но наибольшую известность ему принёс роман «Билет в один конец».

Пятидесятилетний Фрэнк Киттридж отбывает пожизненное заключение за убийство наркоторговца, снабжавшего наркотой его сына. Когда ему предлагают заменить тюрьму на пожизненную ссылку на Марс, где ему и команде таких же зеков предстоит построить первую постоянную марсианскую базу, Фрэнк соглашается, не раздумывая. Но когда маленькая команда прибывает на красную планету, ее члены начинают погибать один за другим, и смертей становится слишком много, чтобы это можно было списать на несчастные случаи.

«Билет в один конец» сравнивают с «Марсианином», и определенное сходство есть. Профессиональный геофизик, Морден сочинил действительно интересную задумку и достаточно подробно и достоверно описал процесс постройки марсианской базы. Однако, чувство меры ему иногда отказывает, и ближе к середине книга превращается в довольно скучный и затянутый производственный роман. Во второй половине книги в сюжет добавляется детективная интрига, и темп повествования нарастает, но впечатление от прочтения портят два других момента.

Во-первых, главный герой романа не отличается сообразительностью и совершенно не годится на роль детектива. Фрэнк порой настолько явно не замечает очевидных вещей, что на его фоне гением сыска смотрится даже не доктор Ватсон, а инспектор Лестейд.

Во-вторых, все остальные действующие лица романа описаны настолько поверхностно, что к ним попросту не успеваешь проникнуться симпатией. Словно бы испытывая перед героями вину, Морден даёт им блеснуть напоследок и безжалостно убивает уже в следующей главе, чем ещё сильнее гробит интригу: когда один и тот же приём повторяется несколько раз, стоит только автору начать раскрывать персонажа подробнее, ты мысленно уже отправляешь его на кладбище.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человечество давно мечтает покорить космос. И вот на Марс отправляют группу «отбросов» — все они преступники, осужденные на многие десятки лет. Никто о них не вспомнит, если что-то пойдет не так. Цель группы — постройка станции и обжиться на месте в ожидании основного персонала. А в дальнейшем их обслуживание.

Основным плюсом романа для себя могу назвать то, что он легкий и динамичный. У обеих частей дилогии (вроде как это именно дилогия) есть хорошая озвучка. Остальные же моменты немного спорные.

Главные герои. А именно отобранные преступники. С одной стороны было неплохое вступление, когда рассказывали предысторию каждого преступника, как он докатился до жизни такой. Но потом, когда их начали по одному выпиливать, я уже и не помнила кто этот условный Карлос, задохнувшийся в шлюзовой камере.

Марс. Согласна, в описании действий на красной планете чувствуется вдохновение «Марсианином». При этом, если из сюжета убрать упоминание о скафандрах, кислороде и шлюзах, то местом действия могла быть обычная пустыня на Земле. Как будто Марс выбран местом действия на волне популярности.

Главная интрига. А именно вопрос кто же всех убивал. Как по мне это вообще нечто за гранью добра и зла. Особенно финальная тирада главного злодея.

Итог. К сожалению роман проходной. Впечатления от него у меня остались смешанные: это точно не 10 картофелин Уотни из 10, но и полным отстоем тоже назвать не могу.

P.S. Читать продолжение стоит, так как «Билет в один конец» это только половина истории.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу дочитал до конца, это уже ей в плюс. При известной полировке можно снять неплохое кино — остросюжетный космический техно-триллер.

Из минусов — книга простовата, угловата. Развитие сюжета и концовка легко предсказуемы.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх