FantLab ru

Альфред Бестер «Звездочка светлая, звездочка ранняя»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Голосов:
629
Моя оценка:
-

подробнее

Звездочка светлая, звездочка ранняя

Star Light, Star Bright

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

В одном из обычных сочинений своих учеников на тему «как я провел лето», преподаватель находит информацию о целой группе гениальных детей. Как только он пытается узнать более подробно о них, мальчик со всей семьей исчезает.

Входит в:

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de pouvoirs», 1975 г.

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Third Series», 1954 г.

— условный цикл «Глубина»  >  антологию «Глубина. Погружение 4-е», 2018 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей
1967 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 2
1991 г.
Феномен исчезновения
1991 г.
Человек без лица
1992 г.
Миры Альфреда Бестера. Том 4
1995 г.
Человек Без Лица. Тигр! Тигр! Рассказы
1999 г.
Тигр! Тигр!
2009 г.
Тигр! Тигр!
2019 г.

Периодика:

«Литературная Россия» № 52 1966
1966 г.
Зарубежный фантастический рассказ №1 1990
1990 г.
Пионер №1 2013 год
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Best from Fantasy and Science Fiction, Third Series
1954 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, Third Series
1960 г.
(английский)
Les 20 meilleurs récits de science-fiction
1964 г.
(французский)
Histoires de pouvoirs
1975 г.
(французский)
Histoires de pouvoirs
1985 г.
(французский)
Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester
1997 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хм... неплохой рассказ. Короткий, но держит в напряжении. И завязка, и кульминация... и необычная развязка держат читателя в какой-то неопрелённости. Можно воскликнуть: «Так не бывает! Это вымысел автора!». Но могу поспорить -- у каждого в голове хоть на миг, но мелькнула мысль: «А ведь это всё-таки не так уж и нереально...»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Каждый из нас может вспомнить детство и вспомнить каким насыщеным было наше воображение. И кто знает... может, если бы мы, выростая, умели управляться со своими желаниями, то мир стал бы гораздо более разнообразным. И вся соль именно в том, что ни Джо, ни кто-либо из тех, кто преследовал мальчика, не имели дара Желания. Этот дар был у ребёнка. Ребёнка, который не замышляет зла, в отличии от его преследователей... Дар желания... Опасный дар... но вот если он осознает его -- то он всё-равно не станет таким, как его окружение... Именно это мне показалось важным в книге. Мальчик только своим даром мог сбежать от мира. Только даром он мог противостоять ему. И именно из-за дара он чувствовал себя несчастным... он не знал кто он на самом деле.
Такое большое количество затронутых тем в таком маленьком рассказике просто зашкаливает. И это даёт повод задуматься над некоторыми вопросами, которые мы сами задавали себе в детстве... и попробовать вспомнить себя и снова задать их себе... ведь мы сами... уже забыли себя...

Возьму на себя смелость процитировать Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

** «Но я, к сожалению, не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверное, я старею.»

** «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.»

** «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.»

Моя оценка [10 из 10].

P.S.: я, правда, немного не понял, почему в описании: «Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации» ??? Ни экспериментов, ни мутаций я там не увидел...

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В смысле писательского мастерства (особенно — мастерства новеллы) ничего лучше написать нельзя. Угадать финал рассказа, пожалуй, невозможно. И дело именно в нем: такого жуткого «посмертия», пожалуй, даже у Данте нет для страшных грешников девятого круга (где обретаются, напомню, «обманувшие тех, кто им доверился»). Дети, главные герои рассказа?.. Автор ИХ вовсе не боится, как бывает нередко с Брэдбери, — и ЗА таких детей можно не бояться: их потомком станет, пожалуй, одинокий воскресший землянин в великом рассказе ван Вогта «Чудовище».

Русским читателям вдвойне повезло: перевод Е. Коротковой стоит вровень с теми лучшими образцами фантастики в русском переводе, которую переделывать уже ни к чему (другой пример — «Хогбены» Каттнера в переводе Н. Евдокимовой).

И тех, кого главный герой, мальчик в тапочках, прячущийся за коробками с мусором, отсылает на бетонную дорогу без конца и края, не жаль.

Они нарушили заповедь: захотели запрячь в свою лямку детей-гениев лишь за их гениальность.

Хорошо бы этот рассказ превратить в учебное пособие для начинающих злодеев: сам не гений — не суйся к гениям.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть произведения, которые после вторичного прочтения приобретают новые краски, а есть те, которые после повторного прочтения блекнут. Данный рассказ из вторых. После первого прочтения понравилось безумно, и понравилось всё. Но после второго стали возникать вопросы… Видимо слишком много в этом рассказе приходится на концовку. Когда читаешь, летишь по тексту в её предвкушении, в ожидании, чем же закончится эта действительно необычная история. Да и по сути конец – самый большой крючок, но не единственный. Сначала жжет желание узнать, для чего же герой ходит по квартирам, затем, зачем ему нужен десятилетний Бьюкенен, и почему он стоит так дорого, и, в конце концов, что случилось с компаньонами? Множество вопросов намертво цепляют своими крючками. Плюс замечательный ритм повествования и его стиль. Рассказ буквально проглатываешь и в то же время погружаешься в него и, стало быть, веришь… Плюс концовка бьёт по голове. К тому же сама история нетривиальна – но об этом уже сказано. В общем, после первого прочтения – десятка. Однако после второго (я читал приблизительно через год)… после второго крючки уже не действуют (известно ведь что к чему), и нет уже того погружения… увы… И сразу возникает некоторое недоверие, особенно в том мамонте когда герой рассказывает о своей «работе» будущим компаньоном – уж как-то белыми нитками шито. Все его доводы, что сочинение Бьюконена не выдумка, не очень-то убедительны… А даже маленькое недоверие к одной маленькой части бросает тень на весь рассказ… Но несмотря ни на что после первого прочтения рассказ нов, необычен, великолепен и даже гениален. А ощущение от первого прочтения трудно перебить, оно живёт во мне и по сей день...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз убеждаюсь, что Бестер — превосходный писатель, к сожалению, почти забытый. Читал запоем, наслаждаясь каждой новой загадкой (которых в этом рассказике, кстати, немало). Очень сильный конец.

Казалось бы, совершенно неправдоподобная ситуация — матерые аферисты ни с того ни с сего, поверили школьному учителю, решившему, что сочинение с кучей ошибок написал юный гений, и стали помогать ему в поисках. С чего бы?

Но Бестер смог описать это так, что ему веришь, и не обращаешь внимания.

Кстати, перевод тже превосходен.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никаких 6.7.8.9.ТОЛЬКО 10!!!Очень мало на свете таких шедевров Рассказу пятьдесят шесть лет а не увядает и не становится менее интересным.Право быть таким какой ты есть должно быть у каждого, и покушение на это право, покушение на свободу человека, пусть даже ребёнка ,карается любыми способами, даже описанным.Вещичка очень изящная, читается абсолютно без напряга и до конца держит, и не даёт оторваться от чтения.Первый раз прочёл в 10 томе БСФ лет в 12 с тех пор перечитываю раза 3 в год.Рекомендую всем.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичный рассказ «последней фразы» — здесь все впечатление, которое произведение должно произвести на читателя, отнесено на его последние, финальные абзацы. Все остальное — только подготовка к ним, не очень интересная, нудноватая, но, к сожалению, совершенно необходимая для «рождения» эффектных завершающих предложений.

В далекие шестидесятые, когда рассказ впервые был опубликован в нашей стране, он выглядел весьма необычным — у нас так не писали — и производил довольно сильное впечатление. Сегодня в распоряжении читателя все богатства мировой фантастики, он стал гораздо более «продвинутым», и теперь при чтении этой вещицы наряду с достоинствами сразу же видит и ее недостатки: большей частью довольно малоинтересное повествование, непонятно зачем гипертрофированно изуродованный текст сочинения десятилетнего мальчугана, и наивные мысли о том, что одиночка, пусть и директор школы :), сможет сделать бизнес на детях-уникумах.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало интригующее, сердцевина обескураживающая, концовка сказочная. В целом рассказ понравился, но со своими «но» ;) Наиболее отрицательным для меня явилось некое неправдоподобие сюжета, сказочность, легкость (или «мягкость») идеи и, как уже отмечали, в середине рассказа могут возникнуть множество банальных вопросов из разряда «Да ладно?», которые бросают тень на все произведение. А в итоге получилась эдакая поучительная байка. Качественно, но на любителя.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениально. Немногие рассказы так запоминаются, как этот.

Я была совершенно не готова к развязке. И, тем не менее, не было ни единого сомнения в том, что это — единственно возможный финал.

Иногда мои симпатии в рассказах принадлежат охотникам. Иногда — жертве. Здесь, в этом рассказе, мои симпатии неизменно принадлежали предмету охоты. Что особенно интересно, если вспомнить о том, что сам персонаж появляется в последней трети рассказа через строки своего сочинения, и лишь в на последней странице — лично.

Когда я читала рассказ, то не могла отделаться от мысли о том, что мальчика надо защитить, спасти надо, это чувство будоражило меня все сильнее, и, понимая, что рассказ короткий и какая-то развязка будет простая, я заранее почему-то расстраивалась. В то же время мысленно я не переставала подгонять развитие сюжета, меня интриговала концовка.

Концовка впечатляющая и очень логичная. Да и трогательная она какая-то, эта сцена с «уютно спрятавшимся за мусорными баками» Стюартом и его преследователями. Будто бы стоишь там рядом, как в детстве много раз, переживая за что-то и загадывая неизвестно кому, адресуясь в небо, а, может, и звездочке, чтобы нечто важное сбылось — чтобы близкие вернулись, чтобы все устроилось, чтобы ... да чего только в детстве в голову не приходит.

Да и само сочинение на тему «мои каникулы» и друзья ГГ тоже очень забавное. К слову, еще один интересный элемент автор вносит в повествование, когда спрашивает: а что будет, когда они все вырастут? Хмм..

Один из самых любимых мной рассказов в фантастике.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ номинант премии Хьюго, 1954 года. Оригинальный рассказ о детях -мутантах. Не подозревающих о своих способностях, но делающих гениальные вещи так просто -мимоходом. Не устарел. Надо же так уметь писать, чтобы не устаревали темы.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала рассказ интригует. Визиты человека, представляющегося разными именами, по нескольким адресам, странные вопросы, похищение его неким адвокатом и его подручным, сцена в конторе — все заставляет ждать чего-то еще более интересного. И писатель не разочаровывает! Дети с необычными способностями, творящие без особой корысти, из чисто детских побуждений, действительно прежде всего стали бы желанной добычей для коварных и изобретательных взрослых. Но, с другой стороны, взрослые слишком уверены в своей неуязвимости, а ведь стоило бы задуматься, что перед ними все-таки те, кого теперь называют «супергероями».

Как-то в детстве довелось услышать радиопостановку по этому рассказу. Естественно, с тех пор появилась мечта о такой способности, какая есть у мальчика.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бестер вернулся к той же теме, которую уже препарировал для нас в «Одди и ид». Оба рассказа можно назвать шедеврами. Оба оставляют неизгладимое впечатление. Неосознанное всемогущество — вещь ужасная. А если дать эти «спички» в руки ребенка, пожара не избежать в любом случае...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бестер возвращается к теме, начатой в «Одди и Ид», к теме неосознанного всемогущества. Отойдя от псевдонаучных объяснений и уменьшив возраст гения до среднешкольного, автор создал шедевр.

Расследование, поиски. Ради наживы или прогресса, неважно. Но приводят они к трогательному в чём-то финалу. А в чём-то и ужасному. Именно из-за того, что хороший мальчик обладает невероятной силой. И пользуется ей неосознанно. (Как в и «Одди и Ид»)

Прекрасное произведение.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ приятный, хотя имеет несколько внутренних противоречий, немного неправдоподобен. Но идея впечатляет. Мальчик-гений в заурядной жажде покоя, сам того не подозревая, меняет судьбы людей, перенося их в никуда, где бредут они по бесконечной дороге только вперед и вперед.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как говорится: «Не дразни пальцем собаку — может и оттяпать». А когда дразнишь гения, то оттяпает не только палец, но и всего тебя без остатка.

Жестокий юнец оказался. Жестокий потому, что не знает, кто он такой.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История всемогущего волшебника, юного и не знающего о своём даре.

Директор школы случайно из сочинения узнаёт, что друзья одного из учеников являются обладателями сверхспособностей, и решает поближе с ними познакомиться. Поиски однофамильцев, конкуренты и неожиданные повороты. Детективный сюжет, спрятанный в обёртку фантастики. Психологический триллер с наказанием за преступлениями ли?

Если хотите узнать, что мог бы сделать взрослый Стюарт Бьюкенен, – прочитайте рассказ Уэллса “Чудотворец”.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх