FantLab ru

Альфред Бестер «Пи-человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Голосов:
476
Моя оценка:
-

подробнее

Пи-человек

The Pi Man

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 90
Аннотация:

Его проклятие — экстраформное восприятие. Вынуждающее его все компенсировать. Ему нельзя любить, его нельзя любить. За ним охотятся полиция и шпионы. Он меняет города и страны, ища покоя, но нигде не может его найти.

Примечание:

Переработан в 1976.

Первая публикация на русском языке в журнале «Техника и наука», 1989, №№ 5-6.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1960 // Рассказ

номинант
Великое Кольцо, 1989 // Малая форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Человек, который дружил с электричеством
1989 г.
Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер
1991 г.
Человек без лица
1991 г.
Человек Без Лица
1992 г.
Человек без лица
1992 г.
Миры Альфреда Бестера. Том 4
1995 г.
Человек Без Лица. Тигр! Тигр! Рассказы
1999 г.
Жизнь коротка
2005 г.
Тигр! Тигр!
2009 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1959
1959 г.
(английский)
Техника и наука № 5, 1989 г.
1989 г.
Техника и наука № 6, 1989 г.
1989 г.

Издания на иностранных языках:

The Best from Fantasy and Science Fiction, Ninth Series
1960 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, 9th Series
1963 г.
(английский)
The Dark Side of the Earth
1964 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, Ninth Series
1964 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, 9th Series
1964 г.
(английский)
Alpha 1
1970 г.
(английский)
The Dark Side of the Earth
1970 г.
(английский)
The Dark Side of the Earth
1977 г.
(английский)
The Future I
1981 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 21 (1959)
1990 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 21
1991 г.
(итальянский)
The Ascent of Wonder: The Evolution of Hard SF
1994 г.
(английский)
Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester
1997 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 21
2002 г.
(итальянский)
Le grandi storie della fantascienza 21
2017 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я

пишу

эту часть истории...

Слишком много людей не любят рассказ, я вынужден компенсировать. Замечательная идея, которую мог придумать только Бестер. Немного сумбурное начало, но оно выглядит органично в дальнейшем.

Эти

бестеровские

кружева

слов

смотрятся очень уместно (позволяют сразу описать план квартиры, к примеру). Фирменный язык на высоте. Потррр ясссс ающщщий конец. Одно из лучших произведений на тему «невозможной» любви.

Увы, я не могу любить этот рассказ слишком сильно. Срочно разорвать или бросить в камин.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не понравился. Неплохая задумка, но реализация слабовата. Много вопросов остались повисшими. Главный герой — некий компенсатор пространства, вынужден своими действиями компенсировать дисгармонию окружающего мира. Действия, соответственно, зачастую нелогичны, неадекватны. Но откуда он взялся? Зачем это всё? Какова его мотивация?

Честно говоря, по его объяснениям, дающимся авторским текстом, единственное, что приходит в голову — это то, что герой безумен, одержим навязчивой идеей. Причём, это вполне реально, я, конечно, не специалист в области психиатрии, но сёрфинг по Википедии даёт основания предположить, что описанный случай укладывается в клиническую картину.

Откровенно говоря, среди моих знакомых есть люди, которые (разумеется, в гораздо меньшей степени) подвержены этой идее. Думаю, многим это знакомо, в определённой мере, это чувство присуще каждому человеку — мы стараемся разместить предметы интерьера комнаты симметрично, украшения должны сочетаться друг с другом по цветовой гамме и т. д. Причём, не всегда мы действуем рационально, часто в ущерб удобству пользования, иногда даже испытываем дискомфорт от этого. Но ничего поделать с этим не можем — такова природная врождённая тяга человека к эстетике.

Отличие главного героя от среднестатистического человека в том, что у него, у героя, это желание возведено в ранг мании. Следует заметить, что это его тяготит, он чувствует себя от этого несчастным. Вкупе с путаными размышлениями, разрывами в течении мысли на ум приходит идея о безумности героя.

Кто-то возразит, что от безумства до гениальности один шаг, но я не буду с этим спорить, потому что сам согласен с этим утверждением. Но мне кажется, совсем не это хотел показать автор. Он хотел рассказать о том, что в природе есть некое равновесие, и главный герой его поддерживает. Но, к сожалению, я не нашёл сколько-нибудь значительных подтверждений этого из текста рассказа.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть у меня какое-то недовольство этим рассказом. Вроде бы всё при нём – язык, интрига (кто эти парни охотящиеся на ГГ?), нетривиальная идея (этот конденсатор, таким вот странным образом по сути спасающий мир), интересное оформление, сильно переданные ощущения героя (при помощи формы текста даже) – но вот упорно кажется, что чего-то не хватает… А чего? Наверное, больших ответов, больших объяснений, или интригующего финала… Всё таки много ещё непонятного в рассказе: как он стал «конденсатором» например? И, честно говоря, не очень-то вразумительной кажется вся эта история… Лично мне с трудом верится, что некруглая сдача может что-то изменить во Вселенной. Хотя герой и объясняет, что существуют связи не известные человеку. Плюс ощущение незавершенности… Будто бы некая часть была, незначительная, мизерная даже, но придающая рассказу цельный вид – и тут вдруг пропала. Может автор хотел таким образом что-то скомпенсировать?

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Логики в рассказе нет. Это надо понимать с самого начала и не пытаться найти связь между языковыми перепрыгами (только на европейских языках, кстати) или в чём-то ещё. Конечно, человек болен. Во-первых, он «компенсирует» только то, о чём знает. Во-вторых, способы «компенсации» далеки от самого понятия компенсации. Странный, психически больной человек. При этом автор отказывается посадить его в психушку и выдумывает «компенсации» уже для самого ГГ: свидетели отказываются ыступать в суде, обвинения снимают и т.п. То есть как бы и Вселенная компенсатора подкомпенсирует.

Ну, был бы такой рассказ на конкурсе, сказал бы, что стёб и издевательство над читателем.

Но если попытаться вникнуть в суть, то ключевые фразы, на мой взгляд,

1. «— Так случается, — проговорила она тихо. — Я раньше не верила, но… Ты влюбляешься и каждый раз думаешь, что это настоящее и навсегда. А затем встречаешь кого-то, и это больше уже не вопрос любви. Просто ты знаешь, что он твой мужчина.»

2. «— Нет. Ты никогда не любил. Любовь сама диктует законы.»

Можно ли спасти психа от самого себя? Может ли любовь победить синдром «компенсатора»?

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо быть ПИ-человеком, чтобы этот текст понять. Даже не понять, а прочувствовать.:insane:

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сама идея интересна, но для мирового равновесия нужно столько параметров, что героя просто разорвало бы на куски. Бестер, кажется, хотел рассказать о другом: о силе любви, для которой нет преград и ради которой не жаль даже жизни. Однако бОльшую часть повествования автор топчется вокруг способностей (или особенностей) ГГ. Все, что с ним происходит, настолько необычно, что представить его ощущения довольно трудно, поэтому сопереживания лично у меня не возникло.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ на интересной идее. Эдакая профессия будущего для сохранения вселенского баланса:glasses:

Согласен с Pupsjara, о языках как-то непонятно вышло, но это отчасти придает какой-то безумный шарм аля Филип Дик.

Окончание слабовато, хотя это мало отражается на общей картине. Очень проникаешься этой идеей компенсации и сопутствующих ею неудобств.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это рассказ «равновесном» человеке, который своими поступками компенсирует тот перекос, который вносит в мировую гармонию всё остальное человечество. Зачем? По двум причинам.

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: внешнее влияние по принципу «марионетки». Природа, ведь, не терпит не только пустоту, но и дисбаланс происходящих в ней процессов. Каждое повышение температуры на Земле компенсируется равноценным по величине ее понижением в какой-то другой части света. Ветер, к примеру, — это всего лишь следствие механизма атмосферной стабилизации: он дует из области с повышенным атмосферным давлением в область с пониженным. Дождь — это процесс, обратный испарению, еще один механизм поддержания «среднего» уровня влажности на планете. То же самое можно и сказать про человеческое общество. Еще Чижевский с Вернадским выяснили, как солнечные вспышки влияют на людскую физиологию: растет преступность и случаются революции. Кроме того, активизируются зловредные вирусы, понижающие популяцию людей. Можно сказать, что болезни — это естественная расплата человека за прогресс и перенаселенность нашей планеты. Что ж тут удивительного, если появился человек, призванный компенсировать всю эту дисгармонию? Через него матушка-природа пытается вразумить свое неразумное (pardon — заумное) дитя, чтобы оно смогло исправить все свои ошибки. Когда-то давно таких людей называли святыми, потом — юродивыми, а сегодня — психическими больными. Чувствуете тенденцию в отношении? Природа тоже чувствует, поэтому всё чаще берет под свой контроль нашу цивилизацию. Думаете, погодные аномалии последних лет — это случайное «сложение» всех отклонений? Это просто знак, что природа нами о-очень недовольна. Если человек настолько туп, что этого не понимает, природа начинает действовать через одного из нас, думая, что уж своего-то люди точно поймут. Но люди нелогичны и взывать к их рассудку иногда совершенно бесполезно.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: новый вид психического расстройства — социопатия (т.е. ненависть к обществу). Человек должен общаться с себе подобными, чтобы чувствовать себя нормально. Но даже здесь имеются исключения (психологи говорят: аномалии»): класс людей, любящих одиночество и уединение. Их называли по-разному: отшельниками, бобылями, изолянтами и даже циниками (самый известный из последних — философ Диоген, тот самый, который жил в бочке). Герой рассказа Бестера тоже одиночка — он ни с кем не дружит, никого не любит (точнее, боится полюбить) и сам старается никому не понравиться. Потому как только такое поведение может привести мировые весы в равновесие. К сожалению, таких людей слишком мало, чтобы от них был какой-нибудь заметный эффект. Наверно, поэтому автор усилил способности своего персонажа, гиперболизировав их до сказочных значений. А это уже явная ирония: он не особо верит, что наш мир могут спасти разного рода супермены.

Как всегда восхищает необычный авторский слог — нечто среднее между психоделическим стилем «новой волны» и поэтической ритмикой. В тексте по традиции присутствуют словесные «плетенки», озвучить которые не сможет ни один чтец — это просто нужно видеть своими глазами.

--------------

РЕЗЮМЕ: забористая и заумная зарисовка о методах сохранения мирового равновесия. Не всякий странно ведущий себя человек на самом деле является душевнобольным — кое-кто из них наверняка окажется Избранным, кому матушка-природа доверила выполнить весьма важную миссию.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ, рассказ фейерверк, но — безупречно продуманный, при всех рассыпающихся искрах несокрушимо логичный в рамках фантастического допущения. Тут его уже сравнили с «Тигр! Тигр!», по энергетике, по темпу и впрямь похоже, но «Пи Человек» подобен «Тигр! Тигр!», усиленному раз в двадцать — и уже потому не может быть длинным, развёрнутым. Маньяк, живущий исключительно внешними влияниями, неспособный ни на секунду остаться лицом к лицу с самим собой, заложник судьбы, стремительно несущей его по течению к уже виднеющемуся вдали ревущему водопаду — такие герои уже были у Бестера, но в этом расказе он расправился со своим героем, неспособным противостоять внешнему напору, совершенно беспощадно, столкнув с необходимостью ответить на любовь.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ, ритмичный и ассимметричный (эх, не смог ГГ всего скомпенсировать!). Должно ж было придти такое в голову! Плюс так нетривиально это изложить... Здорово, что многое остается непонятным, вернее — недообъясненным. Это создает нужное впечатление и настроение; представляю, как нелегко пришлось переводчику!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безумный рассказ безумного Бестера. Про безумную любовь.

Безумно понравилось!

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная идея.

Вот только «компенсатор» очень смахивает на обычного шизофреника, одержимого помимо основной болячки манией преследования, мегаломанией и черт ещё знает какими тараканами. Охотиться за ним должны не спец службы, а санитары.

И рассказ, ведущийся от первого лица, когда все «подвиги Геракла» приходится принимать на веру лишь подтверждает эти подозрения.

Быть может, обретённая любовь, надеюсь вполне реальная, поможет герою сместить точку сборки.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная идея, интересная подача, но концовка слита. Да, всё преподнесено очень красиво, этакий нуар-детектив с фантастическими элементами, плюс всепоглощающая безумная сила любви — настолько яркая. что всё остальное становится второстепенным. Но не зацепило. Совершенно. И финт с серебряной коробочкой, словно чемоданчик из «Криминального чтива» Тарантино, который все открывают и поражаются, но содержимое которого камера так и не выхватила.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этакий Вечный жид с миссией подстраховки человечества. А надо ли? Возможно и надо. Глупостей человечества не счесть. А результат один — жертвы. Я бы хотел, чтобы сюжет этого рассказа обрел реальность.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С виду — то ли сюрр, то ли что-то запредельно интеллектуальное. На практике же — очередной яркий эксперимент Бестера. Вход идёт почти всё — ритм, расположение текста, образ героя, примеры компенсаций. И, тоже почти как всегда у Бестера, герои в эксперименте часто вырываются из-под контроля автора под воздействием какого-то яркого, сжигающего чувства, как правило — ненависти, мести, или как в этом рассказе — Любви, и дарят читателю финал, выбивающийся из общей канвы произведения.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх