FantLab ru

Альфред Бестер «Феномен исчезновения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
999
Моя оценка:
-

подробнее

Феномен исчезновения

Disappearing Act

Другие названия: Исчезновения

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 179
Аннотация:

Генерал Карпентер создал Америку, население которой представляло собой двести девяносто миллионов закалённых и отточенных инструментов для защиты Американской Мечты о красоте, поэзии и Истинных Ценностях в Жизни. Но в палате-Т госпиталя Сент-Олбанс есть пациенты, которые исчезают из неё. Америка полна любых специалистов, но разобраться с этой проблемой может только...

© Lucy
Примечание:

Первый перевод на русский язык вышел в журнале «Урал», 1966, № 6, с. 113-125


Входит в:

— антологию «Star Science Fiction Stories No. 2», 1953 г.

— сборник «Звёздная вспышка», 1958 г.

— антологию «Star of Stars», 1960 г.

— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей», 1967 г.

— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 6», 1967 г.

— антологию «Other Dimensions», 1973 г.

— антологию «Political Science Fiction: An Introductory Reader», 1974 г.

— антологию «Histoires de pouvoirs», 1975 г.

— антологию «The End of Summer: Science Fiction of the Fifties», 1979 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Американская фантастика», 1988 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1992 г.

— антологию «Порог понимания», 1992 г.

— антологию «Фантастика. Приключения», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester», 1997 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.


Похожие произведения:

 

 


Альманах научной фантастики. Выпуск 6
1967 г.
Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей
1967 г.
Продается планета
1986 г.
Американская фантастика
1988 г.
Продается планета
1988 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 2
1991 г.
Феномен исчезновения
1991 г.
Человек без лица
1991 г.
Зарубежная фантастика
1992 г.
Фантастика. Приключения
1992 г.
Порог понимания
1992 г.
Человек без лица
1992 г.
Миры Альфреда Бестера. Том 4
1995 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 2
1997 г.
Человек Без Лица. Тигр! Тигр! Рассказы
1999 г.
Тигр! Тигр!
2009 г.
Тигр! Тигр!
2019 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories No. 2
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 2
1953 г.
(английский)
Star of Stars
1960 г.
(английский)
Star of Stars
1961 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 2
1962 г.
(английский)
Star of Stars
1964 г.
(английский)
Star Fourteen
1968 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 2
1972 г.
(английский)
Other Dimensions
1973 г.
(английский)
Political Science Fiction: An Introductory Reader
1974 г.
(английский)
Other Dimensions
1974 г.
(английский)
Histoires de pouvoirs
1975 г.
(французский)
The End of Summer
1979 г.
(английский)
Histoires de pouvoirs
1985 г.
(французский)
Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester
1997 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2000 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивый рассказ. И актуальный сегодня едва ли не более, чем на момент его создания (1953 год). Единственное, что реальные «генералы Карпентеры» оказались намного сообразительнее, чем это предполагал автор, и стали вести войну за американскую мечту, за цивилизацию, культуру, поэтов и т.д. чужими руками (до последнего украинца) :).

А если серьёзно, то этот рассказ вполне достоин того, чтобы его поместили в какой-нибудь зал славы фантастики: остроумный, оригинальный замысел и не менее великолепная текстовая реализация. А вдобавок к этому ТАЙНА, ради разгадки которой читатель вряд ли оторвётся от рассказа до тех пор, пока его не дочитает, и немного ироничный стиль повествования, который делает текст гораздо более весёлым и легким для чтения.

Трудно только взять в толк — а что же будет с нашим миром, с нашей цивилизацией, если в конце концов каждый получит возможность уйти в мир своей мечты? :)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, главное в данном рассказе не лубочно-примитивное описание военной машины и государственной диктатуры (ибо данная тематика обгладана до кости в тысячах произведений), а в том, что делает человек, если ему не нравится жить здесь и сейчас? В рассказе «Выбор» Бестер дал один вариант ответа (причем, прямо противоположный данному!), в «Исчезновении» нам предстоит ознакомится с другим. В принципе, подобные «исчезновения» мы наблюдаем уже давно — люди выпадают из реальности в ТВ-вселенную, залипают у компа ну или с книгой в руке :)

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ потрясающий. Писать в пятидесятые о том, насколько ошибочно насильственное насаждение демократии в обертке так называемой Американской Мечты по всему миру, — это действительно круто. Человек просто на несколько десятилетий обогнал свою эпоху. А с каким сарказмом подана диктатура? А стиль изложения? Рассказ для настоящих гурманов.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ! Однозначно добавлю в избранное. Отличное погружение в атмосферу, шикарная идея и логичная концовка. Я люблю рассказы, которые имеют конкретную мысль и мораль. Главное, чтобы это было сделано убедительно. В этом рассказе все гармонично, придраться не к чему. Чтение займет минут сорок, но оно того стоит.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Затронуты характерные для автора достаточно гротескное изображение социального устройства в будущем, а также тема сверхспособностей (пространственно-временных телепортаций).

Задумывалась вещь, видимо, как конкретный политический посыл против каких-то фигур с определёнными воззрениями, сейчас уже устаревший и малопонятный. В общем-то, сама идея воспитания хороших специалистов вполне здравая, дело в конкретной реализации.

Однако неожиданно ценно произведение другим.

Аллегория того, как люди живут в выдуманном им мире – личной «утопии», иллюзии, полной анахронизмов и рождённой под воздействием официальной пропаганды (либо полярной «контрпропаганды») и мешанины мракобесных представлений. Например, мир «Дня опричника» Сорокина можно воспринимать как созданный таким вот образом. Бестер, впрочем, показывает «лично-индивидуальные» иллюзии, а ещё опаснее коллективные «големы», но это уже другая история... По итогу рассказ достаточно самобытный и сильный.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом рассказе проявляется весь Альфред Бестер. Его стиль отличишь среди тысячи. Напористый, немного ироничный,захватывающий и умный.

То, что это произведение написано в 50-х годах прошлого века, чувствуется сразу. Управление страной военными-это стало отличительной чертой фантастических произведений написанных в то время, настолько эта тема была актуальна и постоянно на слуху. Этим «страдал» Роберт Хайнлайн, у которого в каждом втором его произведении сквозило солдафонией. Не обошел военную тематику и Бестер. Но если у Хайнлайна руководство страной военными действительно было идеей фикс, то Альфред Бестер высмеивал эту политику.

Война за Американскую Мечту генералом Карпентером выглядит насколько смехотворной, настолько и ужасной. Страна изобилующая специалистами каждый в своем деле. Специалистами-практиками. Саперы, техники, кибернетики, анатомы-все под рукой у генерала.

Но куда же делись поэты, писатели, историки? Все они хотят исчезнуть и жить в «своем мире» пройдя через таинственную палату-Т.

«Мы боремся за Американскую Мечту. Мы воюем за поэзию, культуру, образование и Непреходящие Ценности». генерал Карпентер.

Ну тогда Я, читатель вам отвечу: «генерал, вы все это уничтожили своими руками».

Рекомендация: очень высокая!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ об уходе в миры твоей мечты. Возвращаться только надо, да и потом и не возвращались путешественники.Много можно проводить аналогий по сюжету рассказа. В этом ведь и талант писателя. Так подать материал, чтобы голова закружилась. И в отзывах каждый увидел своё.

А мне понравилось это- военные всегда хотят много, и государство им всё предоставляет — хотите 100 миллионов в армию? -пожалуйста!

А я, предположим не хочу быть пушечным мясом ни под каким соусом! И герои рассказа перемещаются в другое время и там они уже живут спокойной счастливой авантюрной жизнью. Не ухватят там их военные безумцы.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая идея. Со многим трудно не согласится. Но реализация вышла, такой как будто автор писал в спешке. Можно было сделать великолепный рассказ если бы добавить юмора. А так все написано довольно суховато.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И роль поэтов слишком преувеличена. Т.к. например, у писателей куда лучше обстоят дела с фантазией.

Основная неувязка, в том что в США не могут исчезнуть все фантазеры. Ибо сам Генерал Карпентер сам еще тот сказочник.

Короче, у меня претензии только к концовке.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениально! Настолько точно передать всю эту глупость войны и стремления к лучшему. Здесь и самодурство и невежество. Но как А. Бестер изыскано использует такие понятия, как «специалист», «закаленное и отточенное орудие», «Американская мечта», это ж просто — АХ! Много можно еще восклицать, но это ни к чему. 10/10

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак. Будущее. 2112 год. Война. Война, длящаяся уже довольно долго. Стране нужны специалисты — специалисты узкого профиля, мастера в своей области. Нет их — нет победы, конец американской мечте.

Но дело ведь не в американской мечте. Да и не в Америке вообще, это тут не при чем. И дело даже не в генерале Карпентере.

Стране нужны специалисты? Мы дадим ей специалистов. Нужно больше? Получите. Кому какое дело до историков, поэтов, писателей, когда война на дворе? Да никакого. Плевать на них, нужно спасать мечту о спасении, спасать эту самую американскую мечту. И никто не обращает внимания на то, что спасать уже нечего. Страна, полная узконаправленных специалистов, уже не знает что такое эта самая мечта. Появилась необходимость в поэте? А фигушки вам, неоткуда ему взяться.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если отбросить фантастическую составляющую, то этот рассказ о том, как люде в погоне за своей Мечтой, претворяют эту Мечту в свою Реальность...

Не понимаете? Люди, описанные в рассказе, на фоне постоянного вещания о Мечте в тоталитарном обществе, исчезли из этого общества. Но не в буквальном смысле, а в социальном...Они попросту сошли с ума, они создали для себя Собственную Уютную Реальность-Мечту и прекрасно себя там чувствуют. Почему иногда говорят, что сумасшедшие люди самые счастливые- они живут в себе, вне общества с его проблемами, лозунгами, идеями. Поэтому и бесится Главный- они пропали для его идей и лозунгов, они уже не подчинены претворению его амбиций в жизнь, их нельзя использовать в своих целях. Люди попали под Феномен Исчезновения...

Браво, Мастеру!!!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудеснейший рассказ. Безусловно, сатирический. Про то, как в погоне за Мечтой, эту самую Мечту и погубили. И антитоталитарный. Все эти чётко-жёстко выстроенные структуры с людьми-винтиками начинают жить по своим законам, как бюрократия. И уже не Цель ими движет, а внутренняя логика организации.

И какой отличный финал: «покатывается от хохота над этим последним, воистину роковым исчезновением.»

За кадром (для меня) остался принцип, по которому люди заражались этой Т-болезнью. Почему только одна палата? Почему так важно успеть? Других случаев не будет? Почему? Тут есть некоторое провисание смысла.

Но картинка хороша! Боролись, боролись и доборолись.

Прекрасный рассказ.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал дважды с разрывом в год. И если первый раз показалось так себе, бледновато, то во второй я взял свои слова обратно. Вероятно, в первом случае вышло из-за того что я читал рассказ после «Человека без лица», был ещё под впечатлением от романа и всё остальное в сравнении с ним казалось незапоминающимся. Но вот прочитал в отдельности – а рассказ-то хороший!

Не знаю, сколько тут Матесона (я мало его читал), но Бестера – хоть отбавляй. Этот бодрый стиль похожий на оскалистую улыбку… Умеет парень делать весёлую антиутопию. Атомная война и генерал, толкающий речи на съездах биржевиков. Узколобое дробление на специалистов, которые кроме своей специальности ни в зуб ногой. Тюрьмы для инакомыслящих. Комитет по неамериканским предкам… И всё это пролетает мимо глаз благодаря бодрому стилю, так что ухватится за это можно лишь после прочтения, эдакое двойное дно получается… Основная же ветвь кроме самих исчезающих людей – это чёртова игра в лозунги. Идея Американской мечты столь эфемерная, что под неё можно всунуть всё, что угодна – вот и война с этим девизом. Вообще авторы здорово вскрыли эту политическую примочку: взять громкое слово и под её предлогом творить все, что им захочется, и вряд ли кто-то вообще знает, что это слово означает, но все в один голос будут заявлять: это да, это надо! И подайте на это дело миллиарды денег и миллиарды жизней! И если вы не верите, что такое может быть в реальности, то включите телевизор, новостной выпуск, послушаете термины и лозунги (так и хочется сказать: когда ж мы поднимем ВВП?!), которые большинству ничего не скажут, но на которые выделяются деньги, из-за которых вынуждены поднимать цены и т.д. и т. п. Если у Кафки в «О законах» было: законы – тайна маленькой кучки аристократов. То здесь: лозунги – тайна маленькой кучки аристократов. В «Фенамине…» апогей этого одурачиванья. Сомневающихся уже нет – либо погибли, либо в тюрьмах, либо превратились в специалистов, которые дальше своей специальности ничего не видят. Вот и выходит что в этой тирании под «святым» лозунгом Американской мечты делается всё, но только не спасения культуры, поэтов – ведь есть дела и по важнее для власть имущих. До таких масштабов всё разрастается, что спастись от этого можно лишь в своих мечтах…

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем и целом данное небольшое творение Альфреда Бестера — крайне занимательная, пусть и короткая, но поучительная притча, которая в некотором карикатурном виде рассматривает и оценивает особенности не только политики сегодняшнего дня, но и общества опять же данных дней. Почему? Всё просто: потому как, по мнению автора, к социуму, показанному в рассказе, мы стремимся таковыми темпами, таковыми особенностями, которые наблюдаются сейчас. То есть, несмотря на то, что рассказу уже более полувека, читатель не только узнаёт знакомые черты, но и полностью отождествляет себя с героями, которые не являются частью как такового конгломерата рассказа. Это произведение, показывая мрачное будущее пусть и в некой высмеиваемой манере, по способу влияния на своего зрителя подобным поприщем заставляет, что не странно, серьёзно подумать касательно людских грехов истинного парадокса. То есть: человек — существо, что ведёт войну, ради мира, который этой самой войной и уничтожает. Не парадокс ли? Не странно ли это? Не глупо ли это? Однозначно! И данная тема рассмотрена Альфредом куда шире, настолько, что даже трудно осознать, будто данный рассказ взаправду мал. Это творение — мысль, однозначный посыл, призванный заставить человека подумать над собой и окружением, вместе с тем в очередной раз или впервые выведя для себя некоторые истины людской неоднозначной натуры.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Погружение в литературный мир, придуманный автором, — это побег от реальности примерно в той же степени, что и исчезновения пациентов палаты-Т, спасающихся от войны в несуществующих вселенных. Показалось, что рассказ о читателях, только чуть более «продвинутых».

Тем более, что упор в рассказе сделан именно на культурный аспект тоталитаризма, когда читают, что разрешено, и пишут под диктовку. И конец у этой истории вполне подходящий.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх