FantLab ru

Герберт Уэллс «Остров доктора Моро»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
2861
Моя оценка:
-

подробнее

Остров доктора Моро

The Island of Doctor Moreau

Другие названия: The Island of Dr. Moreau; Остров чудовищ; Тайна острова Моро

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 203
Аннотация:

Попавший в кораблекрушение Чарльз Эдвард Прендик, оказывается на острове, где живёт и работает доктор Моро со своим помощником. Он становится нечаянным свидетелем экспериментов учёного, а также их последствий.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Также:

Г. Уэльс «Остров чудовищ» — ж. «Вокруг света», 1907 г., №№ 11-30, переводчик В. Готвальт.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2001 // Переводная книга НФ (Великобритания)

Экранизации:

«Остров потерянных душ» / «Island of Lost Souls» 1932, США, реж: Эрл С. Кентон

«Остров доктора Моро» / «The Island of Dr. Moreau» 1977, США, реж: Дон Тейлор

«Остров доктора Моро» / «The Island of Dr. Moreau» 1996, США, реж: Джон Франкенхаймер, Ричард Стэнли



Похожие произведения:

 

 


Невидимка. Островъ доктора Моро
1901 г.
Остров доктора Моро. Война миров
1910 г.
Остров доктора Моро
1918 г.
Остров доктора Моро. Машина времени
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 17
1930 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 1
1956 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1
1964 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек - невидимка. Война миров
1972 г.
Избранные произведения
1979 г.
Фантастические произведения
1979 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Избранные произведения
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Война миров
1986 г.
Машина времени
1989 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
1992 г.
Неукротимая планета
1992 г.
Остров доктора Моро
1992 г.
Остров доктора Моро
1993 г.
Человек-невидимка
1993 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Машина времени. Остров доктора Моро. Рассказы
1994 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
1996 г.
Машина времени. Чудесное посещение. Остров доктора Моро
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1996 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Человек-невидимка
1998 г.
Остров доктора Моро
2001 г.
Человек-невидимка
2001 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 3. Остров доктора Моро. Пища богов. Игрок в крокет
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Остров доктора Моро
2006 г.
Остров доктора Моро
2007 г.
Тайна острова Моро
2007 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Война миров
2010 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне. Пища богов. Рассказы
2010 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне. Пища богов. Рассказы
2010 г.
Остров доктора Моро. Рассказы
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Остров доктора Моро. Рассказы
2010 г.
Остров доктора Моро. Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Война миров
2014 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне
2016 г.
Машина времени. Остров доктора Моро
2016 г.
Остров доктора Моро
2017 г.
Машина времени. Остров доктора Моро
2017 г.
Машина времени. Остров доктора Моро
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Странные истории
2017 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Машина времени. Остров доктора Моро
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Машина Времени; Остров доктора Моро; Война миров
2018 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Машина времени. Остров доктора Моро
2019 г.
Машина времени. Остров доктора Моро
2019 г.
Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Война миров. Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
2019 г.
Вампир. Зарубежная классика хоррора
2020 г.
Человек-невидимка. Война миров. Машина времени. Остров доктора Моро
2021 г.
Остров доктора Моро
2021 г.

Периодика:

Amazing Stories, November 1926
1926 г.
(английский)
Amazing Stories, October 1926
1926 г.
(английский)
Famous Fantastic Mysteries, October 1946
1946 г.
(английский)

Аудиокниги:

Остров доктора Моро
2004 г.
Остров доктора Моро
2009 г.
Герберт Уэллс. Рассказы и романы
2017 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Island of Doctor Moreau
1896 г.
(английский)
Laiko mašina. Daktaro Moro sala
1977 г.
(литовский)
The Island of Doctor Moreau
1977 г.
(английский)
Війна світів
1977 г.
(украинский)
The Island of Dr. Moreau
1996 г.
(английский)
The Island of Doctor Moreau: A Critical Text of the 1896 London First Edition, with an Introduction and Appendices
1996 г.
(английский)
The Island of Dr. Moreau. Short Stories / Остров доктора Моро. Рассказы
2003 г.
(английский)
The Island of Doctor Moreau
2013 г.
(английский)
The Island of Doctor Moreau
2017 г.
(английский)
The Island of Dr. Moreau
2018 г.
(английский)
The Island of Doctor Moreau
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Старая добрая классика. Сейчас, наверное, читается уже не так жутковато, но в старые-добрые времена это был такой себе хоррор)

Нравится фантазия автора и легкий, приятный слог. Такую книгу я бы стал рекомендовать подрастающему поколению.

Да и старым морякам рекомендую)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор пропитывает эмоциями читателей с первых строк. Ощущаешь просто дикий микс: переживания за судьбу героя, не успевающего приспосабливаться к быстрой смене событий, постоянная перемена его чувств, отторжение к опытам доктора, непринятие равнодушия к происходящему у Монтгомери, жалость к животным ..

Увлекательно, сюжет держит. Советую.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эдвард Прендик после кораблекрушения попадает на остров к доктору Моро и становится очевидцем его чудовищных экспериментов.

Не скажу что произведение жуткое, но читать было неприятно. Людей в романе не жалко, жалко в первую очередь животных. Их никто не спрашивал, чего они хотят. Все эти опыты прихоть безумного ученого, который захотел поиграть в Бога. И его не волнует, что чувствуют животные, ложась под его скальпель, для него они просто материал, который нужен для достижения его Цели.

Сильное и жуткое произведение. Как хорошо, что прочитать его я смог только после тридцати. В детстве и юности ужастиков и так хватало.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герберт Уэллс − отец-основатель многих направлений фантастки. В данном случае это генетические эксперименты и мутации, несмотря на то, что генетика в те времена только зарождалась, да и доктор Моро действовал путем хирургии, а не селекции. При чтении вспоминались другие литературные хирурги − профессор Преображенский и доктор Сальватор. Не исключено, что их литературные отцы читали Уэллса.

В самом деле, роман страшный. Для своего времени, конечно, но и сейчас производит мрачное впечатление. Но я хочу написать о другом.

В романе нет положительных персонажей. Рассказчика везде и повсюду окружают всякие редиски. И в шлюпке после кораблекрушения, и на подобравшем его судне (злодей капитан), я уж не говорю про страшного доктора, его подручного и мутантов. А он один такой белый и пушистый, отчаянно борется за жизнь среди негодяев. Белый и пушистый? Я уже писала о человеке-невидимке, что это очень неприятный персонаж. Похоже, для Уэллса вообще характерно выписывать главных героев так, что они не вызывают сочувствия.

С высоты толерантного 21 века мистер Прендик кажется закоренелым расистом. Впрочем, он продукт своего времени, у него типичная психология белого английского джентльмена, который с врожденным презрением относится к людям, стоящим ниже его на социальной лестнице, представителям иных рас и уж тем более к зверолюдям. «Свои» для него − это доктор Моро и его подручный Монтгомери, вот это люди его круга. Некоторые зверолюди и то более человечны, чем мистер Прендик. По крайней мере, они искренне старались быть людьми. Он же не испытывает ни малейшего сочувствия к зверолюдям, он их боится и ненавидит. Он готов убивать всех и вся исключительно из страха за собственную шкуру. Даже гибель преданного ему человека-собаки не вызвала у него никаких эмоций. Более того, он успокоился, узнав, что Моро производит опыты над животными, а не над людьми, поэтому он, джентльмен, не представляет для хирурга профессионального интереса. А животных ради науки вполне можно подвергать вивисекции. Анестезия? Нет, по отношению к животным даже выдающиеся хирурги такого не слыхали.

В общем, как ни странно, я увидела в этой книге путь, по которому прошло наше общество за сто лет.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Название романа давно было на слуху. Появился прекрасный повод познакомиться с ним (спасибо Роман-рулетке).

Произведение написано более века назад, но и сейчас читается как захватывающий триллер. Автор сделал ставку на приключенческую составляющую, приукрасил смелым полетом фантастической мысли, а мрачность финала разбавил философскими выводами. Такой коктейль легко воспринимается читателем. Думаю, и через двести лет найдутся ценители подобной классики.

О чем же сюжет? Наверняка, каждый (нечитавший) хоть приблизительно себе представляет: чудом спасшийся с потерпевшего крушение корабля герой романа попадает на остров, на котором проживает отлученный с «большой земли» доктор Моро со своими необычными пациентами. И потому интерес удерживается не за счет основной идеи, а за счет общей атмосферы произведения, простоты изложения и красочности при описании монстров. Причем автор довольно смело отринул все научные основы и сразу выдал результат многолетних экспериментов по хирургическому «очеловечиванию» как домашних, так и диких животных.

Финал очень даже логичный. Если вся история воспринимается как страшная сказка, то ее завершение — вполне счастливый конец, возвращающий жертв эксперимента к природным истокам. И по сути, в этом основной по-философски глубокий смысл.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Остров доктора Моро.

Слышала о том, что это очень мрачная, очень страшная и тяжёлая книга. Подходила к чтению с большой опаской, ожидая чего-то жуткого, но книга оказалась другой. История о том, что бывает, когда человек пытается стать на место Бога, когда пытается объяснить всё чисто с материалистической стороны, отвергая понятие души. История о безумном профессоре, который так глубоко ушел в свои исследования, что потерялся в них.

Многие пишут об отвращении, которое вызывали персонажи у них. Мне же было просто их всех жалко. По прихоти безумца они были вынуждены были стать теми, кем стали. Да и сам профессор был достоин жалости, т.к. потерялся в поисках своего идеального эксперимента. Он пытался достичь того, чего достичь невозможно.

Герберт Уэллс очень интересный писатель-фантаст, который опередил свое время. Его книги очень интересно читать даже сейчас, в современном мире. Следующая — «Машина времени».

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уэллс — классик жанра и многие его сюжеты стали каноническими, я считаю. «Остров доктора Моро» является тому примером.

Главный герой повести после кораблекрушения оказывается на грани гибели, но его подбирают на судно, которое следует на остров, где живёт некий доктор Моро. Последний оказывается скандально известным учёным, изганным научным сообществом за свои исследования и опыты — ими Моро и продолжает заниматься вдали от цивилизации.

Вот об этом я и говорю, называя сюжет каноническим. Неординарные опыты учёного-изгнанника и их последствия.

Существа, живущие на острове, сначала вызывают некоторую жалость, ведь находятся под жёстким контролем и под гнётом навязанной власти доктора Моро, но стоит контролю порядка ослабнуть, как начинается хаос. И это заставляет задуматься, проведя параллель с человеческим обществом.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хоть «Остров доктора Моро» и научная фантастика, написан он скорее в стилистике романа ужасов. Гнетущая атмосфера присутствует на протяжении всего сюжета, она не разбавлена никакими хоть немного позитивными моментами. Главный герой в романе не встречает ни одного по настоящему положительного персонажа.

Будь этот роман написан лет на 60 позднее, доктор Моро был бы не хирургом, а генетиком, но в то время генетики ещё не существовало. Сейчас понятно, что с помощью только хирургии и гипноза нельзя превратить животное в подобие человека. Но, тем не менее, Уэллс в случае с данным романом оказывается основоположником такой обширной для научной фантастики темы, как вмешательство науки в тайны природы. Моро представляет из себя пример учёного, отказавшегося от какой-либо этики, не знающего сострадания. Он создаёт новых существ просто потому, что может это сделать, не думая ни о последствиях, ни о морали. Результатом такого подхода оказывается бессмысленный хаос и разрушения.

Ещё одна важная мысль, заложенная в романе — звериные черты в окружающих людях. Так ли далеки были герои этой истории — доктор Моро, его помощник, вечно пьяный капитан — от тех чудовищ, которые жили на острове? Так ли уж далеко всё человечество от диких неразумных зверей?

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я подошёл к Уэллсу в свои тридцать лет, до того считая его произведения (не читая их) архаичными, скучными, наивными и тому подобное. Но теперь я не просто готов его боготворить как первооткрывателя целых направлений в фантастике, но и как автора классного, гения, многие вещи которого актуально и сейчас, спустя более чем сотню лет.

Вот и этот роман прочитался мной с огромным удовольствием и родил в голове множество мыслей. Я думаю, что роман прекрасен будет – нет, не для детей, для них он слишком жесток – для юношей, так как кроме всего прочего в нём есть замечательный дух приключений. Лично мне, читая его, вспомнились и приключения Джима Хокинса на Острове сокровищ и страдания Робинзона Крузо. А кое-где (особенно в моменте, когда нашего героя в ночи преследовало нечто) тревога сгущалась до состояния триллера. Да, научная сторона вопроса тут не выдерживает никакой критики, особенно в наш век. Однако я и изначально видел в нём не научное, а скорее философское. Создавать человека из животного через мучения и боль? Делать человека из животного звериными методами? И разве стоит после этого доктору Моро удивляться, что в них, этих получившихся созданиях, чего-то не хватает, чего-то незначительного, но важного? Не хватает же человечности, а её нельзя привить пытками. А ещё это и о том, что «Кто бы не играл насилием, в конце концов сам станет его игрушкой» (слова Рене Жирара) – и судьба самого доктора Моро полностью это подтверждают. И оное тоже вполне символично.

И, кстати, в этом романе я вновь убедился, в скептическом отношении автора к науке и (а может быть и в первую очередь) к людям науки, как это было и в «Машине времени» и в «Человеке-невидимке». И если в последнем человек науки был просто мелочным эгоистичным негодяем, однако и он один мог принести хаос в отдельный городок, в перспективе и во всю страну, то доктор Моро – человек иного калибра. Доктор Моро – человек науки, возомнивший себя богом, творцом. Вот его истинная личность. Да ещё творцом, совершенно бесчувственным к своим твореньям. И разве это не ужасно? А если представить, что некая часть людей науки, людей обладающих знаниями и возможностями изменить мир, такова? Не оттуда ли пошёл вечный страх перед гениями с черными, да или просто чёрствыми душами? Гениями, вполне способными нацепить на себя должность творца… И в этом я вижу ещё и тревогу нарастающего грядущего века, с его открытиями и сотрясениями основ, способными, в конце концов, разломить мироздание как хворостину. И, на самом деле, эта тревога не исчезла полностью даже сейчас.

А ещё я не мог отделаться от мысли, что если бы роман писался сейчас современным автором, то отношение к «звериному люду» в нём было бы куда как лояльней – всё-таки слишком сильно мы увязли в толерантности. Эх, доберутся когда-нибудь поборники толерантности до него и будут требовать его сожжения за столь жестокое отношение к «милым человеческим созданиям» да за сравнения некоторых из очеловеченных животных с «прекрасными представителями негроидной расы». Но, я надеюсь, что оные поборники кроме блогов ничего не читают, а классику тем паче, и руки-щупальца их до «Острова доктора Моро» не дотянутся... Но, если серьёзно, то весь этот «звериный люд» вышел довольно контрастным, и вызывал по ходу романа разные эмоции – и жалость, и отторжение, и тревогу, и любопытство, и страх (а некоторых, проявивших преданность существ было невыразимо жалко в конце) – что добавляло некоторой неоднозначности трагедии, разыгравшейся в романе.

Ну и, конечно же, концовка, которая вдруг (но при этом очень вкусно) перевела всё в план социальный, сравнением «звериного люда» с людьми, окружавшими героя в цивилизованном мире. И придала всему удивительный оттенок одновременно и сатиры на общество и тревоги, угрозы неминуемого рока и упадка… И именно тут ярче всего вспомнились другие гораздо более поздние произведения похожего плана, корни которых наверняка выросли на острове доктора Моро – в первую очередь «Собачье сердце» Булгакова с его более «животной» природой человека, нежели у бедного искромсанного пса, да «День гнева» Гансовского, в котором опыты, схожие со здешними, наплодили чудовищ при полном безразличии остального мира, не страдающего от их бесчинств. И этот роман в моей голове в тот миг будто сросся с ними и другими, похожими, образовав одну весьма безрадостную картину…социальную, ибо не о зверях, превращённых в людей она, а о самих людях.

В общем, если суммировать всё вышесказанное (возможно слишком сумбурно) и то, что осталось несказанным (ибо много мыслей возникало помимо – но слишком незначительных или не совсем сформировавшихся чтобы приводить их здесь), то выйдет одно, вроде бы простое, но очень ценное, как искренняя благодарность – роман для меня твёрдо стоит в череде лучших у автора (и заслуженно одних из самых популярных у него) и череде очень твёрдых, отличных произведений, прочитанных мной вообще.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Н-да. Классический пример «взрослой» книжки. Которая не для детей. Даже поверхностный анализ предыдущих отзывов покажет, что восприятие текста ограничено тематикой вивисекции и всего, что её окружат. Это что же получается, Уэллс — как сейчас говорят, «слепил чернуху», извращённым образом потакая низменным инстинктам потенциальных читателей?

Ага. Щаз. Выпускник Кингс-колледжа Лондонского университета, доктор биологии, представитель критического реализма. сторонник фабианского социализма. Ну да, ну да, ну да — «...не мы такие, жизнь такая...». Бред, однако.

Просто книжка написана в 1896-ом, человеком достаточно консервативного воспитания, не предполагавшим, что оная книжка будет запросто доступна кому ни попадя, в том числе подросткам (и даже детям). Цитируем Википедию: «...оригинальные идеи были у Уэллса не самоцелью, а скорее техническим приёмом, имевшим целью ярче высветить главную, социально-критическую сторону его произведений...». Во-о-от. Социально — критическую. Медицинские аспекты его волновали слабо, они были всего лишь фоном — декорациями для глубоких философских обобщений. Он для взрослых дядей книжки ваял.

«...Всякий раз, как я погружаю живое существо в купель жгучего страдания, я говорю себе: на этот раз я выжгу из него все звериное...». Знакомая песня. Благими намерениями — мостим дорогу в Ад. Попытка философского осмысления ограниченности человеческого разума, его противоречивости в попытках «...творить Добро из Зла...» в неистребимом стремлении «...осчастливить насильно, любой ценой...».

Взрослая книга. Для взрослых людей

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На что способен ученый отбросивший мораль ради чистой науки?

Доктор Моро проводит вивисекцию, превращая животных в людей. Что с ними будет потом его мало интересует, он адепт чистой науки, и интересуется лишь своими исследованиями. Описание получившихся полулюдей вышло крайне жуткое. Полулулюди-полуживотные слишком похожи на нас и именно этим внушают ужас. А их социальная структура является неплохой сатирой на любое догматичное общество, постоянно повторяющее данные с верху законы, не задумываясь об из смысле но нарушающее их стоит только отвернуться.

Книга пропитана недоверием к безответственной науке и это может показаться неверным, но давайте вспомнил, что творили «последователи доктора Моро» в Германии пол века спустя, реальность как часто бывает оказалась гораздо страшнее ужасов предсказанных писателями.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Захватывающая книга. Жуткие вещи. Вечные вопросы.

Где грань в научных экспериментах, которую нельзя переходить? Как решить этические проблемы биологии и медицины? Когда-то под страхом смерти было запрещено вскрывать для изучения трупы, а когда-то проводили вивисекцию без обезболивания, когда-то экспериментировали над живыми людьми (в т.ч. без обезболивания) по заказу правительства. Где грань, которую нельзя переступать даже с целью развития физиологии, медицины, фармацевтики?

Вот доктор Моро спокойно проводил вивисекцию животных без обезболивания и считал это совершенно нормальным для исследования пластичности живого организма, его вовсе не трогали страдания животных, это ведь просто животные, а страдание их так ничтожно, когда на другой чаше весов наука, исследование, открытия. Но он никогда не проводил экспериментов на людях, для него здесь была грань. А в концлагерях не было даже этой грани, но и там была грань, хоть и другая: эксперименты только над врагами (по политическим взглядам, по национальности, по сексуальной ориентации и т.д.)

А какая грань всё же верная? и есть ли такая вообще? И так ли уж сильно отличаются люди и животные?

«Я нигде не мог укрыться от людей; их голоса проникали сквозь окна; запертые двери были непрочной защитой. Я выходил на улицу, чтобы переломить себя, и мне казалось, что женщины, как кошки, мяукали мне вслед; кровожадные мужчины бросали на меня алчные взгляды; истомленные, бледные рабочие с усталыми глазами шли мимо меня быстрой поступью, похожие на раненых, истекающих кровью животных; странные, сгорбленные и мрачные, они бормотали что-то про себя, и беззаботные дети шли, болтая, как обезьянки. Если я заходил в какую-нибудь церковь, мне казалось (так сильна была моя болезнь), что и тут священник бормотал «большие мысли», точь-в-точь как это делал обезьяно-человек; если же я попадал в библиотеку, склоненные над книгами люди, казалось мне, подкарауливали добычу. Особенно отвратительны для меня были бледные, бессмысленные лица людей в поездах и автобусах; эти люди казались мне мертвецами, и я не решался никуда ехать, пока не находил совершенно пустой вагон. Мне казалось, что даже я сам не разумное человеческое существо, а бедное больное животное, терзаемое какой-то странной болезнью, которая заставляет его бродить одного, подобно заблудшей овце.»

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

почему же только на религию пародия? В финале всё очень доступно разжёвано.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я выходил на улицу, чтобы переломить себя, и мне казалось, что женщины, как кошки, мяукали мне вслед; кровожадные мужчины бросали на меня алчные взгляды; истомленные, бледные рабочие с усталыми глазами шли мимо меня быстрой поступью, похожие на раненых, истекающих кровью животных; странные, сгорбленные и мрачные, они бормотали что-то про себя, и беззаботные дети шли, болтая, как обезьянки. Если я заходил в какую-нибудь церковь, мне казалось (так сильна была моя болезнь), что и тут священник бормотал «большие мысли», точь-в-точь как это делал обезьяно-человек; если же я попадал в библиотеку, склоненные над книгами люди, казалось мне, подкарауливали добычу. Особенно отвратительны для меня были бледные, бессмысленные лица людей в поездах и автобусах; эти люди казались мне мертвецами, и я не решался никуда ехать, пока не находил совершенно пустой вагон. Мне казалось, что даже я сам не разумное человеческое существо, а бедное больное животное, терзаемое какой-то странной болезнью, которая заставляет его бродить одного, подобно заблудшей овце.

сколько из окружающих читателя людей действительно люди? как далеко они ушли от животных? И если не будет Закона, как скоро они вернутся к животному состоянию? Сколько в каждом из нас от животного? Вот же основные вопросы. И нет в книге никакого унижения британцами туземцев, зачем выдумывать на пустом месте.

Герберт Уэллс создал удивительную конструкцию: оказывается, животного от человека отличают только контуры тела. Путём хирургических изменений можно свинью превратить в почти-человека, достаточно разумную, чтобы говорить и понимать других. Не мозг, не количество связей между нейронами, и уж тем более не душа отличают человека от других созданий природы. Просто глотка удобная для членораздельных звуков и пальцев пять. Дайте всё это гиене или леопарду, дайте стимул вести себя по-человечески, и они будут соответствовать. С трудом, но будут.

Про убийство бога: не думаю, что это центральная тема, слишком быстрый эпизод. Но то, что всем человеческим мы обязаны вовсе не людям, — это есть. В самом конце прямо так: «В сверкающих мириадах небесных светил — не знаю, как и почему, — я нахожу успокоение. И мне кажется, что все человеческое, что есть в нас, должно найти утешение и надежду в вечных всеобъемлющих законах мироздания, а никак не в обыденных житейских заботах, горестях и страстях. Я надеюсь, иначе я не мог бы жить.»

На мой взгляд, это роман — самый сильный у Уэллса. Тема баланса животного и божественного в человеке тут чётче, чем в «Машине времени» или «Человеке-невидимке».

P.S. Небольшой штрих: сильно пьющему Монтгомери зверо-люди ближе, чем люди, а главгер, оставшийся человеком, вообще не пьёт! Ни капли! Никогда! :)

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень страшная книга. Кажется, читать такое в детстве противопоказано. Очень интересная тема, читается даже сейчас вполне интересно.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень мрачная и пессимистическая книга, некоторые эпизоды читаются как настоящий роман ужасов, где есть и соответствующая темная, не лишенная своеобразной поэтики атмосфера, и тревожные предчувствия, играющие на нервах читателя и оборачивающиеся в итоге подлинным кошмаром. Помимо всего прочего, этот роман стал одним из наиболее сильных источников влияния на стиль Лавкрафта и может быть смело рекомендован поклонникам его творчества.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх