fantlab ru

Марцин А. Гузек «Застава на окраине Империи. Командория 54»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.71
Оценок:
317
Моя оценка:
-

подробнее

Застава на окраине Империи. Командория 54

Szare Płaszcze: Komandoria 54

Роман, год; цикл «Орден Серых Плащей»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 34
Аннотация:

На рубежах приходящей в упадок империи, в руководимой Олафом Командории 54 расквартирована группа новичков Серой Стражи Закона. Этот небольшой и неопытный отряд должен поддерживать порядок и обеспечивать безопасность здесь. Задание не из простых.

В пограничье ищут убежища, адепты запрещенных искусств, преступники, беглые невольники. Границу пересекают дикари, и в вылазках им помогают могущественные шаманы и сверхъестественные существа.

Империя бросает в бой против них не рыцарей в сияющих доспехах, а группу новичков под руководством разочаровавшегося ветерана.

© Перевод аннотации alex1970

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Застава на окраине Империи. Командория 54
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Szare Płaszcze: Komandoria 54
2017 г.
(польский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга отборная мутота. Хорошо, что не купил в бумаге, а попробовал послушать сначала.

Перетерпел 1 главу, может раскачается автор от пересказа квестов RPG до чего-то более осмысленного. И попробовал 5 главу. Но после фразы, «почему ты пялишься на мою грудь, может тебе показать мои соски! От Серой стражницы, надежды больше не осталось.

Графоманская чепуха, по поводу которой у меня вопросики к объективности рецензий Мира фантастики, где ЭТО получило 8 и лейбл дарк фэнтези.

Итог:

Совсем не рекомендую, уровень самиздата.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Определённо доля истины в том что Гузек вдохновлялся «Сынами Анархии», или чем то схожим, присутствует. Иерархия ордена, очень уж напоминает байкерский клуб с филиалами. «Сыны Анархии» и «Имя Розы» на минималках.

В целом произведение бодрое, слегка сумбурное, но вполне читабельно. Тем более много времени не займет.

Современные каноны фэнтези тоже на месте. Серая мораль, ни один из ГГ не застрахован от внезапной смерти и т.д.

Бодренький экшен, без затраченного времени и усилий. Ставлю 7. Буду читать остальное, безусловно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время в России стало появляться всё больше и больше фэнтези от польских авторов, и сегодня хотелось бы поговорить об одном из его представителей. «Застава на окраине Империи» – первый роман трилогии «Орден Серых Плащей». Само издательство «fanzon» относит роман к жанру тёмное фэнтези, но я с этим согласен не до конца. Грязи, жестокости и серой морали в романе предостаточно, а вот победившего уже зла – нет. Стоит сразу же оговориться, что до мастодонтов жанра роман Гузека не дотягивает, но поможет скрасить пару вечеров.

Мир, описанный автором, во многом похож на наш эпохи Средневековья. Большую часть цивилизованного мира занимает Империя. Правда сейчас она представляет собой тень былого величия. В прошлом произошла катастрофа – Великая Чума, после которой Империя так и не смогла оправиться. Повсюду мы будем встречать руины некогда великолепных городов. В некоторых из них даже пытаются жить местные, приспосабливая их под свои нужны. Грозный Легион, когда-то обращающий в бегство любого противника, сильно поуменьшился в численности. На периферии легионеры чаще всего представляют собой плохо обученных и слабо вооруженных крестьян. Действие романа будет происходить в регионе под названием Граница. В этом месте Империя соседствует с Великой Чащей, где живут дикие племена склавян. Дикари постоянно совершают набеги на близлежащие деревни, но Империя не в силах этому помешать.

Орден Серых Плащей – это организация, занимающаяся борьбой с призраками, демонами, магией и теми, кто её использует. Она не подчиняется даже императору. По всей Империи разбросаны отдельные гарнизоны Серой Стражи, называемые Командориями. Мне понравилось, как автор проработал структуру Ордена: оно разбито на отдельные Братства, отличающиеся своими задачами. У каждого Стражника есть перстень, обозначающий его Братство и ранг в Ордене.

Действие романа происходит в Командории 54, расположенной совсем рядом с Великой Чащей. Руководит ей Олаф – уставший от службы ветеран, который мечтает уйти на покой. В Командорию прибывает отряд новобранцев, чтобы стать новыми Серыми Плащами. Этим Орден мне напомнил Ночной Дозор Джорджа Мартина, т.к. новобранцы по большей части изгои, спасающиеся от проблем большого мира. Компания подобралась крайне разношерстная и, на первый взгляд, не особенно боеспособной. Дункан – командир рекрутов, потомственный Серый Плащ. Целью своей жизни видит служение Ордену. Магнус, по прозвищу «Великан», поначалу производит впечатление простоватого деревенского парня, но, поверьте, он сможет вас удивить. Эдвин «Шутник» – бард, скрывающийся в Ордене от долгов и ревнивых рогоносцев. Ульгар «Норд» – здоровенный северянин, любитель размахивать двумя топорами. Натаниэль «Князь» – представитель одного из влиятельнейших семейств Империи, в Орден пришёл, чтобы пробиться на самый верх иерархии. Клара «Дама» – молодая девушка с безупречными манерами. Матильда – боевая амазонка, без особых манер, зато с изрядным боевым опытом и крутым нравом. Люциус «Монах» – молодой человек, выросший в монастыре, сражаться не умеет, зато обучен читать и писать. Кассандра «Чокнутая» – девушка с загадочными способностями, виртуозно владеет метательными ножами. Вместе с новобранцами мы будем преодолевать все трудности обучения в Ордене. Персонажи получились довольно интересными, но вот проработаны они не все одинаково – некоторые довольно шаблонны. Марцин А. Гузек подобно Джорджу Мартину совсем не жалеет своих героев, безжалостно от них избавляясь. Причём смерти эти весьма неожиданны. Да и сами персонажи по ходу повествования раскрываются с необычных сторон.

Каждая глава в романе (кроме финальных) представляет собой отдельную законченную историю. Новобранцы то ищут пропавших людей, то гоняются за волком-демоном, а то обезвреживают опасного колдуна. Этим «Застава…» напомнила мне Северные повести «Меекхана» – атмосфера очень похожа. При этом события развиваются на небольшой территории, окрестностях Командории 54. Некая камерность и отсутствие масштабности является и плюсом, и минусом романа одновременно. С одной стороны, мы плохо видим мир вокруг, а с другой – лучше узнаём персонажей. Условно эпичной можно назвать лишь финальную битву со склавянами.

Антагонист в романе присутствует, но вот мотивы его нам не совсем понятны. В самом романе на этом делается акцент: злодей готовит какой-то магический ритуал, но к чему он приведёт никто не знает. На мой взгляд, это своеобразное обыгрывание стереотипа со злодеем, рассказывающим героям своей гениальный план.

Не обошлось в романе и без минусов. Первое, что бросается в глаза, это недостаток редактуры. Текст прямо пестрит анахронизмами, наподобие «линчевания», «депрессии» и банальных «трусов». Из-за подобных моментов рушится вся атмосфера условного Средневековья.

Итог: «Застава на окраине Империи» – вполне неплохой представитель польского фэнтези. Сравнивать его с Сапковским или Вегнером не стоит, хотя это и указано на обложке. Интересный мир и яркие герои помогут интересно провести время. Я с удовольствием ознакомлюсь с продолжением.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое близкое для сравнения, что приходит на ум при прочтении данного произведения, это первые два сборника новелл про Ведьмака от пана Сапковского. Никакого Аберкромби нет и близко, даже с «Морем осколков» нельзя сравнивать, где герои тоже подростки.

Плохо это или хорошо? Для ярых поклонников Сапковского и Аберкромби, наверное, плохо. Для меня, как читателя старающегося читать много и книги самых разных авторов, очень даже неплохо.

Самое сложное и скорее всего, для автора это тоже было самым сложным, это вхождение в новый мир. Первые 100 страниц я читал без особого интереса. Группа молодых людей, без определённого возраста, это уже потом их возраст автор озвучит, приехали на окраину Империи, чтобы стать в будущем защитниками государства от магии и иных проявлений сверхъестественного. Знакомство с ними не вызвало никакого отклика у меня, как читателя. Да, какие-то проблемы. Да, в чём-то были ранее замешаны. Да, имеются какие-то тайны и недомолвки. Но на этом и всё.

Ссоры, бытовая притирка друг к другу, попытки выделиться и стать лидером. Уже чуть интереснее становится. А потом раз и одного из них не стало. Обыденно, легко и как-то несерьёзно, погиб один из самых сильных в этой команде. Автор сразу же предупредил читателя, что он не будет никого жалеть и любимчиков у него нет. То есть, убить могут любого из персонажей, Вы даже точно не сможете предугадать кого на следующей странице убьют и кто доживёт до конца истории.

Это сразу же меняет ритм повествования, никаких шуток и помощи героям, всё достаётся в основном своей кровью, ну и немного потом.

Основным соперником и опасностью будут племена дикарей, живущих на границе Имперских земель. Они нередко пользуются магией, приносят жертвы разным демонам и богам, невероятно жестокие и кровожадные, настоящие Варвары. Именно противостояние с ними наполнит книгу яркими сценами битв и сражений. Автор неплохо разбирается в исторических аспектах жизни диких племён, которые в своё время смели Рим и практически уничтожили европейскую цивилизацию.

Помимо этого, крайне интересно было наблюдать за простой жизнью, за общением между самыми разными персонажами. Чёрный авторский юмор, а также цинизм и равнодушие к боли и страданиям, найдёт своё отражение на страницах этого произведения.

Это фэнтези с самым тёмным оттенком. Может и не такое мрачное и безысходное, как книги Моргана или Гжендовича, но направление и оттенки темноты выбрано точно и правильно.

Неплохо для дебюта, местами очень интересно и реально хочется следить за дальнейшими приключениями выживших персонажей. Обязательно продолжу чтение серии.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд в этой книге нет ничего особенного, ничего яркого и экстремального.Неспешно и плавно текущее повествование рассказывает историю абсолютно разных персонажей различной судьбы и происхождения, ставших рекрутами Серой Стражи и претендующих на полноценной вхождение в Орден Серых Плащей с наградой в виде получения этих плащей. Их задача — борьба с проявлениями чужеродной магии и возрастающим влиянием ведьм. По статистике, из десяти новых рекрутов двое получали плащи, двое погибали, а еще пятеро оставались ни с чем.

Они победили статистику. Из десятки, с которой мы близко познакомились, пять человек получили серые плащи, но еще пятеро погибли, проходя испытание временем и защищая обычных селян.

Повторюсь, что ничего особенного вроде бы в этой книге нет, но сюжет затягивает настолько, что перед глазами проходят картины границ Империи, а герои вызывают искренние эмоции.

Манера письма автора вызывает определенную симпатию, но сожаление вызывает то, что все закончилось тем, чем и начиналось. Командория 54 была образована на границе Империи для защиты самой Империи, а в конце повествования Командорию закрывают: видимо, все жертвы были напрасно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всех попытках сделать роман максимально психологическим-вышло кинематографически. Персонажи в романе разные, и на этом все в общем то и заканчивается. Хорошо проработан Дункан, однако автору и в нем не удалось добавить чего то живого и индивидуального. Пытаясь раскрыть каждого персонажа, автор растерял их изюминки — то неуловимое, за что начинаешь сопереживать герою-сопереживания у меня не возникло ни с кем в книге…Книга кинематографична, четко сделаны окружение, события, схватки, диалоги, верхний уровень эмоций персонажей –в принципе, этого достаточно для приключенческого фантазии боевика-однако чувствуется, что заявка и потенциал автора серьезнее, чем развлекательная литература и сценарии для славянских боевиков. Внешне, составляющие выглядят привлекательно, начинку хочется докачать. Сюжет напоминает хронику, далеко от неё он и не уходит. К середине книги понимаешь, что в общем то ничего и не поменяется в сюжете-эпичности или серьезных поворотов не жди. Кто доживет до конца книги и где прячется основной злодей –вот основные интриги и больше ждать от сюжета нечего, к сожалению. Многие сравнивают автора с Аберкромби. Да, у меня возникли такие же ассоциации, но думаю это в силу того, что я мало прочитал фентези, что бы было с кем сравнить. Автор потенциально интересный, однако 2 и 3 роман трилогии после прочтения первого тома читать не захотелось…возможно потом и прочитаю.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Догадался ведь кто-то упомянуть на обложке Аберкромби (и Сапковского, но ставить их рядом — абсурд чистой воды), и теперь каждый первый отзыв состоит из сравнения поляка с британцем.

Что ж, не буду исключением. Однако, можете закидывать тапками, ибо...

Если абстрагироваться и просто забыть, что сопоставление ныне растиражированного автора с только-только заявившим о себе — дело крайне субъективное и вообще неблагодарное, можно заметить, что нечто «смутно» общее у «вселенных» действительно есть, и если там, где сходство действительно присутствует, особого преимущества Аберкромби не наблюдается, то именно в том, что отличает «работы» друг от друга, никому почти не известный Гузек, на мой скромный взгляд, даже превосходит соперника.

Теперь подробнее:

И там, и там — псевдотемное фэнтези, посредственный язык, анахронизмы, маловыразительные по большей части диалоги, плохо прописанный мир, картонность большей части персонажей, сюжетные несостыковки, неочевидность для читателя некоторых моментов, которые, надо полагать, в представлении автора присутствуют...

Ладно, теперь о хорошем. Да, обозримая в романе часть мира крайне мала, зато присутствует карта, помогающая четко представить и без того несложную географию; сама камерность произведения тоже плюс — отсутствует ненужная эпичность, которую еще раскрыть необходимо; построение сюжета в виде небольших новелл — безусловно «вкусовщина», но мне нравится; сравнительная компактность «Командории» — 450 страниц довольно бодрого повествования...

Но и это еще не все — несмотря на скромный размер, Гузек дает читателю возможность поразмышлять, раз за разом ставя героев перед выбором. Да, не Ницше, не Гегель, даже не Стругацкие, но были, были моменты, когда кто-то из рекрутов (и ты вместе с ним) задумывается, что — лучше, что — правильнее, а что — нужнее. И за это Марцину спасибо. Все-таки это признак того, что писалось не «чтобы было», а дабы выразить то, что назрело, накопилось.

Другой плюс — персонажи. У вышеупомянутого Аберкромби, безусловно, были живые герои, но — горстка из сотен. Здесь тоже есть несколько менее проработанных героев, но большая часть рекрутов характерами обладает, даже те, по кому в первых главах это не заметно. Причем динамика развития характеров впечатляет — за 8 небольших глав они неоднократно переживают, пусть порой и неловкие, метаморфозы. И Натаниэль из последней главы — отнюдь не Князь из первой. Люциус возмужал, Кассандра адаптировалась. И большинство из них достаточно неоднозначны, между прочим. Особенно Натаниэль и Дункан. И тому, и другому периодически хотелось то пожать руки, то дать чем-нибудь тяжелым по головам. Но больше всех удивил Магнус — по шажочку, по песчинке он превратился из просто Великана в начале пути — в живого, настоящего, сомневающегося героя. И даже там, где, кажется, он не прав, понять его мотивы не составляет труда.

Второстепенные тоже время от времени трогали какие-то струны внутри. Особенно Хелиер. Или промелькнувший ненадолго Мясник.

Ну и заключительный плюс — Гузек не жалеет своих героев. Многие умрут, кто-то красивее и благороднее, кто-то нет. Но это лучше бесконечно умирающих Девятипалых и бессмертных Первых из магов.

«Командорию» ругают за плохо прописанные бои. Что ж, если вы читаете фэнтези сугубо ради мордобития и кровопускания, вам, скорее всего не понравится. Лично я давно выбрал приоритетными графы «Сюжет», «Герои» и «Мир». Впрочем, финальная битва получилась весьма сносной. Второй повод для уколов — склавяне с Перуном и прочей компанией. Дескать, политические козни, русскому читателю брать эту книгу в руки вообще моветон. Друзья, включите любой госканал на полчасика и послушайте, какие эпитеты употребляют дикторы по отношению к опальным персонам во всеуслышание — вот где чудеса политкорректности.

В заключение — роман читается легко. Легко и с интересом. Удивительно, но он просто не дал возможности заскучать, периодически вызывая то улыбку, то какое-то щемящее чувство внутри.

Да, нескладно. Да, часто вторично. Да, со множеством недостатков. Но — дебют, и дебют перспективный, обладающий хорошим заделом на будущее. А уж как с ним справится автор — узнаем.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это был четвертый подряд дебютный роман фэнтези, что я прочитал в рамках марафона по мирам начинающих фэнтезеров. Прямо скажем, книги Эда Макдональда, Николаса Имса, Эдварда Уинтера доставили много больше удовольствия, чем пробный опус Марцина Гузека.

О книге лаборанты сказали уже достаточно точных и жестких слов, а роман этот совсем не того калибра, что о нем можно говорить много и оригинально. Да, он вторичен — мир, герои, конфликты, сюжеты новелл. Наиболее щедро Гузек черпал из Мартина и Аберкромби, но все тормозил до минималок. Один персонаж Дункан, бледнейшая копия с Джона Сноу, чего стоит!

Но главный минус книги — это халтурное и пренебрежительное отношение автора к собственной работе.

Ну ты же выносишь на суд общественности плоды ума и сердца! Результат интимнейших переживаний и размышлений. Неужели приятно, чтобы тебе разгневанные читатели в душу плевали?! Ты же историк по образованию! И как можно позволять себе всех этих «викингов», «центурионов», римские буквы-цифры, имена богов языческого пантеона и тд., и тп.?! Даже не постеснялся упомянуть под собственным именем и в точном контексте Квинтилия Вара, разбитого в Тевтобургском лесу! Это ведь не аллюзии, а наплевательство на собственный труд. Вот, что больше всего раздражает при чтении.

И огорчает. Ведь есть же потенциал у Марцина Гузека! Да, роман приключенческий. Но по всему видно ,что относился автор к своему опусу не как к сугубо коммерческому продукту. У него были заветные идеи и образы ,которые он оформил в цикл новелл и сумел связать их в единый сюжет. То есть книга получилась!

Вначале персонажи скучные, минисюжеты совсем примитивные. Но потом и накал драматизма существенно нарастает, автору удается создать атмосферу ужаса, саспенс, передать напряжение борьбы и конфликт характеров в становлении. Гузеку удается-таки увлечь и заставить сопереживать рассказываемой истории.

И так небрежно отнестись к внешнему оформлению, антуражу, миростроительству! Все авторы со времен Гомера вторичны, и это нормально. Но вот безалаберность в труде строго недопустима!

Кстати, о безалаберности. Издание романа от «Фанзона» это нечто! Сама книга как артефакт хорошо сделана. Обложка, крепкий шитый блок и тд. Но вот текст!

У переводчика нет языкового чутья. Ну, о, кей... А про редактуру с корректурой в этой «редакции» слышали?! Или все силы и ум на рекламное продвижение уходят?! Меня добила вроде бы невинная фраза: «конь проехал по мосту»... И примеров подобных по нескольку на каждой странице. Вот за такую работу по рукам линейкой давать надо и в угол на соль ставить, а не деньги платить!

Короче, лажанули все — и автор, и его русские издатели. Учитывая все недостатки книги ,я все же поставлю ей относительно высокую оценку из-за того, что она попала в мою эмоциональную волну, я испытал достаточное удовольствие, чтобы не считать время, потраченное на роман, потерянным бестолку. Продолжение прочту с интересом, благо уже куплено. Гузек пишет — пока — короткие книги, так что много времени у своего читателя в любом случае не отнимет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти все описанные лаборантами минусы присутствуют. Основной для меня недостаток: разорванность сюжета, есть моменты, по которым хотелось бы больше подробностей. Автор пишет хоть и просто, но не примитивно, читать интересно и этот как раз тот случай, когда лишние 100 страниц текста не помешали бы и расширили мир, персонажей и историю

Оценка: 8
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю восторженных отзывов и не понимаю почему Фанзон так активно пиарит эту книгу.

Роман — скучнейшая посредственность.

1. Персонажи сплошь картонные по типу «этот — бледный неуверенный ботаник, а этот — высокомерный князь».

2. Атмосфера мира не чувствуется вообще, всё действие происходит в какой-то деревне, которую можно описать словами «вот изба, а вот вторая, а рядом с ними лес».

3. Шутки уровня смехопанорамы.

4. Неуместные слова типа девиация, статистика... Ага, в дремучем Средневековье.

5. Сюжет такой неинтересный, что забывается через неделю после прочтения.

По факту, всю книгу приходится, зевая, читать примитивные диалоги в стиле «Это князь, поэтому он сейчас будет кидать понты, а это интриганка, поэтому она будет хитрить».

Остаётся удивляться мастерству Гузека, который как-то умудрился размазать эту скукотищу на несколько сотен страниц.

И да, когда Фанзон пишут статью в которой Гузека сравнивают с Ведьмаком — мне хочется дико смеяться.

Продолжение читать точно не буду.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал без удовольствия. В «Командории 54» наверняка есть плюсы и удачные моменты, но пока я просто не вижу их на общем фоне вторичности произведения. Точнее, для меня есть один несомненный плюс: отсутствие главного героя-одиночки. Это вкупе с внешне рваным повествованием и отсутствием стройности дает возможность читать роман с любой страницы. Вроде как рассказы одной тематики слегка прошили белыми нитками и объединили под общей обложкой. Формально роман начинается и заканчивается «Гигантом», борьбой с которым прямо или косвенно занимается отряд новобранцев, «жаждущих» быть принятыми в Орден Серых плащей (Серой стражи) — имперскую службу противодействия магии и колдовству. Правда, Империя уже рухнула или, по крайней мере, уже совсем не та, что была раньше (вывод сделан на основании редких замечаний персонажей, поскольку описание мира автор не дает в принципе, упоминая о Чуме/Катастрофе, и крупицы этих сведений можно найти только в разрозненных высказываниях героев). Да и «молодая была уже не молода» — в том смысле, что новобранцы были не совсем новичками и обладали определенным опытом или навыками, которые так или иначе используются по ходу повествования. Развитие навыков нам не показывают — в книге нет как таковых описаний занятий или рутины службы. В большинстве случаев у персонажей два состояния: (1) боевые действия и (2) отдых с сопутствующими им размышлениям/рассуждениям и смертью. Какое-то их развитие или становление формально есть, но я вижу в нем большую долю искусственности. Вроде как в играх — нашел какой-нибудь артефакт, получил +10 к какому-нибудь умению или характеристике.

Несуразностей и противоречий тоже хватает, но в условиях отсутствия внятного описания мира (законов, постулатов/принципов, экономики, религии и т.п.) на них обращаешь внимание вскользь, не вдаваясь в подробности и не зацикливаясь. Скажем, в отряде борцов с магией есть ясновидящая, а почти все члены отряда посещают местную ведьму. Это нормально или авторский волюнтаризм? Довольно много вопросов к организации обороны и несению службы. Некоторые решения кажутся адски кривыми, но если для автора они прозрачны, то почему бы не поделиться этим знанием с читателем?

Честно говоря, со всем этим вполне можно смириться. Однако всю книгу мне сильно досаждало ощущение вторичности. И персонажи, и декорации, и линии, и происшествия — всё это уже было написано разными авторами раньше, причем Сапковский, Вегнер и Мартин лежат буквально на поверхности. Иногда проступают размытые контуры Гудкайнда, Джордана и некоторых российских авторов, но здесь настаивать не буду. Заимствование? Подражание? Совпадение? Собственно говоря, причины мне безразличны, да и у перечисленных маститых авторов есть свои адвокаты, вот пусть и разбираются. Я лишь заявляю, что мне это неприятно.

Выводы. Не самый интересный образец героического/темного фэнтези, в котором слишком многое требует переделки. С такими героями и приключениями мне бы скорее понравился микс нуар-детектива и темного фэнтези, построенного именно как сборник новелл, постепенно раскрывающих картину мира Серых плащей / Серой стражи. Стоит ли приниматься за книгу? Считаю, что эту вполне можно пропустить и подождать момента, когда автор, обладающий неплохим потенциалом, напишет действительно интересное оригинальное произведение — без заимствований и налета вторичности. Однако должен признать, что своих поклонников роман определенно найдет.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не своя война

***

Поляки и fanzon – сочетание новое и интересное. Поэтому нужно познакомиться с этим зверем. Стоит сказать сразу – зверь и правда интересный, имеющий основание на существование.

Итак, условный фэнтезийный мир средневековья. Самая окраина Империи. Здесь, на границе с Чащей, людям приходится совсем туго. Поэтому Империя основала здесь Командорию 54 – заставу Серых Плащей. Это некий орден, в котором служить почетно и тяжело. И нет, это не Ночной дозор, где все сплошь бастарды да убийцы. Серые плащи могут состоять даже из аристократов.

В главных героях тут вчерашние подростки или подростки нынешние. Центральный персонаж – Дункан – потомственный Плащ, а ныне – командир рекрутов. Дункан служит здесь со своим товарищем Эдвином и северянином Магнусом. И все они под началом ветерана Олафа. В Командорию 54 прибывает пополнение рекрутов, среди которых есть Князь. Мало того, что он аристократ, так еще и чистый альфач (иначе не сказать). Князь сходу хочет взять все лавры – главного ловеласа и главы рекрутов. Что ж, удачи.

Роман строится вокруг конфликта имперцев и склавян (варваров). Все остальное – небольшие истории. Там поболтали, там попировали, там потеряли рекрута, а вот здесь конфликтуют, а потом выпивают. В общем, широкий спектр всего, кроме обучения как такового. Необходимо отметить, что в итоге сюжет получается очень рваным и клочковатым. Зато динамика запредельная. Абсолютное отсутствие пути из пункта А в пункт Б со всей вытекающей водой.

Но в чем же прелесть романа? Произведение Гузека определенно доставляет сразу по нескольким моментам. Как было сказано выше, экшена тут много. Отключаешь голову и получаешь мрачноватую стори про отряд. Еще один несомненный плюс – работа автора со штампами. Вроде бы тут полно клише – отряд, конфликт самцов, даже роли тут вполне стандартный – шут, альфач, северянин, аристократка, припадочная, гром-баба и так далее. Но всё-таки Гузек над штампами поработал. Ожидаешь, например, четкого антагониста. А его тут нет. Ждешь какого-то гран-при для протагониста, а его тут нет. Ждешь обучения в Плащи, но ничего подобного. И таких мелочей хватает. Конечно, это не Аберкромби. Но тоже приятный уровень.

Что по минусам? Их тут тоже хватает. Мир прописан плохо. Да, была тут всемирная болезнь. Да, есть Империя и есть варварская страна-противник, есть орден Серых плащей. Ну, в принципе вот и вся информация по миру. Во-вторых, глубины в тексте не очень много. Но совсем пустым роман назвать нельзя. В-третьих, язык повествования\перевод. Слишком простой. Намеренно простой.

Заключение: «Застава на окраине Империи. Командория 54» — любопытный, легкий роман. Читается быстро, текст мрачноватый. Есть продолжение, но частично история завершена.

8 серых плащей из 10.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несложная, совершенно проходная книжка: автор особо не старался, и читателю этого делать тоже не приходится. Все на живую нитку собрано из готовых блоков – вот шаблонные «дикие-предикие варвары» с сомнительной мотивацией, вот типовая «южная империя» (слизанная, как в 99% случаев бывает, с Рима), вот такая вот религия «типа христианство», но без какой-либо детализации (да и вспоминают там про Господа Деуса (обожемой) всего-то пару раз)… Все это было столько раз, что и посчитать не получится. Персонажи – такие же типовые человечки из компьютерной игры со своими скиллами, перками, ну и чем там еще: эта ножики кидает через всю карту точно в глаз, у этого владение мечом +15 к навыку, этот «лечила», ну а вон та как скакнет и вот так кинжалами вжу-у-ух и прям по горлу, и враг сразу кувырк, и все. Тоже все это видано-читано-слышано. Психология «как-бы-средневекового» человека идет в Чащу, ну то есть лесом – это обряженные в средневековое тряпье наши современники, взять хоть отношение к религии, хоть к другим людям.

Печально и то, что ни автор, ни, судя по всему, переводчик и редактор не переживают по поводу словоупотребления. Ок, один персонаж сыплет латинскими словечками типа «рустикальный» и проч. – ну это как бы на раскрытие персонажа должно работать. Но, друзья, я не знаю, как там у ляхов, а в нашей стране есть сложившаяся давняя традиция перевода латинских имен, и никаких дурацких «-усов» на конце сия традиция не предусматривает. Солнечные лучи «влетают» в комнату. Средневековые человечки называют спиртное не бухлом (водярой, бражкой, молочком от бешеной коровки и т.д.), а – внезапно – «алкоголем». Крестьянин, когда ему говорят, что надо сматываться, отвечает, что не «упаковал вещи». Я понимаю – «собрать пожитки», «свалить в телегу барахло» и все такое – но «упаковать»… Во что? В полиэтилен с пузырьками? В крафт-бумагу?

И так во всем. Прочитав «Командорию…» вы приобретете разве что сомнительной ценности знание о том, что считает «чОтким фэнтези» некий ранее неизвестный вам польский автор. Не прочитав, не потеряете ничего.

Оценка: 5
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что вам сказать? Очень странные ощущения. И вроде неглупые люди эту книгу хвалили, но я как-то с этой хвалой не согласен. Нет, я понимаю, что читаю в русском переводе, а не в оригинале, что переводчик Вадим Кумок, похоже, напрасно взялся за непосильный труд в одиночку, без редактора. Или просто — напрасно взялся.

Не уточнял, как фраза выглядит на польском, но на русском Кумок явно напорол. Это как нужно ненавидеть русский язык, чтобы поставить в тексте: «Темные пустые глаза интенсивно вглядывались в пол». Интенсивно, мать вашу, вглядывались. О чем думал переводчик и куда смотрел редактор?

Ладно, я не стану выяснять, есть ли в польском варианте слово «трусы» для нижнего белья в средневековье. Не буду задавать вопрос, нельзя ли было их перевести как «исподнее». Бога ради, после «батистовых трусиков» у Сапковского в тексте, может быть, такой милый анахронизм просто стал своеобразным комплиментом пану Анджею, но интенсивно вглядываться? Там еще много всякого такого, это просто яркий пример.

Я текст начал читать с издательской аннотации, поэтому первый шок испытал уже на первой минуте чтения. В польской аннотации подобного нет, это придумано альтернативно устроенной головой кого-то в Эксмо или написано шкодливой рукой внедренного агента конкурентов. «Их честь – верность» — написано в аннотации об Ордене Серой Стражи.

Я себе не поверил, сунулся в Вики, чтобы проверить. Нет, все точно, можете посмотреть:

«Meine Ehre heißt Treue!

(нем. Моя честь — это верность) — девиз на клинках кинжалов СС (нем. SS Dienstdolch) и на пряжках ремней солдат и офицеров войск СС».

Или в издательстве настолько ненавидят поляков, что вот так вот, тихонько, пакостят? В России поляков давно нацистами пытаются именовать, а тут вот есть возможность? Или просто «девочка из рекламного отдела» снова не ту фотку взяла?

В общем, автор не поразил, переводчик потряс, а издательство... ну, мягко говоря, снова отличилось. Похоже: их честь — верность нетрадиционной работе с текстами и авторами.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все ранее написанное по своему правильно. Да простоват сюжет, герои может и где то шаблонные, но они веселят своей наивностью, глупостью и почти естественностью. Да еще не прорисован мир, не прописаны устои и зачем все это нужно охранять, но ведь это только первый роман, будем надеяться что в дальнейшем мы увидим более широкую картину. Писатель действительно перспективный и с юморцой. Роман понравился наверно своей непринужденностью, читается Очень легко. Рекомендую к прочтению

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх